Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8217

Скачиваний: 154

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 ражении, но и само воображение, считая это некой психологической слабостью.
Таким  образом, воображение  в  отрочестве  может  обогатить  внутреннюю  жизнь  подростка, может, соединяясь  с
рациональными  знаниями, преобразоваться  и  стать  подлинной  творческой  силой, но  может  и  прийти  в  упадок
после поры детства, лишить подростка полета фантазии и творчества.

ГЛАВА XI. ЛИЧНОСТЬ ОТРОКА
§ 1. ОСОБЕННОСТИ  ИДЕНТИФИКАЦИИ  С  СОБСТВЕННЫМ «Я». КРИЗИС  ЛИЧНОСТИ  В
ОТРОЧЕСТВЕ
Идентификация с собственным

 «Я». Важнейшей особенностью личности в отрочестве является быстрое развитие

самосознания посредством рефлексии подростка на себя и других. Чем лучшее образование и воспитание получил
подросток в детстве, тем богаче его рефлексия. Подросток может, забыв обо всех забавах, отвлекшись от любимого
занятия в сфере познавательной деятельности, уйдя от общения, подолгу заниматься рефлексией на свои собствен-
ные  характерологические  и  общечеловеческие  особенности. Это  занятие  при  живости  ума  может  продуцировать
важные  для  подростка  откровения  общеморального  порядка  и  относительно  своей  собственной  персоны.
Подростковая рефлексия хотя и поднимает отрока на исключительную для его возможностей высоту, отличается
свободной  ассоциативностью - мысли  текут  по  разным  направлениям  в  зависимости  от  чувств  и  внешних
обстоятельств. Целостность рефлексии придает лишь исключительная направленность подростка на самого себя -
куда бы он ни устремился в своих ассоциациях, он неизменно проидентифицирует себя с самим собой, возвратится
к самому себе, к своему собственному «Я».
Обратимся, для примера, к автобиографическому описанию своих рефлексий в отрочестве у Л.Н.Толстого.
«Едва ли  мне  поверят, какие  были  любимейшие  и  постояннейшие  предметы  моих  размышлений  во  время  моего
отрочества, - так они были несообразны  с моим  возрастом  и положением. Но, по моему мнению, несообразность
между положением человека и его моральной деятельностью есть вернейший признак истины.
В продолжение года, во время которого я вел уединенную, сосредоточенную в самом себе, моральную жизнь, все
отвлеченные  вопросы  о  назначении  человека, о  будущей  жизни, о  бессмертии  души  уже  представлялись  мне; и
детский слабый ум мой со всем жаром неопытности старался уяснить те вопросы, предложение которых составляет
высшую ступень, до которой может достигать ум человека, но разрешение которых не дано ему.

396

Мне  кажется,  что  ум  человеческий  в  каждом  отдельном  лице  проходит  в  своем  развитии  по  тому  же  пути,  по
которому  он  развивается  и  в  целых  поколениях, что  мысли, служившие  основанием  различных  философских
теорий, составляют нераздельные части ума; но что каждый человек более или менее ясно сознавал их еще прежде,
чем знал о существовании философских теорий.
Мысли эти представлялись моему уму с такою ясностью и поразительностью, что я даже старался применять их к
жизни, воображая, что я первый открываю такие великие и полезные истины.
Раз  мне  пришла  мысль, что  счастье  не  зависит  от  внешних  причин, а  от  нашего  отношения  к  ним, что  человек,
привыкший  переносить  страдания, не  может  быть  несчастлив, и, чтобы  приучить  себя  к  труду, я, несмотря  на
страшную  боль,  держал  по  пяти  минут  в  вытянутых  руках  лексиконы  Татищева'  или  уходил  в  чулан  и  веревкой
стегал себя по голой спине так больно, что слезы невольно выступали на глазах.
Другой раз, вспомнив вдруг, что смерть ожидает меня  каждый час, каждую минуту, я решил, не понимая, как не
поняли того до сих пор люди, что человек не может быть иначе счастлив, как пользуясь настоящим и не помышляя
о будущем, - и я дня три под влиянием этой мысли бросил  уроки и занимался только тем, что, лежа на постели,
наслаждался  чтением  какого-нибудь  романа  и  едою  пряников  с  кроновским  медом, которые  я  покупал  на
последние деньги.
То  раз,  стоя  перед  черной  доской  и  рисуя  на  ней  мелом  разные  фигуры,  я  вдруг  был  поражен  мыслью:  почему
симметрия  приятна для  глаз? Что такое  симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я  сам себе. На чем же оно
основано?  Разве  во  всем  в  жизни  симметрия?  Напротив,  вот  жизнь  —  и  я  нарисовал  на  доске  овальную  фигуру.
После  жизни  душа  переходит  в  вечность;  вот  вечность  -  и  я  провел  с  одной  стороны  овальной  фигуры  черту  до
самого  края  доски.  Отчего  же  с  другой  стороны  нету  такой  же  черты?  Да  и  в  самом  деле,  какая  же  может  быть
вечность с одной стороны, мы, верно, существовали прежде этой жизни, хотя и потеряли о том воспоминание.
Это рассуждение, казавшееся мне чрезвычайно новым и ясным и которого связь я с трудом могу уловить теперь, -
понравилось мне чрезвычайно, и я, взяв лист бумаги, вздумал письменно изложить его, но при этом в голову мою
набралась вдруг такая бездна мыслей, что я принужден был встать и пройтись по комнате. Когда я подошел к окну,
внимание  мое  обратила  водовозка,  которую  запрягал  в  это  время  кучер,  и  все  мысли  мои  сосредоточились  на
решении вопроса: в какое животное или человека перейдет душа этой водовозки, когда она околеет? В это время
Володя,  проходя  через  комнату,  улыбнулся,  заметив,  что  я  размышляю  о  чем-то,  и  этой  улыбки  мне  достаточно
было, чтобы понять, что все то, о чем я думал, была ужаснейшая гиль

2

.

Я рассказал этот почему-то мне памятный случай только затем, чтобы дать понять читателю о том, в каком роде
были мои умствования.
Но ни одним из всех философских направлений я не увлекался так, как скептицизмом, который одно время довел
меня  до  состояния,  близкого  к  сумасшествию.  Я  воображал,  что,  кроме меня,  никого  и  ничего  не  существует  во


background image

всем мире, что предметы - не предметы, а образы, являющиеся только тогда, когда я на них обращаю внимание, и
что, как скоро я перестаю думать о них, образы эти тотчас же исчезают. Одним словом, я сошелся с Шеллингом в
убеждении, что  существуют  не  предметы, а  мое  отношение  к  ним. Были  минуты, что  я, под  влиянием  этой
постоянной  идеи, доходил  до  такой  степени  сумасбродства, что  иногда  быстро  оглядывался  в  противоположную
сторону, надеясь врасплох застать пустоту (neant) там, где меня не было.
Жалкая, ничтожная пружина моральной деятельности — ум человека!
Слабый  ум  мой  не  мог  проникнуть  непроницаемого, а  в  непосильном  труде  терял  одно  за  другим  убеждения,
которые для счастья моей жизни я никогда бы не должен был сметь затрагивать.

397


background image

 Из всего этого тяжелого морального труда я не вынес ничего, кроме изворотливости ума, ослабившей во мне силу
воли, и привычки к постоянному моральному анализу, уничтожившей свежесть чувства и ясность рассудка.
Отвлеченные  мысли  образуются  вследствие  способности  человека  уловить  сознанием  в  известный  момент
состояние души и перенести его в воспоминание. Склонность моя к отвлеченным размышлениям до такой степени
неестественно развила во мне сознание, что часто, начиная думать о самой простой вещи, я впадал в безвыходный
круг анализа своих мыслей, я не думал уже о вопросе, занимавшем меня, а думал о том, о чем я думал. Спрашивал
себя: о чем я думаю? Я отвечал: я думаю, о чем я думаю. А теперь о чем я думаю? Я думаю, что думаю, о чем я
думаю, и так далее. Ум за разум заходил...
Однако философские открытия, которые я делал, чрезвычайно льстили моему самолюбию: я часто воображал себя
великим  человеком,  открывающим  для  блага  всего  человечества  новые  истины,  и  с  гордым  сознанием  своего
достоинства  смотрел  на  остальных  смертных; но, странно, приходя  в  столкновение  с  этими  смертными, я  робел
перед  каждым  и  чем  выше  ставил  себя  в  собственном  мнении,  тем  менее  был  способен  с  другими  не  только
высказывать сознание  собственного достоинства, но не мог даже  привыкнуть  не  стыдиться  за каждое  свое самое
простое слово и движение»

(Толстой Л. Н. Отрочество).

В приведенном  отрывке из воспоминаний Л. Н. Толстого, отражающем специфичность мышления отрока, можно
наблюдать, как строятся в индивидуальном сознании тонкие рефлексии не только на окружающий мир и на самого
себя, но и на сами рефлексии («Я думаю, о чем я думаю...»). Удачные рефлексии вызывают чувство восхищения
собой  и  повышают  самооценку. В  обыденной  жизни  подростку  становится  настолько  страшно  уронить  себя  в
собственных  глазах, что  он  начинает  бояться  общаться  с  другими. Одна  из  самых  типичных  социально-
психологических «болезней» в  отрочестве -

застенчивость.

  Робость  из-за  возможных  неудач  в  своих  общих

суждениях, в  откровениях  по  поводу  своих  рефлексий, в  своей  самооценке  ввергает  подростка  в  мучительный
обвал  переживаний. Переживания  по  поводу  возможных  переживаний (эмоциональные  рефлексии) вовсе
останавливают отроческие порывы в столь открытом доверительном общении.
Подросток  углубленно  изучает  самого  себя. Благодаря  рефлексии  происходит  активное  наполнение  структурных
звеньев самосознания. Изучая свои особенности, размышляя о себе в прошлом, настоящем и будущем, анализируя
свои  притязания  в  деятельности, в  общении  и, в  частности, в  сфере  общения  с  представителями  другого  пола,
подросток  реализует  свою  потребность  в  адекватной  самоидентификации. Здесь  его  интересует  собственное «Я»
именно в данный момент - «здесь и теперь».
Особое  значение  в  отрочестве  имеет  внешность. Идентификация  с  собой  как  с  физическим  телом  у  подростка
обычно  затруднена: ведь  он  начинает  претерпевать  очень  быстрые  метаморфозы  в  физической  и  духовной
конституции лица и тела. Подросток придает своей внешности  особое значение. Привлекательность, соответствие
прически и одежды канонам референтной группы сверстников, соответствие ма-

398

неры телесных выразительных движений стандартам окружения - все это имеет чрезвычайное значение.
В  зависимости  от  времени, в  котором  живут  разные  поколения  подростков, они  проделывали  разнообразные
карнавализации  со  своей  внешностью: то  отпускали  патлы  и  расклешивали  свои  брюки, то  брились  наголо  и
надевали  специально  разорванную  одежду, то  выстригали  фасонно  волосы, сочетая  голые  места  с  зачесанными
пучками длинных волос, и надевали на себя немыслимые хламиды. При этом, независимо от пола, они украшали
себя серьгами, браслетами, цепями и цепочками. В последнее время появилась новая тенденция:
раскрашивание  лица  не  в  соответствии  с  его  конституцией, а  вопреки  ей - полосами, узорами, изображениями,
защитными  символами. Многие  более  агрессивные  действия  по  отношению  к  своему  телу  начинают
осуществляться  именно  в  подростковом  возрасте (татуировки, иссечения  с  символическим  подтекстом  и  др.).
Общая идентификация объединяет подростков в «Мы» и создает ощущение защищенности.
В  то  же  время  подросток  пристально  рассматривает  себя  природного  в  зеркале. Удлинившийся  нос, прыщик  и
другие новообразования во внешности смущают его. Идентификация с прежним образом нарушается, и подросток
испытывает  неуверенность  в  себе. Даже  самые  обаятельные  и  гармоничные  подростки  не  уверены  в  себе  по-
настоящему -ведь они в соответствии с возрастом тоже очень быстро изменяются.
Одной  из  причин  возрастной  застенчивости  является  именно  высокая  значимость  внешности  для  большинства
подростков: в отрочестве  нередко встречается  недовольство  теми или иными чертами лица или фигуры (чаще- у
девочек-акселераток  с  ускоренным  созреванием  и  мальчиков-подростков  с  задержкой  или  недостаточным
физическим  развитием). При  этом  воспитатели  не  только  не  вытесняют  гипертрофированные  ориентации
подростков на свою внешность, но нередко своими критическими замечаниями и поддразниванием по поводу тех
или иных особенностей физического облика усиливают у подростка чувство собственной неполноценности, что, в
свою очередь, приводит к замкнутости, необщительности, пониженному настроению, а то и к депрессии. Известно,
что  психотравмирующие  высказывания  позволяют  себе  многие  родители, школьные  врачи, педагоги. Особенно
часто это делают учителя физкультуры, тренеры, хореографы.
Разумные  взрослые, понимающие  отроческие  проблемы, стараются  поддержать  подростка  и  придать  ему
уверенность в себе.
Вспомним, что писал Л. Н. Толстой о проблемах, связанных с внешним обликом в отрочестве.


background image

«Я  гораздо  ниже  ростом  Володи, широкоплеч  и  мясист, по-прежнему  дурен  и  по-прежнему  мучусь  этим. Я
стараюсь казаться оригиналом. Одно утешает меня: это то, что про меня папа сказал как-то, что у меня

умная рожа,

и я вполне верю в это.

399


background image

 St. Jerome (учитель) доволен мною, хвалит меня, и я не только не ненавижу его, но когда он иногда говорит, что с

моими  способностями, с  моим  умом

  стыдно  не  сделать  того-то  и  того-то,  мне  кажется  даже,  что  я  люблю  его»

(Толстой Л. Н. Отрочество).

Рефлексия на себя  у тонко  чувствующего, гениального  отрока может показаться выходящей  за рамки возможной
рефлексии  обычных  подростков. Однако в действительности  это не  так. Все  отроки заинтересованно относятся  к
своей внешности, все стремятся заглянуть себе в душу и дать себе общественную оценку.
Обратимся к рефлексивному самоанализу современных отроков.
Меня зовут Евгений, мне 14 лет, русский.
Я - башня, которая стоит на холме, но вокруг тоже холмы. Причем все «плавные».
Если спуститься с холма, то попадаешь в «эльфийский» лес. Рядом с лесом и башней течет река — вот таким я себя
вижу.
P.S. В башне нет двери, а есть только одно маленькое окошко (высоко). Из него иногда спускается лестница, и я
спускаюсь на землю, т.е. становлюсь более открытым.
Хотя всегда изображаю открытость. Я - башня. И не потому, что скованный, а потому, что не хочу, чтобы обо мне
много знали, я хочу остаться «тайной».
Меня зовут Дмитрий, мне 15 лет, русский.
Вполне нормальный человек. Можно назвать умным, начитанным, судя по отзывам друзей, одноклассников. Мое
общение с окружающими зависит от настроения. Охотно учусь тому, что меня заинтересует. Дела обычно довожу
до  конца. В  семье  и  классе  с  моим  мнением  считаются. Увлекаюсь  вычислительной (компьютерной) техникой,
парусным спортом, хоккеем. Практически на любой жизненный вопрос имею личное мнение. В споре меня трудно
переубедить, но если я чувствую правоту собеседника, этот вопрос отпадает. В общем, человека нельзя  узнать по
листку бумаги.
Меня зовут Роман, мне 14,5 лет, якут.
Мои родители учителя. В семье нас пятеро, старше меня две сестры. Родных у моей матери много, а у отца только
брат.  Летом  мы  все  собираемся,  идем  в  поход,  охотимся  на  мелких  грызунов,  купаемся.  Бывает  очень  весело.
Поэтому мы все с нетерпением ждем наступления лета. Родные у нас разбросаны по всей Якутии, как разводы на
воде от упавшей капли.
Я очень люблю свою усадьбу. Люблю ходить по ней и отыскивать разные уголки, наблюдать за жизнью муравьев,
пчел, жуков. Так как мы переехали сюда всего три года назад, мы должны построить террасу, печь в пристройке,
подвал. Я очень люблю, когда моя усадьба пополняется, становится красивой.
В  школьной  жизни  я  не  люблю  высовываться  из  массы.  У  меня  мало  друзей,  но  все  хорошие.  Я  люблю  вкусно
поесть. Мне  очень  нравится  кататься  на  мотоцикле, рыбачить, учить  щенков, читать  книги, в  основном
приключения  и  фантастику. Из  любимых  предметов  мне  нравятся  труд, биология  и  физкультура. Очень  люблю
короткое,  но  теплое  и  ласковое  якутское  лето.  Из  времен  года  не  нравится  осень,  так  как  кончается  лето,  идут
дожди, все становится серым и холодным.
Мне ужасно нравится копаться в старых вещах, находить пожелтевшие фотографии, предметы старинного быта.
Своего характера я не знаю, склоняюсь к тому, что не очень тихий, не очень шумный.
Еще люблю смотреть по телевизору разных хищников: львов, тигров, пантер, ягуаров, леопардов, пум и т.д. Очень
хочется  увидеть  живых, как  они  охотятся, как  живут. Люблю  слушать  музыку, собирать  вкладыши. Моя  мечта
узнать тайны природы и побывать в далеком прошлом.

400

Меня  зовут  Гриша,  якут.  Я  хочу  вам  рассказать  о  себе.  Я  живу  в  двадцатом  веке.  В  городе  Якутске.  Мне  14  с
половиной  лет, дурных  привычек  не  имею. Мое  хобби -коллекционирование  банок  из-под  пива  и  лимонада,
кулинария, люблю спать и ничего не делать, но это мне удается редко. Знак зодиака - Весы. Характер спокойный,
уравновешенный, немного  лентяй, добрый, скромный, умный, симпатичный, самокритичный, общительный,
люблю шумную компанию.
СПИДом, сифилисом, гонореей и т.п. не болел и не болею.
Учусь  в  «бизнес»-классе.  Окончил  IX  класс  без  троек,  хочу  пойти  на  золотую  медаль.  Принцип:  «Век  живи,  век
учись». Мечта - стать богатым и счастливым. Работаю с 10 лет, обычно летом. «Дамы сердца» пока нет. Люблю
анекдоты, путешествия, приключения, но неопасные.
«Кто  Я?» Этот  вопрос  задавал  себе  человек  с  древних  времен, и  он  актуален  и  до  наших  времен. Я  по-своему
попытаюсь ответить на этот вопрос.
Не поддается никакому сомнению, что я Иван - представитель восьмого поколения моей фамилии. Мой рост 175
см, вес 54 кг, а нос точно такой же, как и у всех моих предков. Я якут, мне 15 лет.
Про  себя  могу  сказать, что  я  большой  оригинал, у  меня  есть  склонности  к  эпатажу, распространению  сплетен.
Устраивание скандалов - мое любимое занятие.
Мои  идеалы  и  примеры  для  подражания - это  такие  яркие  и  неповторимые  личности, как  Клеопатра, Джордано
Бруно, Наполеон. Но мне не хочется проигрывать, как они. Я амбициозен. Я большой оптимист. Для исполнения
моих  личных  целей  я  готов  поступиться,  продать,  купить  все,  кроме  своих  близких  и  их  благополучия.  В  своем