Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 11300
Скачиваний: 396
181
серьезные проступки. К примеру, это может происходить тогда, когда учителя ставят одним детям
завышенные, а другим заниженные оценки.
В жизни эти причины могут действовать вместе, и задача психолога-консультанта состоит в
том, чтобы выявить их и дать клиенту рекомендации по их устранению.
Случай 3. Взаимоотношения ребенка с учителями в начальной школе могут не складываться по
причинам, указанным в предыдущем пункте, а также из-за того, что данный ребенок нестандартен,
не вполне соответствует общим, привычным требованиям, предъявляемым к детям в школе.
Вследствие этого, он может претендовать на повышенное внимание к себе, и своим
нестандартным поведением доставлять немало дополнительных трудностей учителям.
Так называемыми нестандартными могут быть самые разные дети: и нормально
развивающиеся, и одаренные, и отстающие от других детей в своем развитии. Но чаще всего
нестандартными все же являются одаренные и отстающие дети.
Нестандартность ребенка может, в частности, проявляться в особенностях его деятельности
(например, работа левой рукой), в специфике его когнитивных процессов (ребенок может
мыслить, воспринимать, запоминать и воспроизводить материал не так, как это делают другие
дети), в наличии у ребенка особенных свойств темперамента, интересов или черт характера, и,
наконец, в необычности стиля общения ребенка с окружающими людьми: учителями, родителями,
сверстниками.
Нестандартный ребенок – это вовсе не обязательно такой, отклонение которого от нормы
должно рассматриваться как аномалия, т.е. как отрицательное явление. Но, вместе с тем,
нестандартный ребенок – это всегда ребенок, требующий к себе особого внимания как со стороны
родителей, так и со стороны учителей. Нестандартный ребенок почти всегда испытывает
трудности в общении с другими детьми. Далеко не всем учителям по душе иметь дело с
нестандартными детьми, так как из-за необычности ребенка общение с ним порождает
дополнительные проблемы.
То, что нестандартность ребенка – это далеко не всегда отрицательное качество для его
развития, психолог должен будет, в первую очередь, разъяснить родителям, обратившимся в
консультацию. Затем необходимо будет провести разностороннее психологическое обследование
ребенка для того, чтобы выяснить, в чем же на самом деле состоит его нестандартность, что в этой
нестандартности положительное и что отрицательное, что необходимо сохранить и от чего
желательно избавиться.
Как правило, при обследовании обнаруживается, что далеко не все в ребенке, вызывающее
тревогу родителей или учителей, следует изменять. Нередко, например, ошибающимся в
ценностной оценке нестандартности ребенка является учитель, который жалуется психологу на
чрезмерную активность или необычный образ мышления ребенка. Это-то как раз часто
оказывается достоинством ребенка, способствующим его психологическому развитию, если
данный ребенок во всем другом не уступает иным детям. В этом случае лучше менять позицию
учителя, а не психологию ребенка.
Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста
У родителей, имеющих детей-подростков, и у самих подростков нередко возникают следующие
проблемы, требующие проведения психологического консультирования.
Вариант 1
. Между родителями и детьми, достигшими подросткового возраста, постоянно
возникают конфликты по самым разным вопросам.
Вариант 2.
По какой-то причине дети-подростки не хотят учиться, ведут себя вызывающе,
недобросовестно выполняют свои обязанности по дому, не выполняют данные родителям
обещания и т.п.
Вариант 3.
Родителям кажется, что дети-подростки что-то от них скрывают. Родители вместе с
тем замечают, что дети часто проводят время вне дома, избегают общения с ними.
Вариант 4.
Подросток ничем серьезным, с точки зрения родителей, не интересуется и не хочет
заниматься своим развитием.
Рассмотрим практику проведения психологического консультирования во всех этих случаях.
Случай 1. Конфликты между подростками и родителями в семье – очень часто встречающееся
явление. Оно в определенной степени является естественным, если иметь в виду не конфликты как
182
таковые, а порождающие их противоречия во взглядах родителей и детей. Поскольку конфликты
между подростками и взрослыми людьми встречаются практически почти в каждой семье, то их
можно считать нормальным явлением.
Такие конфликты обычно связаны с переходом ребенка на более высокий уровень
психологического развития, с переходом от детства к взрослости, поэтому они не должны
вызывать у родителей особого беспокойства, в частности за будущее конфликтогенного ребенка.
В этом прежде всего и должен постараться убедить психолог-консультант клиента.
Нужно дать понять клиенту, что острый межличностный конфликт в отличие от нормально
наступающего подросткового возрастного кризиса, неизбежным следствием которого становится
обострение взаимоотношений с окружающими людьми, – это аномальное явление. Такой
конфликт препятствует психологическому развитию подростка, если его быстро и вовремя не
устранить.
Для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на
положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с
окружающими людьми. Для детей это – взаимоотношения с родителями, учителями,
сверстниками. Ведь только с их помощью подросток может
успешно решить сложные внутренние проблемы, волнующие его в переходный период.
Способы разрешения подросткового возрастного межличностного конфликта с родителями
могут быть самими различными. Но во всех подобных случаях жизни инициативу в их
предупреждении и устранении должны брать на себя взрослые люди, в данном случае родители
или учителя. Они же в уже возникшей конфликтной ситуации, будучи более разумными и
опытными людьми, чем подростки, обязаны вести себя в отношении подростков более гибко и
осмысленно.
Случай 2. Это вызывающее общественное поведение подростка, нарушающее нормы и правила
поведения, принятые среди взрослых. Неприятные поведенческие симптомы, связанные с этой
проблемой, чаще всего являются психологическим следствием или отражением общего
подросткового возрастного кризиса и, как правило, сами собой исчезают тогда, когда подросток
становится взрослым и у него меняется сознание.
Однако кризис подросткового возраста может затянуться, и если с указанными выше
отрицательными симптомами в поведении активно не бороться, то в конечном счете это может
привести к задержке психологического развития и к закреплению в личности и поведении
подростка весьма неприятных характерологических проявлений, их превращению в стойкие
жизненные привычки. С разъяснения этого также следует начинать психологическую
консультацию с родителями или учителями, обратившимися к психологу в связи с обсуждаемой
здесь проблемой.
Затем необходимо будет объективно и детально разобраться в ряде вопросов. Во-первых,
следует выяснить, насколько часто и при каких условиях у подростков проявляется неадекватное
социальное поведение. Во-вторых, надо определить, как сами родители реагируют на подобное
поведение своих детей. В-третьих, необходимо выявить, к каким результатам привели действия,
уже предпринятые родителями. В-четвертых, надо узнать, как сами подростки, если родители это
пытались выяснить, объясняют собственное поведение.
Разобравшись во всех этих вопросах, психолог-консультант может получить более или менее
полную картину происходящего, на основе анализа которой он далее сможет принять вполне
конкретные, обоснованные решения. В любом случае, однако, необходимо иметь как возможные
следующие практические рекомендации, помогающие решить соответствующую проблему:
1. Постараться прекратить эмоционально отрицательно реагировать на вызывающие действия и
поступки подростка, его сопротивление разумным доводам взрослых. Следует попытаться
объективно разобраться в том, что на самом деле происходит, почему подросток ведет себя
именно так, а не иначе. На данный вопрос обязательно должен быть получен обстоятельный и
понятный ответ, в какой-то степени не только объясняющий, но и оправдывающий поведение
подростка. Получить такой ответ на данный вопрос для взрослого человека означает понять
(но не обязательно принять и одобрить) поведение подростка.
2. Подумать над тем, как лучше убедить подростка изменить свое поведение.
3. Принять решение и действовать исключительно методом убеждения, не прибегая к
принуждению.
183
4. Настойчиво продолжать добиваться своего, действуя так до тех пор, пока проблема не будет
решена.
Случай 3. Прежде всего отметим, что скрытность подростков, их необычная замкнутость и
изолированность от взрослых – это довольно часто возникающее явление, хотя и не вполне
нормальное. Тем не менее, оно не должно вызывать особенных тревог у родителей подростков.
Для подростков вообще, в силу чисто возрастных интересов и особенностей, характерен
повышенный интерес к общению со сверстниками, а не со взрослыми людьми. В кругу своих
сверстников они обычно обсуждают те вопросы, которые волнуют их и не особенно
притягательны для взрослых. Большинство таких вопросов имеет сугубо личный характер. Что
касается взрослых, то вопросы, волнующие подростков, они нередко оценивают как детские и
наивные и тем самым еще больше отталкивают от себя подростков.
В этом смысле замкнутость общения подростков выступает как вполне естественная,
вынужденная мера, носящая возрастной, преходящий характер. Это явление свидетельствует о
любознательности и о социально-психологическом росте подростков, об их переходе от детства к
взрослости.
Ответы на вопросы, которые подростки обычно обсуждают между собой, скорее могли быть
найдены, если бы к их обсуждению были привлечены взрослые люди. Они, однако, мало
интересуются жизнью подростков и, будучи занятыми своими собственными проблемами, часто
уходят от обсуждения подростковых проблем или же просто не умеют нормально разговаривать о
них с подростками на равных. Вследствие этого подростки нередко замыкаются в себе, и между
ними и взрослыми людьми возникает психологический барьер. Отсюда – недопонимание,
отчуждение и изоляция подростков от взрослых.
Все это консультант-психолог должен разъяснить родителям, обратившимся к нему за
помощью, и призвать их к тому, чтобы они, в первую очередь, попытались снять психологический
барьер, возникший между ними и ребенком. Родителям можно рекомендовать последовательно
предпринять следующие шаги:
1. Перестать отрицательно реагировать на отказ подростка рассказывать о себе и о своих делах.
Относиться с пониманием и уважением к стремлению подростка много времени проводить вне
дома в общении со сверстниками.
2. Прекратить игнорировать, отмахиваться от серьезного обсуждения тех вопросов, которые
волнуют подростка. Перестать пренебрежительно реагировать на суждения подростка.
3. Регулярно и внимательно прислушиваться к тому, что обсуждают и о чем говорят между
собой подростки.
4. Незаметно, ненавязчиво, но искренне и доброжелательно, на равных включаться в разговоры
подростков, добиваясь того, чтобы они принимали взрослых в свое сообщество и доверительно
обсуждали с ними волнующие их вопросы.
Случай 4. Представления подростков и взрослых о том, чем в первую очередь следует в жизни
заниматься, расходятся, что вызвано тем, что подросток, по-видимому, еще до конца не понимает
важности того, к чему его призывают взрослые люди. Он не думает о своем будущем, не готовит
себя к нему, привыкает действовать, исходя из сиюминутных желаний и потребностей. Кроме
того, у подростка могут быть какие-то свои, не связанные с родителями и их мнением, планы и
интересы.
Поэтому необходимо внимательно разобраться в том, что на самом деле волнует подростка, и
почему он так себя ведет, не слушая родителей. Это можно сделать разными путями. Во-первых,
просто внимательно понаблюдать в течение некоторого времени за поведением подростка. Во-
вторых, обстоятельно расспросить его, вызвав на откровенный разговор. Затем необходимо
обдумать, как и в чем можно пойти навстречу желаниям подростка, как перестроить его
психологию и поведение. Непременно следует отказаться от применения к подростку тех методов
воздействия, которые раньше были неэффективными и вызывали с его стороны явную
отрицательную реакцию. Набравшись терпения, родители должны использовать только
положительный опыт общения. Здесь им, скорее всего, понадобятся систематические
консультации с психологом.
Консультирование родителей юношей и девушек
184
В общении родителей со своими достаточно взрослыми детьми также могут возникать
серьезные проблемы. Типичные, наиболее часто встречающиеся из них, следующие:
Вариант 1.
Между родителями и детьми, которые достигли юношеского возраста и обучаются
в последних, выпускных классах школы, не складываются нормальные взаимоотношения. Между
ними, например, часто возникают конфликты и споры из-за того, что дети, по мнению родителей,
занимаются совсем не тем, чем им следовало бы заниматься перед окончанием школы.
Вариант 2.
Родители детей-старшеклассников не вполне довольны тем, что их дети дружат со
сверстниками, которые по тем или иным причинам не устраивают родителей.
Вариант 3.
Родители, имеющие детей юношеского возраста, не довольны тем, как их дети
выбирают себе будущую профессию. Выбор детей не вполне устраивает родителей.
Вариант 4.
Между матерью, которая разведена с отцом, и ребенком старшего школьного
возраста, подростком или юношей, возникают конфликты из-за того, что в семье появился чужой
человек и между ним и матерью складываются близкие отношения.
Вариант 5.
Между отцом, который находится в разводе с матерью, и ребенком старшего
школьного возраста, который живет с отцом или довольно часто общается с ним (предполагается,
что сын и отец видят друг друга), возникает конфликт из-за того, что у отца вместо матери
появилась другая женщина.
Вариант 6.
Между детьми от разных родителей, которые вынуждены жить вместе в одной
семье, не складываются нормальные взаимоотношения.
Рассмотрим последовательно случаи, соответствующие этим вариантам, с точки зрения
практики проведения психологического консультирования.
Случай 1. Возможные причины того, почему между родителями и детьми, уже обучающимися
в старших, выпускных классах школы, не складываются нормальные взаимоотношения, могут
быть разными. Во-первых, это может происходить из-за того, что интересы и взгляды на будущее
самих старшеклассников не вполне совпадают или совсем не совпадают с интересами и взглядами
их родителей. Во-вторых, это может быть следствием того, что родителей почему-то не устраивает
круг общения их детей. Они же – дети – вполне довольны своими друзьями и не собираются их
менять. В-третьих, причиной плохих взаимоотношений между родителями и уже взрослыми
детьми может стать застарелый конфликт, возникший между ними еще в подростковом возрасте и
до настоящего времени до конца не преодоленный. В-четвертых, родителей может не вполне
устраивать то, как их взрослые дети относятся к учению, к своим обязанностям, к самим себе, к
других людям. Во всех этих случаях прежде, чем приступать к поиску решения возникшей
проблемы, необходимо точно установить, в чем состоит суть этой проблемы, чтобы далее
действовать не вслепую, а наверняка.
Выясняя вероятные причины возникшей проблемы во взаимоотношениях родителей с их
взрослыми детьми заметим, что эти проблемы чаще всего появляются из-за того, что родители не
замечают, как быстро взрослеют их дети, продолжают обращаться с ними так, как они обращались
в более раннем детстве. Такая, устаревшая практика межличностного общения продолжается
иногда еще и потому, что сами старшеклассники нередко ведут себя как дети. Тем самым они
фактически поддерживают недоверие к ним со стороны родителей. Последние, видя, что с
возрастом их дети не становятся серьезнее, продолжают обращаться с ними так, как обращались
раньше.
В целом, наверное, родители правы в своих претензиях к детям. Но они, очевидно, и
ошибаются, полагая, что старшеклассники все должны понимать так же хорошо, как и их
родители. Родители к тому времени, когда вырастают их дети, уже не помнят, какими сами они
были в их возрасте, и предъявляют детям требования, которым в большинстве случаев сами не
соответствовали в юношеском возрасте. Более того, к своим собственным детям они применяют
меры воздействия, которые по отношению к ним самим в соответствующем возрасте были
недостаточно эффективными.
Психологически правильное поведение родителей в отношении старшеклассников должно быть
иным. Сохранив суть своих требований к детям, родители с учетом возраста и уровня
психологической незрелости детей, а также с учетом недостатка у детей жизненного опыта
должны отыскать иные средства педагогического воздействия на них. Необходимо, в частности,
отказаться от применения методов прямого психологического давления и принуждения, от
обращения со старшеклассниками как с малыми детьми. Именно это в первую очередь должен
185
разъяснить родителям психолог-консультант и, если возникнет необходимость, помочь родителям
найти новые формы поведения в отношении детей. Со старшеклассниками желательно всегда
разговаривать как со взрослыми людьми, даже тогда, когда они не все сразу и не все правильно
понимают.
Случай 2. Дружеские отношения старшеклассников – это вопрос, который может беспокоить
родителей тогда, когда их дети выбирают себе в друзья плохих людей, способных оказать на них
отрицательное влияние, и сами не могут вести себя самостоятельно и разумно. Однако для
решения этого вопроса не подходят методы принуждения или психологического давления, причем
здесь они еще более недопустимы, чем в других случаях жизни. Сразу и полностью убедить
старшеклассника в том, что с кем-то не стоит дружить, как правило, не удается. Это связано с тем,
что в итоге переубеждения человека возникает своего рода неопределенность и морально-
психологическая дилемма. С одной стороны, родители вроде бы правы; с другой стороны, у
старшеклассников есть определенные моральные обязательства перед теми, с кем они дружили:
нельзя сразу, просто так, прекратить отношения с любым человеком из-за неприятия его как
личности.
Допустим, что старшеклассник дружит со сверстниками, поведение которых не устраивает его
родителей. И они требуют прекратить эту дружбу. Претензии родителей в этом случае, казалось
бы, вполне обоснованы и их необходимо выполнить. Однако без какой-либо причины разорвать
отношения с человеком неэтично, и если сделать это открыто, прямо заявив человеку, что его
поведение не устраивает родителей, то это может быть воспринято как нарушение норм
человеческих взаимоотношений.
Заметим также, что и сами родители в подобных случаях не всегда и не во всем бывают правы.
Самым разумным будет в данной ситуации предупредить своего взрослого ребенка о возможных
отрицательных последствиях его общения с тем или иным человеком. Желательно также
подсказать ребенку, как лучше себя вести в данной, нравственно непростой, ситуации, не роняя
ни своего, ни чужого человеческого достоинства и вместе с тем ограждая себя от возможных
неприятных последствий. Кроме того, необходимо постоянно быть в курсе дела и контролировать
общение своих детей, не вмешиваясь в него, но вместе с тем быть готовыми всегда прийти
ребенку на помощь.
От дружбы старшеклассника с разными людьми ни в коем случае не нужно отговаривать, иначе
он будет лишен возможности приобретать жизненный опыт и полноценно развиваться как
личность.
Случай 3. Если, обучаясь в старших классах школы, юноша или девушка намерены сами
выбрать себе профессию, которая по тем или иным причинам не вполне устраивает их родителей,
то в этом случае родителям разумнее всего поступить следующим образом. Во-первых,
попытаться понять, почему их ребенок принял именно такое решение, а не то, которое
предлагают родители. Во-вторых, постараться отыскать такие веские аргументы в пользу
защищаемой профессии, которые соответствовали бы потребностям и интересам их ребенка.
Ошибка, которую в решении этого вопроса часто совершают многие родители, состоит в том, что
они разговаривают со старшеклассниками так, как будто родители безусловно и во всем правы, а
дети во всем без исключения ошибаются. Эта позиция неверна в принципе: не может один
человек быть во всем без исключения правым, а другой всегда ошибаться.
Родительские аргументы и факты, которыми они пытаются убедить своего ребенка при выборе
профессии, должны быть так же
мотивированы, как аргументы детей. Тогда они лучше смогут понять правоту своих родителей.
Случай 4. Конфликт возникает между матерью, разведенной с отцом взрослого ребенка, и
самим ребенком из-за того, что у матери появился новый мужчина – друг или новый муж,
претендующий на право быть новым отцом для юноши или девушки. Психологическая сложность
ситуации, соответствующей этому частному случаю, заключается в том, что каждый из ее
участников в той или иной степени, но неизбежно, переживает безразличное, иногда
отрицательное отношение к другому и не в состоянии его полностью устранить. Такое происходит
часто, по крайней мере, в начальный период жизни новой семьи.
Амбивалентность, или двойственность, чувств матери к своему взрослому ребенку в этом
случае обусловлена тем, что она как мать любит своего ребенка, и вместе с тем она не может
испытывать к нему особой симпатии из-за того, что он ее не понимает и не любит человека, с