Файл: Лежбин В. - История и теория психоанализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 1519

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

46

Психические расстройства в современном мире. Причины их возникновения. Прошлое и

настоящее.

Страх и тревога. Нормальная и невротическая форма тревоги. Базисная тревога.
Психотерапия как своего рода воспитание в духе экзистенциальной философии.
Открытие личностью своего бытия. Подлинное существование.
Модусы мира. Внутренний мир человека.
Любовь  как  глубочайший  импульс  человеческого  существования. Любовь  и  воля.

Свобода, выбор и решение.

Мужество творить. Цели и задачи психотерапии.

Изречения
Мэй Р.:

 «Без сомнения, в истории науки Фрейд останется одним из самых влиятельных

мыслителей  нашего  века. Его  учение — это  водораздел  в  истории наших  попыток  познать
самих  себя. Правда, с  его  появлением  люди  лишились  такой  милой  привилегии, как  быть
лицемерными  и  неискренними  с самими собой, чем  отчасти  объясняются  злобные нападки
на Фрейда».

«Как  ни  горько  в  этом  признаться,  но  в  нас  таится  и  нами  владеет  гораздо  большее

количество  мощных  иррациональных  импульсов, чем  хотелось  бы  нашему  чувству
самоуважения».

«Невроз — это  отказ  от  свободы, подчинение  своей  личности  жестким  устойчивым

формулам и, как следствие, превращение личности в автомат».

«Неврозы  —  общее  понятие  для  обострившихся  личностных  проблем  —  не

наследуются, а  возникают  от  нашего  неумения  пользоваться  тем, что  мы  получили  в
наследство».

«Невротик  не  желает  признавать  тот  факт, что  никто  не  может  чувствовать  себя

уверенно; беспокойство  входит  в  ту  цену, которую  мы  платим  за  право  жить  и  быть
самостоятельными личностями».

«Каждая  личностная  проблема — в  определенном  смысле  проблема  нравственная,

поскольку касается главного вопроса этики: "Как следует жить?".

«Каждый индивидуум  не похож на остальных, он уникален, и от того, приемлет ли он

эту уникальность, зависит его душевное здоровье».

«Полное  устранение  конфликтов  приведет  к  застою; нашей  задачей  является

превращение деструктивных конфликтов в конструктивные».

«Самым важным является открытие личностью своего бытия, своего дазайн».
«Для наиболее полного самовыражения требуется мужество».

Контрольные вопросы

1. В чем Р. Мэй видит причину возникновения и обострения психических расстройств?
2. Почему человек испытывает базисную тревогу?
3. Какие модусы мира рассматривает Мэй?
4. Как Мэй трактует проблему любви?
5. Каковы, с точки зрения Мэя, основные цели и задачи психотерапии?
6. Почему человеку необходимо мужество творить?

Литература

1. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М., 1994.
2. Мэй Р. Любовь и воля. - М.; Киев, 1997.
3. Ругкевич  А.М. От  Фрейда  к  Хайдеггеру. Критический  очерк  экзистенциального

анализа. — М., 1985. — С. 108—121.

Тема 15

   Логотерапия В. Франкла

Краткая биография. Идейные истоки. Основные работы В. Франкла.
Критика  психоаналитических  представлений  о  причинах  возникновения  неврозов.

Негативное отношение к теориям, основанным на принципе удовольствия и воле к власти.

Психогенные и ноогенные неврозы.


background image

47

Экзистенциальная 

фрустрация. Факторы, обусловливающие 

возникновение

экзистенциального вакуума.

Смысловой пласт существования человека. Стремление к смыслу. Смысл жизни.
Ценности как смысловые универсалии. Ценности переживания, творчества и отношения.
Экзистенциалы  человеческого  существования. Страдания, вина  и  смерть. Духовность,

свобода и ответственность.

Логотерапия как теоретическое исследование смыслозначимых характеристик человека.
Логотерапия как оказание практической помощи человеку в поисках смысла жизни.

Изречения
Франкл  В.:

  «У  каждого  времени  свои  неврозы  —  и  каждому  времени  требуется  своя

психотерапия».

«Нормальный  человек (а  также  невротик  на  начальных  этапах  заболевания) стремится

не к  удовлетворению своих влечений и потребностей ради сохранения или восстановления
душевного равновесия. Изначально по крайней мере он направлен на осуществление смысла
и реализацию ценностей, и лишь в ходе осуществления смысла и реализации ценностей он
осуществляет и реализует самого себя».

«Логотерапия  и  экзистенциальный  анализ  пытаются  бороться  главным  образом  с  теми

душевными  расстройствами, которые  не  относятся  к  разряду  болезней  в  клиническом
смысле, поскольку  основное  предназначение нашей "психотерапии  в  духовном  смысле" —
справляться  с  теми  страданиями, которые  вызваны  философскими  проблемами,
поставленными перед человеком жизнью».

«Мы  определяем  ноогенный  невроз  как  такой, который  вызывается  духовной

проблемой, моральным  или  эстетическим  конфликтом, каким  может  быть, например,
конфликт  между  Супер-Эго  и  истинной  совестью,  когда  последняя  противостоит  первому.
Не в последнюю очередь ноогенная этиология может быть представлена экзистенциальным
вакуумом, экзистенциальной фрустрацией или фрустрацией воли к смыслу».

«Смысл  не  только  должен,  но  и  может  быть  найден,  и  в  поисках  смысла  человека

направляет  его совесть. Одним словом, совесть — это орган смысла. Ее  можно определить
как  способность  обнаружить  тот  единственный  и  уникальный  смысл, который  кроется  в
любой ситуации».

«Задача  традиционной  психотерапии — проявить  в  сознании  глубинные  явления

душевной  жизни. В  противоположность  этому  логотерапия  стремится обратить  сознание  к
подлинно  духовным  сущностям. Логотерапия  как  практика  экзистенциального  анализа
призвана  в  первую  очередь  привести  человека  к  осознанию  собственной  ответственности,
так как осознание ответственности является основой основ человеческого существования».

Контрольные вопросы

1. Против каких идей классического психоанализа выступает Франкл?
2. Что понимается под ноогенными неврозами?
3. Чем обусловлен экзистенциальный вакуум и к чему он ведет?
4. Какие триады человеческого существования рассматриваются Франклом?
5. Как и каким образом, с точки зрения Франкла, человек может решить вопрос о смысле

жизни?

6. Что представляет собой логотерапия и каковы ее задачи?

Литература

1. Руткевич  А.М. От  Фрейда  к  Хайдеггеру. Критический  очерк  экзистенциального

анализа. — М., 1985. — С. 161-171.

2. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
3. Франкл В. Доктор и душа. — СПб., 1997.

Тема 16

     Психоаналитическая герменевтика

Понятия  герменевтики. Искусство  толкования  классических  текстов. Экзегетика.

Возрождение герменевтики.


background image

48

Герменевтическая  онтология  М. Хайдеггера. Философская  герменевтика X. Гадамера.

Понятие герменевтики в аналитической психологии К.Г. Юнга.

Психоаналитическая  герменевтика  А. Лоренцера. Бессознательное  как  резервуар

материальных  побуждений. Сознание  как  сфера  человеческой  психики, где  возникает
символика.

Символы  и  стереотипы. Стереотипы  как  десимволизированные  представления.

Вытеснение как десимволизация.

Ю. Хабермас  и  его  оценка  психоанализа  как  глубинной  герменевтики. Проблема

искажения 

коммуникаций. Задачи 

психоанализа, связанные 

с 

раскрытием

коммуникационной деятельности человека.

П. Рикер  и  его  герменевтическое  прочтение  работ  З. Фрейда. Психоанализ  как

интерпретация от начала до конца. Фрейдовская редуктивная герменевтика.

Психоанализ  как  герменевтика  культуры. Парадигма  текста. Глубинная  семантика

текста. Герменевтический круг.

Изречения
Фрейд З.:

 «Толковать — значит найти скрытый смысл».

Бокок  Р.:

 «Психоанализ — это  герменевтическая  дисциплина, имеющая  дело  с

интерпретацией смысла».

Фаррел Б.:

 «...психоанализ является интерпретационной дисциплиной»

Рикер  П.:

 «...психоанализ  принимает  участие  в  современном  культурном  движении,

функционируя как герменевтика культуры».

«...психоанализ  трактует  культуру  не  как  вспомогательное  или  не  имеющее  прямого

назначения  образование; далекий  от  того, чтобы  быть  только  объяснением  недостатков
человеческого  существования, его  изнанки, он  обнаруживает  свое  подлинное  намерение,
когда  раздвигает  рамки  терапевтического  отношения  аналитика  и  пациента  и  выходит  на
уровень герменевтики культуры».

«...психоанализ  вписывается  в  современную  культуру  как  ее  герменевтика; иными

словами, психоанализ  сам  есть  развитие  культуры, поскольку  интерпретация, которую  он
дает  человеку, является  существенным  и непосредственным вкладом в  культуру  как целое;
благодаря  психоанализу  интерпретация  становится  моментом  интерпретации  культуры;
интерпретируя мир, психоанализ его изменяет».

«Интерпретация  полностью  принадлежит  сфере  смысла  и  содержит  в  себе  отношения

силы (вытеснение, возврат  вытесненного) только  как  отношения  смысла (цензура,
маскировка, сгущение, перемещение); отныне  ничто  так  не  требуется  от  Фрейда,

  как

преодолеть  ослепленность  фактом  и  признать  универсум  смысла. Но  Фрейд  продолжает
вписывать все сделанные им открытия в рамки позитивизма, что сводит их на нет».

«Если, таким  образом, проинтерпретировать  психоанализ  в  свете  семиологии, то

обнаружится, что он занят исследованием проблемы отношения между либидо и символом.
В  таком  случае  психоанализ  может  вписываться  в  более  общую  дисциплину, которую  мы
называем  герменевтикой. Я  называю  герменевтикой  всякую  дисциплину, которая  берет
начало в интерпретации, а слову интерпретация я придаю его подлинный смысл: выявление
скрытого смысла в смысле очевидном».

Дильтей  В.:

  «...истинно  эффективная  герменевтика  может  быть  развита  только  тогда,

когда  виртуозность  филологической  интерпретации  будет  сочетаться  с  ее  подлинной
философской способностью».

Гадамер X.:

 «Таким  образом, развитие  герменевтики  на  обоих  путях —

филологическом  и  теологическом — сопровождается  одним  и  тем  же  процессом, и  он  в
конце концов привел к концепции универсальной герменевтики».

«Всякое  толкование  должно  привести  себя  в  соответствие  с  той  герменевтической

ситуацией, которой он принадлежит».

«... Работа  герменевтики  заключается  не  в  развитии  процедуры  понимания, а  в

выяснении условий понимания».

Контрольные вопросы


background image

49

1. Что такое герменевтика?
2. Какова история развития герменевтики?
3. Почему  некоторые  исследователи  называют  психоанализ  герменевтической

дисциплиной?

4. В чем состоят основные положения психоаналитической герменевтики Лоренцера?
5. Какую оценку психоанализа дает Хабермас?
6. Под каким углом зрения Рикер рассматривает психоанализ и какие герменевтические

идеи он выдвигает?

Литература

1. Гадамер Х. Г. Истина и метод. - М., 1988. - С. 221-228, 317-324.
2. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990. – С.

286-308.

3. Лоренцер А. Археология психоанализа.

 —

М., 1996.

4. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. — М., 1995.
5. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. — М., 1996.

Темы рефератов

1. Психоналитическое  движение: от  З. Фрейда  к  современным  психоаналитическим

теориям.

2. Основные принципы и идеи индивидуальной психологии А. Адлера.
3. Социальный интерес и целевые установки личности в индивидуальной психологии А.

Адлера.

4. Индивидуальное  и  коллективное  бессознательное  в  аналитической  психологии  К.Г.

Юнга.

5. Сходства  и  различия  между  классическим  психоанализом  и  индивидуальной

психологией.

6. Сексуально-экономическое учение В. Райха.
7. Проблема структуры личности у З. Фрейда и В. Райха.
8. Культура и личность в понимании К. Хорни.
9. Проблема тревожности у К. Хорни.
10. Принципы и идеи межличностной психиатрии Г.С. Сал-ливэна.
11. Понятие социального характера в работах Э. Фромма.
12. Психоанализ и этика в понимании Э. Фромма.
13. Дихотомии человеческого существования и проблематика любви в гуманистическом

психоанализе Э. Фромма.

14. Проблема свободы и отчуждения в работах Э. Фромма.
15. Основные идеи и концепции философского психоанализа Г. Маркузе.
16. Концепция нерепрессивной цивилизации Г. Маркузе.
17. Проблема бессознательного и предсознательного у К. Леви-Строса.
18. М. Фуко о соотношении гуманитарных наук и психоанализа.
19. Основные идеи и понятия структурного психоанализа Ж. Лакана.
20. Защитные механизмы Я в эгопсихологии А. Фрейд.
21. Экзистенциальный психоанализ Ж.-П. Сартра.
22. Модернизация  идей  классического  психоанализа  в  учениях  Л. Бинсвангера  и  М.

Босса.

23. Антипсихиатрия Р. Лэйнга.
24. Основные идеи шизоанализа Ж. Делёза и Ф. Гваттари.
25. Экзистенциальная фрустрация и ноогенные неврозы в учении В. Франкла.
26. Стремление к смыслу в логотерапии В. Франкла.
27. Идеи психоаналитической герменевтики в работах А. Лоренцера и Ю. Хабермаса.
28. П. Рикер о психоанализе как герменевтике культуры.


background image

50

Экзаменационные вопросы

1. История психоаналитического движения.
2. К. Абрахам: жизненный путь и идеи.
3. В. Штекель: основные работы и идеи.
4. О. Ранк: основные работы и идеи.
5. Ш. Ференци: основные работы и идеи.
6. Э. Джонс и Ф. Виттельс: первые биографы З. Фрейда.
7. Г. Сакс, Т. Рейк, П. Федерн: ученики и последователи З. Фрейда.
8. Жизненный путь и основные работы А. Адлера.
9. Основные понятия индивидуальной психологии А. Адлера.
10. Комплекс неполноценности и механизмы компенсации в понимании А. Адлера.
11. Идеи А. Адлера о стремлении к власти и социальном интересе.
12. Телеология и фикционализм в индивидуальной психологии А. Адлера.
13. Сходства  и  расхождения  между  классическим  психоанализом  и  индивидуальной

психологией,

14. Жизненный путь и основные работы К.Г. Юнга.
15. Основные понятия аналитической психологии К.Г. Юнга.
16. Представления К.Г. Юнга о коллективном и индивидуальном бессознательном.
17. Архетипы коллективного бессознательного в аналитической психологии К.Г. Юнга.
18. Понятие комплекса в аналитической психологии К.Г. Юнга.
19. Амплификация и синхронистичность в аналитической психологии К.Г. Юнга.
20. Психотерапевтические ступени аналитической психологии.
21. Идеи индивидуации в аналитической психологии К.Г. Юнга.
22. Представления К.Г. Юнга о самости и мандале.
23. Свободные ассоциации и активное воображение в аналитической психологии.
24. Типология личности у К.Г. Юнга.
25. Юнговское понимание проблемы души современного человека.
26. К.Г. Юнг об алхимии и йоге.
27. Сходства  и  различия  между  классическим  психоанализом  и  аналитической

психологией.

28. Жизненный путь и основные работы В. Райха.
29. Основные понятия характер-анализа В. Райха.
30. Функция оргазма и оргазмная импотенция с точки зрения В. Райха.
31. Оргонная энергия и оргонная терапия в представлении В. Райха.
32. Структура личности в понимании В. Райха.
33. Матриархат и патриархат в оценке В. Райха.
34. Сексуально-экономическая теория В. Райха.
35. Сексуально-политическая программа В. Райха.
36. Представления В. Райха о сексуальной революции.
37. В. Райх о массовой психологии фашизма.
38. Концепция трудовой демократии В. Райха.
39. Сходства  и  различия  между  классическим  психоанализом  и  характер-анализом  В.

Райха.

40. Жизненный путь и основные работы К. Хорни.
41. Основные понятия культурно-философской психоаптологии К. Хорни.
42. Проблемы женской психологии в работах К. Хорни.
43. Комплекс маскулинности и страх перед женщиной в толковании К. Хорни.
44. К. Хорни об истоках возникновения неврозов.
45. Природа и существо невротических конфликтов с точки зрения К. Хорни.
46. Понятие базальной тревожности у К. Хорни.
47. Понятие базального конфликта у К. Хорни.
48. К.Хорни о типах отношений между людьми.
49. Представления К. Хорни о нормальном и невротическом конфликте.