Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 11489
Скачиваний: 403
261
и взрослым ребенком из-за того, что в семье появился новый мужчина (новая женщина).
Психологический анализ этой конфликтной ситуации и способы ее разрешения. Нормализация
взаимоотношений между взрослыми детьми от разных родителей в одной и той же семье.
Тема 17. Практические рекомендации по проблемам,
связанным с личными жизненными неудачами
Неудачи личного характера.
Общее понятие о личных жизненных неудачах человека.
Относительность оценки жизненных событий как неудач, необходимость индивидуального
подхода к каждому такому случаю. Типичные жизненные неудачи личного характера.
Неудачи в совершенствовании способностей.
Действия психолога-консультанта в случае
жалобы клиента на недостаточное развитие его способностей. Вопросы, которые психологу
следует задать клиенту на этапе психодиагностики его проблемы. Процедура проведения
консультирования по данной проблеме. Факты, которые
консультанту следует сообщить клиенту, особенно озабоченному развитием способностей у его
детей. Условия успешного формирования способностей у детей.
Неудачи в развитии потребностей и интересов.
Первые практические шаги в
консультировании по данной проблеме. Факты, которые необходимо знать и использовать в
консультировании, направленном на формирование и развитие у человека новых потребностей и
интересов. План и этапы проведения такого консультирования. Особенности следующих этапов
консультирования по данной проблеме: диагностика имеющихся и установление значимости
новых для клиента интересов и потребностей; определение взаимосвязи старых и вновь
формируемых у клиента интересов и потребностей; включение клиента в новые для него виды
деятельности, способствующие развитию интересов и потребностей; поиск и практическое
использование дополнительных стимулов, способствующих ускоренному формированию новых
потребностей и интересов.
Неудачи в изменении эмоций и чувств.
Дефицит эмоциональной экспрессии и недостаточная
эмоциональная лабильность человека. Типичные жалобы клиентов на проблемы эмоционального
характера. Примеры неадекватных эмоциональных реакций и импульсивного поведения человека.
Поведение, при котором эмоции отчетливо преобладают над разумом. Рекомендации, которые
психолог-консультант может дать клиенту в разных случаях эмоциональных нарушений.
Неудачи в коррекции темперамента и характера.
Причины, в силу которых трудно
корректировать недостатки в темпераменте и характере человека. Особенности начала
консультирования по этой проблеме. Возможность ошибочной оценки клиентом своей проблемы,
необходимость ее уточнения и проведения в связи с этим психодиагностики. Меры, которые
следует предпринять психологу-консультанту для уточнения проблемы клиента. Возможные
причины неудач клиента в коррекции своего темперамента и характера. Свойства темперамента и
черты характера человека как его недостатки и достоинства. Нежелательность полного
исключения определенных свойств темперамента и черт характера человека. Способы
доказательства клиенту, что в его темпераменте и характере под влиянием консультирования
происходят существенные перемены.
Неудачи в избавлении от комплексов.
Причины устойчивости комплексов у человека,
трудности в избавлении от них. Аргументы, которыми может воспользоваться психолог-
консультант, убеждая клиента в необходимости избавляться от переживаний по поводу своих
недостатков. Признаки, по которым можно судить о наличии комплексов у клиента. Виды
комплексов, которые чаще всего встречаются в практике психологического консультирования.
Работа психолога-консультанта с клиентом при наличии у него разного рода комплексов.
Рекомендации клиенту в случае обнаружения у него того или иного комплекса. Практическая
работа по преодолению комплекса вины. Пути устранения комплекса враждебности. Способы
ликвидации комплекса защиты. Коррекция комплекса неполноценности. Избавление клиента от
комплекса превосходства. Агрессивность как проблема психологического консультирования,
связанная с комплексами. Внутренние и внешние детерминанты агрессивности человека. Шаги,
направленные на уменьшение агрессивных тенденций человека. Особенности психологического
консультирования при наличии у клиента склонности к защитным реакциям. Условия избавления
клиента от защитного комплекса. Вопросы, при помощи которых можно прояснить ситуацию и
выяснить причины защитных реакций клиента. Процедура проведения консультирования по
262
поводу комплекса вины. Вопросы, которые можно задать клиенту в начале консультирования по
этой проблеме. Дальнейшие действия психолога-консультанта по практическому избавлению
клиента от чувства вины.
Неудачи в установлении хороших личных взаимоотношений с людьми.
Причины неудач в
установлении клиентом хороших личных взаимоотношений с окружающими людьми. Вопросы, с
помощью которых психолог-консультант может выяснить причины неудач клиента в
поддержании хороших взаимоотношений с людьми. Рекомендации психолога-консультанта
клиенту при различных причинах его неудач в установлении хороших взаимоотношений с
людьми.
Тема 18. Практические рекомендации по проблемам
самочувствия и состояния здоровья
Психогенные заболевания.
Понятие о психогенных заболеваниях. Психологические причины,
из-за которых чаще всего обращаются в психологическую консультацию при недомоганиях.
Необходимость знания психологом-консультантом предыстории заболевания клиента и попыток
его лечения. Выделение и анализ симптомов, в которых проявляется психогенное недомогание
клиента. Типичные случаи психологического консультирования по проблемам психогенных
заболеваний. Действия психолога-консультанта в каждом из случаев.
Психогенные сердечные недомогания.
Первые практические действия психолога-консультанта
при обращении к нему клиента с жалобой на боли в области сердца. Причины, по которым
консультант должен обязательно выяснить предысторию сердечного заболевания клиента. Анализ
того, как сам клиент пытался решать свою проблему. Типичные случаи и связанные с ними
способы практического решения проблемы устранения причин психогенных сердечных
заболеваний клиента.
Нарушения пищеварения.
Взаимосвязь нарушений пищеварения человека с его нервно-
психическим состоянием. Типичное начало консультирования на эту тему. Вопросы, которые
психологу-консультанту следует задать клиенту, оказывая ему помощь в решении проблемы.
Выяснение того, каковы на самом деле органические и психологические причины
пищеварительных расстройств у клиента. Типичные случаи психогенных нарушений пищеварения
и связанные с ними рекомендации. Приемы быстрого избавления клиента от сильных
рефлекторных болей в области желудка, применение их в зависимости от вызвавших их причин,
индивидуальных особенностей и жизненного опыта клиента.
Изменчивость настроения клиента.
Причины неожиданного и непредсказуемого изменения
настроения человека, отрицательные последствия такого изменения. Теория когнитивного
диссонанса
и
объяснение
дискомфорта
при
изменчивости
настроений
человека.
Консультирование в том случае, если непредсказуемая смена настроения вызывает у клиента
состояние подавленности, но сам он не признает существования у себя этой проблемы. Признаки,
по которым можно определенно судить о наличии у клиента такой проблемы.
Депрессивные состояния.
Депрессия, ее причины, признаки и последствия. Условия, при
которых клиент может рассчитывать на помощь консультанта в избавлении от депрессивных
состояний. Практическое выявление причин депрессии. Вопросы, которые в этой связи психолог-
консультант может задать клиенту. Последующие шаги в практике консультирования по данному
поводу. Учет психологом-консультантом индивидуальных особенностей клиента. Действия
психолога-консультанта по отношению к клиентам с разными индивидуальными особенностями
при избавлении их от депрессивных состояний.
Снижение работоспособности.
Физиологические причины снижения работоспособности
человека. Рекомендации психолога-консультанта в случае повышенной утомляемости клиента от
длительной и напряженной работы. Усиление мотивации деятельности клиента как средство
повышение его работоспособности. Специальная формула для практического определения уровня
мотивации человека. План конкретной работы с клиентом, направленной на усиление его
мотивации. Устранение причин снижения работоспособности, связанных с тяжелыми
эмоциональными переживаниями, не относящимися непосредственно к содержанию
выполняемой деятельности. Условия и вопросы, при помощи которых можно установить эти
причины.
Бессонница.
Бессонница как психогенная проблема человека. Индивидуальность отношения
263
людей к своей бессоннице, разные способы реагирования людей на нее. Практическое решение
проблемы бессонницы в том случае, если ею страдает мнительный человек. Общие советы,
которые можно дать разным людям для решения проблемы бессонницы.
Эмоциональные расстройства.
Роль эмоций в жизни человека. Оптимальный уровень
эмоциональности человека, его признаки. Типичные эмоциональные проблемы человека,
требующие проведения психологического консультирования. Сведения об эмоциях, необходимые
клиенту для того, чтобы научиться управлять ими. Практические действия психолога-
консультанта в том случае, если клиент сам не в состоянии контролировать свои эмоции. Первые
и последующие шаги в консультировании, направленные на решение проблемы контроля
клиентом собственных эмоциональных состояний. Причины безразличного отношения человека к
происходящему и способы их устранения.
Тема 19. Практические рекомендации по деловому
психологическому консультированию
Руководство личными отношениями людей.
Взаимосвязь проблем, возникающих в сфере
личных и деловых взаимоотношений, типичные ситуации, в которых возникают такие проблемы.
Трудности установления нормальных отношений между руководителем и подчиненными в случае,
если руководитель имеет серьезные недостатки характера, но не осознает их, не признает или не в
состоянии от них избавиться. Пути практического решения этой проблемы в разных случаях
жизни. Трудности налаживания хороших отношений между руководителем и подчиненными при
недостатках в характерах подчиненных. Программа проведения консультирования и способы
решения данной проблемы. Труднообъяснимые антипатии во взаимоотношениях между
руководителем и подчиненным. Анализ этой проблемы, стратегия психологического
консультирования и практическое решение. Недоброжелательное отношение самих подчиненных
к своему руководителю, его возможные причины. Проведение консультирования и практические
рекомендации, которые психолог может в этом случае предложить руководителю.
Неустановившиеся (неопределенные) отношения между руководителем и подчиненными, когда
руководитель не знает, как лучше и правильнее себя вести. Возможные практические
рекомендации психолога-консультанта в этом случае.
Руководство деловыми отношениями людей.
Понятие о деловых отношениях. Основные
вопросы, связанные с психологическим консультированием по проблеме деловых отношений.
Рациональное (оптимальное) распределение между людьми деловых обязанностей, факторы,
которые необходимо знать и учитывать в практическом решении данного вопроса. Координация
взаимодействия людей в совместной работе, обеспечивающая ее эффективность. Практическое
решение
проблемы
предоставления
руководителем
самостоятельности
подчиненным.
Оптимизация контроля со стороны руководителя за деятельностью подчиненных. Выбор
руководителем средств и форм контроля деятельности подчиненных. Оценивание руководителем
работы подчиненных, применение им поощрений и наказаний.
Принятие и реализация руководителем решений по личным вопросам подчиненных.
Понятие о личных делах и вопросах подчиненных. Право и обязанность руководителя решать
такие вопросы. Способы рассмотрения и решения руководителем личных вопросов своих
подчиненных. Общие рекомендации, которые психолог-консультант может дать руководителю,
решающему личные вопросы подчиненных.
Принятие и реализация решений по рабочим делам.
Основные рекомендации психолога-
консультанта руководителю по принятию оптимальных деловых решений. Необходимость
срочности в принятии и реализации деловых решений. Возможность текущей коррекции уже
принятого руководителем решения без ущерба для дела. Вопросы, на которые руководитель
должен иметь четкие ответы, принимая и реализуя свои решения. Особенности проведения
психологического консультирования по данной проблеме.
Обращение к людям с просьбами и правильное реагирование на просьбы.
Факторы, которые
следует знать и учитывать человеку, обращающемуся с просьбами или же реагирующему на них.
Формы речевого этикета, используемые при обращении к людям с просьбами, при реагировании
на просьбы, а также при выражении благодарности за выполненную просьбу.
Умение убеждать людей.
Индивидуальные особенности клиентов, которые чаще всего
264
жалуются на отсутствие такого умения. Вопросы для диагностики умения клиента убеждать
людей и выводы, которые психолог-консультант может сделать из ответов клиента на эти
вопросы. Процедура проведения психологического консультирования по данной проблеме.
Типичные рекомендации
психолога-консультанта клиенту по совершенствованию умения убеждать людей с учетом
полученных от клиента ответов на психодиагностические вопросы.
Тема 20. Оценивание результатов психологического
Консультирования
Что такое результативность психологического консультирования.
Понятие о
результативности психологического консультирования. Возможные итоги психологического
консультирования:
положительные, отрицательные, неопределенные, отсроченные. Вероятные
причины
отрицательных результатов психологического консультирования. Важнейшие признаки
положительной результативности психологического консультирования. Случаи неопределенных и
спорных результатов психологического консультирования. Объективные и субъективные,
внутренние и внешние показатели результативности психологического консультирования.
Как оценивать результаты психологического консультирования.
Критерии оценки
результатов психологического консультирования. Необходимость обсуждения с самим клиентом
признаков и способов оценивания итогов психологического консультирования перед его началом
и после завершения. Процедуры практического оценивания результатов консультирования, их
достоинства и недостатки. Оптимальные условия применения каждой из этих процедур.
Причины недостаточной результативности психологического консультирования.
Пути
выявления причин низкой результативности психологического консультирования, способы
устранения этих причин. Недостаток научных знаний о способах практического решения
проблемы клиента, действия психолога-консультанта в этом случае. Отсутствие оптимальных
условий для полноценного выполнения клиентом рекомендаций, полученных от психолога-
консультанта. Недостаточно выраженное желание клиента решать свою проблему по
рекомендации
консультанта, действия
психолога-консультанта
в
этом
случае.
Неудовлетворительный контроль реализации клиентом полученных рекомендаций как возможная
причина недостаточной результативности консультирования. Неправильные действия клиента по
выполнению полученных рекомендаций как причина низкой результативности психологического
консультирования. Пути устранения всех этих причин.
ЛИТЕРАТУРА
Абрамова Г.С.
Практикум по психологическому консультированию. – Екатеринбург: Деловая
книга, 1995.
Пиз Аллан.
Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. – Нижний Новгород:
«Ай Кью», 1992.
Алешина Ю.Е.
Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Изд.
центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994.
Мей Р.
Искусство психологического консультирования. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994.
Основы возрастно-психологического консультирования; Учебно-методическое пособие / Под
ред. А. Г. Лидерса. - М.: Изд-во МГУ 1991.
Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – Санкт-Петербург:
«Питер», 1998.
Семья
в
психологической
консультации: Опыт
и
проблемы
психологического
консультирования / Под ред. А.А Бодалева В. В. Столина. - М., 1989.
265
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ - умения и навыки человека, связанные с
выполнением им какой-либо сложной деятельности, доведенные до уровня автоматически,
точно и четко выполняемых действий и реакций, не требующих со стороны человека
систематического, сознательного контроля.
АГРЕССИВНОСТЬ – черта характера, выражающаяся во враждебном отношении человека к
людям, к животным, к окружающему миру. Агрессивными называются такие действия и
такое отношение человека, которое, являясь враждебным, в то же время не вызвано какими-
либо объективными причинами, не может быть оправдано сложившимися обстоятельствами
или соображениями морального или юридического характера, в частности – необходимостью
самообороны или защиты других людей.
АДАПТАЦИОННОЕ (АДАПТИВНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ - поведение человека, которое позволяет
ему наилучшим образом приспосабливаться к складывающимся обстоятельствам жизни.
АДЕКВАТНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ - стиль общения человека с людьми, который позволяет ему
легко и быстро достигать поставленной цели, оказывать нужное влияние на людей и
сохранять с ними хорошие отношения.
АКТИВНАЯ
РОЛЬ (ПСИХОЛОГА, КЛИЕНТА) В
ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ
КОНСУЛЬТИРОВАНИИ (В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ) – инициативные, активные
действия, предпринимаемые психологом-консультантом или клиентом в процессе
проведения психологического консультирования
или в ходе психокоррекционной работы. Эти действия рассчитаны на то, чтобы как можно
легче и быстрее достичь поставленной цели.
АКТУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА - область осознаваемой действительности,