Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 11490
Скачиваний: 403
246
11 Практические
рекомендации по
психологическому
консультированию,
связанному с развитием
личности клиента
4(2,2)
2(2,-)
8(10,12)
Продолжение таблицы
Виды занятий
№
п/п
Темы занятий
лекции
семинары
практические
занятия
12
Практические
рекомендации по
коммуникативному и
социально-
перцептивному
психологическому
консультированию
2 (2, -)
8(10,12)
13 Практические
рекомендации по
проблемам
саморегуляции в
деловых отношениях
4(2,2)
2 (2, -)
8(10,12)
14 Практические
рекомендации по
проблемам
межличностного
психологического
консультирования
4(2,2)
2 (2, -)
8(10,12)
15 Практические
рекомендации по
проблемам семейного
консультирования
4 (2,2)
2 (2, 2)
8(10,12)
16 Рекомендации по
вопросам психолого-
педагогического
консультирования
4(2,1)
2 (2, -)
8(10,12)
247
17 Практические
рекомендации по
проблемам, связанным с
личными жизненными
неудачами
4 (2,2)
2 (2, 2)
8(10,12)
Окончание таблицы
Виды занятий
№
п/п
Темы занятий
лекции
семинары
практические
занятия
18 Практические
рекомендации по
проблемам самочувствия
и состояния здоровья
4(2,2)
2 (-, -)
8(10,12)
19 Практические
рекомендации по
деловому
психологическому
консультированию
4(2,1)
2 (2, -)
8(10,12)
20 Оценивание результатов
психологического
консультирования
2 (2,1)
2 (-, -)
6(6,10)
Количество часов на
отдельные виды занятий
66 (40,28)
36 (28,8)
98 (132, 164)
Общее количество часов
200
248
ПРОГРАММА КУРСА
«Основы психологического консультирования»
Тема 1. Введение в психологическое консультирование
Что
такое
педологическое
консультирование.
Определение
психологического
консультирования. Роли психолога-консультанта и клиента в психологическом консультировании.
Ориентация консультанта на самостоятельность клиента. Место проведения психологического
консультирования. Время, необходимое для консультации.
Кто, когда и зачем обращается к психологу-консультанту.
Понятие о зоне психологического
риска. Люди, находящиеся в зоне риска, неудачники и эмоционально неуравновешенные люди как
потенциальные клиенты психологической консультации. Основные причины обращения в
психологическую консультацию: неуверенность в себе, угроза повторения тяжелых душевных
переживаний, невозможность самостоятельно решить возникшую жизненную проблему,
душевные расстройства, одиночество. Любопытные и скандальные люди как потенциальные
клиенты. Необходимость одинаково уважительного отношения психолога-консультанта ко всем
клиентам и оказание помощи всем, кто приходит в психологическую консультацию.
Чем психологическое консультирование отличается от других видов практической
психологической помощи человеку.
Отличие психологического консультирования от
индивидуальной и групповой психотерапии по целям, задачам, частоте, непрерывности и
длительности контактов психолога с клиентом, по активности ролей, выполняемых психологом и
клиентом, по их ответственности и стилю общения. Отличие психотерапевта и психолога-
консультанта по степени владения методами психокоррекции.
Цели и задачи психологического консультирования.
Многообразие целей и задач
психологического консультирования. Оказание срочной психологической помощи клиенту,
примеры такой помощи. Житейские проблемы, самостоятельно решаемые людьми и требующие
совета, основанного на здравом смысле. Проблемы, которые не могут быть решены на основе
житейской практики. Временная консультативная помощь клиенту. Неуверенность клиента,
необходимость его моральной поддержки со стороны психолога-консультанта. Применение
психологического
консультирования
вместе
с
другими
методами
практического
психотерапевтического воз
действия на клиента. Анализ проблемы клиента. Информирование клиента. Изучение клиента как
личности. Формулирование советов и рекомендаций, оказание текущей помощи клиенту.
Психопрофилактическая работа консультанта с клиентом. Сообщение клиенту элементарных
практических психологических знаний.
Виды психологического консультирования.
Виды психологического консультирования, их
классификация. Зависимость видов психологического консультирования от личностных
особенностей клиента и от его проблем. Интимно-личностное психологическое консультирование,
его специфика и разновидности. Особенности и виды семейного консультирования. Отличие
психолого-педагогического консультирования. Проблемы делового консультирования.
Условия результативности психологического консультирования.
Пять основных условий,
обеспечивающих результативность психологического консультирования. Действительность
психологической проблемы клиента. Наличие у психолога-консультанта соответствующей
профессиональной подготовки и опыта проведения психологического консультирования.
Достаточная длительность психологической консультации. Возможность разногласий между
психологом-консультантом и клиентом о сути и решении проблемы клиента, действия психолога-
консультанта в случае таких разногласий. Необходимость соблюдения клиентом рекомендаций,
данных психологом-консультантом. Благоприятная обстановка для проведения психологического
консультирования.
Тема 2. Требования, предъявляемые
к психологу-консультанту и его работе
249
Кого можно считать квалифицированным психологом-консультантом. Что для этого
необходимо знать и уметь делать.
Понятие об общем профессиональном образовании психолога-консультанта. Необходимость для
психолога-консультанта иметь общее высшее и специальное профессиональное образование, а
также достаточный опыт проведения практического психологического консультирования.
Основные вопросы, на которые должен уметь отвечать профессионально подготовленный
психолог-консультант. Личностные качества психолога-консультанта.
Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и психологу-
консультанту.
Кодекс профессиональной этики практического психолога, его основные
положения, применимые к работе психолога-консультанта. Ответственность психолога-
консультанта перед клиентом за результаты психологического консультирования. Сохранение в
тайне психологом-консультантом личных сведений о клиенте. Отношение психолога-
консультанта к фактам непрофессионального использования психологического консультирования.
Взаимоотношения психолога-консультанта и клиента в ходе консультаций. Чем отличается
хороший психолог-консультант от плохого в постановке целей консультирования, в стратегии
консультирования, в восприятии происходящего во время консультации, в теоретической
подготовке и интерпретации проблемы клиента, в осознании собственных ограниченных
возможностей, в формах влияния на клиента, в ориентации на личность клиента, в реакциях на
действия клиента, в личном отношении к клиенту, в сохранении конфиденциальности
психологического
консультирования. Качества, проявляемые
хорошим
психологом-
консультантом в личном общении с клиентом. Требования, предъявляемые к ситуации
психологического консультирования. Оптимальные условия проведения психологического
консультирования.
Специальные требования, предъявляемые к различным видам психологического
консультирования.
Основное содержание специальных требований к психологическому
консультированию. Причины, по которым эти требования выделяются и рассматриваются
отдельно. Особые требования к психологу-консультанту и к психологическому консультированию
в интимно-личностной сфере. Требования к возрасту и опыту психолога-консультанта при
консультировании по интимно-личностным вопросам. Отсутствие интимно-личностных проблем
у самого психолога-консультанта. Время, необходимое на проведение такого консультирования.
Условия успешности консультирования по семейным вопросам. Необходимость опыта семейной
жизни для психолога-консультанта и знания им законов семьи. Правила проведения
психологического консультирования по семейным вопросам, знание и соблюдение их
психологом-консультантом. Особенности семейного консультирования клиентов, вступающих в
повторный брак, заключающих брачный союз в зрелом возрасте, а также после долгого периода
одиночества. Специфика психолого-педагогического консультирования, необходимость наличия
собственного опыта педагогической работы у психолога-консультанта. Сложные педагогические
ситуации и их разрешение. Понятие о многоканальном консультировании, необходимость его
проведения. Особенности делового консультирования. Важность хорошего знания психологом-
консультантом того дела, по которому он консультирует клиента. Вопросы, при помощи которых
психолог-консультант может получить достаточно полную информацию о специфике работы
клиента. Необходимость создания деловой обстановки и деловых отношений между психологом-
консультантом и клиентом во время проведения такого консультирования.
Тема 3. Профессиональная подготовка
психолога-консультанта
Что включает в себя профессиональная подготовка психолога-консультанта.
Специальные знания и умения профессионально подготовленного психолога-консультанта, пути
их получения. Работа психологической консультации, ее основные составляющие.
Необходимость знания психологом-консультантом организации работы психологической
консультации.
С чего начинается, как проводится и на чем основывается подготовка психолога-
консультанта.
Содержание общей и профессиональной подготовки психолога-консультанта.
250
Специальная профессиональная подготовка психолога-консультанта. Учебные дисциплины,
которые должен изучить психолог-консультант. Необходимость приобретения начинающим
психологом-консультантом опыта практической работы. Основные аспекты профессиональной
подготовки психолога-консультанта. Отличие работы психолога-консультанта от исследования
ученого-психолога и от учебной деятельности преподавателя психологии.
Как
повышается
профессиональная
квалификация
психолога-консультанта.
Необходимость
систематического
повышения
психологом-консультантом
своей
профессиональной квалификации. Основные направления повышения квалификации и
совершенствования работы практикующего психолога-консультанта.
Тема 4. Организация работы
психологической консультации
Общие вопросы организации работы психологической консультации.
Условия,
обеспечивающие необходимость создания психологической консультации и организации ее
работы. Выбор места для размещения психологической консультации. Подбор кадров для работы
в психологической консультации.
Режим
работы
психологической
консультации.
Оптимальный
режим
работы
психологической консультации для ее посетителей (клиентов). Внутренний режим работы
психологической консультации для ее сотрудников. Соотношение затрат времени на
психологическое консультирование и другие виды работ. Режим индивидуальной работы
психолога-консультанта.
Распределение обязанностей между работниками психологической консультации.
Типы
психологических консультаций как учреждений. Условия, при которых возникает необходимость
в узкой специализации психологов-консультантов в отдельных видах психологического
консультирования. Психологическая совместимость работников психологической консультации.
Организация индивидуальной работы психолога-консультанта.
Понятие об оптимальной
организации индивидуальной работы психолога-консультанта. Примерные средние нормы затрат
времени на разные виды психологического консультирования. Относительность и изменчивость
временных затрат на данные виды работ.
Взаимодействие психолога-консультанта с другими специалистами – консультантами в
разных областях.
Типичные случаи, требующие активного делового взаимодействия психолога-
консультанта с другими специалистами-консультантами. Действия психолога-консультанта в
случае, когда он не вправе принимать самостоятельное единоличное решение о проблеме клиента
и путях ее решения. Шаги, предпринимаемые психологом-консультантом в том случае, когда он в
состоянии принять такое решение, но ему для этого недостает знаний в других областях
консультирования. Взаимодействие специалистов-консультантов различного профиля в составе
единых экспертных комиссий. Приобретение психологом-консультантом дополнительной
квалификации в ходе наблюдения за работой коллег и через чтение специальной литературы.
Взаимодействие
психолога-консультанта
со
вспомогательным
персоналом
психологической консультации.
Основные специалисты, входящие в состав вспомогательного
персонала психологической консультации. Взаимодействие психолога-консультанта с секретарем-
референтом психологической консультации. Взаимодействие психолога-консультанта с
помощником-лаборантом. Взаимодействие психолога-консультанта с другими работниками из
вспомогательного персонала.
Тема 5. Подготовка и проведение психологического
консультирования, его этапы и процедуры
Как готовиться к психологическому консультированию.
Общие вопросы, связанные с
подготовкой к психологическому консультированию. Выбор и оборудование помещения для
проведения психологического консультирования. Минимум мебели, необходимой для
психологической консультации. Техническое оборудование психологической консультации.
Обеспечение психологической консультации документацией и расходными материалами.
Регистрационный журнал психологической консультации. Картотека клиентов психологической