Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 11323
Скачиваний: 396
71
понятий» – уровень развития словесно-логического мышления.
Если же кроме определения общего уровня интеллектуального развития ребенка и советов по
поводу того, как повысить уровень интеллектуального развития, необходимо дать рекомендации
по совершенствованию у детей шести-семилетнего возраста других когнитивных процессов, то
следует использовать в психодиагностике и такие методики:
• для оценки внимания – «Кольца Ландольта» (с помощью этой методики оцениваются
продуктивность, устойчивость, распределение и переключение внимания) и специальную
методику для определения объема внимания
10
;
10
Там же. - С. 205-210 (174-179).
• для психодиагностики памяти – методику оценки объема кратковременной зрительной и
слуховой памяти, оперативной зрительной и слуховой памяти, а также динамических
особенностей процесса запоминания
11
;
11
Там же. - С. 210-221 (181-189, 190-193).
• для психодиагностики воображения – методики под названиями «Вербальная фантазия»
(речевое воображение), «Рисунок» (зрительное воображение) и «Скульптура»
12
;
12
Там же. - С. 221-224 (193-198).
• для психодиагностики речи – методики «Определение понятий» и «Определение пассивного и
активного словарного запаса»
13
.
13
Там же. - С. 239-245 (217-223).
Общая психодиагностика уровня развития интеллекта у младших школьников производится
при помощи методики «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»
(варианты для учащихся разных классов, с первого по четвертый- пятый), «Формирование
понятий», «Умение считать в уме», «Кубик Руби-ка», «Матрицы Равена»
14
.
14
Там же. - С. 201-203, 227-239 (166-171, 201-216).
При проведении разносторонней психодиагностики интеллекта детей этого возраста – такой,
которая включает в себя оценивание всех когнитивных процессов, дополнительно можно
воспользоваться теми методиками, которые уже были рекомендованы для изучения когнитивных
процессов у детей шести – семилетнего возраста
1
.
1
Там же. - С. 205-224 (174-198).
Оценку уровня развития интеллектуальных способностей подростков, юношей (девушек) и
взрослых людей можно производить при помощи одного комплекта психодиагностических
методик, который включает в себя следующие тесты: «Формирование понятий», «Умение считать
в уме», «Кубик Рубика», «Матрицы Равена», «Логико-количественные отношения» и тест Айзенка
(фрагменты)
2
.
2
Там же. - С. 227-239, 290-311, 407-429 (201-216, 282-305).
Каждая из перечисленных методик практически оценивает различные стороны интеллекта, и
их следует применять в зависимости от того, какую цель, проводя психодиагностику, ставит перед
собой консультант-психолог.
Для того чтобы было легче сориентироваться в выборе психодиагностических методик при
проведении психологического консультирования, поясним применительно к каждой из
перечисленных методик, какую практическую задачу она решает.
Методика «Формирование понятий» позволяет достаточно быстро оценивать уровень общего
интеллектуального развития человека, однако такая оценка является общей, недостаточно
дифференцированной. Эта методика хорошо показывает, насколько у клиента развит внутренний
план сложных интеллектуальных действий, в том числе то, как данный человек может
классифицировать, сравнивать, анализировать, абстрагировать, обобщать, создавать и
реализовывать различные планы действий, а также менять их стратегию, тактику, учитывать
допускаемые ошибки.
72
Эта методика хороша тем, что мало зависит от прошлого опыта данного человека и от
имеющихся у него знаний, умений и навыков. Ее применение в первую очередь рекомендуется в
тех случаях, когда важно точно определить перспективы дальнейшего интеллектуального
развития клиента, зону его ближайшего развития (Л. С. Выготский). Чем выше будет показатель
интеллектуального развития клиента по данной методике, тем большими являются возможности
его дальнейшего интеллектуального развития, включая общие и ряд зависящих от них
специальных интеллектуальных способностей.
Методика «Умение считать в уме» чем-то напоминает по своим возможностям предыдущую
методику, но ее, в отличие от предыдущей, не рекомендуется применять отдельно, так как она в
основном оценивает счет в уме, который не равнозначен интеллекту в целом. На результатах этой
методики в большей степени, чем на результатах психодиагностики, проводимой посредством
методики «Формирование понятий», сказывается опыт человека, в частности его умение считать в
уме. Лучше всего данную методику использовать для определения уровня актуального развития
специальных, например математических, способностей.
Методика «Кубик Рубика» в целом также не позволяет адекватно оценивать уровень
интеллектуального развития человека, но она неплохо диагностирует развитость у человека
наглядно-действенного мышления, особенно в его начальных формах. Под ними мы имеем в виду
такие формы, которые представляют собой не столько проявление уже более или менее развитых
умственных способностей, сколько потенциально имеющиеся у человека задатки. Если, к
примеру, ребенок успешно справляется с кубиком Рубика, то на этой основе можно сделать вывод
о том, что у него неплохо представлены задатки к развитию практического мышления.
Методика «Матрицы Равена» хороша тем, что позволяет диагностировать образное мышление и
может практически применяться для достижения тех же целей (в плане диагностики наглядно-
образного мышления), для которых используется «Кубик Рубика».
Методика «Логико-количественные отношения» позволяет проводить психодиагностику двух
аспектов внутреннего плана умственных действий: логики мышления и счета в уме с
запоминанием промежуточных результатов.
Эта методика, правда, способна оценивать каждый из данных аспектов умственных действий не
так хорошо, как, например, методика «Формирование понятий» или методика «Умение считать в
уме», но зато в практическом применении гораздо проще этих методик. К ней следует обращаться
тогда, когда необходимо быстро и хотя бы приблизительно оценить уровень развития
соответствующих способностей у человека.
Тест Айзенка – это универсальный и один из лучших психологических тестов интеллекта. Он
предназначен для оценки уровня общего интеллектуального развития человека, а также уровня
развития у него некоторых специальных видов мышления, в частности математического и
лингвистического.
Данный тест рекомендуется использовать в практике психологического консультирования не в
целом, а по отдельным субтестам, выбирая их в зависимости от того, какова проблема клиента и
цель проводимой психологической консультации. Если, к примеру, эта цель состоит в том, чтобы
определить общий уровень интеллектуального развития человека, то можно воспользоваться
одним или двумя субтестами общего назначения
1
. Если же задача заключается в том, чтобы
определить уровни развития у клиента математического или лингвистического мышления
соответственно, то рекомендуется воспользоваться специальными субтестами
2
.
1
Там же. - С. 407-429 (421-444).
2
Там же. - С, 292-311 (285-305).
Заметим, что в полнокомплектном тесте Айзенка имеется восемь различных субтестов. Для
практической психодиагностики, проводимой в рамках психологического консультирования,
вполне достаточно воспользоваться только четырьмя названными выше субтестами. К тесту
Айзенка рекомендуется, кроме того, обращаться тогда, когда целью психологического
консультирования становится точное определение уровня интеллектуального развития клиента в
сравнении с другими людьми. Тест Айзенка в этом плане полезен при проведении
консультирования по вопросам профессиональной ориентации и профессионального отбора.
Тесты памяти
73
У человека много различных видов и процессов памяти, поэтому и проблем с памятью у
клиентов обычно возникает немало. Любые случаи обращения в психологическую консультацию с
жалобами на память требуют тщательного психологического тестирования памяти клиента.
Предварительно сориентироваться в проблемах памяти клиента можно в результате его
расспроса. Для того чтобы клиенту было легче рассказать психологу-консультанту о своих
мнемических проблемах, рекомендуется последовательно задать и получить от него развернутые
ответы на следующие вопросы:
1. Какие трудности, связанные с памятью, у вас имеются?
2. В чем эти трудности выражаются?
3. Когда, при каких обстоятельствах эти трудности чаще всего возникают?
4. Пытались ли вы с этими трудностями бороться? Если да, то как вы это делали и каковы
результаты ваших попыток?
Внимательно выслушав ответы клиента на эти вопросы и проанализировав их, психолог-
консультант может сформулировать гипотезу о том, что на самом деле происходит с памятью
клиента и какие проблемы у него вероятнее всего имеются. В соответствии с этой гипотезой
психолог-консультант может выбрать один или несколько специальных психологических тестов,
предназначенных для изучения памяти клиента.
Далее на основе изучения памяти клиента психолог-консультант может поставить ее точный
диагноз и предложить клиенту вполне конкретные рекомендации по практическому решению его
проблем.
Для диагностики памяти детей и взрослых людей рекомендуется использовать как общие, так и
специальные методы. Например,
при изучении памяти у детей в процессе ее развития можно воспользоваться следующими
диагностическими методиками.
При оценке процесса зрительного узнавания у детей дошкольного возраста можно
воспользоваться методикой «Узнай фигуры»
1
. Эта методика позволяет исследовать процесс
узнавания у детей трех-пятилетнего возраста.
1
Там же. - С. 136-138 (88-90).
С помощью другой методики – «Запомни рисунки»
2
– можно определить объем
кратковременной зрительной памяти у детей того же самого возраста. Этой же методикой можно
воспользоваться для диагностики памяти детей более старшего возраста, поступающих в школу
или уже обучающихся в ней, а также памяти взрослых людей.
2
Там же. - С. 138-140 (91-93).
Объем кратковременной памяти дошкольников, школьников и взрослых устанавливается при
помощи методики «Запомни цифры»
3
. Она хороша тем, что позволяет достаточно быстро
определить объем памяти.
3
Там же. - С. 140-142 (93-95).
Если же психолога-консультанта интересует динамика процесса запоминания – заучивания, то
можно воспользоваться методикой «Выучи слова»
4
.
4
Там же. - С. 142-143 (95-97).
Если психодиагностика памяти проводится с целью определения готовности ребенка к
обучению в школе или же для установления уровня развития у него отдельных видов памяти, то
лучше всего воспользоваться следующими методиками, которые, кроме того, позволяют получить
более полную информацию о развитии кратковременной оперативной и опосредованной памяти.
Для установления точного объема кратковременной зрительной памяти следует использовать
методику, рассчитанную на запоминание и воспроизведение ломаных линий
1
.
1
Там же. - С. 211-212, методика 7 (181-182).
Оперативная зрительная память достаточно хорошо оценивается при помощи методики, в
которой испытуемые зрительно идентифицируют заштрихованные треугольники
2
.
2
Там же. - С. 212-215, методика 8 (182-185).
74
Оперативная слуховая память оценивается при помощи методики, в которой испытуемый
должен на слух среди других произносимых ему слов узнать те, которые он до этого один раз
услышал
3
.
3
Там же. - С. 217-218, методика 10 (187-189).
Диагностика опосредованной памяти производится при помощи специальной методики, в
которой клиент придумывает сам и далее использует для запоминания некоторые средства,
которые позволяют ему не только запомнить, но и воспроизвести информацию на слух
4
.
4
Там же. - С. 218-219, методика 11 (189-190).
Отличительной особенностью данной методики является то, что ее можно применять не только
для изучения опосредованного запоминания и припоминания материала у школьников и у
взрослых людей, но также и у дошкольников в возрасте от трех до пяти лет, если они в состоянии
использовать сравнительно простые рисунки в качестве мнемотехнических средств. Опыт
наблюдения за нормально развивающимися детьми этого возраста показывает, что многие из них
вполне могут это делать.
При изучении особенностей процесса запоминания и воспроизведения материала у взрослых
людей также можно пользоваться указанной выше методикой, заменив в ней простые и хорошо
знакомые короткие слова на новые и более сложные
5
.
5
Там же. - С. 219, методика 12 (190-193).
Упражнения
1. Вспомните психологические тесты, при помощи которых можно оценивать у детей разного
возраста, начиная от старшего дошкольного и кончая подростковым, уровень развития
когнитивных процессов восприятия, внимания, воображения, речи и общих интеллектуальных
способностей.
2. Припомните основные психологические тесты, при помощи которых можно
охарактеризовать развитость памяти клиента.
Практическое задание
1. Оцените уровень развития памяти у кого-либо из клиентов, воспользовавшись для этого
рекомендациями и методиками, на которые имеются ссылки в данной главе.
Ключевые слова
Общие способности. Общий уровень интеллектуального развития. Когнитивные процессы. Зона
потенциального интеллектуального развития.
Мнемические проблемы. Методики изучения кратковременной и оперативной зрительной и
слуховой памяти. Методики психодиагностики динамики процесса запоминания.
ГЛАВА IX ТЕСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПРАКТИКЕ
ПЕРСОНАЛЬНОГО И КОММУНИКАТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Контрольные вопросы
1. С помощью каких тестов можно оценить уровень развития коммуникативных способностей у
детей и у взрослых людей?
2. Какие методики позволяют оценивать уровень развития организаторских способностей?
3. Что представляют собой психологические тесты, посредством которых оцениваются
специальные способности у клиента?
4. Как диагностировать темперамент?
5. Как практически оценивать характер клиента ?
6. Каким образом диагностируются такие черты характера, как тревожность, агрессивность,
зависимость, ответственность, стремление к достижению успехов и избежанию неудач ?
7. Что представляют собой методики, предназначенные для оценивания у клиента
психологических качеств лидера?
8. Каким образом оцениваются акцентуированные черты характера?
75
9. Какие методики используются для психодиагностики мотивов и потребностей клиента?
Тесты коммуникативных способностей
Коммуникативные способности – это знания, умения и навыки, связанные с процессом
общения людей. Они включают в себя умения слушать и понимать человека, устанавливать с ним
хорошие личные и деловые взаимоотношения, оказывать на него психологическое влияние.
О недостатках в развитии коммуникативных способностей человека свидетельствуют
следующие типичные признаки:
• человек боится публичности, то есть быть на виду у всех,
• человек испытывает повышенное беспокойство, тревожность, ожидая общения с
малознакомыми людьми,
• человек не вполне удовлетворен результатами, которых он реально добивается в практике
общения с людьми,
• человек избегает людей, особенно незнакомых, и боится вступать в личные и деловые
контакты с такими людьми,
• у человека слабо развиты вербальные и невербальные коммуникативные умения и навыки,
• данный человек не способен привлекать к себе внимание со стороны других людей, не
вызывает симпатии к себе с их стороны,
• человек не может убеждать людей и оказывать на них положительное влияние,
• человек теряется, смущается, чувствует себя неловко в различных ситуациях общения; не
знает, как вести себя и что отвечать людям, если они обращаются к нему,
• у человека не складываются нормальные взаимоотношения с людьми и часто по его причине
возникают межличностные конфликты.
На все эти признаки прежде всего должен обращать внимание психолог-консультант,
разговаривая с клиентом. Многие из них, говорящие о дефиците коммуникативных способностей
у клиента, сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за тем, как клиент ведет себя в
психологической консультации и как он разговаривает с разными людьми, в том числе с самим
психологом-консультантом.
Если психологу-консультанту необходимо кое-что уточнить, не довольствуясь чисто
визуальной психодиагностикой коммуникативных способностей клиента, то ему дополнительно
можно задать серию вопросов, соответствующих содержанию перечисленных выше симптомов –
признаков дефицита коммуникативных способностей. Можно, например, спросить клиента о том,
часто ли и много ли он общается с людьми, предпочитает ли оставаться один, удовлетворен ли
результатами общения с разными людьми и т.п.
В том случае, если для точной диагностики коммуникативных проблем клиента и
формулирования соответствующих практических рекомендаций этого окажется недостаточно,
можно будет обратиться к одному из следующих специальных психологических тестов,
рассчитанных на оценку коммуникативных способностей.
1. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»
1
.
1
Немое Р.С.
Психология. Кн. 3. - С. 183-185 (144-147).
Этот тест позволяет оценить, насколько развиты коммуникативные качества личности у детей
трех – пятилетнего возраста.
2. Анкета для родителей, воспитателей и учителей
2
.
2
Там же. - С. 269-272 (253-259).
Эта анкета решает ту же самую задачу, что и предыдущая методика, но по отношению к
детям, поступающим в школу, и младшим школьникам.
3. Тест Спилбергера на исследование тревожности
3
.
3
Там же. - С. 351-353 (353-357).
Данный тест предназначается для изучения детей подросткового возраста и старше, а
также для взрослых людей. Он позволяет по уровню тревожности косвенно судить о
развитости коммуникативных способностей и о коммуникативных проблемах, имеющихся у
клиента.