Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 11298

Скачиваний: 396

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

186

которому она относится благосклонно (имеется в виду новый в ее жизни мужчина).

Двойственность отношения ребенка к своей матери порождается тем, что он ее любит как мать,

но  одновременно  должен  и  ненавидеть  за  то, что  она, во-первых, предала  отца, во-вторых,
полюбила того, к кому сам ребенок относится без видимых симпатий.

Противоречивость  положения  нового  мужчины  в  новой  для  него  семье – в  данном  случае  в

семье  матери  уже  взрослого  ребенка – состоит  в  том, что  этот  мужчина  также  не  в  состоянии
любить ребенка так, как его любит мать. Во-первых, это не родной для него ребенок;
во-вторых, этот ребенок его не уважает и, может, даже ненавидит.

Возможный  способ  практического  разрешения  этой  довольно  сложной  проблемы

представляется  следующим (такие  рекомендации  психолог-консультант  мог  бы  дать  клиенту,
обратившемуся к нему за помощью):

Во-первых, во  время  личной  беседы  внимание  каждого  из  участников  этой  конфликтной

ситуации необходимо обратить на самого себя и попытаться вместе с ним детально разобраться в
том, что  в  его  собственном  поведении  неприемлемо  и  может  вызывать  отрицательную
эмоциональную  реакцию  со  стороны  других  членов  семьи. Осознав  это  при  помощи  психолога,
клиент сразу же должен попытаться самостоятельно избавиться от соответствующих недостатков
в поведении, вызывающих отрицательную ответную реакцию.

Во-вторых, каждому  члену  семьи, в  которой  возник  подобный  конфликт, необходимо

постараться  учесть интересы и  потребности других членов  семьи, особенно тех, в отношениях с
которыми проявляется данный конфликт.

В-третьих, очень важно постараться понять и, по возможности, принять как факт, с которым

необходимо  считаться, индивидуальные  особенности  других  членов  семьи. К  ним  необходимо
будет  как-то  приспособиться, не  пытаясь  что-либо  в  них  изменить, по  крайней  мере, в  первые
годы совместной жизни.

В-четвертых, важно, чтобы  конфликтные  ситуации  впредь  не  возникали  или  как  можно

быстрее  разрешались. Для  этого, собравшись  вместе, всем  членам  семьи  необходимо
договориться о соблюдении минимума обязательных правил взаимного поведения. Эти правила, в
частности, могут быть такими:

• Прежде чем оценивать поведение другого человека, тем более – его осуждать, необходимо

постараться его понять.

• Никогда и ни при каких обстоятельствах не оскорблять друг друга.
• Везде, где это возможно, идти друг другу навстречу, искать компромисс.
• Если  компромисс  невозможен, то  рассудительно  и  спокойно  объяснить  другому  свою

позицию и далее придерживаться ее.

• Находясь в состоянии раздражения, не пытаться выяснять друг с другом взаимоотношения.

Случай 5. Эта  ситуация  представляется  психологически  аналогичной  той, которая  описана  в

предыдущем  случае. Поэтому  все, что  говорилось  о  ней, и  все  практические  рекомендации,
которые в связи с ней высказывались клиенту, справедливы и для данной ситуации.

Случай 6. Проблема  взаимоотношений  в  одной  и  той  же  семье  между  детьми  от  разных

родителей, для  которых  один  является  родным, а  другой  неродным  ребенком, решается
сравнительно  проще, чем  те  внутрисемейные  проблемы, которые  мы  уже  обсуждали. Здесь
главное состоит в том, чтобы между самими родителями  было достигнуто согласие  и никому из
детей  в  семье  не  отдавалось  предпочтение  перед  другими  детьми. В  целом  же  данная
внутрисемейная проблема практически решается так же, как и проблема взаимоотношений между
детьми от одних и тех же родителей.

Упражнения

1. Вспомните, пожалуйста, какие  проблемы  были  у  вас  во  взаимоотношениях  с  вашими

родителями  в  детстве. Пользуясь  накопленным  к  настоящему  времени  жизненным  опытом  и
полученными  психологическими  знаниями, постарайтесь  точно  определить  причины
возникновения этих проблем.

2. Назовите  типичные  причины  и  симптомы (проявления) аномальных  психологических

явлений, характерные для детей раннего
дошкольного возраста.

3. Перечислите главные причины и признаки недостаточной психологической готовности детей

шести-семилетнего возраста к обучению в школе.


background image

187

4. Припомните, пожалуйста, что  в  психологии  и  в  поведении  ребенка  младшего  школьного

возраста чаще всего может беспокоить
его родителей и учителей.

5. Дайте  развернутый, аргументированный  ответ  на  следующий  вопрос: по  каким

психологическим  и  поведенческим  признакам, не  проводя  специального  обследования  ребенка,
можно судить о том, что  данный  ребенок  в чем-то  существенно отличается от других детей, т.е.
является нестандартным ребенком?

6. Назовите, пожалуйста, основные  причины  и  признаки  реального  ухудшения

взаимоотношений между подростками и их родителями.

7. Припомните, пожалуйста, типичные  виды  конфликтов, возникающих  между  взрослыми

детьми и их разведенными родителями при образовании новой семьи.

Практические задания

1. Выберите, пожалуйста, в качестве объекта психологического консультирования какую-либо

хорошо  знакомую  семью  (можно  остановить  свой  выбор  и  на  вашей  собственной  семье).
Спросите родителей (или себя, если вы сами уже стали родителем), о волнующих их проблемах
во  взаимоотношениях  с  детьми. Соотнесите  эти  проблемы  с  теми, которые  обсуждались  в  этой
главе.

2. Найдите какую-либо молодую семью или родителей, у которых есть ребенок в возрасте двух

с  половиной – трех  лет. Проведите  с  ними  психологическое  консультирование  по  вопросам
взаимоотношений  с  ребенком.  Определите,  какие  проблемы  имеются  у  родителей  в  общении  с
ребенком. Дайте  родителям  психологически  обоснованные  практические  рекомендации  о  том,
как эти проблемы решить.

3. Найдите, пожалуйста, среди  ваших знакомых такую семью, где  имеется  ребенок, которого

родители  собираются  скоро  отдать  учиться  в  школу. Поговорите  с  родителями  этого  ребенка,
изучите его самого с целью более  точного определения  того, в  каком отношении он  готов и  не
готов к обучению в  школе. Дайте родителям ребенка  обоснованные  рекомендации, касающиеся
того, как лучше его подготовить к школе.

4. Выберите  семью, в  которой  родители  озабочены  ранним  развитием  своего  ребенка.

Проведите  психологическое  консультирование  родителей  и  психологическое  тестирование
ребенка для выявления имеющихся у него задатков. Предложите родителям ребенка практические
советы относительно того, как лучше развивать своего ребенка.

5. Найдите  среди  своих  знакомых  родителей, которые  имеют  нестандартного  ребенка.

Проведите  психологическое  консультирование  этих  родителей. Предложите  им  конкретные
рекомендации о том, как лучше с ранних лет обучать и воспитывать своего ребенка.

6. Проведите  полноценную  психологическую  консультацию  с  кем-либо  из  родителей,

имеющим проблемы во взаимоотношениях с подростком. Посоветуйте родителям, каким образом
эти проблемы лучше всего решить.

7. Найдите  семью, в  которой  один  из  ее  членов, муж  или  жена, имеют  взрослого  ребенка  от

прошлого  брака. Проведите  психологическое  консультирование  данного  родителя  по  вопросу  о
том, как избежать конфликта между взрослым ребенком и новым супругом в новой семье.

Ключевые слова

Аномальная  пассивность  детей. Психологическая  неподготовленность  ребенка  к  обучению  в

школе. Мотивационная  готовность  ребенка  к  обучению. Когнитивная  готовность  ребенка  к
обучению. Коммуникативная  готовность  ребенка  к  обучению. Поведенческие  аномалии.
Психологически  нестандартные  дети. Подростковый  возрастной  межличностный  конфликт
ребенка  с  родителями. Неадекватное  социальное  поведение  подростка. Скрытность  подростка.
Психологическое  отчуждение  подростка  от  своих  родителей. Социально-психологический  рост
(развитие) личности. Морально-этическая дилемма межличностного поведения.


background image

188

ГЛАВА XVII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ,

СВЯЗАННЫМ С ЛИЧНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ НЕУДАЧАМИ

Контрольные вопросы

1. Что такое личные (персональные) жизненные неудачи человека ?
2. Каковы  типичные  жизненные  неудачи, с  которым  клиенты  чаще  всего  обращаются  в

психологическую консультацию ?

3. Как  должен  вести  себя  психолог-консультант, если  клиент  жалуется  на  неудачи  в

развитии его способностей?

4. Какие вопросы, следует задавать клиенту на этапе проведения психодиагностики уровня

развития его способностей?

5. Какие  психологические  факты  о  способностях  человека  желательно  знать  самому

клиенту?

6. Каковы условия успешного развития способностей у детей?
7. Что представляет собой начальный этап проведения психологического  консультирования

по проблеме слабого развития у клиента определенных потребностей и интересов?

8. Какие  психологические  факты  о  природе  мотивации  поведения  человека  желательно

сообщить клиенту в процессе его консультирования по данной теме?

9. По  какому  плану  целесообразно  вести  психологическое  консультирование  в  случае

недостаточно высокого развития у клиента значимых интересов и потребностей?

10. Каковы особенности проведения каждого этапа психологического консультирования на тему

недостатка мотивации у клиента?

11. Что называют недостатками в развитии эмоциональной сферы у клиента?

12. Каковы типичные жалобы клиента на проблемы эмоционального характера?
13. Каковы примеры неадекватных эмоциональных реакций человека на происходящее?
14. Какие  рекомендации  психолог-консультант  может  предложить  клиенту  в  разных  случаях

нарушений его эмоциональной жизни?

15. В чем проявляются недостатки темперамента и характера человека?
16. Каковы  основные  причины, из-за  которых  бывает  трудно  исправлять  недостатки  в

темпераменте и характере человека?

17. Что представляет собой начальный этап проведения психологического консультирования на

тему о недостатках темперамента и характера?

18. Почему  клиенты  могут  ошибаться  в  правильной  оценке  своих  проблем, связанных  с

темпераментом  и  характером? Как  практически  проверить, ошибается  или  не  ошибается
клиент?

19. Каковы вероятные причины неудач клиента в исправлении недостатков своего темперамента

и характера?

20. Почему  многие  свойства  темперамента  и  черты  характера  человека  нельзя  считать

недостатками  и  почему  не  всегда  желательно  избавляться  даже  от  тех  свойств
темперамента и характера, которые на самом деле являются недостатками?

21. Как  практически  показать  клиенту, что  в  его  темпераменте  и  характере  в  результате

выполнения 

рекомендаций 

психолога-консультанта 

действительно 

происходят

положительные изменения?

22. Что такое психологический комплекс? Почему психологические комплексы человека являются

такими устойчивыми?

23. С  помощью  каких  аргументов  консультант-психолог  может  убедить  клиента  в

необходимости избавиться от переживаний, связанных с комплексами?

24. По каким конкретным признакам можно судить о наличии комплексов у клиента?
25. Какие психологические комплексы клиентов чаще всего встречаются в практике проведения

психологического консультирования ?

26. Какие  рекомендации  консультант-психолог  может  дать  клиенту  в  случае  наличия  у  него

комплекса вины?

27. Каким образом можно устранить комплекс враждебности у клиента?
28. Как работать над устранением комплекса психологической защиты?
29. Как скорректировать комплекс неполноценности?


background image

189

30. Как избавить клиента от комплекса превосходства?
31. Как решить проблему повышенной агрессивности клиента?
32. Каковы  вероятные  типичные  внутренние  и  внешние  причины  агрессивного  поведения

человека?

33. Каковы  типичные  причины  неудач  в  установлении  хороших  личных  взаимоотношений  с

людьми?

34. Какие  рекомендации  консультант-психолог  мог  бы  предложить  клиенту  в  случае  разных

причин его неудач в установлении хороших личных взаимоотношений с людьми?

Неудачи личного характера

Жизненные  неудачи  человека – это  проблемы, которые  касаются  особенностей  его  личности

или  личных  взаимоотношений  с окружающими  людьми. Жизненные неудачи  личного  характера
вызывают  тяжелые  эмоциональные  переживания. Сюда  относятся, например, частичная  или
полная  утрата  человеком  смысла, основной  цели  своей  жизни, потеря  работоспособности  в
значимом виде деятельности, безразличие ко всему, снижение самооценки и уровня  притязаний,
регрессивные изменения  в  личности и в  поведении человека. Все это нередко происходит  в  том
случае, если неудачи становятся слишком частыми или хроническими, и человек оказывается не в
состоянии их предупредить или устранить.

Заметим, что  абсолютных  неудачников, равно  как  и  абсолютных  счастливчиков, в  жизни  не

существует. Каждый  человек  в  чем-то  может быть  удачливым, в  чем-то  неудачником. У любого
преуспевающего человека есть немало жизненных проблем. Поэтому вопрос о том, считать или не
считать  какого-либо  конкретного  человека  счастливчиком  или  неудачником  в  жизни, является
относительным. Он  непосредственно  связан  с  тем, как  сам  человек  воспринимает  значимые
события в своей жизни. Если он по природе оптимист, то даже объективные неудачи не сделают
его неудачником; если же он пессимист, то и при незначительных неудачах он может считать себя
неудачником  на  фоне  многих  других  удач  в  своей  жизни. Кроме  того, то, что  ценится  одним
человеком, может не представлять ценности для другого; то, что один рассматривает, как провал в
своей  жизни, для  другого  может  не  иметь  почти  никакого  значения. Нет  никаких  объективных
критериев  по  поводу  того, кого  считать  и  кого  не  считать  неудачником. Поэтому  необходимо
тщательно  разбираться  в  каждом  конкретном  случае  проведения  психологического
консультирования.

К  неудачам  личного  характера  обычно  относятся  те, которые  рассматриваются  данным

человеком как неудачи и воспринимаются им как весьма серьезные жизненные упущения. К числу
типичных неудач личного характера можно отнести те, которые время от времени переживаются
многими  людьми. Это, например, озабоченность  недостаточным  уровнем  собственного
психологического, когнитивного, личностного  и  коммуникативного  развития. Чаще  всего  такие
переживания относятся к недостаткам в развитии способностей человека. Они нередко оставляют
в  душе  человека  неприятный  след, который  может  быть  связан  с  отрицательными  эмоциями
самого  широкого  диапазона, от  едва  заметного, хронически  плохого  настроения  до  частых
аффектов и стрессов.

Неудачи  также  могут  иметь  разные  последствия  для  жизни  человека, от  сравнительно

кратковременных и затем бесследно исчезающих до хронических заболеваний и психологических
комплексов. Следствиями  непрекращающихся  жизненных  неудач  могут  также  стать  нервные
расстройства и психогенные органические заболевания.

Что же должен предпринять психолог-консультант, если к нему обратится клиент с жалобой на

жизненные неудачи, связанные с недостаточным развитием у него каких-либо способностей?

Прежде  всего  консультанту  в  этом  случае  необходимо  будет  тщательно  разобраться  в  том,  в

чем на самом деле состоит проблема клиента, постараться воспринять и понять эту проблему так,
как  ее  понимает  и  воспринимает  сам  клиент. Речь  идет  о  таком  восприятии  и  понимании
проблемы  клиента, которое  делает  психолога-консультанта  лицом, заинтересованным  в  ее
решении, но лично не вовлеченным в переживания по ее поводу. Для этого консультанту вначале
необходимо  внимательно  выслушать  клиента, задать  ему  ряд  вопросов, проясняющих  суть
проблемы, например:

1. На отсутствие или слабое развитие каких способностей вы жалуетесь?


background image

190

2. Для чего вам необходимо иметь именно эти способности?
3. Можно ли вам обойтись без них или заменить какими-либо другими способностями?
4. Есть  ли  у  вас  достаточно  точные  сведения  о  том, насколько  эти  способности  развиты  у

большинства других людей?

5. Были ли у вас в детстве какие-либо задатки к развитию этих способностей, и если они были,

то в чем проявлялись?

6.  Какие  меры  вы  или  ваши  родители  в  свое  время  предпринимали  для  развития  и

совершенствования этих способностей?

Анализируя  ответы  клиента  на  эти  вопросы, психолог-консультант  может  почерпнуть  много

полезного  из  них  для  проведения  психологической  консультации. Если, к  примеру, в  процессе
опроса  клиента  выяснится, что  с  детства  у  него  не  было  особых  задатков  к  развитию
соответствующих  способностей  и  несмотря  на  предпринятые  большие  усилия  к  настоящему
времени  эти  способности  развить  не  удалось, то  консультанту  следует  попытаться  отговорить
клиента от напрасного приложения дальнейших усилий. Если будет установлено, что клиенту без
соответствующих  способностей  в  жизни  все  же  никак  не  обойтись, то  психолог-консультант
вместе с клиентом должен будет наметить программу их развития или замены этих способностей
какими-либо  другими  способностями, функционально  равнозначными  им. Наконец, если
обнаружится, что  те  способности, на  недостаток  которых  жалуется  клиент, вполне  можно
заменить  какими-либо  другими  способностями,  к  которым  у  клиента,  к  тому  же,  имеются
выраженные задатки, то это непременно следует сделать.

Нередко полезной и успокаивающей клиента  является информация о том, что те способности,

на  неразвитость  которых  он  жалуется,  у  большинства  других  людей  не  развиты  в  такой  же
степени, как и у него самого. Это можно практически проверить и фактически доказать, проведя
психологическое  обследование  клиента  при  помощи  тестов  способностей, имеющих
установленные  стандартные  нормативные  показатели. Соответствие  реальных  показателей
клиента  по  данному  тесту  установленным  нормам  будет  свидетельствовать  о  том, что  его
собственные  способности  развиты  не  в  меньшей  степени, чем  соответствующие  способности
большинства других людей.

Если в психологическую консультацию обращаются родители, озабоченные ранним развитием

определенных  способностей  у  своих  детей, то, давая  им  практические  советы, психолог-
консультант должен иметь в виду достоверные, научно обоснованные факты.

Сами  по  себе  способности  человека (даже  при  наличии  у  него  выраженных  задатков  к  их

развитию) не могут активно развиваться. Для этого необходимо создать условия, особым образом
организовать деятельность человека, направленную на совершенствование этих способностей.

Деятельность  по  развитию  способностей  ребенка  должна  носить  планомерный,

систематический характер, контролироваться взрослыми людьми, которые, во-первых, уже имеют
соответствующие способности и, во-вторых, хорошо владеют теорией и методикой их развития у
детей.

Способности  ребенка  можно  формировать  и  развивать  и  в  том  случае, если  он  не  обладает

особенно  ярко  выраженными  задатками. Однако  в  этом  случае  для  активного  развития
соответствующих  способностей  придется  прилагать  большие  усилия, чем  в  том  случае, когда
нужные задатки у ребенка имеются. Кроме того, в этом случае вряд ли можно будет рассчитывать
на  появление  у  ребенка  таланта  в  соответствующем  виде  деятельности, а  также  на  то, что  при
прочих  равных  условиях  ребенок  сможет  выдержать  конкуренцию  с  теми  детьми, у  которых  с
рождения имелись ярко выраженные задатки к развитию соответствующих способностей.

Любые человеческие способности можно и даже нужно развивать у детей с первых лет жизни.

Чем раньше взрослые приступят к развитию тех или иных способностей у ребенка, тем быстрее
эти  способности  сформируются  и  усовершенствуются, и  тем  на  большие  успехи  в  их  развитии
можно будет практически рассчитывать.

Однако  уже  сформированные, развитые  способности  изменяются. Со  временем  они  могут

утрачиваться, если  их  не  развивать  и  не  подкреплять  соответствующими  видами  деятельности.
Это особенно  важно  в  отношении  тех  способностей, которые  предполагают  наличие  у  человека
достаточно сложных умений и навыков.