Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 11305
Скачиваний: 396
176
сыграть роль компетентного, компромиссно настроенного арбитра, целенаправленно ведущего обе
конфликтующие стороны к согласию друг с другом. Желательно также, чтобы психолог-
консультант мог рекомендовать клиенту хотя бы небольшой список хорошей научной и научно-
популярной литературы для самообразования в области обучения и воспитания детей
соответствующего возраста.
Случай 4. Причин нежелания ребенка идти в школу может быть несколько. В том числе, но не
обязательно, это может быть и простая психологическая неготовность ребенка к обучению в
школе.
Определенный вывод о неготовности ребенка к началу обучения в школе нельзя делать только
на основе заявления самого ребенка о том, что он не хочет учиться. Быть может, он так говорит
потому, что еще сам толком не знает, что на самом деле его ожидает в школе, в частности – не
подозревает о том приятном, с чем ему предстоит встретиться в школе. Возможно также, что,
реально оказавшись в школе, ребенок быстро изменит свое отношение к ней в лучшую сторону.
Тем не менее узнать, как сам ребенок объясняет свое нежелание идти в школу, в любом случае
весьма полезно хотя бы потому, что все равно придется этого ребенка разубеждать, используя его
же доводы. Кроме того, в процессе убеждения ребенка следует ориентироваться на уровень его
сознания и понимания необходимости учиться. Родителям или психологу, если он будет
консультировать ребенка, следует начинать именно с этого, то есть с детальных расспросов
ребенка о том, почему он не желает идти в школу.
Опрос можно вести по определенной схеме, последовательно задавая ребенку такие вопросы:
• Хочешь ли ты пойти учиться в школу?
(Дальнейшие вопросы имеют смысл лишь тогда, когда на данный вопрос ребенок ответил
отрицательно.)
• Почему ты не хочешь идти учиться в школу?
(Если ребенок подробно отвечает на этот вопрос, давая определенные ответы и на
некоторые, следующие далее, вопросы, то часть из них можно пропускать. Если на этот
вопрос последует самый общий, неопределенный ответ типа «не знаю», то все последующие
вопросы необходимо будет обязательно задать.)
• Зачем вообще нужно ходить в школу?
• Что в школе может быть плохое? Почему некоторые люди не хотят учиться в школе?
• Чем обычно занимаются в школе?
• Что такое школьные уроки?
• Чему можно в школе научиться?
• Станет ли тебе лично лучше или хуже от того, что ты пойдешь учиться в школу? Если тебе
станет лучше, то объясни, почему. Если ты считаешь, что станет хуже, то также попробуй
объяснить, почему ты так считаешь.
• При каких условиях ты все же согласен пойти учиться в школу?
Это только приблизительный перечень возможных вопросов, которые можно задать ребенку
семилетнего возраста в связи с выяснением причин его нежелания учиться в школе. Число и
содержание этих вопросов можно расширить и варьировать в зависимости от того, как ребенок
будет отвечать на задаваемые ему вопросы. Главное здесь состоит в том, чтобы точно установить
причину нежелания ребенка идти учиться и дать ему целенаправленные советы, следование
которым повысит уровень мотивационной, личностной готовности ребенка к школьному
обучению.
Работа по повышению уровня мотивационной готовности к обучению в школе с ребенком,
который вскоре должен будет пойти учиться, сводится к тому, чтобы самыми разными,
доступными и эффективными способами вызвать у него повышенный интерес к учению. Такой
интерес, если он у ребенка изначально отсутствует, сравнительно легко породить в том случае,
когда отсутствие желания учиться основано на незнании того полезного, что ребенку может дать
школа.
Однако причин нежелания ребенка идти учиться в школу может быть много, и среди них может
оказаться, например, недостаточная когнитивная или же коммуникативная готовность ребенка к
обучению. Тогда вместе с началом обучения ребенка необходимо будет проводить активную
специальную работу по повышению уровня его готовности к обучению в двух указанных
аспектах.
177
Случай 5. Этот случай – повышенная тревога по поводу психологических или поведенческих
аномалий в развитии ребенка – наиболее часто встречается в практике обращения родителей в
психологическую консультацию.
Здесь надо установить, что же на самом деле беспокоит родителей ребенка и в какой степени их
тревога объективно обусловлена. Это связано, во-первых, с тем, что различных недостатков в
психологическом развитии ребенка может быть множество. Во-вторых, не будучи
профессионально подготовленными психологами, родители ребенка могут ошибаться в оценке его
реальных проблем. Они могут видеть проблемы в психологическом развитии ребенка там, где их
на самом деле нет, и напротив, не замечать порой реально существующих проблем. В-третьих, и
сам психолог без проведения специального психологического обследования часто не в состоянии
точно поставить диагноз психологических и поведенческих аномалий у ребенка.
Поэтому после предварительной беседы с родителями ребенка и с самим ребенком психологу-
консультанту желательно провести специальное психодиагностическое обследование ребенка для
уточнения его проблем.
Если такое обследование дает вполне удовлетворительные результаты, т.е. в результате
действительно обнаруживаются у ребенка какие-либо проблемы, то это само по себе еще не
является основанием для серьезного беспокойства со стороны родителей ребенка. Вполне
вероятно, что отставание ребенка в психологическом или поведенческом развитии не выходит за
рамки нормы его возрастного развития, и через некоторое время, когда ребенок повзрослеет, его
отставание уменьшится или же будет полностью преодолено.
Возможно также, что данный ребенок для своего возраста развивается вполне нормально, но
его родители предъявляют ему завышенные требования или неправильно оценивают уровень
развития, достигнутый ребенком. Эти и другие подобные случаи ошибочных заключений о
проблемах ребенка необходимо выявить и устранить в первую очередь.
Рекомендуя родителям разнообразные формы работы с детьми по устранению аномалий в их
психологическом и поведенческом развитии, следует также иметь в виду, что, во-первых,
результаты такой работы почти никогда не бывают быстрыми; во-вторых, они могут оказаться
внешне малозаметными, поскольку воспитательные факторы действуют постепенно и замедленно.
Может быть так, что внутренне ребенок начинает изменяться, в то время как в его реальном,
внешнем поведении это отражается мало или с заметным опозданием по сравнению с
внутренними изменениями.
Поэтому перед началом работы по коррекции психологических и поведенческих аномалий в
развитии ребенка, в ходе такой работы и обязательно по ее завершению необходимо производить
точную психодиагностику уровня развития тех свойств, которые корректировались. Это нужно не
только для систематического контроля процесса развития, но также и для своевременной
коррекции развития, если в ходе соответствующей работы обнаружатся отклонения от намеченной
цели.
Желательно также научить родителей самостоятельно оценивать уровень психологического
развития ребенка при помощи сравнительно простых и доступных им методов психодиагносткки.
Тогда родители будут меньше ошибаться в оценке ребенка, меньше беспокоиться о нем и,
следовательно, способствовать его нормальному развитию. Заметим, что повышенное
беспокойство родителей о ребенке обычно передается и самому ребенку, препятствуя его
нормальному развитию.
Случай 6. Родители озабочены тем, как лучше готовить ребенка к поступлению в школу. Это
типичный повод для обращения в психологическую консультацию. Он характерен для тех
родителей, которых особенно заботит будущее их детей, и которые хотят, чтобы их дети не просто
нормально учились, но и обязательно преуспевали, были лучшими и быстро развивались.
Такие родители, как правило, не жалуются психологу-консультанту на недостатки в развитии
своих детей, хотя на самом деле уделяют этому довольно большое внимание. Они обычно готовы
продолжать и дальше действовать так, беря на себя повышенную ответственность за будущее
своих детей.
Психолог-консультант, давая в этом случае рекомендации родителям, вполне может
рассчитывать на их собственную активность и ответственность за выполнение полученных
рекомендаций.
В начале консультации следует предложить родителям провести разностороннюю и
178
тщательную психодиагностику ребенка, не жалея для этого ни сил, ни времени.
Соответствующую профессиональную помощь клиенту в проведении психодиагностики ребенка
родителям должен предложить консультант-психолог.
Психодиагностика, о которой идет речь, преследует три цели: во-первых, внимательно и
разносторонне изучив ребенка, постараться точно определить то, в чем он еще психологически не
вполне готов к обучению в школе; во-вторых, выявить, какие резервы для дальнейшего
психологического развития у него имеются; в-третьих, определить задатки к развитию общих и
специальных способностей, имеющиеся у данного ребенка.
Четкий ответ на первый из сформулированных выше вопросов необходим для того, чтобы
точно направить усилия родителей на устранение имеющихся у ребенка недостатков. Конкретный
ответ на второй вопрос позволит в максимальной степени использовать имеющиеся у ребенка
резервы для наилучшей психологической подготовки к обучению в школе. Наконец,
определенный ответ на третий вопрос позволит учителям правильно определить перспективы
развития способностей у ребенка и вовремя приступить к этой важной работе.
Случай 7. В этом случае (стремление родителей к возможно более раннему развитию
способностей у детей) психолог-консультант должен постараться убедить родителей ребенка в
том, что, принимая решение о раннем начале обучения ребенка, направленном на развитие его
способностей, родители, в принципе, поступают правильно.
Принимая такое решение, важно, вместе с тем, не допустить серьезных ошибок в обучении и
воспитании ребенка – таких ошибок, которые могут помещать его нормальному развитию.
Необходимо также изучить ребенка, внимательно проанализировать условия его жизни, учесть
многое другое, что может положительно или отрицательно повлиять на успех раннего обучения.
При недостаточно хорошо психологически подготовленном начале такого обучения ошибки, к
сожалению, неизбежны. В этой связи есть смысл подробнее рассмотреть ряд условий, соблюдение
которых свело бы к минимуму ошибки и гарантировало успех.
Первое условие – это
обязательное и своевременное выявление имеющихся у ребенка задатков
к развитию способностей, а также точное определение начала их открытого проявления вместе с
возникновением у ребенка естественного стремления к развитию своих способностей.
Для того чтобы правильно соблюсти это условие, родителям следует внимательно, в течение
достаточно длительного времени понаблюдать за своим ребенком, выявляя первые признаки
имеющихся задатков. Важно также своевременно зафиксировать не только первые проявления
задатков, но и появление у ребенка желания их развивать. Оно обычно идентифицируется по
интересу ребенка к тому виду деятельности, с которым связаны эти задатки и в котором
развиваются соответствующие способности.
Допустим, к примеру, что родители захотели приступить как можно раньше к обучению
ребенка иностранному языку и как можно лучше развить у него лингвистические способности. В
этом случае им необходимо вовремя заметить тот момент в жизни ребенка, когда он сам начнет
активно интересоваться новыми словами, названиями явлений и предметов.
Далее желательно предложить ребенку несколько новых названий уже известных ему
предметов на каком-нибудь иностранном языке. Если ребенок живо отреагирует на это, быстро
усвоит соответствующие названия и начнет самостоятельно ими пользоваться, то это будет
означать, что, начиная с данного момента времени, ребенка вполне можно обучать иностранному
языку и развивать у него соответствующие способности.
Другой пример: предположим, что родители хотят как можно раньше начать учить ребенка
рисованию. В этом случае необходимо обратить внимание на тот момент, когда он впервые
возьмет в руки
пишущий или рисующий предмет и что-то сам с удовольствием изобразит. С этого момента и
надо начинать обучение ребенка рисованию.
Второе условие –
это активное и, по возможности, повседневное включение ребенка в те виды
деятельности, которые помогут имеющиеся у него задатки превратить в нужные способности.
Таких видов деятельности бывает, как правило, несколько, и они существенно, с разных сторон
влияют на развитие способностей детей. Эти виды деятельности также необходимо учесть и через
них оказывать комплексное, разностороннее влияние на развитие способностей.
Третье условие –
это проведение с ребенком занятий в достаточно интересной, как правило,
игровой форме. Важным фактором нормального развития любых способностей у ребенка является
179
отсутствие принуждения в учении и исключение давления на него со стороны родителей и других
взрослых людей. Благодаря этому можно избежать умственных и физических перегрузок ребенка
на занятиях по развитию его способностей. Известно, что дети практически не устают от
интересной для них работы и почти всегда испытывают не только психологическую, но и
физическую усталость, если дело для них неинтересно и их заставляют заниматься вопреки их
желанию.
Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников
Между родителями и детьми младшего школьного возраста могут возникать следующие
варианты проблем, требующих проведения психологического консультирования.
Вариант 1.
Родители, у которых ребенок уже начал учиться в первом классе школы,
беспокоятся о том, что он плохо учится.
Вариант 2.
Родители, чей ребенок учится в начальной школе, неожиданно столкнулись с
проблемой, суть которой состоит в том, что у их ребенка почему-то не складываются нормальные
взаимоотношения с другими детьми.
Вариант 3.
Родители, у которых ребенок уже учится в начальных классах школы, беспокоятся
по поводу того, что у него не складываются хорошие взаимоотношения с учителями.
Рассмотрим последовательно все эти случаи.
Случай 1. В данном конкретном случае – при плохом начале обучения ребенка в школе –
необходимо выяснить причину этого. Как правило, причин плохого начала обучения ребенка в
школе бывает несколько, и в зависимости от того, каковы они на самом деле, родителям
необходимо давать различные практические рекомендации.
Возможными причинами неуспеваемости ребенка в начальных классах могут быть, во-первых,
отсутствие у ребенка интереса к учению вообще. Во-вторых, слабое развитие у него основных
когнитивных процессов: концентрации внимания, запоминания, мыслительных, речевых. В-
третьих, недостаточное развитие у ребенка каких-либо важных личностных качеств: деловых,
волевых, коммуникативных. В-четвертых, неправильная методика подготовки ребенка к обучению
в школе. В-пятых, неверный с психолого-педагогической точки зрения стиль обращения
родителей с ребенком.
Рассмотрим каждую из этих причин в отдельности, включая ее возможное отрицательное
воздействие на процесс учения ребенка.
Начать учиться в школе плохо ребенок может с момента поступления в школу потому, что у
него слабо развиты, например, произвольное внимание и произвольная память, а также словесно-
логическое мышление, т.е. как раз те высшие психологические функции, от которых зависит
сознательное и полноценное освоение школьной программы.
В этом случае родителям ребенка можно рекомендовать самим или с помощью специалиста-
психолога в течение нескольких месяцев дополнительно поработать с ребенком, чтобы развить у
него до нужного уровня соответствующие когнитивные функции. Имеется, кстати, богатая
психологическая литература на эту тему. Некоторые из полезных первоисточников приведены в
конце книги, в списке дополнительной литературы, и их можно рекомендовать заинтересованному
читателю.
Если у ребенка отсутствуют волевые, деловые, коммуникативные качества, то он не сможет
преодолевать трудности, которые естественно возникают в любом достаточно сложном деле, в
том числе и в учении.
В этом случае необходимо будет срочно заняться развитием соответствующих личностных
качеств у ребенка, причем лучше всего это делать не в процессе учения, а в каких-нибудь других
видах деятельности, также развивающих его личностные качества, но более интересных,
привлекательных для ребенка, чем само по себе учение. Это может быть, например, игра или
увлекательный труд. Сформировавшись в других видах деятельности, эти качества будут затем
перенесены и начнут проявляться в учении.
Неправильное обращение с ребенком в семье, как причина его отставания в учении в
начальных классах школы, может проявляться в том, что уже в дошкольном возрасте родители
начинают предъявлять к ребенку чрезмерно высокие требования, не вполне соответствующие его
возрастным возможностям и достигнутому уровню психологического развития. Нередко родители
180
это делают тогда, когда ребенок еще не перестроился и не успел приспособиться к новым,
изменившимся условиям его жизни.
В этом случае у ребенка вообще может пропасть всякое желание учиться, и оно сменится
психологической защитной реакцией. Возникнет стойкое отрицательное отношение ребенка к
учению и далее – к школе в целом. Появившиеся неприятности у ребенка ассоциируются именно с
учением, и он всячески будет сопротивляться ему.
Родители, обнаружив отсутствие интереса ребенка к учению, должны больше внимания
обращать на старания и успехи ребенка и какое-то время не замечать его ошибок и неудач.
Педагогически неправильной считается и прямо противоположная практика обращения
родителей с ребенком, когда они в самом начале учебы продолжают обходиться с ним так же, как
и до нее, не предъявляя ребенку никаких новых требований. Тогда и сам ребенок может начать
рассматривать учение как развлекательную игру, и, как следствие, относиться к нему
недостаточно серьезно. Обеих крайностей следует избегать, и именно об этом, в первую очередь,
должен идти разговор психолога с родителями ребенка в обсуждаемом случае.
Случай 2. Наиболее
распространенной
причиной
нежелания
учиться
является
несформированность у ребенка нужных коммуникативных качеств личности, которые позволяли
бы ему устанавливать нормальные взаимоотношения с другими детьми. Чаще всего это случается
с единственными детьми в семье, которые до поступления в школу не посещали дошкольных
учреждений типа детского сада. Нередко это происходит и с избалованными детьми, которые
долгое время находились дома в привилегированном положении: им, например, все прощали и
потакали во всем. Оказавшись в непривычной для себя социальной обстановке, среди других
детей, имеющих равные с ними права, лишившись многих из своих преимуществ, такие дети
начинают стихийно протестовать против этого, провоцируя конфликты и настраивая против себя
окружающих детей.
Психолог-консультант мог бы в этом случае, разговаривая с клиентом, во-первых, выяснить,
когда, при каких условиях, в какой обстановке у ребенка чаще всего возникают проблемы в
общении с другими детьми, и попросить клиента внимательно понаблюдать за своим ребенком в
этих условиях. Во-вторых, необходимо определить позицию, которую в конфликтах с другими
детьми занимает сам ребенок, и помочь родителям осознать и правильно оценить эту позицию. В-
третьих, следует точно установить, как ко всему этому относятся сами родители ребенка, и помочь
им осознать это отношение. Наконец, в-четвертых, важно прояснить, как к данному ребенку на
самом деле относятся все другие дети, с которыми он общается.
Скорее всего (и далее в этом психологу необходимо будет убедить родителей) более правыми в
конфликтах окажутся другие дети, а не их собственный ребенок. Если психологу не удастся
убедить в этом родителей, то вряд ли можно будет рассчитывать на существенное изменение в
лучшую сторону возникшей ситуации, так как в ней очень многое зависит от правильной позиции
родителей ребенка.
С учетом прояснившихся жизненных обстоятельств, психолог может давать родителям ребенка
конкретные рекомендации о том, как практически изменить его поведение, чтобы отношение к
нему других детей улучшилось.
Иной вероятной причиной возникновения подобного конфликта могут стать какие-либо
отрицательные черты характера ребенка, неприемлемые в общении с людьми. Тогда необходимо
будет принять срочные меры, направленные на то, чтобы перевоспитать ребенка.
Дело также может заключаться в недостатках не самого ребенка, а тех детей, с которыми он
общается. Этот случай встречается в жизни сравнительно реже, чем первый, и его можно
идентифицировать по тому, сколько детей плохо относятся к данному ребенку. Если к нему плохо
относятся все без исключения или большинство, то дело, скорее всего, в недостатках психологии
или поведения самого ребенка. Если плохо к нему относятся далеко не все дети, а только
некоторые из них, то, по-видимому, сам ребенок не несет полной ответственности за плохие
взаимоотношения со своими сверстниками.
Наконец, причина плохих взаимоотношений детей может быть не в них самих, а в поведении
взрослых людей – родителей или учителей, которые своими непродуманными действиями
препятствуют установлению между детьми нормальных взаимоотношений. Это может
происходить, например, тогда, когда взрослые люди необоснованно выделяют и наказывают
одних детей, в то же самое время не замечая и прощая другим детям аналогичные или даже более