Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 11303
Скачиваний: 396
96
поступить следующим образом: каждый раз, когда после общения с людьми у него будет
неожиданно портиться настроение, сразу же, не откладывая в долгий ящик, стараться выяснить,
почему это произошло. Если и это не поможет и если спустя некоторое время клиент вновь станет
жаловаться на невозможность осознать причину изменения своего настроения, то ему можно
посоветовать пройти психологическое тестирование или же процедуру психоанализа. Вполне
вероятно, что причина ухудшения настроения лежит где-то в бессознательном.
Если обратившийся в психологическую консультацию клиент избегает людей, особенно
незнакомых, если он просто боится вступать с ними в контакт, то клиенту в первую очередь
следует рекомендовать усилием воли заставить себя пойти на общение с людьми.
Делать это можно, кстати, не сразу, а постепенно. Вначале, например, следует как можно
больше и чаще находиться среди людей и научиться спокойно реагировать на то, что они, в свою
очередь, обращают на вас внимание.
Тот факт, что люди с любопытством рассматривают и изучают вас, свидетельствует о том, что
вы, как личность, интересны для них. Данное обстоятельство должно не огорчать, а радовать
человека. Затем можно будет попытаться начать самому активно реагировать на внимание,
оказываемое другими людьми, например проявлением встречного внимания к ним.
В этой связи можно научиться, например, открыто и спокойно встречать взгляд другого
человека, доброжелательно ему улыбаться.
После этого или одновременно с этим полезно выучить наизусть и научиться легко
произносить подходящие для разных случаев жизни формы речевого этикета – такие, с которыми
можно было бы обратиться к незнакомому человеку и отреагировать на проявление внимания с
его стороны.
Наконец, можно заставить себя самого проявлять инициативу в установлении контактов с
незнакомыми людьми. Последовательное освоение и выполнение всех этих действий сначала в
общении с достаточно близкими, затем – со знакомыми и, наконец, с незнакомыми людьми
должно снять проблему боязни общения с людьми.
Если в результате психодиагностики клиента обнаружится, что у него слабо развиты
коммуникативные умения, то самые первые адресованные ему рекомендации должны касаться
того, как улучшить соответствующие умения.
Допустим, к примеру, что клиент теряется на виду у других и ему не удается обращать на себя
заинтересованное и доброжелательное внимание с их стороны. Тогда клиенту нужно помочь
приобрести такие знания, умения и навыки, которыми он мог бы воспользоваться в общении с
людьми и решить для себя эту задачу, то есть стать более интересным для окружающих людей.
Этого же, конечно, можно было бы добиться при помощи каких-либо чисто внешних эффектов:
яркой, необычной, броской одежды, экстравагантных манер, эпатажного поведения и тому
подобного. Однако такой способ привлечения внимания к себе не даст должного эффекта, не
породит интереса к человеку как к личности и желания общаться с ним. Внешние формы
привлечения внимания могут вызвать интерес к человеку, но ненадолго.
Гораздо более важно обладать какими-либо особенными, положительными психологическими
качествами. При желании их можно найти у каждого человека, и задача психолога-консультанта в
оказании практической помощи клиенту в этом случае сводится к тому, чтобы помочь ему
обнаружить такие качества у себя.
Симпатии к себе со стороны окружающих людей часто вызывают те люди, которые сами
умеют быть внимательными к другим, кто может интересно и увлекательно говорить и
заинтересованно слушать.
Умению внимательно и доброжелательно слушать других часто научиться сложнее, чем
активному говорению, поэтому психолог-консультант, столкнувшись с подобной проблемой,
должен посоветовать клиенту постараться в первую очередь стать хорошим слушателем для
других людей.
Стать хорошим слушателем, в свою очередь, означает следующее:
• проявлять искренний интерес к любому человеку,
• терпеливо и доброжелательно выслушивать любого человека
до конца,
• находить и отмечать положительное в любом человеке и в каждом его высказывании,
• по мере возможности избегать критики людей и того, что они
97
говорят,
• если критика все же необходима, то научиться высказывать
ее так, чтобы не обижать другого человека и не портить взаимоотношения с ним,
• выработать умение поддерживать, стимулировать положительные действия другого
человека – такие, которые повышают его престиж, поднимают в глазах окружающих людей. Если
у клиента почему-то не складываются личные взаимоотношения с людьми и его настроение
портится после того, как он пообщается с людьми, – значит, в общении с ними он ведет себя не
так, как нужно, и не вызывает с их стороны симпатию.
Причины этого, как правило, полностью не осознаются, и первая задача психолога-
консультанта сводится к тому, чтобы вместе с клиентом разобраться в них. Далее необходимо
помочь клиенту устранить эти причины, подсказав ему, как лучше и правильнее вести себя в
общении с людьми.
Обозначим возможные причины антипатии со стороны других людей и способы ее устранения.
Причина 1. Человек сам ведет себя неуважительно по отношению к людям, своими действиями
и высказываниями фактически оскорбляет, унижает их.
Способ практического решения проблемы в данном случае – осознать и изменить свое
неправильное поведение, научиться контролировать свои действия в общении с людьми.
Причина 2. Человек в общении с другим человеком невольно напоминает ему кого-то, кто
прежде неоднократно вызывал с его стороны антипатию. Способ решения проблемы в этом случае
следующий: во что бы то ни стало пойти на контакт с собеседником, напоминающим кого-либо, и,
поговорив с ним, убедиться в том, что он не имеет ничего общего с тем, кто раньше вызывал
антипатию.
Причина 3. Неблагоприятная общая обстановка общения, которая сама по себе вызывает
раздражение и повышенную напряженность, невольно ухудшая настроение и порождая
отрицательные реакции на действия собеседника.
Способ устранения этой причины – изменить обстановку, дать человеку успокоиться, научить
его не реагировать на проявление антипатии со стороны других людей. Кроме того, желательно
научиться сохранять доброжелательный тон общения с людьми во всех жизненных ситуациях.
Причина 4. Наличие у собеседника устойчивых отрицательных черт характера, в силу которых
он часто проявляет беспричинную антипатию к людям.
Способ решения проблемы в данном случае такой: помочь человека сдерживать себя.
Для этого сначала необходимо, чтобы он осознал недостатки своего характера, признал их и
захотел от них избавиться. Если это не случится, то можно ограничиться тем, что просто
продемонстрировать клиенту, как он на самом деле себя ведет себя и как он при этом выглядит со
стороны.
Улучшение организаторских способностей клиента
Традиционно термин «организаторские способности» относится к умениям человека,
связанным с организацией какого-либо дела или взаимодействия людей для его выполнения,
включая распределение между ними обязанностей, налаживание эффективного взаимодействия
друг с другом и установление нормальных личных и деловых взаимоотношений.
Хорошая организация предполагает максимально эффективную совместную деятельность
людей. Организаторскими можно, например, назвать деловые способности. На дефицит развития
или отсутствие таких способностей у себя обычно жалуются люди, которые еще только
приступают к организации какого-либо нового для них дела и опасаются, что оно у них не пойдет
именно из-за недостатка в развитии организаторских способностей.
Консультанту, к которому обращается клиент по поводу недостатка организаторских
способностей, надо иметь в виду следующее.
Во-первых, то, что таких способностей у человека несколько, и в связи с этим необходимо
прежде всего точно установить, чего на самом деле не хватает клиенту.
Во-вторых, развитие таких способностей у человека идет обычно довольно медленно и зависит
от множества условий и факторов.
Далее желательно определить состав (структуру) тех организаторских способностей, которые
необходимы клиенту, и общие требования к их развитию. И только после этого можно попытаться
98
сформулировать те практические рекомендации, которые могли бы лечь в основу советов клиенту
по развитию у него этих способностей.
В состав организаторских способностей человека определенно входят знания, связанные с
деятельностью, которая подлежит организации. Если это – сфера управления людьми в экономике,
то, соответственно, умелому организатору необходимы хорошие знания в области экономики и
управления ею. Если это область промышленного производства, то здесь организатору дела нужно
хорошо знать само производство. Человек, не имеющий достаточных практических знаний и
умений в той или иной области, вряд ли когда-либо сможет стать хорошим организатором дела в
этой области.
Можно, конечно, в качестве помощников в практической организации какого-либо дела
привлечь специалистов, хорошо знающих его, но тогда у самого организатора возникнут
дополнительные проблемы, касающиеся профессионального взаимодействия между людьми.
Неопытному организатору понадобится слишком много помощников, и это чрезвычайно
усложнит саму организацию дела.
Второй важный момент в организаторских способностях – это знание требований,
предъявляемых самим организуемым делом к людям и к психологии включаемых в него людей, а
также умение плодотворно сотрудничать с людьми.
Умелый организатор всегда должен быть готов дать четкие, обстоятельные,
аргументированные ответы на следующие вопросы:
1. Сколько людей может потребоваться для того, чтобы полностью и высококачественно
выполнить весь необходимый объем работы?
2. Какими профессиональными знаниями и умениями должны будут обладать эти люди?
3. Какие личностные, психологические качества необходимы этим людям?
Способный организатор дела также должен хорошо представлять себе, в чем будет заключаться
работа каждого сотрудника, сколько времени потребуется на нее, какими могут быть ожидаемые
ее результаты и как их можно будет проконтролировать.
Способный организатор должен уметь правильно распределять обязанности между людьми,
налаживать их деловые взаимоотношения друг с другом.
В связи с этим психологу-консультанту рекомендуется в процессе проведения
консультирования задать клиенту следующие частные вопросы:
• Какие профессиональные обязанности вы собираетесь возложить на каждого из
подбираемых вами для совместной работы людей?
• Как эти люди будут согласовывать, координировать свои действия друг с другом в их работе?
У любого руководителя-организатора в работе с людьми неизбежно будут возникать какие-то
проблемы. Для того чтобы они своевременно и успешно решались, для того чтобы дело не
стопорилось и шло вперед, необходимо научиться предупреждать возникновение
трудноразрешимых проблем, заранее их предвидеть. Гораздо легче нечто предупредить, чем
устранить, когда это уже случилось.
Для того чтобы выяснить, умеет ли клиент это делать, психологу-консультанту рекомендуется
поставить перед ним следующие дополнительные вопросы:
• Какие проблемы, по вашему мнению, могут возникнуть у каждого из привлеченных вами к
делу людей?
• Как можно предупредить и заранее решить эти проблемы еще до того, как они возникли?
• Как вы поступите, если между привлеченными вами к делу
людьми возникнут противоречия и конфликты? Способный организатор дела должен уметь
заранее определить и продумать способы решения межличностных проблем, предусмотреть
возможные случаи и пути разрешения деловых проблем в возглавляемом им трудовом коллективе.
В этой связи организатору необходимо иметь ясные ответы на следующие частные вопросы:
• Каковы наиболее сложные проблемы, с которыми можно столкнуться в ходе практической
организации данного дела?
• Каким образом такие проблемы можно будет решить?
• Как заранее предупредить возможность возникновения подобных проблем в будущем?
Хорошо должна быть организована и собственная деятельность руководителя-организатора. В
ней все должно быть спланировано и до мелочей продумано.
С этого и следует начинать практическую работу по развитию и совершенствованию у клиентов
99
организаторских способностей. Но это только начало дела. Далее должны последовать шаги,
направленные на совершенствование всех других компонентов организаторских способностей, в
том числе и тех, о которых шла речь выше.
Итак, примерная программа развития у клиента организаторских способностей, которую
психолог-консультант мог бы предложить клиенту, выглядит следующим образом:
1. Развитие и совершенствование приемов оптимизации собственной работы клиента как
организатора конкретного дела. Сюда входят, в частности, следующие умения:
– умение быстро находить оптимальные решения разнообразных проблем,
– умение рационально и экономно распределять свое рабочее время,
– умение в течение дня и в течение более длительного времени поддерживать на высоком
уровне свою работоспособность,
– умение контролировать свои эмоции, действовать спокойно и уверенно во всех ситуациях,
– умение учиться на ошибках, делать из них должные выводы и не повторять ошибок
впоследствии,
– быть восприимчивым к новому и обладать способностью к научению.
2. Знание психологии людей и человеческих отношений. Умение эффективно использовать эти
знания в общении с людьми. К ним, в частности, относится следующее:
– знание особенностей темперамента и характера людей, умение учитывать их в реальной
практике общения,
– знание интересов и потребностей людей,
– умение строить с людьми деловые и личные взаимоотношения таким образом, чтобы в
максимальной степени способствовать удовлетворению их личных потребностей и
интересов,
– знание психологии общения, умение управлять процессом общения,
– знание психологии практического воздействия на людей и умение эффективно пользоваться
этими знаниями,
– знание причин, способов предупреждения и разрешения межличностных конфликтов.
3. Знание специфики организуемого дела, в том числе его содержания, технологии, умение на
хорошем профессиональном уровне решать деловые вопросы.
4. Умение организовать дело практически, включая решение вопросов подбора людей,
распределения обязанностей между ними, обеспечение оптимального делового взаимодействия
людей друг с другом.
Развитие специальных способностей клиента
Специальных способностей у человека множество – столько, сколько существует различных
видов деятельности. Среди специальных способностей есть способности, связанные с освоением
человеком системы знаний и умений, которые могут быть выработаны только при наличии у
человека хороших задатков. К подобным способностям относятся, к примеру, математические,
лингвистические, физико-технические и другие.
Все специальные способности обладают особенностями, которые важно учитывать, предлагая
клиенту рекомендации по их развитию. Данные способности могут быть развиты, если у человека
есть хотя бы их элементарные задатки и при условии как можно более раннего включения
человека в специально организованную, развивающую эти способности, деятельность.
Несоблюдение первого из указанных условий ведет обычно к тому, что, затратив довольно
большие усилия на развитие способностей, человек добивается весьма скромных, посредственных
результатов. Хотя, в конечном счете, соответствующие способности у него формируются, но по
относительному уровню их развития данный человек все же отстает от тех людей, которые с
детства имели ярко выраженные задатки.
Нарушение второго условия приводит обычно к тому, что человек, имея хорошие задатки,
остается личностью со слаборазвитыми способностями, значительно отставая даже от тех людей,
кто не имел задатков, но активно развивал свои способности.
Из двух указанных условий второе – активное развитие способностей в соответствующих им
видах деятельности – представляется более существенным для судьбы формируемых
способностей, чем первое – наличие задатков.
100
Что же конкретно можно рекомендовать клиенту по развитию у него специальных
способностей?
Начнем отвечать на данный вопрос, ориентируясь на математические способности. Эти
способности включают в себя следующие частные умения:
• умение оценивать и сравнивать количественные характеристики воспринимаемых явлений,
• умение быстро и точно считать в уме,
• умение производить умственные действия с математическими объектами в прямом и в
обратном порядке,
• умение точно и последовательно логически мыслить,
• умение своевременно отказываться от привычного способа мышления (решения задач),
искать и находить новые способы решения задач,
• умение пользоваться схемами и чертежами,
• хорошо развитая оперативная память. В большинстве случаев задатки к развитию
математических способностей, если они действительно имеются у детей, начинают проявляться
довольно рано, в возрасте от трех до четырех лет. Это, в частности, выражается в том, что ребенок
быстро осваивает счет и раньше других детей научается считать в уме.
Очень важно своевременно заметить подобные проявления задатков к развитию
математических способностей и сразу же активно приступить к их превращению в способности.
Первое, чему, занимаясь этим делом, следует научить детей, – это пересчитывание предметов в
пределах одного десятка. Затем следует постепенно увеличивать общее количество
пересчитываемых предметов. Одновременно, обычно уже после того, как дети освоят числа,
выражающие собой количественные и множественные отношения, полезно научить их измерять
предметы и выражать результаты измерения в конкретных величинах.
Все сказанное относится к возрасту четыре-пять лет. В эти годы важно приучить ребенка
видеть в явлениях и объектах окружающего мира количественные отношения, сравнивать эти
объекты между собой с помощью чисел.
В возрасте пять-шесть лет уже можно переходить к выполнению более сложных, чем простой
счет, математических действий в уме, опираясь, однако, на непосредственно зрительно
воспринимаемую реальную ситуацию. Важно приучить ребенка к тому, чтобы он, оценивая
ситуацию количественно, сразу же мог выразить словами свой ответ, не пересчитывая предметы
вслух или открыто.
В возрасте пять-шесть лет, если ребенок показал, что обладает задатками к развитию
математических способностей, его можно начинать обучать выполнению элементарных
арифметических действий сложения, вычитания, умножения и деления сначала в пределах
десятка, а затем и сотни.
Способный к математике ребенок при поступлении в школу должен уметь делать следующее:
– считать в уме в пределах как минимум нескольких десятков, складывая, вычитая, умножая и
деля соответствующие числа,
– измерять, оценивать количественные характеристики разных предметов, сравнивая их между
собой.
Заметим, что те же самые стадии развития должны проходить, усваивая те же самые умения,
дети, с рождения не имеющие выраженных математических задатков. Однако у них все это будет
происходить гораздо медленнее и с большими усилиями, чем у способных к математике детей.
Последовательность стадий развития математических способностей, вероятно, является
одинаковой у всех детей, причем каждая из них ребенком обязательно должна быть пройдена.
Однако время начала, конца и общая продолжительность каждой из стадий могут варьировать у
более и у менее способных детей.
Значительный вклад в развитие математических способностей детей в школьные годы вносят
занятия математикой по общешкольным программам. Но этого недостаточно, и одаренному в
математике ребенку желательно помогать развиваться дома.
В этой связи рекомендуется особое внимание обращать на то, чтобы уже у младшего
школьника, если он одаренный в математике ребенок, были дополнительные, развивающие его
математический ум, задания. Желательно, чтобы ребенок научился сам придумывать новые
математические задачи, искал всевозможные решения одних и тех же задач, мог логически
рассуждать вслух и про себя.