Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 11186
Скачиваний: 396
256
вторичных деловых чертах характера. Особенности развития первичных и вторичных черт
характера,
их взаимосвязь. Оптимальное время, когда необходимо начинать формировать у ребенка
первичные деловые черты характера. Действия, предпринимаемые в том случае, если к
определенному периоду жизни первичные деловые черты характера у ребенка еще не
сформировались. Условия успешного развития деловых черт характера. Трудности, связанные с
изменением черт характера, препятствующих активному формированию деловых качеств
человека. Системная организация черт характера человека, необходимость комплексного подхода
к их коррекции.
Советы по развитию коммуникативных черт характера.
Умения и навыки общения, в
которых проявляются коммуникативные черты характера человека. Рекомендации по развитию
коммуникативных черт характера, связанных с правильным восприятием и пониманием людей.
Жизненно полезные привычки, которые позволяют человеку правильно воспринимать и оценивать
людей. Оценка ситуации общения. Выбор подходящих для нее стилей и приемов общения.
Эмпатия и рефлексия как коммуникативные черты характера, их значение и совершенствование в
процессе общения.
Консультирование по потребностно-мотивационным проблемам.
Понятие мотивации,
мотива и потребности. Разнообразие интересов и потребностей человека – важное условие его
физического и психологического благополучия. Выявление и оценка мотивационных проблем
клиента, роль и место тестирования в этом процессе. Основные мотивационные проблемы клиента
психологической консультации, вероятные причины и типичные проявления этих проблем.
Отсутствие у клиента интереса к приобретению новых знаний, умений и навыков, способы
решения этой проблемы. Отсутствие у клиента серьезных жизненных планов, пути решения
данной проблемы. Дефицит стремления человека к достижению определенных целей, способы его
ликвидации.
Тема 12. Практические рекомендации по коммуникативному
и социально-перцептивному психологическому консультированию
Отсутствие интереса к людям.
Дефицит опыта личного общения клиента с людьми, его
возможные причины. Типичное начало психологического консультирования в случае отсутствия у
клиента выраженного интереса к людям. План проведения такого консультирования. Отклонения
в психологии поведения и взаимоотношениях клиента с людьми, что порождает у него отсутствие
интереса к людям. Способы развития и поддержки такого интереса у клиента.
Неумение привлекать к себе внимание, производить положительное впечатление на
людей.
Типичные жалобы психологу-консультанту со стороны клиента, у которого есть такая
проблема. Объективные и субъективные причины недостаточного внимания к человеку со
стороны других людей. Три возможных случая подобных жалоб и действия психолога-
консультанта в каждом из них. Способы решения проблемы в том случае, если жалобы клиента на
недостаточное внимание к нему со стороны других людей обусловлены индивидуальными
особенностями самого клиента. Как действовать, если причина недостаточного внимания к
клиенту со стороны других людей вызвана объективными обстоятельствами или недостаточно
обоснована.
Неумение высказывать комплименты и правильно реагировать на них.
Возможные
причины и следствия неспособности клиента самостоятельно решить данную проблему. Способы
борьбы с этими причинами. Действия психолога-консультанта в том случае, если клиент боится
высказывать комплименты в адрес других людей, чтобы не показаться смешным. Практическое
решение проблемы, если клиент не считает нужным или не желает высказывать комплименты в
адрес других людей. Что делать в том случае, если клиент не умеет высказывать комплименты.
Рекомендации, которые можно предложить клиенту в случае, если он в общении с людьми не
способен управлять собой. Практические советы клиенту, который не умеет правильно
реагировать на комплименты в его адрес со стороны других людей.
Неумение точно воспринимать и правильно оценивать социальные роли людей.
Наиболее
важные правила ролевого взаимодействия человека с другими людьми в процессе общения с
ними, необходимость выполнения этих правил. Вопросы, которые психолог-консультант может
257
задать клиенту в процессе психодиагностической беседы с ним по данной проблеме. Типичные
ошибки, допускаемые психологом-консультантом при решении этой проблемы. Как научить
клиента правильно воспринимать и точно оценивать социальные роли, играемые людьми в
общении друг с другом.
Тема 13. Практические рекомендации по проблемам
саморегуляции в деловых отношениях
Неудачи в управлении эмоциями в деловой жизни.
Признаки и возможные внутренние и
внешние причины подобных неудач. Конфликт потребностей, мотивов и интересов человека как
вероятная причина таких неудач, возможные пути ее устранения. Слабость воли клиента как
причины его неудач в эмоциональной саморегуляции. Типичные жизненные проявления воли
человека. Способы практического решения проблемы эмоциональной саморегуляции при наличии
у клиента несовместимых друг с другом черт характера. Повышенная эмоциональная
возбудимость клиента как причина и проблема саморегуляции его поведения. Неуверенность
клиента в себе. Ее причины и пути устранения.
Неудачи в выборе профессии, условий и места работы.
Типичная психологическая и
поведенческая симптоматика, свидетельствующая о подобных неудачах. Явные и скрытые жалобы
клиента на жизненные неудачи в выборе профессии, условий и места работы, возможные причины
таких неудач. Помощь психолога-консультанта клиенту, обратившемуся к нему по этому поводу.
Трудности, с которыми обычно сталкивается психолог-консультант, оказывая помощь клиенту в
этом вопросе. План конкретных действий психолога-консультанта по устранению неудач клиента
в выборе профессии, условий и места работы.
Неудачи в поддержании и сохранении своей работоспособности.
Основные
психологические, физиологические и другие причины снижения работоспособности человека.
Способы практического определения реально действующих причин снижения работоспособности.
Рекомендации психолога-консультанта клиенту в каждом из случаев, связанных с разными
причинами снижения работоспособности.
Неудачи в конкуренции с другими людьми.
Понятие об удачах и неудачах в соревновании
человека с другими людьми. Относительность оценок человеком результатов своей деятельности
как удач или неудач, зависимость этих оценок от установок и системы ценностей человека.
Оптимальная стратегия проведения психологического консультирования на эту тему. Вопросы,
которые психолог-консультант может задать клиенту, приступая к поиску практического решения
его проблемы. Возможные причины неудач клиента в конкуренции с другими людьми и
соответствующие рекомендации психолога-консультанта по их устранению. Советы психолога-
консультанта клиенту в случае неудачи.
Тема 14. Практические рекомендации по проблемам
межличностного психологического консультирования
Основные проблемы в межличностных отношениях людей и их причины.
Взаимосвязь
психологических проблем личностного и межличностного характера, необходимость проведения
совместного консультирования по этим проблемам. Общее и различное в проблемах личностного
и межличностного характера. Общие и частные причины затруднений в межличностных
отношениях людей.
Проблемы в сфере личных взаимоотношений клиента с людьми.
Понятие о сверстниках
применительно к людям разного возраста. Особенности взаимоотношений людей разного
возраста, специфика их психологического консультирования.
Отсутствие взаимных симпатий в личных человеческих отношениях.
Факты, которые
нужно знать и учитывать при консультировании по данной проблеме. Возможные субъективные
(зависящие от человека) и объективные (обусловленные обстоятельствами) причины отсутствия
взаимных симпатий между людьми. Психодиагностика, направленная на выявление причин
отсутствия взаимных симпатий между клиентом и значимыми для него людьми. Вопросы,
которые в связи с этой проблемой психолог-консультант может задать клиенту. Практические
рекомендации психолога-консультанта клиенту в разных случаях и при различных причинах
258
возникновения данной проблемы.
Наличие антипатии в общении клиента с людьми.
Общие замечания о связи симпатии и
антипатии между людьми. Условия превращения антипатичных отношений между людьми в
отношения симпатии, закономерности перехода антипатии в симпатию. Типичные причины
возникновения антипатии между людьми. Жизненные случаи, в которых психологическое
консультирование может оказать реальную помощь клиенту в устранении антипатии между ним и
другими людьми. Объективные и субъективные причины антипатии, действия психолога-
консультанта при разных причинах. Конкретные шаги, которые может предпринять психолог-
консультант в каждом из подобных случаев. Действия психолога-консультанта тогда, когда
клиент проецирует на других людей собственные личностные недостатки.
Неспособность клиента быть самим собой.
Что такое неспособность человека быть самим
собой. Какие действия может предпринять психолог-консультант, столкнувшись с такой
проблемой у клиента. Что следует сделать психологу-консультанту на диагностическом этапе
работы с клиентом по данной проблеме. Заключительный этап психологического
консультирования по проблеме неспособности клиента быть самим собой.
Невозможность эффективного делового взаимодействия клиента с людьми.
Типичные
проблемы, возникающие у людей в сфере деловых взаимоотношений. Способы доказательства
клиенту того, что У него есть проблемы в сфере деловых взаимоотношений. Решение данной
проблемы и трудности, возникающие при психологическом консультировании на данную тему.
Практические рекомендации клиенту при отсутствии у него достаточного опыта делового
взаимодействия с людьми. Действия психолога-консультанта, если у клиента обнаруживаются
отрицательные черты характера, препятствующие нормальному деловому общению.
Рекомендации психолога-консультанта клиенту в случае его психологической несовместимости с
теми людьми, с которыми приходится вступать в деловые взаимоотношения.
Неспособность клиента быть лидером.
Разные проявления и способы практического решения
данной проблемы в русле харизматической и ситуационной теории лидерства. Кто и когда чаще
всего не способен быть лидером. Типичные случаи обращения клиентов в психологическую
консультацию по данному поводу. Действия психолога-консультанта и практические
рекомендации, которые он может предложить клиенту в каждом случае. Типичные ошибки,
допускаемые начинающим лидером. Рекомендации психолога-консультанта клиенту при его
неудачах стать лидером.
Неспособность клиента подчиняться другим.
Связь неспособности клиента подчиняться
другим людям с его неумением быть хорошим лидером. Типичные проявления неумения человека
подчиняться другим, диагностика причин этого неумения. Практические рекомендации
психолога-консультанта клиенту при разных причинах его неспособности подчиняться другим.
Неумение клиента предупреждать и решать межличностные конфликты.
Типичные
случаи в жизни человека и признаки проявления этого неумения. Практические рекомендации
психолога-консультанта клиенту в каждом случае. Наиболее разумное поведение клиента тогда,
когда он сам является источником межличностных конфликтов, рекомендации психолога-
консультанта клиенту в этом случае. Действия психолога-консультанта в случае непризнания
клиентом того, что он сам является причиной возникновения межличностных конфликтов.
Основные этапы работы психолога-консультанта с клиентом в данной ситуации. Действия
психолога-консультанта, если сам клиент не является источником конфликта, а его провоцируют
на конфликты другие люди. Как вести психологическое консультирование, когда сам клиент
лично участвует в тех конфликтах, из-за которых он переживает.
Тема 15. Практические рекомендации по проблемам
семейного консультирования
Основные вопросы семейного консультирования.
Проблемы и вопросы, которые чаще всего
обсуждаются в практике семейного консультирования.
Взаимоотношения с будущим супругом.
Люди, которые чаще всего обращаются за помощью к
психологу-консультанту в связи с
данной проблемой, и типичные случаи такой проблемы. Ситуация, возникающая в общении
психолога-консультанта и клиента в начале консультирования на данную тему. Первые вопросы
259
психолога клиенту при проведении консультирования по проблеме взаимоотношений клиента со
своим будущим супругом. Шаги, которые далее следует предпринять в процессе
консультирования на данную тему.
Взаимоотношения между супругами в сложившейся семье.
Взаимоотношения между
супругами в начальный период становления семьи. Типичные проблемы, по поводу которых
члены молодой семьи могут обращаться в психологическую консультацию. Частные вопросы,
связанные с решением каждой из этих проблем. Возможные причины возникновения подобных
проблем и вопросов в семейных взаимоотношениях. Несовместимость характеров супругов как
одна из основных причин трудностей в семейных взаимоотношениях. Несовместимость привычек,
поступков, взглядов супругов, формы выражения несовместимости во внутрисемейных
отношениях. Взаимосвязь внутрисемейных проблем, необходимость их комплексной диагностики
и совместного решения. Главные и второстепенные вопросы внутрисемейной жизни. Действия,
которые следует предпринять психологу-консультанту и клиенту, если главной проблемой
неурегулированности внутрисемейных отношений является отсутствие взаимопонимания между
супругами. Умение слушать, его практическое проявление в отношениях между супругами.
Способы доказательства того, что клиент действительно не умеет слушать других людей.
Признаки сформированности такого умения у клиента. Основные шаги по выработке у клиента
умения правильно вести дискуссию, доказывать супругу свою правоту. Признаки и последствия
недопонимания одним супругом другого, способы преодоления трудностей на пути к достижению
согласия между супругами. Пути практического решения проблемы психологической
несовместимости характеров супругов. Обстоятельства, которые надо принимать во внимание,
пытаясь как-то повлиять на характер другого человека. Помощь, которую один супруг может
оказать другому в изменении его характера. Способы решения проблемы несовместимости
привычек, поступков и действий супругов. Шаги, которые следует предпринять при расхождении
супругов во взглядах.
Взаимоотношения супругов с их родителями.
Разновидности и особенности
взаимоотношений супругов с их родителями. Типичные проблемы, возникающие в этих
взаимоотношениях, варианты конфликтов супругов со своими родителями. Частные
внутрисемейные проблемы, касающиеся личных взаимоотношений одного из супругов с
родителями другого. Общие рекомендации, которые психолог может дать клиенту, вовлеченному
во внутрисемейные конфликты. Способы решения проблемы неудовлетворенности так
называемыми патриархальными отношениями в семье. Действия, предпринимаемые психологом-
консультантом в случае ревнивого отношения отца дочери к ее мужу. Решение внутрисемейной
проблемы в том случае, если оба родителя обвиняют свою дочь в возникновении проблем в ее
взаимоотношениях с мужем. Конфликт – разногласие между родителями в их отношении к
поведению своего сына в его собственной семье, пути решения этой внутрисемейной проблемы.
Ситуация, при которой в конфликте сына с невесткой его мать и отец занимают прямо
противоположные позиции. Способы разрешения этой конфликтной ситуации. Конфликты типа
«свекровь – невестка», «теща – зять», способы их разрешения. Действия конфликтующих сторон в
случае разногласия между родителями сына и невестки, вызванного тем, что невестка или ее
родственники не очень хорошо относятся к сыну. Решение внутрисемейного конфликта,
возникшего между отцом, матерью, дочерью, с одной стороны, и мужем дочери, с другой, когда
неправильную позицию в конфликте занимает только отец или только мать. Пути разрешения
конфликтной ситуации, в которой дочери (сыну) фактически противостоят оба ее (его) родителя.
Решение межличностного конфликта, возникшего между родителями и дочерью в том случае,
если дочь защищает своего мужа перед своими родителями. Пути разрешения конфликта между
матерью и дочерью, если мать считает, что в семье дочери не все благополучно, а дочь и ее муж
придерживаются прямо противоположной позиции (отец дочери в этом конфликте играет
нейтральную роль). Пути выхода из межсемейного конфликта между родительской и молодой
семьей. Ведение консультирования в случае конфликта между родителями и молодыми супругами
по поводу состояния дел в молодой семье. Типы внутрисемейных конфликтов, возникающих
между родителями одного из супругов и другим супругом, способы разрешения таких конфликтов
в следующих частных жизненных ситуациях: а) конфликт молодой жены с матерью мужа (муж
поддерживает жену, а отец занимает нейтральную позицию; отец и сын поддерживают невестку);
б) муж поддерживает жену, но оба родителя мужа настроены против нее; в) все члены семьи (муж
260
и его родители) настроены против невестки.
Тема 16. Рекомендации по вопросам
психолого-педагогического консультирования
Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками.
Варианты проблем, которые
возникают в сфере взаимоотношений родителей с детьми-дошкольниками и требуют проведения
психологического консультирования. Решение проблемы трехлетнего возрастного кризиса и
связанного с ним ухудшения взаимоотношений ребенка с родителями. Причины повышенной
активности или, напротив, аномальной пассивности детей трехлетнего возраста. Пути
практического решения этой проблемы. Причины и способы разрешения конфликта
взаимоотношений между детьми в одной и той же семье. Проблема разногласий между
родителями по поводу методики обучения и воспитания ребенка до трехлетнего возраста. План
проведения консультации на эту тему и способы решения проблемы. Нежелание ребенка,
достигшего семилетнего возраста, обучаться в школе. Вопросы для определения мотивов
нежелания ребенка учиться в школе. Основные аспекты готовности ребенка к обучению в школе и
соответствующие рекомендации по работе с ребенком. Первые шаги психолога-консультанта в
том случае, если к нему за помощью обращаются родители, жалующиеся на психологические и
поведенческие
аномалии
в
развитии
ребенка-дошкольника. Процедура
проведения
консультирования по данной проблеме и условия, которые надо соблюдать для того, чтобы
полученные клиентом рекомендации дали положительные результаты. Особенности
консультирования родителей, серьезно озабоченных психологической подготовкой детей к
обучению в школе. Учет индивидуальных особенностей таких родителей в практике
психологического консультирования. Задачи психодиагностики ребенка-дошкольника в данном
случае. Специфика проведения психологического консультирования при стремлении родителей к
раннему выявлению и развитию способностей у детей. Условия, которые желательно знать и
учитывать в практической работе с такими детьми.
Психолого-педагогическое консультирование родителей детей-младших школьников.
Основные проблемы и причины неудачного начала обучения ребенка в школе, пути решения этих
проблем. Объективные и субъективные обстоятельства, из-за которых у детей в начале их
обучения в школе могут складываться плохие взаимоотношения со сверстниками. Практические
рекомендации по выявлению и устранению этих причин. Понятие о психологически
нестандартном ребенке. Практические рекомендации по обучению и воспитанию нестандартных
детей. Действия, которые психологу-консультанту следует предпринять, и советы, которые он
может дать клиенту, столкнувшемуся с проблемой нестандартности своего ребенка.
Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста.
Типичные конфликты
между родителями и подростками, их причины, способы предупреждения и устранения.
Программа проведения консультирования по данной проблеме. Пути разрешения возрастного
подросткового конфликта. Неадекватное социальное поведение подростков, психологический
анализ такого поведения и практические рекомендации по его коррекции. Вопросы, на которые
необходимо искать ответ прежде, чем приступать к решению данной проблемы. Типичные
рекомендации психолога-консультанта клиенту в этой ситуации. Нежелание подростка общаться
со своими родителями, делиться с ними своими мыслями и переживаниями, рассказывать о том,
что с ними происходит. Основные знания по психологии подростков, которые должны иметь .
родители. Практические действия, направленные на устранение отчуждения подростка от его
родителей. Расхождения в представлениях родителей и подростков по поводу интеллектуального
развития и подготовки к будущей жизни, пути ликвидации подобных разногласий.
Консультирование родителей юношей и девушек.
Типичные случаи и ситуации обращения в
консультацию родителей старшеклассников, а также самих юношей и девушек. Основные
причины плохих взаимоотношений между старшеклассниками и их родителями. Способы
устранения этих причин и установления нормальных взаимоотношений между родителями и
взрослыми детьми. Недовольство родителей тем, как их дети выбирают себе друзей.
Рекомендации, которые психолог-консультант может дать родителям по этому поводу.
Расхождения между родителями и детьми из-за выбора ребенком будущей профессии. Пути
достижения между ними согласия в этом вопросе. Конфликт между разведенной матерью (отцом)