Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 9068
Скачиваний: 155
шению к подростку может стать условием, искажающим его психическое и социальное развитие.
Руслан (13 лет) воспитывается авторитарной матерью. Отчим общается доброжелательно и лояльно. В отношениях
с сыном мать жестко доминирует во всем, не давая никакой инициативы Руслану. Мать занимается бизнесом и
может обеспечить сыну престижный лицей, обучение языкам, теннису, танцам, музыке. Но при этом жестко
общается и контролирует сына. Подросток боится и испытывает негативные чувства к матери. «Ненавижу ее! Готов
убить!» - часто говорит он, мучительно подавляя слезы бессильной ярости.
Руслан обнаруживает социальный инфантилизм и потенциальную готовность к жесткой авторитарности.
Авторитарный стиль отношения к сыну матери приводит к тому, что подросток в качестве защиты себя от агрессии
пользуется ложью в объяснении своих поступков и мотивов. Со сверстниками у него проблемы в общении, друзей
нет.
Данил (15 лет) живет в семье с авторитарным отцом и попустительской матерью. Отец агрессивно доминирует во
всех сферах жизни семьи, при этом он постоянно указывает сыну на то, что он должен быть ему обязан за стол,
одежду, крышу над головой. Когда отец шутит, он ждет, что сын будет смеяться его шуткам. Когда отец в хорошем
расположении духа, он ждет, что сын будет лоялен и приветлив. Если реакции сына не соответствуют его
ожиданиям, отец яростно, безудержно кричит.
Данил убегал из дома, угрожает спалить дом.
(По материалам В. С. Мухиной.)
Тяготы авторитарного стиля - это не только проблема отношений детей и родителей. За этим стоит
формирующийся стиль отношений подростка к другим людям. Где, как ему кажется, он ненаказуем, подросток из
авторитарной семьи обычно жестко общается со сверстниками, выражает неуважение к взрослым, явно
демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных местах. С посторонними людьми такой
подросток или беспомощно застенчив (говорит тихим голосом, опускает глаза), или расхлябанно дурашлив и
неуважителен. В то же время в семье с благополучными отношениями подросток уже способен соответствовать
общественным ожиданиям в сфере общения и быть достаточно прогнозируемым.
Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он
чувствует себя лишним, ибо является источником обременяющих хлопот. Подросток в подобных случаях обычно
начинает жить своей тайной жизнью.
Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные
последствия: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться
свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют
на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате противостояние подростка и
родителей лишь возрастает.
Чрезмерное покровительство, стремление освободить подростка от трудностей и неприятных обязанностей
приводят к дезориентации, неспособности к объективной рефлексии. Ребенок, привыкший к все-
364
общему вниманию, рано или поздно попадает в кризисную ситуацию. Неадекватно высокий уровень притязаний и
жажда внимания не сочетаются с малым опытом преодоления сложных ситуаций.
Вместе с тем многие подростки стремятся избегать конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки.
Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется сравнительно редко. Скорее используются внешние
формы отстаивания своей независимости, такие, например, как дерзость в общении. Подростка может привлекать
ореол дерзости как символ его личной свободы. Однако подросток в действительности сензитивен к культурным
ожиданиям его поведения в отношении к родителям.
В каждой культуре есть доминирующий образ родителей, который, в свою очередь, контролирует позиции матери
и отца в отношении к ребенку. Так, американская ментальность выделяет образ «мамочки», который Э. Эриксон
распознает по ряду признаков как исторически сложившийся феномен.
Признаки «мамочки» по Э. Эриксону:
1. «Мамочка» - бесспорный авторитет в вопросах нравов и нравственности в своем доме и (через клубы) в своей
общине; тем не менее она так или иначе позволяет себе оставаться тщеславной в своем облике, эгоистичной в
своих требованиях и инфантильной в своих эмоциях.
2. В любой Ситуации, где это расхождение приходит в столкновение с почтением, которого она требует от своих
детей, она винит детей, но никогда не винит себя.
3. Таким образом, она искусственно поддерживает то, что Рут Бенедикт (Ruth Benedict) назвала разрывом между
статусом ребенка и статусом взрослого, без наделения этой дифференциации более высоким смыслом,
проистекающим из высшего примера.
4. Она демонстрирует непреклонную враждебность к любому свободному выражению самых наивных форм
чувственного и сексуального удовольствия со стороны своих детей и достаточно ясно дает понять, что их отец, с
его сексуальными притязаниями, смертельно ей наскучил. Однако сама, по-видимому, вовсе не расположена с
возрастом жертвовать такими внешними знаками сексуальной конкуренции, как слишком молодежные наряды,
ужимки эксгибиционизма и макияж. Вдобавок у нее развивается жадный интерес к сексуальным проявлениям в
книгах, фильмах и разговорах.
5. Она учит воздержанию и самоконтролю, но сама не способна ограничить потребление лишних калорий хотя бы
для того, чтобы влезать в те самые наряды, которые она предпочитает.
6. Она ожидает, что ее дети не будут давать себе никаких поблажек, тогда как сама ипохондрически обеспокоена
собственным благополучием.
7. Она стоит стеной за высшие ценности традиции, хотя сама не хочет становиться «старушкой». На самом деле она
смертельно боится того статуса, который в прошлые времена был плодом богатой жизни, а именно статуса
бабушки.
Пожалуй, этого будет достаточно, чтобы показать: «мамочка» - это образ женщины, в жизненном цикле которой
остатки инфантильности соединяются с рано наступившей старостью, вытесняя средний диапазон женской
зрелости, в результате чего она становится эгоцентричной и косной. Фактически как женщина и как мать она не
доверяет своим собственным чувствам. Даже ее сверхозабоченность вызывает вместо доверия прочное недоверие.
365
Немецкая ментальность выделяет образ «немецкого отца», который выступает в роли главы и тирана, преданного
государству человека. Отчужденность и строгость «немецкого отца» традиционно возрождаются из истории
культуры.
Российская ментальность состоит в неоднозначности образов родителей - ведь Россия безгранично распростерта в
разных параллелях и меридианах Востока и Запада северных и южных широт, в разных этнических (более 200) и
религиозных воплощениях.
Описанные выше стили родительского общения и воспитания (см. гл. VIII) дают возможность представить
варианты условий, создаваемых подросткам родительскими семьями и школьными учителями. Именно
разнообразие стилей, которое получает подросток в каждодневном общении со взрослыми, обучает его стратегиям
общения в реальном взаимодействии людей.
Общение со сверстниками.
В отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает
совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки
отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.
В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки
учатся рефлексии на себя и сверстника.
Взаимная
заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение
оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с
родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь
менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному
другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких
обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга
в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В
отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в
общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он
отстаивает эту личную свободу как право на взрос-лость. При этом по отношению к родителям подросток, как
правило, занимает негативную позицию.
Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях в зависимости от
общего уровня развития и воспитания стихийно
формируются свои кодексы чести.
Конечно, в целом нормы и
правила заимствуются из отношений взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый от-
366
стаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь
высоко
ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и
т.п.
Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль за ней осуществляется в
максималистских формах. Если подросток
подвел, предал, бросил,
он может быть избит, ему могут объявить бойкот
и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли
уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.
Перечисленные отроческие ориентации в общении, конечно же, в целом совпадают с ориентациями взрослых.
Однако оценка поступков сверстников идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых.
При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в
подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его
подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние
позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным
невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть
свою причастность друг к другу.
В неформальных подростковых объединениях формируется (или заимствуется из старших по возрасту
группировок) своеобразный сленг
(англ.
slang) или арго
(фр.
arg'o) - слова или выражения, употребляемые
определенными возрастными группами, социальными прослойками. Сленг придает эффект усиления чувства «Мы»
тем, что сокращает дистанцию между общающимися через идентификацию всех членов группы общими знаками
общения. Речь подростков может быть сплошь сленговая, но может иметь в обороте и 5-7 слен-говых слов.
Главное, что эти слова присутствуют в группе, являются ее достоянием, они преступают нормы обыденной этики,
освобождают от нормативной пристойности и дают ощущение раскрепощения в диалоге. Подростки пользуются
сленгом в классе, в спортивных группах, во дворах домов, а также в диффузных неформальных объединениях под
сленговыми названиями (панки, металлисты, хиппи, фашисты, люберы и др.).
Так, панки
(от англ.
pune - отбросы) внешне отличаются от других по «гребню» - торчащей вверх фиксированной
полосе волос от лба до затылка. «Гребень» может быть выкрашен в яркий, непри-
367
родный цвет - красный, зеленый. Общий вид такой головы архаичен - напоминает что-то среднее между гребнем
игуанадона или стегозавра из книги «По путям развития жизни» и украшением дикаря. Чем отличие об
общепринятой прически больше, тем лучше. Панки являются носителем особого подросткового сленга и мата. Это
- прежде всего подростки в возрасте 12-15 лет. Панки демонстрируют пренебрежение к культуре, к общепринятым
нормам. Они «любят грязь», как поет о них Б. Гребенщиков. Панки демонстрируют, что они «отбросы».
Приведем примеры их развлечений.
Развлечение «С добрым утром». Рано утром панк залезает в мусорный бак. Остальные прячутся и наблюдают.
Когда к баку подходит человек с мусорным ведром (чаще всего это какая-нибудь старушка), из него высовывается
панк и говорит: «С добрым утром!» Реакцию старушки легко можно себе представить.
Посвящение в панки может происходить таким образом: молодой панк, пионер, проходит весь Невский проспект и
переворачивает под наблюдением других панков все урны.
(Из материалов А. Фаин, В. Лурье.)
Панки не имеют своей программы, они слоняются по городу, бездельничают и хулиганят. От учебы отлынивают,
паразитируют за счет родителей. Болезнь роста - панкизм - обычно проходит вместе с отрочеством.
Другие группировки подростков также имеют свои внешние выразительные атрибуты и свой специфический сленг.
Помимо автономной сленговой речи, которая объединяет подростков в группы, необходимо выделить также
площадные жесты и позы - агрессивные, снимающие дистанцию, подчас откровенно циничные. Подростковое
невербальное общение может вызывать протест смотрящих на это взрослых, но сами подростки подчас с
готовностью проходят через эту
возрастную инициацию
вольными жестами и позами. При этом они не вникают в
глубинные смыслы своих выразительных действий.
Так, подростки легко дразнят друг друга высовыванием языка, показыванием кулака, постукиванием пальцем по
уху, подкручиванием пальцем у виска, демонстрацией «фиги», позы «мачо», зада, жеста «фак» и др.
Перечислим описание некоторых поз и жестов, а также смыслов, которые обычно традиционно в них
вкладываются.
Показывание языка -
распространенный на многих континентах жест дразнения, привлечения внимания и
провокации неприязни.
Высовывание (вываливание) языка при внимании - «язынить», зевать, разинув рот, высунув язык
(В Даль) -
признак
глупости, умственной отсталости. Подражание субъекту с открытым ртом есть форма дразнения, унижения его.
По отношению к противоположному полу специфическая демонстрация языка может носить сексуальный оттенок.
Интенсивное высовывание языка часто сочетается с наклоном корпуса вперед, руки могут быть опущены в
карманы и каким-либо образом демонстрировать сопровождающие условные дразнящие специальные знаки.
Показывание кулака -
жест угрозы, ярости.
Обычно эмоция ярости «возбуждает мозг, сообщает силу мышцам и одновременно придает энергию воле. Тело
обыкновенно держится прямо, будучи наготове к немедленному действию, но иногда оно наклоняется вперед к
обидчику, и мышцы конечностей при этом более или менее напрягаются»
(Ч. Дарвин).
Обычно подростки чрезвычайно экспрессивно демонстрируют агрессию, напряжение и поднимание кулака
сопровождаются оскаливанием клыков (работает лицевая мышца, на щеках образуются отчетливые складки, а под
глазом, особенно около его внутреннего угла, образуются резкие морщины). Как указывал Ч. Дарвин, «точно такое
же движение производит собака, когда она рычит; она часто поднимает губу только с одной стороны, обращенной к
противнику, когда она как бы намеревается вступить в драку». При этом жесте угрожающий агрессивно смотрит в
глаза противнику.
Постукивание пальцем по уху
означает, что другой «лопух», глупее того, кто демонстрирует данный жест.
В простонародном обыденном употреблении «лопух» - простоватый несообразительный человек. («Лопух он у
тебя». Грибачев. Вечереет. «Он всех называл лопухами и другими обидными прозвищами». Носов. Незнайка в
Солнечном городе.) «Лопух» имеет невербальный знак - указанный жест пальцем по уху. Данный жест может
зачастую следовать после обмана, розыгрыша другого, когда тот предстал в не очень выигрышном свете.
Кручение указательным пальцем у виска
означает, что у другого не хватает ума, чтобы что-то понять: «не все
дома!». Выражение лица показывает пренебрежение к умственным способностям другого. Знак часто показывают
после какой-либо оплошности другого или изнуряющего долговременного преследования.
Фига
(кукиш, шиш, дуля) - кулак с пропуском под указательным большого пальца - грубый, агрессивный жест в
знак презрительного отказа, издевки, насмешки и т.д. Демонстрация фиги есть знак смелого проявления отказа в
противоположность «фиги (кукиша) в кармане» - трусливого жеста, выраженного за глаза. Жест «фиги» как бы
ставит на место агрессивного другого, но одновременно провоцирует и его агрессию.
Поза «мачо»
характерна для мальчиков. Отличительной особенностью данной позы является обращения внимание
других на свою половую принадлежность. Руки при этом находятся рядом с пахом, обращая внимание на данную
область. Демонстрируется специфическая агрессия, оскорбляющая достоинство других лиц независимо от половой
принадлежности.
Демонстрация зада другому-
поза пренебрежения к нему. Зад символизирует в традиционном сознании людей
противоположность уму («Тянуть задницу» - лениво, вяло работать. «Умен, да задом», «Задним умом догадлив».
В.
Даль).
Символическое обнажение зада (приподнимание платья) - отождествление интеллекта другого с местом, не
предназначенным для мышления. Это жест, унижающий чувство достоинства и самоценности другого.
Демонстрация зада может также носить сексуально окрашенный оскорбительный характер.
Жест «фак» -
оскорбительный знак, означающий нецензурное ругательство или «сядь на это»; палец поднят вверх.
Кристофер Андерсен в книге «Мадонна» показывает, сколь печальна утрата уважения к интеллекту, обесценивание
потенциала человеческой личности. Конвейер по изготовлению идолов масс-культуры создает бездуховные
социальные единицы, марионетки, которые берут себе на вооружение знаки вульгарной субкультуры. Во время
368
369