Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8209

Скачиваний: 154

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 которым  мы  сравниваем  себя, оцениваем  себя  и  благодаря  этому  исправляемся, никогда, однако, не  будучи  в
состоянии сравняться с ним. Хотя и нельзя допустить объективной реальности (существования) этих идеалов, тем
не  менее  нельзя  на  этом  основании  считать  их  химерами: они  дают  необходимое  мерило  разуму, который
нуждается в понятии того, что в своем роде совершенно, чтобы по нему оценивать и измерять степень и недостатки
несовершенного»

48

. Человечество  при  создании  и  освоении  реальности  социального  пространства  через  своих

мыслителей всегда стремилось создать нравственный идеал.
Нравственный  идеал- представление  о  всеобщей  норме, образце  человеческого  поведения  и  отношений  между
людьми. Нравственный  идеал  прорастает  и  развивается  в  тесной  связи  с  общественными, политическими  и
эстетическими идеалами. В каждый исторический момент в зависимости от идеологии, возникающей в обществе,
от направления движения общества нравственный идеал меняет свои оттенки. Однако общечеловеческие ценности,
отработанные  в  веках, остаются  в  назывной  своей  части  неизменными. В  индивидуальном  сознании  людей  они
выступают в чувстве, называемом совестью, определяют поведение человека в обыденной жизни.
Нравственный идеал ориентирован на большое число внешних составляющих: законы, конституцию, обязанности,
непреложные  для  конкретного  учреждения, где  учится  или  работает  человек, правила  общежития  в  семье, в
общественных местах и многое другое. В то же время нравственный идеал имеет индивидуальную направленность
в каждом отдельном человеке, обретает для него уникальный смысл.
Реальность социального пространства - весь нерасторжимый комплекс знаковых систем предметного и природного
мира, а  также  человеческих  отношений  и  ценностей. Именно  в  реальность  человеческого  бытия  как  условие,
определяющее  индивидуальное  развитие  и  индивидуальную  человеческую  судьбу, входит  каждый  человек  с
момента своего рождения и пребывает в ней в течение своей земной жизни.

§ 2. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ

Биологические  предпосылки.

  Предварительные  условия  развития  психики  принято  называть  предпосылками

развития. К  предпосылкам  относят  природные  свойства  организма  человека. Ребенок  проходит  закономерный
процесс  развития  на  базе  определенных  предпосылок, созданных  предшествующим  развитием  его  предков  на
протяжении многих поколений.
Во  второй  половине XIX в. и  в  первой  половине

 XX

  в. научным  сознанием  философов, биологов, психологов

овладел  сформулированный  Э. Геккелем  биогенетический  закон (1866 г.). Согласно  этому  закону  каждая
органическая форма в своем индивидуальном развитии

36

(онтогенезе) в известной мере повторяет черты и особенности тех форм, от которых она произошла. Закон читается
так: «Онтогения  есть  краткое  и  быстрое  повторение  филогений»

49

.  Это  значит,  что  в  онтогенезе  каждый

индивидуальный  организм  непосредственно  воспроизводит  путь  филогенетического  развития, т.е. происходит
повторение развития предков от общего корня, к которому данный организм относится.
Согласно Э. Геккелю, быстрое повторение филогении (рекапитуляция) обусловлено физиологическими функциями
наследственности (воспроизведения) и  приспособляемости (питания). При  этом  особь  повторяет  важнейшие
изменения  формы, через  которые  прошли  ее  предки  в  течение  медленного  и  длительного  палеонтологического
развития по законам наследственности и приспособления.
Э. Геккель пошел вслед за Ч. Дарвином, который впервые поставил проблему соотношения между онтогенезом и
филогенезом  еще  в «Очерке 1844 года». Он  писал: «Зародыши  ныне  существующих  позвоночных  отражают
строение  некоторых  взрослых  форм  этого  большого  класса, существовавших  в  более  ранние  периоды  истории
Земли»

50

. Однако  Ч. Дарвин  отмечал  также  и  факты, отражающие  явления  гетерохронии (изменения  во  времени

появления  признаков), в  частности  случаи, когда  некоторые  признаки  возникают  в  онтогенезе  потомков  раньше,
чем в онтогенезе предковых форм.
Сформулированный  Э. Геккелем  биогенетический  закон  был  воспринят  современниками  и  следующими
поколениями ученых как непреложный

5

'.

Э. Геккель проанализировал строение человеческого тела в контексте всей эволюции животного мира. Э. Геккель
рассматривал онтогению человека и историю его происхождения. Раскрывая генеалогию (филогению) человека, он
писал: «Если бесчисленные растительные и животные виды не сотворены сверхъестественным «чудом», но «разви-
лись» путем  естественного  превращения, то «естественная  система» их  будет  родословным  древом»

52

. Далее  Э.

Геккель переходил к описанию сущности души с точки зрения психологии народов, онтогенетической психологии
и  филогенетической  психологии. «Индивидуальный  сырой  материал  детской  души,- писал  он,- качественно  уже
заранее дан от родителей и прародителей путем наследственности;
воспитанию  представляется  прекрасная  задача  превратить  эту  душу  в  пышный  цветок  интеллектуальным
обучением и нравственным воспитанием, т.е. путем приспособления»

53

. При этом он с признательностью ссылается

на труд В. Прейнера о душе ребенка (1882), который анализирует наследуемые ребенком задатки.
Вслед  за  Э. Геккелем  детские  психологи  стали  проектировать  этапы  онтогении  индивидуального  развития  от
простейших форм до современного человека (Ст. Холл, В. Штерн, К. Бюлер и др.). Так,

37


background image

 К. Бюлер  указывал, что «индивиды  приносят  с  собой  задатки, а  план  их  осуществления  состоит  из  суммы
законов»

54

. В то же время К. Коффка, исследуя феномен созревания в соотношении с обучением, отмечал: «Рост и

созревание - это такие процессы развития, течение которых зависит от унаследованных особенностей индивидуума,
так  же  как  и  законченный  при  рождении  морфологический  признак... Рост  и  созревание, правда, не  вполне
независимы от внешних воздействий...»

55

Развивая идеи Э. Геккеля Эд. Клаперед писал о том, что сущность детской природы «в стремлении к дальнейшему
развитию», при этом «чем продолжительнее детство, тем длиннее период развития»

56

.

В науке в период наибольшего доминирования какой-либо новой идеи обычно происходит крен в ее сторону. Так
случилось  и  с  основным  принципом  биогенетического  закона- принципом  рекапитуляции (от  лат.

recapitulatio -

сжатое повторение бывшего прежде). Так, С. Холл пытался объяснить развитие с точки зрения рекапитуляции. Он
находил в поведении и развитии ребенка многочисленные атавизмы: инстинкты, страхи. Следы от древней эпохи -
боязнь  отдельных  предметов, частей  тела  и  т.д. «...Боязнь  глаз  и  зубов... объясняется  отчасти  атавистическими
пережитками, отзвуками тех долгих эпох, когда человек боролся за свое существование с животными, имевшими
большие  или  странные  глаза  и  зубы,  когда  далее  велась  долгая  война  всех  против  всех  внутри  человеческого
рода»

57

. С. Холл производил рискованные аналогии, не подтверждавшиеся реальным онтогенезом. В то же время

его соотечественник Д. Бол-дуин с тех же позиций объяснял генезис робости у детей.
Многие  психологи  детства  называли  стадии, через  которые  должен  пройти  ребенок  в  процессе  своего
онтогенетического развития (С. Холл, В. Штерн, К. Бюлер).
Идеей Э. Геккеля был заражен и Ф. Энгельс, который  также принял  онтогению как факт быстрого прохождения
филогении в области психического.
По-своему  силу биологических предпосылок понимал 3. Фрейд, который  разделил самосознание человека на три
сферы: «Оно», «Я» и «Сверх-Я».
Согласно 3. Фрейду, «Оно» - вместилище  врожденных  и  вытесненных  побуждений, заряженных  психической
энергией и  требующих выхода. «Оно» руководствуется врожденным  принципом  удовольствия. Если «Я» - сфера
осознанного, «Сверх-Я» - сфера  социального контроля, выражаемая в совести человека, то «Оно», являясь врож-
денным даром, оказывает мощное влияние на две другие сферы

58

.

Идея о том, что врожденные особенности, наследственность являются ключом к земной судьбе человека, начинает
заполонять не только ученые трактаты, но и обыденное сознание людей.

38

Место  биологического  в  развитии  -  одна  из  основных  проблем  возрастной  психологии.  Эта  проблема  еще  будет
прорабатываться в науке. Однако сегодня о многих предпосылках мы можем говорить вполне уверенно.
Можно ли стать человеком, не имея человеческого мозга?
Как  известно, самые  близкие  наши «родственники» в  животном  мире- человекообразные  обезьяны. Наиболее
покладистые  и  понятливые  из  них - шимпанзе. Их  жесты, мимика, поведение  порой  поражают  сходством  с
человеческими. Шимпанзе, как  и  другие  человекообразные  обезьяны, отличаются  неистощимым  любопытством.
Они могут часами изучать попавший им в руки предмет, наблюдать ползающих насекомых, следить за действиями
человека. Высоко развито  у них  подражание. Обезьяна, подражая человеку, может, например, подметать  пол или
смачивать тряпку, отжимать ее и протирать пол. Другое дело, что пол после этого почти наверняка останется гряз-
ным - все кончится перемещением мусора с места на место.
Как  показывают  наблюдения, шимпанзе  использует  в  разных  ситуациях  большое  количество  звуков, на  которые
реагируют  сородичи. В  экспериментальных  условиях  многим  ученым  удавалось  добиться  от  шимпанзе  решения
довольно  сложных  практических  задач, требующих  мышления  в  действии  и  включающих  даже  употребление
предметов  в  качестве  простейших  орудий.  Так,  обезьяны  путем  ряда  проб  строили  пирамиды  из  ящиков,  чтобы
достать  подвешенный  к  потолку  банан,  овладевали  умением  сбивать  банан  палкой  и  даже  составлять  для  этого
одну длинную палку из двух коротких, открывать запор ящика с приманкой, употребляя для этого «кляч» нужной
формы  (палку  с  треугольным,  круглым  или  квадратным  сечением).  Да  и  мозг  шимпанзе  по  своему  строению  и
соотношению  размеров  отдельных  частей  ближе  к  человеческому, чем  мозг  других  животных, хотя  и  сильно
уступает ему по весу и объему.
Все это наталкивало на мысль: что, если попытаться дать детенышу шимпанзе человеческое воспитание? Удастся
ли  развить  у  него  хотя  бы  некоторые  человеческие  качества? И  такие  попытки  делались  неоднократно.
Остановимся на одной из них.
Отечественный зоопсихолог Н. Н. Ладынина-Коте воспитывала маленького шимпанзе Иони с полутора до четырех
лет  в  своей  семье. Детеныш  пользовался  полной  свободой. Ему  предоставлялись  самые  разнообразные
человеческие вещи и игрушки, «приемная мама» всячески пыталась ознакомить его с употреблением этих вещей,
научить общаться с помощью речи. Весь ход развития обезьянки тщательно фиксировался в дневнике.
Через десять лет  у  Надежды  Николаевны родился сын, которого назвали Рудольфом (Руди). За его развитием до
четырехлетнего возраста также вели самые тщательные наблюдения. В результате появи-

39


background image

 лась  на  свет  книга  «Дитя  шимпанзе  и  дитя  человека»  (1935).  Что  же  удалось  установить,  сравнивая  развитие
обезьяны с развитием ребенка?
При  наблюдении  обоих  малышей  обнаруживалось  большое  сходство  во  многих  игровых  и  эмоциональных
проявлениях. Но вместе с тем выявилось и принципиальное различие. Оказалось, что шимпанзе не может овладеть
вертикальной походкой и освободить руки от функции хождения по земле. Хотя он и подражает многим действиям
человека, но  это  подражание  не  приводит  к  правильному  усвоению  и  совершенствованию  навыков, связанных  с
употреблением предметов обихода и орудий: схватывается только внешний рисунок действия, а не его смысл. Так,
Иони,  подражая,  часто  пытался  забить  гвоздь  молотком.  Однако  он  то  не  прилагал  достаточно  силы,  то  не
удерживал гвоздь в вертикальном положении, то бил молотком мимо гвоздя. В результате, несмотря на большую
практику,  Иони  так  никогда  и  не  смог  забить  ни  одного  гвоздя.  Недоступны  для  детеныша  обезьяны  и  игры,
носящие  творческий  конструктивный  характер.  Наконец,  у  него  отсутствует  какая  бы  то  ни  было  тенденция  к
подражанию  звукам  речи  и  усвоению  слов, даже  при  настойчивой  специальной  тренировке. Примерно  такой  же
результат был получен и другими «приемными родителями» детеныша обезьяны - супругами Келлог.
Значит, без человеческого мозга не могут возникнуть и человеческие психические качества.
Другая проблема- возможности человеческого мозга вне свойственных людям условий жизни в обществе.
В начале XX столетия  индийский психолог Рид Сингх  получил  известие, что  около одной деревни  замечены  два
загадочных существа, похожие на людей, но передвигающиеся на четвереньках. Их удалось выследить. Однажды
Сингх с группой охотников спрятались у волчьей норы и увидели, как волчица выводит на прогулку детенышей,
среди которых оказались две девочки- одна примерно восьми, другая - полутора лет. Сингх увез девочек с собой и
попытался их воспитать. Они бегали на четвереньках, пугались и пытались скрыться при виде людей, огрызались,
выли по ночам по-волчьи. Младшая - Амала - умерла через год. Старшая- Камала -прожила до семнадцати лет. За
девять лет ее удалось в основном отучить от волчьих повадок, но все-таки, когда она торопилась, то опускалась на
четвереньки.  Речью  Камала,  по  существу,  так  и  не  овладела  -  с  большим  трудом  она  обучилась  правильно
употреблять всего 40 слов. Оказывается, что человеческая психика не возникает и без человеческих условий жизни.
Таким  образом, и  определенное  строение  мозга, и  определенные  условия  жизни, воспитания  необходимы, чтобы
стать человеком. Однако их значение различно. Примеры с Иони и Камалой в этом смыс-

40

ле  очень характерны: обезьяна, воспитанная человеком, и ребенок, вскормленный волком. Иони вырос  обезьяной
со  всеми  присущими  шимпанзе  особенностями  поведения. Камала  выросла  не  человеком, а  существом  с
типичными  волчьими  повадками. Следовательно, черты  обезьяньего  поведения  в  значительной  мере  заложены  в
мозгу  обезьяны, предопределены  наследственно. Черт  же  человеческого  поведения, человеческих  психических
качеств  в  мозгу  ребенка  нет.  Зато  есть  нечто  другое  -  возможность  приобрести  то,  что  дается  условиями  жизни,
воспитанием, пусть это будет даже способность выть по ночам.

Взаимодействие  биологического  и  социального  факторов.

  Биологическое  и  социальное  в  человеке  в

действительности столь прочно воссоединены, что разделять эти две линии можно лишь теоретически.
Л. С. Выготский в своей работе, посвященной истории развития высших психических функций, писал: «Достаточно
общеизвестно  коренное  и  принципиальное  отличие  исторического  развития  человечества  от  биологической
эволюции животных видов... мы можем ... сделать совершенно ясный и бесспорный вывод: насколько отлично ис-
торическое  развитие  человечества  от  биологической  эволюции  животных  видов»

59

. Процесс  психологического

развития  самого  человека, согласно  многочисленным  исследованиям  этнологов, психологов, происходит  по
историческим  законам, а  не  по  биологическим. Основным  и  всеопределяющим  отличием  этого  процесса  от
эволюционного является то, что развитие высших психических функций происходит без изменения биологического
типа человека, который изменяется по эволюционным законам.
До сих  пор недостаточно выяснено, какова непосредственная  зависимость высших психических функций  и форм
поведения от структуры и функций нервной системы. Нейропсихологи и нейрофизиологи еще решают эту трудно
поддающуюся проблему - ведь речь идет об изучении тончайших интегративных связей клеток головного мозга и
проявлений психической активности человека.
Безусловно, что  каждый  этап  в  биологическом  развитии  поведения  совпадает  с  изменениями  в  структуре  и
функциях  нервной  системы, каждая  новая  ступень  в  развитии  высших  психических  функций  возникает  вместе  с
изменениями  центральной  нервной  системы. Однако  остается  до  сих  пор  недостаточно  выясненным, какова
непосредственная  зависимость  высших  форм  поведения, высших  психических  функций  от  структуры  и  функции
нервной системы.
Исследуя первобытное  мышление, Л. Леви-Брюль писал  о том, что высшие психические функции  происходят от
низших. «Для того чтобы понять высшие типы, необходимо обратиться к относительно первобытному типу. В этом
случае открывается широкое поле для продуктивных изысканий относительно психических функций...»

60

 Исследуя

коллективные

 представления и подразумевая «под представлением

41


background image

 факт  познания», Л. Леви-Брюль  указывал  на  социальное  развитие  как  определяющее  особенности  психических
функций. Очевидно, этот факт был отмечен Л. С. Выготским как выдающееся положение науки:
«По  сравнению  одного  из  самых  глубоких  исследователей  примитивного  мышления  мысль  о  том, что

высшие

психические  функции  не  могут  быть  поняты  без  биологического  изучения,

  т.е.  что  они  являются  продуктом  не

биологического, а  социального  развития  поведения, не  нова. Но  только  в

последние  десятилетия  она  получила

прочное фактическое обоснование в исследованиях по этнической психологии

 и ныне может считаться бесспорным

положением нашей науки»

6

'. Это означает, что развитие высших психических функций может быть  осуществлено

через  коллективное  сознание, в  контексте  коллективных  представлений  людей, т.е. оно  обусловлено  социально-
исторической природой человека. Л. Леви-Брюль указывает на весьма важное обстоятельство, которое уже при нем
подчеркивалось многими социологами:
«Для того чтобы понять механизм социальных институтов, следует отделаться от предрассудка, заключающегося в
вере, будто  коллективные  представления  вообще  повинуются  законам  психологии, базирующейся  на  анализе
индивидуального субъекта. Коллективные представления имеют свои  собственные законы и лежат в социальных
отношениях  людей»

62

. Эти  идеи  привели  Л. С. Выготского  к  мысли, которая  стала  основополагающей  для

отечественной  психологии: «Развитие  высших  психических  функций  составляет  одну  из  важнейших  сторон
культурного  развития  поведения». И  далее: «Говоря  о  культурном  развитии  ребенка, мы  имеем  в  виду  процесс,
соответствующий психическому развитию, совершавшемуся в процессе исторического развития человечества... Но,
a  priori,  нам  было  бы  трудно  отказаться  от  мысли,  что  своеобразная  форма  приспособления  человека  к  природе,
коренным  образом  отличающая  человека  от  животных  и  делающая  принципиально  невозможным  простое
перенесение законов животной жизни (борьба за существование) в науку о человеческом обществе, что это новая
форма  приспособления, лежащая  в  основе  всей  исторической  жизни  человечества, окажется  невозможной  без
новых  форм  поведения, этого  основного  механизма  уравновешивания  организма  со  средой. Новая  форма
соотношения  со  средой, возникшая  при  наличии  определенных  биологических  предпосылок, но  сама  перерас-
тающая за пределы  биологии, не могла не вызвать  к жизни  и принципиально иной, качественно  отличной, иначе
организованной системы поведения»

63

.

Употребление  орудий  дало возможность человеку, оторвавшись от биологических развивающихся форм, перейти
на уровень высших форм поведения.

В  онтогенезе  человека, безусловно, представлены  оба  типа  психического  развития, которые  в  филогенезе
изолированы: биологическое и

42

историческое (культурное) развитие.

 В онтогенезе оба процесса имеют свои аналоги. В свете данных генетической

психологии  можно  различать  две  линии  психического  развития  ребенка, соответствующие  двум  линиям
филогенетического развития. Указывая на этот факт, Л. С. Выготский ограничивает свое суждение «исключительно
одним моментом: наличием в фило- и онтогенезе двух линий развития, а не опирается на филогенетический закон
Геккеля («онтогения  есть  краткое  повторение  филогении»)», который  широко  применялся  в  биогенетических
теориях В. Штерна, Ст. Холла, К. Бюлера и др.
Согласно  Л. С. Выготскому, оба  процесса, представленные  в  разделенном  виде  в  филогенезе  и  связанные
отношением  преемственности  и  последовательности, реально  существуют  в  слитом  виде  и  образуют  единый
процесс в онтогенезе. В этом величайшее и самое основное своеобразие психического развития ребенка.

«Врастание нормального ребенка в цивилизацию, -

 писал Л. С. Выготский, -

представляет обычно единый сплав с

процессами  его  органического  созревания.

  Оба  плана  развития - естественный  и  культурный - совпадают  и

сливаются  один  с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют, в сущности, единый
ряд социально-биологического формирования личности ребенка. Поскольку органическое развитие совершается в
культурной  среде, постольку  оно  превращается  в  исторически  обусловленный  биологический  процесс. С  другой
стороны, культурное  развитие  приобретает  совершенно  своеобразный  и  ни  с  чем  не  сравнимый  характер, по-
скольку оно совершается  одновременно и слитно с органическим созреванием, поскольку носителем его является
растущий, изменяющийся, созревающий  организм  ребенка»

64

.  Л.  С.  Выготский  последовательно  развивает  свою

идею совмещения врастания в цивилизацию с органическим созреванием.
Идея созревания лежит в основе выделения в онтогенетическом развитии ребенка особых периодов повышенного
реагирования -

сензитивных периодов.

Чрезвычайная пластичность, обучаемость - одна из важнейших особенностей человеческого мозга, отличающая его
от  мозга  животных.  У  животных  большая  часть  мозгового  вещества  «занята»  уже  к  моменту  рождения  -  в  нем
закреплены механизмы инстинктов, т.е. форм поведения, передаваемых по наследству. У ребенка же значительная
часть  мозга  оказывается  «чистой»,  готовой  к  тому,  чтобы  принять  и  закрепить  то,  что  ему  дают  жизнь  и
воспитание. Ученые  доказали, что  процесс  формирования  мозга  животного  в  основном  заканчивается  к  моменту
рождения, а  у человека  продолжается  после  рождения  и зависит  от  условий, в которых происходит развитие  ре-
бенка. Следовательно, эти  условия  не  только  заполняют «чистые  страницы» мозга, но  и  влияют  на  само  его
строение.

43


background image

 Законы  биологической  эволюции  потеряли  свою  силу  по  отношению  к  человеку. Перестал  действовать
естественный  отбор - выживание  сильнейших, наиболее  приспособленных  к  среде  особей, потому  что  люди
научились сами приспосабливать среду к своим нуждам. преобразовывать ее при помощи орудий и коллективного
труда.
Мозг  человека  не  изменился  со  времени  нашего  предка  -  кроманьонца,  жившего  несколько  десятков  тысяч  лет
назад.  И  если  бы  человек  получал  свои  психические  качества  от  природы,  мы  и  сейчас  ютились  бы  в  пещерах,
поддерживая неугасимый огонь. На самом деле все обстоит иначе.
Если в животном мире достигнутый уровень развития поведения передается от одного поколения к другому так же,
как  и  строение  организма, путем  биологического  наследования, то  у  человека  свойственные  ему  виды
деятельности, а  вместе  с  ними  и  соответствующие  знания, умения  и  психические  качества  передаются  другим
путем -путем социального наследования.

Социальное  наследование.

  Каждое  поколение  людей  выражает  свой  опыт, свои  знания, умения, психические

качества в продуктах своего труда. К ним относятся как предметы материальной культуры (окружающие нас вещи,
дома, машины), так и произведения духовной культуры (язык, наука, искусство). Каждое новое поколение получает
от предыдущих все, что было создано раньше, вступает в мир, «впитавший» в себя деятельность человечества.
Овладевая этим миром человеческой культуры, дети постепенно усваивают вложенный в нее общественный опыт,
те  знания, умения, психические  качества, которые  свойственны  человеку. Это  и  есть  социальное  наследование.
Конечно, ребенок не в состоянии расшифровать достижения человеческой культуры самостоятельно. Он делает это
при постоянной помощи и руководстве со стороны взрослых- в процессе воспитания и обучения.
На  земле  сохранились  племена, ведущие  первобытный  образ  жизни, не  знающие  не  только  телевидения, но  и
металлов, добывающие пищу при помощи примитивных каменных орудий. Изучение представителей таких племен
говорит на первый взгляд о значительном отличии их психики от психики современного культурного человека. Но
это отличие- совсем не проявление каких-либо природных особенностей. Если воспитать ребенка такого отсталого
племени в современной семье, он ничем не будет отличаться от любого из нас.
Французский этнограф  Ж. Виллар  отправился  в экспедицию в труднодоступный район  Парагвая, где жило племя
гуайкилов. Об  этом  племени  было  известно  очень  немногое: что  ведет  оно  кочевой  образ  жизни, постоянно
переходя с места на место в поисках своей основной пищи - меда диких пчел, имеет примитивный язык, не вступа-
ет в контакты с другими людьми. Виллару, так же как и многим другим до него, не посчастливилось познакомиться
с  гуайкилами - они  поспешно  уходили  при  приближении  экспедиции. Но  на  одной  из  покинутых  стоянок  была
обнаружена, видимо, поза-

44

бытая  впопыхах  двухлетняя  девочка.  Виллар  увез  ее  во  Францию  и  поручил  воспитывать  своей  матери.  Через
двадцать лет молодая женщина уже была ученым-этнографом, владеющим тремя языками.
Природные свойства ребенка, не порождая психических качеств, создают предпосылки для их образования. Сами
же  эти  качества  возникают  благодаря  социальному  наследованию. Так, одним  из  важных  психических  качеств
человека является речевой (фонематический) слух, дающий возможность различать и узнавать звуки речи. Ни одно
животное им не обладает. Установлено, что, реагируя на словесные команды, животные улавливают только длину
слова  и  интонацию,  самих  речевых  звуков  они  не  различают.  От  природы  ребенок  получает  строение  слухового
аппарата  и  соответствующих  участков  нервной  системы, пригодное  для  различения  речевых  звуков. Но  сам
речевой слух развивается только в процессе усвоения того или иного языка под руководством взрослых.
Ребенок  не  имеет  от  рождения  каких-либо  форм  поведения, свойственных  взрослому  человеку. Но  некоторые
простейшие формы поведения - безусловные рефлексы - у него врожденны и совершенно необходимы как для того,
чтобы  ребенок  мог  выжить,  так  и  для  дальнейшего  психического  развития.  Ребенок  рождается  с  набором  орга-
нических  потребностей (в  кислороде, в  определенной  температуре  окружающего  воздуха, в  пище  и  т.п.) и  с
рефлекторными  механизмами, направленными  на  удовлетворение  этих  потребностей. Различные  воздействия
окружающей среды вызывают у ребенка защитные и ориентировочные рефлексы. Последние особенно важны для
дальнейшего  психического  развития, так  как  составляют  природную  основу  получения  и  переработки  внешних
впечатлений.
На базе безусловных рефлексов у ребенка уже очень рано начинают вырабатываться условные рефлексы, которые
ведут  к расширению реакций на внешние воздействия  и к их  усложнению. Элементарные безусловно- и условно-
рефлекторные  механизмы  обеспечивают  первоначальную связь  ребенка с внешним миром  и создают  условия  для
установления  контактов  со  взрослыми  и  перехода  к  усвоению  разных  форм  общественного  опыта. Под  его
влиянием впоследствии складываются психические качества и свойства личности ребенка.
В процессе усвоения общественного опыта отдельные рефлекторные механизмы объединяются в сложные формы -
функциональные  органы  мозга. Каждая  такая  система  работает  как  единое  целое, выполняет  новую  функцию,
которая  отличается  от  функций  составляющих  ее  звеньев: обеспечивает  речевой  слух, музыкальный  слух,
логическое мышление и другие свойственные человеку психические качества.
В  период  детства  происходит  интенсивное  созревание  организма  ребенка, в  частности  созревание  его  нервной
системы и мозга. На про-