ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13738
Скачиваний: 41
(Carver & Scheier, 1981). Может быть, вам знакомо это чувство
внезапного осознания себя, которое возникает, когда входишь в
комнату с большим зеркалом? Когда люди осознают себя, связь
между словом и делом становится более прочной (Gibbons,
1978; Froming et al., 1982).
Эдвард Динер и Марк Уоллбом отмечают, что едва ли не все
студенты университета считают обман аморальным (Diener &
Wallbom, 1976). Но станут ли они следовать совету
шекспировского героя, Полония, и будут ли искренними с
самими собой? Якобы для определения
IQ
, Динер и Уоллбом
дали студентам Вашингтонского университета задание –
решение анаграмм – и сказали, что когда прозвенит звонок,
работа должна быть прекращена. Большая часть оставленных
без присмотра испытуемых (71%) обманули экспериментатора:
они продолжали работать и после звонка. Среди студентов, для
которых были созданы условия, благоприятствующие
самоосознанию (они работали перед зеркалом, слушая свой
собственный голос, записанный на пленку), количество
обманщиков не превысило 7%. В связи с этим возникает вопрос:
чаще ли покупатели станут вспоминать о том, что воровство –
грех, если в магазинах установят зеркала на таком уровне, чтобы
они могли видеть в них свои глаза?
«Легче читать проповеди о добродетели, чем быть
добродетельным.
Ларошфуко
, Максимы, 1665»
Помните описанное выше изучение морального лицемерия,
выполненное Бэтсоном? Результаты заключительного
эксперимента, проведенного Бэтсоном и его коллегами,
подтверждают: зеркала действительно приводят поведение в
соответствие с выраженными установками (Batson et al., 1999).
Люди, бросавшие монетку перед зеркалом, проявляли при этом
чрезвычайную щепетильность. Ровно 50% осознавших себя
испытуемых выбрали для второго участника «выгодное»
задание.
Опыт как источник силы установок.
Сила установок
зависит и от того, как мы их приобретаем. Результаты серьёзных
исследований, выполненных Расселом Фазио и Марком Занной,
позволяют сделать следующий вывод: если установки являются
следствием опыта, вероятность того, что они сохранятся надолго
и будут направлять поведение, значительно возрастает (Fazio &
Zanna, 1981). В ходе одного из экспериментов исследователям,
не подозревая об этом, помог Корнеллский университет.
Финансовые проблемы заставили администрацию университета
временно, на несколько недель, поселить некоторых
первокурсников в общих спальнях, в то время как другие
студенты блаженствовали в относительно комфортных
отдельных комнатах.
В ходе опроса, проведенного Деннисом Реганом и Рисселлом
Фазио, студенты из обеих групп выразили одинаково негативное
отношение и к ситуации, сложившейся в общежитии, и к
решению, принятому администрацией (Regan & Fazio, 1977).
Когда же им была предложена возможность действовать в
соответствии со своими установками – подписать петицию и
собрать подписи других студентов, вступить в комитет,
изучающий ситуацию, или написать ходатайство, – ею
воспользовались лишь студенты, ставшие жертвами временного
размещения, т. е. люди, чьи установки сформировались на
основе личного опыта. Но это ещё не все. По сравнению с
пассивно сформировавшимися установками установки,
закаленные в горниле опыта, более осмысленны, более
определенны, более стабильны, менее подвержены внешним
влияниям, более доступны и более насыщены эмоциями (Millar
& Millar, 1996; Sherman et al., 1983; Watts, 1967; Wu & Shaffer,
1987).
Подводя итог, можно сказать, что связь между выраженными
установками и поведением зависит от обстоятельств и может
варьировать в широких пределах – от полного её отсутствия до
очень сильной (Kraus, 1995). Наши установки прогнозируют
наше поведение, если:
– другие влияния минимальны;
– установка специфична для данного поведения;
– установка усилена, т. е. если что-то напомнило нам о ней
или если она была приобретена таким образом, который
гарантирует её силу.
Кажутся ли эти условия очевидными? Может быть, трудно не
поддаться соблазну и не подумать, что мы и «раньше это знали».
Однако помните: в 1970 г. они казались исследователям отнюдь
не очевидными, как не казались очевидными и студентам одного
из университетов Германии, которых попросили предугадать
опубликованные результаты изучения связи между установками
и поведением (Six & Krahe, 1984).
РЕЗЮМЕ
Как наши внутренние установки связаны с поведением, за
которым можно наблюдать? Социальные психологи согласны с
тем, что установки и поведение взаимно подпитывают друг
друга. Народная мудрость подчеркивает влияние установок на
поведение. Но установки, обычно определяемые как чувства по
отношению к какому-либо объекту или человеку, нередко на
удивление плохо прогнозируют поведение. Более того,
изменение установок, как правило, не приводит к заметным
переменам в поведении людей. Эти открытия заставили
социальных психологов обратиться к поиску ответа на вопрос,
почему у нас слова так часто расходятся с делами. Ответ был
найден, и он заключается в следующем: и наши выраженные
установки, и наше поведение подвержены многочисленным
влияниям.
Наши установки могут прогнозировать наше поведение при
следующих условиях: 1) если эти «другие влияния»
минимизированы; 2) если установка в большой степени
релевантна прогнозируемому поведению (как в исследованиях
голосований); 3) если установка сильная (либо потому, что что-
то напомнило нам о ней, либо потому, что она сформировалась в
результате нашего собственного опыта). Таковы условия, при
которых существует связь между тем, что мы думаем и
чувствуем, и тем, что мы делаем.
ОПРЕДЕЛЯЕТ ЛИ ПОВЕДЕНИЕ УСТАНОВКИ?
Если социальная психология за последние 25 лет и научила
нас чему-нибудь, так это тому, что мы не только способны
действовать сообразно своим мыслям, но и мыслить сообразно
своим действиям. Какими доказательствами в пользу этого
утверждения мы располагаем?
Сейчас мы обращаемся к идее, которая кажется ещё более
невероятной. Суть её заключается в том, что установки зависят
от поведения. Известно, что мы защищаем порой то, во что
верим, но можно ли говорить, что, защищая что-либо, мы
начинаем в это верить? (рис. 4.1).
Рис. 4.1.
Установки и действия порождают друг друга, подобно курице и
яйцу
Б
о
льшая часть исследований, результаты которых послужили
основанием для этого вывода, вызвана к жизни социально-
психологическими теориями, однако прежде чем приступить к
их рассмотрению, давайте сначала выясним, что именно
нуждается в объяснении. Читая о тех фактах, которые
доказывают, что поведение влияет на установки, представьте
себе, что вы – теоретик. Подумайте о том, почему поступки
влияют на установки, а затем сравните свои объяснения с
объяснениями, предложенными социальными психологами.
Подумайте над следующими фактами:
– Сару ввели в состояние гипноза и сказали, что когда книга
упадет на пол, она должна снять туфли. Спустя 15 минут книга
падает, и Сара не спеша сбрасывает мокасины. «Сара, –
спрашивает гипнотизер, – почему ты сняла туфли?» – «Я…
Ногам жарко, и они устали, – отвечает Сара. – У меня сегодня
был трудный день». Действие рождает мысль.
– В мозг Джорджа, в тот его участок, который «отвечает» за
движения головы, на время имплантированы электроды. Когда
нейрохирург Хосе Дельгадо с помощью пульта дистанционного
управления стимулирует их, Джордж всегда поворачивает
голову. Ничего не зная об этой стимуляции, он предлагает
правдоподобное объяснение происходящего: «Я ищу
шлепанцы», «Мне послышался какой-то шум», «Мне
неспокойно», «Я заглядывал под кровать» (Delgado, 1973).
«Мысль – дитя действия.
Бенджамин Дизраэли
, Вивиан Грэй,
1826»
– Кэрол страдала от тяжелейших приступов боли, и, чтобы
избавить её от них, ей была сделана операция по разделению
полушарий мозга. Во время эксперимента, который проводил
психолог Майкл Газзанига, в левой части поля зрения Кэрол
«вспыхивало» изображение обнаженной женщины, и сигнал
поступал в правое, невербальное полушарие (Gazzaniga, 1985).
На лице Кэрол появлялась робкая улыбка, и она начинала
хихикать. Когда её спрашивали о причине, она придумывала
правдоподобное объяснение, в которое, судя по всему, сама
верила: «Очень смешная машина». Фрэнку, перенесшему
аналогичную операцию, в режиме вспышки демонстрировали
слово «улыбка». Когда сигнал поступал в невербальное правое
полушарие, он подчинялся и «выдавливал» из себя улыбку,
которую объяснял так: «Уж больно смешной эксперимент!»
Психические последействия нашего поведения на самом деле
проявляются также и во многих социально-психологических
феноменах. Приводимые ниже примеры иллюстрируют силу
самоубеждения – установок, возникающих в результате
действий.
ИСПОЛНЕНИЕ РОЛЕЙ