ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13953
Скачиваний: 41
(– Извините, Ваше Высочество, но на самом деле Вы вовсе не диктатор
Итуании, маленькой европейской страны. И самой Итуании тоже нет.
Толпы поклонников, военные парады, этот кабинет… – все это мы
устроили для эксперимента. Мы изучаем психологию человека. На самом
деле, Ваше Высочество, Вы – Эдвард Белчер. Вы живете в Нью-Йорке,
на Лонг-Айленде. Пора отправляться домой, Эдди!)
Оборотная сторона медали
Исследователь, разрабатывающий сценарии экспериментов,
которые могли бы быть привлекательными ещё и с точки зрения
этики, похож на балансирующего канатоходца. Человек,
который верит в то, что причиняет кому-то боль, или
испытывает сильное социальное давление, которое оказывают,
чтобы посмотреть, изменит он свое мнение или нет, может в
течение какого-то времени чувствовать себя «не в своей
тарелке». Подобные эксперименты поднимают старый, как мир,
вопрос: оправдывают ли цели средства, использованные для их
достижения? Можно ли оправдать обман людей, а иногда и их
огорчения тем, что у исследователя не было другого способа
проникнуть в суть изучаемых явлений?
В наши дни Университетская комиссия по этике
пересматривает требования, предъявляемые к социально-
психологическим исследованиям, которые могут быть названы
гуманными. Этические принципы, разработанные
Американской психологической ассоциацией (1981, 1992) и
Психологическим обществом Великобритании (1991), требуют
от исследователей:
– Сообщайте потенциальным испытуемым столько сведений
об эксперименте, сколько нужно для того, чтобы их согласие на
участие в эксперименте было согласием, основанным на
информированности.
– Будьте правдивыми. Прибегайте к обману только тогда,
когда это необходимо и оправдано значимостью стоящей перед
вами цели, а не для того, «чтобы заручиться их согласием на
участие в эксперименте».
– Защищайте людей от возможных вредных последствий и
существенного дискомфорта.
– Не разглашайте информацию об участниках экспериментов.
– По окончании эксперимента предоставьте участникам
полную информацию о нем, в том числе и об обмане, если
таковой имел место. Исключение из этого правила составляют
только те случаи, когда информация о результатах может
огорчить участников – например, если кто-то поймет, что был
глуп или жесток.
Экспериментатор должен быть достаточно информативным и
деликатным, чтобы после эксперимента мнение людей о самих
себе как минимум не стало хуже того, которое было до
эксперимента. А ещё лучше отблагодарить участников
эксперимента, например рассказать им что-нибудь о природе
психологического исследования. При уважительном отношении
лишь немногие участники экспериментов возражают против
того, чтобы их обманывали (Epley & Huff, 1998; Kimmel, 1998).
У защитников социальной психологии есть все основания
говорить о том, что профессора, устраивающие экзамены и
переэкзаменовки, нервируют и огорчают своих студентов
значительно сильнее, чем нынешние исследователи –
участников своих экспериментов.
ОБОБЩЕНИЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Как показывает изучение влияния на детей «телевизионной
жестокости», социальная психология сочетает повседневную
практику и лабораторный анализ. Примеры аналогичного
подхода вы найдете во всех главах этой книги: приведенные в
них данные являются преимущественно результатами
лабораторных исследований, а иллюстрации взяты в основном
из жизни. Опыт социальной психологии – доказательство того,
насколько благотворно взаимопроникновение лабораторных
исследований и повседневной жизни. Нередко неясные
предчувствия, возникшие под влиянием повседневности,
становятся толчком к проведению лабораторных экспериментов,
которые помогают нам глубже понять наш собственный опыт.
Эта взаимосвязь проявилась при изучении влияния
телевидения на детей. Тему лабораторных исследований
подсказало содержание телепередач. Телевизионщики и
политики, т. е. люди, способные оказывать влияние, сегодня уже
осведомлены об этих результатах. Соответствие лабораторных
данных тому, что наблюдается в реальной жизни, характерно не
только для влияния телевидения; оно присуще и исследованиям
во многих других сферах, в том числе и изучению оказания
помощи, стиля руководства, депрессии и самоэффективности.
Зависимости, выявленные в лаборатории, были подтверждены в
ходе проведения полевых исследований. «В психологической
лаборатории преимущественно рождаются не банальности, а
психологические истины» (Anderson et al., 1999).
Однако в том, что касается обобщения результатов
лабораторных исследований и их переноса в жизнь, следует
проявлять осторожность. Хотя в лаборатории и проявляются
базовые движущие силы человеческого существования, тем не
менее в ней работают с упрощенной и контролируемой моделью
реальности. Лабораторные исследования говорят нам о том, что
можно ожидать от изменения параметра
X
при условии, что все
остальные параметры остаются неизменными, но в реальной
жизни такого никогда не бывает. Более того, как вы сами
увидите, участниками многих экспериментов становятся
студенты колледжей. Хоть это и может помочь вам
идентифицировать себя с ними, вряд ли студентов колледжей
можно назвать случайной выборкой всего человечества.
Получили бы мы те же самые результаты, если бы привлекли к
участию в эксперименте людей другого возраста, более (или
менее) образованных и принадлежащих к другим культурам?
Этот вопрос постоянно остается открытым.
Тем не менее мы можем провести границу между
содержанием мышления людей и их действиями (например, их
установками) и процессом, посредством которого они думают и
действуют (например, механизмом влияния установок на
действия и наоборот). Принадлежность к определенной
культуре оказывает большее влияние на содержание, чем на
процесс. Люди, представляющие разные культуры, могут
придерживаться разных мнений, но выражают они их
одинаково. Рассмотрим два примера.
– На острове Пуэрто-Рико, принадлежащем США, студенты
колледжей чувствуют себя более одинокими, чем студенты
колледжей на материке. Однако «ингредиенты» одиночества в
обеих культурах практически одинаковые – робость, отсутствие
определенной цели в жизни и невысокое самоуважение (Jones et
al., 1985).
– Школьники, принадлежащие к разным этническим группам,
отличаются как успеваемостью, так и склонностью к
правонарушениям, однако эти различия «не толще кожи» (David
Rowe et al., 1994). Во всех этнических группах состав семьи,
влияние товарищей и культурный уровень родителей в
одинаковой мере позволяют прогнозировать академические
успехи детей или их конфликты с законом.
Мы можем вести себя по-разному, но на наше поведение
влияют одни и те же социальные силы.
ВЫВОДЫ
Обобщая результаты своих исследований в соответствии с
выдвинутыми идеями, социальные психологи создают теории.
Хорошая теория превращает множество различных фактов в
значительно более короткий перечень прогностических
принципов. Мы можем использовать их для подтверждения или
модифицирования теории, для проведения нового исследования
и выдачи практических рекомендаций.
Большинство исследований в социальной психологии – это
либо корреляционные исследования, либо экспериментальные.
Корреляционные исследования, для проведения которых иногда
используются методы систематических опросов, выявляют связь
между переменными, например связь между образовательным
уровнем и уровнем дохода. Знать, что между двумя параметрами
существует естественная связь, полезно, однако такая связь
редко позволяет сделать вывод о том, что является причиной, а
что – следствием.
Когда это возможно, социальные психологи предпочитают
проводить эксперименты, выявляющие причинно-следственную
связь. Создавая реальность в миниатюре и контролируя её,
экспериментаторы получают возможность изменять
последовательно один параметр за другим и смотреть, как они –
порознь или вместе – влияют на поведение испытуемых.
Руководствуясь принципом случайного распределения, мы
распределяем испытуемых по двум группам –
экспериментальной, члены которой подвергаются воздействию
независимой переменной, и контрольной, члены которой не
подвергаются такому влиянию. Это позволяет нам в дальнейшем
приписать любое различие в поведении членов двух групп
действию независимой переменной.
Разрабатывая сценарии экспериментов, социальные
психологи иногда создают такие «инсценировки», которые