Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8867
Скачиваний: 154
своей свадьбы Мадонна не раз цинично показывала фотографам поднятый средний палец, демонстрируя досаду и
глубокое неуважение к ним.
Жест «фак» - крайнее выражение агрессивной вульгарности, переступание черты нормативного поведения. Он
рассчитан на то, чтобы вызвать резкую фрустрацию у того, кому он предназначен.
(По материалам В. С. Мухиной и
К. А. Хвостоеа.)
Подростки мало интересуются глубинным смыслом используемых в общении поз и жестов. Они подхватывают эти
телесные формы экспрессии и интенсивно используют их независимо от пола. Хотя все описанные выше позы и
жесты сформировались для оскорбления достоинства другого человека, подростки в своей группе могут «не об-
ращать» внимания на их значение и смысл.
Конечно же, многое в вербальных и невербальных формах общения определяют культурная среда, в которой живет
подросток, и его внутренняя позиция по отношению к сленгу и ненормативным жестам вообще. Есть категория
подростков, которая весьма чутко относится к родному слову и стремится к очищению и развитию собственной
речи. Им претит пошлость, подчиняющая себе общение со сверстниками через сленг и невербальные агрессивные
формы коммуникации. Чувствительность к пошлости одних подростков и нечувствительность других ставят их в
отношения конфронтации или безмолвного отчуждения друг от друга. Начинается и в этой сфере разделение на
«своих» и «чужих».
Диапазон подростковых ориентации в общении велик и многообразен, как сама окружающая среда. Однако на эти
ориентации оказывает сильное воздействие потребность в сверстнике, в чувстве «Мы», страх перед возможным
одиночеством. Самое трудное в отрочестве- чувство одиночества, ненужности своим сверстникам. Подросток
начинает комплексовать, испытывает чувство растерянности и тревоги. Совсем другое, когда отношения со
сверстниками строятся благополучно: подросток удовлетворен этим и может чувствовать себя счастливым.
Дружба.
Для отрочества, как мы уже говорили, большое значение имеет обретение друга. Друг в подростковом
возрасте обретает особую ценность. Общение по нормативам возрастного статуса отрочества сочетается здесь с
нежной привязанностью и обожанием. Не только девочки-подростки выражают свои чувства объятиями и
стремлением прикасаться друг к другу, это становится свойственно и мальчикам-подросткам. Наряду с дружескими
потасовками и борьбой мальчики так же, как и девочки, выражают свою приязнь друг к другу через объятия и
рукопожатия. Все - и мальчики и девочки-подростки - озаряют своего друга сиянием восхищенных любящих глаз.
Подростковая дружба, начавшись в 11, 12, 13 лет, постепенно переходит в юношескую, уже с другими
особенностями взаимной идентификации. По большей части следы возвышенных отношений и совместных
стремлений к совершенствованию остаются в душе взрослого на всю жизнь.
370
Совместное отчуждение от взрослых.
Стремление подростков к взрослости сопряжено с различными формами
изживания своей зависимости от родителей и от взрослых в целом. В сознании подростка проигрываются
различные ситуации, где «родители» (речь идет не о своих лично родителях, а о родительских социальных ролях) и
другие взрослые выглядят вовсе неприглядно; создаются фантастические образы агрессивных, неумных,
бессердечных людей, привязанных больше не к своему собственному ребенку, а к материальным ценностям. Через
страшные ситуации фантастических вымыслов подростки изживают свою глубинную зависимость от собственной
семьи. Отчуждаясь от своих собственных отношений с родителями, подростки психологически освобождаются от
стереотипа детско-родительских отношений как чего-то изначально правильного, добродетельного и неизменного.
Так, со смехом и содроганием от отвращения подростки начинают включать в совместное общение «черный
юмор», «изобличающий» опасность совместного проживания с родителями.
Перечислим несколько изустных примеров из подросткового фольклора.
«Дочка просила у мамы конфетку. Мать ей сказала: «Сунь пальчик в розетку!» Сморщилось тело, обуглились
кости. Долго смеялись над шуткою гости».
«Наша Таня громко плачет. По головке скачет мячик. Ну а мячик из свинца. Это шуточки отца».
«Бабушка внучку из школы ждала. Цианистый калий в ступке толкла. Дедушка бабушку опередил. Внучку
гвоздями к забору прибил».
«Маленький мальчик на стройке играл. Маленький мальчик гвоздик украл. Громко разбился о череп кирпич. Метко
кидает наш сторож Кузьмич».
«Маленький мальчик на дерево влез. Сторож Пахом достает свой обрез. Выстрел раздался, и мальчик упал.
«Тридцать девятый», - старик прошептал».
При этом подростки могут предоставить своему герою инициативу и сообразительность для самообороны и
противостояния: «Свистнула пуля, и сторож упал. Мальчик свой маузер раньше достал».
(Из материалов В. П.
Белянина, И. А. Бутенко.)
Следует обратить внимание, что подростковый «черный юмор» героями своих произведений делает не сверстника,
«а маленького мальчика», «девочку», «дочку», «внучку». Как показывает лексика, это всегда кто-то более
младший, наивный. Поэтому он - жертва взрослых. Подросток как бы смотрит на все эти кошмары со стороны. По-
этому-то он смеется - его голыми руками не возьмешь!
«Черный юмор» освобождает подростков не от самих родителей, а от предписаний возрастного статуса детства
«Слушайся маму и папу», а также от глубинной психологической зависимости.
Человек может освободиться и
жить как уникальная самостоятельная личность, лишь отчуждаясь от зависимости от других.
«Черный юмор»
как нельзя лучше содействует отчуждению.
371
Совместное отчуждение от взрослых может осуществляться в разных формах: озорство в общественном
транспорте, на улице; грубость и демонстрация агрессивного игнорирования и т.д. Нельзя при этом сказать, что
подростки осознают эту свою потребность в переживании отчуждения. Часто демонстрация отчуждения возникает
спонтанно. Переступая вложенные в него ориентации на нормативное поведение и уважение к старшим, подросток
испытывает пьянящее чувство освобождения и укора совести одновременно.
Кроме поведенческих форм отчуждения подростки могут обсуждать друг с другом характеристические
особенности своих родителей. Содержание этих обсуждений и общий стиль беседы и здесь зависят от их общего
культурного развития. Дети из хороших семей, ориентированных на духовность в жизни и в общении, делятся друг
с другом своими переживаниями, связанными с тем, что они стали отстраненно наблюдать родителей, смотреть на
них как бы со стороны. Это отчуждение души мучает и создает напряжение, раскаяние. У таких подростков
внешний план отношений с родителями может сохранять пристойные формы. Дети из деградирующих семей также
могут тонко рефлексировать и страдать, но проявляют себя в отчужденных поступках: уходят из дома вместе с
приятелями, угрожают, грубят и т.п.
Каково бы ни было воспитание в отрочестве, обособление от родителей дается подростку нелегко. Обособление,
связанное с повзрос-лением, необязательно происходит именно в отрочестве. Оно может произойти и в более
старшем возрасте.
§ 2. ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА
Проявляющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка к тому, чтобы освоить новые для себя
«взрослые» виды взаимодействий. Этому, естественно, способствуют бурное телесное развитие и, следовательно,
идентификация подростка со взрослыми.
Отмеченные факторы существенно влияют на изменение отношений между мальчиками и девочками: они
начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. В этой связи подростку становится
особенно важно, как относятся к нему другие. С этим прежде всего связывается собственная внешность: в какой
мере лицо, прическа, фигура, манера держать себя и др. соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина»,
«Я как женщина». Особое значение в этой же связи придается личной привлекательности - это имеет пер-
востепенное значение в глазах сверстников.
Диспропорции в развитии между мальчиками и девочками могут служить источником переживаний. Так, в
физическом развитии де-
372
вочки опережают мальчиков, они могут быть крупнее и выше. Девочка, опережающая других в росте, может
переживать это как неполноценность. Низкий рост у мальчиков вызывает аналогичные чувства. Особенно тяжело
переживаются рост, полнота, худоба и др.
Формы общения со сверстниками противоположного пола.
Возникающий интерес к другому полу у младших
подростков проявлялся вначале в неадекватных формах. Так, для мальчиков характерны такие формы обращения
на себя внимания, как «задирание», приставание и даже болезненные действия. Девочки обычно осознают причины
таких действий и серьезно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков.
В целом мальчики также с интуитивным вниманием относятся к этим проявлениям девочек.
Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Часто это выражается либо в
демонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении. В то же время
отроки испытывают чувство напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного
пола.
В отрочестве Сальвадор Дали был влюблен в некое воображаемое существо с тысячью лиц. Он писал: «Я избегал
девушек, которые... казались мне самой большой опасностью для моей души, такой уязвимой перу бурей страстей.
Однако я собирался быть всегда влюбленным - но при условии, что никогда не встречу предмет своего желания,
девушку с перекрестка соседнего города, которую я точно не увижу.
Эти влюбленности, все более и более нереальные и неудовлетворенные, позволяли моим чувствам скользить от
одного женского образа к другому, посреди самых странных душевных бурь. Из этого я извлек веру в
непрерывность женского перевоплощения, будто я был влюблен только в одно существо с тысячью лиц...»
(Дали С.
Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим.)
Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях
мальчиков и девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к
устанавливающимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше,
чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и группе
сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого
подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять
насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников.
В 12-13 лет предметом заботы Димы стала его внешность. Он сделал себе зачес и постоянно следил за прической -
расческа всегда была при нем. Дома он часто стоит у зеркала и комментирует свою внешность: «А я в общем
ничего. Глаза у меня ничего -не хуже, чем у других!» Стесненно он чувствовал себя на уроках физкультуры. Во
втором полугодии ни разу не появился в трусах. Маме он говорил, что мальчики в
373
трусах очень некрасиво выглядят и вообще мало ли что может быть, если заниматься спортом при девочках в
трусах...
Для Димы непереносима даже ситуация, когда другие ребята оказываются, с его точки зрения, в смешном виде.
Причина его аффективной реакции в том, что он как бы ставит себя на место этих ребят и смотрит на это со
стороны. Его очень беспокоит, какое он производит впечатление, он видит себя на их месте и не может этого
перенести...
У Димы появилось двойственное отношение к девочкам. С одной стороны, он готов подергать их за косы,
потеребить, стукнуть или толкнуть, с другой стороны, стал относиться к девочкам подчеркнуто пренебрежительно,
например, во время игры «в ручеек» никогда не выбирал их: «Вот еще! Надо еще!» Если кто-нибудь из девочек
пытался его выбрать, убегал в смущении. Иногда дома, сидя у окна, давал оценку проходящим мимо девочкам: «А
вот эта девочка ничего!»
То, что Дима повзрослел в этом отношении, подтверждают и внимание к туалетам и прическам мамы,
«квалифицированные» советы, чтение «взрослой» литературы и обязательное замечание: «Про любовь я
пропускаю». Он всегда очень живо реагировал на всякие мальчишеские реплики, в которых можно было уловить
какой-либо «любовный» подтекст, и понимающе улыбался.
(По материалам А. В. Захаровой.)
У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения
включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как
правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных нега-
тивных эмоций.
Интерес отрока к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать
переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес
к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Постепенное
увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают
возможность оценить самого себя.
Непосредственной причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя
сверстником другого пола.
Романтические отношения
могут возникать при совместном проведении времени: на прогулках, при посещении
музеев, театров, танцев, кино и т.д. Подростки нередко отождествляют себя с популярными персонажами и
стремятся соответствовать внешним формам их поведения. Они тонко чувствуют происходящие с их телом и
душой метаморфозы. Одних это смущает. Другие гордятся собой. Наш великий Александр Сергеевич Пушкин
описал самочувствие такого отрока в стихотворении «Паж, или пятнадцатый год». Вот его начало:
Пятнадцать лет мне скоро минет;
Дождусь ли радостного дня? Как он вперед меня подвинет! Но и теперь никто не кинет С презреньем взгляда на
меня.
374
Уж я не мальчик - уж над губой Могу свой ус я защипнуть;
Я важен, как старик беззубый;
Вы слышите мой голос грубый, Попробуй кто меня толкнуть.
Стремление нравиться становится одним из значимых стремлений. Взгляд обретает особую цену: «Он на меня так
смотрит! Я ему нравлюсь!» Взаимные взгляды и улыбки уже ко многому обязывают. Это как бы немой обет к
предпочтению другим. Другой становится предметом неотступного внимания, что побуждает его к ответному пове-
дению в таком же духе.
Если ответных взглядов нет, то подросток сильно и остро страдает. У девочек переживания прорываются в слезы и
отчаянные возгласы:
«Он меня не любит!»
Особую цену приобретают прикосновения. Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связанной с
физическим и психическим обретением тела. Эти намагниченные прикосновения запоминаются душой и телом на
всю последующую жизнь. Поэтому очень важно одухотворить отроческие отношения, но не принизить их.
Именно в эту пору многие отроки, стремясь сохранить свои переживания для самих себя, начинают писать
дневник, стихи и т.д.
Романтическое отношение к представителю другого пола побуждает к мечте, к фантазиям, где осуществляются
самые невероятные замыслы и сбываются надежды. Мечты и фантазии развивают рефлексию и смелость в решении
вымышленных или реальных коллизий. Отрок учится действовать в своих фантазиях, но отрабатывает свои
действия и поступки по-настоящему, переживая их и рефлексируя на все возможные ситуации.
Отроческая влюбленность может, конечно, оказаться истинной любовью. Но такие случаи редки - они не правило, а
исключение. Обычно отрок страдает от любви, слезы накатываются на его глаза.
«Все кончено», - говорит он. И мы готовы сострадать ему. Но, глядь, он уже весел, счастлив игрой в мяч, возней с
приятелем на траве или в море. «А как же твое горе?» - «Горе?» - переспрашивает он, глядя на вас ясными глазами
и едва вспоминая о чем идет речь. - «Ах это! Все прошло. Я ошибся», - говорит он, досадуя на то, что еще вчера