Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 11275
Скачиваний: 396
216
нагрузки не способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Задача чередования умственных и физических нагрузок сводится к тому, чтобы,
восстанавливая работоспособность человека в одном виде деятельности, не утомлять его другим
видом деятельности.
Причина 4.
Следующей причиной снижения работоспособности может стать просто не
интересная для человека работа. Здесь проблема сохранения работоспособности на должном
уровне носит в основном мотивационный характер и, следовательно, средство повышения
работоспособности человека касается усиления мотивации его деятельности.
Рассмотрим, как это можно было бы сделать практически. Но прежде всего выясним, что
реально влияет на мотивацию человека. Воспользуемся для этого следующей формулой:
М.д.
=
Н.з.п.
х
В.у.н.з.п.
х О.
у.н.з.п. + Д.п.
х
В.у.д.п.
х
О.у.д.п.,
где:
М.д. –
мотивация деятельности,
Н.з.п. –
наиболее значимая потребность, связанная с данной деятельностью,
В.у.н.з.п. –
вероятность удовлетворения наиболее значимой потребности в соответствующем
виде деятельности,
О.у.н.з.п. –
ожидание удовлетворения этой потребности в данном виде деятельности,
Д.п. –
другие потребности человека, которые могут быть удовлетворены с помощью данного
вида деятельности,
В.у.д.п. –
вероятность удовлетворения других потребностей человека в данном виде
деятельности,
О.у.д.п. –
ожидание удовлетворения других потребностей человека в данном виде деятельности.
Рассмотрим общие принципы применения этой формулы к решению интересующей нас
проблемы усиления мотивации деятельности человека.
М.д. –
это сила реального стремления человека к занятиям соответствующим видом
деятельности. Чем больше
М.д.,
тем выше работоспособность человека, и наоборот, чем меньше
М.д.,
тем ниже работоспособность человека. Основной путь повышения и сохранения
работоспособности человека заключается, соответственно, в усилении
М.д.
От чего же зависит мотивация деятельности? Прежде всего от силы наиболее значимой
потребности, которая может быть удовлетворена при помощи данного вида деятельности. В
приведенной выше формуле сила соответствующей потребности обозначена как
Н.з.п.
(наиболее
значимая потребность). Если занятие соответствующим видом деятельности отвечает этой
потребности человека, то это будет поддерживать интерес человека к деятельности и,
следовательно, сохранять его работоспособность.
Но так, к сожалению, бывает далеко не всегда, и часто оказывается, что одной, наиболее
значимой потребности для поддержания интереса к деятельности недостаточно. Тогда мотивацию
деятельности необходимо усиливать за счет привлечения к управлению деятельностью других
мотивов и потребностей человека, которые так же могут быть удовлетворены с помощью
соответствующей деятельности. Таких потребностей может оказаться несколько, и они в
приведенной выше формуле обозначены аббревиатурой
Д.п.
(другие потребности).
Кроме самих потребностей, на мотивацию могут оказать влияние дополнительные факторы,
такие, как вероятность удовлетворения потребностей и ожидание того, что в данной ситуации
соответствующие потребности действительно будут удовлетворены.
Человек – существо разумное, и всякий раз, приступая к конкретным действиям, он
руководствуется определенными мотивами, оценивает, насколько его потребности действительно
могут быть удовлетворены.
Если они могут быть удовлетворены полностью, то его интерес к деятельности и,
следовательно, работоспособность будут самыми высокими. Если же, приступая к деятельности,
человек заранее не рассчитывает на полное удовлетворение актуальных потребностей в заданных
условиях, то его интерес к деятельности и, соответственно, работоспособность в ней будут
намного ниже, чем в первом случае.
То же самое касается и ожидания успеха. При стопроцентном ожидании успеха мотивация
деятельности будет сильнее, чем при частичном ожидании успеха. И то и другое – вероятность
удовлетворения потребности и ожидание успеха – могут относиться как к наиболее значимой
потребности
(В.у.н.з.п.
и
О.у.н.з.п.),
так и к другим потребностям
(В.у.д.п.
и
О.у.д.п.).
217
Рассмотрим теперь на конкретном примере, как психолог-консультант может практически
воспользоваться этой формулой. Допустим, что к психологу обратился клиент, который жалуется
на то, что давно занимается творческой работой, но в последнее время у него значительно
снизилась работоспособность. Предположим также, что все остальные, до сих пор рассмотренные
причины снижения работоспособности в процессе консультационной работы с данным клиентом у
него не обнаружились и осталась только одна, последняя причина, связанная с возможным
дефицитом мотивации деятельности.
Тогда психолог-консультант должен будет приступить к разработке именно этой версии
причины и вести работу с клиентом по следующему плану. Например:
1. В беседе с клиентом постараться понять самому и, кроме того, помочь осознать клиенту те
потребности, ради удовлетворения которых он занимается данным видом деятельности, где
как раз и произошло снижение его работоспособности. Консультант и клиент должны будут
вместе определить, почему работоспособность клиента уменьшилась.
Возможно, что это произошло потому, что занятия соответствующим видом деятельности в
данный момент времени уже не полностью удовлетворяют потребности клиента. К примеру,
могло случиться так, что раньше за результаты своей творческой работы этот человек (он,
может быть, является ученым, писателем, инженером или художником) получал вполне
приличные гонорары, а сейчас его творческий труд фактически обесценился.
2. Вместе с клиентом постараться найти новые, дополнительные стимулы в его работе. Такими
стимулами могли бы стать другие мотивы и потребности, о которых он еще не думал и
которые вполне могли бы удовлетвориться данным видом деятельности.
Для того чтобы практически найти эти дополнительные мотивы, необходимо определить, ради
чего, кроме удовлетворения главной потребности, клиент готов заниматься тем же видом
деятельности, которым занимается в настоящее время. Отыскав и указав клиенту такие мотивы,
необходимо перестроить иерархию его потребностей, лежащую в основе соответствующей
деятельности, таким образом, чтобы верхнюю ступень в ней теперь занимали новые мотивы и
потребности.
Психологически это означает, что нужно изменить или придать новый смысл прежней
деятельности. Если, к примеру, окажется, что раньше творческой работой клиент занимался в
основном ради заработка, затем – для престижа, признания со стороны окружающих людей, то
теперь его необходимо постараться убедить в том, что самоуважение может значить для человека
не меньше, чем престиж и заработок. Убедив в этом клиента, можно далее восстановить его
работоспособность через усиление мотивации и повышение внутреннего интереса к творческой
работе
3. Третий желательный шаг на пути усиления мотивации заключается в том, чтобы вместе с
клиентом рассмотреть условия его жизни и доказать, что в действительности клиент имеет
гораздо больше шансов удовлетворить свои наиболее значимые и другие потребности с
помощью соответствующей деятельности, чем ему казалось до сих пор, что ожидание успеха у
него является объективно более высоким, чем он раньше предполагал.
В нашем примере это означает следующее: объяснить клиенту, что с помощью его творческой
работы можно не только больше заработать, но добиться того, чтобы его больше уважали и
чтобы он сам себя выше ценил, как личность.
Консультируя клиента по этим вопросам, психолог совместно с ним должен находить пути и
обращать внимание самого клиента на то, как лучше всего добиться желаемого результата. В
практическом плане по отношению, например, к утратившему свою работоспособность
творческому человеку это, в частности, означает, что вместе с ним необходимо разработать
конкретный, вполне реальный план таких практических действий, рассчитанных на ближайшую
перспективу, реализация которых должна будет восстановить и повысить утраченную
работоспособность клиента.
Причина 5.
Следующей возможной причиной снижения работоспособности могут стать
неприятные переживания клиента, связанные с событиями и делами в его жизни, не имеющими
прямого отношения к выполняемой им в данный момент времени работе.
Эта причина обычно непосредственно не связана с деятельностью, которой человек занят, и,
следовательно, способы ее устранения лежат за пределами регуляции мотивации или содержания
соответствующей деятельности.
218
К выводу о существовании у клиента данной причины снижения работоспособности приходят
в том случае, если в ходе беседы с ним не подтверждается наличие ни одной из ранее
рассмотренных причин. Однако для безошибочного заключения о том, что именно такая причина
является реально действующей, необходимо прямое подтверждение факта ее существования.
Это может быть сделано, например, в результате анализа ответов клиента на следующие
вопросы (их обычно задают клиенту уже после того, как твердо установлено, что описанные выше
причины не являются реально действующими):
• Что в вашей жизни произошло до того момента или в то время, когда вы реально
почувствовали, что ваша работоспособность начала снижаться?
• Какую реакцию это событие вызвало у вас?
• Что вы сами предприняли для того, чтобы справиться с возникшей проблемой?
• Удалось ли вам решить эту проблему? Если не удалось, то почему?
Если в ответах клиента на эти вопросы выяснится, что какие-то значимые события в его жизни
за последнее время действительно произошли, если, кроме того, обнаружится, что среди этих
событий были весьма неприятные, породившие у клиента длительные, отрицательные
переживания, если, наконец, окажется, что клиент пытался с ними справиться, но не смог, и
соответствующие проблемы До сих пор не решены, то из всего этого следует вывод, что
обсуждаемая причина снижения работоспособности действительно существует. В этом случае
вместе с клиентом необходимо будет приступить к поиску способа ее решения и к устранению
соответствующей ей причины.
Бессонница
Нет, наверное, в мире людей или такие люди составляют среди других людей явное
меньшинство, которые хотя бы раз в жизни не жаловались на бессонницу. Но среди тех, кто
довольно часто беспокоится по этому поводу, есть разные категории людей: те, у кого эта
проблема действительно имеется и ее необходимо решать, и те, кто плохо спит, но бессонницей
как таковой не особенно страдает.
Некоторые люди излишне мнительны, и любое, даже незначительное, нарушение сна,
становится для них поводом для серьезного беспокойства. Есть, однако, и такие люди, которые
страдают бессонницей, но тем не менее мало переживают по этому поводу. Наконец, среди людей
немало таких, кого бессонница порой не беспокоит, а порой вызывает у них заметную тревогу.
Среди разных людей можно найти и таких, у кого бессонница, кроме собственно психических
расстройств, порождает еще и органические нарушения. Встречаются и такие, у кого отсутствие
нормального сна никоим образом не сказывается ни на их физическом самочувствии, ни на
состоянии здоровья.
Данный перечень индивидуальных вариаций в реагировании людей на бессонницу можно было
бы продолжить, но в этом нет необходимости. Сказанного вполне достаточно для того, чтобы
сделать уверенный вывод о том, что единой реакции людей на бессонницу и единообразного
подхода к решению соответствующей проблемы не существует. Поэтому в каждом конкретном
случае с жалобами клиента на бессонницу необходимо разбираться специально.
С мнительным человеком, проблема которого состоит не столько в самой бессоннице, в ее
объективных отрицательных физиологических и психологических следствиях, сколько в
переживаниях данного человека по ее поводу, консультирование ведется по определенному
сценарию:
Во-первых, нужно объяснить клиенту, что сама по себе бессонница – это не болезнь и лечить ее
не надо.
Во-вторых, внушить клиенту мысль о том, что переживания из-за бессонницы не избавляют
человека от нее, а, напротив, усугубляют положение вещей: переживающий человек не может
успокоиться и заснуть.
В-третьих, показать клиенту, что на самом деле существуют две возможные группы причин
возникновения бессонницы, каждая из которых требует своего способа борьбы. Это, в частности,
физические и психологические причины бессонницы.
Бороться с физическими причинами бессонницы надо, сводя к возможному минимуму
неприятные физические ощущения, сопровождающие человека при отходе ко сну и давая телу
219
достаточную физическую нагрузку в дневное время.
С причинами психологического характера необходимо бороться иным способом: заботиться о
том, чтобы перед сном человек находился в хорошем настроении и благоприятном расположении
духа. Для мнительного человека это особенно важно. Стоит случиться какой-либо неприятности,
как у такого человека быстро и надолго портится настроение, его голова до предела оказывается
загруженной мыслями о данной неприятности, переживаниями по ее поводу, которые
продолжают удерживать организм в состоянии бодрствования, лишая его нормального сна.
Мнительному человеку желательно рекомендовать способы борьбы с бессонницей,
рассчитанные на приведение себя в нормальное психологическое состояние. Понаблюдав и
проведя небольшие психологические эксперименты над собой в этом плане, человек, в конечном
счете должен будет воспользоваться тем, что его действительно успокаивает и позволяет ему
нормально и вовремя засыпать.
Однако даже если это ему не сразу и не всегда будет удаваться, следует воспользоваться таким
советом: постараться просто привыкнуть к бессоннице, воспринимать ее как неизбежное явление
и во время бессонницы стремиться заниматься каким-либо полезным делом.
В том случае если бессонница будет сопровождаться нарушениями органического характера, то
наряду с психологическими приемами борьбы с ней рекомендуется предпринимать одну из
следующих мер:
– обратиться к врачу за советом по поводу возможного приема лекарств, успокаивающих
нервную систему человека и помогающих ему засыпать;
– отрегулировать дневную физическую и умственную нагрузку, уменьшая ее после
проведенной бессонной ночи, и, напротив, увеличивая тогда, когда бессонница отсутствует;
– внимательно прислушиваться к работе своего организма, предупреждая различными мерами
наступление психогенных органических дисфункций.
Главное – убедить клиента в том, что к бессоннице следует относиться спокойно, постараться
приспособиться к ней и добиться того, чтобы свести к минимуму ее возможные отрицательные
следствия.
Эмоциональные расстройства (аффекты, стрессы)
Эмоции – это нормальное, более того, необходимое в жизни человека явление, и если человек
утрачивает способность переживать, эмоционально воспринимать происходящее, значит, его
жизнь теряет смысл, обесценивается, становится неинтересной и безрадостной. Но если, напротив,
эмоции человека слишком сильны, неадекватны, мешают ему действовать разумно, если эмоции
дезорганизуют, делают неуправляемым его поведение, то это также не нормально. Эмоции
должны быть умеренными, не слишком слабыми и не слишком сильными, соразмерными
событиям, которые их вызывают, оптимизирующими деятельность человека.
Где же находится граница, или психологическая норма, эмоциональной оптимальности для
человека?
Она, вероятно, относительная и условная для каждого человека, практически зависит от многих
причин: от ситуации, от силы потребностей человека, от его индивидуальных особенностей, от
препятствий, возникающих на пути достижения цели, и т.п.
Самый верный и надежный критерий оптимальности эмоциональной насыщенности жизни
человека – его собственное самочувствие. Если при почти не выражаемых внешне эмоциях или,
напротив, при довольно сильных их внешних и внутренних проявлениях человек чувствует себя
физически и психологически вполне удовлетворительно – значит, с его эмоциональной жизнью
все в порядке. Однако если эмоции мешают человеку нормально жить и добиваться своих целей,
если он переживает по поводу слабости своих эмоций или, напротив, хочет избавиться от них (так
как ему кажется, что они слишком сильные), то можно сделать вывод о том, что в эмоциональной
жизни этого человека действительно есть проблемы, которые нужно решать.
Жалобы клиентов на проблемы эмоционального характера достаточно типичны:
– Они ссылаются на неспособность регулировать свои эмоциональные переживания,
например, слишком частое их возникновение или неумеренное внешнее выражение.
Оказавшись во власти эмоций, клиенты не в состоянии правильно действовать и принимать
разумные решения.
220
– Указывают на отсутствие нормальных эмоциональных реакций на то, что происходит с
ними и вокруг них (отсутствие эмоций там, где они должны появляться).
– Жалуются на неадекватность эмоциональных реакций. Это тот случай, когда сила
эмоций не вполне соответствует вызывающей их причине. Например, на малейшие
нарушения
нормального хода вещей, на возникновение сравнительно небольших преград на пути к
достижению цели они реагируют слишком бурно, или, напротив, там, где люди переживают,
они демонстрируют безразличие.
– Частые и достаточно сильные эмоциональные переживания у них вызывают физическое
или психологическое недомогание. Это может проявляться, например, в функциональных
нарушениях работы сердечно-сосудистой и желудочно-кишечной системы, в неврозах.
Обучаясь управлять своими эмоциями, человек должен знать следующее. Во-первых, то, что
эмоции обычно возникают внезапно, вначале растут и развиваются на подсознательном уровне и
внешне проявляются уже тогда, когда что-либо сделать с ними человек практически не в
состоянии, особенно если он имеет дело с такими эмоциями, как аффект или стресс. Во-вторых,
тогда, когда достаточно сильная эмоция, устранить или уменьшить которую сразу невозможно,
уже возникла и охватила человека, он не в состоянии осознавать происходящее и полностью
контролировать себя. В этот момент времени он даже не понимает того, что ведет себя неразумно
и неадекватно реагирует на происходящее. В данном состоянии он, как правило, вообще «не
помнит», как нужно вести себя, не осознает, что необходимо контролировать свои эмоции, не
отдает себе отчета, что не может управлять своим поведением. Его сознание как бы отключается
на некоторое время.
Противопоставить такому поведению, которое фактически представляет собой не вполне
осознаваемую, полуавтоматическую реакцию на происходящее вокруг, можно только одно: такую
же скорую, сильную и почти автоматическую контрреакцию, которая или предупреждает
возникновение эмоции, или блокирует ее, препятствуя распространению.
С клиентом в ситуации подобного рода необходимо работать следующим образом. Во-первых,
клиента нужно постараться убедить в том, что ни ему самому, ни кому-либо еще вряд ли удастся
просто и быстро справиться с возникшей эмоциональной проблемой, так как речь идет о
формировании совершенно новой и одновременно об уничтожении старой, достаточно
укоренившейся привычки, а это – трудное и долгое дело. Во-вторых, клиента необходимо
заверить в том, что в регулировании своих эмоций он все же сможет добиться успеха, если
наберется терпения и будет достаточно настойчивым.
После того как клиент осмыслит проблему, можно будет приступить к реализации следующих
практических шагов, направленных на решение поставленной проблемы.
1. Совместно с клиентом проанализировать условия и типичные ситуации, в которых у клиента
возникают неуправляемые эмоции.
2. Выбрать из этих ситуаций одну или две такие, которые появляются чаще других, и направить
свои усилия на регулирование эмоций в этих ситуациях.
3. Внимательно изучить то, как данные ситуации возникают и развиваются, обратив особое
внимание на моменты, когда эмоции только начинают возникать и только еще начинают
становиться неуправляемыми.
4. Принять разумное, обоснованное решение о том, когда лучше всего начинать действовать,
чтобы успешно предупредить возникновение нежелательных эмоций. Лучше всего это делать в
начале возникновения соответствующей эмоциогенной ситуации – тогда, когда человек еще в
состоянии действовать и рассуждать разумно.
5. Найти такие признаки, вовремя обнаружив которые, можно еще принять действенные меры,
предупреждающие опасность возникновения неконтролируемых эмоций. Это может быть,
например, какой-либо предмет, который человек постоянно носит с собой и который обязательно
окажется в его руках в тот момент времени, когда ему предстоит заняться делом, способным
породить неадекватные эмоциональные реакции. Это может быть также некоторое условие,
заученное движение, положение руки, сознательно ассоциируемое с необходимостью контроля
собственных эмоциональных состояний.
6. Выработать у клиента новые привычки, полезные для предупреждения неконтролируемых
эмоций, довести их до уровня автоматизма. Лучше всего, если эти привычки начнут действовать