ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13704
Скачиваний: 41
послушанием (Alwin, 1990; Remley, 1988). Стили одежды и
манеры стали более разнообразными, личная свобода
практически ничем не ограничена, а общих нравственных
ценностей больше нет (Schlesinger, 1991). До самого недавнего
времени рука об руку с усилением индивидуализма шел не
только рост числа людей, страдающих депрессией, но и рост – в
большинстве стран Запада – других показателей социального
неблагополучия – числа разводов, самоубийств среди
подростков, подростковой преступности и количества
внебрачных детей.
Хочу сразу оговориться: подобные тенденции обусловлены
множеством причин. Сам факт существования корреляции
между набирающим силу индивидуализмом и падением
общественной нравственности ещё не доказывает, что одно есть
следствие другого. И уж конечно никто из коммунитаристов не
испытывает ностальгии по прошлому, в частности по
гендерному неравенству 1950-х гг. Они, скорее, предлагают
нечто среднее между индивидуализмом Запада и
коллективизмом Востока, между независимостью мачо, которая
традиционно ассоциируется с мужчиной, и готовностью к заботе
и подчинению, которая традиционно ассоциируется с
женщиной, между заботой о правах личности и заботой о
процветании общества, между свободой и братством, между
мышлением, в центре которого – «Я», и мышлением, в центре
которого – «Мы».
Общество допускает некоторые ущемления прав личности,
если это необходимо для защиты его благополучия, о чем
свидетельствуют такие меры, как проверка багажа пассажиров в
аэропортах, запрет на курение в самолетах, пункты проверки
трезвости водителей и ограничение скорости на автострадах.
Аналогичным образом и ограничение личной «экологической»
свободы индивидов ради сохранения чистоты воды и воздуха,
лесов и поголовья китов – тоже своего рода обмен
краткосрочных «выгод» индивидов на долгосрочную выгоду для
всего общества. Некоторые индивидуалисты предупреждают,
что подобные ограничения личной свободы могут толкнуть нас
на скользкий путь, ведущий к утрате более важных прав
человека. Если сегодня мы позволим обыскивать наш багаж,
завтра они начнут врываться в наши дома. Если сегодня мы
позволяем подвергать цензуре телепрограммы на предмет
рекламы сигарет или порнографии, завтра они станут изымать
книги из наших библиотек. Если сегодня мы соглашаемся с
запретом на продажу огнестрельного оружия, завтра у нас
отберут охотничьи ружья. Не ставим ли мы под удар базовые
права человека, защищая интересы большинства? На этот
вопрос коммунитаристы отвечают так: если мы не сбалансируем
заботу о правах индивидуума с заботой о нашем общем
процветании, общество рискует столкнуться с ещё более
сложными гражданскими проблемами, которые – и это
неизбежно – послужат основанием для криков в поддержку
«закручивания гаек».
В одном можно не сомневаться: пока права личности и права
общества продолжают конфликтовать, велика потребность в
кросс-культурных и гендерных исследованиях, способных
внести ясность относительно иных культурных ценностей и
выявить наши собственные.
МОДУЛИ. ПРИКЛАДНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Во всех главах этой книги, подчеркивая связь теоретической
социальной психологии и практики, я стремился показать, как
принципы этой науки и открытия, сделанные в лаборатории,
используются в повседневной жизни. В завершающем разделе
мы вернемся к некоторым из концептуальных принципов и
рассмотрим их практическое применение в трех контекстах.
Модуль А – «Социальная психология в клинике» – посвящен
использованию социальной психологии при оценке состояния
физического и психического здоровья людей и его охраны. В
Модуле Б, который называется «Социальная психология и
правосудие», рассматриваются вопросы, связанные с
социальным мышлением как отдельных присяжных
заседателей, так и жюри присяжных, а также с социальными
влияниями, которые проявляются при принятии ими решений. В
Модуле В – «Социальная психология и будущее человечества» –
мы попытаемся ответить на вопрос о том, что социальная
психология может сделать для предотвращения экологической
катастрофы, которой грозит всем нам рост народонаселения
Земли, потребительское поведение и глобальное потепление.
МОДУЛЬ А. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В КЛИНИКЕ
Если вы – студент колледжа, вам, скорее всего, известно, что
такое не очень сильная депрессия – неудовлетворенность
собственной жизнью, неуверенность в будущем, грусть,
отсутствие аппетита и энергии, невозможность сосредоточиться,
а нередко и мысли о том, стоит ли вообще жить. Может быть, вы
боитесь, как бы неважные оценки не поставили под вопрос
осуществление ваших карьерных планов. Может быть, вы
страдаете из-за разрыва отношений с близким человеком. В
такие моменты сосредоточенность на собственных
переживаниях лишь усугубляет их. Примерно для 10% мужчин
и 20% женщин такое подавленное состояние – не преходящие
эпизоды плохого настроения, а продолжительные, порой
длящиеся неделями, периоды депрессии без какой бы то ни
было очевидной причины.
Среди многих бурно развивающихся областей прикладной
социальной психологии есть одна, которая связана с социально-
психологическими концепциями депрессии, одиночества,
тревожности и физического здоровья; в наши дни этот перечень
пополнился такими проблемами, как счастье и благополучие.
Специалисты, работающие в этой области, связывающей
социальную и
клиническую психологию
, ищут ответы на
четыре важных вопроса.
1. Можем ли мы – любители и профессионалы – улучшить
понимание и прогнозирование поведения других людей?
2. В какой мере такие проблемы, как депрессия, одиночество,
тревожность и болезни, связаны с тем, что мы думаем о себе и
об окружающих?
3. Можно ли изменить неадаптивный образ мыслей?
4. В какой мере здоровье и счастье человека зависят от его
близких отношений с окружающими, основанными на взаимной
поддержке? Ниже будут предложены некоторые ответы на эти
вопросы.
КАК КЛИНИЧЕСКИЕ ПСИХОЛОГИ ВЫНОСЯТ СВОИ
СУЖДЕНИЯ
Влияют ли на суждения клиницистов о пациентах те же
самые факторы, которые влияют на социальные суждения
обычных людей (они были рассмотрены нами в главах 2, 3 и 4)?
Если да, то чего следует остерегаться как самим психологам,
так и их пациентам?
Склонна ли Сьюзен к суициду? Нужно ли помещать Джона в
психиатрическую клинику? Рискуем ли мы, если выпишем
Тома? Способен ли он на убийство? Сталкиваясь с подобными
проблемами, клинические психологи прикладывают максимум
усилий для того, чтобы избежать ошибочных суждений,
рекомендаций и прогнозов.
Однако подобные суждения клиницистов – это одновременно
и
социальные
суждения, и в качестве таковых они столь же
уязвимы и обнаруживают такие свойства, как иллюзорные
взаимосвязи, чрезмерная самоуверенность как следствие
понимания «задним умом», самоподтверждающийся диагноз
(Maddux, 1993). Давайте разберемся, почему осознание
клиницистами механизма формирования впечатлений (в том
числе и
превратных
) может помочь им избежать ошибочных
суждений, а значит, и серьёзных ошибок.
ИЛЛЮЗОРНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
Рассмотрим отрывок из протокола судебного заседания, в
котором психолог, производящий впечатление уверенного в
себе человека (П), отвечает на вопросы адвоката (А).
«А: Вы просили подсудимого нарисовать фигуру человека?
П: Да.
А: Это и есть та фигура, которую он нарисовал по вашей
просьбе? Что этот рисунок говорит вам о нем как о личности?
П: Обращает на себя внимание то, что мужчина нарисован со
спины, что само по себе большая редкость. Это свидетельствует