Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8875

Скачиваний: 154

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

искал утешения.
Многие  отроки  не  переживают  столь  открыто  и  экспрессивно  своих  чувств. Однако  и  они  мечтают  о  ком-то
прекрасном, а найдя в толпе сверстников симпатию, открыто  не  смотрят в глаза другому, милому, а лишь тайно
посматривают  в  моменты,  когда,  как  им  кажется,  никто  не  наблюдает  за  ними.  Безмолвные  воздыхатели  любят
столь же

375


background image

 кратко,  как  и  их  более  открытые  сверстники.  Иногда  подросток  больше  любит  свою  мечту  о  другом,  чем  его
самого.
Первые  чувства  оказывают  на  юную  душу  столь  сильное  воздействие,  что  многие  люди  уже  в  зрелые  годы
вспоминают  именно  эти  чувства  и  предмет  сердечной  склонности, давно  растворившийся  в  реальной  жизни  в
течение лет.

Сексуальность  в  отрочестве. В

  отрочестве  начинают  формироваться  сексуальные  влечения, которые

характеризуются  определенной недифференцированностью и повышенной возбудимостью (обычно это состояние
подростка  называют  гиперсексуальностью). Подросток  может  легко  возбудиться  под  влиянием  сюжета  и
зрительного восприятия кинофильма, рассказов о сексуальных действиях сверстника, собственных фантазий.
Естественно, при  этом  возникает  внутренний  конфликт  между  стремлением  подростка  освоить  новые  для  себя
формы  поведения, например  физические  контакты, и  запретами, как  внешними - со  стороны  родителей, так  и
собственными внутренними табу.
Подростки при этом  часто не решаются  выступить  инициаторами физических  контактов. Социально  приемлемой
формой  таких  контактов  считаются  танцы, где  приглашение  партнера  требует  от  подростка  определенной
уверенности  в  себе. Танцы, помимо  других  причин, в  этом  контексте  становятся  особенно  значимыми. Первые
опыты телесных контактов посредством танцев со временем содействуют их увеличению.
Психологическая фиксация на сексуальных переживаниях может быть направлена на мечту, на взрослого человека,
на  сверстника  своего  и  другого  пола. Поэтому  в  отрочестве  под  влиянием  комплекса  весьма  разнообразных
ситуаций могут возникать  девиации сексуального поведения. В  этом  отношении  наиболее подвержены  сексуаль-
ным провокациям подростки с недостаточно развитым чувством моральных запретов, бездуховные, инфантильные,
развитые физически, но не способные при этом давать несексуальный выход своей энергии. Отставание в развитии
социальной и психологической зрелости и быстрое физическое созревание открывают путь половому влечению  у
одних, неадекватное же представление о взрослости подогревает стремление к сексуальным контактам у других.
Интерес  к  сексуальным  контактам  у  многих  подростков  в  силу  своей  значимости  и  одновременно  отсутствия
средств для выражения зачастую приводит их к карнавализации всего того, что связано с половой идентификацией.
Когда возникает повод, мальчики с интересом переодеваются в девичьи платья, а девочки - в мальчиковую одежду.
В этом случае отрок старается не только передать манеру двигаться и проявить себя в общении как представитель
другого пола, но и вчувствоваться в

376

глубинные  свойства  противоположного  пола. Само  по  себе  переодевание  как  знак  возбуждает  и  придает  особый
смысл  тому, что  происходит  в  момент  идентификации  с  противоположным  полом. Все, что  проделывают
подростки, представляет собой прорыв из нормативной половой идентификации в карнавальные формы  освоения
табуированных обществом форм бытия противоположного пола.
Переодевания являются вполне корректной формой раскрепощения подростков и расширения их душевного опыта.
Для этого приемлемы театрализованные представления, шоу и карнавалы.
В подростковой  культуре нередко пользуются популярностью рассказы о своих любовных победах. Эти рассказы
подростков (особенно  мальчиков) о  своих  невероятных  похождениях  отличаются  гиперболизацией  описываемых
ситуаций, своего сексуального поведения и невероятных последствий. Обычно подростки рассказывают друг другу
прочитанные, подсмотренные  и  преувеличенные  подлинные  истории. Они  понимают, что  каждый  явно
присочиняет, но  не  уличают  друг  друга - ведь  так  важно  вербализовать  свои  фантазии, пережить  их  вместе  с
другими. Иногда  подростковая  гиперсексуальность  приводит  к  реальным  сексуальным  взаимоотношениям, когда
одни  подростки  могут  совращать  других (это  касается  как  подростков  одного, так  и  противоположного  пола). В
более резких формах подростки могут совершать насилие над сверстниками.
Подросток  Г. (14 лет) испытал  насилие  со  стороны  сверстников, которые  привязали  его  к  дереву, обнажили
гениталии и начали раздражать эрогенные зоны. Г. испытал оргазм. После этого происшествия он зафиксировался
на переживаемом страхе, совмещенном со сладострастным чувством.
Специалисты говорят, что  обычно подобные фиксации  уходят из эмоциональной памяти  человека, и он  обретает
себя  с  возмужанием. Однако  в  период  отрочества  подросток  может  быть  переполнен  своими  сексуальными
переживаниями, особенно связанными с экстремальными ситуациями. Лишь в некоторых случаях насилие, садизм
или мазохизм сексуально фиксируются человеком и могут сочетаться с нормальной половой жизнью.
Подростки с высокой сексуальностью часто занимаются онанизмом (принято считать, что около 70 % подростков
мужского и 15-20 % женского пола после 14 лет занимаются онанизмом). В этом же возрасте между подростками
может  возникать  так  называемый  групповой, совместный, онанизм, когда  мастурбацией  занимаются  несколько
подростков  на  виду  друг  у  друга. Эта  форма  сексуального  поведения  чаще  проявляется  у  подростков  из
неблагополучных семей, у лишенных родительского попечительства. Неокультуренная сексуальность, соединенная
в  совместных  переживаниях, частично  компенсирует  нереализованную  потребность  в  недостаточных
положительных эмо-

377


background image

 циях, в  любви, частично  дает  выход  самому  сексуальному  напряжению. Однако  совместная  мастурбация  может
быть и у подростков из полных семей, обучающихся в престижных учебных заведениях и притязающих на высокий
уровень интеллектуального развития. В «этом» подростки могут находить для себя некое таинство.
«Воздерживаясь  от  одиноких  удовольствий, практикуемых  обычно  мальчиками  моего  возраста, я  ловил  обрывки
бесед,  полные  намеков,  которые,  несмотря  на  все  старания,  я  так  и  не  мог  понять.  Сгорая  от  стыда  и  опасаясь
обнаружить свое невежество, я никогда не осмеливался спросить, как делать «это» Как-то я пришел к выводу, что
«это»  можно  делать  и  одному,  но  ведь  «это»  могло  быть  взаимной  операцией  двух  или  нескольких  человек...  Я
видел, как удалились два моих приятеля, заметил, как они молча обменялись взглядами, - и это интриговало меня
несколько дней. Они скрылись, а вернувшись, показались мне прекрасными, преображенными»

(Дали С.).

В  отрочестве  некоторые  подростки  начинают  раннюю  половую  жизнь. Этому  содействуют  социально
неблагополучные  условия (отсутствие  надзора, алкоголизация  и  наркотизация  родителей, сиротство) и
недоразвитие  нравственных  ценностных  ориентации. У  подростков, живущих  в  трудных  условиях, как  правило,
отсутствуют чувство стыда, естественная застенчивость и доминирует сексуальное влечение. Подросток этого типа
уходит полностью в сексуальные отношения, и все остальное в мире перестает для него существовать.
Согласно  статистике  ежегодно  в  России  у  пятнадцатилетних  матерей  рождается  около 1,5 тыс. младенцев, у
шестнадцатилетних- 9 тыс., у семнадцатилетних - 30 тыс. Ежегодно создается множество подростковых семей из-за
ранней беременность девочки-подростка, но внебрачная рождаемость имеет тенденцию к росту. В последние годы
беспорядочное  начало  половой  жизни  стало  типичным  явлением (считается, что  среди  подростков  эта  величина
может быть определена 40-60 %). Так, в Санкт-Петербурге среди матерей, родивших ребенка в возрасте до 18 лет,
почти каждая десятая начала половую жизнь в возрасте до 14 лет. В Москве каждая третья женщина в возрасте 15-
18 лет  уже-нуждается  в  предохранении  от  нежелательной  беременности. С  момента  начала  половой  жизни  и  до
рождения  ребенка  каждая  пятая  юная  мать  имеет 3-5 и  более  сексуальных  партнеров.

(По  материалам  И. П.

Катковой, О. И. Лебединской, Е. В. Андрюшиной.)

Беременность  и  роды  в  подростковом  возрасте  нарушают  процесс  роста  и  развития. Кроме  того, беременность
создает  для  девочки-подростка  особую  ситуацию  психологического  дискомфорта, последствия  которого  либо
формируют чувство вины, комплекс неполноценности, либо побуждают к еще большему освобождению от норма-
тивного  поведения, соответствующего  возрасту. Переживания  девочки-подростка, связанные  с  беременностью,
усугубляются  также  отношениями  с  родителями, которые  чаще  всего  применяют  репрессии  к  своему
незадачливому чаду.

378

Поэтому  очень  важно  просвещать  подростков  по  вопросам  любви  и  секса,  готовить  их  к  этой  сфере  взрослой
жизни.  И  в  первую  очередь  следует  воспитывать  чувство  ответственности  за  себя  и  за  другого  человека,  того,  к
кому подросток испытывает первое чувство любви или половое влечение.

ГЛАВА X. УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
§ 1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Вхождение в реальность знаковых систем языка.

 В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны,

за  счет  расширения  богатства  словаря, с  другой - за  счет  усвоения  множества  значений, которые  способен
закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой
системой, позволяет, во-первых, отражать  окружающую  действительность  и, во-вторых, фиксировать
определенный  взгляд  на  мир. Именно  в  отрочестве  человек  начинает  понимать, что  развитие  речи  определяет
познавательное развитие.
Подростка  интересуют  правила  употребления  тех  форм  и  оборотов  речи, которые  наиболее  затрудняют
письменную и устную речь. «Как правильно написать?», «Как лучше сказать?» - эти вопросы подросток постоянно
задает  себе. Реально  в  письменной  и  устной  речи  большинство  подростков  испытывает  явные  затруднения.
Кажется, отрок  просто  не  представляет, как  написать  слово  или  выразить  свои  смутные  мысли. Однако  это  не
означает, что он не знает родного языка. Если при написании слова или формулировании мысли подросток впадает
в состояние глубокого торможения, то с восприятием чужой речи дело обстоит более обнадеживающе.
Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей,
находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. В
этом  случае  подросток  испытывает  чувство  юмора, которое  снимает  его  напряжение  от  постоянного  внимания  к
реалиям  языка.  Это  же  обстоятельство  содействует  пониманию  того,  что  речь  в  обыденной  жизни  людей  часто
грешит нарушениями правил.
Конечно, подросток, стремящийся  к развитию  своей  речи, будет  упорно  обращаться к  словарям и справочникам,
чтобы  уточнить  значение  слова, его  правильное  произнесение, выяснить  для  себя  те  вопросы  стилистики,
относительно которых существуют ясные указания, устойчивые правила.

379


background image

 Именно  в  отрочестве  человек  начинает  дифференцировать  обороты  речи  и  формы  языка, свойственные
прошедшему  историческому  времени, ставшие  архаичными, мертвыми; стареющие  сегодня  обороты  речи,
произношения слов и современный язык. Подросток способен чувствовать язык в его историческом движении. Он
хорошо понимает (или готов понять) контекст родного языка ушедших времен.
Стилистические  образцы, расхожие  и «высокие» слова, вкусы  прошлого  учат  подростка  воспринимать  весь
контекст речи в ее истории. Язык М. В. Ломоносова, Г. М. Державина, В. А. Жуковского, Н. М. Карамзина, А. С.
Пушкина, И. С. Тургенева, А. Н. Толстого  становится  не  только  исторической, но  и  духовной  ценностью, отра-
жающей  звучания  давно  ушедших  дней, значения  и  мысли, которые  создают  глубинные  связи  настоящего  с
прошлым.
Обратимся к бесценной книге М. Ломоносова «Российская грамматика», обращенной «Пресветлейшему государю
Великому  Князю  Павлу  Петровичу  герцогу  Голстеин-Шлезвигскому, Сторманскому  и  Дитмарсенскому, Графу
Олденбургскому  и  Делменгорт-скому  и «протчая». Милостивейшему  Государю». Обращаясь  к  Пресветлейшему
Государю  Великому  князю, М. В. Ломоносов  начинает  свою  грамматику  следующими  словами «Повелитель
многихъ языковъ языкъ Россшсюй не токмо обширноспю мьсто, гдь онъ господствуетъ но купно и собственнымъ
своимъ  пространствомъ  и  довольсттаемъ  великъ  передъ  всТ)МИ  въ  Европъ. Невъроятно cie покажется
иностраннымъ, и нтжоторымъ при-роднымъ Росс1янамъ, которые больше  къ чужимъ языкамъ, нежели  къ своему
трудовъ  прилагали. Но  кто  неупрежденный  великими  о  другихъ  мньшями  простретъ  въ  него  разумъ  и  съ
прилъжажемъ вникнеть, со мною согласится»'.
Стремление  к  прочувствованию  родного  языка  в  историческом  времени, соединенное  с  родной  историей, с
классической  литературой  развивает  у  подростка  рефлексивные  способности  на  движение  культурных  и
исторических процессов. Подросток, рефлексируя на родной язык как его практический пользователь, подходит к
открытию  того, что «слово  сгущает  мысли», объективирует  самосознание. Подростки  начинают  глубинно
интересоваться словарями, справочниками, заглядывают в книги, посвященные вопросам лингвистики, культуроло-
гии, литературоведению и др.
Именно  подростку, читающему  русскую  классику, предстоит  наряду  с  глубинными  народными  формами («три
дни», «казачей  сабли», «пламя  поздное», «цалует» и  др. -

А. С.Пушкин.),

  погрузиться  в  историю  языка  в  связи  с

присвоением, заимствованием слов и оборотов из иностранных языков.
Так,  А.С.Пушкин  сообщал  о  своем  пристрастии  к

галлицизмам.

  Галлицизмы

(франц.

 gallicisme,

лат.

 gallicus -

гальский) - слова или обороты речи, составленные по французскому образцу. А. С. Пушкин писал:
Мне

галлицизмы

 будут милы, Как прошлой юности грехи, Как Богдановича стихи...

380

В  последнем  вкусе

туалетом

Заняв  ваш  любопытный  взгляд,  Я  мог  бы  пред  ученым  светом  Здесь  описать  его

наряд;
Конечно б, это было смело, Описывать мое же дело;
Но

панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет.

А. С. Пушкин

Сколь  много  в  составе  русского  литературного  языка: славянизмы, иностранные  слова, сложные  слова,
собирательные  формы  и  т.д. Подростку  предстоит  вникнуть  в  культуру  языка  с  ее  сегодняшними  правилами
произнесения, орфографии и понимания значений и смыслов слов; он должен развить в себе чувство языка уже не
на детском уровне, а на уровне современного культурного человека.
Подросток, погружаясь в языковое пространство, в котором накоплены архаизмы, провинциализмы, неологизмы

2

, а

также  масса  других - определенных  и  ускользающих - значений  и  смыслов, должен  обрести  истинную  культуру
языка и научиться использовать слово в открытом тексте, в контексте языковой культуры и реальных отношений с
людьми.

Верхний уровень речевой культуры. В речевой культуре необходимо уметь не снижать своего верхнего уровня.

Подросток в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать
свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. С одной стороны, такое принятие словесного
состава  речи  и  стиля  общения  другого  несет  в  себе

возможность  ориентировочного  познания  многообразных

вариантов  речи',

  но  с  другой  стороны, этот  феномен  речевого  поведения  подростка  следует  рассматривать  как

возрастную речевую зависимость. Эта социальная слабость подростка должна быть доведена до его сознания  как
некая возрастная несостоятельность.
Таким  образом, не  только  родной «язык  навязывает  себя» подростку  через  письменные  источники, но  и  каждый
собеседник как носитель языка предлагает свой состав употребляемых слов, значений и смыслов.
Именно  для  подростков  важен  авторитет  культурного  носителя  языка. Помимо  классической  и  современной
литературы  сегодня  большое  развивающее  влияние  могут  оказывать  дикторы  радио  и  телевидения. ведущие
образовательных передач, актеры, искусствоведы, ученые, которые выступают в средствах массовой информации.
Подросток  должен  быть  приучен  к  тому,  чтобы  отбирать  для  себя  развивающее  чтение,  развивающие  радио-  и
телевизионные программы.
Особое место среди авторитетных для подростка людей должен занимать учитель, который обязан быть образцом


background image

языковой культуры.
381