Файл: Лежбин В. - История и теория психоанализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 1515

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

21

2. Что такое принцип удовольствия и принцип реальности?
3. Каковы пути и средства достижения счастья и избежания страданий?
4. Каково психоаналитическое объяснение противоречий между требованиями культуры

и удовлетворением потребностей человека?

5. В чем состоят основные психологические характеристики культуры?
6. Возможен ли психоанализ культуры?

Литература

1. Додельцев Р.Д. Концепция культуры З. Фрейда. — М., 1989.
2. Додельцев Р.Д. Фрейдизм: культурология, психология, философия. - М., 1997.
3. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990. - С.

183-193.

4. Руткевич  А.М. Философия  культуры  З. Фрейда // Фрейд  З. Психоанализ. Религия.

Культура. — М., 1992. — С. 7-16.

5. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992.
6. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой // З. Фрейд. Либидо. — M., 1996. - С. 314-

371.

Тема 15

       Эрос и Танатос

Интересы самосохранения и требования либидо. Любовь и ненависть. Инстинкт жизни

(Эрос) и инстинкт смерти (Танатос).

Агрессия  вовне  и  деструкция. Внутренне  направленная  агрессивность  и

саморазрушение.

Насилие  и  право. Убийство  и  порабощение. Насильственное  принуждение  и

эмоциональные связи.

Инстинкт  деструктивности  и  совесть. Сознание  вины  и  потребность  в  наказании.

Агрессия совести. Страх перед авторитетом и страх перед «Сверх-Я».

Жизнь  как  взаимо- и  противодействие  Эроса  и  Танатоса. Борьба  между  Эросом  и

Танатосом как извечный конфликт.

Смысл  культурного  развития. Роковой  для  человечества вопрос о  предвидении  исхода

борьбы между Эросом и Танатосом.

Изречения
Фрейд З.:

 «Наше понимание с самого начала было дуалистическим, и оно теперь острее,

чем прежде, с тех пор как мы эти противоположности обозначаем не как первичные позывы
«Я» и сексуальные первичные позывы, а как первичные позывы жизни и первичные позывы
смерти».

«...агрессивное  стремление  является  у  человека  изначальной, самостоятельной  и

инстинктивной предрасположенностью».

«Инстинкт смерти становится инстинктом  деструктивности, когда он  направлен вовне,

на  объекты — с  помощью  специальных  органов. Живое  существо, так  сказать, сохраняет
свою собственную жизнь, разрушая чужую».

«Агрессия  интроецируется, переносится  внутрь, иначе  говоря, возвращается  туда, где

она, собственно, возникла, и направляется против собственного Я. Там она перехватывается
той частью Я, которая противостоит остальным частям как Сверх-Я, и теперь в виде совести
использует против Я ту же готовность к агрессии, которую Я охотно удовлетворило бы на
других, чуждых ему индивидах».

«...речь идет не о том, чтобы полностью устранить человеческую склонность к агрессии;

можно  попытаться  так  изменить  ее  направление, чтобы  она  не  обязательно  находила  свое
выражение в виде войны».

«К  счастью, агрессивные  влечения  никогда  не  существуют  сами  по  себе, но  всегда

сопряжены с эротическими. Эти последние в условиях созданной человеком культуры могут
многое смягчить и предотвратить».

«Теперь смысл культурного развития проясняется. Оно должно продемонстрировать на

примере  человечества  борьбу  между  Эросом  и  Смертью, инстинктом  жизни  и  инстинктом


background image

22

деструктивности. Эта борьба — сущность и содержание жизни вообще, а потому культурное
развитие можно было бы просто обозначить как борьбу рода за выживание».

«Роковым для рода человеческого мне кажется вопрос: удастся ли — и в какой мере —

обуздать на пути культуры влечение к агрессии и самоуничтожению, ведущее к разрушению
человеческого  существования. Наше  время  представляет  в  связи  с  этим  особый  интерес.
Ныне  люди  настолько  далеко  зашли  в  своем  господстве  над  силами  природы,  что  с  их
помощью легко могут истребить друг друга вплоть до последнего человека. Они знают это,
отсюда  немалая  доля  их  теперешнего  беспокойства, их  несчастья, их  тревоги. Остается
надеяться, что другая из «небесных властей» — вечный Эрос — приложит свои силы, дабы
отстоять  свои  права  в  борьбе  с  равно  бессмертным  противником. Но  кто  знает, на  чьей
стороне будет победа, кому доступно предвидение исхода борьбы?»

Контрольные вопросы

1. Что такое инстинкт жизни и инстинкт смерти с точки зрения Фрейда?
2. Каково соотношение между инстинктом смерти и инстинктом агрессивности?
3. В чем состоит агрессия совести?
4. Возможно ли устранение склонности человека к агрессии?
5. Является ли извечной борьба между Эросом и Танатосом?

Литература

1. Додельцев Р.Д. Концепция культуры З. Фрейда. — М., 1989.
2. Додельцев Р.Д. Фрейдизм: культурология, психология, философия. - М., 1997.
З. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992. — С. 103-134, 258-269.
4. Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. — Тбилиси, 1991. - С. 173-192.
5.  Фрейд  З.  Неизбежна  ли  война?  Письмо  Альберту  Эйнштейну  //  З.  Фрейд.  По  ту

сторону принципа удовольствия. — М., 1992. — С. 325-337.

6. Фрейд З. Размышления о войне и смерти // Архетип. — 1995. — № 2. - С. 17-24.
7. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992. — С. 16-29.

Тема 16

     Психоанализ и этика

Представления  Фрейда  о  нравственных  основаниях  человека. «Добрая» и «злая»

природа человека. «Темные» стороны человеческой души.

Вытеснение «дурных» побуждений  в  бессознательное. Проявление «злого» начала  в

сновидениях. Ответственность как чувство вины.

Сексуальные  влечения  и  нравственные  ограничения. Любовь  и  ненависть.

Антисоциальное поведение и совесть.

Психоаналитическое  понимание  происхождения  совести. Категорический  императив

Канта. Онтогенетические и филогенетические основания совести.

Роковая неизбежность чувства вины. Постоянный рост чувства вины. Роль чувства вины

в культуре.

Вина  и  раскаяние. Нравственное  сознание. Эдипов  комплекс  как  источник

возникновения нравственности.

«Сверх-Я» культуры. Этические требования культурного «Сверх-Я».
Ограничения  религиозной  этики. Невыполнимость  религиозной  максимы «возлюби

ближнего».

Этика как попытка терапевтического воздействия на человека.

Изречения
Фрейд  З.:

 «Во  все  времена  этике  придавали  огромное  значение, ожидали  от  нее

чрезвычайно  важных  деяний. Действительно, этика  обращается  к  тому  пункту, в  котором
легко распознать самое больное место культуры».

«...этика представляет собой ограничение влечений».
«Нам не следует торопиться с введением таких оценочных категорий, как добро и зло».
«...вера в «доброту» человеческой натуры является одной из самых худших иллюзий, от

которых  человек  ожидает  улучшения  и  облегчения  своей  жизни, в  то  время  как  в
действительности они наносят только вред».


background image

23

«...психоанализ только подтверждает старое изречение Платона, что добрыми являются

те, которые довольствуются сновидениями о том, что злые делают в действительности».

«Это страшное злое — просто первоначальное, примитивное инфантильное в душевной

жизни, открытое  проявление  которого  мы  можем  найти  у  ребенка, но  чего  мы  отчасти  не
замечаем  из-за  его  незначительности, потому  что  не  требуем  от  ребенка  этического
совершенства. Сновидение, спустившись  на  эту  ступень, создает  впечатление, будто  оно
раскрывает в нас  это злое. Но это всего лишь заблуждение, которое нас так пугало. Мы не
так уж злы, как можно было предположить после толкования сновидений».

«Мы  подчеркиваем  злое  в  человеке  только  потому, что  другие  отрицают  его, отчего

душевная жизнь человека становится хотя не лучше, но непонятнее. Если мы откажемся от
односторонней  этической  оценки, то, конечно, можем  найти  более  правильную  форму
соотношения злого и доброго в человеческой природе».

«Совесть  представляет  собой  внутреннее  восприятие  недопустимости  известных

имеющихся  у  нас  желаний; но  ударение  ставится  на  том, что  эта  недопустимость  не
нуждается ни в каких доказательствах, что она сама по себе несомненна».

«Раскаяние — это общее обозначение реакций Я на чувство вины».
«Даже  если  человек  вытеснил  свои  дурные  побуждения  в  бессознательное  и  хотел  бы

убедить  себя, что  он  за  них  не  ответствен, он  все-таки  вынужден  чувствовать  эту
ответственность как чувство вины по неизвестной ему причине».

«Заповедь «возлюби  ближнего» способствует  человеческой  агрессивности  и  является

изумительным примером непсихологичности действий культурного Сверх-Я».

«Сверх-Я  культуры  формирует  свои  идеалы  и  требования, к  которым  относятся  и

объединяемые под именем этики требования к взаимоотношениям между людьми».

«Этику можно понять как попытку терапевтического воздействия, как усилие достичь с

помощью  заповедей  Сверх-Я  того, что  не  сумела  сделать  вся  остальная  работа  культуры.
Речь  здесь  идет  о  том,  как  устранить  с  пути  культуры  самое  серьезное  препятствие  —
конститутивную агрессивность человека».

Контрольные вопросы

1. Каковы представления Фрейда о нравственной природе человека?
2. Почему Фрейд подчеркивал «злое» начало в человеке?
3. В чем состоит специфика психоаналитического понимания нравственности?
4. Какова психоаналитическая трактовка происхождения совести и вины?
5. Что такое этика с психоаналитической точки зрения?

Литература

1. Бородай  Ю.М. Проблема  совести в  психоанализе // Философская и  социологическая

мысль. — 1989. — № 12.

2. Леибин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М„ 1990. - С.

155-182.

З. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992. — С. 115-134.
4. Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. — Тбилиси, 1991. - С. 329-336.
5. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992. — С. 16-20.

Тема 17

      Индивидуальная и социальная психология

Психология  личности  как  предмет  психоаналитического  исследования. Нарциссизм  и

нормальное сексуальное развитие человека. Первичный нарциссизм ребенка.

Сексуальные влечения и влечения Я, «Я—либидо» и «объект-либидо». Нарциссический

и  опорный  типы  выбора  объекта  любви. Сублимация  и  идеализация. Нарциссизм  и
идеальное  Я. От  идеала  Я  к  пониманию  психологии  масс. Нарциссические  и  социальные
душевные процессы.

Изменения  в  душевной  деятельности  человека, находящегося  в  коллективе. Регресс  к

примитивной душевной деятельности. Внушение, подражание, либидо.

Либидозная  структура  церкви  и  армии. Либидозные  связи  с  вождем  и  другими

индивидами. Ограничение  нарциссизма  и  выгода  от  сотрудничества. Идентификация  как


background image

24

один  из  механизмов  эмоциональной  связи. Первоначальная  форма  эмоциональной  связи  с
объектом. Интроекция объекта в Я. Аффективная общность через связь с вождем.

Влюбленность и идеализация. Гипноз и гипнотическая связь. Идентификация индивидов

между собой.

Человек — не  стадное  животное, а  животное  орды. Масса  как  ожившая  первобытная

орда. Психология массовых индивидов и психология вождя. Идеализированная переработка
условий  первобытной  орды. Праотец, идеал  Я, вождь  массы. Идентификация  и  замещение
идеала Я объектом.

Индивид, массообразование, невроз. Противоборство 

между 

неврозом 

и

массообразованием.

Изречения
Фрейд  З.:

 «...проявления  либидо, заслуживающие  названия  нарциссизма, можно

наблюдать в гораздо более широком объеме и им должно быть уделено определенное место
в нормальном сексуальном развитии человека».

«...первично  либидо  концентрируется  на  собственном  Я, а  впоследствии  часть  либидо

переносится на объекты».

«...лица, которые  кормят, ухаживают  и  оберегают  ребенка, становятся  первыми

сексуальными объектами его, как-то: мать или лицо, заменяющее ее».

«От идеала Я широкий путь ведет к пониманию психологии масс».
«В  психической  жизни  человека  всегда  присутствует "другой". Он, как  правило,

является  образцом, объектом, помощником  или  противником, и  поэтому  психология
личности  с  самого  начала  является  одновременно также  и  психологией  социальной  в  этом
расширенном, но вполне обоснованном смысле».

«...в  отдельном  индивиде, находящемся  в  массе, под  ее  влиянием  часто  происходят

глубокие изменения в его душевной деятельности».

«...любовные  отношения (выражаясь  безлично, эмоциональные  связи) представляют

собой также и сущность "массовой души"».

«Нам  кажется,  что  мы  стоим  на  правильном пути,  который  может  разъяснить  главное

явление массовой психологии — несвободу в массе отдельного человека».

«Идентификация  известна  психоанализу  как  самое  раннее  проявление  эмоциональной

связи с другим лицом. Она играет определенную роль в предыстории Эдипова комплекса».

«...первичная масса есть какое-то число индивидов, сделавших своим «идеалом-Я» один

и тот же объект и вследствие этого в своем Я между собой идентифицировавшихся».

«Множество  равных, которые  могут  друг  с  другом  идентифицироваться, и  один

единственный, их всех превосходящий, — вот ситуация, осуществленная в жизнеспособной
массе».

«Масса  кажется  нам  вновь  ожившей  первобытной  ордой. Так  же  как  в  каждом

отдельном  индивиде  первобытный  человек  фактически  сохранился, так  и  из  любой
человеческой толпы может снова возникнуть первобытная орда».

«Праотец — идеал массы, который вместо «идеала-Я» владеет человеческим Я».
«...невроз делает больного асоциальным и удаляет его из обычных массовых формаций».

Контрольные вопросы

1. Что представляют собой нарциссизм, сублимация, идеализация и идентификация?
2. Какие  изменения  в  душевной  деятельности  человека  осуществляются  под  влиянием

массы?

3. Каково психоаналитическое понимание роли и механизмов либидозной связи в массе?
4. Каковы взгляды З. Фрейда на психологию массовых индивидов и психологию вождя?
5. Как З. Фрейд понимал связь между неврозами и массообразованием?

Литература

1. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // З. Фрейд. Я и Оно. - М.;

Харьков, 1998. — С. 769-838.

2. З. Фрейд. Либидо. - М., 1996. - С. 185-234.
3. З. Фрейд. Психоаналитические этюды. — Минск, 1997. — С. 422-480.


background image

25

4. З. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. — М., 1992. — С. 256-324.
5. Фрейд З. О нарциссизме // З. Фрейд. Либидо. — М., 1996. — С. 99-117.

Тема 18

   Психоанализ и искусство

Психоаналитическое  понимание  возникновения  искусства. Воображение  и  мифическая

форма выражения бессознательных влечений. Перевод бессознательных желаний в символы.

Искусство 

как 

процесс 

сублимации 

бессознательных 

влечений 

человека.

Компенсирующая функция искусства.

Невроз  и  искусство. Искусство  как  уход  от  реальности  в  мир  иллюзорного

удовлетворения влечений. Разрешение внутрипсихических конфликтов.

Поэт и ребенок. Фантазия и игра. Творчество как продолжение игры.
Психоаналитический  метод  исследования  художественных  произведений. Раскрытие

смысла 

художественных 

произведений. Выявление 

их 

скрытого 

содержания.

Художественное произведение как выражение внутрипсихических конфликтов.

Психология  воздействия  искусства  на  человека. Смягчение  характера  сексуальных  и

эгоистических влечений. Эстетическое наслаждение. Терапевтическая функция искусства.

Границы  психоанализа  в  понимании  художественного  дарования, писательского

творчества, сущности художественной деятельности.

Изречения
Фрейд  З.:

 «Искусство, как  мы  давно  убедились, дает  эрзац  удовлетворения,

компенсирующий древнейшие, до сих пор глубочайшим образом переживаемые культурные
запреты, и тем самым как ничто другое примиряет с принесенными им жертвами».

«В  одной  только  области  всемогущество  мысли  сохранилось  в  нашей  культуре — в

области искусства. В одном только искусстве еще бывает, что томимый желаниями человек
создает  нечто  похожее  на  удовлетворение  и  что  эта  игра — благодаря  художественной
иллюзии — будит эффекты, как будто бы она представляла собой нечто реальное. С правом
говорят  о  чарах  искусства  и  сравнивают  художника  с  чародеем, но  это  сравнение, быть
может, имеет большее значение, чем то, которое в него вкладывают».

«Если  враждебная  действительности  личность  обладает  психологически  еще

загадочным  для  нас  художественным  дарованием, она  может  выражать  свои  фантазии  не
симптомами болезни, а художественными творениями, избегая этим невроза и возвращаясь
таким необходимым путем к действительности».

«Поэт делает то же, что и играющее дитя; он создает мир, к которому относится очень

серьезно, т.е. вносит много увлечения, в то же время отделяя его от действительности».

«...сильное  настоящее  переживание  будит  в  писателе  старое  воспоминание, большею

частью относящееся к детскому переживанию, исходному пункту желаний, которое находит
осуществление в произведении».

«Я  того  мнения, что  всякое  эстетическое  наслаждение, данное  нам  писателем, носит

характер  этого «преддверия  наслаждения» и  что  настоящее  наслаждение  от  поэтического
произведения объясняется освобождением от напряжения душевных сил. Быть может, этому
немало  способствует  и  то  обстоятельство, что  писатель  приводит  нас  в  такое  состояние,
когда мы можем тут же получать удовольствие от собственных фантазий, не испытывая ни
стыда, ни упреков за них».

«К сожалению, перед проблемой писательского творчества психоанализ должен сложить

оружие».

«Так  как  художественное  дарование  и  работоспособность  тесно  связаны  с

сублимированием, то мы должны прибавить, что и сущность художественной деятельности
также недоступна психоанализу».

«Если психоанализ и не объясняет нам причины художественности Леонардо, то он все

же делает для нас понятным проявления и изъяны его таланта».

Контрольные вопросы

1. Как Фрейд объясняет истоки возникновения искусства?
2. Что такое искусство с точки зрения психоанализа?