Файл: Мастерc У. - Основы сексологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8283

Скачиваний: 64

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Было бы ошибкой считать

что социокультурные взгляды могут долго оставаться

неизменными

Судя по некоторым признакам

тревога

вызванная повышением частоты

венерических заболеваний

в сочетании с усиливающейся тенденций к политическому и

религиозному консерватизму

могут в ближайшее время привести к откату от сексуальной

вседозволенности

 60-70-

х годов

В сущности многие наблюдатели полагают

что так

называемая сексуальная революция уже закончилась

что мы стоим на пороге новой эры

,

когда чувство долга и верность в интимных отношениях возьмут верх над сиюминутным
наслаждением и сексуальной вседозволенностью

Однако

поскольку культурные

тенденции отличаются своим непостоянством

нельзя с уверенностью предсказывать

как

пойдет развитие в этом новом направлении

.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Случай с писательницей

Двадцатидевятилетняя женщина

два года назад завоевавшая своим первым искусно

написанным романом громкое признание

обратилась к психотерапевту по поводу утраты

способности писать

свой второй роман она должна была закончить шесть месяцев назад

,

а между тем уже почти год ей лишь в редкие дни удавалось написать больше нескольких
абзацев

часто она сидела и беспомощно разглядывала с трудом выведенные строчки

,

будучи не в силах сосредоточиться

.

Вскоре после возникновения такой проблемы в творчестве у нее возникли трудности в
сексуальных отношениях с мужем

хотя прежде она легко возбуждалась и доходила до

оргазма

Постепенно у нее стало пропадать желание заниматься сексом

и главной

причиной этого она считала напряженность

создаваемую ее творческими неурядицами

У

нее началась также бессонница

из-за которой она весь день чувствовала себя усталой

.

Иногда все это доводило ее до такого отчаяния

что она заливалась слезами

.

Когда после нескольких месяцев психотерапии она по-прежнему не могла писать

ее врач

посоветовал ей и ее мужу обратиться к специалисту по сексотерапии

считая

что если ей

удастся справиться с сексуальными проблемами

то это поможет ей вновь начать писать

.

При первых же разговорах с больной сексотерапевт заподозрил

что женщина страдает

клинической депрессией

Дальнейший опрос выявил

что она время от времени думала о

самоубийстве

а за последние полгода потеряла более

 5 

кг

Кроме того

ее мать

а также

тетка с материнской стороны страдали депрессией

.

После нескольких недель приема антидепрессантов женщина стала замечать

что способна

сосредоточиться на своем романе и к ней вернулся хороший сон

А вскоре возобновился и

интерес к сексу

и она стала вновь испытывать оргазм

.

Комментарий

.

 Как показывает этот пример

не все сексуальные проблемы требуют

сексотерапии

В данном случае главной психологической проблемой была утрата

творческих способностей

хотя именно это обстоятельство помешало первому

психотерапевту поставить правильный диагноз

Депрессия очень часто сопровождается

расстройствами сексуальной сферы

по счастью с этими расстройствами обычно бывает

легко справиться при правильном лечении самой депрессии

.

Сексуальность сквозь призму истории


background image

Главное препятствие на пути к пониманию нашей собственной сексуальности состоит в
том

что мы находимся в плену старых представлений

 (Bullough, 1976).

Чтобы разобраться в настоящем

полезно изучать прошлое

Некоторые взгляды на секс и

сексуальность передаются из поколения в поколение неизменными

однако многие

современные представления резко отличаются от прежних

.

Древние времена

Хотя мы располагаем письменными историческими памятниками

возраст которых

достигает почти

 5000 

лет

информации о сексуальном поведении и отношении к сексу в

разных обществах ранее первого тысячелетия до Р.Х

в них очень мало

Из имеющихся

данных явствует

что уже в те времена существовал четкий запрет на браки между

близкими родственниками

 (Tannahill, 1980), 

а женщина считалась собственностью

,

используемой для удовлетворения сексуальных потребностей и для продолжения рода

(Bullough, 1976). 

Мужчины могли иметь много женщин

проституция была широко

распространена

и секс воспринимался как неотъемлемый атрибут жизни

.

С возникновением иудаизма стала проявляться интересная неоднозначность в отношении
к сексу

В первых пяти книгах Ветхого завета содержатся правила сексуального

поведения

адюльтер запрещен

 (

об этом гласит одна из Десяти заповедей

), 

а

гомосексуализм строго осуждается

 (

Левит

 18:20, 

Левит

 21:13). 

В то же время секс

признается созидательной и доставляющей наслаждение силой

как это описано в Песни

песней

Таким образом

секс не считался безусловным злом и его роль не ограничивалась

одним лишь воспроизведением

.

В отличие от этого в древней Греции к некоторым формам мужской гомосексуальности
относились не только терпимо

но и восторженно

Сексуальные отношения между

взрослым мужчиной и мальчиком

достигшим половой зрелости

были широко

распространены и обычно сопровождались заботой старшего о нравственном и
интеллектуальном развитии юноши

 (Bullough, 1976; Karlen, 1980; Tannahill, 1980). 

Если

,

однако

эти отношения ограничивались только сексом

они не одобрялись

так же как и

гомосексуальная связь между взрослыми мужчинами

А гомосексуальные контакты

между взрослыми мужчинами и мальчиками

не достигшими половой зрелости

были

запрещены законом

Браку и семье придавалось большое значение

но в то же время

женщины были гражданами второго сорта

если их вообще можно было считать

гражданами

: "

В Афинах женщины имели не больше политических прав

чем рабы

на

протяжении всей своей жизни они находились в полном подчинении у ближайшего
родственника мужского пола

... 

Как и во всех других местах в первом тысячелетии до Р.Х

.,

женщины составляли часть личного движимого имущества

хотя некоторые из них были

незаурядными личностями

Для древних греков женщина

 (

независимо от возраста и

семейного положения

) - 

это всего лишь

 "

гина

", 

т.е

производительница детей

 (Tannahill,

1980).

На заре христианства отношение к сексуальности представляло собой смешение
принятого у греков и у евреев

В отличие от иудаизма

который не отделял физическую

любовь от духовной

христианское учение заимствовало у греков разграничение между

"эросом

", 

или плотской любовью

и

 "

агапе

", - 

духовной

нетелесной любовью

 (Gordis,

1977). 

Баллох

 (Ballough, 1976) 

пишет

что эпоха эллинизма в Греции

 (

начавшаяся в

 323 

г

.

до Р.Х

.) 

была отмечена отрицанием плотских удовольствий в пользу развития духовности

.

Это вместе с описанным в Новом завете неизбежным концом света заставило
христианскую религию превозносить безбрачие

несмотря на то

что св

Павел писал

:


background image

"хотя хорошо человеку не касаться женщины

... 

лучше вступить в брак

чем разжигаться

"

(Первое послание к коринфянам

, 7:1-9).

К концу

 IV 

в

нашей эры

несмотря на существование небольших групп христиан

,

придерживавшихся менее жестких взглядов на сексуальность

отношение к ней церкви в

целом было явно негативным

что ярко отразилось в писаниях одного из отцов церкви

Блаженного Августина

который

прежде чем отрешиться от мирских утех

предавался

разнообразным страстям

В

 "

Исповеди

Августин обличал себя в резких словах

: "

Я

загрязнил реку дружбы мерзостью распутства и замутил ее прозрачные воды адской
черной рекой вожделения

" (

Исповеди

Книга

 III:I). 

Он считал

что вожделение

 - 

это

результат грехопадения Адама и Евы в райском саду

которое отторгнуло людей от Бога

.

Таким образом

сексуальность была резко осуждена во всех ее формах

хотя Августин и

его современники

вероятно

ощущали

что супружеский прокреативный секс

 - 

меньшее

зло

чем все другие

.

Сексуальная тема присутствовала в изобразительном искусстве с древних времен

.

Интересными примерами служат эта древнеримская лампа

с помощью которой отгоняли

злых духов

и греческое блюдо с изображением эротической сцены

.

Древний Восток

В других частях земного шара представления о сексе сильно отличались от только что
описанных

Значительно более позитивным было отношение к сексу у последователей

ислама

индуизма и на Древнем востоке

Как пишет Баллох

, "

почти все

относящееся к

сексу

находило одобрение в каком-либо из слоев индийского общества

", 

и в Китае

 "

секс

не считался чем-то ужасным или порочным

напротив

на половой акт смотрели как на акт

поклонения

и даже считали путем к бессмертию

 (Bullough, 1976). 

Примерно в то самое

время

когда Августин писал свою

 "

Исповедь

", 

была создана Камасутра

 - 

подробное

индийское руководство по сексу

аналогичные книги были в Китае и Японии

В них

прославлялись сексуальные наслаждения и их разнообразие

Такие различия в отношении

к сексу продолжают существовать и в наше время

В данной главе мы рассмотрим

историю секса в западном мире

другие культуры обсуждаются в последующих главах

.


background image

Древнеиндийская Камасутра

 - 

один из самых известных трактатов об искусстве любви

,

сохранившийся до наших дней

.

Искусство Востока издавна отличалось откровенным изображением эротических сцен

как

можно видеть на этой картине

 XVIII 

в

.

Средние века и эпоха Возрождения

На протяжении

 XII 

и

 XIII 

вв

., 

по мере того как церковь приобретала все большее влияние

,

в Европе укреплялось отношение к сексуальности

характерное для раннего христианства

.

Богословие нередко становилось синонимом общего права

и

 "

официальное

отношение к

сексу

 (

за исключением секса в прокреативных целях

было

в сущности

направлено на его

угнетение

Однако сама церковь

проповедуя воздержание

вела себя совершенно иначе

:

"божьи дома нередко бывали рассадниками разврата

" (Taylor, 1954).

В этот период среди высших классов стали возникать новые обычаи

которые привели к

резкому разделению между реальной жизнью и религиозными учениями

Эти обычаи

,

называемые

 "

куртуазной любовью

", 

создали новый стиль поведения

при котором

женщины

 (

во всяком случае высокопоставленные женщины

возносились на пьедестал

а

в песнях

стихах и книгах воспевались романтизм

таинственность и доблесть

 (Tannahill,

1988). 

Чистая любовь считалась несовместимой с чувственным наслаждением

иногда

влюбленные подвергали эту концепцию проверке

укладываясь вместе в постель

обнаженными

с тем чтобы

удержавшись от половой близости

доказать полноту своей

любви

Излишне говорить

что куртуазная любовь не всегда оставалась такой

романтической и возвышенной

как это воспевалось в стихах и прозе

.

Почти в самом начале эры куртуазной любви появились пояса целомудрия

С помощью

этих поясов мужья запирали на замок своих жен

подобно тому

как держали под замком

свои деньги

возможно

что первоначально пояса целомудрия были придуманы для того

,


background image

чтобы предотвращать изнасилования

однако в то же время они служили для охраны

"собственности

".

Средневековые пояса целомудрия обычно изготовляли из металла

они покрывали

промежность женщины

доходя до спины и живота

Два отверстия давали возможность

отправлять естественные нужды

но совершенно исключали половой акт

На бедрах пояс

запирался на ключ

который ревнивый супруг держал при себе

 (Tannahill, 1980).

Возрождение гуманизма и изобразительного искусства в Европе в

 XVI 

и

 XVII 

вв

.

сопровождалось некоторым ослаблением сексуальных ограничений

а также меньшей

приверженностью к догмам куртуазной любви

Протестантская церковь

во главе которой

стояли Мартин Лютер

Джон Кальвин и другие

в общем относилась к сексуальным

проблемам более терпимо

чем католическая церковь

Например

Лютер

хотя его

отношение к сексу едва ли можно назвать либеральным

полагал

что секс нельзя считать

греховным по самой его сути

так же как целомудрие и безбрачие сами по себе не служат

признаками добродетели

В то время в Европе разразилась массовая эпидемия сифилиса

,

возможно завезенного из Америки

что

вероятно

несколько ограничивало сексуальную

свободу

.

Восемнадцатый и девятнадцатый века

Когда мы обсуждаем обычаи

существовавшие в ту или иную историческую эпоху

,

необходимо помнить

что они различались в разных странах

в разных слоях общества или

религиозных группах

Можно привести данные

свидетельствующие о довольно терпимом

отношении к сексу в Англии и Франции в

 1700-

е годы

 (Bullough, 1976), 

однако в

колониальной Америке в это время царила пуританская этика

Внебрачный секс

осуждался

а сплоченность семьи превозносилась

виновных в добрачном сексе

наказывали плетьми

ставили к позорному столбу

сажали в колодки или заставляли

публично каяться

Некоторым читателям

возможно

знакома книга Натаниэля Хоторна

"Алый знак доблести

", 

в которой описано отношение к сексу в колониальную эпоху

.

В Америке пуританская мораль захватила и

 XIX 

век

хотя там в этот период во взглядах

на сексуальные проблемы наметился раскол

По мере того как расширялись границы

американских штатов

а большие города становились все более космополитическими

,

представления о сексуальной свободе находили все больше приверженцев

В ответ на

подобный поворот событий в

 1820-1830-

х годах в американском обществе

сформировалось движение по борьбе с проституцией и спасению

 "

падших женщин

",

занимавшихся этим ремеслом

 (Pivar, 1973). 

Несмотря на организованное сопротивление

Общества по борьбе с распущенностью и пороком и Общества последователей седьмой
заповеди

проституция процветала

В начале

 1840-

х годов правительство возбудило дела

против

 351 

публичного дома в одном только штате Массачусетс

а к началу Гражданской

войны путеводитель по наиболее шикарным публичным домам в больших городах
содержал описание

 106 

заведений в Нью-Йорке

, 57 

в Филадельфии и десятков других в

Балтиморе

Бостоне

Чикаго и Вашингтоне

 (Pivar, 1973).

К середине

 XIX 

века

с началом Викторианской эпохи

в Европе наметился возврат к

показной стыдливости и сдержанности

однако на сей раз это было меньше связано с

религиозными установками

Общей тенденцией в эту эпоху было подавление

сексуальности и сильное стремление к скромности

это было необходимо ввиду

превозносимой чистоты и невинности женщин и детей

Как пишет Тэйлор

, "

такой

тонкости достигала чувствительность викторианцев

так легко обращались их мысли к

сексу

что самые невинные действия попадали под запрет

если казалось

что они могут