Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 11343
Скачиваний: 396
31
6. Что такое внутренний (для сотрудников) и внешний (для посетителей) режим работы
психологической консультации ?
7. Каков оптимальный режим работы психологической консультации для клиентов?
8. Каков оптимальный режим работы психологической консультации для ее сотрудников?
9. Как в норме должно соотноситься время, отводимое на проведение психологического
консультирования и на другие виды работ, выполняемые в психологической консультации?
10. Что значит оптимальная организация индивидуальной работы психолога-консультанта?
11. Каким может быть оптимальный режим работы психолога-консультанта?
12. Когда целесообразна узкая специализация в деятельности психологов-консультантов?
13. Что практически означает психологическая совместимость друг с другом работников
консультации?
14. Как наилучшим образом распределить обязанности между работниками
психологической консультации?
15. Каковы примерные средние нормы, затрат времени на разные виды работ психолога-
консультанта?
16. Что обычно понимается под эффективным взаимодействием психолога-консультанта с
другими специалистами, вместе с ним работающими в психологической консультации?
17. Как консультанту-психологу следует действовать в том случае, когда он не вправе
принимать единоличное ответственное решение о проблеме клиента или способах ее
решения?
18. Как следует действовать психологу-консультанту в том случае, если он вправе принять
вполне самостоятельное решение относительно проблемы клиента, но ему как
консультанту не хватает для этого знаний?
19. Каким образом взаимодействуют друг с другом специалисты, разного профиля в
психологической консультации в составе экспертных комиссий при принятии решений?
20. Как организуется и проводится повышение квалификации специалистов разного
профиля, вместе работающих в составе экспертных комиссий?
21. Что в профессиональном отношении представляет собой вспомогательный персонал
психологической консультации?
22. Каким образом психолог-консультант взаимодействует со вспомогательным
персоналом психологической консультации?
Общие вопросы организации работы психологической консультации
Необходимость создания психологической консультации и организации ее практической
работы возникает при следующих обстоятельствах. Во-первых, когда у многих людей, живущих в
том или ином регионе или работающих в той или иной организации, имеется немало проблем
психологического характера, решить которые самостоятельно они не в состоянии. Речь идет о
людях, которые не ощущают себя больными и не хотят обращаться за помощью к врачам, но
готовы слушать психолога и следовать его советам.
В массовом порядке такие проблемы появляются обычно тогда, когда у множества людей,
живущих в обществе, значительно и надолго ухудшаются условия жизни, резко возрастает
конкуренция и растет напряженность жизни. Все это неизбежно имеет место при переходе от
тоталитарно устроенного общества с ограниченной свободой и жестким контролем сверху к
обществу, основанному на рыночной экономике и политических свободах.
Во-вторых, потребность в создании отдельной психологической консультации возникает тогда,
когда в том или ином социуме (обществе, отрасли, регионе, организации) уже имеется своя
психологическая служба, успешность работы которой необходимо повысить. Это обычно
достигается за счет распределения обязанностей и координации деятельности специалистов в
рамках единой организации, в данном случае – психологической службы.
Распределение обязанностей в свою очередь предполагает углубленную специализацию в
работе, за счет которой достигается высокий уровень профессионализма и повышение качества
работы.
В практической психологии это предполагает разделение функциональных обязанностей между
специалистами-психологами по, как минимум, трем сферам деятельности: психодиагностике,
32
психокоррекции и психологическому консультированию. Дальнейшее углубление специализации
предполагает также выделение внутри каждой из указанных сфер деятельности частных, еще
более узких функций. Весьма разумной в этом плане представляется, например, специализация на
уровне отдельных практических психологов в сферах интимно-личностного, семейного,
психолого-педагогического и делового консультирования.
К общим вопросам организации работы психологической консультации также относится выбор
места ее постоянного расположения. Лучше и удобнее всего, если психологическая консультация
будет иметь совершенно отдельное помещение, не соседствующее с другими помещениями, где
есть люди, занимающиеся каким-либо делом. Однако в нынешних условиях добиться этого
практически невозможно.
Тогда следует руководствоваться иными принципами. Прежде всего, избегать по мере
возможности
размещения психологической
консультации
там, где
ей
находиться
противопоказано. Нельзя, например, помещать психологическую консультацию рядом или внутри
тех организаций, обстановка в которых препятствует нормальной работе психологической
консультации и консультантов-психологов с клиентами. Не рекомендуется располагать
психологическую консультацию внутри и рядом с торговыми организациями, в непосредственной
близости от транспортных магистралей, вообще – там, где много суеты и шума. Нежелательно
также выбирать место для размещения психологической консультации рядом с больницами и
клиниками, тем более в их помещении, так как такое соседство может навести клиента на мысль,
что он больной человек. Противопоказано помещение психологической консультации рядом с
отделениями милиции, местами содержания правонарушителей под стражей, военными и другими
«силовыми» структурами. Неразумно
размещать
психологическую
консультацию в
труднодоступных местах, вдалеке от городских транспортных линий, так как это создаст
дополнительные трудности для клиентов. Лучше всего, если для размещения психологической
консультации удастся подобрать тихое легкодоступное помещение, например в каком-нибудь
жилом доме или в учреждении образования, культуры.
Еще один важный общий вопрос организации работы психологической консультации – это
подбор кадров. Лучше всего, если в качестве психологов-консультантов будут работать люди,
имеющие высшее психологическое образование в области практической психологии со
специализацией по психологическому консультированию. Однако в настоящее время общее
психологическое образование не всегда обеспечивает такую специализацию, и психологу-
консультанту, приступающему к самостоятельной работе в этой области, приходится доучиваться
на практике. Для отдельных видов психологического консультирования разумно подбирать таких
людей, которые, получив высшее образование, имеют также более узкую специализацию по одной
из следующих кафедр: для семейного консультанта – по кафедре социальной психологии, для
консультанта по психолого-педагогическим вопросам – по кафедре возрастной или
педагогической психологии.
Желательно также, чтобы и вспомогательный персонал, работающий в психологической
консультации, имел хотя бы самое общее представление о психологическом консультировании и о
работе психолога-консультанта.
Режим работы психологической консультации
Наиболее удобным для клиентов считается такой режим работы психологической
консультации, который более всего соответствует их временным возможностям, интересам и
потребностям. Клиенты же чаще всего заинтересованы в том, чтобы получить психологическую
консультацию в часы, непосредственно предшествующие началу их работы, или сразу после ее
окончания, а также там, где они живут и трудятся. Поскольку большинство людей работает
примерно с 9–10 до 17–18 часов, то и оптимальным для проведения психологической
консультации считается такой режим работы, в который укладываются соответствующие
интервалы времени:
от 8–9 до 18–20 часов. При этом утром на проведение полноценной психологической
консультации приходится сравнительно мало времени, поэтому на утренние часы следует
планировать какую-либо небольшую часть консультирования, для которой достаточно одного-
двух часов.
Лучше всего, конечно, если психологическая консультация будет работать утром и вечером
33
ежедневно, или же с переменным режимом работы: день – утром, день – вечером, включая один из
выходных дней, например субботу, когда большинство потенциальных клиентов относительно
свободно от своей основной работы.
От режима работы психологической консультации для клиентов следует отличать режим ее
работы для самих сотрудников (первый мы условно называет внешним, второй – внутренним).
Внутренний режим работы психологической консультации определяется в зависимости от
персональных возможностей и условий труда психологов-консультантов, а также
вспомогательного персонала.
Оптимальным считается такой внутренний режим работы психологической консультации, при
котором консультант-психолог, кроме проведения консультирования, т.е. прямой личной работы с
клиентами, занимается и другими видами деятельности, от которых зависит успех
консультирования. Это, в частности, психодиагностика, обработка и интерпретация ее
результатов, обсуждение сотрудниками консультации профессиональных и других вопросов,
связанных с ее работой, анализ той информации, которую консультант получает от клиентов,
работа над документацией, подготовка того, что обычно требуется для проведения нормального и
эффективного психологического консультирования и т.п. Если принять все это во внимание и
приблизительно рассчитать, сколько времени в среднем уходит у психолога-консультанта на
консультирование (личную работу с клиентами), а также на все остальное, что связано с
психологическим консультированием, то окажется, что время работы с клиентами и время,
затрачиваемое на другие виды работ, примерно соответствуют друг другу. Из такого примерно
равного соотношения и необходимо исходить в большинстве случаев, практически планируя
работу психологической консультации.
Устанавливая индивидуальный режим работы психолога-консультанта, следует принимать в
расчет его индивидуальные особенности, в частности привычный для него режим дня, распорядок
работы и отдыха. У одних людей самое высокое качество работы бывает в утренние часы, в то
время как у других – в вечерние. Одни быстрее входят в нормальный режим работы, но зато и
довольно скоро утомляются, другие, наоборот: медленно входят в работу, однако длительное
время сохраняют на высоком уровне свою работоспособность. Первым обычно необходимы
частые, но короткие перерывы на отдых, вторым – редкие, но длительные.
Распределение обязанностей между работниками психологической консультации
По числу и разнообразию работающих в них специалистов психологические консультации
могут быть различными. Есть очень небольшие консультации, занимающиеся частной практикой
по сравнительно узким проблемам. Есть довольно большие психологические консультации, где
работает много психологов, специализирующихся в разных областях.
Можно представить себе такой случай, когда один психолог-консультант занимается разными
проблемами, одновременно выполняя и функции вспомогательного персонала. Это, как правило,
отдельные специалисты, занимающиеся частной практикой психологического консультирования.
Также возможна ситуация, когда психологическая консультация является довольно большим
учреждением, фактически целой организацией, включающей в себя до десятка и более
консультантов в разных областях и значительное число людей из обслуживающего персонала.
Наиболее распространен вариант, когда в психологической консультации работает от четырех до
шести человек, из которых два-три – это консультанты-психологи, а остальные – вспомогательный
персонал.
Проблема персонального распределения обязанностей между работниками психологической
консультации возникает тогда, когда в ней трудится несколько человек. В этом случае
распределять между ними обязанности следует примерно так, как это обычно делается в
медицинских учреждениях, в клиниках и больницах, то есть обеспечивать узкую, углубленную
специализацию в отдельных видах психологического консультирования. Чем больше
специалистов-психологов в консультации, тем желательнее это делать.
Данная рекомендация вызвана тем, что специалист в узкой области достигает обычно более
высокого уровня профессионализма, чем тот, который занимается всем понемногу.
Однако в том случае, если в психологической консультации работают всего два специалиста-
психолога, четкое распределение профессиональных обязанностей между ними и их
34
специализация в разных видах психологического консультирования нежелательны, так как это
может породить проблемы в работе с клиентами при временном отсутствии в консультации
одного из психологов. Гораздо разумнее в этом случае поступить следующим образом: сделать
часть обязанностей общими для обоих психологов-консультантов, а другую часть перевести на
уровень узкой специализации. При этом общими должны быть обязанности, связанные со
срочными случаями, наиболее часто встречающимися в практике психологического
консультирования. Специальными же целесообразно сделать такие функции, необходимость
выполнения которых возникает сравнительно редко и не требует срочного принятия решения.
Вместе с тем важно, чтобы психологи-консультанты во всех своих функциях были достаточно
взаимозаменяемыми: при отсутствии одного из них или невозможности его работы с клиентом с
посетителем встречается другой. Аналогичный же принцип обусловливает распределение
персональных обязанностей между работниками вспомогательного персонала психологической
консультации. Важно также добиться того, чтобы работники из числа вспомогательного персонала
были взаимозаменяемыми и психологически совместимыми как между собой, так и с
психологами-консультантами.
Организация индивидуальной работы психолога-консультанта
Под организацией индивидуальной работы психолога-консультанта понимается то, как он
организует свой личный профессиональный труд. Прежде всего имеется в виду режим работы,
обеспечивающий психологу-консультанту выполнение его профессиональных обязанностей на
высоком уровне, поддержание его профессионального мастерства и повышение квалификации.
Время, затрачиваемое на разные виды деятельности, может варьироваться в зависимости от
обстоятельств. Если за единицу отсчета взять месяц, то можно будет примерно определить,
сколько времени на разные виды работ будет затрачивать в среднем психолог-консультант, чтобы
достаточно успешно решать возложенные на него задачи.
Исходя из семичасового рабочего дня и нормы, составляющей 26 рабочих дней в месяц, можно
месячный объем рабочего времени распределить между разными видами работ примерно
следующим образом (в абсолютном и относительном часовом выражении в процентах от
месячной нормы времени; приводятся округленные, приблизительные цифровые данные):
1) подготовка к проведению психологического консультирования - 18 ч (10%);
2) работа непосредственно с клиентами – 90 ч (50%);
3) обработка и анализ результатов консультирования – 26 ч (15%);
4) оформление необходимой документации – 14 ч (5%);
5) повышение психологом-консультантом собственной профессиональной квалификации – 34 ч
(20%).
Эти данные не только приблизительные, но и условные. Они могут изменяться в зависимости от
вида психологического консультирования, времени года (весной и летом в психологическую
консультацию обычно обращается меньше людей, чем осенью и зимой), индивидуального опыта
консультанта (опытный психолог-консультант обычно теряет гораздо меньше времени на виды
работ, отмеченные выше в п. 1, 3, 4, чем малоопытный) и ряда других обстоятельств.
Взаимодействие психолога-консультанта с другими специалистами-консультантами
В практике психологического консультирования довольно часто возникает необходимость
профессионального общения, взаимодействия, обмена информацией между психологом-
консультантом и другими специалистами, к числу которых можно отнести коллег-психологов,
врачей, педагогов, медиков, юристов, а также людей, входящих в обслуживающий персонал
психологической консультации. Можно выделить следующие типичные жизненные случаи,
обусловливающие необходимость такого общения:
1. Психолог-консультант, работая с клиентом, сталкивается с проблемой, которую он не должен
и не может решать самостоятельно. Это касается, например, проведения медико-психологической,
судебно-психологической экспертизы. В данном случае психолог-консультант решает проблему
35
клиента совместно со специалистами из соответствующих областей.
2. Психолог-консультант сталкивается с проблемой, которую он может и должен решать
самостоятельно, однако для правильного
решения в данный момент времени ему не хватает знаний из других областей.
3. Психолог-консультант вместе с другими специалистами принимает участие в работе
многопрофильной
экспертной
комиссии, например
психолого-педагогической, где,
взаимодействуя с соответствующими специалистами, он разбирается в сложных комплексных
проблемах.
4. Когда психолог начинает работать консультантом в той области, в которой он недостаточно
хорошо разбирается, но она все же относится к существующей практике психологического
консультирования. К примеру, школьный психолог может приступить к консультированию в
области экономики или политики.
5. Когда к психологу-консультанту в связи с проблемами, обозначенными выше в п. 1, 2, 3,
обращаются специалисты иного профиля – те, кому самим необходимо хотя бы немного владеть
психологическими знаниями.
Рассмотрим каждый из этих случаев подробнее, чтобы точнее определить, как следует в
каждом из них поступать на практике психологу-консультанту.
Случай 1.
Первый, типичный вариант этого случая в процессе психологического
консультирования возникает довольно часто, так как к психологу-консультанту нередко
обращаются люди, которым помимо собственно психологической помощи требуется иная
специализированная
помощь, например, медицинская, юридическая, педагогическая.
Медицинская поддержка клиента обычно желательна тогда, когда психологическая проблема, по
поводу которой в консультацию обратился клиент, связана с общим состоянием его здоровья. Для
того чтобы решить эту проблему, необходимо правильно поставить медицинский диагноз,
назначить и провести курс лечения. Юридическая поддержка бывает необходима в том случае,
если решение проблемы клиента так или иначе связано с правовыми вопросами.
Второй типичный вариант данного случая – это проведение экспертизы, когда принимаемое
решение должно быть обеспечено определенной правовой базой.
Во всех подобных случаях задача психолога-консультанта заключается в том, чтобы помочь
клиенту получить соответствующую поддержку или защитить его законные права. Это в свою
очередь может быть сделано разными способами.
Первый способ состоит в том, что с согласия самого клиента психолог-консультант общается
со специалистами-непсихологами и сообщает клиенту о результатах работы с ними. Второй
способ заключается в том, что консультант-психолог с согласия клиента приглашает иного
специалиста для проведения совместно с ним консультирования клиента. Третий возможный
способ решения данной задачи предполагает направление клиента к соответствующему
специалисту, и клиент сам консультируется у него в отсутствие психолога.
Случай 2.
Он имеет место тогда, когда, опираясь на свой личный опыт, психолог-консультант
осознает, что он нуждается в дополнительных знаниях и умениях для оказания
квалифицированной помощи клиенту. Затем он же предпринимает действия, направленные на
повышение своей профессиональной квалификации в соответствующей области знаний.
Желательно, чтобы вновь приобретаемые психологом-консультантом знания и умения в новой
для него профессиональной области мог квалифицированно оценить хороший специалист в
данной области еще до того, как психолог начнет самостоятельно ими пользоваться в работе с
клиентами. Это обязательно необходимо сделать для того, чтобы свести к минимуму возможные
ошибки психолога-консультанта в новой для него области. Оптимальной следует признать
ситуацию, когда консультант-психолог, пройдя повышение квалификации в новой сфере
практической консультационной работы, получит официальный документ – сертификат,
подтверждающий уровень его профессионального мастерства.
Случай 3.
В данном случае психологу-консультанту нет необходимости пытаться
самостоятельно разобраться в проблемах, фактически выходящих за пределы его собственной
профессии, но тем не менее желательно, чтобы, взаимодействуя со специалистами иного профиля,
он хорошо их понимал. Если психологу-консультанту приходится довольно много работать в
составе смешанных профессиональных комиссий, то взаимопонимание с коллегами приходит
достаточно быстро с накоплением опыта взаимодействия с ними. Можно, однако, ускорить этот