Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 11314
Скачиваний: 396
171
• Как этот конфликт развивался дальше?
• Пыталась ли клиентка самостоятельно каким-то образом разрешить этот конфликт?
• Как вел себя при этом муж?
• Как реагировали родители мужа на возникший конфликт?
• Что пытались делать они сами для его разрешения?
• В чем заключаются основные проблемы, без решения которых практически невозможно
устранить этот конфликт?
Получив четкие ответы на все эти вопросы, психолог-консультант и клиент могут далее
договориться о совместных действиях, направленных на разрешение конфликтной ситуации.
Консультант при этом должен постараться убедить клиента (клиентку) в необходимости набраться
терпения и пойти навстречу разумным требованиям мужа и его родителей. Желательно, чтобы она
научилась вести себя так, чтобы не осложнять ситуацию и не провоцировать своим неразумным
поведением отрицательные ответные действия со стороны родителей мужа.
В свою очередь, психолог-консультант должен будет взять на себя обязательство лично
встретиться с мужем клиентки и отдельно – с его родителями. Во время этой встречи он должен
будет убедить мужа и его родителей в том, что возникший конфликт необходимо и возможно
решить. Для этого им, однако, придется пойти навстречу невестке и снять необоснованные
претензии к ней.
В конкретном разговоре с мужем и с родителями невестки психолог-консультант вполне может
опираться на факты, сообщенные ему клиенткой. Его задача заключается в том, чтобы смягчить
позицию родителей и мужа, и хотя бы одного из этих людей привлечь на сторону невестки.
В разговоре с ними психолог-консультант может акцентировать внимание собеседников на
дополнительные проблемы, с которыми они неизбежно столкнутся, если будут продолжать
настаивать на своем и не изменят своего отношения к невестке. Одним из таких неприятных и
довольно типичных последствий неразрешенности подобного рода конфликта может стать
осложнение взаимоотношений будущих внуков с дедушкой и бабушкой, перенос конфликта
между взрослыми на конфликт между детьми и родителями.
Упражнения
1. Вспомните, какие проблемы, касающиеся взаимоотношений в семье, были (если они на
самом деле имели место) у ваших родителей?
2. Если вы хорошо знаете человека, который только еще собирается вступить в брак, то
попытайтесь предсказать, какие проблемы могут возникнуть у него в семье из-за его собственных
индивидуальных особенностей.
3. Определите вероятные причины возникновения проблем (если они имели место) в вашей
собственной семье или в семье ваших родителей.
4. Установите, каким образом в вашей семье или в семье ваших родителей взаимосвязаны друг
с другом имеющиеся внутрисемейные проблемы. Какие из этих проблем являются главными и
какие второстепенными, какие основными и какие производными?
5. Определите, пользуясь признаками, описанными в данной главе, умеете ли вы сами или ваши
родители хорошо слушать друг друга.
6. Вспомните случаи из вашей жизни, когда родители вас не понимали. Установите, к каким
отрицательным последствиям для них и для вас это привело.
7. Выясните, проявлялась ли в чем-либо у ваших родителей их психологическая
несовместимость друг с другом.
8. Припомните основные правила, которыми нужно руководствоваться, решая проблему
уменьшения разногласий супругов по существенным вопросам внутрисемейной жизни.
9. Выявите проблемы, которые в вашей семье возникали во взаимоотношениях ваших
родителей с их родителями, а также аналогичные проблемы в вашей собственной, молодой семье.
10. Составьте классификацию основных проблем, которые чаще всего возникают во
взаимоотношениях молодых супругов с их родителями.
11. Установите, пользуясь предложенной вами в пункте 10 классификацией, к какому типу
проблем относятся те, которые имеются в Вашей семье или в семье ваших родителей.
Практические задания
1. Проведите психологическое консультирование любой молодой семьи. Определите основные
проблемы, имеющиеся во взаимоотношениях в этой семье.
172
2. Задайте членам консультируемой молодой семьи те вопросы, которые психологу-
консультанту следует поставить перед супруга-
ми в начале проведения психологического консультирования семьи. Проанализируйте ответы
супругов.
3. Установите, есть ли в консультируемой вами семье у молодых супругов психологическая
несовместимость. Если она имеется, то в чем конкретно проявляется? Дайте молодым супругам
соответствующие
практические
рекомендации
по
устранению
их
психологической
несовместимости.
4. Что бы вы практически могли рекомендовать молодым супругам для появления
взаимопонимания между ними? Дайте соответствующие рекомендации членам какой-либо,
знакомой вам, семьи.
5. Пользуясь рекомендациями, имеющимися в этой главе, убедительно и корректно докажите
молодым супругам, что они не умеют хорошо слушать друг друга (если, конечно, такое неумение
вы у них действительно заметили).
6. Если в процессе психологического консультирования вы столкнулись с несогласием супругов
по каким-либо важным вопросам, то попробуйте помочь им преодолеть имеющиеся разногласия и
добиться взаимопонимания.
7. Если в консультируемой вами молодой семье проявляется психологическая несовместимость
характеров, взглядов, привычек супругов, то подскажите им, каким образом они могли бы решить
проблему.
8. Допустим, что в некоторой молодой семье возникли или могут возникнуть проблемы во
взаимоотношениях супругов с родителями. Определите суть этих проблем, посоветуйте супругам,
как их решить.
Ключевые слова
Психологическая адаптация в семейной жизни. Несовместимость характеров супругов. Система
внутрисемейных проблем. Главные и второстепенные проблемы в семейной жизни. Умение
слушать. Оппонент. Компромисс. Уровень интеллектуального развития. Черты характера,
релевантные (имеющие отношение к) общению.
Межличностные проблемы. Двусторонние семейные конфликты. Односторонние семейные
конфликты. Патриархальный внутрисемейный конфликт. Внутриполовая солидарность в семье.
Межполовая солидарность в семье. Ревностные внутрисемейные отношения. Конфликт-
разногласие родителей в оценке поведения сына в его собственной семье. Катализатор
внутрисемейного конфликта. Конфликт типа «свекровь – невестка». Конфликт типа «теща – зять».
Межсемейный конфликт родственников.
ГЛАВА XVI РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Контрольные вопросы
1. Каковы основные проблемы, которые возникают во взаимоотношениях между родителями и
детьми и могут быть успешно решены в процессе проведения психологического
консультирования?
2. В чем состоит проблема психологического кризиса трехлетнего возраста и как ее практически
решать?
3. Каковы основные причины не вполне умеренной активности и аномальной пассивности ребенка
дошкольного возраста в деятельности и в общении с людьми?
4. Что по этому поводу психолог-консультант может посоветовать родителям ребенка?
5. Почему в одной и той же семье между детьми могут возникать неблагополучные личные
взаимоотношения?
6. Как нормализовать эти взаимоотношения?
7. В чем заключаются вероятные причины разногласий, имеющихся между родителями
относительно методов обучения и воспитания в семье детей дошкольного возраста ?
8. Как эти разногласия устранить?
9. По какому плану желательно проводить психологическое консультирование в случае
173
разногласий родителей по вопросам обучения и воспитания детей?
10. Почему дети шести-семилетнего возраста не всегда бывают полностью психологически
готовыми к началу обучения в школе?
11. В чем может проявляться психологическая неподготовленность детей к обучению в школе?
12. Какие конкретные вопросы необходимо ставить перед ребенком для того, чтобы уточнить,
почему он не желает учиться в школе?
13. Каким образом практически обеспечивается достаточно полная готовность ребенка к
обучению в школе?
14. Что представляют собой так называемые аномалии в психологии и поведении ребенка?
15. Каковы психологические особенности родителей, которые чаще всего обращаются в
психологическую консультацию по вопросу об аномалиях в психологии и поведении их детей?
16. Как определить эти аномалии и практически устранить их?
17. Как организовать и провести психологическое консультирование в том случав, если родители
ребенка желают как можно раньше приступить к его обучению?
18. Что родителям ребенка необходимо знать и учитывать для того, чтобы задатки ребенка
были своевременно выявлены и его способности начали развиваться как можно раньше?
19. Каковы основные причины не вполне удовлетворительного начала обучения ребенка в школе?
20. Как выявить и практически устранить эти причины?
21. По каким причинам у детей-первоклассников могут складываться плохие взаимоотношения со
сверстниками?
22. Как эти взаимоотношения можно практически улучшить?
23. Что называется психологической нестандартностью ребенка?
24. Какие рекомендации можно дать родителям и учителям по обучению и воспитанию
нестандартного ребенка?
25. Чем чаще всего вызываются конфликты между родителями и детьми-подростками?
26. Каковы основные способы предупреждения и устранения подобных конфликтов?
27. В чем практически выражается неадекватное социальное поведение подростков?
28. Что нужно сделать, чтобы поведение ребенка соответствовало социальным нормам и
правилам?
29. Каковы главные причины нежелания подростка откровенно общаться со своими родителями
и с другими взрослыми людьми?
30. Как сделать так, чтобы, общение подростков со взрослыми стало более открытым и
доверительным?
31. Как устранить несоответствие между представлениями подростков и родителей о
предпочтительности тех или иных профессий?
32. Почему между детьми-старшеклассниками и их родителями иногда устанавливаются не
вполне нормальные личные взаимоотношения?
33. Как проводить психологическое консультирование на эту тему и улучшить
взаимоотношения между родителями и старшеклассниками?
34. Что можно рекомендовать родителям в том случае, если они не вполне довольны друзьями
своих детей-старшеклассников ?
35. Каковы основные виды конфликтов, возникающих между родителями и взрослыми детьми в
разведенных или вновь образованных семьях?
36. В чем состоят основные причины таких конфликтов?
37. Каким образом можно предупредить или устранить конфликт между взрослым ребенком и
его родителями – неродными матерью или отцом?
Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками
Взаимоотношения детей и родителей включают в себя не только отношения между ними в
одной семье, но и в разных семьях. Сюда, например, входят и те взаимоотношения, которые мы
обсуждали в предыдущей главе, т.е. отношения между родителями и детьми, которые, став
взрослыми, уже имеют собственную семью. В данной главе, поэтому, мы сосредоточим внимание
только на случаях установления прямых взаимоотношений между родителями и детьми, еще не
ставшими взрослыми.
174
В практике психологического консультирования наиболее часто встречаются следующие
варианты проблем, относящихся к взаимоотношениям между родителями и детьми-
дошкольниками.
Вариант 1.
В молодой семье супруги, ставшие уже матерью и отцом, впервые столкнулись с
трудностями установления нормальных взаимоотношений с ребенком в возрасте от двух до трех
лет. Эти трудности могут, в частности, проявляться в том, что ребенок чрезмерно активный или,
напротив, необычно пассивный, апатичный, безразличный ко всему. И та и другая крайности в
поведении
ребенка могут, естественно, вызывать обоснованное беспокойство у родителей.
Вариант 2.
Супруги, у которых уже есть два или более ребенка разного возраста (не старше
подросткового), жалуются на то, что между их детьми почему-то не складываются нормальные
взаимоотношения и довольно часто возникают конфликты.
Вариант 3.
Супруги, у которых ребенок находится еще в младенческом или раннем возрасте, не
могут между собой договориться о том, как им обучать и воспитывать ребенка.
Вариант 4
. Ребенок, которому уже исполнилось семь лет, не хочет идти в школу, и родителей
это очень беспокоит.
Вариант 5.
В психике и поведении ребенка-дошкольника молодые родители обнаруживают
нечто такое, что их тревожит
1
.
1
В данной главе мы не будем касаться случаев проведения психологического консультирования
по вопросам взаимоотношений родителей с детьми, имеющими те или иные серьезные отклонения
от медицинской нормы в психике и поведении, а также в психологическом развитии в целом. Это
– область специального психологического консультирования, которая выходит за рамки данного
учебника.
Вариант 6.
Родители ребенка старшего дошкольного возраста готовят его к поступлению в
школу и хотят сделать все, от них зависящее, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к
обучению в школе. Однако у них возникают в связи с этим проблемы.
Вариант 7
. Родители желают приступить к обучению своего ребенка с раннего дошкольного
возраста, но не знают, правильно ли они делают, с ранних лет загружая ребенка серьезной учебой.
Рассмотрим последовательно особенности проведения психологического консультирования в
каждом из этих случаев, соответствующих выделенным вариантам проблем.
Случай 1. Непослушание ребенка в возрасте двух-трех лет, когда обычно наступает время
первого кризиса возрастного развития и следующий за ним переход ребенка на новую, более
высокую, чем младенчество, ступень психологического развития, обычно связано с тем, что дети
развиваются, как правило, быстрее, чем это начинают замечать взрослые. Поэтому взрослые не
успевают вовремя перестраивать свое отношение и поведение, чем и порождается кризис во
взаимоотношениях взрослых с ребенком.
Непослушание ребенка представляет собой форму протеста ребенка против неадекватного
обращения с ним взрослых людей, которые не замечают, что сам ребенок уже повзрослел и у него
появились новые интересы и потребности. Ограничивая самостоятельность ребенка, взрослые
люди невольно препятствуют удовлетворению этих потребностей и интересов, и тем самым
вызывают протест со стороны ребенка.
Все это психолог-консультант, в первую очередь, должен довести до сознания родителей,
обратившихся в психологическую консультацию с соответствующей проблемой, одновременно
посоветовав
родителям
ребенка
самостоятельно
почитать
специальную
психолого-
педагогическую литературу на данную тему. Это должна быть литература, доступная
неспециалистам и содержащая в себе рекомендации о том, как взрослым людям следует вести себя
в период кризиса возрастного развития ребенка.
Повышенная активность ребенка в этом возрасте может быть обусловлена сразу несколькими
причинами. Она, во-первых, может быть обусловлена особенностями темперамента ребенка
(скажем, у ребенка может быть от природы холерический темперамент). Во-вторых, такая
повышенная активность может быть обусловлена возрастом ребенка (многие нормально
развивающиеся дети в возрасте около трех лет бывают повышенно активными, и это связано с
особенностями их физиологии).
Что же касается проявления пассивности у трехлетних детей, то она не является нормой для
175
детей этого возраста и, следовательно, может вызывать беспокойство со стороны родителей
ребенка. Однако от так называемой аномальной пассивности, требующей вмешательства
специалиста и психологической коррекции, следует отличать природную медлительность ребенка,
которая иногда проявляется у детей с врожденным флегматическим типом темперамента.
Причинами аномальной пассивности ребенка могут стать слишком жесткое воспитание,
наличие множества неоправданных запретов и ограничений, накладываемых на поведение
ребенка. Если эти причины устранить, то ребенок может стать нормально активным. Повысить его
активность также можно развив интерес ребенка к окружающему миру и поддерживая
проявляемую им познавательную активность.
Приступая к психологическому консультированию по данной проблеме, вначале следует
изучить ребенка и определить его природный тип темперамента. Затем – делать выводы о
коррекции поведения ребенка с учетом этого.
Случай 2. В этом случае необходимо снять не вполне обоснованное беспокойство родителей,
заверив их в том, что конфликт между ними и ребенком – явление временное и возрастное. Когда
ребенок повзрослеет, конфликты забудутся, и взаимоотношения между ним и его родителями
станут вполне нормальными.
Обычно это происходит через два – три года после того, как родители начинают замечать
признаки кризиса возрастного развития. К старшему школьному возрасту у большинства
родителей и детей
конфликты, как правило, значительно уменьшаются или полностью исчезают.
Это, однако, не означает, что подобного рода конфликты можно игнорировать или долгое время
оставлять без внимания. Будучи своевременно не разрешенными, они порождают устойчивый
психологический барьер в общении взрослых людей и ребенка и становятся со временем трудно
устранимыми. Кроме того, он серьезно препятствует психологическому развитию ребенка.
Терпеливое, настойчивое разъяснение взрослыми детям неправильности их поведения, убеждение,
а не наказание детей – вот психологически оправданный и педагогически правильный путь
коррекционной работы с детьми в этих условиях.
При возникновении конфликта в семье между самими детьми не стоит безоговорочно
становиться на сторону только одного ребенка, даже если первоисточником конфликта
действительно является другой ребенок. Важно научить детей умению предупреждать и избегать
возникновения конфликтных ситуаций, не поддаваясь провокационным действиям со стороны
других детей. И если ребенок научится это делать, то он вполне сможет сам избегать конфликтов.
Если же ребенок отвечает на провоцирующие конфликт действия другого ребенка, значит, в
возникновении конфликтной ситуации отчасти виновен и он сам.
Хорошо, если, работая с детьми старшего возраста, родители ставят перед собой задачу научить
их полезным умениям и навыкам, в данном случае – активным действиям по предупреждению и
последующему разрешению конфликтов.
Случай 3. В этом конкретном случае не существует общих, универсальных советов и
рекомендаций, являющихся панацеей от всех бед. Главное в успешном разрешении
соответствующей проблемной ситуации состоит в том, чтобы обучение и воспитание шло на
пользу ребенка, позволяло ему как можно раньше и как можно лучше приспосабливаться к
реальным условиям жизни.
Для того чтобы психологическое консультирование оказалось в этом случае максимально
полезным для ребенка и его родителей, психологу-консультанту рекомендуется вести
консультирование по четкому плану.
Во-первых, необходимо выяснить, в чем состоят разногласия между родителями в вопросах
обучения и воспитания детей.
Во-вторых, каждому из родителей надо предоставить возможность объяснить психологу-
консультанту свою точку зрения по обсуждаемым вопросам.
В-третьих, каждому из них в отдельности необходимо точно указать на сильные и слабые
стороны в его позиции, предложив, вместе
с тем, отказаться от слабых аргументов (особенно, если в соответствующем вопросе родителю
возражает не только психолог-консультант, но и другой родитель).
В-четвертых, желательно провести личную встречу обоих супругов для согласования их
позиций по обучению и воспитанию детей. На этой встрече психологу-консультанту следует