Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8861
Скачиваний: 154
не понимал! И вдруг такая находка: дрался с Томом и
407
вот тебе - тут, под деревом, сверкающие золотые часы, редкостный хронометр с заводом на семьдесят лет!»
(Бредбери Р. Вино из одуванчиков).
Ощущение энергетики своего тела придает подростку особое ощущение жизни, которое запоминается человеком на
все последующие годы.
В этот период чувствования становятся особенно острыми. Неожиданные чужеродные прикосновения вызывают
физическое напряжение, иногда брезгливость и резкое отторжение.
Подросток Сальвадор, прежде любивший ловить кузнечиков, вдруг начал испытывать чувство гадливого ужаса от
прикосновения их лапок к своей коже.
«О ужас! И так всегда. В холодный миг моих самых восхитительных созерцаний скачет кузнечик. Его страшный
прыжок парализует меня, вызывая скачок страха в моем потрясенном существе. Гнусное насекомое. Кошмар,
мучение и галлюцинаторное сумасшествие жизни Сальвадора Дали.
...Если б я был на краю пропасти и кузнечик прыгнул мне в лицо, я предпочел бы броситься в бездну, чем вынести
прикосновение насекомого. Этот ужас так и остался загадкой моей жизни. Ребенком я восхищался кузнечиками и
охотился за ними с моей тетушкой и сестрой, чтобы затем расправлять им крылышки, так напоминающие своими
тонкими оттенками небо Кадакеса на закате.
...Однажды моя кузина нарочно сунула кузнечика мне за ворот. Я сразу же почувствовал что-то липкое, клейкое...
Полураздавленное насекомое все еще шевелилось, его зазубренные лапки вцепились в мою шею с такой силой, что
их скорее можно было оторвать, чем ослабить хватку. На миг я почти потерял сознание, прежде чем родители
освободили меня от этого кошмара. И всю вторую половину дня я то и дело окатывался морской водой, желая
смыть ужасное ощущение. Вечером, вспоминая об этом, я чувствовал, как по спине бегут мурашки и рот кривится в
болезненной гримасе»
(Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим).
В то же время прикосновения привлекательных для подростка существ становятся особенно ценимыми и
желанными.
Особое значение для подростка обретает его лицо. Отроки смотрят на себя в зеркало значительно чаще и
пристальнее, чем это делают дети. «Кто Я?» «Какой Я?» «Какова мера моей привлекательности?» - постоянно
задаваемые вопросы. Подросток внимательно рассматривает свое изменившееся лицо: волосы, брови, лоб, нос,
глаза, губы, подбородок. Все подвергается ревизии, которой сопутствуют тревога, неуверенность в себе и
одновременно надежда на свою
привлекательность.
Идентификация со своим новым обликом - трудный для подростка процесс. «Принять себя таким, как я есть...»,
несмотря на эталонных красавиц и красавцев, несмотря на превосходящих сверстниц и сверстников. Как тут не
удариться в панику?
Кроме проблемы привлекательности внешности многих подростков волнует проблема наличия
духовности
в
выражении лица.
Углубленная рефлексия на свою внешность и тревога по ее поводу наряду с другими возрастными проблемами
создают у подростков общее
напряженное выражение,
которое сопутствует возрасту. Подро-
408
стки могут ходить сгорбленными, загребать или шаркать ногами, могут быть резкими или «развинченными» в
телесных выражениях своих эмоциональных состояний, могут смотреть «тусклыми» и «безразличными» глазами на
окружающих, как бы демонстрируя незаинтересованность собой или другим человеком.
Для подростков особую значимость приобретает одежда. У них свой автономный от взрослых стиль: чаще
спортивный или диско.
Однажды один непосредственный подросток на вопрос, чем же человек отличается от животных, сказал: «У
человека есть одежда, прическа и он умеет улыбаться!» В этом суждении выявляется значимость внешнего вида.
Одежда, прическа и лицо - вот предметы первоочередной заботы подростка.
Столь же важно в отрочестве пройти правильный путь в отношении к своему
имени.
В кругу семьи и сверстников
подросток слышит разное к себе обращение: это и ласкательное, детские имена и нежные прозвища, но это и
клички, порой беспощадно оценивающие его индивидуальные свойства или вовсе обесценивающие его личность.
Именно в подростковом возрасте отроку предстоит отстаивать свои притязания на признание, утверждая себя через
свое собственное имя.
Подростки проходят сложные социальные инициации в отношении своего имени. Депривируя ценностное
отношение к именам друг друга, подростки «круто» отстаивают свое право на приемлемое обращение к себе по
имени с должным уважением и соответствием нормам культуры социального окружения. Соответствующее
обращение по имени есть показатель социального признания, которое проще регулировать, чем другие притязания.
Притязания на признание
в отрочестве направлены на реализацию себя в сфере физического, умственного и
личностного развития. В этом возрасте
обострена потребность в признании «самости» (уникальности) при
психологической зависимости от сверстников,
поэтому эффективно подросток соединяет эгопозицию «Не путайте
меня с другими» и конформную позицию «Мы - группа сверстников» - ведь общение со сверстниками выступает
как потребность и значимая деятельность.
Юный Сальвадор Дали постоянно стремится выделиться.
«Мне 16 лет, и я учусь в колледже... В дворик для отдыха надо выходить из классов по очень крутой каменной
лестнице. Как-то вечером мне захотелось спрыгнуть с самого верха лестницы. Но я трушу, я в нерешительности - и
откладываю на завтра исполнение своего жгучего желания. На следующий день, спускаясь с товарищами по
лестнице, я поддаюсь искушению, совершаю фантастический прыжок, падаю, конечно, на ступеньки и скатываюсь
до самого низа. Сильно ушибаюсь, но боли не чувствую. Меня охватывает огромная, невыразимая радость. И - о
чудо!-я стал значительной фигурой для товарищей ч братьев.
Меня окружают, за мной ухаживают, обо мне
заботятся, кладут на лоб холодные компрессы... Надо сказать, в то время я был болезненно застенчив. От любого
пустяка заливался краской до ушей. Все дни, как отшельник, проводил один. И вдруг вокруг столько людей! У
меня закружилась голова... Спустя несколько дней я повторил свой
409
подвиг на второй переменке, пользуясь отсутствием брата-надзирателя. Перед прыжком, чтобы привлечь внимание
всего двора, я дико заорал. И снова расшибся, и снова, пьяный от радости, не чувствую ни синяков, ни шишек.
Теперь всякий раз, стоит мне ступить на лестницу, мои товарищи смотрят на меня, затаив дыхание.
Мне навсегда запомнился один октябрьский вечер... Я стою на верху лестницы— нет, на вершине славы, и на моем
лице играют ее отблески. Спускаюсь, ступень за ступенью, в полном молчании, под восторженными взглядами
моих товарищей, которые тут же отводят глаза... И не хотел бы поменяться местами с самим Господом Богом»
(Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим).
Завышенные максималистские притязания и возможности их реализации находятся по большей части в
противоречии, что приводит к так называемому кризису идентичности. Подросток испытывает неуверенность в
себе, которая борется с чувством собственной уникальности.
Обратимся вновь к юному Сальвадору Дали.
«Моя юность была временем, когда я сознательно углублял все мифы, странности, дарования и черты
гениальности, лишь слегка намеченные в детстве. Я не хотел ни в чем ни исправляться, ни изменяться. Больше
того, я был одержим желанием любой ценой заставить себя любить. Моя личность, самоутверждаясь с неистовой
силой, уже не довольствовалась примитивным самолюбием, а устремилась к антисоциальным и анархистским
наклонностям. Ребенок-король стал анархистом. Из принципа я был против всего. С малых лет я безотчетно делал
все, чтобы «отличаться от других». В юности я делал то же, но нарочно. Стоило сказать «нет» - я отвечал «да»,
лишь бы передо мной почтительно склонялись, а я смотрел свысока. Необходимость постоянно чувствовать себя то
таким, то эдаким заставляла меня плакать от бешенства. Я неустанно повторял себе: «Я сам по себе!», «Я сам по
себе!»...
Я отпустил волосы, как у девушки, и часто разглядываю себя в зеркале, принимая позу и меланхолический взгляд,
как на рафаэлевском автопортрете. С нетерпением я ждал, когда же появится первый пушок на лице, чтобы начать
бриться или все же оставить бакенбарды. Мне надо было превратить свою голову в шедевр, найти свой образ.
Нередко, рискуя быть застигнутым, я входил в комнату матери, чтобы стащить у нее немного пудры или
подкрасить карандашом ресницы. На улице я покусывал губы, чтобы они казались розовее»
(Дали С. Там же).
Отрочество - возраст противоречивых состояний, мотивов, ценностных ориентации и поступков.
Максимализм и
лабильность полярных позиций
определяют противоположные тенденции в проявлениях подростков:
от глубинной
идентификации с другим
(человеком или животным, растительным и прочим миром)
к резкому отчуждению от
других; от альтруизма к жестокости; от страха смерти до суицидальных попыток.
Все эти позиции могут
преломляться в сознании подростка и как условия реализации его притязаний на признание.
В отрочестве в условиях родительской семьи представление о фамильном «Мы» претерпевает изменения и
деформацию. Подросток может занять негативную позицию, может потерять уверенность в своей личной
значимости для членов своей семьи, может пережить и другие катаклизмы, связанные с психологическими
особенностями возраста, с особенностями статуса и психологического климата семьи и характером отношения к
общей социальной ситуации.
410
В условиях учреждений интернатного типа трудности возраста усугубляются. Подросток, лишенный родительского
попечительства, еще в большей мере, чем подросток из семьи, испытывает и переживает неуверенность в себе, в
своей ценности для других, отчужденность, многочисленные комплексы. Причастность к таким же, как он, создает
особое «Мы» закрытых учреждений, о чем мы уже писали выше.
И все-таки именно в отрочестве человек обращается к своему «Я», стремится утвердить себя. Встреча с самим
собой в отрочестве дается нелегко - можно наблюдать выраженную психическую напряженность в позах и жестах
подростков, в суждениях и рефлексивных самоописаниях.
Девочка-подросток дает рефлексию: «Я в зеркале своего сознания». «У каждого человека есть будущее. Я
представляю свое счастливым и радостным. Мечтаю в будущем иметь хорошую профессию, верных и преданных
людей, прекрасную и дружную семью и многое другое...
Я бы хотела быть доброй, здоровой, счастливой, хотела бы любить и быть любимой. Но для этого необходимы
средства, поддержка друзей и близких и многое другое. Я думаю, что каждый человек о чем-нибудь мечтает и у
одних мечты сбываются, а у других - нет. Мне 13 лет».
Подростки весьма озабочены собственной духовной, интеллектуальной, волевой сферой. Специфичным для них
является фиксация на реальных или воображаемых недостатках. «Некрасивый», «неумный», «безвольный» и
другие оценки, выражающие отсутствие достоинств и положительных качеств, выступают на первый план
самооценки подростка. Сравнения со сверстником, которые делает подросток, чаще всего оборачиваются против
него. Это дает пищу для рефлексии, направленной не столько на самосовершенствование, сколько на переживания
по поводу своего несовершенства.
Как указывалось выше, в отрочестве
формируется стремление быть и считаться взрослым.
Это стремление
является одной из форм проявления самосознания подростка. Чувство взрослости у подростка- специфическое
новообразование самосознания, стержневая особенность личности, ее структурный центр. Это чувство выражает
новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру, определяет специфическое
направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и аффективных реакций.
Специфическая социальная активность проявляется в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и
способов поведения, которые существуют в мире взрослых.
Особенность самосознания и самооценки в отрочестве непосредственно отражается на поведении. При заниженной
самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач,
что мешает его развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выпол-
411