ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13636
Скачиваний: 41
мнение по тому или иному поводу, тип вопроса и его
формулировка могут повлиять на их ответы. Влияние,
оказываемое порядком предъявления вопросов и их
формулировками, а также вариантами предлагаемых ответов,
позволяет недобросовестным политикам использовать опросы
общественного мнения для демонстрации общественной
поддержки своих взглядов. Способы, которыми пользуются
консультанты, советники и врачи для того, чтобы
«подтолкнуть» нас к определенному выбору, тоже способны
оказать подобное «дезорганизующее» влияние на наши
решения. Поэтому не приходится удивляться тому, что в 1994 г.
«мясное лобби» препятствовало принятию нового закона США
о маркировке продуктов питания, в соответствии с которым на
говяжьем фарше, в частности, следовало писать не «70%
постного мяса, 30% жира», а «30% жира».
(– Ладно, один последний вопрос: «Что вы вообще думаете об опросах
общественного мнения?»
– Если честно, мне кажется, что их слишком много и что они часто
превращаются в самоосуществляющееся пророчество. Вопросы
сформулированы так, что очень трудно не дать тот ответ, которого от
тебя ждут.
– А по-моему, Майк, ты заблуждаешься. По данным недавнего опроса,
93% респондентов считают, что опросы никак не влияют на их мнение.
– Ну, возможно. Я могу и ошибаться. – В таком случае, я отмечаю, что ты
не уверен?)
Исследователи, которые проводят опросы общественного мнения,
должны чутко реагировать на едва различимые и вполне различимые
источники ошибок
«Один молодой монах очень рассердился, когда у него
спросили, смог бы он курить во время молитвы. «Вы не о том
спрашиваете, – посоветовал очевидец. – Спросите, смог бы он
молиться, когда курит».
Кроссен
, 1993»
Мораль: формулировка вопросов может иметь большое
значение. Рассказывают, что однажды одному султану
приснилось, будто он потерял все свои зубы. Желая узнать, что
значит этот сон, он призвал к себе первого мудреца. «Увы! –
сказал мудрец. – Это означает, что ты увидишь, как умрут все
члены твоей семьи». Султан рассвирепел и приказал наказать
того, кто посмел сообщить ему такую дурную весть. Первый
мудрец получил 50 ударов плетью. Когда же призвали второго
мудреца, тот объяснил, что у султана – счастливая судьба: «Ты
переживешь всю свою родню!» Султан обрадовался и велел
казначею наградить мудреца за хорошую новость – дать ему 50
кусков золота.
По дороге растерянный казначей не удержался: «Ты же
сказал султану то же самое, что и первый мудрец!» – «Конечно!
– ответил второй мудрец. – Но запомни: важно не только, что ты
говоришь, но и как».
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ПОИСК ПРИЧИНЫ И
СЛЕДСТВИЯ
Невозможность установить причинно-следственную связь
между событиями, естественным образом связанными между
собой, подтолкнула большинство социальных психологов к
имитации в лабораторных условиях происходящих в
повседневности процессов, которые возможно и этично
«инсценировать». Подобные имитации можно сравнить с
испытаниями в аэродинамической трубе, которые проводят
конструкторы летательных аппаратов: они ведь не начинают с
наблюдений за тем, как летательные аппараты ведут себя при
различных атмосферных условиях. Изменения, происходящие
как в атмосфере, так и с летательными аппаратами, столь
сложны, что трудно было бы использовать полученную при
этом информацию для создания более совершенных воздушных
судов. Конструкторы самолетов потому и имитируют
реальность, что дает им возможность контролировать её. Они
могут «создать» ветер любой силы и направления и наблюдать
за тем, как «каждый конкретный воздушный поток» влияет на ту
или иную конструкцию крыла.
К
ОНТРОЛЬ
:
НЕЗАВИСИМЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ
Социальные психологи экспериментируют так же, как
создатели летательных аппаратов: они воспроизводят
социальные ситуации, имитирующие основные параметры
нашей повседневности. Манипулируя одновременно одним или
двумя факторами, которые называются
независимыми
переменными
, экспериментатор фиксирует те изменения,
которые при этом происходят с нами. Аналогично тому как
аэродинамическая труба помогает конструктору летательных
аппаратов в изучении законов аэродинамики, так и эксперимент
помогает социальному психологу понять принципы социального
мышления, социального влияния и социальных отношений.
Конечной целью экспериментов с аэродинамической трубой
является постижение объективных законов, которым
подчиняется движение воздушных судов, и прогнозирование
эксплуатационных характеристик сложных летательных
аппаратов. Социальные психологи экспериментируют для того,
чтобы понять сложное человеческое поведение и научиться
прогнозировать его. Их цель – понять, почему разные люди в
разное время и в разных ситуациях ведут себя по-разному.
Примерно три четверти всех исследований социальных
психологов – это исследования, выполненные с использованием
экспериментального метода (Higbee et al., 1982), а два
исследования из трех проведены в лабораторных условиях
(Adair et al., 1985). Чтобы понять, что такое лабораторный
эксперимент, рассмотрим два эксперимента, типичных для
изучения предрассудков и агрессии, о которых будет рассказано
ниже. Каждый из них предлагает возможное причинно-
следственное объяснение коррелирующих между собой
результатов.
Первый эксперимент касается предвзятого отношения к
людям с избыточным весом. Окружающие часто считают их
нерасторопными, ленивыми и неряшливыми (Ryckman et al.,
1989). Порождают ли подобные установки дискриминацию?
Чтобы ответить на этот вопрос, Стивен Гортмейкер и его
коллеги обследовали 370 тучных человек в возрасте от 16 до 24
лет (Gotrmaker et al., 1993). Повторив обследование через 7 лет,
авторы обнаружили, что две трети женщин по-прежнему имели
избыточный вес и что у них было меньше шансов на замужество
и на хорошо оплачиваемую работу, чем у 5000 других женщин,
входивших в контрольную группу. Даже после того как
экспериментальные данные были откорректированы с учетом
результатов тестирования способностей, расовой
принадлежности и экономического статуса родителей,
оказалось, что годовой доход тучных женщин на $7000 меньше
среднего годового дохода.
Хотя внесение некоторых других корректировок и дает
основание для того, чтобы объяснить корреляцию тучности и
более низкого статуса дискриминацией тучных людей,
абсолютной уверенности в этом у нас нет. (А какие другие
объяснения могли бы предложить вы сами?) Рассмотрим
исследование, проведенное социальными психологами Марком
Снайдером и Джули Хоген (Snyder & Haugen, 1994; 1995). Они
попросили 76 юношей, студентов Миннесотского университета,
познакомиться по телефону с одной из 76 студенток. Каждому
юноше была предъявлена фотография, и было сказано, что ему
предстоит разговаривать именно с этой девушкой. Одной
половине участников эксперимента были показаны фотографии
тучных женщин (которые на самом деле не «предназначались»
им в собеседницы), а второй половине – фотографии женщин с
нормальным весом. Одна часть эксперимента заключалась в
том, что мужчины должны были составить впечатление о
личностных качествах своих собеседниц. Последующий анализ
«женской части» телефонных диалогов показал, что женщины
разговаривали более холодно и сдержанно, если звонивший им
мужчина считал, что беседует с толстушкой. Понятно, что
поведение этих мужчин подтолкнуло собеседниц подтвердить
их (мужчин) мнение о том, что женщины-толстушки
непривлекательны. Так проявились предубежденность и
дискриминация. Памятуя о влиянии установок мачехи на
поведение Золушки, возможно, стоит назвать этот феномен
«эффектом Золушки».
В качестве второго примера того, как эксперименты
проясняют причинно-следственную связь, рассмотрим
корреляцию между просмотром телепередач и поведением
детей. Дети, которые смотрят много телепередач,
пропагандирующих жестокость, более склонны к проявлениям
агрессии, чем те, кто смотрит их лишь изредка. Это позволяет
говорить о том, что дети, возможно, учатся на примере
экранных героев. Надеюсь, вы уже поняли, что речь идет о
выявлении корреляции. Рисунок 1.5 напоминает нам о
существовании двух других интерпретаций причинно-
следственных связей, в которых телевидение не рассматривается
как причина детской агрессии. (Как вы думаете, в чем они
заключаются?)
Рис. 1.5.
Участники эксперимента методом случайного распределения
поделены на две группы – экспериментальную и контрольную. Члены
первой группы подвергаются воздействию независимой переменной,