Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 9072
Скачиваний: 155
развития ребенка и показал, что оно имеет не только негативную сторону, но и потенциально несет в себе
возможности к творчеству
43
.
337
Соотнося абсолютную успешность в учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста с ранней
одаренностью, учитель может допустить ошибку: не каждый случай абсолютной успешности открывает нам
будущего интеллектуала и будущий талант. В то же время не каждый случай задержки развития заведомо
предопределяет провал в перспективах умственного развития. Исследуя раньше проявления одаренности и
задержки психического развития, Н. С. Лейтес показал, что существует много вариантов развития. Развитие
каждого ребенка имеет свои перспективы - это надо помнить. С ребенком следует общаться прежде всего как с
личностью, а не как с успешным или неуспешным учеником.
Влияние ученья на развитие личности.
На умственное развитие ребенка оказывает принципиальное влияние
деятельность ученья. При этом определяющее значение имеют
усвоение и развитие речи
в системе обучения.
Стихийное усвоение речи в первые годы детства должно смениться программным развитием в условиях школьного
обучения.
К программному развитию речи относятся следующие виды обучения и развития ребенка.
Во-первых, усвоение литературного языка, подчиненного норме. Сюда включается развитие рефлексии на
соотнесение литературного и нелитературного языка. Ребенок еще весьма сензитивен к поправкам со стороны
взрослого, он легко воспринимает слова учителя, который указывает на то, что данная речь соответствует
литературному языку или вульгарна, просторечна, далека от требований речи. «Школа учит литературному языку в
его художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов
и новых значений усвоенных ранее слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которых дети
совсем не употребляют в своей устной дошкольной речевой практике. Бывает, что взрослые и даже учителя
недопонимают, насколько обширен этот материал, и полагают, будто он может быть усвоен ребенком походя, в
повседневном общении со взрослым и с книгой. Но этого недостаточно: необходима система обогащения и
развития речи детей, нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал, - словарь,
синтаксические конструкции, виды речи, умения по составлению связного текста»
44
.
Во-вторых, овладение чтением и письмом. И чтение, и письмо - речевые навыки, опирающиеся на систему языка,
на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Успехи в овладении чтением и письмом
определяют навыки построения речи, особенности выражения своих мыслей и восприятия чужой речи.
В-третьих, соответствие речи учащихся определенному уровню требований, ниже которого не должен находиться
ребенок, так как он занимает положение ученика.
338
Работа над словом, над словосочетанием и предложением, а также над построением связной речи - необходимое
условие не только развития речи, как таковой, но и умственного развития в целом.
Ученье предъявляет свои требования к речевым упражнениям. Это прежде всего систематичность занятий по
усвоению и развитию речи. Все упражнения имеют обоснованную последовательность и взаимосвязь. Каждое
занятие, направленное на развитие речи, предусматривает свои требования к ученику. Современные методы раз-
вития речи определяют основные умения учащихся. В число необходимых умений входят: 1) умения, связанные с
осознанием темы, которую ребенок должен последовательно раскрыть; 2) умения, связанные с планированием
сюжетной линии и планированием, накоплением материала для предстоящего рассказа или сочинения; 3) умения,
связанные с планированием самого рассказа или сочинения (сюжет, композиция и др.); 4) умения, связанные с
языковой подготовкой рассказа или сочинения; 5) умения, связанные с построением и написанием самого текста, а
также контроль и исправление текста.
(По материалам М. Р. Львова.)
Ребенку предстоит освоить все виды упражнений и прежде всего монологические упражнения: пересказ, близкий к
тексту; краткий пересказ; пересказ с интерпретацией и дополнениями, не разрушающими целостной сюжетной
линии; рассказ по впечатлению от пережитого события, рассказ по серии рисунков и по одной картине и др. При
этом совершенно необходимо важнейшее условие речевого развития - психологическая включенность учителя,
атмосфера постоянного внимания к языку и речи ребенка. Речевая среда, которую организует учитель (классное и
внеклассное чтение, изучение грамматики и орфографии, прочие языковые занятия), постепенно приводит ребенка
к освоению речевой культуры на новом уровне требований.
Ребенок в младшем школьном возрасте шаг за шагом овладевает умением полно и адекватно воспринимать речь
взрослых, читать, слушать радио. Без особых усилий он научается входить в речевые ситуации и ориентироваться в
ее контексте: улавливать, о чем идет речь, следить за развертыванием контекста речи, задавать адекватные вопросы
и строить диалог. Он начинает сам с интересом расширять свой лексический запас, активизировать употребление
слов и словосочетаний, усваивать типичные грамматические формы и конструкции. Все это - желательные и
возможные достижения в речевом и умственном развитии ребенка.
Однако большое число детей уже находятся в зависимости от просторечия, диалектов, жаргонов и др. Это обычно
дети из малокультурной речевой среды. Малый запас слов, примитивная лексика уже сформировали определенные
стереотипы ребенка. Такие дети «не слышат» культурной речи, указания учителя проходят мимо, если
339
специально не строить условий, психологически погружающих ребенка в ситуацию освоения правильной речи.
Речевые упражнения с такими детьми, как правило, не дают заметного продвижения в овладении правильной
речью за короткий срок. Здесь дело в том, что ребенок уже говорит и его понимают, так что коммуникативная
функция речи уже исполняет свое назначение. Кроме того, уже сформировались речевые стереотипы, которые
действуют автоматически. Отрефлекси-ровать их - большая работа, требующая колоссальных усилий по
отслеживанию и блокированию сложившейся нелитературной речи.
Речевые стереотипы столь сильны, что даже в речи человека, выбравшего во взрослом возрасте своей профессией
языки, освоившего не один иностранный и родной язык, нет-нет да и проскакивают просторечия, усвоенные в
детстве. Однако это обстоятельство не должно быть оправданием ни для учителя, ни для ученика.
Овладение куль-
турной речью- норма умственного развития современного человека.
Сформированный мотив освоения речи будет
понуждать ребенка к овладению литературным языком. Вслед за программой ребенок должен стремиться
правильно произносить слова, отслеживать морфологический, синтаксический уровень связной речи, стремиться
контролировать свою речь.
Развитию речи содействует
умственное развитие -
способность полно и правильно оценить ситуацию,
проанализировать происходящее, а также умение определить проблему. Сюда же относится способность логически
верно описать обсуждаемую ситуацию (последовательно, четко выделяя главное). Ребенок должен уметь не
пропустить чего-либо значимого, не повторять одно и то же, не включать в рассказ того, что не имеет
непосредственного отношения к данному рассказу. Важно также контролировать точность речи. Сюда относятся не
просто умение передать факты, наблюдения и чувства, но умение выбрать для этой цели наилучшие языковые
средства - слова, словесные обороты, передающие именно те значения и смыслы, которые уместны именно в
данном контексте. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения пользоваться
синонимами, антонимами, фразеологией, наиболее точно выражающими то, что хочет сказать говорящий.
Мы уже говорили о том, что
антонимы-
слова с противоположным значением - используются в речи для
выражения контраста; это организует экспрессивную функцию речи. Антонимами изобилуют народные сказки,
мифы, пословицы. В сказках всегда борются добро со злом, постоянно противопоставляются красота и безобразие,
белое и черное, правда и ложь. В пословицах антонимы используются как действенный запоминающийся образ:
«Земелька черная, а хлеб белый родит», «Человек от лени болеет, от труда здоровеет», «Труд кормит, а лень
портит», «Легко друзей найти, да трудно сохранить».
340
Общаясь с младшими школьниками по поводу самовоспитания, можно использовать антонимические группы:
мальчик-девочка, женщина-мужчина, женственность-мужественность, чуткий-равнодушный, добрый-злой,
трудолюбивый-ленивый, самостоятельный-несамостоятельный, честный-лживый, сопереживающий-завистливый
и т.д.
Синоним -
слово, тождественное или очень близкое по своему значению другому слову. В словарях синонимов
русского языка к одному слову может быть подобрано несколько десятков синонимов. Синонимы различаются по
эмоционально-экспрессивной окраске и по сферам употребления. Так, слово «глупый» имеет несколько синонимов:
синоним «бестолковый» выражает некоторую грубость, раздражение;
синоним «безмозглый» груб, употребляется в разговорной речи в качестве оскорбления; синоним «дурак» -
распространенная форма оскорбления другого, часто используется детьми и т.д.
В истории синонимы как тождественные понятия складываются из-за соединения разных слов в контексте
идентичных значений и смыслов. Так, за долгие века покорность и мягкость сроднились с понятием
женственности, стали ее синонимами. Также в молодости люди превращают в синонимы любовь и счастье.
В детстве для ребенка синонимы его имя и то, что он «хороший» мальчик (или девочка). Такого рода синонимы
придают ребенку уверенность в своих силах, укрепляют его чувство личности.
Фразеологизм-
устойчивое сочетание слов, значение которого в целом невыводимо из значений составляющих его
слов. В словарях по русской фразеологии фразеологические единицы распределены по определенным
«тематическим полям». Оказывается, что значительная часть фразеологизмов связана с выражением чувств
человека, а также его свойств и качеств
45
.
Фразеология охватывает в первую очередь сферу чувств человека. Сюда относятся: восхищение, восторг, радость,
счастье; добрые пожелания, ободрение, любезность, вежливость, удивление, недоумение, изумление; насмешка,
пренебрежение, презрение; раздражение, досада; негодование, возмущение, гнев; предупреждение, угроза; интерес,
внимание; безразличие, равнодушие; беспокойство, волнение, тревога; обида; испуг, страх, ужас; смущение, стыд;
огорчение, грусть, тоска. Так же широко фразеология представляет свойства и качества человека: прямота,
искренность, откровенность; самообладание, смелость; честность, верность, преданность; ум, разум;
энергичность, решительность, уверенность; целеустремленность, самостоятельность; упорство, упрямство; забота,
ответственность;
опыт, опытность, зрелость, молодость, неопытность; заурядность, посредственность; праздность, лень;
болтливость; бахвальство, зазнайство, хвастовство. Фразеология охватывает также сферу человеческих отношений:
единство, согласие; сила, власть, влияние, пре-
341
обладание; цена, оценка; ожидание, надежда; напоминание, воспоминания, память; успех, удача, признание;
просьба, мольба; уступка, примирение; отрицание, отказ, несогласие, возражение; обман, надувательство; точность,
четкость, достоверность; помощь, поддержка, содействие и др.
Фразеологизмы употребляются в сказках, мифах, во многих детских книгах. Особенно много их в баснях.
Сказки, мифы, пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки - исключительно богатый материал не только
для развития речи ребенка, но и для его психического развития.
Народные произведения служат образцами краткой и глубокой мысли, их синтаксическая структура ясна,
отчетлива, а лексика всегда разнообразна и образна. Антонимы, синонимы, фразеологизмы имеют специфически
психологические содержание, установки и оценки. Собственно, эти явления речевой культуры дают подспудно
установки на определенного рода социальные ожидания, обращенные к каждому человеку, именно в этих перлах
речевой культуры формируются национальный характер, национальная ментальность, именно через контекст
речевых нюансов складываются система ценностных ориентации и притязания на признание. Многообразный
родной язык не только предмет изучения, он - источник формирования качеств личности. Живая культура языка
при всем его формирующем начале и организации некой типологии сознания через единую систему значений и
смыслов, стоящих за языковыми понятиями, приводит к выраженной индивидуализации человека как личности,
если он обращен на индивидуальное использование языковых традиций.
Ребенку, учащемуся в начальной школе, еще предстоит пройти путь восхождения к овладению речью как
общенациональным культурным достояниям, к новым высотам индивидуализации своей речевой культуры.
На базе овладения языком появляются новые социальные отношения, которые не только обогащают и изменяют
мышление ребенка, но и формируют его личность.
В зависимости от уровня культуры, в которой происходит развитие психики ребенка, глубина его взаимодействия с
социальной средой, с реалиями родного языка может быть различной. Однако приход в школу мобилизует детей с
выраженным отставанием в речевом развитии - школа предлагает некий стандарт обязательных знаний, речевой
культуры и связанного с этим потенциала значений и смыслов языка, формирующего у каждого ребенка
определенный набор образов и речевых структур. На базе овладения языком появляются новые смысловые
комплексы, которые поднимают ребенка до уровня требований учебных задач. Не следует считать, что речевое раз-
витие (или, как его иначе называют, вербальное образование) стан-
342
дартизирует ребенка, убивая в нем природное начало, душу. Прежде чем поднимать проблему уникальности
детской личности, следует создать условия для развития этой уникальности. Каждый человек становится самим
собой через присвоение не только высших психических функций, обслуживающих его как человека, но и через
присвоение языка, который только и передает ему глубинные, уникальные нюансы понятий, исторически
обусловленных и сконцентрированных в словах образов идей. Ребенок вначале присваивает языковую культуру
бессознательно, а лишь затем открывает ее для себя и строит свою собственную личность в зависимости от того,
что ему подходит из всего многообразия языковых образов. Лежащие в культуре родного языка значения и смыслы
вначале выступают по отношению к ребенку как внешнее, но затем через упражнения, специальные школьные
задания (изложения, сочинения и др.) язык становится личностно значимым, отражающим индивидуальную сущ-
ность самого ребенка.
В своей работе о сознании как проблеме психологии поведения Л. С. Выготский писал о том, что «из всей массы
раздражителей для меня ясно выделяется одна группа раздражителей социальных, исходящих от людей.
Выделяется потому, что я сам могу воссоздать эти же раздражители; тем, что очень рано они делаются для меня
обратимыми и, следовательно, иным образом определяют мое поведение, чем все прочие. Они употребляют меня
другим, делают мои акты тождественными с собой. В широком смысле слова, в речи и лежит источник социального
поведения и сознания»
46
. На значение языка как условие социализации указывал также Ж. Пиаже: «Только на базе
овладения языком появляются новые социальные отношения, которые обогащают и трансформируют мышление
индивида»
47
. При этом язык передает вполне готовую, сформировавшуюся систему понятий, классификаций,
отношений, которые заново строятся каждым по модели, выработанной в течение многих веков предыдущими
поколениями. Важно, что ребенок вступает со своим окружением в «синхронные» отношения, противоположные
тем «диахронным» процессам, влияние которых он испытывает, овладевая языком и связанными с ним способами
мышления. «Эти синхронные отношения с самого начала занимают ведущее место: разговаривая со своими
близкими, ребенок каждое мгновение наблюдает, как подтверждаются или опровергаются его мысли, и он
постепенно открывает огромный мир внешних по отношению к нему мыслей, которые дают ему новые сведения
или различным образом производят на него впечатление»
48
. Таким образом, ребенок постепенно подчиняется все
большему количеству обязательных истин.
В числе обязательных истин ребенок открывает в языке те лексические единицы, которые обнажают психические
свойства человека,
343