Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 9069
Скачиваний: 155
Подросток, попавший в интернат из хорошей семьи в результате трагических обстоятельств (неожиданная смерть
обоих родителей, например), оказывается вдвойне несчастным: с одной стороны, он страдает из-за столь
трагического сиротства - неожиданного лишения родителей, с другой - из-за новых, неведомых для него условий
существования. В учреждении интернатного типа стиль взаимоотношений и взрослых, и детей ужасает его.
Подросток в силу малого жизненного опыта, несформированности его как личности ощущает свое пребывание в
интернате как крах всей своей жизни. Чувствуя принципиальное отличие новенького, прибывшего из
благополучной семьи, собственно интернатские подростки могут начать притеснять его, мстя ему за его
благополучную прежнюю жизнь. Здесь много нюансов - ведь каждый вновь поступивший привносит в общение
сверстников свою культуру, свою особую личность из другой, также особой жизни. Однако сильный духовно,
лидер по натуре, новенький может повести за собой своих сверстников из детского дома.
Как бы ни складывались условия жизни в подростковом возрасте, ориентация на семью и потребность в ней в этот
период жизни чрезвычайные.
В школе
и в училище.
В отрочестве, как и в детстве, подросток продолжает посещать школу или переходит в
училище. Однако в отрочестве меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Так, если в детстве,
в младших классах, ребенок был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в
большой мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно взаимоотношения становятся
основой внутреннего интереса в отрочестве.
Подросток, не игнорируя ученье, придает особое значение общению. В общении со сверстниками он расширяет
границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные
способы умственной деятельности. Общаясь со сверстниками, подросток постигает разные формы взаимодействий
человека с человеком, учится рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания,
эмоционального проявления.
Если в детстве особая школа социальных отношений игра, то в отрочестве этой школой становится общение.
Именно в этот период подросток учится осмысливать свои конформные и негативные реакции на предлагаемые
ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор возможного поведения, учится подавлять импульсивные
действия (какими бы они ни были: стереотипными, сложившимися в семье или идущими от непосредственной
эмоциональной реакции на неожиданно новую для него ситуацию).
Так как большую часть времени подросток проводит в школе, то правильно считать, что в стенах школы создаются
условия для разви-
354
тия его личности. Эти условия могут формировать взрослые. Взрослый друг, взрослый кумир - довольно редкое
явление в индивидуальной жизни подростка. В этом возрасте уважаемый взрослый чаще всего достояние
подростковой группы, если это учитель, руководитель спортивной секции, научного объединения и др. Другое дело
-массовый кумир (например, певец). Он является предметом обожания многих, объединяя их одной общей
эмоцией, что чрезвычайно ценно для подростков. И в том и в другом случае взрослые выступают для отроков в
качестве некоего значимого человека, который становится предметом группового обожания и подражания. Очень
важно поэтому, кто из взрослых занял этот пьедестал.
И все-таки для отрока наиболее значим другой отрок. «Я» отрока жаждет соединиться с «Я» другого отрока. И
самые сладкие часы их жизни, когда наконец-то они могут вновь встретиться. Это обычно происходит после
школы. Вторая часть дня может проходить для подростка в более разнообразных условиях: дома, в спортивных
клубах, в творческих художественных объединениях, а также в местах, которые могут быть скрыты от
контролирующего ока общественного мнения - будь то двор, лестничная площадка дома или поляна в лесу.
Главное - сумерки и наступающая ночь не только доставляют эмоциональные чувства, но и подтверждают
взрослость отрока, который оторвался от детства и теперь уже может себе позволить не идти спать, а быть с
приятелями.
Конечно же, каждое историческое время дарует нам светлых отроков, которые размышляют о смысле жизни, о
духовном в человеке, о своем предназначении в жизни, как и обо всем другом, ценимом человечеством во все
времена. Ведь подростков окружают живопись, музыка, книги и прекрасные люди, готовые раскрыть перед ними
духовное богатство человечества. Едва притронувшись к возвышенному, отрок тут же стремится поделиться
своими чувствами и мыслями со сверстником. Он же может не делигься- делиться это его сущностная особенность.
В то же время каждое историческое время формирует и других подростков, тяжелых для себя и окружающих,
которые идут по жизни через темные стороны человеческого бытия. Эти подростки кучкуются возле злачных мест,
присваивая агрессивные формы воздействия на окружающих. И здесь они делятся друг с другом своим опытом.
Для некоторых подростков именно в этом возрасте судьба как бы уже предопределена: разнополюсные ориентации
в отрочестве уже определили жизненный путь, внутреннее отношение к себе и другим. Но жизнь в
действительности куда сложнее: неожиданные катаклизмы в один момент могут сломать отрока или долго не
давать ему прийти в себя; в то же самое время в жизни отрока может произойти такое
355
событие, в результате которого он как бы заново увидит мир, в его сознании произойдет переворот и он станет
«другим человеком».
Безусловно, социальная ситуация жизни отрока во многом определяет его становление как личности. Но в ней
самой нет тех определенных условий, конкретных людей и обстоятельств, которые всякий раз со всей
определенностью оказывали бы на отрока исключительно благотворное или исключительно негативное влияние.
Да и сами отроки крайне редко бывают однозначно чистыми и духовными или «грязными» и «низменными»: сколь
разнообразны условия жизни, столь многогранны и отроки.
Конкретное время, безусловно, определяет во многом ориентации сензитивного к нему отрочества: «каковы веки,
таковы и человеки». Однако время «сегодня» в действительности несет в себе пласты культуры предшествующих
поколений, в то же время вбирая в себя утопии и антиутопии, создаваемые человечеством, обращенным в будущее.
Все это формирует общий фон социальной ситуации, влияющей на развитие личности отрока.
Социальная ситуация обладает таким разнообразием условий и всевозможных провокаций для испытания
подростком самого себя, что взрослый в силу уже сложившихся ценностей подчас не может даже их себе
представить. Подросток может стремиться к самому прекрасному достоянию человеческого духа. Для этого он идет
в консерваторию, в картинную галерею, в разнообразные музеи, едет в экспедиции в поисках памятников
архитектуры, путешествует и т.д. Он же может обследовать катакомбы, искать контакты с бездомными в
предвкушении неизведанного, изучая меру человеческого падения. Можно сказать, что в отрочестве происходит
чрезвычайное расширение социальных условий бытия подростка: и в пространственном отношении, и в плане
увеличения диапазона духовных проб. В отрочестве человек стремится пройти через все, чтобы затем обрести себя.
Конечно, это опасное стремление для несформировавшейся личности. На этом пути без поддержки со стороны
взрослого друга подросток может остаться в асоциальном пространстве, так и не поднявшись на высоты духовной
жизни.
§ 2. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОРИЕНТАЦИЯ НА ТРУД
Учебная деятельность.
Учеба в школе или в училище занимает большое место в жизни подростка.
Позитивное здесь - готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в
его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся
привлекательными самостоятельные формы
356
занятий. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему.
Конечно, интерес к учебному предмету во многом связан с качеством преподавания. Большое значение имеют
подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснить материал, что активизирует интерес,
усиливает мотивацию учения. Постепенно на основе познавательной потребности формируются устойчивые
познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению к учебным предметам в целом.
В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в
будущем, профессиональных намерений,идеала.
Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они являются той ценностью, которая
обеспечивает подростку расширение собственно сознания и значимое место среди сверстников. Именно в
подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных и
научных знаний. Подросток жадно усваивает житейский опыт значимых людей, что дает ему возможность
ориентироваться в обыденной жизни. В то же время впервые подросток начинает сам искать художественные и
научные знания. Вместе со сверстниками он ездит в художественные и научно-просветительские музеи, ходит на
лекции, в театры.
Эрудированный подросток
пользуется авторитетом у сверстников как носитель особого фетиша, что побуждает его
приумножать свои знания,. При этом сами по себе знания доставляют подростку истинную радость и развивают его
мыслительные способности.
Знания, которые получает подросток в процессе учебной деятельности в школе, также могут приносить ему
удовлетворение. Однако здесь есть одна особенность: в школе подросток не выбирает сам постигаемые знания. В
результате можно видеть, что некоторые подростки легко, без принуждения, усваивают любые школьные знания;
другие - лишь избранные предметы. Если подросток не видит жизненного значения определенных знаний, то у него
исчезает интерес, может возникнуть отрицательное отношение к соответствующим учебным предметам.
Успех или неуспех в учении также влияет на формирование отношения к учебным предметам. Успех вызывает
положительные эмоции, позитивное отношение к предмету и стремление развиваться в этом отношении. Неуспех
порождает негативные эмоции, отрицательное отношение к предмету и желание прервать занятия.
Важным стимулом к учению
являются притязания на признание среди сверстников. Высокий статус может быть
достигнут с помощью хороших знаний: при этом для подростка продолжают иметь значение оценки. Высокая
оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для
эмоционального
357
благополучия подростка. В противном случае могут возникнуть внутренний дискомфорт и даже конфликт.
Понятно, что устойчивые учебные мотивы формируются на основе познавательной потребности и познавательных
интересов. Познавательные интересы подростков сильно различаются. У одних они характеризуются
неопределенностью, изменчивостью и ситуативностью. У других проявляются применительно к узкому кругу
учебных предметов, у третьих - к большинству из них. При этом учащихся могут интересовать различные стороны
предметов: фактологический материал, сущность явлений, использование в практике.
Овладение учебным материалом требует от подростков более высокого уровня учебно-познавательной
деятельности, чем в младших классах. Им предстоит усвоить научные понятия, системы знаков. Новые требования
к усвоению знаний способствуют постепенному развитию теоретического мышления, интеллектуализации
познавательной сферы.
Новые требования учебный материал предъявляет и к процессам восприятия. Подростку необходимо не просто
запомнить схему, какое-то изображение, а уметь в них разобраться, что является условием успешного усвоения
учебного материала. Таким образом постепенно происходит интеллектуализация процессов восприятия,
развивается способность выделять главное, существенное.
Усвоению материала младшим подросткам может мешать установка только на механическое запоминание. Объем
учебного материала велик и воспроизвести его, пользуясь только старыми приемами запоминания, с помощью
неоднократного повторения, сложно. Наибольшую эффективность воспроизведения обеспечивает анализ со-
держания материала, логики его построения, выделение существенного. Подростки, использующие мышление при
запоминании, имеют преимущества перед теми, кто запоминает механически. Развитая речь, умение выражать
мысль своими словами, творческое воображение содействуют овладению учебным материалом. Сами подростки
при этом особое значение придают развитию собственной речи - ведь речь во многом определяет успех в общении.
Сфера общения в отрочестве выходит за пределы семьи и школы. У подростка появляется необходимость
дифференцированного отношения к собеседникам. В связи с этим ускоряется формирование планирующей
функции. Изменяется и содержание устных высказываний, все большее место в них занимает описание, растет
число слов, словосочетаний и фраз оценочного характера. Повествования делаются более целенаправленными,
последовательными и четкими в композиционном отношении; возрастает объем устных высказываний, их синтак-
сический строй становится все более разнообразным и развернутым. Заметно развивается экспрессивная функция,
выражаемая не только описанием,но и интонацией.
358
Однако в отрочестве можно наблюдать некоторую разорванность, прерывистость звучания устной речи, которая
возникает из-за недостаточного развития у подростка способности прогнозирования: часто последующая мысль
теряется или он затрудняется ее выразить. Предложения в устной речи нередко наплывают друг на друга, образуя
нерасчлененное целое, в речи присутствует масса обрывков несформулированных предложений. Темп речи
подростков, как правило, неравномерно ускоренный: пропускаются необходимые синтаксические паузы; много
несинтаксических пауз (психологических и физиологических). Из-за обостренной рефлексии на собеседника
подросток во время построения речи слишком напрягается эмоционально. Как правило, подростки мыслят лучше,
чем оформляют свою мысль в предложение. Так, в сочинениях многие могут легко переставлять предложения, что
свидетельствует о их недостаточной связности.
Все большее значение для подростка приобретают теоретическое мышление, способность устанавливать
максимальное количество смысловых связей в изучаемом материале.
Ориентация на труд и общественно полезную деятельность.
В ориентации на труд, в формировании интересов,
склонностей и способностей у подростков большую роль играет активная проба сил в различных областях
трудовой деятельности. При этом ориентации во многом определяются возможностью личного самоутверждения и
самосовершенствования. В наше время подросток получил новую мотивацию для участия в трудовой деятельности
- это возможность заработать деньги. При этом подростки еще недостаточно оценивают значение таких качеств
личности, как трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей. Особенно это относится к городским
подросткам. Они обычно быстро загораются трудовым энтузиазмом и быстро охладевают, ведь в городской
квартире у них нет постоянных достаточно серьезных обязанностей. Сельские подростки чаще имеют привычку к
систематическому труду, у них может быть развито чувство ответственности.
Однако именно в отрочестве многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении,
что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни. Подросток начинает с нарастающим
интересом присматриваться с многообразию профессий. Осуществляя предварительный выбор, он оценивает раз-
ные виды деятельности с точки зрения своих интересов и склонностей, а также с точки зрения общественных
ценностных ориентации.
Здесь важно вовремя увидеть склонности подростка и поддержать его. В настоящее время ситуация складывается
таким образом, что любой труд оценивается как общественно значимый. Поэтому важно правильно сориентировать
подростка на качество труда, на ответственное отношение к результату труда.
359
Подростки, имеющие проблемы в усвоении общих знаний на уровне требований государственной школы или
частного лицея, получают возможность реализовать себя, обучаясь прикладному мастерству в разного рода
училищах. Сфера производства предметного мира испокон веков ценима в человеческой культуре. Подросток
может учиться производить: предметы, необходимые человеку в обыденной жизни и в труде; эстетические
предметы, украшающие нашу повсеместную жизнь (от одежды до произведений ювелиров, краснодеревщиков и
дизайнеров); кондитерские и гастрономические продукты, дарующие людям радость от вкусовых ощущений,
запаха и эстетического их вида на праздничном столе или за прилавком кафе, магазина.
Подростки, имея возможность многообразного приложения своих способностей, получая удовлетворение от своего
чувства творческого потенциала, становятся уверенными в сегодняшнем дне и в своем будущем. Они начинают
планировать свою взрослую жизнь в нормативном пространстве общества, начинают дорожить своей профессией.
Все это определяет социальную защищенность человека в обществе.
Подростки обычно участвуют во многих разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, в
общественно-политической жизни, в организаторском труде, в общественно полезной работе и т.п.
По объему затрачиваемого времени подросток в современных условиях занят в наибольшей мере учебой, если он,
конечно, учится. Но учение, сохраняя актуальность, по психологической роли не является теперь ведущей
деятельностью для подавляющего числа школьников. Подростки, стремясь занять значимое место среди людей,
выходят за рамки учебной деятельности, которая выступает для них как неукоснительная обязанность возраста, и
ищут применения себе в межличностном общении по поводу разнообразных значимых для них дел. Сюда входят
физическая культура, совместный физический труд, направленный на изготовление рукотворных предметов;
совместная интеллектуальная деятельность, направленная на обогащение себя рефлексивными способностями и
новыми знаниями; общественно-политическая деятельность и др.
В число огромного разнообразия приложения подростковой активности входит общественно полезная
деятельность.
Исследованием общественно полезной деятельности в 60-80-е годы в нашей стране занимался Д. И. Фельдштейн,
который отнес эту деятельность подростков к ведущему типу
2
. В качестве отправных положений для исследования
выступали следующие.
Во-первых, способность подростков осознавать свои растущие возможности, которые дают основания реализовать
потребность в самостоятельности, потребность в признании со стороны взрослых его прав, его потенциальных
возможностей.
360
Во-вторых, развитие у подростков ориентированности в нормах человеческих отношений.
Д. И. Фельдштейн показал, что подростки стремятся утвердить и раскрыть себя в реальных отношениях
общественно полезной деятельности. Было выявлено «привычно положительное отношение большинства
подростков к общественно полезной деятельности... Об этом свидетельствуют данные опросников, анкет, бесед,
сочинений»
3
.
Как оказалось в связи с переустройством государственной системы с 1991 г., потребность в общественно полезной
деятельности не исчезла - она является потребностью возраста и прямо не зависит от государственной системы.
Для подростков 70-80-х годов было значимым участие в радиофикации школы, озеленении территории, труде в
ученических производственных бригадах, строительных отрядах, лагерях труда и отдыха. Подростки 90-х годов, по
существу, готовы делать то же самое. Архаичными сегодня могут звучать лишь прежние названия отдельных видов
общественно полезной деятельности, а сама деятельность для подростков, безусловно, значима. Так, в 90-е годы
подростки в рамках программы «Дети России», проводимой в ВДЦ «Орленок» в течение ряда лет, участвовали в
социально полезной деятельности по оказанию помощи престарелым жителям окрестных поселков. Они убирали в
домах, чинили заборы, работали на огородах у пожилых одиноких людей. Они делали это добровольно, не на
случайном порыве, а систематически. О чувстве удовлетворения от общественно полезной деятельности подростки
писали в своих рефлексивных самоотчетах.
К числу современных мероприятий, связанных с общественно полезной деятельностью, можно отнести участие
подростков летом 1996г. в предвыборной агитации. Подростки активно участвовали в работе избирательных
комиссий. Они разрабатывали обращения к взрослым о необходимости принять персональное участие в выборах.
Обращения расклеивали и раздавали избирателям в руки. Непосредственное общение с населением с целью
повышения его электоральной активности способствовало появлению у этих подростков духа высокой
гражданской позиции, что побудило их специально изучать граж-дановедение. Конституцию РФ и Права человека.
Все проведенные мероприятия и совместно принятые подростками решения способствовали активизации их
гражданского сознания в плане общей социальной позиции: каждый понял для себя, что долгом человека как
гражданина является необходимость выбора.
Идея выбора жизненного пути, выбора своих ценностных ориентации, своего идеала, своего друга, своей
профессии должна стать основополагающей целью отрочества. Подростки, поняв глубинный смысл и ценность
выбора, как самостоятельного интеллектуального и
361
волевого акта, утверждающего собственное «Я», собственный почин, обретают самоидентичность и готовность
взять на себя ответственность за свой выбор.
ГЛАВА IX. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ
§ 1. ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ:
ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ
Общение
подростка со
взрослыми.
В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми
начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать
сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои
права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взросло-стью. Они болезненно реагируют на
реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.
Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает
потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В
этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся
взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. Совместная деятельность,
общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В
результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.
В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддержания этих
контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей
жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.
Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он больше притязает на
определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Если подросток почувствует, что от него
многого ожидают, он может пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее
«доброго» взрослого. Поэтому для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация
требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отвергается.
362
В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных
формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. И взрослые постепенно под
воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними. Этот
процесс далеко не всегда проходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных
и зависимых от них влияет множество факторов. Среди них необходимо выделить экономический фактор (подрос-
ток материально зависим от родителей) и социальный (подросток сохраняет социальное положение ученика). В
результате между подростками и взрослыми могут возникать конфликты.
Общение подростка во многом обусловливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого
промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроений ведет к
неадекватности реакций подростка. Так, реакция эмансипации, проявляющаяся к стремлении высвободиться из-под
опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома.
Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведут к
«уходам» из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями.
При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении
внимания со стороны близких может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что он разными
способами пытается вернуть внимание, переключить его с кого-то другого на себя.
Характерными для подросткового возраста являются
имитации
чьего-либо поведения. Чаще имитируется
поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание
на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для под-
ражания может оказать негативное влияние на поведение подростка. Сравнительно редко проявляется у подростков
отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца. Зачастую
это бывает кто-либо из родителей, причинивших много горя и обид подростку.
Слабость и неудачливость в какой-либо одной области подросток стремится компенсировать успехами в другой.
Причем сравнительно часто встречаются формы
гиперкомпенсации,
когда для самореализации выбирается область
деятельности, представляющая наибольшие трудности.
В ряде случаев позиции взрослых по отношению к подростку неблагоприятны для его развития. Так, авторитарная
позиция по отно-
363