Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8901

Скачиваний: 154

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

45


background image

 тяжении  первых  семи  лет  жизни  масса  мозга  возрастает  примерно  в 3,5 раза, изменяется  его  строение,
совершенствуются  функции  Созревание  мозга  очень  важно  для  психического  развития: благодаря  ему
увеличиваются  возможности  усвоения  различных  действий, повышается  работоспособность  ребенка, создаются
условия, позволяющие осуществлять все более систематическое и целенаправленное обучение и воспитание.
Ход созревания зависит от того, получает ли ребенок достаточное количество внешних впечатлений, обеспечивают
ли взрослые условия воспитания, необходимые для активной работы мозга. Наукой доказано, что те участки мозга,
которые не  упражняются, перестают нормально  созревать и  могут даже  атрофироваться (потерять  способность к
функционированию). Это особенно ярко выступает на ранних стадиях развития.
Созревающий  организм  представляет  собой  наиболее  благодатную  почву  для  воспитания. Известно, какое
впечатление  производят  на нас события, совершающиеся в детстве, какое влияние  они  подчас оказывают  на всю
дальнейшую жизнь. Обучение, проводимое в детстве, имеет большее значение для развития психических качеств,
чем обучение взрослого.
Природные  предпосылки - строение  организма, его  функции, его  созревание - необходимы  для  психического
развития; без них развитие происходить не может, но они не определяют того, какие именно психические качества
появляются  у  ребенка. Это  зависит  от  условий  жизни  и  воспитания, под  влиянием  которых  ребенок  усваивает
общественный опыт.
Общественный  опыт- источник  психического  развития, из  него  ребенок  через  посредника (взрослого) получает
материал  для  формирования  психических  качеств  и  свойств  личности. Взрослый  человек  сам  использует
общественный опыт с целью самосовершенствования.

Социальные  условия  и  возраст.

  Возрастные  этапы  психического  развития  нетождественны  биологическому

развитию. Они имеют историческое происхождение. Конечно, детство, понимаемое в смысле физического развития
человека, времени, необходимого  для  его  роста, представляет  собой  естественное, природное  явление. Но  дли-
тельность  периода  детства, когда  ребенок  не  участвует  в  общественном  труде, а  только  готовится  к  такому
участию, и формы, которые принимает эта подготовка, зависят от общественно-исторических условий.
Данные о том, как проходит детство у народов, стоящих на разных ступенях общественного развития, показывают,
что  чем  ниже  эта  ступень, тем  раньше  включается  подрастающий  человек  во  взрослые  виды  труда. В  условиях
примитивной культуры дети буквально с мо-

46

мента,  когда  начинают  ходить,  трудятся  вместе  со  взрослыми.  Детство  в  том  виде,  как  мы  его  знаем,  появилось
только  тогда, когда  труд  взрослых  стал  недоступен  для  ребенка, начал  требовать  большой  предварительной
подготовки. Оно  и  было  выделено  человечеством  как  период  подготовки  к  жизни, к  взрослой  деятельности, в
течение  которого  ребенок  должен  приобрести  необходимые  знания, умения, психические  качества  и  свойства
личности. И каждый возрастной этап призван сыграть в этой подготовке свою особую роль.
Роль  школы  состоит  в  том,  чтобы  дать  ребенку  знания  и  умения,  необходимые  для  разных  видов  конкретной
человеческой деятельности (работы на разных участках общественного производства, науки, культуры), и развить
соответствующие  психические  качества. Значение  периода  от  рождения  до  поступления  в  школу  заключается  в
подготовке  более  общих, исходных  человеческих  знаний  и  умений, психических  качеств  и  свойств  личности,
которые  нужны  каждому  человеку  для  жизни  в  обществе. К  ним  относятся  овладение  речью, употребление
предметов  обихода, развитие  ориентировки  в  пространстве  и  времени, развитие  человеческих  форм  восприятия,
мышления, воображения  и  т.д., формирование  основ  взаимоотношений  с  другими  людьми, первоначальное
приобщение к произведениям литературы и искусства.
В  соответствии  с  этими  задачами  и  возможностями  каждой  возрастной  группы  общество  отводит  детям
определенное место среди других  людей, вырабатывает систему требований к ним, круг  их  прав и обязанностей.
Естественно, что  по  мере  роста  возможностей  детей  эти  права  и  обязанности  становятся  более  серьезными, в
частности  повышаются  отводимые  ребенку  степень  самостоятельности  и  степень  ответственности  за  свои
поступки.
Взрослые  организуют  жизнь  детей, строят  воспитание  в  соответствии  с  тем  местом, которое  отведено  ребенку
обществом. Общество  определяет  представления  взрослых  о  том, что  можно  требовать  и  ожидать  от  ребенка  на
каждом возрастном этапе.
Отношение  ребенка  к  окружающему  миру, круг  его  обязанностей  и  интересов  определяются, в  свою  очередь,
занимаемым им местом среди других людей, системой требований, ожиданий и воздействий со стороны взрослых.
Если для младенца характерна потребность в постоянном эмоциональном общении со взрослым, то это объясняется
тем, что  вся  жизнь  малыша  целиком  определяется  взрослым, причем  определяется  не  каким-либо  косвенным, а
самым прямым и непосредственным путем: здесь осуществляется почти непрерывный физический контакт, когда
взрослый пеленает ребенка, кормит его, дает ему игрушку, поддерживает при первых попытках ходить и т.п.
Возникающая  в раннем детстве потребность в сотрудничестве со взрослым, интерес к  ближайшему предметному
окружению связаны с

47


background image

 тем, что, учитывая возрастающие возможности ребенка, взрослые изменяют характер общения с ним, переходят к
общению  по  поводу  тех  или  иных  предметов  и  действий. От  ребенка  начинают  требовать  известной
самостоятельности в обслуживании себя, что невозможно без усвоения способов употребления предметов.
Возникшие  потребности  приобщиться  к  действиям  и  взаимоотношениям  взрослых  людей, выход  интересов  за
пределы непосредственного окружения и вместе с тем их направленность на сам процесс деятельности (а не на ее
результат) - черты, которые  отличают  дошкольника  и  находят  выражение  в  сюжетно-ролевой  игре. Эти  черты
отражают двойственность места, занимаемого детьми дошкольного возраста среди других людей. С одной стороны,
от  ребенка  начинают  ожидать  понимания  человеческих  поступков, различения  добра  и  зла, сознательного
выполнения  правил  поведения. С  другой  стороны, все  жизненные  потребности  ребенка  удовлетворяются
взрослыми, серьезных  обязанностей  он  не  несет, к  результатам  его  действий  взрослые  не  предъявляют  сколько-
нибудь значительных требований.
Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Меняется сфера приложения психической активности
- игру сменяет учение. С первого дня в школе к ученику предъявляют новые требования, соответствующие учебной
деятельности. Согласно этим требованиям вчерашний дошкольник должен быть организованным, преуспевающим
в усвоении знаний; он должен освоить права и обязанности, соответствующие новому положению в обществе.
Отличительная  особенность  положения  школьника  состоит  в  том, что  его  учеба  является  обязательной,
общественно значимой деятельностью. За нее ученик должен нести ответственность перед учителем, семьей, самим
собой. Жизнь  ученика  подчинена  системе  одинаковых  для  всех  школьников  правил, основным  из  которых
становится приобретение знаний, которые он должен усвоить впрок, для будущего.
Современные  условия  жизни - в  обстановке  социально-экономического  кризиса- создали  новые  проблемы: 1)
экономические,  которые  на  уровне  школьников  выступают  в  качестве  проблемы  «Дети  и  деньги»;  2)
мировоззренческие - выбор позиций в отношении к религии, которые на уровне детского и подросткового возраста
выступают  в  качестве  проблемы «Дети  и  религия»; 3) нравственные - нестабильность  правовых  и  моральных
критериев, которые  на  уровне  подросткового  и  юношеского  возраста  выступают  в  качестве  проблем «Дети  и
СПИД», «Ранняя беременность» и др.
Социальные  условия  определяют  также  и  ценностные  ориентации, род  занятий  и  эмоциональное  самочувствие
взрослых.

Закономерности развития.

 Поскольку этапы психического развития имеют в основном социальную историческую

природу, они не

48

могут  быть  неизменными. Те  этапы, которые  перечислены  выше, отражают  условия  жизни  детей  в  современном
обществе. Их проходят в той или иной форме все дети цивилизованных стран. Однако возрастные границы каждого
этапа, время  наступления  критических  периодов  могут  существенно  варьироваться  в  зависимости  от  обычаев,
традиций воспитания детей, особенностей системы образования каждой страны.
Те  основные  психологические  черты, которые  объединяют  детей, находящихся  на  одном  возрастном  этапе
психического  развития, до  известной  степени  определяют  и  более  частные  их  психические  особенности. Это
позволяет  говорить, например, о  типичных  для  ребенка  раннего  возраста, или  дошкольника, или  младшего
школьника  особенностях  внимания, восприятия, мышления, воображения, чувств, волевого  управления
поведением. Однако такие особенности могут быть изменены, перестроены при изменении обучения детей.
Психические качества не возникают сами собой, они формируются в ходе воспитания и обучения, опирающегося
на  деятельность  ребенка. Поэтому  дать  общую  характеристику  ребенка  определенного  возраста  невозможно, не
учитывая условий его воспитания и обучения. Дети, находящиеся на разных этапах психического развития, разли-
чаются  между  собой  не  наличием  или  отсутствием  тех  или  иных  психических  качеств  при  известных  условиях
воспитания  и  обучения. Психологическая  характеристика  возраста  состоит  прежде  всего  в  выявлении  тех
психических  качеств, которые  в  этом  возрасте  можно  и  нужно  выработать  у  ребенка, используя  имеющиеся
потребности, интересы и виды деятельности.
Выяснившиеся  возможности  умственного  развития  ребенка  побуждают  некоторых  психологов, педагогов  и
родителей искусственно ускорять умственное развитие, стремиться к усиленному формированию  у ребенка таких
видов мышления, которые более характерны для школьников. Например, делаются попытки научить детей решать
мыслительные  задачи  путем  отвлеченных  словесных  рассуждений. Однако  такой  путь  неверен, так  как  он  не
учитывает особенностей дошкольного этапа психического развития ребенка с характерными для него интересами и
видами деятельности. Не учитывает он и сензи-тивность дошкольников по отношению к обучающим воздействиям,
направленным  на  развитие  образного, а  не  отвлеченного  мышления. Основная  задача  обучения  на  каждом
возрастном  этапе  психического  развития  заключается  не  в  ускорении  этого  развития,  а  в  его  обогащении,  в
максимальном использовании тех возможностей, которые дает именно этот этап.
Выделение  этапов  психического  развития  основано  на  внешних  условиях  и  внутренних  закономерностях  самого
этого развития и составляет психологическую возрастную периодизацию.

49


background image

§3. ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ И РАЗВИТИЕ

Бытие общественных отношений отражается на личности, как известно, через присвоение человеком общественно
значимых  ценностей, через  усвоение  социальных  нормативов  и  установок. При  этом  и  потребности, и  мотивы
каждой  личности  несут  в  себе  общественно-исторические  ориентации  той  культуры, в  которой  развивается  и
действует данный человек. Это означает, что человеческое существо может подняться в своем развитии до уровня
личности только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением и присвоение того
духовного  опыта, который  накоплен  человечеством. Человек  постепенно  в  процессе  онтогенетического  развития
формирует свою собственную внутреннюю позицию через систему личностных смыслов.

Система  личностных  смыслов.

  Психология  выделила  ряд  условий, которые  определяют  основные

закономерности  психического  развития  личности. Исходным  в  каждой  личности  является  уровень  психического
развития; сюда  можно  отнести  умственное  развитие  и  способность  к  самостоятельному  построению  ценностных
ориентации, к выбору линии поведения, позволяющей отстаивать эти ориентации.
Индивидуальное бытие личности формируется через внутреннюю позицию, становление личностных смыслов, на
основе чего человек строит свое мировоззрение, через содержательную сторону самосознания.
Система  личностных  смыслов  каждого  человека  определяет  индивидуальные  варианты  его  ценностных
ориентации. Человек  с  первых  лет  жизни  усваивает  и  создает  ценностные  ориентации, которые  формируют  его
жизненный  опыт. Эти  ценностные  ориентации  он  проецирует  на  свое  будущее. Именно  поэтому  столь
индивидуальны ценно-стно-ориентационные позиции людей.
Современное  общество  поднялось  на ту  ступень  развития, на которой  осознается ценность личностного начала в
человеке, высоко оценивается всестороннее развитие личности.
А.  Н.  Леонтьев  указывал,  что  личность  -  это  особое  качество,  которое  индивид  приобретает  в  обществе,  в
совокупности  отношений, общественных  по  своей  природе, в  которые  индивид  вовлекается

65

. Удовлетворение

человеком  предметно-вещественных  потребностей  приводит  к  низведению  их  лишь  до  уровня  условий, а  не
внутренних  источников  развития  личности: личность  не  может  развиваться  в  рамках  потребностей, ее  развитие
предполагает смещение  потребностей на  созидание, которое  не знает границ. Этот вывод имеет  принципиальное
значение.
Психологи, разрабатывающие  теорию  личности, считают, что  человек  как  личность  представляет  собой
относительно устойчивую психологическую систему. Согласно Л. И. Божович, психологически

50

зрелой  личностью  является  человек, способный  руководствоваться  сознательно  поставленными  целями, что
определяет  активный  характер  его  поведения. Эта  способность  обусловлена  развитием  трех  сторон  личности:
рациональной, волевой, эмоциональной

66

.

Для  целостной, гармоничной  личности, несомненно, важна  способность  не  только  к  сознательному
самоуправлению, но и к формированию  мотивирующих систем. Личность не может характеризоваться развитием
какой-либо  одной  стороны - рациональной, волевой  или  эмоциональной. Личность - это  некая  нерасторжимая
целостность всех ее сторон.
В. В. Давыдов правомерно  указывал, что социально-психологическая зрелость личности  определяется  не  столько
процессами  органического  роста,  сколько  реальным  местом  индивида  в  обществе.  Он  утверждает,  что  в
современной  возрастной  психологии  вопрос  надо  ставить  следующим  образом: «Как  сформировать  целостную
человеческую  личность,  как  помочь  ей,  по  выражению  Ф.  М.  Достоевского,  «выделиться»,  как  придать
образовательно-воспитательному процессу наиболее точное, социально оправданное направление»

67

.

Безусловно, этот процесс должен строиться таким образом, чтобы каждый ребенок получил шанс стать настоящей
полноценной, всесторонне  развитой  личностью. Чтобы  ребенок  стал  личностью, надо  сформировать  у  него
потребность  быть  личностью.  Об  этом  писал  Э.  В.  Ильенков:  «Хотите,  чтобы  человек  стал  личностью?  Тогда
поставьте  его  с  самого  начала  -  с  детства  -  в  такие  взаимоотношения  с  другим  человеком  (со  всеми  другими
людьми), внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был бы стать личностью... Именно всестороннее,
гармоничное (а  не  уродливо-однобокое) развитие  каждого  человека  и  является  главным  условием  рождения
личности, умеющей  самостоятельно  определять  пути  своей  жизни, свое  место  в  ней, свое  дело, интересное  и
важное для всех, в том числе и для него самого»

68

.

Всестороннее развитие личности не исключает бесконфликтности самой личности. Мотивация и сознание личности
определяют  особенности  ее  развития  на  всех  этапах  онтогенеза, где  неизбежно  возникают  единство  и  борьба
противоположностей в самосознании личности и ее эмоционально-аффективных и рациональных проявлениях

69

.

На  современном  этапе  культурно-исторического  развития  общества  в  результате  выделения  особого «фактора
места» в  системе  общественных  отношений  по-особому  определяется  развитие  детей  дошкольного  возраста. Вся
система  дошкольного  воспитания  направлена  на  то, чтобы  организовать  эффективное «присвоение» ребенком
духовной  культуры, созданной  человечеством, сформировать  у  него  полезную  для  общества  иерархию  мотивов
поведения, развить ее сознание и самосознание.
51


background image

 Что  касается  личности  ребенка, находящейся  в  процессе  развития, то  применительно  к  ней  мы  говорим  лишь  о
формировании  предпосылок, необходимых  для  достижения  всестороннего  развития. Предпосылки  на  каждой
ступени  психического  развития  создают  личностные  образования, которые  имеют  непреходящее  значение,
определяющее  дальнейшее  развитие  личности. Нам  представляется  очевидным, что  развитие  человека  идет  в
направлении  совершенствования  личностных  качеств, обеспечивающих  возможность  успешного  развития
индивидуальности  личности  и  одновременно  в  направлении  развития  личностных  качеств, обеспечивающих
возможность существования личности как единицы общества, как члена коллектива.
Стать человеком - значит научиться проявлять себя по отношению к другим людям, как подобает человеку. Когда
мы  говорим  о «присвоении» материальной  и  духовной  культуры, созданной  человечеством, мы  имеем  в  виду  не
только усвоение человеком умения правильно употреблять предметы, созданные трудом людей, успешно общаться
с другими людьми, но и развитие его познавательной деятельности, сознания, самосознания и мотивов поведения.
Мы  имеем  в  виду  развитие  личности  как  активного, своеобразного, индивидуального  бытия  общественных
отношений. При  этом  важно  выявить  позитивные  достижения  и  негативные  образования, которые  возникают  на
разных  этапах  онтогенеза, научиться  управлять  развитием  личности  ребенка, понимая  закономерности  этого
развития.
Развитие личности определяется не только врожденными особенностями (если речь идет о здоровой психике), не
только  социальными  условиями, но  и  внутренней  позицией - складывающимся  уже  у  малого  ребенка
определенным  отношением  к  миру  людей, к  миру  вещей  и  к  самому  себе. Указанные  предпосылки  и  условия
психического  развития  глубинно  взаимодействуют  друг  с  другом, определяя  внутреннюю  позицию  человека  по
отношению к себе самому и окружающим людям. Но это не значит, что, сложившись на данном уровне развития,
эта позиция не поддается воздействию извне на следующих этапах формирования личности

70

.

На  первом  этапе  происходит  стихийное, не  направляемое  самосознанием  формирование  личности. Это  период
подготовки  рождения  сознающей  себя  личности, когда  у  ребенка  появляются  в  явных  формах
полимотивированность  и  соподчиненность  его  действий. Начало  развития  личности  обусловлено  следующими
событиями в жизни ребенка. В первую очередь он выделяет себя как персону (это происходит на протяжении всего
раннего и дошкольного возраста), как носителя определенного имени (имя собственное, местоимение «Я» и опре-
деленный  физический  облик). Психологически «Я-образ» формируется  с  эмоционального (положительного  или
отрицательного) отноше-

52

чия  к  людям  и  с  изъявления  своей  воли  («Я  хочу»,  «Я  сам»),  которая  выступает  как  конкретная  потребность
ребенка. Очень скоро начинает проявляться притязание на признание (имеющее как позитивное направление, так и
негативное). В  то  же  время  у  ребенка  формируется  чувство  половой  принадлежности, что  также  определяет
особенности  развития  личности. Далее, у  ребенка  возникает  ощущение  себя  во  времени, у  него  появляется
психологическое  прошлое, настоящее  и  будущее, он  по-новому  начинает  относиться  к  самому  себе - для  него
открывается  перспектива  его  собственного  развития. Важнейшее  значение  для  формирования  личности  ребенка
имеет понимание того, что человек среди людей должен иметь обязанности и права.
Таким  образом, самосознание  представляет  собой  ценностные  ориентации, образующие  систему  личностных
смыслов, которые  составляют  индивидуальное  бытие  личности. Система  личностных  смыслов  организуется  в
структуру самосознания, представляющую единство развивающихся по определенным закономерностям звеньев.
Структуру  самосознания  личности  формируют  идентификация  с

челом,

  именем  собственным (ценностное

отношение к телу и имени);
самооценка, выраженная  в  контексте  притязания  на  признание; представление  себя  как  представителя
определенного  пола (половая  идентификация); представление  себя  в  аспекте  психологического  времени
(индивидуальное прошлое, настоящее и будущее); оценка себя в рамках социального пространства личности (права
и обязанности в контексте конкретной культуры).
Структурные  звенья  самосознания  наполняются  знаками, возникшими  в  процессе  исторически  обусловленной
реальности  существования  человека. Системы  знаков  культуры, к  которой  принадлежит  человек, являются
условием  его  развития  и  «движения»  внутри  этой  системы.  Каждый  человек  по-своему  присваивает  значения  и
смыслы  культурных  знаков. Поэтому  в  сознании  каждого  человека  представлены  объективно-субъективные
реальности предметного мира, образно-знаковых систем, природы, социального пространства.
Именно  эта  индивидуализация  значений  и  смыслов  культурных  знаков  делает  каждого  человека  неповторимым,
уникальным индивидом. Отсюда естественным образом вытекает необходимость присвоения наибольшего объема
культуры: парадоксальная представленность общечеловеческого в индивиде - чем больший объем культурных еди-
ниц  представлен  в  самосознании  отдельного  человека, тем  больше  индивидуальных  трансформаций  значений  и
смыслов социальных знаков, тем богаче индивидуальность человека.
Конечно, здесь можно говорить лишь  о возможной корреляции между объемом присвоения и индивидуализацией
человека. Безусловно, существует множество разнообразных условий и предпосылок, составляющих возможность
индивидуализации человека.

53