Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 10219

Скачиваний: 385

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

101

На  все  это  нужно  обращать  внимание  с  первых  классов  школы, где, как  известно, активно

формируется внутренний план умственных, в том числе математических, действий. Именно в эти
годы можно контролировать ход развития таких действий и управлять их формированием.

Занимаясь  развитием  математических  способностей  у  ребенка, важно, чтобы  он  научился

находить оригинальные способы решения задач. Полезно с самого начала занятий математикой в
школе выработать у ребенка установку на то, чтобы, решая любую математическую задачу, он не
ограничивался одним найденным способом решения и искал как минимум два таких способа.

Другой  вид  специальных  способностей – физико-технические  способности. Они  включают  в

себя следующие знания и умения:

• умение понимать и точно определять физические термины,
• знание основных физических законов и умение видеть, как они проявляются в жизни,
• умение производить физико-технические расчеты,
• знание физических свойств различных материалов,
• умение обрабатывать разные материалы,
• умение составлять и читать чертежи, пользоваться ими при выполнении физико-технических

работ,

• умение пользоваться различными инструментами и физическими приборами,
• знание устройства различных приборов и машин, умение их

регулировать и ремонтировать.

Начинать развитие физико-технических способностей у детей необходимо с детства, с усвоения

необходимых  физических  и  технических  знаний  и  умений. В  дошкольном  возрасте  основным  в
этом  плане  является  формирование  у  детей  точных  ручных, предметных  движений, познание
физических свойств разных материалов и явлений, умение изготавливать разного рода поделки. В
школьные  годы  развитие  всех  этих  умений  должно  активно  продолжаться  с  использованием
накапливаемых теоретических и практических физико-технических знаний.

Замечено, что  по  ряду  причин, связанных  с  психологическими  возрастными  особенностями

полового  развития  детей, физико-технические  способности  раньше  появляются  и  лучше
проявляются у мальчиков, чем у девочек. Поэтому высказанные выше рекомендации в основном
относятся к мальчикам, а не к девочкам.

Что  же  касается  девочек, то  они, как  показывают  научные  исследования  и  жизненные

наблюдения, имеют преимущество перед мальчиками в  том, что  у них раньше проявляются  и  в
подростковом возрасте лучше развиваются лингвистические способности. Поэтому то, что далее
будет сказано о развитии лингвистических способностей в детстве, главным образом относится к
девочкам, хотя также касается и мальчиков.

Примерная  структура  лингвистических  способностей  включает  в  себя  следующие  знания  и

умения:

• знание точных значений разнообразных слов и выражений,
• умение в соответствии с заданными значениями точно по смыслу, к месту и в соответствии с

ситуацией пользоваться различными словами и выражениями,

• умение  правильно  подбирать  словесные  формулировки, способы  выражения  различных

мыслей, умение составлять грамотные и стилистически правильные тексты,

• умение выступать публично, красиво и образно высказываться,

• умение оказывать психологическое воздействие на людей при помощи речи.

Проявление  лингвистических  задатков  и  развитие  лингвистических  способностей  у  детей

начинается довольно рано, еще тогда, когда ребенок только учится понимать обращенные к нему
слова взрослого человека и начинает самостоятельно произносить слова, пользуясь ими в общении
с людьми. Это приходится обычно на период жизни от десяти – двенадцати месяцев до года.

Первое, о чем необходимо заботиться в это время, развивая речь ребенка, – это о том, чтобы он

как можно раньше  научился  понимать  и  правильно реагировать  на  обращенные к нему слова. В
связи с этим взрослым людям, общающимся с ребенком в ранние годы, рекомендуется как можно
чаще и больше с ним говорить, памятуя о разнообразии и правильности своей собственной речи.

Ребенок  в  этом  возрасте  осваивает  речь  в  основном  через  подражание  и  может  повторять  те

ошибки, которые допускают взрослые в своей речи. Хорошо, если с ребенком в это время будут
часто  разговаривать  разные  люди, каждый  из которых, говоря  правильно, имеет  свои, полезные
для освоения, особенности речи.


background image

102

С  момента  появления  первых  признаков  активной  речи – говорения – внимание  взрослых

людей, общающихся  с  ребенком, должно  быть  обращено  на  обязательное  и  правильное  речевое
реагирование на слова, произносимые ребенком, а также на общее эмоционально-положительное
подкрепление речевой активности ребенка.

Взрослый  здесь  не  должен  подстраиваться, пытаться  подражать  еще  не  совершенной  речи

ребенка. Напротив, для  развития  лингвистических  способностей  детей  важно  всегда  правильно
говорить с ребенком. Речь ребенка, как известно, формируется и развивается по образу и подобию
воспринимаемой им речи взрослого человека.

Развитие  речи  ребенка  по  указанным  главным  направлениям  продолжается  и  дальше, но,

начиная  примерно  с  трехлетнего  возраста, к  ним  добавляется  знакомство  с  письменными
текстами, техникой письма.

Знакомство  с  письменными  текстами  предполагает  регулярное  чтение  ребенку  интересных,

образцовых по лингвистическим достоинствам, текстов, например, сказок, рассказов, стихов и т.п.

Не  рекомендуется  читать  ребенку  все  подряд, что  попадется  под  руку, так  как  публикуемые

тексты  далеко  не  всегда  являются  образцовыми  по  своим  качествам. Среди  них  встречается
немало  таких, которые  способны  не  столько  развить, сколько  затормозить  развитие  у  ребенка
правильной речи.

Под  знакомством  с  техникой  письма  имеется  в  виду  усвоение  ребенком  элементарных,

согласованных  сенсомоторных  движений, участвующих  в  письме. Это  и  правильное  держание
ручки  или  иного  средства  письма, и  правильное  перемещение  руки  во  время  письма, и
соответствующие микродвижения пальцев руки, выполняемые во время письма.

Дети  двух-трехлетнего  возраста, как  правило, уже  достаточно  разумно  воспринимают

инструкции типа «запиши» и в  ответ на такую просьбу обычно пытаются изобразить некоторые
знаки, чем-то  напоминающие  письмо, представляющие  собой  примитивные  формы  подражания
ему.

Конечно, так  называемые «записи» детей  в  раннем  возрасте  в  большинстве  случаев  мало

напоминают  настоящее  письмо  взрослых  людей,  но  не  в  этом  состоит  их  главный  смысл  для
развития  письма. Самое  важное  заключается  в  том, что  уже  в  этом  возрасте  они  частично
выполняют  функцию  письма, служа  мнемотехническими  средствами  и  активно  развивая
микродвижения руки ребенка, что и представляет собой первичное освоение техники письма.

Знакомство с буквами, в  свою очередь, необходимо  ребенку для  того, чтобы получить  первое

представление о знаках, при помощи которых выполняются записи.

После  того  как  ребенок  достаточно  хорошо  освоил  сказанное  выше, можно  переходить  к

следующему этапу подготовки к освоению
языка – к обучению чтению. Такое обучение  вполне  можно начинать в возрасте около четырех-
пяти  лет, следуя  традиционно  сложившейся  методике  обучения  чтению, которой  в  настоящее
время  пользуются  при  работе  с  детьми  старшего  дошкольного  возраста (пять-шесть  лет) и
младшего школьного возраста (шесть-семь лет).

Чрезвычайно важно как можно раньше научить ребенка читать, так как чтение позволит ему в

дальнейшем самостоятельно получать необходимую информацию, расширяя свой кругозор, и тем
самым быстрее интеллектуально развиваться.

Ребенок, о  развитии  лингвистических  способностей  которого  родители  проявляют  особую

заботу  в  дошкольном  возрасте, вполне  может  научиться  читать  еще  до  поступления  в  школу.
Этого  можно  добиться, если  начать  систематически  и  последовательно  вести  с  ребенком
развивающие его речь занятия примерно с трех-четырехлетнего возраста.

Не  менее  важным, хотя – в  силу  ряда  обстоятельств – несколько  отсроченным  во  времени,

является как можно более раннее начало обучения детей письму.

Первоначальный этап полноценного обучения  письму, который обычно приходится на первый

класс средней общеобразовательной школы, большинство нормально развивающихся детей могут
пройти  еще  до  поступления  в  школу, т.е. до  шести-семи  лет. Однако  это  становится  возможно
лишь  тогда, когда  с  детьми  систематически  занимаются  развитием  их  речи, в  том  числе
подготовкой к освоению письма, примерно с трех-четырех лет.

Все, о  чем  говорилось  выше, – это  в  основном  формирование  предпосылок  к  развитию  у

ребенка  лингвистических  способностей. Соответствующие  предпосылки  касаются  главным
образом  умения  ребенка  правильно  воспринимать  устную  и  письменную  речь, а  также


background image

103

элементарного  умения  выражать  свои  мысли  как  в  устной, так  и  в  письменной  форме. По-
настоящему  же  развитие  собственно  лингвистических  способностей  у  ребенка  начинается  с
момента его поступления в школу.

Для  того  чтобы  в  дальнейшем  это  развитие  шло  достаточно  успешно, необходимо  с  начала

обучения детей в школе заботиться о том, чтобы они, расширяя свой кругозор, хорошо усваивали
значения разнообразных слов и выражений. Этого, в частности, можно добиться, приучая ребенка
пользоваться  разнообразной  справочной  литературой, в  том  числе  энциклопедиями, словарями,
справочниками и т.п.

Этого же можно достичь, предоставляя ребенку возможность регулярно смотреть телепередачи

и  слушать  радиопередачи,  из  содержания  которых  он  мог  бы  узнать  много  новых  слов  и
выражений,
чтобы дальше использовать их в своей собственной речи. Здесь также полезными могут оказаться
разного  рода  игры  и  упражнения, в  содержание  которых  входит, например, составление  фраз  и
предложений с вновь усвоенными словами.

Ценную  роль  в  развитии  лингвистических  способностей  детей  могут  сыграть  также

упражнения  и  игры, в  ходе  которых  ребенку  дается  формулировка  какой-либо  мысли  и  далее
предлагается  самостоятельно выразить ее по-другому, передать  ту же  самую мысль  при помощи
иных  слов  и  выражений, фраз  и  предложений, причем  сделать  это  как  можно  большим
количеством разнообразных способов.

Важную роль в развитии лингвистических способностей детей играет составление и написание

разного  рода  текстов. В  этой  связи  рекомендуется, начиная  со  второго-третьего  класса  школы,
давать детям задания  на  составление  таких текстов, на их публичное изложение  в устной  форме
перед аудиторией, например во время уроков.

Вначале  это  могут  быть  совсем  короткие, сравнительно  простые  тексты, содержащие  в  себе

три-четыре  фразы и  выражающие, соответственно, две-три  различные  мысли. Затем  содержание
текстов  должно  постепенно  усложняться, а  их  объем – увеличиваться. Наряду  с  этим
рекомендуется постепенно переходить от полного, буквального написания текстов к их краткому,
тезисному устному или письменному изложению.

Наконец, после  того  как  ребенок  освоит  сказанное  выше, перед  ним  можно  ставить  одну  из

наиболее  сложных  не  только  для  детей, но  и  для  взрослых  людей, лингвистических  задач:
подбирая слова и выражения, стараться говорить так, чтобы быть убедительным для слушающих
людей. При  этом, конечно, нужно  использовать  разнообразные  лингвистические  и
экстралингвистические  компоненты  речи, в  том  числе  жесты, мимику, пантомимику, различную
громкость, интонацию, темп, паузы в речи.

Упражнения

1. Определите, есть ли лично у вас какие-либо проблемы, связанные с развитием когнитивных

способностей?

2. Изучите  при  помощи  соответствующих  психологических  тестов  чьи-либо  способности  и

определите проблемы, связанные с ними у данного человека. Дайте этому человеку рекомендации
по коррекции его способностей.

3.  Установите,  есть  ли  у  вас  проблемы,  касающиеся  развития  речи.  Если  такие  проблемы

действительно есть, то как вы собираетесь их решать?

Практические задания

1. Используя  психологические тесты, на  которые  имеются  ссылки в  данной главе, определите

для какого-либо ребенка в возрасте четырех-пяти лет, какие задатки к развитию интеллектуальных
способностей имеются у него.

2. Сформулируйте, опираясь  на  материалы  этой  главы  и  данные  психологического

обследования, практические рекомендации  по развитию  интеллектуальных способностей какого-
либо ребенка.

3. Определите  для  кого-то  из  взрослых  людей, есть  ли  у  данного  человека  какие-либо

проблемы, касающиеся  его  памяти. Если  такие  проблемы  имеются, то  предложите  данному
человеку практические рекомендации по их решению.

4. Изучив кого-либо в качестве потенциального клиента, дайте ему рекомендации по развитию

коммуникативных способностей.

5. Определите  для  ребенка  в  возрасте  четырех-пяти  лет, есть  ли  у  него  какие-либо  задатки  к


background image

104

развитию  математических  и  лингвистических  способностей. Дайте  родителям  практические
рекомендации по развитию соответствующих способностей у ребенка.

Ключевые слова

Ситуация  психологического  консультирования. Случай  психологического  консультирования.

Типичные ситуации и случаи психологического консультирования.

Интеллектуальные  способности. Законы  развития  интеллекта. Пути  повышения  уровня

интеллектуального развития человека.

Мнемические  способности. Законы  функционирования  памяти. Индивидуальное  своеобразие

мнемических проблем клиента. Средства улучшения различных видов и процессов памяти.
Психологические  проблемы  коммуникативного  характера. Проблемы  развития  организаторских
способностей. Математические  способности. Математические  знания  и  умения. Физико-
технические способности. Лингвистические способности.

ГЛАВА XI ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ, СВЯЗАННОМУ С РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА

Контрольные вопросы

1. В  чем  состоят  типичные  проблемы  темперамента, по  поводу  которых  клиент  может

обратиться в психологическую консультацию?

2. Какие  особенности  темперамента  клиента  психологу-консультанту  необходимо  знать  и

учитывать, проводя психологическое консультирование на эту тему?

3. Каковы практические возможности психологической коррекции свойств темперамента?
4. Как  следует  поступать  психологу-консультанту, если  клиент  жалуется  на  недостатки

своего темперамента?

5. Что  можно  рекомендовать  клиенту  в  том  случае, если  его  жалобы  касаются  одной  из

следующих  частных  проблем: не  вполне  удовлетворительной  скорости  реакции,
несовместимости его темперамента с темпераментами других людей, слабости его нервной
системы?

6. Что  необходимо  принимать  в  расчет, проводя  психологическое  консультирование  по

проблемам коррекции характера?

7. Какими могут быть практические рекомендации по укреплению воли клиента?
8. Что  следует  посоветовать  клиенту, имеющему  проблемы, касающиеся  деловых  черт

характера?

9. Каковы условия успешного развития деловых черт характера?
10. Какими  могут  быть  практические  советы  по  совершенствованию  у  человека

коммуникативных черт характера ?

11. Как  решать  проблемы, касающиеся  восприятия  и  оценки  клиентом  других  людей  как

личностей?

12. Каковы типичные консультационные проблемы мотивационно-потребностного плана?
13. Как  вести  психологическое  консультирование  и  что  следует  принимать  в  расчет  при

решении проблем мотивационно-потребностного плана?

Советы по вопросам, связанным с темпераментом

Прежде  чем  приступить  к  обсуждению  рекомендаций, которые  психолог-консультант  может

предложить клиенту, озабоченному проблемами  неадекватных проявлений  своего темперамента,
вспомним то основное, что касается психологии темперамента и должно учитываться в процессе
проведения психологического консультирования.

Темперамент  человека – это  устойчивая  совокупность  динамических  особенностей

психических  процессов  и  действий  человека, представленных  такими  свойствами, как  темп,
скорость  реакции, динамика  проведения  нервных  импульсов, уравновешенность  и
эмоциональность. Все  эти  свойства, кроме  внешних, поведенческих  проявлений, имеют
внутренние, нервно-психические проявления, которые, как правило, скрыты от наблюдения.

Внутренние и внешние проявления темперамента одного и того же человека иногда совпадают,


background image

105

иногда не совпадают. Кроме того, то, как сам  человек представляет свой темперамент, может не
вполне соответствовать действительности. Человек вполне может ошибаться в оценке типа своего
темперамента, его достоинств и недостатков. Природный тип темперамента человека может быть
скрыт за социально обусловленными формами поведения.

Природный  тип  темперамента  человека  переделать  невозможно, так  как  он  определяется

генотипически обусловленными свойствами его нервной системы. Поведенческие же проявления
темперамента вполне поддаются психологической коррекции.

Тип темперамента человека, данный ему от природы, сам по себе не может быть ни хорошим,

ни плохим. К примеру, как холерики или сангвиники, так и флегматики или меланхолики имеют
свои  достоинства  и  недостатки, которые  в  сочетании  друг  с  другом  являются  примерно
одинаковыми для разных типов темперамента.

Предлагая  клиенту  рекомендации, касающиеся  его  темперамента, следует  учитывать  и

новейшие  данные о том, что свойства нервной  системы, лежащие  в  основе темперамента, могут
различным образом проявляться в общении человека с людьми и в его практической деятельности.
Установлено, что разные блоки мозга могут обладать несколько различными сочетаниями свойств
составляющей их нервной системы, и, следовательно, в связанных с ними психических процессах
и  формах  поведения  могут  обнаруживаться  различные  характеристики  темперамента. Так,
например, человек может проявлять себя как холерик в общении с людьми и быть сангвиником в
работе; он может оказаться флегматиком в работе и меланхоликом в общении с людьми.

Обозначим типичные проблемы, возникновение которых может побудить человека обратиться

в психологическую консультацию с жалобами на свой темперамент.

1. Беспокойство  человека  по  поводу  того, что  он  не  в  состоянии  управлять  внешними

проявлениями своего темперамента, например эмоциями и реакциями на ситуацию или действия
других людей.

2. Опасения  человека  по  поводу  того, что  из-за  своего  будто  бы  не  вполне  удачного

темперамента он не может психологически нормально взаимодействовать с людьми.

3. Беспокойство человека в связи с часто возникающей у него напряженностью в работе или в

общении с людьми из-за того, что он не успевает за другими людьми или, напротив, опережает их
в  своих действиях, а в  целом, как ему кажется, не  соответствует требованиям, предъявляемым к
нему другими людьми.

4. Беспокойство человека по поводу несколько замедленного по сравнению с другими людьми

темпа  его  работы  и  несколько  замедленных  реакций  на  действия  взаимодействующих  с  ним
людей, например их словесных или умственных реакций.

5. Тревожность человека по поводу якобы имеющейся у него слабости нервной системы.
6. Переживания  человека  в  связи  с  его  эмоциональной  неуравновешенностью, например  по

поводу  неадекватных  проявлений  его  характера, которые  они  ошибочно  связывает  с
темпераментом. Рассмотрим  более  подробно, с  точки  зрения  практики  проведения
психологического  консультирования, все  эти  частные  случаи, сформулируем  связанные  с  ними
конкретные  рекомендации, которыми  психолог-консультант  мог  бы  воспользоваться, работая  с
клиентом.
Случай 1. Ситуация, соответствующая этому случаю, может возникнуть вследствие двух наиболее
вероятных причин: наличия
у  человека  холерического  или  сангвинического  темперамента  и  физического  недомогания,
сопровождающегося нервно-психическим расстройством.

В  первом  случае  необходимо  будет  при  помощи  психологического  тестирования  точно

определить тип темперамента клиента, и если наличие у него указанного выше типа темперамента
подтвердится, то прежде всего поставить об этом в известность самого клиента.

Далее желательно посоветовать ему не переживать по поводу того, что он не всегда в состоянии

управлять  своими  эмоциями, и  постараться  убедить  клиента  в  том, что  повышенная
эмоциональность  не  только  не  является  недостатком  личностного  плана, но  во  многих  случаях
жизни выступает как очевидное достоинство человека.

Во втором случае (вторая причина) проблема решается гораздо проще, за счет отдыха и за счет

создания  такого  режима  работы, при  котором  исключается  серьезное  физическое  утомление,
повышенная  нервная  напряженность  и  нервно-психические  заболевания. Этот  случай, однако,
больше  находится  в  сфере  компетенции  врачей, а  не  психологов, и  его  мы  далее  специально