Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 11341

Скачиваний: 396

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36

процесс  за  счет  целенаправленного, систематического  взаимного  просвещения, информирования
членами комиссии друг друга по вопросам своей профессиональной компетенции, прежде всего –
таким, по  которым  часто  приходится  принимать  решения. В  этих  целях  целесообразно, чтобы
каждый  из  членов  комиссии, принимая  свое  самостоятельное  решение, подробно  его  объяснял
коллегам по работе.

Случай 4.

  В  этой  ситуации  для  психолога-консультанта  есть  единственный  разумный  и

приемлемый  выход – стать  компетентным  в  той  области, в  которой  часто  приходится
консультировать  клиентов. Сделать  это можно двумя  путями. Первый заключается  в  том, чтобы
попробовать получить дополнительное, профессиональное образование в новой для себя области
знаний и практики. Та
кой  путь  разумен  и, в  конечном  счете, вполне  может  обеспечить  высокий  уровень
профессионализма в  соответствующей  области. Однако он  весьма  долгий и  трудоемкий. Второй
путь  состоит  в  том, чтобы  самостоятельно  попытаться  повысить  свою  квалификацию  через,
например, чтение  соответствующей  литературы, через  участие  в  работе  групп  профессионалов
соответствующего профиля, через наблюдение за их деятельностью и подражание им.

Последний путь решения проблемы в большинстве случаев предпочтительнее, чем первый, так

как  позволяет  быстрее  приступить  к  самостоятельной  работе  и  в  целом  требует  значительно
меньших усилий и затрат времени, чем первый.

Случай 5.

  Обстоятельства  здесь  складываются  так, что  психологу-консультанту  приходится

выступать  не  столько  в  роли  консультанта  как  такового, сколько  в  роли  преподавателя
психологии  для  других  специалистов-непсихологов. Здесь  особенно  важно  точно  определить,
каких  знаний  и  умений  не  хватает  специалисту  иного  профиля, а  также  выбрать  оптимальный
способ  обучения  этого  специалиста  с  учетом  сложившейся  ситуации, его  индивидуальных
особенностей, места и времени работы с ним.

Иногда  в  практике  психологического  консультирования  возникает  необходимость

взаимодействия  между  собой  не  отдельных  специалистов, а  целых  профессиональных  групп  и
организаций, например психологической консультации с медицинскими, юридическими и иными
учреждениями.

Общие  правила  общения  специалистов  здесь  такие  же, как  и  в  описанных  выше  случаях,

однако  взаимодействие  на  уровне  учреждений  организационно  сложнее, чем  взаимодействие
отдельных специалистов. Разумнее, если оно будет осуществляться по определенному, заранее в
деталях продуманному плану.

Взаимодействие психолога-консультанта со вспомогательным персоналом

консультации

Вспомогательный  персонал  психологической  консультации  состоит  в  основном  из  таких

специалистов, как секретари-референты и помощники-лаборанты.

Задача секретарей-референтов заключается в том, чтобы проводить первичный прием клиентов,

получать от них предварительные данные социально-демографического характера, записывать на
консультацию, информировать  об  условиях  ее  проведения, а  также  поддерживать  постоянную
связь с клиентами, вести с ними переговоры.

Взаимодействие  психолога-консультанта  с  секретарями-референтами  сводится  к  тому, чтобы

своевременно снабжать их всей необходимой информацией о консультировании – такой, которая
может  понадобиться  клиенту  во  время  консультации, а  также  оперативно  получать  от  клиента
информацию, необходимую психологу-консультанту.

Роль  лаборанта-помощника  сводится  к  тому, чтобы  своевременно  готовить  все  необходимое

для  проведения  психологической  консультации, включая  место, оборудование, материалы,
документацию, связанную  с  консультированием. Иногда  лаборанту, если  он  достаточно  опытен,
поручают  самостоятельно  проводить  психологическое  тестирование  клиента, обрабатывать
результаты  тестирования, помогать  психологу-консультанту  в  профессиональных  вопросах  во
время проведения консультации.

В свою очередь роль психолога-консультанта в его взаимодействии с помощником-лаборантом

сводится к тому, чтобы, во-первых, научить помощника всему тому, что он должен уметь делать
во время консультации, во-вторых, непосредственно руководить его работой.


background image

37

Иногда, если психологическая консультация по числу работающих в ней специалистов является

достаточно большой или если в процессе проведения консультирования приходится обрабатывать
значительную  по  своему  объему  информацию, используют  разнообразную  множительную  и
вычислительную  технику. В  этом  случае  в  состав  вспомогательного  персонала  психологической
консультации  включают  специалистов  по  вычислительной  и  множительной  технике. В  какой-то
степени в  работе этой техники должен уметь разбираться и сам  психолог-консультант, чтобы не
только  правильно  формулировать  задачи  для  помощников, но  и  пользоваться  соответствующей
аппаратурой. Что  касается  специалистов  другого  профиля, то  их  включают  в  состав
психологической консультации по мере необходимости.

Упражнения

1. Вспомните, какие  факторы  следует  принимать  в  расчет, практически  решая  вопрос  о

создании психологической консультации.

2. Припомните  все, что  необходимо  учитывать, выбирая  место  для  размещения

психологической консультации и подбирая кадры для работы в ней.

3. Назовите  основные  факторы, обусловливающие  оптимальный  режим  работы

психологической консультации и распределение обязанностей между ее сотрудниками.

4. Вспомните  основания, исходя  из  которых  определяется  индивидуальный  режим  работы

каждого психолога-консультанта.

5. Что лично вам следовало бы сделать для того, чтобы полностью соответствовать своей роли

в  работе, например  медико-психологической  или  судебно-психологической  экспертной
комиссии?

Практические задания

1. Предположим, что  вам  приходится  практически  решать  вопрос  о  том, стоит  или  не  стоит

создавать новую психологическую консультацию. Примите решение и обоснуйте его.

2. Допустим, что, выполнив  указанное  выше  задание, вы  приняли  положительное  решение  о

необходимости создания новой психологической консультации. Постарайтесь теперь определить
подходящее место для ее размещения и обоснуйте свой выбор.

3. Представьте себе, что теперь вам необходимо подобрать кадры для работы в созданной вами

психологической консультации, определить наиболее удобный режим ее работы как для клиентов,
так и для работников консультации. Примите решение по этим вопросам и объясните его.

4.  Допустим,  что  для  созданной  вами  новой  психологической  консультации  нужно  теперь

подобрать вспомогательный персонал. Решите и эту задачу и дайте обоснование своему решению.

Ключевые слова

Психологическая служба.
Внешний  режим  работы  психологической  консультации. Внутренний  режим  работы

психологической консультации. Индивидуальный режим работы консультанта-психолога.

Медико-психологическая  экспертиза. Судебно-психологическая  экспертиза. Психолого-

педагогическая экспертиза.

Вспомогательный  персонал  психологической  консультации. Секретарь-референт  психолога-

консультанта. Лаборант-помощник психолога-консультанта.

ГЛАВА V ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ЕГО ЭТАПЫ И ПРОЦЕДУРЫ

Контрольные вопросы

1. Что включает в себя общая подготовка к проведению психологического консультирования?
2. Каково  содержание  специальных  вопросов  подготовки  к  проведению  психологического

консультирования?

3. Каким образом выбирается и оборудуется помещение для психологической консультации?
4. Какая  оргтехника  необходима  для  нормальной  работы  психологической  консультации  и

почему?

5. Что представляет собой регистрационный журнал психологической консультации?
6. Что  такое  картотека  клиентов  психологической  консультации, как  она  составляется  и  где

хранится?


background image

38

7. Кто, где и как должен встретить клиента, пришедшего в психологическую консультацию?
8. Какие действия предпринимаются психологом-консультантом непосредственно после встречи

клиента?

9. С  чего  начинается  разговор  психолога-консультанта  с  клиентом, когда  они  приступают  к

совместной работе, связанной с проблемой клиента?

10. Как следует вести себя психологу-консультанту во время исповеди клиента?
11. Каким  образом  может  быть  практически  решена  проблема  запоминания  психологом-

консультантом того,

что ему сообщает клиент во время исповеди о себе и о своей проблеме?

12. Что делают консультант-психолог и клиент по окончании исповеди?
13. Когда  и  почему  в  консультации  возникает  необходимость  специального  психологического

изучения клиента с помощью психологических тестов?

14. Что представляют собой основные этапы проведения психологического консультирования ?
15. Что включает в себя первый этап психологического консультирования?
16. В чем состоит второй этап психологического консультирования?
17. Какие  действия  психолога-консультанта  и  клиента  содержит  в  себе  третий  этап

психологического консультирования?

18. Что должны делать психолог-консультант и клиент на  четвертом этапе психологического

консультирования?

19. Каково содержание пятого этапа психологического консультирования?
20. Что называют процедурой психологического консультирования?
21. В чем заключается процедура встречи психолога-консультанта и клиента?
22. Что представляет собой процедура общего  эмоционального настроя клиента на  проведение

психологической консультации?

23. Что  такое  процедура  снятия  психологического  барьера (психологического  напряжения) у

клиента?

24. Что включает в себя процедура эмпатического слушания клиента?
25. Что представляет собой процедура активизации памяти и мышления клиента?
26. Каково содержание процедуры эмоциональной поддержки клиента?
27. В чем заключается процедура прояснения мысли клиента?
28. Что называют процедурой убеждения клиента?
29. Что представляет собой процедура разъяснения мысли психолога-консультанта клиенту?
30. Что  такое  процедура  поиска  психологом-консультантом  и  клиентом  взаимоприемлемого

решения?

31. Что такое процедура уточнения деталей принятого решения ?
32. Каково  содержание  заключительной  процедуры  психологического  консультирования –

убеждения  клиента  в  том, что  его  проблема  будет  обязательно  решена  в  результате
выполнения рекомендаций, полученных от психолога-консультанта ?

Как подготовиться к психологическому консультированию

Подготовка  к  психологическому  консультированию  включает  в  себя  решение  ряда  общих  и

частных  вопросов, причем  общие  вопросы  касаются  консультирования  в  целом, а  частные
вопросы относятся к приему клиентов в психологической консультации.

Среди  общих  вопросов  подготовки  к  психологическому  консультированию  чаще  всего

выделяют следующие:

1. Выбор  помещения  и  оборудование  места  для  проведения  консультаций. В  оборудование

помещения  входит  обеспечение  его  удобными  для  клиента  и  консультанта  креслами  или
стульями, желательно вращающимися, журнальным столиком.

Стулья  вместо  кресел  используются  в  том  случае, если  время  консультирования, т.е.

совместной  работы  психолога-консультанта  с  клиентом, сравнительно  невелико  и  во  время
консультации важно внимательно наблюдать за невербальным поведением клиента. Предпочтение
креслам отдается тогда, когда процедура консультирования достаточно длительная по времени, и
в течение консультации необходимо создать и поддерживать неформальную обстановку общения
психолога-консультанта с клиентом. Кроме мебели, в психологической консультации желательно


background image

39

иметь  аудио- и  видеотехнику  на  те  случаи, если  возникнет  необходимость  вести, прослушивать
или просматривать какие-либо записи.

2. Снабжение  консультации  бумагой, множительной  техникой, компьютером, всем

необходимым  для  фиксации  хода  консультирования  и  его  результатов, размножения
документации и т.п. Кроме того, в психологической консультации желательно иметь калькулятор,
который, в  частности, может  понадобиться  при  количественной  обработке  результатов
психологического тестирования клиента.

3. Оборудование  места  проведения  консультирования  необходимой  документацией  и

обеспечение  средствами  ее  хранения, в  частности  регистрационным  журналом, картотекой
клиентов  и  сейфом (сейф  нужен  и  для  хранения  файлов  с  конфиденциальной  информацией  при
использовании  компьютера). В  регистрационный  журнал, образец  формы  которого  приводится
ниже  в  таблице 2, записываются  общие  данные  о  клиентах  и  о  проведении  консультаций. В
картотеку (табл. 3) вносятся  персональные  данные  о  каждом  клиенте, полученные  в  ходе
консультации  в  результате  расспроса  клиента  психологом-консультантом. Эти  данные  должны
быть  достаточно  подробными  для  того, чтобы  по  ним  можно  было  составить  представление  о
клиенте и о сути его проблемы. Сейф или компьютер нужны для того, чтобы в них можно было
хранить картотеку клиентов и другие, не подлежащие разглашению, данные.

4. Приобретение  для  консультации  минимума  специальной, в  том  числе  психологической,

литературы. Эта  литература, во-первых, нужна для того, чтобы  психолог-консультант  вовремя и
достаточно быстро мог получить для себя и для клиента необходимые справки непосредственно из
первоисточников,  во-вторых,  для  того,  чтобы  выдавать  клиенту  нужную  литературу  для
временного  пользования  с  целью  самообразования. Кроме  того, рекомендуется  приобретать  для
психологической консультации некоторое количество наиболее полезных популярных изданий по
практической  психологии, которые  клиент  имел  бы  возможность  здесь  же, в  психологической
консультации  получить  за  дополнительную  плату  в  собственное, постоянное  пользование  по
рекомендации психолога-консультанта.

Оформление  помещения  консультации  производится  таким  образом, чтобы  клиент  в  нем


background image

40

чувствовал  себя  комфортно. Желательно, чтобы  помещение  для  психологической  консультации
напоминало  нечто  среднее  между  офисом  и  домом (рабочим  помещением, квартирой, жилой
комнатой).

К  специальным  вопросам  подготовки  психологического  консультирования  относятся

следующие:

• Предварительное знакомство психолога-консультанта с клиентом по данным о нем, которые

имеются в регистрационном журнале и в картотеке. Индивидуальная карточка на каждого клиента
в  первый  раз  обычно  заполняется  тогда, когда  клиент  обращается  в  психологическую
консультацию  и  приходит  на  прием  к  конкретному  консультанту. Запись  в  индивидуальной
карточке  клиента  делает  тот  психолог-консультант, который  проводит  консультацию. Он  же
отвечает за конфиденциальность информации, полученной от клиента.

•  Подготовка  материалов  и  оборудования,  которое  может  понадобиться  в  ходе  проведения

психологической консультации.

• Получение  из  различных  доступных  источников  дополнительной  информации  о  клиенте –

такой, которая может понадобиться во время консультирования.

• Разработка плана проведения консультации с учетом индивидуальных особенностей клиента и

волнующей его проблемы.

Как проводится психологическое консультирование

Консультация начинается с личной встречи психолога-консультанта с клиентом. Консультанту

или  его  помощнику  рекомендуется  встречать  клиента, стоя  у  входа  в  помещение  консультации,
где будет проводиться консультирование. Встречающий должен первым представиться клиенту и,
если  это  необходимо,  проводить  его  и  усадить  на  то  место,  где он  должен  находиться во  время
консультирования. Далее, прежде чем начинать разговор с клиентом по существу его дела – по той
проблеме, с которой он обратился в психологическую консультацию, – следует, расположившись
рядом с клиентом, сделать небольшую паузу в разговоре для того, чтобы клиент смог успокоиться
и  настроиться  на  предстоящую  беседу. Как  только  клиент  успокоится  и  психологически  будет
готов слушать консультанта, можно начинать содержательный разговор о проблеме клиента.

Беседу  с  клиентом  следует  начинать  со  знакомства  с  ним  как  с  человеком, уточняя  то, что

важно для консультирования, но не отмечено в карточке клиента. При необходимости консультант
может рассказать клиенту и кое-что о себе.

После  завершения  процедуры  общего  знакомства  консультант  может  предложить  клиенту

рассказать  о том, что  его волнует, и  внимательно, терпеливо  и  доброжелательно выслушать его.
Время  от  времени  психолог-консультант  может  задавать  клиенту  вопросы, уточняя  кое-что  для
себя, но не мешая клиенту в его исповеди. Необходимо следить за тем, чтобы вопросы психолога-
консультанта  не  сбивали  клиента  с  мысли, не  вызывали  у  него  раздражения, напряжения,
сопротивления, не  порождали  желание  прервать  разговор  или  же  просто  перевести  его  на
формальные рельсы или на другую тему.

Консультант  во  время  слушания  клиента  должен  запоминать  имена, даты, факты, события  и

многое другое, что важно для понимания личности клиента, для поиска оптимального решения его
проблемы, выработки правильных и эффективных выводов и рекомендаций.

Лучше всего запоминать информацию, поступающую от клиента, без ее письменной фиксации.

Однако  если  психолог-консультант  не  вполне  уверен  в  своей  памяти, то, попросив  на  то
разрешение  клиента, он  вполне  может  делать  краткие  письменные  записи  услышанного  от
клиента, в том числе и во время исповеди.

К  концу  рассказа-исповеди  клиента  у  психолога-консультанта  уже  должно  сложиться

определенное  представление  о  сути  проблемы  клиента, а  также  предположения  о  возможных
причинах  проблемы  и  способах  ее  разрешения. Всем  этим  психолог-консультант  должен
непосредственно поделиться с клиентом по окончании исповеди и после сравнительно небольшой
паузы, которая  обычно  необходима  для  того, чтобы  консультант  собрался  с  мыслями, а  клиент
настроился на внимательное слушание консультанта.

Далее  разговор  продолжает  психолог-консультант, а  клиент, слушая  его, может  задавать

интересующие  его вопросы и, если он  этого пожелает, дополнять  свою  исповедь. Кроме  того, в
этой  части  консультации  клиент  может  выражать  свое  мнение  о  том, что  сам  услышит  от