Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 11304

Скачиваний: 396

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

111

него тех первичных деловых черт характера, без которых полноценные вторичные деловые черты
характера успешно формироваться не могут.

Однако даже если ребенок, о котором идет речь, гораздо старше по возрасту, то рекомендации

все же остаются такими же. Только в дан

ном случае одновременно придется заниматься формированием первичных и развитием у ребенка
вторичных деловых черт характера.

Практика  показывает, что, воспитывая  деловые  черты  характера  у  взрослого  человека, мы

зачастую терпим неудачу именно потому, что  у взрослого человека трудно выработать  те  черты
характера, которые должны были быть сформированы у него, когда он еще был ребенком.

Деловые черты характера человека  развиваются и  закрепляются в  работе, в  его  практической

деятельности и в деловом общении с людьми, поэтому чем раньше ребенок начинает заниматься
серьезным  делом, тем  вероятнее, что  нужные  деловые  черты  характера  у  него  сформируются  и
своевременно достигнут достаточно высокого уровня развития. Напротив, слишком затянувшееся
в  этом  плане  детство  является  весьма  серьезным  препятствием  на  пути  развития  таких  черт
характера.

В этой связи важно как можно раньше начать привлекать ребенка к участию в серьезных делах

совместно с взрослыми людьми, на примере которых ребенок мог бы развить у себя необходимые
ему деловые качества, а также соответствующие им деловые черты характера.

При  этом, однако, не  стоит  забывать  о  том, что  для  разностороннего  психологического

развития  детей  необходимо  их  активное  участие  не  только  в  трудовой, но  и  других  видах
деятельности, в  том  числе  в  игровой, в  учении  и  в  общении. Поэтому  по  крайней  мере  до
достижения  ребенком  подросткового  возраста  время, отводимое  на  труд, не  должно  занимать  в
распорядке дня ребенка более четвертой его части.

В  том  случае, если  к  определенному  возрасту – такому, в  котором  они  должны  быть  уже

достаточно развитыми, – первичные деловые черты характера у детей не сформировались, их еще
можно развить, но только при соблюдении следующих условий:

1. У  ребенка, чьи  деловые  черты  характера  формируются, или  у  взрослого, озабоченного

необходимостью  их  развития  у  ребенка, должно  быть  достаточно  твердое  желание
выработать такие качества.

2. Необходимо  соблюдать  определенную  последовательность  достаточно  настойчивых  и

длительных  по  времени  действий, практически  направленных  на  выработку  и  закрепление
нужных деловых черт характера.

3. Постоянное  и  весомое (значимое) подкрепление  положительного  характера, получаемое

ребенком при проявлении с его стороны нужных деловых черт характера.

4. Действие  механизма  не  менее  весомых  отрицательных  санкций  за  проявления  прямо

противоположных, негативных  черт  характера, таких, например, как  безответственность,
необязательность, неаккуратность, лень.

Если нужные деловые черты характера еще не выработаны у подростка, которому исполняется

тринадцать-четырнадцать  лет, то  на  их  формирование  и  закрепление  в  характере  может
понадобиться много времени и усилий.

Если же деловые черты характера отсутствуют у человека, которому уже исполнилось двадцать

пять – тридцать лет, то на ту же работу потребуется, наверное, несколько лет, если решение задачи
вообще еще возможно. Это связано не столько с тем, что формирование данных черт характера в
этом  возрасте  затруднено  само  по  себе, сколько  с  тем, что  этому  почти  наверняка  будут
препятствовать  имеющиеся  у  данного  человека  другие, отрицательные  черты  характера, такие,
например, как безответственность.

Наконец, надо  иметь  в  виду  и  следующее  важное  обстоятельство. Разные  черты  характера  в

психологии  человека  как  личности  обычно  не  существуют  отдельно, независимо  друг  от  друга.
Они  с  возрастом  складываются  в  некоторую  целостную, довольно  стабильную  систему, и
изменить  в  этой  системе  одну  из  черт  характера, не  затрагивая  другие  черты  характера,
практически невозможно.

Поэтому, прежде чем приступать к коррекции определенных деловых черт характера человека,

необходимо  выяснить, с  какими  другими  чертами  характера  человека  они  функционально
взаимосвязаны, и  предложить  клиенту  практические  рекомендации  по  работе  со  всеми
включенными в системную зависимость чертами его характера.


background image

112

Советы по развитию коммуникативных черт характера

Коммуникативные черты характера у человека проявляются в следующих умениях и навыках:
• в  умении  правильно  воспринимать  и  оценивать  людей, включая  их  индивидуальные

характерологические особенности, цели, мотивы, намерения, состояния;

• в умении правильно оценивать сложившуюся жизненную ситуацию и действовать с ее учетом;
• в  умении  выбирать  такие  стиль, средства, приемы  общения, которые  бы  с  минимальными

затратами приводили к намеченной цели общения;

• в умении сочувствовать, сопереживать людям;

• в  гибкости  мышления, проявляемой  в  выборе  эффективных  средств  убеждения  и  оказания

влияния на партнеров по общению.

К коммуникативным чертам  характера можно отнести ряд волевых и  деловых черт  характера

человека, проявляемых в его общении с людьми. Поэтому под развитием коммуникативных черт
характера  мы  будем  иметь  в  виду  укрепление  всех  черт  характера, которые  как-то  влияют  на
общение данного человека с людьми. Обсудим рекомендации, которые психолог-консультант мог
бы  дать  клиенту  по  поводу  развития  у  него  отдельных  коммуникативных  черт  характера,
коммуникативных умений и навыков.

Для  того  чтобы  у  человека  развивалось  умение  правильно  воспринимать  и  оценивать  людей,

необходимо, во-первых, чтобы он научился внимательно наблюдать за людьми, целенаправленно
находить  и  умело  использовать  информацию, позволяющую  ему  судить  об  индивидуальных
особенностях  людей,  с  которыми  он  вступает  в  общение.  Это  означает,  что  тот,  кто  желает
научиться  правильно  воспринимать  людей, должен  будет  выработать  у  себя  привычку  и
постоянно  действующую  установку  на  психологическое  оценивание  людей. Эта  установка, в
частности, проявляется  в  том, что, встречаясь  с  новым  человеком, данный  человек  будет
стремиться  узнать  о  нем  как  можно  больше, и  в  первую  очередь  то, что  позволило  бы  ему
правильно воспринять и оценить его как личность.

Во-вторых, для правильного  восприятия  и оценки людей необходимо  научиться сверять свои

собственные впечатления о них с мнениями и оценками других людей. Такая привычка позволит
формировать  более  объективное  мнение  о  человеке, так  как  собственное  мнение
воспринимающего лица бывает, как правило, субъективным и односторонним.

О  характере человека  свидетельствуют, например, его типичные реакции на  складывающиеся

жизненные обстоятельства и на действия других людей, причем наиболее показательными из них
являются  такие,  которые  возникают  у  человека  тогда,  когда  он  находится  в  обычном  для  него
настроении, типичном расположении духа.

О целях, мотивах и намерениях людей можно судить по тому, какие эмоции они испытывают в

случае удач или неудач. Если эти эмоции являются достаточно сильными, явно положительными
или  явно  отрицательными,  то  на  этом  основании  можно  сделать  вывод  о  том,  что  удачи  или
неудачи связаны с весьма значимыми для человека потребностями и мотивами.

О  мотивах, в  свою  очередь, можно  судить  по  анализу  целенаправленности  действий,

приводящих, соответственно, к  удаче  или  неудаче. Конечная  цель  этих  действий  выступает  в
качестве  исходного  мотива  поведения  человека. Что  же  касается  настроения, то  оно  обычно
хорошо идентифицируется по выражению лица человека, но его голосу и по реакциям на слова и
действия других людей.

Умение  психологически  правильно  оценивать  сложившуюся  ситуацию, действовать  в

соответствии  с  ней  вырабатывается  в  результате  привычки  осматриваться, обращая  особое
внимание на сложившуюся обстановку, особенно на такие ее аспекты, которые важны для выбора
подходящего стиля, средств и способов общения.

Чем чаще человек оказывается в различных ситуациях и чем больше он наблюдает за тем, как

разные  люди  ведут  себя  в  этих  ситуациях, чем  внимательнее  он  оценивает  последствия
предпринимаемых ими действий, тем быстрее он сам учится правильно воспринимать ситуацию и
разумно действовать в ней.

Умение  выбирать  адекватные  стиль  и  средства  общения, с  наименьшими  затратами  сил  и

времени  приводящие  к  намеченным  целям  и  результатам  общения, вырабатывается  в  личном
опыте. Главное здесь – внимательно наблюдать за теми людьми, кому общение удается, стараться
им  подражать, обучаться  на  их  примерах, а  также  чаще  экспериментировать  над  самим  собой,


background image

113

усваивая новые, заимствованные у других, приемы и средства общения.

Кроме  того, выработка  умения  правильно  выбирать  стиль  и  средства  общения  предполагает

экспериментирование  человека  над  собой  в  самостоятельном  использовании  самых
разнообразных  приемов  и  средств  общения, а  также  сравнительную  оценку  их  эффективности,
включая  сопоставление  достигнутых  результатов  с  намеченными  целями  общения. Это  значит,
что человек должен внимательно наблюдать за самим собой, за тем, что и как он делает в процессе
общения  с  людьми, быть  всегда  готовым  ответить  на  вопрос, почему  одни  средства  и  приемы
общения предпочтительнее других.

Развитая  эмпатия – это  умение  сочувствовать, сопереживать  людям. Она  имеет  большое

значение  в  общении  с  людьми. Благодаря  эмпатии  между  людьми  возникает  взаимопонимание,
они  становятся  более  открытыми  и  больше  доверяют  друг  другу. В  свою  очередь  умения
располагать  людей  к  себе, устранять  или  уменьшать  силу  психологических  защитных  реакций,
снимать барьеры в общении, делать людей открытыми непосредственно связаны с эмпатией.

Развивать  эмпатические  способности  у  человека  вполне  возможно, и  начинать  их

формирование следует с осознания человеком факта взаимности эмпатических отношений.

Дело  в  том, что  характер  общения  непосредственно  зависит  от  личных  взаимоотношений

общающихся  друг  с  другом  людей, а  взаимоотношения  почти  всегда  определенны  по  своей
эмоциональной  окраске: они  или  положительны, или  отрицательны  и  редко  бывают
амбивалентными, т.е. двойственными. Как  мы  лично  относимся  к  людям, так  в  большинстве
случаев  жизни  и  они  относятся  к  нам. В  этом  и  состоит  эмоциональная  однозначность
человеческих взаимоотношений.

Если  мы  хотим  сделать  человека  психологически  открытой  личностью, добиться

взаимопонимания  с  ним,  то  прежде  всего  необходимо  сделать  так,  чтобы  мы  сами  стали
достаточно  открытыми  по  отношению  к  окружающим  людям, демонстрировали  им  наше
собственное стремление к взаимопониманию.

Этому  может  способствовать  внимательный  анализ  человеком  тех  специфических  чувств,

которые  он  сам  испытывает  по  отношению  к  людям. Без  такого  анализа, без  искренней
убежденности  в  том, что  наши  собственные  чувства  в  отношении  других  людей  являются
доброжелательными, мы  сами  вряд  ли  сможем  рассчитывать  на  взаимность  с  их  стороны  и,
следовательно, на эмоционально положительное, открытое общение с ними.

Высокоразвитый  интеллект  является  одной  из  общих  способностей  человека, которая

одинаково  важна  для  развития  умений  и  навыков  в  любом  виде  деятельности, в  том  числе  и  в
общении с людьми. Здесь, правда, проявляются далеко не все возможные свойства интеллекта, в
первую  очередь – те, которые  относятся  к  выбору  человеком  техники, средств  и  приемов
общения, а также к анализу и оценке его результатов. Интеллект человека в данном конкретном
случае проявляется, в частности, в гибкости стратегии и тактики общения с людьми.

Развитие  интеллектуальных  коммуникативных  способностей  зависит, во-первых, от  общего

уровня  умственного  развития  человека, во-вторых, от  активности  его  участия  в  обмене
информацией с людьми, в-третьих, от того, находятся ли рядом с этим человеком другие люди,
представляющие  для  него  своим  поведением  хорошие  образцы  для  личного  подражания.
Последнее  обстоятельство  особенно  важно  для  развития  так  называемого  коммуникативного
интеллекта (так условно обозначается этот специфический вид мышления).

Консультирование по потребностно-мотивационным проблемам

Определим  прежде  всего, что  мы  далее  будем  называть  потребностно-мотивационными

проблемами.

Это, в первую очередь, такие проблемы, которые возникают и проявляются, например, в утрате

человеком интереса к людям, к работе, к происходящему вокруг него.

Следствием  возникновения  потребностно-мотивационных  проблем  становится  снижение

активности человека, потеря цели, смысла жизни.

При  возникновении  таких  проблем, несомненно, страдает  дело  и  люди, вовлеченные  в  него,

причем не только те, к которым данный человек утратил интерес, но и сам этот человек, так как
перестает  получать  от  других  людей  стимулы, поддерживающие  на  нормальном  уровне  его
человеческое существование.


background image

114

Теряя  интерес  к  людям, человек  фактически  лишается  возможности  общения  с  ними  и

хронически  недополучает  то, что  необходимо  ему  самому  для  поддержания  своего
психологического благополучия.

Хорошо  известно, что  люди, обладающие  достаточно  широкими  интересами  и  множеством

самых  разнообразных  потребностей, физически  и  морально  чувствуют  себя  намного  лучше, чем
те, у кого не развиты познавательные интересы и ограничен круг общения. Это связано с тем, что
мотивационно  богатый  человек  обычно  намного  более  активен, чем  мотивационно  бедный
человек. Повышенная  же  активность – это основной признак и  главное условие благополучного
человеческого существования.

Как установить, что для клиента, обратившегося в психологическую консультацию, характерны

проблемы именно мотивационно-потребностного плана?

Об этом можно судить, например, по следующим частным признакам. Во-первых, проблемный

в  плане  мотивации  человек  почти  всегда  выглядит  апатичным  и  усталым. Это, в  свою  очередь,
чаще всего является естественным следствием отсутствия у него выраженного интереса к людям и
к происходящему вокруг него. Основным стимулом социальной активности человека являются его
мотивы и потребности.

Во-вторых, человек, у  которого  слабо  развита  мотивационная  сфера, как  правило, мало

интересуется тем, что происходит с ним и с другими людьми, и почти никак не реагирует на то, на
что  обычно  довольно  живо  и  эмоционально  откликаются  другие  люди. Такой  человек  заметно
выделяется  среди  окружающих  его  людей  именно  своими  неэмоциональными  реакциями  на
происходящее.

В-третьих, человек, имеющий проблемы потребностно-мотивационного плана, довольствуется

тем, что  у  него  уже  есть, даже  если  это  явно  меньше  того, что  ему  на  самом  деле  нужно  и  на
достижение чего он по праву мог бы рассчитывать, приложив небольшие усилия.

В  дополнение  к  наблюдению  за  клиентом  можно  прибегнуть  к  помощи  специальных

психологических  тестов. Они, однако, в  отличие, например, от  тестов  характера, чаще  всего
являются специфическими и позволяют диагностировать лишь отдельные потребности, мотивы и
интересы человека, а не всю его мотивационную сферу в целом.

Поэтому, прежде  чем  обращаться  к  психологическому  тестированию  мотивации, желательно

собрать  об  изучаемом  человеке  всю  доступную  информацию  и, обобщив  ее, сформулировать
вполне  конкретную  гипотезу  о  его  мотивационной  проблеме. Только  после  этого  можно  будет
точно  подобрать  необходимые  психологические  тесты  и, воспользовавшись  ими, получить
нужную и достаточно точную информацию о мотивации клиента.

Допустим, что  психолог-консультант  уже  определил, что  у  клиента  действительно  имеются

проблемы, связанные  с  мотивацией. Этого, однако, недостаточно  для  того, чтобы  сразу  же
непосредственно приступить к их практическому решению. Необходимо также сориентироваться
в  том, что  явилось  подлинной  причиной  возникновения  у  клиента  данной  мотивационной
проблемы, и уточнить, в чем она конкретно состоит.

Рассмотрим  в  этой  связи  некоторые  типичные  случаи  возникновения  у  человека  проблем

мотивационного характера, а также их возможные причины и жизненные проявления.

Проблема 1. Отсутствие  у  человека, например  у  ребенка, интереса  к  тому, к  чему  он

естественно должен бы был проявлять повышенный интерес. Такой проблемой, к примеру, может
стать нежелание приобретать те или иные полезные для жизни знания, умения, навыки.

Одной  из  вероятных  причин  появления  у  человека  такой  проблемы  может  стать  то,  что  он

живет лишь сиюминутными интересами, в число которых не входит приобретение знаний, умений
и навыков на будущее. В них у данного человека просто нет необходимости, так как они не нужны
для удовлетворения его сиюминутных потребностей.

Еще  один  показательный  пример: ребенок  определенного  возраста  может  быть  занят

интересными  играми  и  общением  со  сверстниками, но  не  испытывать  никакой  потребности  в
приобретении знаний, умений и навыков, к которым побуждают его взрослые люди. И до тех пор,
пока  то, на  чем  настаивают  взрослые  люди, не  окажется  непосредственно  связанным  с
актуальными  потребностями  ребенка, вряд  ли  можно  будет  рассчитывать  на  усиление  его
интереса к приобретению знаний, умений и навыков.

Другой  возможной  причиной  отсутствия  интереса  может  быть  привычка  вовсе  не  думать  о

будущем, заранее  к  нему  не  готовиться. В  этом  случае  практическое  решение  мотивационной


background image

115

проблемы  видится  в  том, чтобы  побудить  человека  задуматься  о  своем  будущем, сделать  так,
чтобы  он  осознал, что  его  личное  благополучие  завтра  будет  прямо  зависеть  от  того, что  он
сделает сегодня.

Дать  понять  это  детям  довольно  трудно  потому, что  их  поведение  непосредственно  и

импульсивно, а  также  потому, что  у  них  отсутствует  жизненный  опыт  и  собственный  разум  не
настолько  еще  развит, чтобы  без  посторонней  помощи  понять  справедливость  требований
взрослых людей и, исходя из этого, начать всерьез готовить себя к будущему.

Вместе  с  тем,  решить  эту  задачу  в  детстве  вполне  возможно,  потому  что  детство  –  это такое

время, которое  само  по  себе  сориентировано на  будущее. Важно  только  добиться  того, чтобы  в
сознании ребенка его будущее не представлялось чем-то непонятным и абстрактным, а выглядело
бы как вполне конкретное, реальное, связанное с актуальными интересами и потребностями.

Третьей  возможной  причиной  возникновения  обсуждаемой  проблемы  может  стать

несвязанность  тех  знаний, умений  и  навыков, к  усвоению  которых  стараются  стимулировать
данного человека окружающие, с теми его потребностями, которыми он живет в настоящее время.
В силу этого обстоятельства навязываемые человеку знания и умения кажутся ему совершенно не
нужными и у него не возникает серьезных стимулов к их освоению в данный момент времени.

Проблема 2. Отсутствие у клиента какой-либо достаточно весомой, серьезной жизненной цели,

определяющей смысл его существования.

Это  психологически  весьма  глубокая  мотивационная  проблема, неразрешенность  которой

чревата для человека далеко идущими последствиями. Цель жизни, если она имеется у человека,
стимулирует его к систематическим занятиям различными видами деятельности, делая тем самым
жизнь вполне осмысленной и достаточно интересной для человека.

Целью  жизни  обычно  становится  то, что  соответствует  самым  важным  жизненным

потребностям  человека – таким, от  удовлетворения  которых  данный  человек  может  получить
наиболее сильное, эмоционально положительное подкрепление.

У всех людей с детства, как правило, есть определенная жизненная цель. Но если она является

единственной и практически не достижимой в силу ряда объективных и субъективных причин или
если, добившись этой цели, человек не получает ожидаемого эмоционального удовлетворения, то
наступает разочарование, частично или полностью утрачивается смысл жизни. Старая, привычная
жизненная цель пропадает, а новая не появляется.

Для  того  чтобы  этого  не  произошло,  человек  не  должен  ограничивать  свои  жизненные

устремления одной-единственной целью. Если это ребенок, то его с детства необходимо обучать и
воспитывать  таким  образом, чтобы  у  него  было  несколько  взаимно  дополняющих  или  взаимно
заменяющих  друг  друга  жизненных  целей. Речь  идет  о  таких  целях, стремление  к  каждой  из
которых будет способствовать достижению других целей, а утрата одной из них не сделает жизнь
данного  человека  полностью  бессмысленной. Иными  словами, каждый  человек  должен  иметь  в
своей жизни несколько разных целей, достаточных для того, чтобы при любых жизненных утратах
у него оставалась хотя бы одна из важных жизненных целей.

Если  взрослый  человек, который  имеет  одну-единственную  жизненную  цель, вдруг

неожиданно  утрачивает  ее  и  его  жизнь  в  результате  этого  становится  бесцельной
(бессмысленной), то  с  таким  человеком  необходимо  проводить  специальную  и  достаточно
длительную  психотерапевтическую  работу, используя, например, процедуру  логотерапии  по  В.
Франклу.

Суть этой процедуры состоит в том, чтобы человеку, потерявшему прежнюю, актуальную для

него цель и утратившему в результате этого смысл жизни, открыть, что в действительности жизнь
настолько богата и интересна, что в ней каждый человек сможет при желании выбрать для себя не
одну, а несколько новых, достаточно интересных, привлекательных жизненных целей.

Важно, однако, при этом добиться того, чтобы клиент, приняв новую для себя жизненную цель

и  приступив  к  ее  реализации, сразу  же  смог  получить  необходимые  эмоциональные
положительные подкрепления.

Проблема 3. Суть  данной  проблемы – отсутствие  у  человека  выраженного  стремления  к

достижению  поставленной  цели, когда  он  или  не  приступает  к  практическим  действиям  по  ее
реализации, или, приступив  к  таким  действиям  и  потерпев  первые  неудачи  на  этом  пути,
прекращает усилия, направленные на преодоление возникших препятствий.

В основе данной мотивационной проблемы могут лежать следующие возможные причины: