ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13785
Скачиваний: 41
СИТУАЦИОННЫЕ ВЛИЯНИЯ: МЫ ПОМОГАЕМ ТОГДА, КОГДА ПОМОГАЮТ
И ДРУГИЕ
Если примеры агрессивного поведения способны усилить
агрессивность (глава 10), а примеры безответственности –
безответственность, не благоприятствуют ли оказанию помощи
примеры альтруистического поведения? Представьте себе, что
вы слышите грохот, а следом за ним – стоны и всхлипывания.
Если при этом кто-то из очевидцев скажет: «Случилась беда.
Мы должны что-то предпринять», как отреагируют
окружающие? Подтолкнут ли их эти слова к действиям?
Известные нам факты позволяют ответить утвердительно:
примеры просоциального поведения стимулируют альтруизм.
Вот несколько примеров.
– В Лос-Анджелесе водители скорее окажут помощь
женщине-водителю, у которой спустила шина, если за четверть
мили до этого видели, как кто-то помогал женщине менять шину
(Bryan & Test, 1967).
– По данным тех же авторов, Джеймса Брайана и Мэри-Энн
Тест, в штате Нью-Джерси в период рождественских покупок
люди охотнее жертвовали деньги Армии Спасения, если перед
этим видели, как это делал кто-то другой.
Социальная психология в моей работе
Я прекрасно помню свой первый курс по социальной
психологии. Я только что поступила в университет, и это была
любовь с первого взгляда, которая со временем лишь стала
сильнее, так что, обучаясь в аспирантуре, я начала преподавать
этот предмет. Более всего меня поражает способность
социальной психологии объяснять, почему мы делаем то, что
делаем, и не делаем того, чего не делаем. Она предоставляет нам
уникальную возможность лучше узнать самих себя и
окружающих.
Моя профессиональная судьба сложилась так, что я занялась
журналистикой и сейчас работаю продюсером на канале
NBC
,
однако мой интерес к социальной психологии не пропал. Более
того, у меня появилась уникальная возможность «дарить её»
телезрителям. Будучи руководителем психологической службы,
я использую результаты психологических исследований при
составлении программы новостей. Например, результаты
исследований Джона Дарли о равнодушии очевидцев помогли
нам прокомментировать сообщение о женщине, которую забили
до смерти на глазах у десятков свидетелей. А классические
исследования конформизма и подчинения авторитету,
выполненные Соломоном Ашем и Стэнли Милгрэмом, помогли
объяснить, как могло случиться, что не имеющий порочных
наклонностей подросток слепо последовал за своими
приятелями в чужой дом и в результате трагического стечения
обстоятельств превратился в обвиняемого в убийстве.
Андреа Гитоу
, Columbia University, 1988
---
– Взрослые британцы чаще соглашались стать донорами, если
к ним обращались с этой просьбой после того, как у них на
глазах помощник экспериментатора давал свое согласие сдать
кровь (Rushton & Campbell, 1977).
– Впечатление, которое производят люди, совершающие
беспримерные по своей доброте и альтруизму поступки, в
частности такие, как упомянутые в начале этой главы, нередко
порождает то, что Джонатан Хейдт (
in press
) назвал
элевацией
–
«эмоциональным потрясением», способным вызвать слезы,
озноб и спазмы в горле. Подобное состояние нередко
пробуждает у людей желание стать менее эгоистичными.
Однако реальные поступки людей нередко не соответствуют
тому, что они проповедуют. Порой родители говорят детям:
«Делай так, как я сказал, а не так, как я делаю». Между тем
результаты экспериментов свидетельствуют, что дети
формируют свои представления о нравственности не только на
основании слов своих родителей, но и на основании их
поступков (Rice & Grusec, 1975; Rushton, 1975). Под влиянием
лицемеров дети становятся лицемерами: говорят и делают то,
что говорят и делают те, кому они подражают.
СИТУАЦИОННЫЕ ВЛИЯНИЯ: ФАКТОР ВРЕМЕНИ
В притче о добром самаритянине Дарли и Бейтсон разглядели
ещё один фактор, от которого зависит оказание помощи (Darley
& Batson, 1973). И священник, и левит были занятыми людьми,
у которых было немало обязанностей; вполне возможно, что они
просто спешили по делам. Самаритянин, занимающий менее
заметное положение в обществе, конечно же, был более
свободным человеком. Желая проверить, станут ли спешащие по
своим делам люди вести себя подобно священнику и левиту,
Дарли и Бейтсон весьма остроумно воспроизвели ситуацию,
описанную в известной притче.
«По правде говоря, более половины того, что в нас есть, –
результат подражания. Поэтому самое важное – правильно
выбрать образцы и тщательно изучить их.
Лорд Честерфилд
,
Письма. 18 января 1750 г.»
Участниками их экспериментов стали студенты
Принстонской теологической семинарии. Исследователи
предложили им записать на пленку короткие проповеди, причем
для половины испытуемых темой проповеди должна была стать
притча о добром самаритянине. Предоставив испытуемым
время, для того чтобы они могли собраться с мыслями,
экспериментаторы направили их в студию звукозаписи, которая
находилась в соседнем здании. По дороге им предстояло пройти
мимо сидевшего возле дверей мужчины, который кашлял и
стонал. Почти две трети из тех студентов, которым перед
уходом в студию как бы между прочим говорили: «Им ещё
нужно несколько минут на подготовку, но вам лучше прийти
заранее», – остановились, чтобы помочь «пострадавшему». Из
тех же, кого провожали в студию такими словами: «О, вы
опаздываете! Вас уже заждались. Поторопитесь», – только 10%
остановились, чтобы предложить помощь.
Размышляя над этими результатами, Дарли и Бейтсон писали:
«Человек, который никуда не торопится, может остановиться
и предложить свою помощь тому, кто в ней нуждается.
Спешащий человек, скорее всего, не сделает этого. Парадокс
заключается в том, что он пройдет мимо, даже если торопится
читать проповедь, посвященную притче о добром самаритянине,
чем непреднамеренно подтвердит её суть. (Это действительно
так: в некоторых случаях студенты-теологи, спешившие на
запись своей проповеди о добром самаритянине, буквально
перешагивали через жертву и шли дальше.)»
Может быть, мы несправедливы к семинаристам? В конце
концов, они же спешили, чтобы
помочь
экспериментатору.
Может быть, они прекрасно осознавали такую норму, как
Социальная ответственность, но вынуждены были выбирать
между ответственностью перед экспериментатором и
ответственностью перед жертвой? В другом эксперименте,
также воспроизводившем ситуацию из притчи о добром
самаритянине, Бейтсон и его помощники направили 40
студентов Университета штата Канзас, участвующих в
исследовании, в соседнее здание (Batson et al., 1978). Половине
сказали, что они опаздывают, половине – что у них достаточно
времени. Половине внушили, что их участие жизненно важно
для экспериментатора, другой половине – что оно не очень
существенно. Результат: те, кто шел на встречу, не имевшую
принципиального значения, обычно останавливались и
помогали. Но те, кто, подобно Белому Кролику из «Алисы в
стране чудес», опаздывал на очень важное свидание,
останавливались редко.
Можно ли сказать, что спешившие люди бессердечны?
Можно ли сказать, что семинаристы заметили попавшего в беду
человека и сознательно проигнорировали его? Нет. Спеша по
своим делам, они до конца не осознавали происходящего. У тех,
кто торопился и был поглощен мыслью о том, как бы не
опоздать, просто не было времени вникать в ситуацию.
Социальные психологи нередко убеждаются: порой
обстоятельства влияют на поведение сильнее, нежели
убеждения.
ЛИЧНОСТНЫЕ ВЛИЯНИЯ: ЧУВСТВА
До сих пор мы говорили о внешних факторах, влияющих на
принятие решения об оказании помощи, – о количестве
очевидцев, дружбе, спешке и подражании. Однако необходимо
учитывать и внутренние факторы – эмоциональное состояние
потенциального помощника или его личностные качества.
Ч
УВСТВО ВИНЫ
Вся история человечества свидетельствует о том, что
угрызения совести всегда были чрезвычайно болезненной
эмоцией, настолько болезненной, что разные культуры
выработали специальные способы избавления от нее:
жертвоприношения (в жертву богам приносили и людей, и
животных), материальные пожертвования (зерно или деньги),
наказание в виде длительного поста и молитв (епитимья),
исповедь, отречение. В Древнем Израиле грехи людей время от
времени возлагали на животное – «козла отпущения», которого
изгоняли в пустыню, чтобы он унес с собой людскую вину.
Чтобы изучить последствия чувства вины, социальные
психологи вынуждали людей совершать неблаговидные
поступки: лгать, подвергать других электрошоку, опрокидывать
стол с разложенными на нем в алфавитном порядке карточками,
ломать какую-либо машину, мошенничать. В дальнейшем
«грешнику» предоставлялось право «облегчить душу»:
исповедаться, попросить прощения у того, кому он причинил
зло, или сделать доброе дело, способное компенсировать
причиненный им вред. Результаты не оставляют сомнений в
том, что люди готовы буквально на все, лишь бы избавиться от
угрызений совести и восстановить свое доброе имя.
Представьте себе, что вы – студент Университета штата
Миссисипи и участвуете в эксперименте, который проводят
Дэвид Мак-Миллен и Джеймс Остин (McMillen & Austin, 1971).