Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 11273
Скачиваний: 396
221
сразу же и в любой ситуации, способной породить неконтролируемую эмоцию.
Если клиент жалуется на отсутствие у него адекватных ситуации эмоциональных реакций, то
прежде всего необходимо разъяснить клиенту, что само по себе отсутствие или слабая
выраженность эмоций не представляют собой проблему, требующую психологической коррекции.
Это справедливо как для тех случаев, когда человек по типу своего темперамента относится,
например, к флегматикам или меланхоликам, так и для тех жизненных ситуаций, когда что-либо
или кто-либо просто не интересуют данного человека, и отсутствие у него эмоций в связи с этим
следует рассматривать как вполне нормальное явление. Обоснованную тревогу должны вызывать
только такие случаи жизни, когда сложившаяся ситуация, данный человек, объект или событие
вызывают у абсолютного большинства людей отчетливую эмоциональную реакцию, которая
почему-то не возникает у клиента.
В этом случае сначала необходимо внимательно разобраться в происходящем, чтобы принять
правильное, психологически обоснованное решение. Может оказаться, например, что данный
человек имеет в своем характере акцентуации определенного типа и по их особенностям
относится к людям, например, шизоидного психологического склада – таким, для которых
слабость эмоций вполне естественна. В этом случае к такому человеку в общении с ним
необходимо просто привыкнуть, так как практически невозможно изменить особенности его
эмоционального реагирования на происходящее. Они, как правило, связаны с темпераментом
человека и основываются на генотипе. Ни то, ни другое не поддается серьезной коррекции в
процессе жизни. Строго говоря, в большинстве случаев это и не нужно делать, так как слабая
выраженность эмоций, если она является типичной и нормальной, помогает человеку быть
рассудительным, выдержанным, спокойным, а это весьма ценные положительные качества
личности.
Если клиент по своему природному складу темперамента и характера не относится к данному
типу людей и тем не менее явно отличается слабой выраженностью эмоций, то можно сделать
вывод о том, что у него действительно имеется проблема эмоционально-экспрессивного типа.
Чаще всего ее существование связано с одной из следующих причин: с накопившейся усталостью,
с неприятностями, с фрустрацией, с изменением потребностей человека, с частичной или полной
утратой прежних интересов.
В первом из перечисленных случаев бывает достаточно просто хорошо отдохнуть, чтобы
полностью восстановить нормальные эмоциональные реакции на происходящее. Во втором
случае надо бороться с неприятностями, неудачами, научиться предупреждать возникновение
состояния фрустрации, иначе трудно будет рассчитывать на нормализацию эмоциональной
жизни. В третьем из перечисленных случаев необходимо будет восстановить утраченные
интересы, потребности или, если это не удастся сделать, – постараться смириться с тем, что
мотивация изменилась, и приспособиться к ней.
Неадекватность эмоциональных реакций как личная проблема клиента также может быть
связана с одной из указанных выше причин, и в этом случае необходимо будет бороться с ней
обозначенными ранее средствами.
Нередко, однако, неадекватность эмоциональной реакции клиента на происходящее
представляет особенную, сугубо индивидуальную проблему в том смысле слова, что является
обусловленной личностью клиента, его мотивационной или общей эмоциональной
неустойчивостью. В этом случае клиент ведет себя эмоционально непредсказуемо, и практически
трудно бывает определить, есть ли
у него какие-либо устойчивые интересы. В одних ситуациях на одно событие он может
отреагировать положительно, в других ситуациях – отрицательно, в третьих ситуациях –
безразлично.
Если это действительно так, то к данному человеку просто необходимо привыкнуть и
принимать его таким, какой он есть, до тех пор, пока не произойдет стабилизация его интересов.
Но и в этом случае вряд ли можно будет полностью рассчитывать на постоянство его
эмоциональных реакций, так как мотивационно-эмоциональная неустойчивость – весьма стойкая
особенность личности.
Упражнения
1. Припомните, пожалуйста, были ли в вашей жизни такие случаи, когда вы физически
чувствовали себя неважно, обращались в связи с этим к врачу, но не получили от него ожидаемой
222
помощи (врач, к которому вы обращались, был хорошим специалистом, хотел вам помочь, но его
советы не возымели действия). Речь идет о таких случаях, когда вы чувствовали себя больным
человеком, но лекарства не помогали.
2. Были ли у вас случаи психогенных нарушений пищеварения? Если были, то вспомните, что
им предшествовало и каким образом вам удавалось с ними справляться.
3. Вспомните последний случай из вашей жизни, когда по неизвестным причинам у вас почему-
то менялось настроение. Попробуйте определить причины его изменения.
4. Установите, что вам следовало бы предпринять для повышения своей работоспособности в
тех случаях, когда ее снижение обусловлено какими-либо психологическими причинами.
5. Припомните несколько последних случаев из вашей жизни, когда вам плохо спалось.
Определите, в чем заключались причины бессонницы.
6. Проанализируйте свои типичные эмоциональные реакции на разные жизненные ситуации.
Попробуйте разобраться в них и определить, что в них было нормально и что не вполне
нормально.
Практические задания
1. Выберите из своей жизненной практики какой-либо случай, касающийся близких вам людей
и определенно связанный с каким-либо явно психогенным заболеванием. Проведите
психологическое консультирование соответствующего человека, выяснив причины
его недомогания. Дайте ему рекомендации, каким образом от этого недомогания можно
практически избавиться.
2. Проведите психологическое консультирование какого-нибудь человека из-за психогенного
нарушения пищеварения. Выясните причины этого нарушения и дайте данному человеку
практические рекомендации по решению его проблемы.
3. Проведите психологическое консультирование человека, у которого часто наблюдаются
депрессивные состояния.
4. Проконсультируйте кого-либо, кто часто жалуется на снижение работоспособности, не
вызванное физическими или физиологическими причинами.
5. Найдите среди своих знакомых клиента, который страдает бессонницей. Проведите его
психологическое консультирование по данному поводу.
6. Выберите кого-либо из своих знакомых, у кого наблюдаются аномальные эмоциональные
реакции на происходящее с ним и вокруг него. Проведите его полное психологическое
консультирование.
Ключевые слова
Проблема психофизического недомогания клиента. Телесная терапия. Самовнушение.
Стрессовая ситуация.
Рефлекторные боли в желудке.
Изменчивость настроения. Теория когнитивного диссонанса. Дискомфорт. Беспричинно
беспокойное поведение.
Физиологические функции организма. Психологическая нагрузка. Оптимальная мотивация
деятельности.
Бессонница. Мнительность.
Смысл жизни. Оптимизация деятельности. Эмоционально-мотивационная неустойчивость
личности.
ГЛАВА XIX ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДЕЛОВОМУ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ
Контрольные вопросы
1. Каким образом взаимосвязаны проблемы, возникающие в человеческих личных и деловых
взаимоотношениях?
223
2. Каковы типичные жизненные ситуации, в которых могут возникать проблемы деловых
взаимоотношений людей?
3. Каким образом устанавливаются нормальные деловые и личные взаимоотношения между
руководителем и подчиненными, если сам руководитель имеет серьезные недостатки в своем
характере, но не осознает их?
4. Каким образом решается та же самая проблема, если серьезные недостатки в характере
имеются не у руководителя, а у подчиненных?
5. Чем объясняются антипатии, возникающие во взаимоотношениях руководителя и
подчиненных?
6. Каким образом практически можно решить проблему точного определения причин
антипатии и их устранения?
7. В чем состоят возможные причины не вполне доброжелательного отношения подчиненных к
своему руководителю?
8. Как проводится психологическое консультирование в случае не вполне доброжелательных
отношений между руководителем и подчиненными?
9. Что называют неопределенными (неопределившимися) отношениями между руководителем
и подчиненными?
10. Каковы основные проблемы регулирования деловых отношений между руководителем и
подчиненными, которые можно практически решить в результате психологического
консультирования?
11. Что такое оптимальное или рациональное распределение обязанностей между
работниками трудового коллектива?
12. Какие факторы необходимо учитывать при решении вопроса об оптимизации
распределения обязанностей между людьми в трудовом коллективе?
13. Что называют хорошей координацией взаимодействия людей в их совместной работе?
Чем практически обеспечивается такая координация?
14. Что понимается под оптимизацией контроля деятельности подчиненных со стороны
руководителя? Как этот контроль практически выполняется?
15. Каковы основные правила оценки работы подчиненных со стороны руководителя, в
частности правила эффективного использования поощрений и наказаний?
16. Что называют личными (персональными) делами работников коллектива?
17. Каким образом руководителю психологически правильно решать личные (персональные)
дела работников коллектива?
18. Какие рекомендации консультант-психолог может дать руководителю коллектива
относительно принятия им оптимальных решений по деловым вопросам?
19. Что желательно знать и учитывать клиенту в связи с обращением с просьбами и
реагированием на просьбы?
20. Что представляют собой формы речевого этикета, касающиеся обращения с
просьбами иреагирования на просьбы?
21. Как словесно можно выразить человеку благодарность?
22. Как поставить психологический диагноз умения клиента убеждать людей?
23. Как проводить психологическое консультирование, направленное на практическую
выработку такого умения?
Руководство личными отношениями людей
По вопросам руководства личными взаимоотношениями в психологическую консультацию
могут обращаться люди или специально, или в связи с решением других вопросов
психологического свойства. Консультанту всегда следует иметь в виду, что личные и деловые
проблемы в реальных человеческих отношениях сопутствуют друг другу, очень редко возникают
и решаются в отдельности друг от друга. Чаще всего у одного и того же человека они возникают
одновременно и в своей динамике непосредственно зависят друг от друга. Так, человек, имеющий
проблемы личного характера, как правило, испытывает затруднения и в деловых отношениях. И
наоборот: тот, у кого есть деловые проблемы, редко не имеет проблем личного характера.
Поэтому, проводя психологическое консультирование по вопросам делового руководства
224
людьми, управления их деловыми взаимоотношениями, следует вначале выяснить, нет ли у них
проблем личного характера, мешающих установлению нормальных деловых взаимоотношений.
Вначале необходимо выделить и описать типичные ситуации, в которых такие проблемы
возникают, и затем более обстоятельно рассмотреть особенности проведения психологического
консультирования в соответствующих случаях.
Ситуация 1.
У руководителя какого-либо коллектива имеются отрицательные черты характера,
которые невольно проявляются в его взаимоотношениях с людьми.
Ситуация 2.
Сам руководитель является достаточно покладистым человеком, имеющим
немало достоинств, позволяющих ему устанавливать вполне нормальные взаимоотношения с
людьми. Но среди его подчиненных есть такие люди, с которыми вообще трудно иметь дело и
невозможно установить нормальные человеческие взаимоотношения, как личные, так и деловые.
Ситуация 3.
По тем или иным причинам руководитель проявляет явную антипатию в
отношении некоторых своих подчиненных. Он сам осознает и чувствует это, но не в состоянии
справиться со своими чувствами. Он не может объяснить, почему это происходит. В свою очередь,
его личное неприязненное отношение к людям вызывает такое же отношение к нему с их стороны.
Ситуация 4.
Эта ситуация в социально-психологическом плане является симметричной
предыдущей ситуации. Но на этот раз необъяснимую позицию, неприязнь и антипатию проявляют
подчиненные в отношении руководителя. Сам же он до конца не понимает, почему это
происходит, и не в состоянии что-либо изменить.
Ситуация 5.
Руководитель коллектива не представляет, как правильно вести себя в отношении
своих подчиненных. Он не может, например, определиться в том, нужно или не нужно
устанавливать и поддерживать с ними достаточно близкие личные взаимоотношения или же
ограничиться только хорошими деловыми взаимоотношениями. .
Рассмотрим, как можно практически определить, с какой из описанных ситуаций психолог-
консультант имеет дело и какие рекомендации в каждой из них он может предложить клиенту.
С ситуацией первого типа психолог-консультант чаще всего сталкивается тогда, когда к нему
обращается или малоопытный, или опытный, достаточно давно работающий в должности
руководителя клиент. Если речь идет о молодом руководителе, то он, как правило, не осознает
недостатки своего характера. Если же дело касается опытного руководителя, то он их осознает,
хотел бы, но не в состоянии от них практически избавиться.
В первом из указанных случаев задача психолога-консультанта заключается в том, чтобы
помочь клиенту осознать собственные характерологические недостатки, а во втором случае – в
том, чтобы помочь от них избавиться. В обоих случаях нужно добиться того, чтобы эти
недостатки, если и не были полностью устранены из жизни клиента, то проявлялись бы в его
поведении в отношении подчиненных в минимальной степени.
Определяя недостатки, имеющиеся в характере клиента-руководителя, психолог-консультант
должен внимательно выслушать клиента, подробно расспросить его о ситуациях, в которых у него
реально и чаще всего возникают проблемы во взаимоотношениях с людьми, и обратить особое
внимание на собственное поведение клиента в отношении своих подчиненных.
В результате рассказа клиента психолог-консультант формулирует гипотезу о тех недостатках
в его характере, которые, по его мнению, мешают клиенту устанавливать нормальные
взаимоотношения с подчиненными людьми. Эта гипотеза затем проверяется на достоверность с
помощью методик, позволяющих разносторонне оценить характер клиента.
Соответствующая достоверная, научно обоснованная информация вместе с необходимыми
аргументами доводится до сознания клиента. На данном этапе работы с клиентом психолог-
консультант старается убедить клиента в том, что решение его проблемы, касающейся личных
взаимоотношений с подчиненными, зависит от него самого, в частности от того, признает ли он
свои недостатки и сможет ли он избавиться от них.
Если эти недостатки уже известны клиенту и если клиент готов предпринять необходимые
усилия, направленные на избавление от них, то ему можно посоветовать сделать следующее. Во-
первых, постараться самому точно определить, когда, в общении с кем и при каких
обстоятельствах эти недостатки проявляются чаще всего и сильнее всего. Во-вторых, впредь
научиться самостоятельно идентифицировать соответствующие социальные ситуации, наблюдая
за происходящим вокруг и за своим собственным поведением. В-третьих, научиться, по мере
возможности, избегать возникновения в будущем подобных ситуаций, если, конечно, клиент это в
225
состоянии сделать. В-четвертых, выработать у себя приемы контроля своего поведения в
подобных жизненных ситуациях в том случае, если такие ситуации невольно возникают. В
практической выработке подобных приемов клиенту должен оказать посильную помощь
психолог-консультант. В-пятых, выработать у себя привычку заранее предупреждать людей, с
которыми приходится вступать в личные и деловые контакты, об имеющихся недостатках в
собственном характере. Наконец, в-шестых, научиться сразу же и немедленно приносить
извинения людям, невольно пострадавшим из-за непреднамеренного проявления в общении с
ними недостатков его характера.
Представляется достаточно разумным, если клиент и психолог-консультант вместе обсудят и
примут рассчитанный на достаточно длительный срок план совместных действий, направленных
на постепенное избавление клиента от имеющихся у него характерологических недостатков. Во
время практической реализации этого плана клиент должен иметь возможность регулярно, не
реже одного раза в неделю или в две недели, обращаться за советом к психологу-консультанту,
получая от него дополнительные рекомендации о том, как действовать дальше.
Во второй ситуации – тогда, когда недостатки в характере обнаруживаются не у самого
руководителя, а у его подчиненных, руководителю можно рекомендовать сделать следующее.
Во-первых, временно в общении с подчиненными взять на себя роль психолога-консультанта (к
практическому исполнению этой роли настоящий психолог-консультант должен заблаговременно
подготовить клиента). Во-вторых, руководитель должен будет обстоятельно поговорить со своими
подчиненными, вызвав их на откровенный разговор. В ходе такого разговора необходимо
установить, почему подчиненные относятся к нему как к руководителю плохо. Здесь, уже
исполняя роль психолога-консультанта, руководитель должен будет исходить из того же, о чем
уже говорилось выше применительно к ситуации 1.
Во-вторых, если подчиненные сами не признают недостатки своего характера или если они не
желают от них избавляться, то руководитель может предпринять один из следующих шагов:
– на некоторое время прекратить переговоры с подчиненными и попытки их переубедить,
предоставив возможность подчиненным самостоятельно подумать над тем, о чем они уже
говорили со своим руководителем. Вполне возможно, что пройдет некоторое время и
подчиненные сами изменят свое поведение и решение в нужную сторону;
– если со временем все само собой не изменится в нужную сторону, то руководителю не
останется ничего другого, как научиться не замечать недостатки в характерах подчиненных и
не реагировать на них.
В-третьих, если те недостатки, о которых идет речь, далее окажутся совершенно нетерпимыми,
то следует продолжить переговоры с подчиненными, предупредив их о том, что если они не будут
контролировать свое поведение, то нормальные личные и деловые взаимоотношения с ними
окажутся практически невозможными и руководителю не останется ничего другого, как
расстаться с подчиненными.
В-четвертых, в затруднительных ситуациях руководителю желательно призвать себе на помощь
других своих подчиненных, которые достаточно авторитетны в коллективе и с которыми у
руководителя сложились вполне доброжелательные личные взаимоотношения. К ним
руководитель может обратиться за помощью, суть которой состоит в том, чтобы постараться
совместно повлиять на других подчиненных.
Варианты совместных действий руководителя и подчиненных в этом случае могут быть
следующие:
– во-первых, всем вместе договориться о том, чтобы не замечать и отрицательно не
реагировать на провоцирующие действия других подчиненных, связанные с недостатками в их
характерах,
– во-вторых, при систематических повторениях подобных действий с их стороны дать им
отчетливо понять, что многие члены коллектива не одобряют этих действий и готовы перестать
общаться с теми, кто действует подобным образом,
– в-третьих, всячески поддерживать попытки с их стороны избавиться от имеющихся
характерологических недостатков и сдерживать себя.
В третьей из обсуждаемых ситуаций – при наличии необъяснимых, трудно устранимых
антипатий между руководителем и кем-либо из подчиненных – рекомендуется провести с самим
руководителем следующую психопрофилактическую работу.