Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 9078
Скачиваний: 155
вырабатывают эмоциональное отношение к нравственным нормам. В обыденной жизни ребенок
311
реагирует на любое проявление взрослых, сверстников, подростков. Важно, чтобы у него сложилось правильное
отношение к пороку, к хулиганству, к хамству. Он должен быть эмоционально обучен ужасаться недостойному
поведению людей и желанию не быть «плохим».
Младший школьник может быть вежливым и при этом испытывать удовлетворение от своего поведения. Однако
вежливое поведение может иметь многозначную мотивацию. В одном случае он может действовать по велению
сердца, в другом - по долгу, в третьем он может работать на публику, чтобы взрослые сказали: «Ах!»: «Ах, какая
хорошая девочка!» Именно ради такой оценки ребенок может нарочито демонстрировать свою воспитанность. В то
же время вежливые формы поведения ребенок может использовать как ключ к решению своих ситуативных
проблем, как «волшебное слово», которое открывает дверь ко многим радостям жизни. Так, девочка Наташа в
шестилетнем и семилетнем возрасте постоянно обращалась к своей маме со словами: «Мамочка, извини,
пожалуйста! Я тебе не помешала? У меня к тебе просьба... Если тебя не затруднит, то дай мне, пожалуйста...»
(дальше следовала просьба). Умиленная и довольная своим ребенком мама исполняла просьбу... В младшем
школьном возрасте ребенок в действительности может быть ориентирован на сам поступок. Именно тогда, когда в
нравственном поступке ребенок черпает для себя удовлетворение, его нравственное развитие идет правильным
путем. Таким образом, за вежливостью ребенка предстоит рассмотреть мотивы этой вежливости и строить
отношения в зависимости от качества мотивов. При этом каким бы то ни было поведение ребенка -невежливым,
вежливым лишь по форме, вежливым по существу - его воспитание все равно еще только начинается.
Когда ребенок попадает в новые для него условия воспитания - в школу, он сразу понимает, что это совершенно
исключительная ситуация, требующая от него строгого самоконтроля в системе новых правил. Он подходит к
осознанию своих обязанностей, своего долга, своего человеческого «надо». В то же время он может узнать и даже
интуитивно понять то, что нет обязанностей без прав.
В психологии установлено, что развитие нравственных чувств происходит в результате «переселения внутрь»
нормативных знаний и тех нравственных чувств, которые возникают у ребенка под влиянием оценки со стороны
взрослого. Еще в дошкольном детстве у ребенка начинают складываться нравственные чувства, среди которых
чувства долга и ответственности занимают важное место. В младшем школьном возрасте чувство ответственности
за себя начинает интенсивно развиваться под влиянием условий учебной деятельности и позиции ученика.
Ответственность
представляет собой способность понимать соответствие результатов своих действий
необходимым целям, нормативам. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу,
312
чувство долга. Ответственность должна занимать самое высшее положение в иерархии всех мотивов школьника.
По мере развития ответственности у ребенка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и
поведение в целом как хорошее или плохое, если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы.
Ребенок способен понимать нравственный смысл ответственности. В игре и в обыденной жизни, в отношениях со
значимыми взрослыми и сверстниками он получает достаточный опыт ответственного поведения. Нравственная
культура, развитость чувства ответственности до школы будут определять отношение ребенка к своим новым
обязанностям в школе.
Учебная деятельность требует от ребенка не только развитых познавательных способностей (внимания, памяти,
мышления, воображения), не только волевых качеств и познавательных интересов, но и чувства ответственности.
Учителю достаются разные дети. Одни отличаются добросовестностью, ответственностью, другие, напротив, -
отсутствием этих качеств. Очень важно с самого начала развивать у учеников индивидуальное и групповое чувство
ответственности: «за себя самого» и «за весь наш класс».
Мы уже не раз говорили о том, что эмоционально-положительное отношение к самому себе, лежащее в основе
структуры самосознания личности каждого нормально развивающегося ребенка, ориентирует на притязания
соответствовать положительному этическому эталону. Индивидуальная эмоциональная заинтересованность в том,
чтобы быть достойным самоуважения и уважения окружающих, приводит к пониманию необходимости и
эмоциональной потребности соответствовать положительному нравственному эталону.
Когда потребность
соответствовать положительному эталону поведения приобретает личностный смысл, у ребенка появляется
ответственность как черта личности.
Ответственность за себя, за своих одноклассников во время урока формируется благодаря сотрудничеству учителя
с каждым ребенком и со всем классом. Постепенно через коллизии, которые возникают на уроках, сталкиваясь с
необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, дети овладевают правилами, обретают от-
ветственность за себя и за свой класс.
Мы уже говорили о том, что ребенок, взаимодействуя с хорошо знакомыми сверстниками, может самостоятельно
выбирать способы правильного поведения, отстаивать свое мнение, брать на себя ответственность за свою позицию
и проявлять независимость при провоцирующем воздействии сверстников. Однако это не постоянная линия
поведения младшего школьника, а возможность, проявляющаяся лишь в исключительных случаях.
313
Стремление следовать положительному нравственному эталону и способность соотносить свои поступки с этим
эталоном реализуются лучше, если рядом взрослый, который проконтролирует и оценит усилия ребенка. Если этот
контроль снимается, ребенок нередко готов действовать в соответствии с ситуативно возникшим желанием. Когда
младшим школьникам предлагали вопрос «Что ты будешь делать, если превратишься в невидимку?» (этот вопрос
дает возможность ребенку вообразить ситуацию, в которой отсутствует социальный контроль), дети нередко
видели себя разгуливающими по классу, по коридорам школы, играющими, но не сидящими за партами. Ребенок
нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке взрослого. Правильное поведение в
присутствии взрослого - первый этап морального развития. И хотя потребность вести себя по правилам и
приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается в
присутствии взрослого.
Формирование положительных личностных качеств через соотнесение реальных поступков ребенка с
нравственными эталонами будет эффективным, если взрослый общается с ребенком в доверительном и
доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не соответствовать положительной
модели. Если взрослый приравнивает будущее поведение ребенка к положительному эталону, это дает желаемый
сдвиг в дальнейшем развитии личности ребенка. Поведение ребенка становится устойчиво правильным.
Психологический смысл происходящего в поведении ребенка сдвига состоит в том, что хотя и с помощью
взрослого, но психологически самостоятельно ребенок обретает чувство ответственности за свое поведение.
Рассудочное и аффективное отношение к правилам, нравственным нормам развивается у ребенка через
эмоционально-оценочное отношение к нему взрослого. Именно взрослый помогает ребенку осмыслить
рациональность и необходимость соответствующего данному моменту поведения, поступка. Именно взрослый
своим аффективным отношением к ребенку в данный момент санкционирует определенный тип поведения.
Потребность в признании проявляется и в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах: он
рефлексирует, пытается проецировать свой поступок на будущие реакции других людей, при этом он хочет, чтобы
люди испытывали к нему благодарность, признавали и ценили его хороший поступок.
Ребенок испытывает нена-
сыщаемую потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений.
В
этом случае очень важно поддержать ребенка, поскольку невнимание, пренебрежение, неуважительное отношение
взрослого может привести его к потере уверенности в своих возможностях.
314
Общение с взрослыми и другими детьми дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм
поведения. В определенных жизненных ситуациях ребенок сталкивается с необходимостью подчинить свое
поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребенка
становятся знание норм морали и понимание их ценности и необходимости. Эти знания ребенок получает прежде
всего от взрослых в форме полярных эмоциональных оценок: в одном случае ребенка хвалят, в другом - выражают
полное неудовольствие им (конечно, здесь определяющее значение имеет отношение самого взрослого к правилам
и нормам; важно также, придерживается ли взрослый этих правил и норм сам или требует их соблюдения лишь от
ребенка). Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравст-
венных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни.
Социальное пространство в современной жизни людей не очерчено однозначными правилами и обязанностями -
оно обусловлено многими составляющими, которые не доступны ребенку. Это - провозглашаемая или
подразумеваемая идеология государства, традиционные нормативы, нравственные требования религий, реалии
межэтнических и реалии экономических отношений людей, естественноисторическая нестабильность правовых и
моральных критериев. Безусловно, столь сложная система зависимостей, обязанностей и свобод находится за
пределами самосознания ребенка младшего школьного возраста.
Из всей совокупности сложных взаимодействий внутри социального пространства, которое предстоит осваивать
ребенку, самыми ясными для него являются правила взаимодействия с другими людьми. Помимо отношений в
семье и ближайшем заинтересованном окружении ребенок осваивает нормативность школьной жизни,
нормативность двора, улицы, где сосуществуют сверстники, более старшие и младшие дети. Если ребенок
воспитывается в религиозной семье, он осваивает нормативность и ценности религиозных отношений и движения
духа к самосовершенствованию. В регионах совместного проживания представителей разных этносов ребенок
очень рано присваивает стиль межэтнических отношений; у него формируется глубинно присущая ему
эмоциональная позиция по отношению к своему и другому этносу, проживающему в едином геоисторическом
пространстве.
В регионах совместного проживания нескольких этносов учитель непременно должен иметь представление о том,
что такое национальное самосознание и психология межнациональных отношений.
В самосознания каждого человека особое место занимает его отношение к своей национальной принадлежности и
отношение к представителям иных национальности, этноса. Для каждого человека в отдель-
315
ные моменты жизни может стать остро актуальным взаимодействие на уровне межнациональных отношений.
Общение представителей разных этнических общностей - это весьма сложная психологическая проблема. За
каждым человеком стоят его национальное самосознание и сложившееся в культуре отношение к представителям
других наций.
Ребенок исподволь, в перипетиях повседневного взаимодействия с представителями своей и другой нации
присваивает исконное деление. существующее в человеческой культуре: Мы и Они. Это противопоставление
складывалось в истории каждого этноса и связано с борьбой за территории, обычаи, верования и др. Обыденное
сознание семьи не удерживает конкретных исторических событий, разъединяющих народы друг с другом. Но
отдельный человек как представитель своей нации, этноса включен в эти отношения. И ребенок присваивает от зна-
чимых ему близких эмоциональное отношение к представителям другой нации, проживающих на общей или
смежных территориях.
Эмоциональные отношения - первое, что присваивает ребенок от значимых взрослых, и это то, что может
определить выбор его поступка в пространстве социальных отношений представителей разных этносов.
Развитие чувств.
Новые грани чувств ребенка младшего школьного возраста развиваются прежде всего внутри
учебной деятельности и по поводу учебной деятельности. Конечно, все те чувства, которые появились у него в
дошкольном возрасте, продолжают оставаться и углубляться в повседневных отношениях с любимыми близкими
взрослыми. Однако социальное пространство расширилось - ребенок постоянно общается с учителем и
одноклассниками по законам четко формулируемых правил.
Осваивая новые знания, слушая сказки и истории, которые читает учитель, созерцая явления природы,
рассматривая иллюстрации к книжкам и ориентируясь на эмоциональное отношение учителя к тому, что
разбирается на уроке, ребенок усваивает не только информацию, но и ее оценку взрослым. Он учится
эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру. Учитель разными средствами учит ребенка
чувствам прекрасного, комического и др., и ребенок через внешнее подражание или внутреннее глубинное
проникновение в явление открывает для себя палитру новых человеческих эмоций и чувств. Чем больше узнает
младший школьник об окружающем мире, тем более разнообразными и сложными становятся его чувства.
Мы говорили выше о
чувстве ответственности,
которое представляет собой способность понимать ситуацию и
соответствовать существующим в социальном пространстве нормативам. Ответственность сопряжена с поступком
и представляет собой чувство, которое переживает человек по поводу соответствия или несоответствия поступка
ситуации. Чувство ответственности знаменует собой рефлек-
316
сию как соотносящее действие, сопровождаемое эмоциональной оценкой всего комплекса отношений. Наиболее
интенсивно это чувство развивается в условиях учебной деятельности.
Очень важно также еще одно значимое для развитой личности чувство -
сопереживание другому.
В коллизиях межличностных отношений ребенка с другими людьми - со взрослыми и сверстниками - возникает и
развивается сложная гамма чувств, которые характеризуют его как уже социализированного человека. В
непосредственном общении со значимыми взрослыми, в играх и соревнованиях со сверстниками, в процессе
учебной деятельности развиваются социальные качества ребенка, так или иначе поворачивающие его к другим
людям. Это прежде всего
самолюбие,
выражающее стремление не только к самоутверждению, но и к соперничеству
с другими. Позитивными качествами социального развития является
расположение к другим людям
(взрослым и
детям), которое в непосредственном общении выражается во внутреннем чувстве доверия к ним и проявляется в
развивающейся способности к сопереживанию. Сопереживание развивается через многообразные способы
воздействия на ребенка, при этом вначале особое значение имеет подражание.
Сопереживание -
это переживание чего-либо вместе с другим (другими), разделение чьих-либо переживаний; это и
действие по отношению к тому, кому сопереживают. Развитая способность к сопереживанию включает в себя весь
диапазон этого состояния: во-первых, это
сострадание
(жалость, возбуждаемая несчастьем другого человека) и
сочувствие
(отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого); во-вторых, это
сорадость
(переживание чувства удовлетворения радостью и успехом другого).
Сопереживанию ребенок учится через механизм подражания. Следование какому-либо образцу называется
подражанием.
Подражание осуществляется через копирование поведения и чувств. Действия, поступок, мимика,
пантомимика воспроизводятся на основе физиологических механизмов. Подражание чувствам происходит на
основе как физиологических, так и психологических механизмов.
Сопереживанию ребенок учится через подражание внешним проявлениям этого состояния человека и через
подражание поступкам, сопутствующим сопереживанию.
Подражание действиям сопереживания, которые проявляют взрослые по отношению друг к другу, к детям,
животным, приводит ребенка к тому, что он научается проявлять всю внешнюю атрибутику сопереживания и
действительно способен испытывать короткие приливы состояния сопереживания к другим. Чувства, возникающие
у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся им на персонажей сказок, рассказов, стихов. Наиболее
яркое сопереживание про-
317
является при слушании сказок и рассказов, когда речь идет о персонаже, который попал в беду. Особое сочувствие
ребенка вызывают положительные герои, но он может пожалеть и злодея, если тому приходится очень плохо. Так,
юные телезрители сострадают волку из мультипликационной серии «Ну, погоди!».
Чувства, испытываемые ребенком при слушании сказок, превращают его из пассивного слушателя в активного
участника событий.
У детей чувства в большой мере определяют их отношение к миру. Мы уже знаем о детской склонности к
анимизму - склонности приписывать животным, растениям и неживым предметам способность чувствовать, как
человек. Знакомясь с человеческими переживаниями и действиями, ребенок склонен приписывать их всему
окружающему его миру. Он сопереживает дереву, потому что ему одиноко у края дороги, собачке, которая смотрит
на него с балкона, потому что она скучает и хочет побегать.
Вместе с тем дети способны подумать о другом, проявить к нему сочувствие в случае своего успеха. Ребенок может
даже сказать: «Не огорчайся! У тебя получится в другой раз».
Сопереживание успешного ребенка неуспешному создает особую атмосферу солидарности: все участники этой
ситуации становятся внимательнее друг к другу, доброжелательнее.
Такова картина развития способности к сопереживанию у детей в ситуациях обыденной жизни.
Придя в первый класс, ребенок сразу попадает в новые психологические условия своего существования. Во-
первых, это исключительно реальные отношения, которые строятся по поводу учебной деятельности. Во-вторых,
эти отношения учебной деятельности вольно или невольно ставят ребенка в ситуацию, когда он вынужден
сравнивать себя с другими - с их успехами в учебной деятельности, с их прилежанием и поведением. Он попадает в
отношения соревнования. В-третьих, учебная деятельность по своему психологическому содержанию нацеливает
ребенка учиться - учить себя, т. е. смысл учебной деятельности в развитии своих умений, способностей, качеств.
По всем указанным причинам способность к сопереживанию должна получить свое дальнейшее развитие в новых
условиях.
На уроке все дети выполняют общее задание учителя. Каждый должен уметь, не мешая другим, сосредоточиться на
выполнении задания. Лишь на этапе контроля все дети обращают свое внимание друг на друга.
В отношениях учителя и ученика существует своя особая связь по поводу учебной деятельности. Выполнив
задание, каждый ребенок тянет руку. Он жаждет, чтобы именно его вызвал учитель. Он жаждет утвердиться в
правильности своего ответа, он ждет похвалы учителя. Каждый направлен на учителя. Он даже не воспринимает
ответа одноклассника - ему хочется ответить самому, даже если его ответ совпадет с
318
предыдущим ответом другого ученика. Притязание на признание со стороны учителя как бы отчуждает каждого
ребенка от других детей.
Учитель должен оценивать ответы детей. Порицание, указание на ошибку могут вызвать смущение, огорчение,
агрессию и негативное поведение. Похвала у одного вызывает бурную радость, и он с победоносным видом может
оглядеть остальных, у другого - наряду с удовлетворением и чувство смущения.
Неуспешность одноклассника одни дети встречают равнодушно, другие - со злорадством.
Успешность одноклассника может натолкнуться на равнодушие одних и зависть других детей. Очень мало
сопереживающих, сора-дующихся. Здесь, конечно, дело не в том, что ребенок не способен к сопереживанию из-за
своего эгоизма. Он просто не обучен сопереживанию в новых для него условиях. Учитель, безусловно, должен спе-
циально заниматься развитием нравственных качеств у детей своего класса. Развитию способности к
сопереживанию следует уделять особое внимание. Способность к сопереживанию - это показатель духовности,
интеллигентности человека. Сопереживание открывает рефлексивные способности человека проникать своими
чувствами и умом в состояние другого, предвидеть возможное его поведение, оказывать моральную и реальную
поддержку. Ребенок, пришедший в школу, еще не обучен сопереживанию в условиях новой деятельности.
У учителя есть реальные возможности и средства правильно сориентировать ребенка. Особое значение при этом
имеет авторитет учителя. Он источник знаний, он оценивает достижения ученика. Он любим и почитаем - он
первый учитель. Действенных способов воздействия учителя реально три: убеждение, внушение, организация
подражательной идентификации.
Учитель может разъяснять,
убеждать, он
может обосновывать необходимость бережного отношения друг к другу.
Каждый может не справиться с заданием. В конце концов, каждый имеет право ошибиться. Надо оказывать
поддержку неуспешному, ведь он и так огорчен. В то же время каждый успешный в данный момент может в другом
случае не справиться с новой задачей. Не надо задаваться - это некрасиво, можно попасть в глупое положение: над
задавакой, попавшим в беду, все будут смеяться. У каждого неуспешного есть шанс постараться и стать успешным.
Любое состояние человека- временное. Разъяснение требует аргументирования - доводов, доказательств. Дети
способны хорошо понять разъяснение, если оно касается значимых для них отношений и ситуаций.
Учитель может
внушать.
Для этого он должен обладать техникой внушения. Здесь не нужна аргументация.
Внушение- воздействие на волю, сознание, побуждение к определенным поступкам прежде всего через первую
сигнальную систему. Это воздействие осуществляется
319