Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 9062
Скачиваний: 155
классе или еще где-нибудь я не могу терпеть лидеров, и если они мне не нравятся, устраняю любым способом, даже
«ударом ниже пояса».
Мои увлечения - это авангардное искусство, мода. Всерьез занимаюсь историей и правом.
Моя мечта - быть в центре внимания прессы, телевидения, журналистов, репортеров.
Мое благополучие - это не ограничивать себя в средствах.
А все остальное считаю неважным.
Пламенный привет нашим психологам от Валерия. Я якут, 15 лет.
Как я понял, мне надо рассказать о себе, но как бы со стороны. Поэтому я себя буду рассматривать со стороны...
Он поступил в лицей не так уж легко и не так уж трудно. Учится на три балла. Очень ленивый парень, из-за чего
чуть не провалился на экзаменах. Он не отдается своей учебе полностью, он бережет себя (не знаю от чего).
Поэтому у него бывают бо-о-льшие проблемы с учителями. Он может учиться на «отлично», но все свое время
отдает либо друзьям, либо самому себе.
Он не любит проигрывать, всегда хочет быть первым, но, увы, это не всегда получается. Всегда добивается своего,
из-за чего некоторые недолюбливают его. Как и все люди, он чуточку лицемер и большой эгоист. Он берется за
дело, если это ему надо или выгодно. Я думаю, что эгоизм должен присутствовать у всех, так как без этого человек
не смог бы выжить в этом мире.
Он двойственная натура. Думает одно, а делает другое. Хочет слишком многого, отчего и страдает. Он никогда не
планирует свой день. Любит, чтобы все было спонтанно.
Я думаю, что он достигнет своего, если приведет себя и свои дела в порядок и, конечно же, организуется.
Меня зовут Андрей, мне 16 лет, русский.
Я - человек, живущий в этом Мире. Но не только в нем, есть у меня увлечение уходить в другое время, видеть
людей в нем. В общем, я занимаюсь черной магией.
Единственное, что мне мешает в жизни, так это то, что я не могу найти постоянного спутника жизни, из-за чего я
страдаю, и очень сильно.
401
Однако в этом есть какие-то преимущества: я легко вступаю в контакт с людьми, могу понимать и помогать
другим. Но мне помочь пока никто не может, потому что я не доверяю людям.
Единственное, о чем я могу попросить Вас, - помочь мне избавиться от ненужной отрицательной энергии (это я
расскажу Вам, когда будем общаться). Доверяющий Вам Андрей.
Я Алексей, русский, 16 лет. Родился в стольном граде Москве. На Земле одним мною стало больше. Без этого дня
наличие меня, как такового, было бы весьма спорным. Потерял бы мир от этого - большой вопрос.
Поступив в музыкальную школу, я пытался сочинять музыку, но только спустя 7-8 лет результат этих попыток
принес мне удовлетворение. Два года назад начал писать стихи Теперь сочиняю песни (некоторым нравится даже
их слушать). Очень нравятся импровизации. Несколько раз пытался писать роман, но терпения мне явно не хватает.
В этом году придумал юмористическую пьесу в стихах. Сам занялся ее постановкой на сцене. Получилось очень
хорошо. Роли играли мои одноклассники (без них представление не удалось бы). Свою будущую жизнь хочу
связать с экономикой. Поэтому буду поступать в ГАУ.
Меня зовут Настя, мне 14 лет, якутка, учусь в национальной школе, в физико-математическом классе. В свободное
время люблю заниматься спортом, гулять на природе Я увлекаюсь математикой, люблю решать задачи. Мечтаю
владеть английским языком. Люблю общаться с интересными людьми. Я родилась под знаком Скорпиона. Ха-
рактер у меня, думаю, хороший. Прежде чем что-либо сделать, я долго об этом думаю. Я думаю, что мне повезло,
что я прошла тест и оказалась в «Орленке». Мне здесь начинает нравиться. Здесь я ближе познакомилась с другими
ребятами, вообще здесь очень интересно. Вот именно сейчас мне бы хотелось хоть на час оказаться дома.
Меня зовут Наталья. Мне 14 лет, русская. У меня нормальная полноценная семья. Папу я могу уговорить на что-то,
а вот с мамой просто дружу. Она для меня самый дорогой и большой друг. Так как у меня есть еще брат и сестра,
старшие, то я в семье вечно обиженная, хотя это не всегда бывает правдой. Я вообще по натуре актер-психолог, т.е.
я могу по-разному преподносить себя, даже если мне это неприятно, но я тем самым узнаю человека от и до.
Поэтому в классе я всех понимаю и могу кое-кому помочь, конечно, в меру своих возможностей. Но иногда я
просто слепа к боли другого человека. Наверное, это из-за того, что я эгоистка. Как человек я очень скрытная, я
видела, как переживает моя сестра из-за своей открытости, и поэтому я боюсь, что я раскрою свою душу, а по ней
пройдутся грязными, тяжелыми сапогами и каждый шаг будет отскакивать от стенок души и сильной болью бить
по мозгам. Я пугаюсь мира, но я бы не сказала, что я очень закомплексованный человек. Внешне я никогда этого не
покажу. Я люблю посидеть в лунную ночь одна и помолчать. Я пишу стихи, но почему-то их не все понимают. Я
думаю, что просто люди не понимают то состояние моей души, которое побудило меня написать именно это
стихотворение. Я не люблю, когда мне резко говорят о моих недостатках. Я обидчива. Но все-таки я люблю
смеяться, веселиться и находиться в кругу друзей. Люблю петь и плавать. А если меня охарактеризовать одним
словом, я бы сказала - загадка. Кстати, сама я себя еще не разгадала.
Меня зовут Ирина, мне 14 лет, русская. Я человек, личность, ученица, дочь, сестра и т.д. Я очень противоречивый
человек. Во мне есть, наверное, все качества - и положительные и отрицательные. Я оптимист и холерик. Я обычно
кажусь такой, какой хочу казаться. В школе я одна, дома - другая, с подругой - третья, на улице -четвертая и т.д
Обычно я веду себя в соответствии с ситуацией, но не всегда. На меня большое влияние оказывает окружающая
среда: погода, настроение окружающих, прочитанная книга, увиденный фильм, сон. Я не злопамятная: легко
раздра-
402
жаюсь, но уже через 5 минут я жалею об этом. В школе я всегда веселая, общительная; дома я часто сержусь и
ругаюсь чаще всего по мелочам. Я считаю себя тактичной (хотя, возможно, ей и не являюсь) и люблю это качество
в других людях. Я умею хранить тайны. Я очень люблю живопись, музыку и вообще искусство. Я бы хотела
заниматься музыкой и живописью, но для этого, по-моему, надо иметь определенные способности, талант. Мне
нравятся почти все люди. У меня много симпатии к людям. Почти у всех я нахожу что-то, в чем они превосходят
меня, и я готова у них в этом учиться. Я очень самокритична и долго переживаю свои ошибки; чужие же ошибки я
всегда прощаю. Иногда я беру на себя слишком много и, не выполнив, очень расстраиваюсь. Меня легко обидеть,
но я очень редко показываю, что обижена. Достаточно часто под маской веселья или грусти скрываются другие
чувства. Я умею хорошо притворяться. Я легко плачу и смеюсь, любое горе, даже чужое и далекое, я переживаю
как свое. Часто я чувствую себя не хуже других, но это быстро проходит. Я очень влюбчивая, и влюбиться мне
ничего не стоит, но я способна замечать недостатки в любом человеке, даже в том, который мне очень нравится. Я
недоверчива, и никто не знает всего, что лежит у меня на душе. Я не люблю одиночество и молчание, но если мне
приходится быть одной, я скучать не буду. Мне всегда хочется кому-нибудь что-нибудь сказать о себе, но я думаю,
что меня не так поймут, и не рассказываю. Я скорее всего общительная, но добраться до моих истинных
переживаний довольно трудно. Большинство думает, что знает меня, но это не так. Я могла бы писать очень много
и долго, я люблю философские разговоры, люблю, чтобы со мной соглашались, для того, чтобы переубедить
человека, я стараюсь аргументировать свой ответ и приводить факты. Я скорее всего лидер по натуре, но я не
уверена в этом, убедить меня надо, чтобы это признали остальные.
Мне 15 лет и несколько месяцев, русская. Люблю жизнь. Определенной цели в жизни не имею. Вообще я считаю,
что если ставить цель и потом ломиться к ней, не замечая никого вокруг, - это преступление. Жизнь слишком
ужасна и прекрасна, чтобы проходить мимо нее. У меня есть подруга. Я обязана ей очень многим. Общение с ней
«разбудило» меня. После нашего знакомства я открыла Гребенщикова, Цоя, Талькова. Прочитала в несколько раз
больше книг, чем за несколько лет до этого. Вообще о книгах: я не могу не читать. Это жизненная необходимость.
Особенно я люблю классику фантастики (Андерсон, Саймак, Шекли, Бредбери, Азимов и т.п.). Я не понимаю тех
людей, которые считают фантастику «бульварной» литературой. Может быть, мое «книгоглотание» - попытка
отгородиться от этого мира, построить свой собственный или хотя бы уйти в чужой. Вообще, у меня довольно
часто появляются мысли
об уходе.
Быть может, это от переходного возраста, может, от собственной
неустроенности и нерешительности... Мысли приходят и уходят, потому что есть книги и музыка, есть люди. Пусть
они редки, пусть чаще попадаются нелюди типа «мускулистый дегенерат» и микроцефал, все равно люди, и умные
люди есть. Кстати, об этой патетической, прочувствованной фразе: я делю себя на 3 существа: одно страдает
комплексом неполноценности; другое- манией величия, а третье, нейтральное, хватается за голову и пытается их
помирить. Ну что еще? Люблю умных людей, животных (от кошек до змей) и сладкое. Люблю ничего не делать,
болтать о «высших» материях и сочинять бездарные стихи (единственное оправдание этого греха — то, что я их не
записываю). Не люблю сдавать экзамены, людей без чувства юмора и временами себя. В общем, типичный
подросток, мучимый комплексами, читающий литературу по психологии (что попадется под руку). А! Вот
необычность: аттестат за IX класс - ни одной четверки. Все «5». У меня самый высокий IQ среди IX классов в
нашей лингвогуманитарной гимназии. Я - необщительный человек, но с хорошо знакомыми людьми становлюсь
болтушкой. Я некрасивая. С натяжкой можно сказать - симпатичная. Со взрослыми обычно конфликтов нет, со
сверстниками - случаются. Не люблю ответственности и всячески от нее уклоняюсь. Летом впадаю в
безграмотность (в учебный период сочине-
403
ния - одни из лучших). Учу два языка, но, по-моему, они у меня не очень идут. Люблю математику. Из
классической литературы предпочитаю французскую и арабскую (Вийон, Хайям и т.д.). Из классической музыки -
Бах, Бетховен, Моцарт, Брамс, Штраус, Кальман. Ну, вот и все. Ах, да. Мое имя Анна.
Как видно из самоанализа подростков, они склонны не только рефлексировать на свои достоинства и недостатки,
но и доверяют плоды своих усилий заинтересованным в них взрослым. Они полностью называют свои исходные
данные: имя, отчество, фамилию, год (а часто и месяц) рождения, когда об этом их не просят. Указывают село,
город и место учебы.
Отроки хотят занять в мире свое место и обозначают его на Планете. Им не нужна анонимность. Им нужно заявить
о себе: «Я есть!»
Рефлексивный самоанализ многих сотен подростков дает основание утверждать, что в отрочестве впервые человек
начинает стремиться познать себя как такового. Давая оценки своим исключительно значимым для себя и других
качествам, открыто восхваляя себя сейчас или свой потенциал, который проявит себя в будущем, отроки прини-
мают себя вместе со своими недостатками. Как правило, они любят в себе свои недостатки и этим тоже утверждают
себя в мире. «Примите меня таким, каков Я есть!» - это, конечно, вызов, но прежде всего это нормальная
идентификация с собственным Я.
Кризис личности.
В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоростью происходить изменения, связанные с
ростом организма. В этом случае подростку трудно справиться с ситуацией. В лучшем случае он взывает о помощи,
обращаясь к близким взрослым. «Мама, я весь дрожу и мне чего-то все время хочется. Я ем кислое, горчицу и
другое, но не могу ничего найти. Ох, как мне тяжело». Мать этого отрока предложила ему записаться в
атлетическую секцию, начала контролировать пищу. Скоро мальчик сообщил, что испытал облегчение от
навалившейся на него «лишней энергии».
Многие подростки, подпадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять
себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют
напряженность,
с которой
подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.
Подростковый возраст- период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части
начинает свой поход с табуированных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из
любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Если это делается не для пробы, а для куража, возникает физическая
зависимость. Но и баловство, пробы могут привести к психологической зависимости, что проявляет себя в
возникновении напряженности, тревоги, раздражительности.
404
Подростки достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям и в результате быстро
приобщаются к алкоголю и наркотикам, превращая их из источника ориентированного поведения (любопытства) в
предмет своих потребностей. На этом фоне, рефлексируя на свое «падение», подросток нередко превращает его в
форму своего самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса.
Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Там, где слабы внутренние тормоза,
где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с
представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального
общения ложится сильнейшим испытанием на психику. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на
сферу сексуальной жизни взрослого человека. Поэтому важно, чтобы эти впечатления отражали достойные формы
взаимодействия юных сексуальных партнеров. Многие подростки на почве неблагополучного опыта обретают
неврозы, а некоторые - и венерические заболевания. Все эти формы новой жизни подростков ложатся на психику
тяжелым бременем. Напряженность от неопределенности жизни в новом качестве (курильщик, сексуальный
партнер и др.) в результате потери самоидентичности толкает многих подростков в состояние остро переживаемого
кризиса.
Отдельно следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического
статуса. Хотя в этот период происходит объективное изменение социального положения отрока (возникают новые
отношения с близкими, сверстниками, учителями; расширяется поле деятельности и др.), наиважнейшим фактором,
влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность
собой. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом -
вот основное содержание отроческих переживаний. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что
появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом
сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка.
Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма - бессмысленном противодействии
другому, немотивированном противостоянии (часто родителям). Задача близких взрослых и психологов здесь
однозначна - необходимо включиться в проблемы отрока и постараться облегчить его жизнь в этот период.
405
Не всякий подросток, однако, проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по
большей части выбираются из него самостоятельно: близкие нередко не догадываются о душевных бурях своих
дорогих чад.
§ 2. САМОСОЗНАНИЕ В ОТРОЧЕСТВЕ
Отрочество - возраст напряженной внутренней жизни человека, тонких рефлексий, заводящих подростков в такие
глубины таинств человеческой психики, что порой дух захватывает от диапазона образов, теснящихся во
внутреннем мире потрясенного отрока.
В подростковом возрасте в процессе физического, психического и социального развития вместе с позитивными
достижениями
закономерно
возникают негативные образования и специфические психологические трудности.
Развивающееся самосознание именно в отрочестве делает человека особенно тревожным и неуверенным в себе.
Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он стремится понять
себя самого. «Кто Я?» - основной вопрос возраста.
Подросток стремится осмыслить свои притязания на признание;
оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего,
заглянуть в личное будущее; определиться в социальном пространстве - осмыслить свои права и обязанности.
Подросток заинтересованно рефлексирует на себя и других, соотнося присущие себе особенности с проявлением
сверстников и взрослых.
Самосознание подростка уже включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности.
Развивающееся самосознание в отрочестве определяет духовную работу в отношении определения «внутренней
позиции», в основе которой лежит стремление быть ответственным за себя, за свои личностные качества, за свое
мировоззрение и за способность самостоятельно отстаивать свои убеждения. Отрок сензитивен к своему духовному
развитию, поэтому он начинает интенсивно продвигаться в развитии всех звеньев самосознания.
Подростка начинает волновать он сам в своем физическом и духовном воплощении. «Каким я могу предстать перед
другими?» -актуальный вопрос для него. В этой связи его волнует его тело, лицо, имя.
Тело, лицо, имя.
Внешний облик - предмет исследования, заботы, подражания и поиска индивидуальности.
Подростку предстоит в сфере развития его самосознания приспособиться к своему
телесному, физическому
облику.
От отрицания себя
406
телесного через кризисные переживания и подвиги физического самосовершенствования он должен прийти к
принятию уникальности своей телесной оболочки и принять ее как единственно возможное условие своего
материального бытия. Это многотрудный путь, который при всей заботе, любви и понимании близких отрок
проходит сам.
В разных культурах отроки испытывают разные по содержанию проблемы, связанные с телесным развитием.
Идентификация с телом происходит в соответствии с традиционным отношением к нему в культуре, к которой
принадлежит подросток. Части тела могут быть приняты как «хорошие» в той мере, в какой это дозволяется
культурой. Телесное сознание отражает конфликт исторического, культурного отношения к телу. В сознании
подростка могут быть «беспокоящие области», заставляющие его испытывать смущение одновременно с затаенным
интересом к ним. Об этом писал еще Н. Бердяев в своем «Самопознании». На это указывал Э. Эриксон: «Не-
сомненно, что этот подросток в своих самых интимных чувствах отделен от его половых органов, их все время
называли «private», потому что даже для него они были слишком секретны, чтобы их касаться». Об этом -
многочисленная художественная и специальная литература.
Ощущение развития себя телесного фиксирует внимание подростка на теле и занимает сферу его мыслей и чувств.
Физические ощущения, соединяясь с социальными ожиданиями, формируют сложную гамму переживаний
отроков.
В то же время подросток начинает ощущать наполненность своего тела энергией, придающей ему особое чувство, -
ощущение того, что он обладает жизненной силой, что он
живое существо.
В этот период жизни возникает
предощущение того, что что-то должно случиться.
«Дуглас затаил дыхание и прислушался.
«Что-то должно случиться, — подумал он, - я уж знаю».
Дуглас потрогал землю, но ничего не ощутил; он все время настороженно прислушивался... Что-то Случится! Но
что? «Выходи же! Где ты там? Что ты такое?» - мысленно кричал он.
«Вот сейчас, — думал Дуглас. - Вот оно. Уже близко! А я еще не вижу... Совсем близко! Рядом!.. Вот оно, все тут,
все, как есть!»
Точно огромный зрачок исполинского глаза, который тоже только что раскрылся и глядит в изумлении, на него в
упор смотрел весь мир.
И он понял: вот что нежданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет.
«Я ЖИВОЙ», - подумал он...
«Я и правда живой - подумал Дуглас. - Прежде я этого не знал, а может, знал, да не помню».
Он выкрикнул это про себя раз, другой, десятый! Надо же. Прожил на свете целых двенадцать лет и ничегошеньки