Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 11319
Скачиваний: 396
131
причины – отвлечения внимания или наличия конкурирующей мотивации.
Действенность этой возможной причины определяется следующим способом. Клиента
спрашивают, есть ли у него в данный момент времени, в текущий период его жизни какие-либо
другие проблемы, которые не позволяют ему полностью сосредоточиться на деле, в связи с
которым он и жалуется на снижение работоспособности. Если выяснится, что такие проблемы
есть, то это будет означать, что возможной причиной снижения работоспособности клиента
являются именно эти проблемы. В случае отсутствия у клиента других проблем такое
предположение является маловероятным.
Неблагоприятные эмоциональные состояния: фрустрация, апатия и другие – идентифицируется
как возможная причина снижения работоспособности следующим образом.
Прежде всего эти эмоциональные состояния можно выявить, просто внимательно наблюдая за
поведением клиента во время консультации. Если в процессе разговора с психологом-
консультантом клиент постоянно находится в состоянии повышенного эмоционального
возбуждения и психологического напряжения, то вполне можно предположить, что в таком же
состоянии он находится и во время той работы, в которой у него снижается его
работоспособность.
Клиенту далее можно задать ряд вопросов, ответы на которые покажут, действительно ли ему
свойственны отрицательные эмоциональные переживания, возникающие тогда, когда он работает.
Такими вопросами могут быть, например, следующие:
«Какие эмоции вы обычно переживаете во время работы: положительные или отрицательные?»
«Беспокоитесь ли вы о чем-либо, когда работаете? Если да, то о чем конкретно?»
Неверие в свой успех как возможная причина снижения работоспособности или наличие
отрицательных ожиданий (ожиданий неудачи), связанных с выполняемой работой, констатируется
по ряду признаков. Прежде всего по ответам клиента на вопросы типа:
«Успешно ли идет ваша работа?»
«Верите ли вы в то, что в конечном счете добьетесь успеха?»
Если клиент дает на эти вопросы положительные ответы, то это позволяет сделать вывод о том,
что ожидания клиента также являются положительными. В случае отрицательных ответов на
данные вопросы можно сделать вывод прямо противоположного характера:
об отрицательных ожиданиях клиента.
Неуверенность в себе как причина снижения работоспособности может быть установлена по
поведению клиента и по его ответам на соответствующие вопросы психолога-консультанта.
Если клиент ведет себя достаточно уверенно, если он так же уверенно отвечает на задаваемые
ему вопросы, то это является основанием для предположения, что подобная уверенность
свойственна ему и в работе.
Если же клиент ведет себя недостаточно уверенно и так же не вполне уверенно отвечает на
задаваемые ему вопросы, то можно сделать вывод, что неуверенность в себе, вероятно,
свойственна ему и в работе.
Однако в последнем случае неуверенность клиента, как гипотеза, требует дополнительной
проверки и независимого подтверждения. Таким подтверждением могут служить ответы клиента
на следующие вопросы:
«Всегда ли вы чувствуете себя достаточно уверенно, когда занимаетесь работой?»
«Верите ли вы в то, что в этой работе сможете добиться успеха?»
Если на эти вопросы клиент ответит «да», то гипотезу о неуверенности как черте его характера
следует, вероятно, отклонить. Если же ответы клиента на них будут «нет», то такая гипотеза
окажется вполне вероятной.
В том случае если причина снижения работоспособности клиента имеет чисто
физиологический характер (неблагоприятное состояние организма), то клиенту все же следует
дать некоторые рекомендации психологического свойства, так как определенное влияние на
физическое состояние человека оказывают психологические
факторы.
Прежде всего здесь надо иметь виду то, что положительные эмоции повышают, а
отрицательные эмоции понижают работоспособность человека. Следовательно, необходимо
стремиться к тому, чтобы работа вызывала у человека преимущественно положительные эмоции
и по мере возможности исключала отрицательные эмоциональные переживания. Следует также
132
помнить о том, что состояние усталости легче предупредить, чем устранить, если оно уже
возникло.
По этой причине для поддержания работоспособности на достаточно высоком уровне важно
заботиться о создании оптимального режима работы. Такой режим заключается в том, чтобы не
допускать возникновения выраженного состояния физической усталости, делая в работе частые,
небольшие перерывы на отдых, рассчитанные на достаточно быстрое восстановление сил.
Еще одно важное правило на этот счет гласит: люди обычно больше устают не от той работы,
которая ими уже выполнена, а от той работы, которую они должны были выполнить, но по тем
или иным причинам не успели сделать в срок. Следовательно, планируя свою работу на день или
намечая выполнить определенный объем работы за какое-то время, необходимо включать в него
только то, что обязательно и при всех обстоятельствах будет к заданному сроку выполнено.
Неудачи в конкуренции с другими людьми
Такие неудачи испытывают многие люди, по-своему переживая по этому поводу, причем не
только из-за самих неудач, но и из-за их причин. Причины неудач, в свою очередь, могут быть
самыми разными. Рассмотрим типичные из подобных неудач и их вероятные
причины.
Прежде всего отметим, что само понятие удачи или неудачи в соревновании с другими людьми
является весьма относительным понятием, а оценка реальных достижений человека как,
соответственно, удач или неудач зависит от того, с кем он сравнивает себя и что он считает для
себя удачей или неудачей.
Человек может сравнивать себя и свои достижения с успехами тех людей, достижения которых
хуже, чем у многих других людей, и тогда то, что делает сам этот человек, чаще всего им самим
будет восприниматься как удача.
Человек может сравнивать свои успехи с достижениями тех людей, успехи которых, напротив,
выше, чем у многих других людей, и в этом случае оценки его собственных достижений,
вероятнее всего, будут выглядеть для него самого как относительные неудачи. И это будет
происходить несмотря на то, что в действительности достижения данного человека могут
превосходить успехи многих других людей.
У человека могут оказаться, соответственно, заниженные или завышенные критерии успехов, и
в зависимости от этого, например, выигрыш или проигрыш в соревновании с другими людьми он
будет считать своим достижением или упущением.
К примеру, если человек в соревновании с другими людьми стремится к тому, чтобы намного
их превосходить, и не довольствуется тем, чтобы просто быть не хуже других людей, то вряд ли
он будет в действительности удовлетворен своими успехами. Если же быть не хуже или не
намного хуже других рассматривается им как достижение, то он, по-видимому, чаще будет
испытывать удовлетворение в соревновании с другими людьми, чем неудовлетворение.
Кроме того, у разных людей нередко имеются довольно различные системы ценностей, и без
учета этих различий вряд ли можно будет понять, почему то, что для одного человека является
неудачей, для другого ею не является.
Если, к примеру, занятия спортом не представляют ценности для данного человека, то и
проигрыш другому человеку в спортивном состязании он вряд ли будет рассматривать, как свою
серьезную неудачу и не станет сильно переживать по этому поводу. Но если эрудированность и
интеллектуальная развитость для него же являются несомненной ценностью, то проигрыш
другому человеку в эрудированности и интеллекте, скорее всего, будет глубоко им переживаться.
Все это обязательно необходимо учитывать, проводя психологическое консультирование на
тему о неудачах в соревновании с другими людьми.
Одна из первых задач, которую в личной беседе с клиентом в этом случае должен будет решить
психолог-консультант, состоит в том, чтобы выяснить, что и почему клиент рассматривает как
личную неудачу в соревновании с другими людьми.
Стратегию проведения с клиентом соответствующей психодиагностической беседы можно
построить следующим образом. Внимательно выслушав жалобу клиента и с его слов
предварительно определив суть его проблемы, психолог-консультант может далее обратиться к
клиенту со следующей просьбой: «Не могли бы вы подробнее рассказать о том, что касается
133
ваших неудач в соревновании с другими людьми?»
Для того чтобы облегчить рассказ клиента о сути своей проблемы, ему следует задать ряд
вопросов, на которые желательно ответить как можно более определенно.
Если на некоторые из вопросов клиенту будет трудно отвечать, то эти вопросы можно
временно отложить или просто пропустить. Если, кроме ответов на предложенные вопросы,
клиент пожелает поделиться с психологом-консультантом какими-либо дополнительными
соображениями, то клиента следует внимательно выслушать.
Получив согласие клиента на продолжение психодиагностической беседы, консультант может
поставить перед ним следующие вопросы:
• Когда вы в последний раз потерпели неудачу в соревновании с другими людьми?
• С кем, по какому поводу вы в этом случае конкурировали?
• Как часто с вами раньше происходили неудачи в соревновании с людьми?
• Были ли в вашей жизни еще какие-либо неудачи кроме тех, которые мы до сих пор
обсуждали?
• Чем вы объясняете свои жизненные неудачи?
• Предпринимали ли вы самостоятельные попытки избежать неудач? Если да, то в чем эти
попытки выражались?
• Каков был результат этих попыток?
Получив от клиента развернутые ответы на все эти вопросы и прояснив для себя ситуацию,
связанную с жизненными неудачами клиента, психолог-консультант может непосредственно
приступить к выяснению причин неудач клиента в личном соревновании с другими людьми. Без
точного знания характера неудач, а также их возможных причин трудно будет оказать
практически действенную помощь клиенту.
По своей природе неудачи человека в соревновании с другими людьми могут быть
объективными и субъективными. Соответственно, и их причины могут относиться к одной из двух
названных групп.
Субъективные причины неудач касаются личности самого клиента, и в большинстве случаев
при помощи психолога консультанта эти причины в значительной степени могут быть устранены.
Объективные причины неудач лежат в обстоятельствах, практически не зависящих от самого
клиента. Для того чтобы исключить вызванные такими причинами неудачи, необходимо или
оказывать влияние на сложившиеся жизненные обстоятельства, или, по мере возможности,
сознательно, целенаправленно избегать попадания в такие ситуации, которые неизбежно приводят
к неудачам в большинстве случаев жизни.
Проводя психологическое консультирование по поводу неудач клиента в соревновании с
другими людьми, как правило, недоста
точно выяснить и довести до сознания клиента природу и причины соответствующих неудач.
Важно также подсказать клиенту, а если надо – и научить его тому, как лучше всего избежать
неудач.
Вот несколько общих советов, которыми мог быть воспользоваться консультант-психолог в
разных случаях проведения консультирования на данную тему.
Случай 1. Неудача клиента в конкуренции с людьми обусловлена тем, что клиент имеет явно
завышенный уровень притязаний, вызывающий чрезмерные, объективно не реализуемые,
ожидания на успех.
В этом случае психолог-консультант может посоветовать клиенту поступить следующим
образом: каждый раз, соревнуясь с людьми, устанавливать для самого себя минимально
удовлетворительный уровень успехов и стремиться в первую очередь достичь именно этого
уровня.
Кроме того, клиенту важно выработать у себя привычку постоянно сравнивать свои достижения
с успехами других людей, устанавливая для себя такой уровень притязаний на успех, который не
уступает достижениям абсолютного большинства других людей.
Полезно также, чтобы клиент задумался над следующими вопросами и нашел для себя
разумные, удовлетворительные ответы на них:
«Для чего лично мне нужно непременно быть первым среди равных?»
«Какие выгоды я буду иметь от того, что превзойду других людей?»
«Чего мне самому будет стоить достижение соответствующих результатов?»
134
«Имеет ли смысл тратить на это силы и средства?»
Размышления над этими и другими подобными вопросами, как правило, приводят клиента к
убеждению, что ему необходимо несколько снизить уровень своих притязаний на успех в
соревновании с людьми. Вследствие этого клиент сам начинает считать себя меньшим
неудачником, чем ему казалось раньше.
Случай 2. Неудача вызвана тем, что клиент не верит в свои возможности и поэтому, соревнуясь
с другими людьми, часто терпит неудачу из-за того, что не в состоянии эти возможности
практически реализовать (предполагается, что они у него имеются).
Усилия психолога-консультанта в данном случае должны быть направлены на то, чтобы помочь
клиенту выявить и осознать свои реальные возможности, подсказать клиенту, как эти
возможности наилучшим образом использовать в жизни.
Для этого психолог-консультант вначале должен будет точно определить, как ведет себя
клиент, вступая в соревнование с другими людьми. Затем необходимо будет определить слабые
стороны в по-
ведении клиента и предложить ему попробовать вести себя по-другому, более расчетливо,
разумно и взвешенно.
Следующий шаг в работе с клиентом может заключаться в том, чтобы дать ему возможность
самому установить, что предлагаемые новые формы конкурентного поведения более эффективны,
чем прежние. В заключение клиенту можно посоветовать чаще анализировать свое собственное
поведение в соревновании с другими людьми, самостоятельно выявляя его слабые и сильные
стороны, чаще экспериментировать над собой в ситуациях соревнования с другими людьми,
применяя разнообразные формы поведения и следя за тем, к чему, к каким результатам они
приводят.
Выработав у себя соответствующие, полезные для жизни привычки, клиент в конечном счете
сможет вполне самостоятельно справляться со своими проблемами.
Случай 3. Неудача клиента обусловлена тем, что он включается в соревнование с другими
людьми при таких обстоятельствах и на таких условиях, при которых объективно невозможно или
маловероятно выиграть у соперника.
В этом случае психологу-консультанту в работе с клиентом следует предложить ему мысленно
восстановить в памяти те ситуации, в которых он уступал своему сопернику, проигрывал
соревнование с другими людьми. Далее желательно предложить и практически помочь клиенту
объективно оценить свои шансы на успех в этих соревнованиях.
Задача психолога-консультанта на данном этапе работы с клиентом заключается в том, чтобы
доказать клиенту, что его шансы на успех в тех соревновательных ситуациях, в которых он
принимал вызов своего конкурента, на самом деле были весьма невелики, и состязание для него с
самого начала фактически было обречено на неудачу.
После этого консультанту нужно постараться убедить клиента в том, что без предварительного,
тщательного вьмснения своих реальных шансов на успех вообще не стоит вступать в
соревнование с людьми. В противном случае неудачи будут постоянно преследовать клиента.
На заключительном этапе консультационной работы с клиентом полезно научить его тому, как
анализировать сложившуюся ситуацию для реального, объективного определения своих шансов
на успех. Этому, в частности, может способствовать получение определенных ответов на
следующие вопросы (эти вопросы самому себе должен задать клиент и найти на них ответы до
того, как он вступит в соревнование с другими людьми):
• Какими качествами лично мне нужно обладать для того, чтобы выиграть соответствующее
соревнование?
• Есть ли эти качества у меня сейчас?
• В какой мере они в настоящее время развиты?
• Обладает ли такими же качествами мой потенциальный соперник? Если обладает, то в какой
степени?
• Превосхожу ли я своего соперника в том, что необходимо для победы?
• Каковы мои реальные шансы на успех с данным соперником, в данном соревновании и в
данных условиях?
• Каковы шансы на успех моего соперника в этом соревновании?
• Стоит ли вступать с ним в соревнование?
135
• Как мне следует поступить, если соревнование все же выиграет мой соперник?
Получив ответы на эти вопросы, клиент сможет далее принять вполне разумное, обоснованное
решение и свести к минимуму вероятную неудачу в соревновании с другими людьми.
Упражнения
1. Проанализируйте собственный жизненный опыт и определите, были ли в нем какие-либо
неудачи, связанные с эмоциональной саморегуляцией. Если они были, то постарайтесь установить
их причины.
2. В том случае если профессия психолога не первая для вашей профессиональной карьеры,
определите, почему в начале вашей профессиональной карьеры вы потерпели частичную или
полную неудачу в выборе профессии.
3. Если в вашей деловой жизни уже были моменты, связанные со снижением
работоспособности, то проанализируйте их, выясните их причины, определите для себя
действенные способы повышения работоспособности.
4. У вас, как и у большинства других людей, были, наверное, в жизни такие моменты, когда вы
проигрывали соревнование с другими людьми. Установите, почему это происходило, выясните и
проанализируйте причины соответствующих неудач.
Практические задания
1. Проведите психологическое консультирование кого-либо из людей, выбранного в качестве
клиента, по поводу неудач в эмоциональной саморегуляции. Дайте данному человеку
практические советы по устранению подобных неудач в будущем, научите его регулировать свои
эмоции в деловых отношениях.
2. Выберите кого-либо в качестве потенциального клиента (желательно – из числа старших
школьников). Это должен быть человек, которому предстоит определить для себя профессию,
условия и место будущей работы. Проведите с ним полное психологическое консультирование на
соответствующую тему. Предложите ему практические рекомендации по решению его проблемы.
3. Возьмите в качестве клиента кого-либо из людей, кто не вполне удовлетворен своим
продвижением по службе. Проведите с ним психологическую консультацию. Предложите ему
практические рекомендации по решению его проблемы.
4. Проконсультируйте какого-либо взрослого человека, жалующегося на снижение
работоспособности. Выясните причины снижения работоспособности и предложите этому
человеку рекомендации по повышению его работоспособности.
Ключевые слова
Эмоциональная саморегуляция. Конфликт мотивов. Мотиваци-онные тенденции. Слабость воли
человека. Конкурирующие черты характера. Эмоциональная возбудимость.
Неудачи
в
сохранении
работоспособности. Физиологические
причины
снижения
работоспособности. Психологические причины снижения работоспособности.
Неудачи в соревновании (конкуренции) с людьми. Конкурентное (соревновательное) поведение
человека.
ГЛАВА XIV ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ
МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Контрольные вопросы
1. Каким образом могут быть связаны между собой личностные и межличностные проблемы у
одного и того же человека?
2. Каковы, основные межличностные проблемы, по поводу которых клиенты обычно
обращаются за помощью в психологическую консультацию?
3. Каковы возможные причины трудностей, возникающих в сфере межличностных отношений
людей?
4. В чем состоит специфика взаимоотношений людей разного возраста?
5. В чем проявляется и как практически решается проблема отсутствия между людьми
взаимных симпатий?
6. Что и как следует учитывать психологу-консультанту, проводящему психологическое
консультирование по вопросу отсутствия взаимных симпатий между людьми?