Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 10179

Скачиваний: 385

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

251

консультации. Хранение  в  консультации  конфиденциальной  информации  о  клиентах. Минимум
специальной  литературы, которая  должна  находиться  в  психологической  консультации.
Оформление  помещения  консультации, подготовка  помещения  консультации  к  проведению
психологического консультирования.

Как  проводится  психологическое  консультирование.

  Встреча  клиента  в  помещении

психологической  консультации. Предоставление  клиенту  возможности  устроиться  на  месте,
успокоиться  и  настроиться  на  разговор  с психологом-консультантом. Начало беседы психолога-
консультанта  с  клиентом. Исповедь  клиента, поведение  психолога-консультанта  во  время
исповеди. Практические  пути  решения  психологом-консультантом  запоминания  информации,
которую  сообщает  ему  клиент  во  время  исповеди. Действия  психолога-консультанта  по
окончании  исповеди  клиента. Типичное  поведение  клиента  по  окончании  исповеди.
Необходимость  проведения  тестового  психологического  обследования  клиента, действия
психолога-консультанта в случае такой необходимости.

Основные  этапы  психологического  консультирования.

  Первый, подготовительный, этап

психологического  консультирования, его  особенности. Специфика  второго, настроечного, этапа
психологического  консультирования. Третий, диагностический, этап  психологического
консультирования. Четвертый, заключительный, этап  психологического  консультирования.
Пятый, контрольный, этап  психологического  консультирования. Время, необходимое  для
проведения каждого из этапов консультирования.

Процедуры  психологического  консультирования.

  Понятие  о  процедуре  психологического

консультирования. Основные  процедуры  психологического  консультирования. Связь  процедур
психологического консультирования с его этапами.

Тема 6. Техника психологического консультирования

Понятие  и  вводные  замечания  о  технике  психологического  консультирования.

  Понятие  о

технике  и  технических  приемах  психологического  консультирования. Связь  техники
психологического консультирования с его этапами и процедурами. Универсальная и специальная
техника психологического консультирования.

Встреча  клиента  в  психологической  консультации.

  Место  и  приемы  встречи  клиента  в

психологической  консультации. Препровождение  клиента  к  месту  проведения  консультации.
Действия  лиц, которые  во  время  встречи  клиента  находятся  в  психологической  консультации.
Внешний вид (одежда) психолога-консультанта.

Начало  беседы  с  клиентом.

  Первые  слова  психолога-консультанта, адресованные  клиенту.

Личное  знакомство  психолога-консультанта  с  клиентом. Вопросы, с  которыми  психолог-
консультант  обращается  к  клиенту  в  начале  беседы  с  ним. Приемы, помогающие  психологу-
консультанту  снять  излишнюю  напряженность  у  клиента  в  начале  разговора  с  ним. Общая
подготовка  психолога-консультанта  к  началу  разговора  с  клиентом. Формы  речевого  этикета,
которые  полезно  знать  и  уметь  применять  психологу-консультанту  в  начале  беседы  с  клиентом
(приветствие, приглашение, обращение с вопросами, знакомство, выражение радости от встречи,
удовольствия  от  беседы). Приемы, с  помощью  которых  можно  успокоить  клиента  с  начале
разговора с ним.

Снятие  психологического  напряжения  у  клиента  и  активизация  его  рассказа  на  стадии

исповеди.

  Приемы  психологической  вербальной  поддержки  клиента. Действия  психолога-

консультанта  в  том  случае,  если  он  не  вполне  согласен  с  тем,  что  говорит  и  делает  клиент.
Поведение  психолога-консультанта, когда  сам  клиент  выражает  недовольство  тем, как
организована  и  проводится  консультация, и  он  настаивает  на  обсуждении  этих  вопросов  с
психологом-консультантом. Действия  психолога-консультанта  в  том  случае, если  ему  есть  что
возразить  клиенту  на  стадии  исповеди. Прием «зеркализация», его  суть  и  условия  правильного
применения. Прием «перифраза»: где, как  и  когда  его  целесообразно  использовать. Прием
«обобщение»: в каких случаях психологического консультирования к нему разумно обращаться.
Прием «эмоциональная  поддержка  клиента»: в  чем  он  выражается  и  когда  применяется. Что
означает  прием «использование  консультантом  языка  клиента». Когда  и  как  этот  прием
применяется во время консультации.

Техника, применяемая  при  интерпретации  исповеди  клиента.

  Обдумывание  психологом-

консультантом своих выводов о проблеме клиента и о путях ее решения по окончании исповеди


background image

252

клиента. Необходимость  перерыва  между  исповедью  клиента  и  ее  интерпретацией.
Недопустимость  противоречий  в  тех  фактах, из  которых  могут  следовать  определенные выводы
психолога-консультанта  о  проблеме  клиента. Понятие  односторонней  интерпретации  исповеди
клиента, ошибки, к  которым  приводит  односторонняя  интерпретация  исповеди. Необходимость
комплексного теоретического подхода психолога-консультанта к психологической интерпретации
фактов, сообщенных ему клиентом на стадии исповеди.

Действия  консультанта  при  даче  клиенту  советов  и  рекомендаций.

  Правила, которых

психологу-консультанту следует придерживаться, предлагая клиенту свои выводы и практические
рекомендации. Необходимость  выработки  нескольких  различных  рекомендаций  клиенту  по
решению  его  проблемы. Индивидуальные  особенности  клиента, важность  их  учета  при
формулировании практических советов и рекомендаций. Проведение психодиагностики личности
клиента  через  наблюдение  за  ним  в  ходе  консультирования. Оценка  личности  клиента  по
выражениям  его  лица. Возможные  внешние  признаки  невротической  личности. Роль
забывчивости, оговорок, описок  и  других  непроизвольных  речевых  ошибок  в  психодиагностике
личности клиента. Речь клиента как прямое отражение его психического состояния и отношения к
людям. Предварительная  оценка  психологом-консультантом  всех  достоинств  и  недостатков
предлагаемых  клиенту  практических  рекомендаций. Сообщение  об  этом  клиенту  в  тот  момент,
когда он принимает самостоятельное решение. Окончательный выбор клиентом из предложенных
консультантом  советов  и  рекомендаций  наиболее  приемлемых  для  него. Необходимость
обеспечения  клиента  средствами  эффективного  самоконтроля  действий, направленных  на
выполнение  полученных  рекомендаций. Представление  психологом-консультантом  клиенту
дополнительных, корректировочных советов и рекомендаций после того, как клиент приступил к
практическому решению своей проблемы. Способы определения психологом-консультантом того,
что  клиент  все  верно  понял  и  собирается  правильно  действовать, выполняя  полученные
рекомендации.

Техника  завершающего  этапа  консультирования  и  практика  общения  психолога-

консультанта  с  клиентом  после  окончания  консультации.

  Выработка  психологом-

консультантом совместно с клиентом плана и программы выполнения полученных рекомендаций.
Обеспечение  обратной  связи  психолога-консультанта  с  клиентом  при  реализации  клиентом
полученных  рекомендаций. Поведение  психолога-консультанта  на  завершающем  этапе
психологического  консультирования. Формы  речевого  этикета  при  расставании  психолога-
консультанта с клиентом. Необходимость продолжения общения консультанта с клиентом после
завершения консультации. Организация, выработка и реализация плана такого общения.

Типичные  технические  ошибки, допускаемые  в  процессе  консультирования, способы  их

устранения.

 Понятие о технических ошибках в  психологическом  консультировании. Основные

виды  технических  ошибок, допускаемых  в  процессе  консультирования. Ошибки, связанные  с
неверным  умозаключением  психолога-консультанта  о  проблеме  клиента. Ошибки, касающиеся
неточных  рекомендаций, даваемых  психологом-консультантом  клиенту  по  решению  его
проблемы. Ошибки, обусловленные неправильными действиями самого клиента при выполнении
им 

рекомендаций, полученных 

от 

психолога-консультанта. Правила 

проведения

психологического консультирования, предупреждающие и устраняющие технические ошибки.

Тема 7. Тестирование в практике

психологического консультирования

Для 

чего 

необходимо 

проводить 

тестирование 

во 

время 

психологического

консультирования.

  Индивидуальность  проблем  клиента. Невозможность  точного  диагноза

проблемы  клиента  без  изучения  его  психологических  особенностей. Невозможность  заранее
предусмотреть, с  какими  трудностями  в  жизни  столкнется  клиент, выполняя  рекомендации,
полученные  от  психолога-консультанта. Необходимость  проведения  постконсультационной
психодиагностики клиента. Важность точного определения тех изменений, которые происходят в
психологии  и  поведении  клиента  под  влиянием  полученных  им  практических  рекомендаций  в
долгосрочной временной перспективе.

Когда  в  консультировании  рекомендуется  применять  психологические  тесты.

Недостаточность  сведений  о  личности  клиента  у  психолога-консультанта, особенно  в  первые


background image

253

моменты  проведения  консультирования. Необходимость  таких  сведений  для  правильного
определения  проблемы  клиента  и  для  выработки  научно  обоснованных  рекомендаций  по  ее
решению. Наличие  у  каждого  клиента  не  вполне  осознаваемых  влечений  и  черт  характера, без
точного знания которых трудно правильно решить его проблему. Важность объективной оценки
реального  влияния  психологического  консультирования  на  личность  клиента  и  его  поведение.
Использование  в  практике  психологического  консультирования  новых  методов, которые
нуждаются  в  экспериментальной  проверке  и  в  уточнении  их  влияния  на  личность  и  поведение
клиента. Оказание  дополнительного, положительного  психотерапевтического  воздействия  на
клиента через практику психологического тестирования.

Каким  требованиям  должно  отвечать  тестирование, применяемое  в  психологическом

консультировании.

 Необходимость использования  в  психологическом  консультировании  только

самых проверенных, простых, надежных и понятных клиенту психологических тестов. Важность
органического 

включения 

процедуры 

тестирования 

в 

процесс 

психологического

консультирования. Необходимость  сведения  к  минимуму  количества  времени, отводимого  на
проведение  тестирования  во  время  консультирования. Возможность  непосредственного
использования  результатов  психологического  тестирования  для  выработки  советов  и
рекомендаций  клиенту. Нежелательность  применения  проективных  тестов  в  психологическом
консультировании, предпочтение  опросников  перед  другими  видами  психологических  тестов.
Особые  требования, предъявляемые  к  опросникам, используемым  в  психологическом
консультировании. Ориентация  на  компьютеризированные  варианты  психологических  тестов  с
автоматической  презентацией  стимульного  материала  и  обработкой  результатов  тестирования.
Условия  выделения  психологического  тестирования  в  особый  вид  деятельности  при  проведении
психологического  консультирования. Время, необходимое  для  психологического  тестирования  в
процессе  консультирования. Обязательность  информирования  клиента  о  результатах  его
психологического тестирования.

Тема 8. Тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного

психологического консультирования

Тесты  общих  интеллектуальных  способностей.

  Понятие  об  общих  интеллектуальных

способностях  и  общем  уровне  интеллектуального  развития  человека. Случаи, когда  в  практике
психологического консультирования возникает необходимость в проведении тестирования общих
способностей клиента и определении уровня его общего интеллектуального развития. Различия в
интеллектуальном развитии детей и взрослых людей: как в связи с этими различиями необходимо
подходить  к  дифференцированной  оценке  уровня  их  интеллектуального  развития  и  к  выбору
подходящих для этого психологических тестов. Методы оценки уровня общего интеллектуального
развития детей 3–4-летнего возраста. Методы оценки уровня общего интеллектуального развития
детей 4–5-летнего  возраста. Методы  психодиагностики  восприятия, внимания, воображения  и
речи  дошкольников. Методы  определения  общего  уровня  интеллектуального  развития  детей,
поступающих  в  школу, а  также  учащихся  первых  классов. Методы  оценки  уровня  развития
когнитивных процессов у 6–7-летних детей. Методы оценки общего Уровня развития интеллекта у
младших школьников. Методы оценивания уровня развития интеллекта подростков, юношей и
взрослых людей, достоинства и недостатки этих методов. Рекомендации по использованию таких
методов в практике психологического консультирования.

Тесты  памяти.

  Предварительная  постановка  диагноза  о  состоянии  памяти  клиента. Методы

динамического  изучения  памяти  детей  и  взрослых  людей. Методы  диагностики  процесса
узнавания. Методы определения особенностей кратковременной, зрительной и  слуховой  памяти.
Методы  изучения  процесса  запоминания. Методы  диагностики  оперативной  памяти. Способы
изучения опосредствованной памяти.

Тема 9. Тесты, рекомендуемые к использованию

в практике персонального и коммуникативного

психологического консультирования

Тесты  коммуникативных  способностей.

  Понятие  о  коммуникативных  способностях.


background image

254

Основные  проблемы  и  недостатки  в  развитии  коммуникативных  способностей  у  клиентов.
Внешне  наблюдаемые  признаки  таких  недостатков. Методы  оценки  уровня  развития
коммуникативных способностей у детей и у взрослых людей.

Тесты организаторских способностей.

 Понятие об организаторских способностях. Признаки

достаточного  и  недостаточного  уровня  развития  организаторских  способностей. Методы
определения уровня развития организаторских способностей у клиентов.

Тесты  специальных  способностей.

  Понятие  о  специальных  способностях. Психологические

тесты, предназначенные для оценки уровня развития специальных способностей.

Тесты темперамента и характера.

 Понятие о темпераменте и характере человека. Методы,

при  помощи  которых  оцениваются  свойства  темперамента  и  черты  характера. Методы
диагностики у детей и у взрослых людей. Методы оценки таких черт характера, как агрессивность,
зависимость, ответственность, а  также  лидерских  качеств  клиента. Способы  диагностики
акцентуированных черт характера.

Тесты  мотивов  и  потребностей.

  Общее  представление  о  тестах  мотивов  и  потребностей

человека. Практические  рекомендации  по  подбору  тестов  для  диагностики  мотивов  и
потребностей клиента. Тестирование стремления к достижению успехов и избежания неудач.

Тема 10. Ситуации и общие практические

рекомендации по психологическому консультированию,

связанному со способностями

Типичные  случаи  и  ситуации  психологического  консультирования.

  Понятия «ситуация» и

«случай» в  психологическом  консультировании. Основные  случаи  и  ситуации, чаще  всего
встречающиеся  в  практике  психологического консультирования. Проблемы, из-за  которых  люди
обращаются в психологическую консультацию.

Общие  рекомендации  по  коррекции  способностей  в  практике  психологического

консультирования.

 Задатки и социальные условия как два основных фактора, от которых зависит

развитие  способностей человека. Необходимость  раннего выявления  и диагностики задатков для
их  своевременного  и  активного  использования  при  развитии  способностей. Период  времени, в
течение  которого  у  детей  впервые  проявляются  имеющиеся  задатки  к  большей  части
способностей. Условия, обеспечивающие  полноценное  формирование  способностей  человека  на
основе  его  задатков. Возможности  развития  способностей  при  отсутствии  явно  выраженных
задатков. Зависимость практического использования задатков для развития способностей человека
от его возраста.

Советы  по  развитию  интеллектуальных  способностей.

Структура  интеллектуальных

способностей  человека, необходимость  учета  сложности  этого  вида  способностей  в  процессе  их
развития. Параллельное  и  последовательное  развитие  у  человека  трех  его  основных  видов
мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного  и  словесно-логического. Условия  и
факторы, которые необходимо учитывать для полноценного развития интеллекта. Общие законы
развития  детского  мышления, практические  рекомендации  по  использованию  этих  законов  в
психологическом  консультировании. Важность  систематической  интеллектуальной  тренировки
для поддержания высокого уровня развития умственных способностей человека.

Советы  по  развитию  мнемических  способностей.

  Понятие  о  мнемических  способностях

человека. Многоаспектность  проявления  мнемических  способностей  и  множество  практических
проблем  памяти, связанных  с  этим. Основные  законы  памяти, которые  необходимо  знать  и
учитывать  в  практике  психологического  консультирования. Своеобразие  индивидуальных
проблем  памяти  у  разных  клиентов. Важность  проведения  разносторонней  и  точной
психодиагностики  памяти  каждого  клиента  перед  тем,  как  давать  ему  рекомендации  по
улучшению  памяти. Факторы, которые  необходимо  учитывать, предлагая  клиенту  конкретные
рекомендации  по  совершенствованию  его  памяти. Индивидуальные  различия  в  развитии  разных
видов памяти у человека. Возрастные закономерности изменения памяти человека и вытекающие
из них практические рекомендации. Качественные различия в функционировании разных видов и
процессов  памяти  у  людей, следующие  отсюда  выводы  для  практики  психологического
консультирования. Необходимость  комплексного  и  специализированного  совершенствования
памяти  у  человека. Взаимосвязь  в  развитии  памяти  и  интеллекта  человека. Пути


background image

255

совершенствования  процесса  узнавания. Средства  улучшения  запоминания. Пути  повышения
качества сохранения материала в памяти человека. Совершенствование процесса воспроизведения
запомненного материала. Учет данного человеку от природы объема кратковременной памяти при
ее  совершенствовании. Факторы, от  которых  зависит  качество  оперативной  памяти. Способы
положительного влияния на долговременную память человека. Средства улучшения произвольной
и опосредствованной памяти. Повышение продуктивности зрительной и слуховой памяти.

Пути  решения  проблемы  развития  коммуникативных  способностей.

  Признаки, по

которым  можно  судить  о  наличии  у  клиента  коммуникативных  проблем. Необходимость  для
клиента чаще общаться с людьми с целью решения своих коммуникативных проблем. Важность
развития  наблюдательности  для  улучшения  коммуникативных  способностей. Полезность  смены
людей и ситуаций общения для развития коммуникативных способностей. Важность предвидения
исхода общения с конкретным человеком и его результатов. Необходимость осознания клиентом
причин  изменения  у  него  настроения  после  общения  с  определенными  людьми  в  конкретных
ситуациях. Шаги  по  нормализации  реакции  клиента  на  действия  людей  в  общении  с  ним.
Проявление  инициативы  в  общении  с  людьми  для  развития  коммуникативных  способностей.
Способы  стать  человеком  интересным  для  других  людей. Необходимость  быть  хорошим,
доброжелательным  слушателем. Как  вызвать  симпатию  со  стороны  других  людей. Причины
антипатии, которую клиент может вызывать к себе со стороны других людей, способы устранения
этих причин.

Улучшение  организаторских  способностей  клиента.

  Понятие  об  организаторских

способностях, их структура. Знания и умения, которыми должен обладать хороший организатор.
Начальный  этап  работы  с  клиентом  по  совершенствованию  его  организаторских  способностей.
Примерная программа развития организаторских способностей клиента.

Развитие  специальных  способностей  у  клиента.

  Условия, обеспечивающие  нормальное

развитие специальных способностей

человека. Рекомендации  по  развитию  математических  способностей. Умения, входящие  в
структуру  математических  способностей, последовательность  практических  действий,
направленных  на  их  формирование. Рекомендации  по  развитию  математического  мышления  у
детей  дошкольного  и  младшего  школьного  возраста. Структура  физико-технических
способностей, рекомендации  по  их развитию. Состав лингвистических способностей, начальный
этап их развития у детей. Практические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста,
направленные на ускоренное овладение письмом.

Тема 11. Практические рекомендации по психологическому консультированию,

связанному с развитием личности клиента

Советы по вопросам, связанным с темпераментом.

 Факты, которые психологу-консультанту

необходимо  знать  о  психологии  темперамента. Природный  и  социально  обусловленный  тип
темперамента  человека. Проявление  темперамента  человека  в  когнитивных  процессах  и  в
практической  деятельности. Возможность  коррекции  свойств  темперамента  человека. Типичные
проблемы  темперамента. Действия  психолога-консультанта  в  случае  жалобы  клиента  на
повышенную  эмоциональную  возбудимость. Рекомендации  клиенту  при  обнаружении  у  него
проблем, связанных  со  скоростью  реакции. Проведение  консультирования  в  том  случае, если
клиент  жалуется  на  несовместимость  своего  темперамента  с  темпераментами  других  людей.
Рекомендации клиенту, если его жалоба касается психологической напряженности, возникающей
в  работе  и  в  общении  с  людьми. Действия  психолога-консультанта  в  случае, когда  клиент
жалуется на слабость своей нервной системы.

Общие  рекомендации  по  коррекции  черт  характера.

  Устойчивость  и  изменчивость  черт

характера  человека. Возрастные  особенности  развития  черт  характера  и  связанные  с  этим
практические рекомендации по их коррекции.

Советы  по  развитию  воли.

 Факты, которые надо знать и учитывать, давая рекомендации по

развитию  воли  у  детей  раннего  возраста. Практические  советы  по  укреплению  воли  у  детей
дошкольного возраста, проблемы, которые здесь могут возникнуть и способы их решения.

Рекомендации  по  совершенствованию  деловых  черт  характера.

  Понятие  о  первичных  и