Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 11488

Скачиваний: 403

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

256

вторичных  деловых  чертах  характера. Особенности  развития  первичных  и  вторичных  черт
характера,
их  взаимосвязь. Оптимальное  время, когда  необходимо  начинать  формировать  у  ребенка
первичные  деловые  черты  характера. Действия, предпринимаемые  в  том  случае, если  к
определенному  периоду  жизни  первичные  деловые  черты  характера  у  ребенка  еще  не
сформировались. Условия  успешного  развития  деловых  черт  характера. Трудности, связанные  с
изменением  черт  характера, препятствующих  активному  формированию  деловых  качеств
человека. Системная организация черт характера человека, необходимость комплексного подхода
к их коррекции.

Советы  по  развитию  коммуникативных  черт  характера.

Умения  и  навыки  общения, в

которых  проявляются  коммуникативные  черты  характера  человека. Рекомендации  по  развитию
коммуникативных  черт  характера, связанных  с  правильным  восприятием  и  пониманием  людей.
Жизненно полезные привычки, которые позволяют человеку правильно воспринимать и оценивать
людей. Оценка  ситуации  общения. Выбор  подходящих  для  нее  стилей  и  приемов  общения.
Эмпатия и рефлексия как коммуникативные черты характера, их значение и совершенствование в
процессе общения.

Консультирование  по  потребностно-мотивационным  проблемам.

  Понятие  мотивации,

мотива  и  потребности. Разнообразие  интересов  и  потребностей  человека – важное  условие  его
физического  и  психологического  благополучия. Выявление  и  оценка  мотивационных  проблем
клиента, роль и место тестирования в этом процессе. Основные мотивационные проблемы клиента
психологической  консультации, вероятные  причины  и  типичные  проявления  этих  проблем.
Отсутствие  у  клиента  интереса  к  приобретению  новых  знаний, умений  и  навыков, способы
решения  этой  проблемы. Отсутствие  у  клиента  серьезных  жизненных  планов, пути  решения
данной проблемы. Дефицит стремления человека к достижению определенных целей, способы его
ликвидации.

Тема 12. Практические рекомендации по коммуникативному

и социально-перцептивному психологическому консультированию

Отсутствие  интереса  к  людям.

  Дефицит  опыта  личного  общения  клиента  с  людьми, его

возможные причины. Типичное начало психологического консультирования в случае отсутствия у
клиента выраженного интереса к людям. План проведения такого консультирования. Отклонения
в психологии поведения и взаимоотношениях клиента с людьми, что порождает у него отсутствие
интереса к людям. Способы развития и поддержки такого интереса у клиента.

Неумение  привлекать  к  себе  внимание, производить  положительное  впечатление  на

людей.

  Типичные  жалобы  психологу-консультанту  со  стороны  клиента, у  которого  есть  такая

проблема. Объективные  и  субъективные  причины  недостаточного  внимания  к  человеку  со
стороны  других  людей.  Три  возможных  случая  подобных  жалоб  и  действия  психолога-
консультанта в каждом из них. Способы решения проблемы в том случае, если жалобы клиента на
недостаточное  внимание  к  нему  со  стороны  других  людей  обусловлены  индивидуальными
особенностями  самого  клиента. Как  действовать, если  причина  недостаточного  внимания  к
клиенту  со  стороны  других  людей  вызвана  объективными  обстоятельствами  или  недостаточно
обоснована.

Неумение  высказывать  комплименты  и  правильно  реагировать  на  них.

  Возможные

причины и следствия неспособности клиента самостоятельно решить данную проблему. Способы
борьбы с этими причинами. Действия психолога-консультанта в  том случае, если  клиент  боится
высказывать  комплименты  в  адрес  других  людей, чтобы  не  показаться  смешным. Практическое
решение проблемы, если клиент не считает нужным или не желает высказывать комплименты в
адрес  других людей. Что делать  в  том случае, если  клиент  не  умеет высказывать  комплименты.
Рекомендации, которые  можно  предложить  клиенту  в  случае, если  он  в  общении  с  людьми  не
способен  управлять  собой. Практические  советы  клиенту, который  не  умеет  правильно
реагировать на комплименты в его адрес со стороны других людей.

Неумение точно воспринимать и  правильно оценивать социальные роли  людей.

 Наиболее

важные  правила  ролевого  взаимодействия  человека  с  другими  людьми  в  процессе  общения  с
ними, необходимость  выполнения  этих  правил. Вопросы, которые  психолог-консультант  может


background image

257

задать  клиенту  в  процессе  психодиагностической  беседы  с  ним  по  данной  проблеме. Типичные
ошибки, допускаемые  психологом-консультантом  при  решении  этой  проблемы. Как  научить
клиента  правильно  воспринимать  и  точно  оценивать  социальные  роли, играемые  людьми  в
общении друг с другом.

Тема 13. Практические рекомендации по проблемам

саморегуляции в деловых отношениях

Неудачи  в  управлении  эмоциями  в  деловой  жизни.

  Признаки  и  возможные  внутренние  и

внешние причины подобных неудач. Конфликт  потребностей, мотивов и  интересов человека как
вероятная  причина  таких  неудач, возможные  пути  ее  устранения. Слабость  воли  клиента  как
причины  его  неудач  в  эмоциональной  саморегуляции. Типичные  жизненные  проявления  воли
человека. Способы практического решения проблемы эмоциональной саморегуляции при наличии
у  клиента  несовместимых  друг  с  другом  черт  характера. Повышенная  эмоциональная
возбудимость  клиента  как  причина  и  проблема  саморегуляции  его  поведения. Неуверенность
клиента в себе. Ее причины и пути устранения.

Неудачи  в  выборе  профессии, условий  и  места  работы.

  Типичная  психологическая  и

поведенческая симптоматика, свидетельствующая о подобных неудачах. Явные и скрытые жалобы
клиента на жизненные неудачи в выборе профессии, условий и места работы, возможные причины
таких неудач. Помощь психолога-консультанта клиенту, обратившемуся к нему по этому поводу.
Трудности, с которыми обычно сталкивается  психолог-консультант, оказывая  помощь  клиенту в
этом вопросе. План конкретных действий психолога-консультанта по устранению неудач клиента
в выборе профессии, условий и места работы.

Неудачи  в  поддержании  и  сохранении  своей  работоспособности.

  Основные

психологические, физиологические  и  другие  причины  снижения  работоспособности  человека.
Способы практического определения реально действующих причин снижения работоспособности.
Рекомендации  психолога-консультанта  клиенту  в  каждом  из  случаев, связанных  с  разными
причинами снижения работоспособности.

Неудачи  в  конкуренции  с  другими  людьми.

  Понятие  об  удачах  и  неудачах  в  соревновании

человека с другими людьми. Относительность оценок человеком результатов своей деятельности
как  удач  или  неудач, зависимость  этих  оценок  от  установок  и  системы  ценностей  человека.
Оптимальная  стратегия  проведения  психологического  консультирования  на  эту  тему. Вопросы,
которые психолог-консультант может задать клиенту, приступая к поиску практического решения
его  проблемы. Возможные  причины  неудач  клиента  в  конкуренции  с  другими  людьми  и
соответствующие  рекомендации  психолога-консультанта  по  их  устранению. Советы  психолога-
консультанта клиенту в случае неудачи.

Тема 14. Практические рекомендации по проблемам

межличностного психологического консультирования

Основные  проблемы  в  межличностных  отношениях  людей  и  их  причины.

  Взаимосвязь

психологических проблем  личностного и  межличностного характера, необходимость  проведения
совместного консультирования по этим проблемам. Общее и различное в проблемах личностного
и  межличностного  характера. Общие  и  частные  причины  затруднений  в  межличностных
отношениях людей.

Проблемы  в  сфере  личных  взаимоотношений  клиента  с  людьми.

  Понятие  о  сверстниках

применительно  к  людям  разного  возраста. Особенности  взаимоотношений  людей  разного
возраста, специфика их психологического консультирования.

Отсутствие  взаимных  симпатий  в  личных  человеческих  отношениях.

  Факты, которые

нужно знать и учитывать при консультировании по данной проблеме. Возможные субъективные
(зависящие  от  человека) и  объективные (обусловленные  обстоятельствами) причины  отсутствия
взаимных  симпатий  между  людьми. Психодиагностика, направленная  на  выявление  причин
отсутствия  взаимных  симпатий  между  клиентом  и  значимыми  для  него  людьми. Вопросы,
которые  в  связи  с  этой  проблемой  психолог-консультант  может  задать  клиенту. Практические
рекомендации  психолога-консультанта  клиенту  в  разных  случаях  и  при  различных  причинах


background image

258

возникновения данной проблемы.

Наличие  антипатии  в  общении  клиента  с  людьми.

  Общие  замечания  о  связи  симпатии  и

антипатии  между  людьми. Условия  превращения  антипатичных  отношений  между  людьми  в
отношения  симпатии, закономерности  перехода  антипатии  в  симпатию. Типичные  причины
возникновения  антипатии  между  людьми. Жизненные  случаи, в  которых  психологическое
консультирование может оказать реальную помощь клиенту в устранении антипатии между ним и
другими  людьми. Объективные  и  субъективные  причины  антипатии, действия  психолога-
консультанта  при  разных  причинах. Конкретные  шаги, которые  может  предпринять  психолог-
консультант  в  каждом  из  подобных  случаев. Действия  психолога-консультанта  тогда, когда
клиент проецирует на других людей собственные личностные недостатки.

Неспособность  клиента  быть  самим  собой.

  Что  такое  неспособность  человека  быть  самим

собой. Какие  действия  может  предпринять  психолог-консультант, столкнувшись  с  такой
проблемой  у  клиента. Что  следует  сделать  психологу-консультанту  на  диагностическом  этапе
работы  с  клиентом  по  данной  проблеме. Заключительный  этап  психологического
консультирования по проблеме неспособности клиента быть самим собой.

Невозможность  эффективного  делового  взаимодействия  клиента  с  людьми.

  Типичные

проблемы, возникающие  у  людей  в  сфере  деловых  взаимоотношений. Способы  доказательства
клиенту  того, что  У  него  есть  проблемы  в  сфере  деловых  взаимоотношений. Решение  данной
проблемы  и  трудности, возникающие  при  психологическом  консультировании  на  данную  тему.
Практические  рекомендации  клиенту  при  отсутствии  у  него  достаточного  опыта  делового
взаимодействия  с  людьми. Действия  психолога-консультанта, если  у  клиента  обнаруживаются
отрицательные  черты  характера, препятствующие  нормальному  деловому  общению.
Рекомендации психолога-консультанта клиенту в случае его психологической несовместимости с
теми людьми, с которыми приходится вступать в деловые взаимоотношения.

Неспособность клиента быть лидером.

 Разные проявления и способы практического решения

данной проблемы в  русле  харизматической  и ситуационной теории  лидерства. Кто и когда чаще
всего  не  способен  быть  лидером. Типичные  случаи  обращения  клиентов  в  психологическую
консультацию  по  данному  поводу. Действия  психолога-консультанта  и  практические
рекомендации, которые  он  может  предложить  клиенту  в  каждом  случае. Типичные  ошибки,
допускаемые  начинающим  лидером. Рекомендации  психолога-консультанта  клиенту  при  его
неудачах стать лидером.

Неспособность  клиента  подчиняться  другим.

  Связь  неспособности  клиента  подчиняться

другим людям с его неумением быть хорошим лидером. Типичные проявления неумения человека
подчиняться  другим, диагностика  причин  этого  неумения. Практические  рекомендации
психолога-консультанта клиенту при разных причинах его неспособности подчиняться другим.

Неумение  клиента  предупреждать  и  решать  межличностные  конфликты.

  Типичные

случаи  в  жизни  человека  и  признаки  проявления  этого  неумения. Практические  рекомендации
психолога-консультанта  клиенту  в  каждом  случае. Наиболее  разумное  поведение  клиента  тогда,
когда  он  сам  является  источником  межличностных  конфликтов, рекомендации  психолога-
консультанта  клиенту  в  этом  случае. Действия  психолога-консультанта  в  случае  непризнания
клиентом  того, что  он  сам  является  причиной  возникновения  межличностных  конфликтов.
Основные  этапы  работы  психолога-консультанта  с  клиентом  в  данной  ситуации. Действия
психолога-консультанта, если сам клиент не является источником конфликта, а его провоцируют
на  конфликты  другие  люди. Как  вести  психологическое  консультирование, когда  сам  клиент
лично участвует в тех конфликтах, из-за которых он переживает.

Тема 15. Практические рекомендации по проблемам

семейного консультирования

Основные  вопросы  семейного  консультирования.

  Проблемы  и  вопросы, которые  чаще  всего

обсуждаются в практике семейного консультирования.

Взаимоотношения с будущим супругом.

 Люди, которые чаще всего обращаются за помощью к

психологу-консультанту в связи с
данной  проблемой, и  типичные  случаи  такой  проблемы. Ситуация, возникающая  в  общении
психолога-консультанта и  клиента  в  начале  консультирования на  данную тему. Первые  вопросы


background image

259

психолога клиенту при проведении консультирования по проблеме взаимоотношений клиента со
своим  будущим  супругом. Шаги, которые  далее  следует  предпринять  в  процессе
консультирования на данную тему.

Взаимоотношения  между  супругами  в  сложившейся  семье.

Взаимоотношения  между

супругами  в  начальный  период  становления  семьи. Типичные  проблемы, по  поводу  которых
члены  молодой  семьи  могут  обращаться  в  психологическую  консультацию. Частные  вопросы,
связанные  с  решением  каждой  из  этих  проблем. Возможные  причины  возникновения  подобных
проблем  и  вопросов  в  семейных  взаимоотношениях. Несовместимость  характеров  супругов  как
одна из основных причин трудностей в семейных взаимоотношениях. Несовместимость привычек,
поступков, взглядов  супругов, формы  выражения  несовместимости  во  внутрисемейных
отношениях. Взаимосвязь внутрисемейных проблем, необходимость их комплексной диагностики
и  совместного  решения. Главные  и  второстепенные  вопросы  внутрисемейной  жизни. Действия,
которые  следует  предпринять  психологу-консультанту  и  клиенту, если  главной  проблемой
неурегулированности  внутрисемейных  отношений  является  отсутствие  взаимопонимания  между
супругами. Умение  слушать, его  практическое  проявление  в  отношениях  между  супругами.
Способы  доказательства  того, что  клиент  действительно  не  умеет  слушать  других  людей.
Признаки  сформированности  такого  умения  у  клиента. Основные  шаги  по  выработке  у  клиента
умения  правильно  вести  дискуссию, доказывать  супругу  свою  правоту. Признаки  и  последствия
недопонимания одним супругом другого, способы преодоления трудностей на пути к достижению
согласия  между  супругами. Пути  практического  решения  проблемы  психологической
несовместимости  характеров  супругов. Обстоятельства, которые  надо  принимать  во  внимание,
пытаясь  как-то  повлиять  на  характер  другого  человека. Помощь, которую  один  супруг  может
оказать  другому  в  изменении  его  характера. Способы  решения  проблемы  несовместимости
привычек, поступков и действий супругов. Шаги, которые следует предпринять при расхождении
супругов во взглядах.

Взаимоотношения  супругов  с  их  родителями.

  Разновидности  и  особенности

взаимоотношений  супругов  с  их  родителями. Типичные  проблемы, возникающие  в  этих
взаимоотношениях, варианты  конфликтов  супругов  со  своими  родителями. Частные
внутрисемейные  проблемы, касающиеся  личных  взаимоотношений  одного  из  супругов  с
родителями другого. Общие рекомендации, которые психолог может дать клиенту, вовлеченному
во  внутрисемейные  конфликты. Способы  решения  проблемы  неудовлетворенности  так
называемыми патриархальными отношениями в семье. Действия, предпринимаемые психологом-
консультантом  в  случае ревнивого отношения отца дочери  к ее мужу. Решение внутрисемейной
проблемы  в  том  случае, если  оба  родителя  обвиняют  свою  дочь  в  возникновении  проблем  в  ее
взаимоотношениях  с  мужем. Конфликт – разногласие  между  родителями  в  их  отношении  к
поведению  своего сына в его собственной  семье, пути решения  этой внутрисемейной проблемы.
Ситуация, при  которой  в  конфликте  сына  с  невесткой  его  мать  и  отец  занимают  прямо
противоположные  позиции. Способы  разрешения  этой  конфликтной  ситуации. Конфликты  типа
«свекровь – невестка», «теща – зять», способы их разрешения. Действия конфликтующих сторон в
случае  разногласия  между  родителями  сына  и  невестки, вызванного  тем, что  невестка  или  ее
родственники  не  очень  хорошо  относятся  к  сыну. Решение  внутрисемейного  конфликта,
возникшего между отцом, матерью, дочерью, с одной стороны, и мужем дочери, с другой, когда
неправильную  позицию  в  конфликте  занимает  только  отец  или  только  мать. Пути  разрешения
конфликтной ситуации, в которой дочери (сыну) фактически противостоят оба ее (его) родителя.
Решение  межличностного  конфликта, возникшего  между  родителями  и  дочерью  в  том  случае,
если  дочь  защищает  своего мужа  перед  своими  родителями. Пути разрешения  конфликта  между
матерью и дочерью, если мать считает, что в семье дочери не все благополучно, а дочь и ее муж
придерживаются  прямо  противоположной  позиции (отец  дочери  в  этом  конфликте  играет
нейтральную  роль).  Пути  выхода  из  межсемейного  конфликта  между  родительской  и  молодой
семьей. Ведение консультирования в случае конфликта между родителями и молодыми супругами
по  поводу  состояния  дел  в  молодой  семье. Типы  внутрисемейных  конфликтов, возникающих
между родителями одного из супругов и другим супругом, способы разрешения таких конфликтов
в  следующих  частных  жизненных  ситуациях:  а)  конфликт  молодой  жены  с  матерью  мужа  (муж
поддерживает жену, а отец занимает нейтральную позицию; отец и сын поддерживают невестку);
б) муж поддерживает жену, но оба родителя мужа настроены против нее; в) все члены семьи (муж


background image

260

и его родители) настроены против невестки.

Тема 16. Рекомендации по вопросам

психолого-педагогического консультирования

Взаимоотношения  родителей  с  детьми-дошкольниками.

  Варианты  проблем,  которые

возникают в сфере взаимоотношений родителей с детьми-дошкольниками и требуют проведения
психологического  консультирования. Решение  проблемы  трехлетнего  возрастного  кризиса  и
связанного  с  ним  ухудшения  взаимоотношений  ребенка  с  родителями. Причины  повышенной
активности  или, напротив, аномальной  пассивности  детей  трехлетнего  возраста. Пути
практического  решения  этой  проблемы. Причины  и  способы  разрешения  конфликта
взаимоотношений  между  детьми  в  одной  и  той  же  семье. Проблема  разногласий  между
родителями  по  поводу  методики  обучения  и  воспитания  ребенка  до  трехлетнего  возраста. План
проведения  консультации  на  эту  тему  и  способы  решения  проблемы. Нежелание  ребенка,
достигшего  семилетнего  возраста, обучаться  в  школе. Вопросы  для  определения  мотивов
нежелания ребенка учиться в школе. Основные аспекты готовности ребенка к обучению в школе и
соответствующие  рекомендации  по  работе  с  ребенком. Первые  шаги  психолога-консультанта  в
том  случае, если  к  нему  за  помощью обращаются  родители, жалующиеся  на  психологические  и
поведенческие 

аномалии 

в 

развитии 

ребенка-дошкольника. Процедура 

проведения

консультирования  по  данной  проблеме  и  условия, которые  надо  соблюдать  для  того, чтобы
полученные  клиентом  рекомендации  дали  положительные  результаты. Особенности
консультирования  родителей, серьезно  озабоченных  психологической  подготовкой  детей  к
обучению  в  школе. Учет  индивидуальных  особенностей  таких  родителей  в  практике
психологического  консультирования. Задачи  психодиагностики  ребенка-дошкольника  в  данном
случае. Специфика проведения психологического консультирования при стремлении родителей к
раннему  выявлению  и  развитию  способностей  у  детей.  Условия,  которые  желательно  знать  и
учитывать в практической работе с такими детьми.

Психолого-педагогическое  консультирование  родителей  детей-младших  школьников.

Основные проблемы и причины неудачного начала обучения ребенка в школе, пути решения этих
проблем.  Объективные  и  субъективные  обстоятельства,  из-за  которых  у  детей  в  начале  их
обучения  в  школе  могут  складываться плохие  взаимоотношения  со сверстниками. Практические
рекомендации  по  выявлению  и  устранению  этих  причин. Понятие  о  психологически
нестандартном  ребенке. Практические  рекомендации по обучению и  воспитанию  нестандартных
детей. Действия, которые  психологу-консультанту  следует  предпринять, и  советы, которые  он
может дать клиенту, столкнувшемуся с проблемой нестандартности своего ребенка.

Решение  психолого-педагогических проблем  подросткового возраста.

 Типичные конфликты

между  родителями  и  подростками, их  причины, способы  предупреждения  и  устранения.
Программа  проведения  консультирования  по  данной  проблеме. Пути  разрешения  возрастного
подросткового  конфликта. Неадекватное  социальное  поведение  подростков, психологический
анализ  такого  поведения  и  практические  рекомендации  по  его  коррекции. Вопросы, на  которые
необходимо  искать  ответ  прежде, чем  приступать  к  решению  данной  проблемы. Типичные
рекомендации психолога-консультанта клиенту в  этой  ситуации. Нежелание подростка общаться
со своими родителями, делиться с ними своими мыслями и переживаниями, рассказывать о том,
что  с  ними  происходит. Основные  знания  по  психологии  подростков, которые  должны  иметь .
родители. Практические  действия, направленные  на  устранение  отчуждения  подростка  от  его
родителей. Расхождения в представлениях родителей и подростков по поводу интеллектуального
развития и подготовки к будущей жизни, пути ликвидации подобных разногласий.

Консультирование родителей юношей и девушек.

 Типичные случаи и ситуации обращения в

консультацию  родителей  старшеклассников, а  также  самих  юношей  и  девушек. Основные
причины  плохих  взаимоотношений  между  старшеклассниками  и  их  родителями. Способы
устранения  этих  причин  и  установления  нормальных  взаимоотношений  между  родителями  и
взрослыми  детьми. Недовольство  родителей  тем, как  их  дети  выбирают  себе  друзей.
Рекомендации, которые  психолог-консультант  может  дать  родителям  по  этому  поводу.
Расхождения  между  родителями  и  детьми  из-за  выбора  ребенком  будущей  профессии. Пути
достижения между ними согласия в этом вопросе. Конфликт между разведенной матерью (отцом)