Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13873

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

принесет им вознаграждение, – скажем, персонал становящихся
на ноги фирм имеет право покупать акции по льготной цене, –
никто из их членов не будет работать спустя рукава (Shepperd &
Taylor, 1999).

Социальная леность реже проявляется и в тех группах, члены

которых дружат между собой или скорее идентифицируют себя
с группой, чем смотрят на нее со стороны (Davis & Greenlees,
1992; Karau & Williams, 1997; Worchel et al., 1998). Латане
отмечает, что киббуцы – израильские сельскохозяйственные
коммуны – по производительности труда превосходят
неколлективные хозяйства Израиля (Leon, 1969). Сплоченность
интенсифицирует усилия. Именно поэтому Латане и
заинтересовал следующий вопрос: знакомы ли ориентированные
на коллективизм культуры с таким явлением, как социальная
леность? В поисках ответа Латане и его коллеги отправились в
Азию и повторили свои «шумовые» эксперименты в Японии,
Таиланде, на Тайване, в Индии и Малайзии (Gabrenya et al.,
1985). И что же они выяснили? Граждане этих стран тоже
склонны к социальной лености.

Однако результаты 17 более поздних исследований

позволяют говорить о том, что представителям
коллективистских культур социальная леность свойственна в
меньшей степени, нежели представителям
индивидуалистических культур (Karau & Williams, 1993;
Kugihara, 1999). Как уже отмечалось в главе 2, преданность
семье и корпоративный дух принадлежат к числу важнейших
нравственных ценностей коллективистских культур. По тем же
самым причинам (см. главу 5) и женщины, будучи в массе своей
менее эгоистичными, чем мужчины, реже, чем они,
демонстрируют социальную леность.

Некоторые из данных этих исследований соответствуют

результатам наблюдений над реальными рабочими
коллективами. Когда перед группами ставятся
труднодостижимые цели, когда коллективный успех достойно
вознаграждается и когда присутствует то, что может быть


background image

названо командным духом, все члены группы трудятся засучив
рукава (Hackman, 1986). Люди больше верят в собственную
незаменимость, если группы немногочисленны, а все их члены
имеют примерно равную квалификацию (Comer, 1995). Итак,
поскольку социальная леность проявляется в тех случаях, когда
члены группы работают вместе и нет личной ответственности
каждого за результат, большое количество рабочих рук не
всегда делает труд более легким.

РЕЗЮМЕ

Социальная фасилитация изучается психологами в условиях,

когда есть возможность оценить выполнение задания каждым
испытуемым отдельно. Однако нередко люди трудятся
коллективно, объединяя свои усилия, и при этом не несут
личной ответственности за результаты своего труда. Результаты
исследований свидетельствуют о том, что люди нередко
работают менее усердно, участвуя в выполнении подобных
«аддитивных заданий», чем тогда, когда трудятся в одиночку.
Эти результаты соответствуют и наблюдениям над реальными
трудовыми коллективами: отсутствие индивидуальной
ответственности за результаты труда создает благоприятную
почву для проявлений социальной лености.

ДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

В 1991 г. случайный свидетель снял на видеопленку, как

четыре лос-анджелесских полицейских избивают безоружного
Родни Кинга. Парень получил более 50 ударов резиновыми
дубинками, ему выбили зубы, а череп был сломан в 9 местах,
что стало причиной травмы мозга. За расправой пассивно
наблюдали 23 офицера полиции. Демонстрация пленки по
телевидению шокировала нацию и ввергла её в
продолжительную дискуссию о зверствах полиции и жестокости
толпы. Постоянно звучали одни и те же вопросы: куда
подевался «гуманизм» полицейских? Что случилось со
стандартами профессионального поведения? Что могло
спровоцировать подобные действия?


background image

ВМЕСТЕ МЫ ДЕЛАЕМ ТО, ЧЕГО НЕ СТАЛИ БЫ ДЕЛАТЬ В ОДИНОЧКУ

Результаты экспериментов по социальной фасилитации

говорят о том, что группы способны возбуждать людей. Если
возбуждение накладывается на отсутствие личной
ответственности, а общепринятые нормы поведения
размываются, последствия могут быть самыми неожиданными.
В подобных ситуациях люди способны на самые разные
поступки – от нарушений правил поведения (швыряние еды в
обеденном зале, препирательство с рефери, крики во время рок-
концерта) до импульсивных проявлений самых низменных
чувств (группового вандализма, оргий, ограблений) и
деструктивных социальных взрывов (зверств со стороны
полицейских, бунтов и самосуда толпы). В 1967 г. 200 студентов
Университета штата Оклахома собрались, чтобы посмотреть на
своего не вполне адекватного соученика, который грозился
броситься вниз с башни. Когда они начали кричать: «Прыгай!
Прыгай!», парень спрыгнул и разбился насмерть (UPI, 1967).

{Узнав о зверской расправе над Родни Кингом, учиненной

полицейскими Лос-Анджелеса, люди постоянно задавали себе
один и тот же вопрос: почему у человека отказывают присущие
ему «сдерживающие центры», когда он попадает в групповую
ситуацию?}

Перечисленные случаи необузданности имеют нечто общее:

все они так или иначе спровоцированы властью группы. Группы
способны породить чувство возбуждения или вовлеченности в
нечто большее, чем то, на что способен индивид сам по себе.
Трудно представить себе любителя рок-музыки, который кричит
во время концерта для узкого круга друзей, или какого-нибудь
студента Оклахомского университета, в одиночку
подталкивающего кого-либо к самоубийству, или даже офицера
полиции, в одиночку избивающего безоружного мотоциклиста.
В некоторых групповых ситуациях люди более склонны к тому,
чтобы отбросить ограничения, действующие в повседневной
жизни, утратить собственное Я и стать восприимчивыми к
групповым нормам или к нормам толпы. Иными словами,


background image

происходит то, что Леон Фестингер, Альберт Пепитоун и
Теодор Ньюком назвали

деиндивидуализацией

 (Festinger,

Pepitone & Newcomb, 1952). Какие обстоятельства порождают
это психологическое состояние?

Ч

ИСЛЕННОСТЬ ГРУППЫ

Любая группа способна не только возбуждать своих членов,

но также делает их неидентифицируемыми. Орущая толпа
скрывает орущего баскетбольного фаната. Пребывание в толпе
себе подобных внушает линчевателям веру в собственную
безнаказанность: они воспринимают то, что происходит, как

групповую акцию

. Участники уличных беспорядков,

обезличенные толпой, не боятся грабить. Проанализировав 21
эпизод, когда толпа присутствовала при том, как кто-то грозился
спрыгнуть с крыши или с моста, Леон Манн пришел к
следующему выводу: когда толпа была немногочисленной и
дело происходило днем, люди обычно не старались подначивать
потенциального самоубийцу (Mann, 1981). Однако если
многочисленность или темнота гарантировали свидетелям
анонимность, толпа, как правило, подначивала его и глумилась
над ним. К аналогичному выводу пришел и Брайан Маллен,
изучавший случаи линчевания: чем многочисленнее толпа, тем
заметнее утрата её членами чувства самосознания и их
готовность совершать такие зверства, как сожжение,
растерзание или расчленение жертвы. В каждом из этих
примеров – от толпы спортивных фантов до банды линчевателей
– боязнь оценки стремительно падает. Поскольку «все так
поступают», участники события могут объяснить свое
поведение скорее ситуацией, нежели собственным выбором.

«Толпа – это сборище тел, добровольно лишивших себя

рассудка.

Ральф Валдо Эмерсон

, «Компенсация». Эссе. Первые

выпуски, 1841»

Филип Зимбардо полагает, что сама по себе необъятность

мегаполисов создает анонимность, а следовательно и нормы,
допускающие вандализм (Zimbardo, 1970). Он купил две


background image

подержанные машины 10-летнего «возраста» и оставил их под
открытым небом без номерных знаков и с поднятыми капотами
– одну в Бронксе, возле старого кампуса Нью-Йоркского
университета, а вторую – возле кампуса Стэнфордского
университета в небольшом городке Пало-Альто. В Нью-Йорке
первые «специалисты по раздеванию машин», появившиеся
через 10 минут, утащили аккумулятор и радиатор. Через 3 дня, в
течение которых имели место 23 случая воровства и вандализма,
совершенных прилично одетыми белыми людьми, автомобиль
превратился в груду бесполезного металлолома. Совсем по-
другому сложилась «судьба» автомобиля, оставленного в Пало-
Альто: за неделю к ней прикоснулся всего лишь один человек и
то лишь для того, чтобы опустить капот, потому что начался
дождь.

Ф

ИЗИЧЕСКАЯ АНОНИМНОСТЬ

Можно ли быть уверенным в том, что причина разительного

контраста между Бронксом и Пало-Альто – большая
анонимность в Бронксе? Нет, нельзя. Но мы можем провести
соответствующие эксперименты и выяснить, действительно ли
анонимность благоприятствует вседозволенности. В одном из
оригинальных экспериментов Зимбардо участвовали женщины
из Нью-Йоркского университета, которых он одевал в
одинаковые белые балахоны с капюшонами, похожие на те, что
носят ку-клукс-клановцы (Zimbardo, 1970) (рис. 8.6). Когда
Зимбардо попросил своих испытуемых нанести удар током
некоей женщине, они держали палец на кнопке в два раза
дольше, чем женщины, на груди которых висели большие
таблички с именами.