Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 11226

Скачиваний: 396

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

236

или аргументов (фактов), сколько другие возможные причины, связанные, например, с личностью
убеждающего или убеждаемого, с взаимоотношениями того и другого.

Четвертый  из  вопросов  касается  того, что, пытаясь  убедить  других  людей  и  привлечь  их  на

свою  сторону, сам  клиент  делает  правильно  или  неправильно. Первое – правильное – в  его
поведении следует закрепить и усилить, а второе – ошибочное – исключить из практики общения
с людьми.

И здесь, как и в предыдущем случае, требуется точность и конкретность. Вряд ли возможно и

нужно  корректировать  в  целом  коммуникативное  поведение  клиента. Чаще  всего  исправлять
необходимо  достаточно  типичные  или  частые  ошибки  в  таком  поведении.  Коррекция  подобных
ошибок требует обычно больших усилий и времени, и если на них не сосредоточиться, потратив
время на то, что на самом деле не нужно клиенту, то исправить полностью допускаемые ошибки
вряд ли удастся.

Наконец, найдя  ответ  и  на  пятый  из  сформулированных  вопросов, психолог-консультант

вместе  с  клиентом  получит  возможность  не  только  решать  проблему  убеждения  с  учетом
индивидуальных  психологических  и  поведенческих  особенностей  партнеров  по  общению, но  и
находить  способы  воздействия  на  партнеров  для  достижения  более  выраженного  убеждающего
эффекта.

Получив  нужные  ответы  на  все  эти  вопросы  можно  точно  поставить  диагноз, на  основе

которого  можно  будет  дать  клиенту  вполне  конкретные  практические  рекомендации  по
исправлению имеющихся у него недостатков.

Рассмотрим, какими  могут  быть  эти  рекомендации  в  каждом  из типичных  случаев, учитывая

сформулированные выше вопросы.

Если  клиент  испытывает  трудности  в  убеждении  вполне  определенной  категории  людей  или

какого-либо  одного,  конкретного  человека,  то  ему  можно  рекомендовать  поступить  следующим
образом.

Прежде  всего  попытаться  осознать, почему  эти  трудности  возникают  в  общении  именно  с

этими людьми или с данным человеком. Затем необходимо наметить план действий, при помощи
которых  можно  добиться  значительного  результата  в  убеждении  этих  людей. Возможных
вариантов таких действий должно быть как минимум, несколько, чтобы в случае необходимости
можно  было  исправить  допущенные  ошибки. После  этого  клиент  должен  практически
продемонстрировать  свое  умение  вести  себя  по-другому  и  убеждать  людей  иначе, чем  он  это
делал до настоящего времени.

Установив, что клиент действительно научился справляться с поставленной задачей, психолог-

консультант  может  посоветовать  ему  воспользоваться  новыми  приемами  убеждения  в  реальном
общении  с  кем-либо  из  знакомых  людей  и  потом  поделиться  своими  впечатлениями  с
консультантом. Если  новые  формы  убеждения  окажутся  удачнее, чем  старые, то  следует  их
закрепить и чаще использовать в практике общения с соответствующими людьми.

Необходимо,  однако,  время от  времени  менять  технику  и  приемы  убеждения  людей,  так  как

человек  довольно  быстро  привыкает  к  определенному  стилю  общения  и  со  временем  перестает
быть более гибким, чутко реагировать на действия других людей.

В  том  случае  если  проблема  клиента  связана  с  конкретными  социальными  ситуациями

общения с определенными людьми, то ему можно посоветовать следующее:

– во-первых, стараться  быть  особенно  внимательным, тщательно  контролировать  свое

поведение, пристально  всматриваться  в  партнеров  по  общению, наблюдать  за  ними, оценивать
достигнутые  результаты  в  их  убеждении  и  одновременно, если  в  этом  есть  необходимость,
корректировать свое поведение;

– во-вторых, желательно сразу же после общения проанализировать, как оно проходило, чтобы

выявить допущенные ошибки;

– в-третьих, убеждая  людей, полезно  вспомнить  похожую  социальную  ситуацию  и  ранее

допущенные ошибки, чтобы теперь их не повторить.

В  том  случае  если  клиент  жалуется  на  то, что  он  испытывает  определенные  трудности  при

убеждении  людей  по  некоторым  конкретным  темам  и  вопросам, психологу-консультанту
рекомендуется действовать следующим образом. Прежде всего вместе с клиентом найти ответы на
такие частные вопросы:

• Какие мысли и чувства возникают у вас, когда вы готовитесь обсуждать с другим человеком


background image

237

какие-либо проблемы?

• Испытываете ли вы особенные затруднения при обсуждении данных вопросов?

• Как ведут себя в подобных случаях другие люди, с которыми вы обсуждаете эти вопросы?

Анализ  ответов  на  данные  вопросы  дает  возможность  клиенту  осознать  и  впоследствии

избавиться  от  многих  психологических  барьеров, возникающих  у  него  в  процессе  общения  с
людьми, мешающих  ему  убеждать  людей. Кроме  того, клиент  может  научиться  более  спокойно
обсуждать  соответствующие  вопросы, более  естественно  вести  себя, а  также  должным  образом
реагировать на действия партнеров по общению, умело подстраиваться под них.

При  проблемах, которые  касаются  индивидуальных  особенностей  партнеров  по  общению,

консультант может дать клиенту ряд рекомендаций.

Во-первых, ему необходимо сознательно и целенаправленно вступать в общение именно с теми

людьми, с которыми у него возникают трудности убеждения.

Во-вторых, общаясь с этими людьми, желательно  чаще  экспериментировать  над  собственным

поведением, применяя различные методы убеждения, наблюдая, оценивая и сравнивая результаты.

В-третьих, желательно чаще задавать себе вопросы, выясняя следующее:

• Правильно ли я себя веду в общении с людьми?
• Все ли меня самого устраивает в том, как я себя веду?
• Если  бы  кто-либо  другой  оказался  на  моем  месте, то  как  он  себя  бы  вел  для  того, чтобы

наилучшим образом убедить кого-то?

В-четвертых,  полезно  было  бы просить и  других  людей  ответить  на  те же  самые  вопросы,  а

также  просить  их  о  том, чтобы  они  наблюдали  за  вами  и  впоследствии  могли  самостоятельно
оценить ваше умение убеждать.

В-пятых, если проблема клиента состоит в том, что он недостаточно полно и точно учитывает

реакции  партнеров  на  свои  попытки  убедить  их,  то  клиенту  можно  рекомендовать внимательно
следить  за  партнером  по  общению  в  то  время,  когда  он  слушает  или  реагирует  на  слова  и
действия клиента.

Нередко, к  сожалению, бывает  так, что, увлекаясь, люди  слушают  только  себя, забывая

следить  за  другими. Иногда  достаточно  бывает  заставить  себя  сделать  это, и  проблема
практически оказывается решенной.

Необходимо  также  вполне  сознательно  варьировать  свои  реакции  на  действия  партнера,

выбирая и закрепляя наиболее эффективные формы реагирования. Не помешает хотя бы время от
времени задавать партнеру следующий вопрос: «Если бы вы оказались на моем месте, то как бы
вы  реагировали  на  собственные  действия?» Можно  рекомендовать  клиенту  попробовать  в
разговоре с данным человеком вести себя так, как он рекомендует. Часто этот прием оказывается
достаточно эффективным в убеждении людей.

Упражнения

1. Восстановите, пожалуйста, в своей памяти основные моменты процедуры психологического

консультирования на тему о личных взаимоотношениях руководителя и подчиненных.

2. Припомните, как  следует  проводить  психологическое  консультирование, направленное  на

решение проблемы деловых взаимоотношений.

3. Вспомните  основные  процедурные  моменты  психологического  консультирования

руководителя по вопросам распределения обязанностей между подчиненными.

4. Повторите основные  рекомендации, которые касаются  психологического  консультирования

руководителя относительно принятия им оптимальных деловых решений.

5. Вспомните  формы  речевого  этикета, подходящие  для  случаев  обращения  с  просьбами,

реагирования на просьбы и выражения благодарности за выполненную просьбу.

6.  Припомните,  какие  вопросы  следовало  бы  задать  клиенту  для  выяснения  его  умения

убеждать людей. Какие рекомендации ему можно было бы предложить на этот счет?

Практические задания

1. Проконсультируйте  кого-либо  из  руководителей  по  проблеме  установления  нормальных

личных взаимоотношений между ним и
подчиненными.

2.  Дайте  консультацию  руководителю,  испытывающему  трудности  в  руководстве  деловыми

взаимоотношениями своих подчиненных.

3. Проведите  психологическое  консультирование  руководителя  по  вопросам  об  оптимальном


background image

238

распределении  обязанностей, координации  взаимодействия  и  контроля  деятельности
подчиненных.

4. Проконсультируйте  руководителя  какого-либо  коллектива  по  проблеме  принятия

оптимальных решений.

5. Выберите  кого-либо  из  знакомых  людей  и  выясните  его  умение  убеждать. Дайте  ему

практические советы по совершенствованию данного умения.

Ключевые слова

Конфликтогенность  человека. Покладистость  человека. Неприязненные  отношения  между

людьми. Необъяснимые  отношения  между  людьми. Неопределившиеся (неопределенные)
человеческие  отношения. Неофициальные  личные  взаимоотношения  руководителя  и
подчиненных.

Рациональное  распределение  обязанностей. Координация  совместных  действий. Контроль  и

оценка  деятельности. Автоматизированные  умения  и  навыки. Материальные  поощрения.
Моральные

поощрения.
Персональные дела подчиненных. Оптимизация принимаемых
решений.

Оптимальные  решения  по  работе. Срочность  в  принятии  решений. Коррекция  принятого

решения. Контроль реализации принятого решения.

Формы речевого этикета.
Конструктивный ответ.

ГЛАВА XX ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Контрольные вопросы

1. Что называется результатами психологического консультирования ?
2. Что понимать под результативностью психологического консультирования?
3. Какими могут быть практические результаты психологического консультирования?
4. Каковы вероятные причины отрицательных результатов психологического консультирования?
5. По каким признакам можно определенно судить о том, что психологическое консультирование

прошло успешно?

6. Какие  результаты  психологического  консультирования  можно  назвать  неопределенными  или

спорными?

7. Каковы  возможные  объективные  и  субъективные  причины. невысокой  результативности

психологического консультирования ?

8. Что представляют собой внутренние и внешние признаки результативности психологического

консультирования?

9. Каким  образом, по  каким  конкретным  критериям  практически  оцениваются  результаты

психологического консультирования ?

10. Почему желательно информировать клиента и обсуждать с ним критерии и способы оценки

результатов психологического консультирования?

11. Каковы процедуры оценки результатов психологического консультирования?
12. Каковы достоинства и недостатки разных процедур оценки результатов психологического

консультирования, оптимальные условия их применения ?

13. Каковы  основные  причины  недостаточной  результативности  психологического

консультирования?

14. Как практически повысить результативность психологического консультирования?

Что такое результативность психологического консультирования

Под результативностью психологического  консультирования понимаются его конечные итоги

для  клиента, а  именно – то, что  в  его  психологии  и  поведении  действительно  изменилось  под
влиянием проведения консультирования.


background image

239

Предполагается, что  результаты  психологического  консультирования  в  большинстве  случаев

его  проведения  являются  положительными, по  крайней  мере, – такими, какие  ожидаются
клиентом  и  психологом-консультантом. Однако  одно  дело  ожидания  и  надежды, другое  дело –
реальная  действительность. Иногда  явный  положительный, сиюминутный  результат
психологического  консультирования  может  отсутствовать  и  даже  на  первый  взгляд  казаться
отрицательным. В итоге проведения психологического консультирования что-то в психологии и в
поведении клиента может действительно измениться, но не сразу.

Кроме  того, иногда  имеют  место  непредвиденные, неожиданные, отрицательные  результаты

психологического  консультирования. Это  нередко  случается  тогда, когда  что-то  существенное  в
консультировании  заранее  недостаточно  продумано  с  точки  зрения  возможных  отрицательных
последствий  или  когда  психологическое  консультирование  проводит  профессионально  не
подготовленный, недостаточно  опытный  психолог. Однако  по  причине  редкости  отрицательных
результатов  в  психологическом  консультировании  мы  подобные  случаи  не  будем  специально
обсуждать и сосредоточим свое внимание только на случаях с положительным или нейтральным
исходом консультирования.

О  положительном  результате  психологического  консультирования  можно  судить  по  ряду

признаков.

• Положительное, оптимальное, удовлетворяющее как психолога-консультанта, так и клиента

решение той проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию.

Эффективность результата подтверждается совокупностью положительных итогов.
По  завершении  консультации  обе  ее  стороны – консультант  и  клиент – признают, что

проблема, ради  которой  консультирование  проводилось, успешно  разрешена, причем  для
этого  имеются  убедительные  объективные  доказательства. Ни  психологу-консультанту, ни
клиенту  не  требуется  каких-либо  дополнительных  аргументов  в  пользу  того, что
консультирование действительно прошло успешно.

Психолог-консультант может считать, что консультирование было успешным и проблема

клиента  решена, в  то  время  как  сам  клиент  может  в  этом  сомневаться, отрицать  или  не
ощущать полностью реальных результатов психологического консультирования.

Иногда, напротив, клиенту  кажется, что  в  результате  консультирования  ему  полностью

удалось справиться со своей проблемой, в то время как психолог-консультант сомневается в
этом  и  настаивает  на  продолжении  консультации, желая  получить  дополнительные
убедительные доказательства того, что проблема клиента действительно успешно решена.

• Положительные  изменения  в  тех  аспектах  психологии  и  поведения  клиента, на  регуляцию

которых непосредственно и было направлено психологическое консультирование. Имеются в
виду  основные, прогнозируемые  и  возможные  дополнительные, позитивные  эффекты,
полученные от проведения психологического консультирования.

Дело в том, что, оказывая влияние на одни психологические процессы и формы поведения

клиента, консультирование  может  существенно  затронуть  и  другие. Как  правило, в  том
случае, когда  обнаруживаются  положительные  результаты  воздействия  психологического
консультирования на личность клиента, также меняется и его поведение, взаимоотношения с
людьми  и  многое  другое  в  его  психологии. Улучшение  памяти  клиента  обычно
положительно сказывается на его интеллекте, хотя возможно и обратное влияние интеллекта
на память.

Нередко  в  практике  психологического  консультирования  наряду  с  его  бесспорными

положительными результатами встречаются проблемные и спорные моменты оценивания его
итогов.

Заметим, что  по  своим  результатам  психологическое  консультирование  может  проявляться  и

по-другому: объективно, субъективно, внутренне и внешне.

Объективные  признаки  результативности  психологического  консультирования  проявляются  в

том, что  ему  сопутствуют  достоверные  факты, свидетельствующие  об  успешности
консультирования.

Субъективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в

чувствах, ощущениях, мнениях и представлениях консультанта.

Внутренние  признаки  результативности  психологического  консультирования  проявляются  в

изменениях  психологии  клиента. Они  могут  ощущаться (осознаваться) или  не  ощущаться (не


background image

240

осознаваться) клиентом, могут  проявляться  или  не  проявляться  в  его  реальном  поведении, в
доступных внешнему наблюдению действиях и поступках клиента.

Внешние  признаки  результативности  психологического  консультирования, напротив, всегда  и

достаточно  отчетливым  образом  проявляются  в  видимых,  доступных  прямому  наблюдению  и
оценкам, формах его поведения.

Как оценивать результаты психологического консультирования

В  соответствии  с  приведенным  выше  определением  результативности  психологического

консультирования его итоги могут оцениваться по-разному:

– во-первых, по самоощущению клиента, по тому, насколько лучше он стал себя чувствовать

после проведения психологического консультирования;

– во-вторых, по  результатам  психологического  тестирования  состояний  и  психологических

свойств (особенностей личности) клиента;

– в-третьих, по  наблюдениям  со  стороны  за  поведением  клиента. Оценивать  итоги

проведенного  консультирования  можно  по  каждому  из  названных  критериев  в  отдельности, а
лучше – по всем таким критериям, вместе взятым.

Для  того  чтобы  оценка  результатов  консультирования  была  достаточно  точной, необходимо

заранее, до начала психологического консультирования решить, каким образом будут оцениваться
его  результаты. Возможные  способы  оценки  желательно  обговорить  с  клиентом, причем  это
касается  как  основных  результатов, так  и  процедуры  оценивания. Это  необходимо  сделать  для
того, чтобы  еще  до  начала  консультирования  клиент  определенно  знал  о  том, каким  образом
можно будет убедиться в том, что консультирование прошло успешно, что, клиент действительно
получил от него вполне определенную пользу.

Процедуры, как  и  критерии  оценивания  результатов  психологического  консультирования,

могут быть различными. Оценку можно производить, например, в ходе самого консультирования,
после  его  начала, по  окончании  консультирования. Многократная  оценка  результатов
психологического  консультирования  позволяет  клиенту  убедиться  в  том, что  оно  проходит
успешно.

Итоги психологического консультирования можно оценивать и спустя некоторое время после

завершения консультирования, если предполагается, что его позитивные результаты проявятся не
сразу  и  настолько, чтобы  их  можно  было  полностью  оценить. Последний  вариант  процедуры
оценивания  результатов  психологического  консультирования  чаще  всего  применяется  тогда,
когда  изменяемые  в  ходе  психологического  консультирования  свойства  и  формы  поведения
клиента являются достаточно инертными, устойчивыми и преобразуются медленно, едва заметно.
Это могут быть, например, способности, черты характера, привычки клиента.

В  практике  проведения  психологического  консультирования  можно  применять  любой  из

перечисленных способов в отдельности и в любом их сочетании. К первому – текущему – способу
оценивания  результатов  консультирования  рекомендуется  обращаться  тогда, когда  клиент  не
вполне уверен в себе, в возможностях психолога-консультанта или в эффективности проводимого
консультирования, нуждается  в  постоянной  психологической  поддержке. Предоставление  ему
скорых  и  убедительных  доказательств  того, что  психологическое  консультирование
действительно  идет  успешно, подкрепит  его  уверенность, повысит  его  доверие  к  психологу-
консультанту, усилит веру в возможность достижения положительных результатов и, несомненно,
заставит усерднее работать над реализацией рекомендаций, полученных от консультанта.

Второй  способ  оценки – по  окончании  консультирования – рекомендуется  применять  в

следующих ситуациях:

– когда  как  психолог-консультант, так  и  клиент  вполне  уверены  в  успехе  психологического

консультирования;

–  когда  ни  психолог-консультант,  ни  клиент  не  желают  тратить  время  на  то,  чтобы  в  ходе

консультирования проводить дополнительный анализ и оценку результатов консультирования;

– когда  психолог-консультант  ожидает, что  положительные  изменения  в  психологии  и

поведении  клиента  должны  будут  произойти  только  по  завершении  психологического
консультирования.
Третий из указанных выше  способов оценки результатов – через некоторое время по окончании