ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8283
Скачиваний: 64
Было бы ошибкой считать
,
что социокультурные взгляды могут долго оставаться
неизменными
.
Судя по некоторым признакам
,
тревога
,
вызванная повышением частоты
венерических заболеваний
,
в сочетании с усиливающейся тенденций к политическому и
религиозному консерватизму
,
могут в ближайшее время привести к откату от сексуальной
вседозволенности
60-70-
х годов
.
В сущности многие наблюдатели полагают
,
что так
называемая сексуальная революция уже закончилась
,
что мы стоим на пороге новой эры
,
когда чувство долга и верность в интимных отношениях возьмут верх над сиюминутным
наслаждением и сексуальной вседозволенностью
.
Однако
,
поскольку культурные
тенденции отличаются своим непостоянством
,
нельзя с уверенностью предсказывать
,
как
пойдет развитие в этом новом направлении
.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Случай с писательницей
Двадцатидевятилетняя женщина
,
два года назад завоевавшая своим первым искусно
написанным романом громкое признание
,
обратилась к психотерапевту по поводу утраты
способности писать
:
свой второй роман она должна была закончить шесть месяцев назад
,
а между тем уже почти год ей лишь в редкие дни удавалось написать больше нескольких
абзацев
;
часто она сидела и беспомощно разглядывала с трудом выведенные строчки
,
будучи не в силах сосредоточиться
.
Вскоре после возникновения такой проблемы в творчестве у нее возникли трудности в
сексуальных отношениях с мужем
,
хотя прежде она легко возбуждалась и доходила до
оргазма
.
Постепенно у нее стало пропадать желание заниматься сексом
,
и главной
причиной этого она считала напряженность
,
создаваемую ее творческими неурядицами
.
У
нее началась также бессонница
,
из-за которой она весь день чувствовала себя усталой
.
Иногда все это доводило ее до такого отчаяния
,
что она заливалась слезами
.
Когда после нескольких месяцев психотерапии она по-прежнему не могла писать
,
ее врач
посоветовал ей и ее мужу обратиться к специалисту по сексотерапии
,
считая
,
что если ей
удастся справиться с сексуальными проблемами
,
то это поможет ей вновь начать писать
.
При первых же разговорах с больной сексотерапевт заподозрил
,
что женщина страдает
клинической депрессией
.
Дальнейший опрос выявил
,
что она время от времени думала о
самоубийстве
,
а за последние полгода потеряла более
5
кг
.
Кроме того
,
ее мать
,
а также
тетка с материнской стороны страдали депрессией
.
После нескольких недель приема антидепрессантов женщина стала замечать
,
что способна
сосредоточиться на своем романе и к ней вернулся хороший сон
.
А вскоре возобновился и
интерес к сексу
,
и она стала вновь испытывать оргазм
.
Комментарий
.
Как показывает этот пример
,
не все сексуальные проблемы требуют
сексотерапии
.
В данном случае главной психологической проблемой была утрата
творческих способностей
,
хотя именно это обстоятельство помешало первому
психотерапевту поставить правильный диагноз
.
Депрессия очень часто сопровождается
расстройствами сексуальной сферы
;
по счастью с этими расстройствами обычно бывает
легко справиться при правильном лечении самой депрессии
.
Сексуальность сквозь призму истории
Главное препятствие на пути к пониманию нашей собственной сексуальности состоит в
том
,
что мы находимся в плену старых представлений
(Bullough, 1976).
Чтобы разобраться в настоящем
,
полезно изучать прошлое
.
Некоторые взгляды на секс и
сексуальность передаются из поколения в поколение неизменными
,
однако многие
современные представления резко отличаются от прежних
.
Древние времена
Хотя мы располагаем письменными историческими памятниками
,
возраст которых
достигает почти
5000
лет
,
информации о сексуальном поведении и отношении к сексу в
разных обществах ранее первого тысячелетия до Р.Х
.
в них очень мало
.
Из имеющихся
данных явствует
,
что уже в те времена существовал четкий запрет на браки между
близкими родственниками
(Tannahill, 1980),
а женщина считалась собственностью
,
используемой для удовлетворения сексуальных потребностей и для продолжения рода
(Bullough, 1976).
Мужчины могли иметь много женщин
,
проституция была широко
распространена
,
и секс воспринимался как неотъемлемый атрибут жизни
.
С возникновением иудаизма стала проявляться интересная неоднозначность в отношении
к сексу
.
В первых пяти книгах Ветхого завета содержатся правила сексуального
поведения
:
адюльтер запрещен
(
об этом гласит одна из Десяти заповедей
),
а
гомосексуализм строго осуждается
(
Левит
18:20,
Левит
21:13).
В то же время секс
признается созидательной и доставляющей наслаждение силой
,
как это описано в Песни
песней
.
Таким образом
,
секс не считался безусловным злом и его роль не ограничивалась
одним лишь воспроизведением
.
В отличие от этого в древней Греции к некоторым формам мужской гомосексуальности
относились не только терпимо
,
но и восторженно
.
Сексуальные отношения между
взрослым мужчиной и мальчиком
,
достигшим половой зрелости
,
были широко
распространены и обычно сопровождались заботой старшего о нравственном и
интеллектуальном развитии юноши
(Bullough, 1976; Karlen, 1980; Tannahill, 1980).
Если
,
однако
,
эти отношения ограничивались только сексом
,
они не одобрялись
,
так же как и
гомосексуальная связь между взрослыми мужчинами
.
А гомосексуальные контакты
между взрослыми мужчинами и мальчиками
,
не достигшими половой зрелости
,
были
запрещены законом
.
Браку и семье придавалось большое значение
,
но в то же время
женщины были гражданами второго сорта
,
если их вообще можно было считать
гражданами
: "
В Афинах женщины имели не больше политических прав
,
чем рабы
;
на
протяжении всей своей жизни они находились в полном подчинении у ближайшего
родственника мужского пола
...
Как и во всех других местах в первом тысячелетии до Р.Х
.,
женщины составляли часть личного движимого имущества
,
хотя некоторые из них были
незаурядными личностями
.
Для древних греков женщина
(
независимо от возраста и
семейного положения
) -
это всего лишь
"
гина
",
т.е
.
производительница детей
(Tannahill,
1980).
На заре христианства отношение к сексуальности представляло собой смешение
принятого у греков и у евреев
.
В отличие от иудаизма
,
который не отделял физическую
любовь от духовной
,
христианское учение заимствовало у греков разграничение между
"эросом
",
или плотской любовью
,
и
"
агапе
", -
духовной
,
нетелесной любовью
(Gordis,
1977).
Баллох
(Ballough, 1976)
пишет
,
что эпоха эллинизма в Греции
(
начавшаяся в
323
г
.
до Р.Х
.)
была отмечена отрицанием плотских удовольствий в пользу развития духовности
.
Это вместе с описанным в Новом завете неизбежным концом света заставило
христианскую религию превозносить безбрачие
,
несмотря на то
,
что св
.
Павел писал
:
"хотя хорошо человеку не касаться женщины
...
лучше вступить в брак
,
чем разжигаться
"
(Первое послание к коринфянам
, 7:1-9).
К концу
IV
в
.
нашей эры
,
несмотря на существование небольших групп христиан
,
придерживавшихся менее жестких взглядов на сексуальность
,
отношение к ней церкви в
целом было явно негативным
,
что ярко отразилось в писаниях одного из отцов церкви
Блаженного Августина
,
который
,
прежде чем отрешиться от мирских утех
,
предавался
разнообразным страстям
.
В
"
Исповеди
"
Августин обличал себя в резких словах
: "
Я
загрязнил реку дружбы мерзостью распутства и замутил ее прозрачные воды адской
черной рекой вожделения
" (
Исповеди
,
Книга
III:I).
Он считал
,
что вожделение
-
это
результат грехопадения Адама и Евы в райском саду
,
которое отторгнуло людей от Бога
.
Таким образом
,
сексуальность была резко осуждена во всех ее формах
,
хотя Августин и
его современники
,
вероятно
,
ощущали
,
что супружеский прокреативный секс
-
меньшее
зло
,
чем все другие
.
Сексуальная тема присутствовала в изобразительном искусстве с древних времен
.
Интересными примерами служат эта древнеримская лампа
,
с помощью которой отгоняли
злых духов
,
и греческое блюдо с изображением эротической сцены
.
Древний Восток
В других частях земного шара представления о сексе сильно отличались от только что
описанных
.
Значительно более позитивным было отношение к сексу у последователей
ислама
,
индуизма и на Древнем востоке
.
Как пишет Баллох
, "
почти все
,
относящееся к
сексу
,
находило одобрение в каком-либо из слоев индийского общества
",
и в Китае
"
секс
не считался чем-то ужасным или порочным
;
напротив
,
на половой акт смотрели как на акт
поклонения
"
и даже считали путем к бессмертию
(Bullough, 1976).
Примерно в то самое
время
,
когда Августин писал свою
"
Исповедь
",
была создана Камасутра
-
подробное
индийское руководство по сексу
;
аналогичные книги были в Китае и Японии
.
В них
прославлялись сексуальные наслаждения и их разнообразие
.
Такие различия в отношении
к сексу продолжают существовать и в наше время
.
В данной главе мы рассмотрим
историю секса в западном мире
;
другие культуры обсуждаются в последующих главах
.
Древнеиндийская Камасутра
-
один из самых известных трактатов об искусстве любви
,
сохранившийся до наших дней
.
Искусство Востока издавна отличалось откровенным изображением эротических сцен
,
как
можно видеть на этой картине
XVIII
в
.
Средние века и эпоха Возрождения
На протяжении
XII
и
XIII
вв
.,
по мере того как церковь приобретала все большее влияние
,
в Европе укреплялось отношение к сексуальности
,
характерное для раннего христианства
.
Богословие нередко становилось синонимом общего права
,
и
"
официальное
"
отношение к
сексу
(
за исключением секса в прокреативных целях
)
было
,
в сущности
,
направлено на его
угнетение
.
Однако сама церковь
,
проповедуя воздержание
,
вела себя совершенно иначе
:
"божьи дома нередко бывали рассадниками разврата
" (Taylor, 1954).
В этот период среди высших классов стали возникать новые обычаи
,
которые привели к
резкому разделению между реальной жизнью и религиозными учениями
.
Эти обычаи
,
называемые
"
куртуазной любовью
",
создали новый стиль поведения
,
при котором
женщины
(
во всяком случае высокопоставленные женщины
)
возносились на пьедестал
,
а
в песнях
,
стихах и книгах воспевались романтизм
,
таинственность и доблесть
(Tannahill,
1988).
Чистая любовь считалась несовместимой с чувственным наслаждением
;
иногда
влюбленные подвергали эту концепцию проверке
,
укладываясь вместе в постель
обнаженными
,
с тем чтобы
,
удержавшись от половой близости
,
доказать полноту своей
любви
.
Излишне говорить
,
что куртуазная любовь не всегда оставалась такой
романтической и возвышенной
,
как это воспевалось в стихах и прозе
.
Почти в самом начале эры куртуазной любви появились пояса целомудрия
.
С помощью
этих поясов мужья запирали на замок своих жен
,
подобно тому
,
как держали под замком
свои деньги
;
возможно
,
что первоначально пояса целомудрия были придуманы для того
,
чтобы предотвращать изнасилования
,
однако в то же время они служили для охраны
"собственности
".
Средневековые пояса целомудрия обычно изготовляли из металла
,
они покрывали
промежность женщины
,
доходя до спины и живота
.
Два отверстия давали возможность
отправлять естественные нужды
,
но совершенно исключали половой акт
.
На бедрах пояс
запирался на ключ
,
который ревнивый супруг держал при себе
(Tannahill, 1980).
Возрождение гуманизма и изобразительного искусства в Европе в
XVI
и
XVII
вв
.
сопровождалось некоторым ослаблением сексуальных ограничений
,
а также меньшей
приверженностью к догмам куртуазной любви
.
Протестантская церковь
,
во главе которой
стояли Мартин Лютер
,
Джон Кальвин и другие
,
в общем относилась к сексуальным
проблемам более терпимо
,
чем католическая церковь
.
Например
,
Лютер
,
хотя его
отношение к сексу едва ли можно назвать либеральным
,
полагал
,
что секс нельзя считать
греховным по самой его сути
,
так же как целомудрие и безбрачие сами по себе не служат
признаками добродетели
.
В то время в Европе разразилась массовая эпидемия сифилиса
,
возможно завезенного из Америки
,
что
,
вероятно
,
несколько ограничивало сексуальную
свободу
.
Восемнадцатый и девятнадцатый века
Когда мы обсуждаем обычаи
,
существовавшие в ту или иную историческую эпоху
,
необходимо помнить
,
что они различались в разных странах
,
в разных слоях общества или
религиозных группах
.
Можно привести данные
,
свидетельствующие о довольно терпимом
отношении к сексу в Англии и Франции в
1700-
е годы
(Bullough, 1976),
однако в
колониальной Америке в это время царила пуританская этика
.
Внебрачный секс
осуждался
,
а сплоченность семьи превозносилась
;
виновных в добрачном сексе
наказывали плетьми
,
ставили к позорному столбу
,
сажали в колодки или заставляли
публично каяться
.
Некоторым читателям
,
возможно
,
знакома книга Натаниэля Хоторна
"Алый знак доблести
",
в которой описано отношение к сексу в колониальную эпоху
.
В Америке пуританская мораль захватила и
XIX
век
,
хотя там в этот период во взглядах
на сексуальные проблемы наметился раскол
.
По мере того как расширялись границы
американских штатов
,
а большие города становились все более космополитическими
,
представления о сексуальной свободе находили все больше приверженцев
.
В ответ на
подобный поворот событий в
1820-1830-
х годах в американском обществе
сформировалось движение по борьбе с проституцией и спасению
"
падших женщин
",
занимавшихся этим ремеслом
(Pivar, 1973).
Несмотря на организованное сопротивление
Общества по борьбе с распущенностью и пороком и Общества последователей седьмой
заповеди
,
проституция процветала
.
В начале
1840-
х годов правительство возбудило дела
против
351
публичного дома в одном только штате Массачусетс
,
а к началу Гражданской
войны путеводитель по наиболее шикарным публичным домам в больших городах
содержал описание
106
заведений в Нью-Йорке
, 57
в Филадельфии и десятков других в
Балтиморе
,
Бостоне
,
Чикаго и Вашингтоне
(Pivar, 1973).
К середине
XIX
века
,
с началом Викторианской эпохи
,
в Европе наметился возврат к
показной стыдливости и сдержанности
,
однако на сей раз это было меньше связано с
религиозными установками
.
Общей тенденцией в эту эпоху было подавление
сексуальности и сильное стремление к скромности
;
это было необходимо ввиду
превозносимой чистоты и невинности женщин и детей
.
Как пишет Тэйлор
, "
такой
тонкости достигала чувствительность викторианцев
,
так легко обращались их мысли к
сексу
,
что самые невинные действия попадали под запрет
,
если казалось
,
что они могут