Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13872

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Рис. 8.6.

Женщины, лица которых были скрыты под масками, нанесли

беззащитным жертвам более сильные удары током, чем

идентифицируемые участницы эксперимента

Изучая это явление, Патриция Эллисон, Джон Говерн и их

коллеги провели на улицах следующий эксперимент (Ellison,
Govern et al., 1995): когда их помощница-водитель
останавливалась перед светофором, то после того, как загорался
зеленый, она в течение 12 секунд не трогалась с места каждый
раз, когда за ней оказывался автомобиль с откидным верхом или
внедорожник. В это время она фиксировала все гудки (умеренно
агрессивные действия), которые подавал стоявший за ней
водитель. По сравнению с водителями автомобилей с поднятым
верхом и внедорожников водители, которые были относительно
неидентифицируемыми, потому что верх их автомобилей был
опущен, вели себя менее сдержанно: они начинали сигналить
раньше (уже через 4 секунды), подавали в 2 раза больше
сигналов, причем длительность каждого из них была в 2 раза
дольше.

Группа исследователей во главе с Эдом Динером остроумно

продемонстрировала одновременное влияние пребывания в
группе и физической анонимности (Diener et al., 1976). Накануне
Хэллоуина они в Сиэтле наблюдали за детьми, ходившими по
домам с традиционными для этого праздника обращениями
«угости, а то пожалеешь» (всего в поле зрения исследователей
попали 1352 ребенка). В каждом из 27 домов, разбросанных по
всему городу, детей, подходивших группами или поодиночке,


background image

приветливо встречал экспериментатор; он предлагал им взять
«по

одной

конфетке» и выходил из комнаты. Наблюдавшие за

детьми и остававшиеся не замеченными ими участники
эксперимента обнаружили, что дети в группах более чем в 2 раза
чаще «одиночек» не ограничивались одной конфетой. Кроме
того, оказалось, что среди тех, у кого «хозяин дома» спросил
имя и адрес, нарушителей было в 2 раза меньше, чем среди тех,
кто остался анонимным. Как следует из данных рис. 8.7,
количество нарушений весьма сильно зависит от ситуации.
Большинство детей, оказавшись в тени других членов группы,
что сопровождалось их анонимностью, не ограничились одной
конфетой.

Рис. 8.7.

Дети были более склонны нарушить запрет и взять не одну

конфету и когда находились в группе, и когда оставались анонимами.

Однако наиболее отчетливо эта тенденция проявилась в тех случаях,

когда анонимность накладывалась на пребывание в группе. (

Источник

:

Diener et al., 1976)

Под влиянием результатов этих экспериментов я задумался

над ролью ношения униформы. Готовясь к сражениям, воины
некоторых племен (подобно фанатичным болельщикам
спортивных команд) обезличивают себя, либо раскрашивая лица
и тела, либо надевая маски. Правила обращения с пленными
после битвы у разных культур разные: одни убивают, мучают
или калечат их, другие оставляют в живых. Роберт Уотсон,
тщательно изучивший различную антропологическую


background image

информацию, пришел к выводу: жестоким обращением с
пленными отличаются те культуры, которым присуща
деиндивидуализация воинов (Watson, 1973). Облаченные в
униформу лос-анджелесские полицейские, избившие Родни
Кинга, пришли в ярость от его вызывающего отказа остановить
машину. Они действовали в полном согласии, не подозревая о
том, что за ними кто-то наблюдает. Забыв о нормах поведения,
они оказались во власти ситуации.

{Английские футбольные фанаты после учиненного ими

погрома, во время которого рухнула стена и погибли 39 человек.
(1985 г., Брюссель). По мнению одного журналиста, в течение 8
лет общавшегося с футбольными хулиганами, по отдельности
они – вполне симпатичные люди, но когда они собираются
вместе – в них вселяется дьявол. (

Источник

: Buford, 1992)}

Можно ли сказать, что физическая анонимность

всегда

выявляет наши худшие инстинкты? К счастью, нет. Во всех
описанных выше ситуациях люди реагировали на откровенно
антисоциальные признаки. Роберт Джонсон и Лесли Даунинг
отмечают, что костюмы, аналогичные облачению ку-клукс-
клановцев, которые носили испытуемые Зимбардо, могли
провоцировать враждебность (Johnson & Downing, 1979). В ходе
эксперимента, проведенного в Университете штата Джорджия,
женщины надевали униформу медсестер, прежде чем решить,
какой силы удар током должен получить тот или иной человек.
Когда женщины в униформах превращались в анонимов, они
становились менее агрессивными в том, что касалось этих
ударов, чем когда были известны их имена и профессиональная
принадлежность. Из результатов метаанализа 60 исследований
деиндивидуализации следует, что человек, становясь анонимом,
начинает меньше осознавать себя самого и больше – группу; он
также становится более чувствительным к отличительным
признакам ситуации, независимо от того, позитивны они
(униформа медсестры) или негативны (балахон ку-клукс-
клановца) (Postmes & Spears, 1998; Reicher et al., 1995).
Оказавшись в ситуации, ассоциирующейся с альтруизмом,


background image

«обезличенные» люди жертвуют даже больше денег, чем
обычно (Spirvey & Prentice-Dunn, 1990).

«Использование самоконтроля – то же самое, что и

использование тормоза локомотива. Он полезен, если вы
обнаружили, что двигаетесь в неверном направлении, и вреден,
если направление верное.

Бертран Расселл

, Брак и мораль,

1929»

Это помогает понять, почему ношение черной униформы,

традиционно ассоциирующейся с дьяволом, со смертью, со
средневековыми палачами, Дартом Вейдером и воинами ниндзя,
оказывает влияние, противоположное тому, которое оказывает
униформа медсестры. По данным Марка Франка и Томаса
Гиловича, в 1970-1986 гг. спортивные команды, имеющие
черные формы (список возглавляют

Los Angeles Raiders

и

Philadelphia Flyers

), стабильно занимают в Национальных

футбольной и хоккейной лигах соответственно первые места по
количеству взысканий (Frank & Gilovich, 1988). Лабораторные
исследования, проведенные после публикации этой работы,
позволяют говорить о том, что одного лишь черного свитера
может быть достаточно, чтобы человек начал вести себя более
агрессивно.

В

ОЗБУЖДАЮЩИЕ И ОТВЛЕКАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

Агрессивным выходкам больших групп нередко

предшествуют малозначительные акции, которые возбуждают
их членов и отвлекают их внимание. Такие коллективные
действия, как крики, скандирование, хлопанье в ладоши или
танцы, одновременно и «взвинчивают» людей, и снижают
уровень их самоосознания. Один из членов секты Муна
вспоминает, как скандирование «чу-чу» помогло
деиндивидуализации:

«Вся братья и сестры, взявшись за руки, начали скандировать

с возрастающей громкостью: «чу-чу-чу, чу-чу-чу! ЧУ-ЧУ-ЧУ!
ЯА! ЯА! ПАУ!!!» Это превратило нас в группу, словно мы
только что пережили вместе нечто важное. То, что это «чу-чу -


background image

чу!» получило над нами такую власть, напугало меня, но
одновременно я почувствовал себя более комфортно, и было
нечто очень расслабляющее в этом постепенном накоплении и
высвобождении энергии» (Zimbardo et al., 1977, р. 186).

«Посещение службы в готическом соборе дает нам ощущение

погруженности в безграничную Вселенную и замкнутости в ней,
а присутствие людей, которые молятся вместе с нами, –
ощущение утраты доставляющего неудобства чувства
собственного Я.

Йи-Фу Туан

, 1982»

Эксперименты Эда Динера показали, что такие действия, как

бросание камней и пение хором, могут подготовить почву для
более решительных действий (Diener, 1976, 1979). Совершение
импульсивных действий и наблюдение за окружающими,
занимающимися тем же самым, доставляет самоусиливающееся
удовольствие. Когда мы видим, что другие делают то же самое,
что и мы, нам кажется, что они испытывают те же чувства,
какие испытываем мы сами, и наши чувства становятся более
сильными (Orive, 1984). Более того, импульсивное групповое
действо приковывает к себе наше внимание. Когда мы поносим
рефери, то не думаем о своих нравственных ценностях, а
реагируем на сиюминутную ситуацию. Позднее, «протрезвев» и
задумавшись над тем, что было нами сделано или сказано, мы
порой испытываем сожаление. Порой. А иногда наоборот –
ищем возможности обезличиться в каких-либо коллективных
действиях – в танцах, в религиозных отправлениях, в
мероприятиях, проводимых группой, т. е. там, где мы
переживаем сильные положительные эмоции и ощущаем свою
общность с окружающими.

О

СЛАБЛЕННОЕ САМООСОЗНАНИЕ

Коллективный опыт ослабляет не только самоосознание, но и

связь между поведением и установками. Результаты
экспериментов, проведенных Эдом Динером (Diener, 1980), а
также Стивеном Прентис-Данном и Рональдом Роджерсом
(Prentice-Dunn & Rogers, 1980, 1989), позволяют говорить о том,