ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13872
Скачиваний: 41
Рис. 8.6.
Женщины, лица которых были скрыты под масками, нанесли
беззащитным жертвам более сильные удары током, чем
идентифицируемые участницы эксперимента
Изучая это явление, Патриция Эллисон, Джон Говерн и их
коллеги провели на улицах следующий эксперимент (Ellison,
Govern et al., 1995): когда их помощница-водитель
останавливалась перед светофором, то после того, как загорался
зеленый, она в течение 12 секунд не трогалась с места каждый
раз, когда за ней оказывался автомобиль с откидным верхом или
внедорожник. В это время она фиксировала все гудки (умеренно
агрессивные действия), которые подавал стоявший за ней
водитель. По сравнению с водителями автомобилей с поднятым
верхом и внедорожников водители, которые были относительно
неидентифицируемыми, потому что верх их автомобилей был
опущен, вели себя менее сдержанно: они начинали сигналить
раньше (уже через 4 секунды), подавали в 2 раза больше
сигналов, причем длительность каждого из них была в 2 раза
дольше.
Группа исследователей во главе с Эдом Динером остроумно
продемонстрировала одновременное влияние пребывания в
группе и физической анонимности (Diener et al., 1976). Накануне
Хэллоуина они в Сиэтле наблюдали за детьми, ходившими по
домам с традиционными для этого праздника обращениями
«угости, а то пожалеешь» (всего в поле зрения исследователей
попали 1352 ребенка). В каждом из 27 домов, разбросанных по
всему городу, детей, подходивших группами или поодиночке,
приветливо встречал экспериментатор; он предлагал им взять
«по
одной
конфетке» и выходил из комнаты. Наблюдавшие за
детьми и остававшиеся не замеченными ими участники
эксперимента обнаружили, что дети в группах более чем в 2 раза
чаще «одиночек» не ограничивались одной конфетой. Кроме
того, оказалось, что среди тех, у кого «хозяин дома» спросил
имя и адрес, нарушителей было в 2 раза меньше, чем среди тех,
кто остался анонимным. Как следует из данных рис. 8.7,
количество нарушений весьма сильно зависит от ситуации.
Большинство детей, оказавшись в тени других членов группы,
что сопровождалось их анонимностью, не ограничились одной
конфетой.
Рис. 8.7.
Дети были более склонны нарушить запрет и взять не одну
конфету и когда находились в группе, и когда оставались анонимами.
Однако наиболее отчетливо эта тенденция проявилась в тех случаях,
когда анонимность накладывалась на пребывание в группе. (
Источник
:
Diener et al., 1976)
Под влиянием результатов этих экспериментов я задумался
над ролью ношения униформы. Готовясь к сражениям, воины
некоторых племен (подобно фанатичным болельщикам
спортивных команд) обезличивают себя, либо раскрашивая лица
и тела, либо надевая маски. Правила обращения с пленными
после битвы у разных культур разные: одни убивают, мучают
или калечат их, другие оставляют в живых. Роберт Уотсон,
тщательно изучивший различную антропологическую
информацию, пришел к выводу: жестоким обращением с
пленными отличаются те культуры, которым присуща
деиндивидуализация воинов (Watson, 1973). Облаченные в
униформу лос-анджелесские полицейские, избившие Родни
Кинга, пришли в ярость от его вызывающего отказа остановить
машину. Они действовали в полном согласии, не подозревая о
том, что за ними кто-то наблюдает. Забыв о нормах поведения,
они оказались во власти ситуации.
{Английские футбольные фанаты после учиненного ими
погрома, во время которого рухнула стена и погибли 39 человек.
(1985 г., Брюссель). По мнению одного журналиста, в течение 8
лет общавшегося с футбольными хулиганами, по отдельности
они – вполне симпатичные люди, но когда они собираются
вместе – в них вселяется дьявол. (
Источник
: Buford, 1992)}
Можно ли сказать, что физическая анонимность
всегда
выявляет наши худшие инстинкты? К счастью, нет. Во всех
описанных выше ситуациях люди реагировали на откровенно
антисоциальные признаки. Роберт Джонсон и Лесли Даунинг
отмечают, что костюмы, аналогичные облачению ку-клукс-
клановцев, которые носили испытуемые Зимбардо, могли
провоцировать враждебность (Johnson & Downing, 1979). В ходе
эксперимента, проведенного в Университете штата Джорджия,
женщины надевали униформу медсестер, прежде чем решить,
какой силы удар током должен получить тот или иной человек.
Когда женщины в униформах превращались в анонимов, они
становились менее агрессивными в том, что касалось этих
ударов, чем когда были известны их имена и профессиональная
принадлежность. Из результатов метаанализа 60 исследований
деиндивидуализации следует, что человек, становясь анонимом,
начинает меньше осознавать себя самого и больше – группу; он
также становится более чувствительным к отличительным
признакам ситуации, независимо от того, позитивны они
(униформа медсестры) или негативны (балахон ку-клукс-
клановца) (Postmes & Spears, 1998; Reicher et al., 1995).
Оказавшись в ситуации, ассоциирующейся с альтруизмом,
«обезличенные» люди жертвуют даже больше денег, чем
обычно (Spirvey & Prentice-Dunn, 1990).
«Использование самоконтроля – то же самое, что и
использование тормоза локомотива. Он полезен, если вы
обнаружили, что двигаетесь в неверном направлении, и вреден,
если направление верное.
Бертран Расселл
, Брак и мораль,
1929»
Это помогает понять, почему ношение черной униформы,
традиционно ассоциирующейся с дьяволом, со смертью, со
средневековыми палачами, Дартом Вейдером и воинами ниндзя,
оказывает влияние, противоположное тому, которое оказывает
униформа медсестры. По данным Марка Франка и Томаса
Гиловича, в 1970-1986 гг. спортивные команды, имеющие
черные формы (список возглавляют
Los Angeles Raiders
и
Philadelphia Flyers
), стабильно занимают в Национальных
футбольной и хоккейной лигах соответственно первые места по
количеству взысканий (Frank & Gilovich, 1988). Лабораторные
исследования, проведенные после публикации этой работы,
позволяют говорить о том, что одного лишь черного свитера
может быть достаточно, чтобы человек начал вести себя более
агрессивно.
В
ОЗБУЖДАЮЩИЕ И ОТВЛЕКАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
Агрессивным выходкам больших групп нередко
предшествуют малозначительные акции, которые возбуждают
их членов и отвлекают их внимание. Такие коллективные
действия, как крики, скандирование, хлопанье в ладоши или
танцы, одновременно и «взвинчивают» людей, и снижают
уровень их самоосознания. Один из членов секты Муна
вспоминает, как скандирование «чу-чу» помогло
деиндивидуализации:
«Вся братья и сестры, взявшись за руки, начали скандировать
с возрастающей громкостью: «чу-чу-чу, чу-чу-чу! ЧУ-ЧУ-ЧУ!
ЯА! ЯА! ПАУ!!!» Это превратило нас в группу, словно мы
только что пережили вместе нечто важное. То, что это «чу-чу -
чу!» получило над нами такую власть, напугало меня, но
одновременно я почувствовал себя более комфортно, и было
нечто очень расслабляющее в этом постепенном накоплении и
высвобождении энергии» (Zimbardo et al., 1977, р. 186).
«Посещение службы в готическом соборе дает нам ощущение
погруженности в безграничную Вселенную и замкнутости в ней,
а присутствие людей, которые молятся вместе с нами, –
ощущение утраты доставляющего неудобства чувства
собственного Я.
Йи-Фу Туан
, 1982»
Эксперименты Эда Динера показали, что такие действия, как
бросание камней и пение хором, могут подготовить почву для
более решительных действий (Diener, 1976, 1979). Совершение
импульсивных действий и наблюдение за окружающими,
занимающимися тем же самым, доставляет самоусиливающееся
удовольствие. Когда мы видим, что другие делают то же самое,
что и мы, нам кажется, что они испытывают те же чувства,
какие испытываем мы сами, и наши чувства становятся более
сильными (Orive, 1984). Более того, импульсивное групповое
действо приковывает к себе наше внимание. Когда мы поносим
рефери, то не думаем о своих нравственных ценностях, а
реагируем на сиюминутную ситуацию. Позднее, «протрезвев» и
задумавшись над тем, что было нами сделано или сказано, мы
порой испытываем сожаление. Порой. А иногда наоборот –
ищем возможности обезличиться в каких-либо коллективных
действиях – в танцах, в религиозных отправлениях, в
мероприятиях, проводимых группой, т. е. там, где мы
переживаем сильные положительные эмоции и ощущаем свою
общность с окружающими.
О
СЛАБЛЕННОЕ САМООСОЗНАНИЕ
Коллективный опыт ослабляет не только самоосознание, но и
связь между поведением и установками. Результаты
экспериментов, проведенных Эдом Динером (Diener, 1980), а
также Стивеном Прентис-Данном и Рональдом Роджерсом
(Prentice-Dunn & Rogers, 1980, 1989), позволяют говорить о том,