Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13865

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Преуспевающие секты имеют харизматических лидеров, т. е.

во главе их стоят люди, способные привлекать в секту новых
членов и направлять их. Как и в экспериментах по изучению
убеждения, пользующийся доверием коммуникатор – это некто,
воспринимаемый аудиторией как компетентный человек, на
которого можно положиться, такой, например, как «отец» Мун.

Чтобы доказать, что на него можно положиться, Джим Джонс

убеждая окружающих в том, что он – «ясновидящий». Перед
началом службы новичков, пришедших в церковь, просили
представиться. Затем один из помощников Джонса быстро
звонил им домой и, представившись интервьюером,
проводящим опрос общественного мнения, выяснял все, что его
интересовало. Во время службы, вспоминает один из бывших
сектантов, Джонс обращался к человеку по имени и говорил:

«Вы раньше когда-нибудь видели меня? Вы живете там-то и

там-то, ваш номер телефона – такой-то, а в вашей гостиной
стоит то-то и то-то. На вашем диване лежат такие-то и такие-то
подушки. Скажите, я когда-нибудь был в вашем доме?» (Conway
& Siegelman, 1979, p. 234).

Второй аспект надежности – доверие. По мнению изучающей

секты Маргарет Зингер, молодые выходцы с Кавказа,
представляющие средний класс, более подвержены влиянию
сектантов, ибо они более доверчивы (Singer, 1979). Им не
хватает «житейской хватки», присущей их ровесникам из более
бедных слоев населения (которым часто приходится защищать
себя), и осмотрительности богатых молодых людей, которым с
детства внушают страх перед возможным похищением. Многие
члены сект оказались завербованными своими друзьями или
родственниками, т. е. людьми, которым они доверяли (Stark &
Bainbridge, 1980).

С

ООБЩЕНИЕ

Одиноким или пребывающим в депрессии людям бывает

непросто устоять перед живой, эмоциональной речью и теплым,
участливым приемом. Доверься «мастеру», стань членом нашей


background image

семьи, мы знаем ответ, «единственно верный путь». Каналы
передачи информации могут быть разными: лекции, дискуссии в
немногочисленных группах и прямое социальное давление.

А

УДИТОРИЯ

Неофиты нередко молоды, это люди моложе 25 лет, т. е. они

пребывают в том возрасте, когда установки и нравственные
ценности ещё не устоялись. Некоторые из них, как, например,
последователи Джима Джонса, не очень образованные люди,
поэтому им импонирует простота получаемой информации, а
контраргументы найти непросто. Однако большинство
сектантов – хорошо образованные представители среднего
класса, которые увлеклись идеей настолько, что перестали
замечать: рассуждения «мастеров» о бескорыстии противоречат
их алчности, а за их напускной участливостью скрывается
равнодушие.

(Слушай… Прочти одну из наших брошюр, и ты поймешь, что нас
волнует. А пока будешь читать, у тебя может возникнуть желание

спросить себя: «Я счастливая корова?»)

Некоторым методам убеждения особенно трудно противостоять

Членами сект нередко становятся люди, переживающие такие

жизненные ситуации, которые принято называть «переломными
моментами»: личные или профессиональные кризисы или
разлуку с близкими. Они бьются над разными вопросами, а
секта готова ответить на них (Singer, 1979; Lofland & Stark,
1965). Гейл Мидер вступила в секту «Небесные врата» после


background image

того, как лопнул её бизнес – торговля футболками, Дэвид Мур –
после окончания школы, когда ему было 19 лет, в период, когда
он искал свое место в жизни. Социальная и экономическая
нестабильность особенно благоприятна для тех, кто не вникает в
суть непростых обстоятельств и ограничивается их
поверхностным объяснением (O'Dea, 1968; Sales, 1972).

ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ

Секты – пример, иллюстрирующий тему, которой посвящена

следующая глава, – влияние группы на формирование взглядов
и поведения её членов. Как правило, секта отделяет своих
членов от их прежних систем социальной поддержки, и они
оказываются в окружении себе подобных сектантов. В
результате может произойти то, что Родни Старк и Уильям
Бэйнбридж назвали «социальной имплозией» (Stark &
Bainbridge, 1980) [Имплозия, в противоположность эксплозии,
взрыв внутрь, или, другими словами, схлопывание. Термин был
введен Жаном Бодрияром, французским философом, теоретиком
постмодернизма.]: связи сектантов с внешним миром будут
ослабевать до тех пор, пока окончательно не разорвутся, и
каждый член секты окажется связанным только с остальными её
членами. Отрезанные от своих семей и бывших друзей, они
«утрачивают доступ» к контраргументам. Отныне группа
предлагает идентичность и определяет реальность. Поскольку
секта не одобряет непослушания или наказывает за него,
кажущийся консенсус помогает исключить любые намеки на
сомнения. Более того, стресс и эмоциональное возбуждение
ослабляют внимание и делают людей «более восприимчивыми к
неубедительным аргументам и социальному давлению, а также
менее способными, чтобы противостоять искушению унизить
тех, кто не является членом группы» (Baron, 2000).

Маршалл Эпплуайт и Бонни Лу Неттлс (она умерла от рака в

1985 г.) поначалу создали свою собственную группу, в которой,
кроме них, не было больше никого, и усиливали аберрантное
мышление друг друга. Этот феномен известен психиатром под
названием

foli à deux

, что в переводе с французского означает


background image

«безумие двоих». По мере того как численный состав группы
увеличивался, её социальная изоляция облегчала формирование
все более и более специфического мышления. Опыт обсуждения
теории тайного сговора интернет-группами (секта «Небесные
врата» весьма преуспела в вербовке людей через Интернет)
подтвердил, что виртуальные группы тоже могут стимулировать
паранойю.

Вопреки утверждению, будто секты превращают несчастных

людей в бездумных роботов, власть подобных приемов –
возрастающих требований к поведению, убеждения и изоляции
группы – небеспредельна. «Церковь объединения» смогла
привлечь в свои ряды менее 10% тех, кто посещал её
мероприятия (Ennis & Verrilli, 1989). Б

о

льшая часть членов

«Небесных врат» покинули секту до её трагического конца.
Дэвид Кореш правил своей паствой, используя убеждение,
запугивание и насилие. По мере того как Джим Джонс поднимал
планку своих требований все выше и выше, он, чтобы сохранить
свою власть, тоже нередко был вынужден прибегать к
запугиванию. Он угрожал расправой тем, кто покидал секту,
избивал непослушных и накачивал наркотиками тех, кто
возражал ему. Под конец он с равным успехом и действовал на
психику, и выкручивал руки.

Более того, техники влияния, к которым прибегают секты, в

известном смысле аналогичны тем методам, которыми
пользуются более знакомые нам группы. Члены разных
университетских клубов говорят о том, что период времени,
когда их заманивали и буквально «душили в объятиях», весьма
похож на их собственный опыт ухаживания. Члены сообщества
окружают своих будущих товарищей таким вниманием, что тем
начинает казаться, будто они «необыкновенные». Во время
испытательного срока неофиты чувствуют себя в изоляции,
отрезанными от старых друзей, не последовавших их примеру.
Они коротают время за изучением истории своей новой группы
и принятых в ней правил поведения. Они страдают, но
посвящают ей все свое время. От них ждут удовлетворения всех


background image

её требований. Не приходится удивляться тому, что в конце
концов группа получает нового преданного члена.

{

Военная подготовка в Сальвадоре.

Террористические

организации и отряды коммандос добиваются сплоченности и
дисциплины с помощью некоторых из тех методов, к которым
прибегают лидеры новых религиозных течений, братств и
терапевтических групп}

Многое из сказанного справедливо и в отношении

групп

взаимопомощи

– пациентов, излечивающихся от нарко- и

алкогольной зависимости. Активные группы самопомощи
образуют прочный «социальный кокон», имеют четкие
убеждения и оказывают сильнейшее влияние на поведение
своих членов (Galanter, 1989, 1990).

Еще одно конструктивное использование убеждения –

психологическое консультирование и психотерапия, которые
социальный психолог Стэнли Стронг считает «одним из
направлений прикладной социальной психологии» (Strong, 1978,
р. 101). Как и Стронг, но задолго до него, психиатр Джером
Франк тоже осознавал необходимость убеждения для того,
чтобы люди изменили разрушающие их установки и поведение
(Frank, 1974, 1982). Он отмечал, что, подобно сектам и активным
группам взаимопомощи, психотерапевтическое окружение
обеспечивает: 1) социальные отношения, дающие поддержку и
уверенность; 2) предложение квалифицированной помощи и
надежды; 3) специфическое рациональное объяснение или миф,
объясняющие трудности человека и дающие возможность по-
новому посмотреть на них; 4) набор ритуалов и тренировочных
упражнений, которые обещают новое чувство покоя и счастья.

Я выбрал в качестве примеров университетские клубы,

группы самопомощи и психотерапию не для того, чтобы
дискредитировать их, а для того, чтобы проиллюстрировать два
заключительных наблюдения. Во-первых, если мы припишем
популярность новых религиозных течений мистической власти
их лидеров или маргинальности их последователей, то можем
решить, что обладаем иммунитетом против подобных методов