Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 11295

Скачиваний: 396

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

106

обсуждать не будем.

Эмоциональность,  о  которой  речь  шла  выше,  весьма  ценится  людьми,  так  как  является

очевидной демонстрацией того, что человеку не безразлично происходящее вокруг, в частности те
люди, с которыми он общается (конечно, речь прежде всего идет о положительных эмоциях).

Для более убедительного доказательства клиенту того, что его эмоциональность не должна его

особенно беспокоить, можно сослаться и на следующий аргумент: это качество в людях особенно
ценится теми, кто интеллектуально развит, образован и высококультурен.

Иное  дело  –  то,  как  эмоциональность  человека  проявляется вовне,  в  его  взаимоотношениях  с

людьми  и  поступках. Если  повышенная  эмоциональность  обеспечивает  человеку  высокие
результаты  в  работе  и  улучшает  его  взаимоотношения  с  людьми, то  она, безусловно, является
достоинством. Если  же  чрезмерно  выраженная  внешняя  эмоциональность  мешает  работе  и
ухудшает взаимоотношения, то о ней стоит задуматься. В последнем случае проблема касается не
эмоциональности как таковой, а умения человека управлять ее внешними проявлениями.

То  же  самое  относится  к  такому  свойству  темперамента, как  скорость  реакции. Ее, как  и

эмоциональность, практически невозможно постоянно контролировать. Клиенту желательно знать
свою природную скорость реакции и то, в чем он отличается от других людей.

Если такое отличие обнаруживается и является настолько существенным, что может осложнить

взаимодействие  клиента  со  значимыми  для  него  людьми, то  желательно  рекомендовать  ему
заранее
предупреждать  людей, с  которыми  он  вступает  в  контакты, о  том, что  у  него  имеются
особенности, связанные  со  скоростью  реакции. Подобное  предупреждение, данное  заведомо,
снимет  возможные  ненужные  проблемы, которые  у  клиента  могут  возникнуть  в  связи  с  его
неадекватной скоростью реакции.

Случай 2. Люди, обладающие  диаметрально  противоположными, психологически  не

совместимыми темпераментами, например, холерическим и  меланхолическим, сангвиническим и
флегматическим, обычно испытывают неудобства, напряженность в общении друг с другом.

Особенно часто это проявляется тогда, когда такие люди недостаточно хорошо знакомы друг с

другом  в  начале  их  общения. Они сами друг  другу  кажутся психологически  несовместимыми, и
напряженность, возникающая между ними, может показаться им непреодолимой.

Психологическая  несовместимость  тяжело  переживается  людьми  и  иногда  кажется  им

неразрешимой  проблемой  на  пути  установления  между  ними  нормальных  человеческих
взаимоотношений. На самом деле это далеко не так.

Во-первых,  все  люди  обладают  большими  возможностями  адаптации  друг  к  другу  и

значительной гибкостью в своем поведении, что позволяет им хорошо приспосабливаться друг к
другу. Во-вторых, реализация  этих  возможностей  и  конечный  результат  взаимного
приспособления друг к другу в гораздо большей степени зависят от желания людей найти общий
язык, чем  от  исходных  природных  различий  в  их  темпераментах. В-третьих – и  это  главное –
симпатия или антипатия, любовь или ненависть людей друг к другу практически никак не связаны
с тем, какими типами темпераментов они обладают. Положительные или отрицательные чувства
друг  к  другу  с  одинаковой  вероятностью  могут  испытывать  и  холерики, и  сангвиники, и
флегматики, и меланхолики. Поэтому нет сколько-нибудь серьезных оснований для беспокойства
о том, что различия в свойствах темперамента могут стать фатальными для личных или деловых
взаимоотношений людей. В этом в первую очередь необходимо убедить клиента, обратившегося в
психологическую консультацию по поводу разницы в темпераментах значимых для него людей и
его самого.

Ссылки на психологическую несовместимость темпераментов часто являются лишь средством

скрыть от собственного сознания и от понимания других людей более важные и более глубокие
причины неблагоприятных личных и деловых взаимоотношений.

В  этой  связи  следующий  важный  шаг, который  должен  предпринять  психолог-консультант,

работая  с  жалующимся  на  психологическую  несовместимость  клиентом, состоит  в  следующем:
дать  понять  клиенту, что  необходим  более  глубокий  психологический  анализ  тех  отношений, в
которых между ним и окружающими людьми обнаруживается психологическая несовместимость.

Если  спустя  некоторое  время  после  того, как  клиент  поймет, что  реальная  проблема  его

взаимоотношений  с  людьми  не  связана  с  особенностями  его  темперамента, данная  проблема  на
этом направлении поисков не будет решена, то это значит, что ее причину следует искать в чем-то


background image

107

другом, а не в разнице в темпераментах.

Случай 3. Если  клиент  жалуется  психологу-консультанту  на  постоянную  напряженность,

возникающую у него в работе или в общении с людьми, то в основе этого могут также лежать три
вероятные причины: отсутствие интереса к выполняемой работе, отсутствие интереса к человеку,
с  которым  ему  приходится  общаться, и  динамика  рабочих  или  коммуникативных  движений, не
вполне  соответствующая  природному  типу  темпераментов  взаимодействующих  друг  с  другом
людей.

Прежде всего необходимо уточнить, с какой из этих возможных причин психолог-консультант

на самом деле столкнулся в практике работы с клиентом.

Если  реально  действующей  является  первая  или  вторая  из  названных  причин, то  снять

возникшую  в  связи  с  ними  психологическую  напряженность  можно  только  за  счет  изменения
отрицательного отношения к работе или к человеку на положительное.

Если  же  реальная  причина  состоит  в  несоответствии  динамических  особенностей  рабочих

движений  или  общения  свойствам  темпераментов общающихся  друг  с  другом  людей, то  можно
рекомендовать  клиенту  перейти  на  такой  темп  и  скорость  работы  или  общения  со  своим
партнером, которые наиболее удобны для него и для его партнера, наиболее комфортны и менее
всего утомительны, т.е. не вызывают напряженности.

При этом клиента желательно убедить в том, что качество его работы и результаты общения с

людьми от перехода на более удобные динамические характеристики работы и общения не только
не  ухудшатся, но, в  конечном  счете, улучшатся. Поначалу, однако, ему  может  показаться
непривычным и трудным работать и общаться по-новому.

Случай 4. Опасения по поводу замедленного по сравнению с другими людьми темпа работы и

по поводу чрезмерно замедленных реакций на их действия в тех или иных ситуациях.

Такие  опасения  в  большинстве  случаев  не  являются  достаточно  обоснованными. Выше  уже

много говорилось о том, что медленность  темпа  и  замедленность  реакций  не  являются  личными
недостатками людей. Они выступают как таковые лишь тогда, когда сопровождают

ся  снижением  результатов  работы  и  трудностями  в  общении  с  людьми, а  также  повышенной
внутренней напряженностью.

Однако довольно редко и только у особо одаренных людей бывает в жизни так, чтобы то, что

делается быстро, в то же время было и качественно. Напротив, достаточно часто происходит так,
что гораздо более высоким качеством работы отличаются те, кто трудится не торопясь.

Если собрать вместе и взвесить все «за» и «против» быстрой и медленной работы, ускоренных

или замедленных умственных или двигательных реакций на действия людей, то окажется, что как
раз  неторопливая  работа  и  весьма  размеренные  реакции  часто  превосходят  по  качеству  и  по
продуктивности быструю работу и ускоренные реакции.

Поэтому клиенту, жалующемуся психологу-консультанту на то, что он не успевает за другими

или, напротив, опережает  их, надо  порекомендовать  сделать  как  минимум  две  вещи: во-первых,
перестать  беспокоиться  по  поводу  этого  как  о  серьезном  личностном  недостатке;  во-вторых,
постараться  выработать  у  себя  привычку  работать  и  реагировать  на  действия  других  людей,
заботясь прежде всего о качестве работы и результатах общения и не обращая особого внимания
на скорость и темп работы и общения.

Случай 5. Слабость нервной системы и связанные с ней свойства темперамента могут считаться

личными  недостатками  человека  лишь  по  отношению  к  видам  деятельности, вызывающим
повышенную  напряженность  и  требующим  от  человека  значительной  физической  и
психологической выносливости.

В  настоящее  время  таких  видов  деятельности  не  так  уж  много,  и  большинство  из  них  не

являются  престижными. К  таким  видам  деятельности  относится, например, работа  человека  в
условиях постоянного и повышенного шума.

Что  касается  остальных, наиболее  привлекательных  для  современного  человека  видов

деятельности, то для занятий ими слабость нервной системы – весьма незначимый, а иногда даже
и  положительный  фактор, особенно  если  данный  вид  деятельности  требует  от  человека  тонкой
чувствительности к разного рода воздействиям и ситуациям.

Случай 6. Эмоциональная неуравновешенность в отличие от всех других проблем, связанных с

темпераментом  человека, действительно  является  реальной  и  серьезной  проблемой. Ее
необходимо решать, а не убеждать клиента в том, что она не существует.


background image

108

Прежде всего отметим, что эмоциональная неуравновешенность человека – это и внутреннее, и

внешнее  проявление  его  темперамента. Оно  выражается  в  том, что  в  нервной  системе  человека
процессы возбуждения или торможения явно преобладают друг над другом (неуравновешенность
может  быть  и  при  доминировании  возбуждения  над  торможением, и  при  преобладании
торможения над возбуждением).

Доминирующий нервный процесс находит свое внешнее выражение в неадекватных реакциях

человека на ситуацию. Там, где требуется спокойный ответ, человек реагирует слишком бурно, и,
напротив, в  том  случае, если  подходящим  является  эмоционально  активный  ответ, реакция
человека оказывается пассивной.

Если  в  жизни  данный  человек  чаще  всего  кажется  эмоционально  возбужденным, чем

эмоционально подавленным, и оказывается  не  в  состоянии  контролировать  свое поведение, то о
нем говорят как о неуравновешенном человеке, с преобладанием возбуждения над торможением.
Если, напротив, человек  чаще  бывает  подавленным  и  торможение  в  его  поведении, очевидно,
доминирует  над  возбуждением, то  его  характеризуют  как  эмоционально  неуравновешенного
человека, с преобладанием торможения над возбуждением.

Психологу-консультанту совместно с клиентом, который обратился к нему с жалобой на свою

эмоциональную неуравновешенность, прежде всего необходимо выяснить, к какому из этих двух
типов людей относится  данный  клиент. Важность  данного шага связана с тем, что  практические
советы и рекомендации для людей с разными видами эмоциональной неуравновешенности будут
различными.

После  этого  можно  переходить  к  выяснению причин  неуравновешенности, которые  у  разных

людей также могут оказаться различными.

По определенному в ходе психологического диагноза сочетанию этих причин можно будет дать

конкретные, индивидуально  своеобразные  рекомендации  по  устранению  причин  эмоциональной
неуравновешенности клиента.

Общие рекомендации по коррекции черт характера

Характер  человека  представляет  собой  одну  из  самых  сложных  проблем  для  коррекции, и

особенно  трудно  его  откорректировать  в  процессе  проведения  психологического
консультирования. Это связано с тем, что именно характер человека непосредственно определяет
его поступки, оцениваемые людьми и переживаемые им самим.

Характер человека в целом, однако, менее стабилен, чем его темперамент, и его, следовательно,

в какой-то мере можно изменить, причем не только у ребенка, но также и у взрослого человека.
Поэтому, предлагая  клиенту  рекомендации  по  вопросам  коррекции  его  характера, психолог-
консультант может не ограничиваться только советами, так сказать, приспособительного плана –
такими, в которых содержатся лишь идеи о необходимости знать и учитывать свой характер, но
не пытаться его как-то изменить.

Вместе  с  тем  хорошо  известно, что  характер  человека, особенно  взрослого, достаточно

устойчив, и  изменить  его  полностью  даже  при  большом  желании  человека  практически
невозможно. Попытки  такого  рода, начатые  слишком  поздно  и  непоследовательно, чаще  всего
заканчиваются  неудачей. Кое-что  в  характере  человека  удается  изменить, однако  многое  и  не
очень приятное для него остается таким, каким оно и было.

Почти во всех случаях, когда речь идет о людях старше подросткового возраста, рекомендации

по  коррекции  черт  их  характера  должны  быть  двояко  направленными: с  одной  стороны, они
должны содержать в себе советы по изменению существующих черт характера, с другой стороны,
в  них  должны  содержаться  советы  по  приспособлению, принятию  некоторых  черт  характера
такими, какие они есть (если, конечно, изменить их практически невозможно).

Что еще, кроме сказанного, надо иметь в виду, проводя психологическое консультирование по

проблемам, связанным с характером?

Прежде всего  то, что у человека  имеется  множество различных черт  характера. Даже  если  не

все  черты  личности  человека  считать  чертами  его  характера, то  все  равно  среди  черт  личности
наберется немало таких, которые вполне можно рассматривать именно как черты характера.

Приступая  к  психологическому  консультированию  и  к  коррекции  черт  характера  человека,

нельзя довольствоваться только тем, что о недостатках своего характера говорит сам клиент. Он


background image

109

может  ошибаться  и  нередко  действительно  ошибается  в  оценке  того, что  не  в  порядке  с  его
характером. Почти  всегда  необходимо  уточнять, в  том  числе  и  при  помощи  специального
тестирования, какие характерологические проблемы у клиента действительно есть и какие из них
являются мнимыми, выдуманными самим клиентом или навязанными ему сложившимся о нем  у
окружающих людей мнением.

Разные  черты  характера  человека  делятся  на  группы, и  среди  них  выделяются  как  минимум

следующие  три  основные  группы: волевые, деловые, коммуникативные. Они  не  просто
представляют собой различные группы черт характера, но появляются и развиваются в онтогенезе
человека  в  разное  время  и  в  указанной  выше  последовательности. Известно  также, что, чем
раньше  возникает  у человека  та  или иная  черта  характера, тем более  устойчивой она  является  и
тем труднее бывает ее изменить.

Следовательно, возможность  успешной  коррекции  черт  характера  человека  постепенно

уменьшается  в  указанной  последовательности: коммуникативные, деловые, волевые  черты
характера.

Первую  из названных в  этом списке групп черт характера – коммуникативные – в  принципе,

можно корректировать в течение практически всей жизни человека.

Вторую группу черт характера – деловые – можно эффективно менять до начала взрослости, т.е.

приблизительно  до  двадцати  пяти – тридцати  лет. Далее  эта  задача  обычно  становится
трудноразрешимой.

Третью группу черт характера можно изменять в основном только до подросткового возраста,

т.е. до  четырнадцати-пятнадцати  лет. После  этого  новые  волевые  черты  характера  воспитать  у
человека практически уже невозможно.

В  тех  случаях,  когда  клиент  жалуется  на  отсутствие  или  слабое  развитие  у  него  тех  черт

характера, которые  в  возрасте, в  котором  находится  клиент, уже  практически  не  меняются,
клиенту  можно  посоветовать  следующее. Прежде  всего  пройти  психологическое  тестирование,
точно определить наличие и степень развития соответствующих черт характера. Затем – принять
имеющиеся черты характера такими, какие они есть, и далее постараться перестать переживать по
их поводу, не рассматривая данные черты характера как зло.

В тех случаях, когда практическая коррекция черт характера, на которые жалуется клиент, еще

возможна, следует исходить из приводимых ниже рекомендаций, относящихся к разным группам
черт характера: волевым, деловым, коммуникативным.

Советы по развитию воли

Если  к  психологу-консультанту  по  поводу  недостаточного  развития  тех  или  иных  черт

характера у детей обращаются взрослые люди, например родители ребенка; если сам ребенок еще
мал, например ему меньше 3-х лет, то первое, что следует сделать психологу-консультанту – это
заверить  клиента  в  том, что  нужные  волевые  черты  характера  у  ребенка  еще  вполне  можно
сформировать. При  этом  желательно  обратить  внимание  клиента  на  правильную  организацию
практики  общения  взрослых  с  ребенком, в  которой  обязательно  необходимо  будет  учесть
следующие моменты.

1. Внимательно следить за тем, как ребенок проявляет самостоятельность, замечать и всячески

поддерживать любые ее признаки.

2. Если ребенок заявляет «Я сам» и явно претендует на то, чтобы делать что-то самостоятельно,

без вмешательства со стороны окружающих людей, то в его дела не стоит активно вмешиваться,
за исключением, конечно, случаев, когда ребенок может невольно навредить себе или испортить
какую-либо ценную вещь. Но и в этих случаях вмешательство взрослого в дела ребенка  должно
быть ненавязчивым и, по возможности, незаметным для самого ребенка.

3. Самостоятельность ребенка особенно следует приветствовать тогда, когда ребенок старается

что-либо сделать  как можно лучше, проявляя при этом  инициативу и  настойчивость, желание и
готовность  преодолевать  препятствия. Поощрение  должно  иметь  место  даже  в  том  случае, если
ребенок старался что-либо сделать сам, но у него не получилось. Главное состоит в том, чтобы в
сознании самого ребенка получаемые им поощрения ассоциировались именно со старанием, а не
только и не столько с высокой оценкой взрослыми его способностей.

4. В  практике  педагогического  общения  с  ребенком  поощрения  должны  доминировать  над


background image

110

наказаниями, что  в  свою  очередь  играет  важную  роль  в  развитии  его  волевых  качеств. Такая
практика общения создает благоприятные условия для укрепления мотива к достижению успехов,
связанного с волей.

Если по поводу волевых проблем детей к психологу-консультанту обращаются взрослые люди,

если их заботит судьба детей, достигших уже дошкольного возраста (от четырех-пяти до шести-
семи  лет),  то общие  рекомендации  по  укреплению  воли  детей  этого  возраста  будут  в  основном
такими же, как в отношении детей раннего дошкольного возраста (от одного года до трех лет).

Следует, однако, иметь в виду, что этого для детей среднего и старшего дошкольного возраста

будет  недостаточно, так  как, во-первых, воля  ребенка  к  данному  возрасту  уже  в  основном
сложилась, и, во-вторых, психология  детей  дошкольного  возраста  в  целом  отличается  от
психологии  детей  раннего  возраста. Последнее  обстоятельство  необходимо  обязательно
учитывать, давая рекомендации по развитию воли у дошкольников.

Прежде всего здесь надо иметь в виду то, что волевые качества личности дошкольника лучше

всего  формируются  в  ведущих  видах  деятельности. Это – игра, учение, общение  и  труд, при
доминировании игры над остальными видами деятельности в психологическом развитии ребенка.

Поэтому  в  дошкольном  возрасте  важнее  всего  создавать  благоприятные  условия  для

совершенствования  волевых  черт  характера  в  различных  играх, требующих  проявления
настойчивости и воли со стороны ребенка для достижения поставленных в игре целей.

Положительную  роль  в  развитии  воли  в  дошкольном  возрасте  выполняют, например, игры –

соревнования ребенка с другими детьми и с взрослыми людьми.

Следует  иметь  в виду  и  то,  что  по-настоящему  развитая  воля основана  на  разуме  и  сознании

человека, т.е. базируется не на слепой, неосознаваемой, интеллектуально не контролируемой силе
типа упрямства, а на сознательных, разумно принимаемых решениях. Даже у разумного человека
его решения усилием воли претворяются в жизнь.

Сознание  ребенка-дошкольника, особенно  достигшего  старшего  дошкольного  возраста, уже

достаточно развитое. Поэтому, начиная

с  этого  возраста, важно  добиваться  того, чтобы  волевое  поведение  и, соответственно, волевые
качества ребенка формировались и укреплялись на вполне разумной основе. В противоположном
случае может случиться так, что воля фактически превратится в упрямство или несговорчивость, в
капризность ребенка.

Последнее  обстоятельство  особенно  важно  принимать  в  расчет  при  обращении  в

психологическую  консультацию  подростков  по  вопросам  укрепления  своей  воли.
Распространенная  в  этом  возрасте  не  вполне  разумная  практика  воспитания  воли  зачастую
базируется  только  на  силе  и  физической  выносливости  и  нередко  ведет  к  весьма  далеким  от
настоящего развития воли  человека  и от  современной культуры  последствиям типа повышенной
агрессивности, культа грубой силы, безжалостности.

Рекомендации по совершенствованию деловых черт характера

Существенное  значение  для  развития  деловых  черт  характера  имеет  воспитание

соответствующих  черт  характера  у  ребенка  с  самого  детства. Дело  в  том, что  деловые  черты
характера, как  и  волевые, начинают  оформляться  довольно  рано, и  если  к  определенному
возрасту, например к моменту поступления ребенка в школу, первичные деловые черты характера
у  него  еще  не  сформировались, то  дальнейший  процесс  их  развития  будет  идти  с  большими
трудностями.

Поясним, что  в  данном  случае  имеется  в  виду  под  первичными  деловыми  чертами  характера

человека. Это, прежде  всего, аккуратность, исполнительность, дисциплинированность,
ответственность. На базе таких черт характера, оформление которых начинается с того времени,
когда  ребенок  овладевает  речью  и  начинает  проявлять  активность  в  предметных  играх, в
дальнейшем  развиваются  вторичные  черты  характера  уже  взрослого  человека, такие, например,
как инициативность, деловитость, трудолюбие, находчивость, умение организовать дело или быть
хорошим его исполнителем.

Поэтому  тогда, когда  в  психологическую  консультацию  обращается  взрослый  человек  по

поводу развития деловых черт  характера у ребенка, то в первую очередь взрослому необходимо
рекомендовать  немедленно, если  ребенку  уже  минуло  полтора – два  года, заняться  развитием  у