Файл: Крюкова Т.Л. - Психология семьи. Жизненные трудности и совладание с ними.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 3198

Скачиваний: 49

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Например, известно, что восстановление эмоционального баланса при помощи пассивных
стратегий (не  через  решение  проблемы) используется  более  интенсивно, если  источник
стресса неясен, и у человека нет знаний, умений или реальных возможностей уменьшить
его (Л. И. Перлин, Л. Шулер, 1978). Использование  проблемно - ориентированного
копинга  в  совершенно  неподдающейся  контролю  ситуации  также  оказывается
малопродуктивным, истощает ресурсы (см., например, главу 2).

Совладание со стрессом в семьях разного типа
Уровень и качество преодоления жизненных трудностей зависят от того, насколько

успешно функционирует семья, то есть от того, как она выполняет свои главные функции
(О. А. Карабанова, 2004). Функции  семьи — это  деятельность  семьи, направленная  на
удовлетворение  потребностей  ее  членов  и  общества  в  целом.

Нормально

функционирующая  семья

— это  семья, которая  обеспечивает  необходимый  минимум

благосостояния, социальной  защиты  и  развития  ее  членов (В. Н. Дружинин, 1998).

Дисфункциональная  семья

— та, в  которой  выполнение  функций  оказывается  нару-

шенным, вследствие  чего  возникают  предпосылки  для  проявлений  горизонтальных  и
вертикальных  стрессоров. Рассмотрим  совладеющее  со  стрессом  поведение  в  семьях  с
нормальным  и  нарушенным  функционированием (Н. I. McCubbin, С. R. Figley, 1983. С.

227).

Таблица 2
Совпадающее поведение в семьях с нормальным и нарушенным функционированием

Семейные

параметры

Функциональ

ная семья

Дисфункцио

нальная семья

Идентифика

ция стрессора

Четкое,

принятие

Нечеткое,

отрицание

Локус

проблемы

Это 

общее

дело

Это 

дело

одного человека

Подход 

к

проблеме

Решение

Обвинение

других

Терпимость

друг к другу

Высокая

Низкая

Участие 

и

забота

Прямые,

явные

Непрямые,

неявные

Общение

Открытость

Уход  в  себя,

закрытость

Сплоченност

ь

Высокая

Низкая

Семейные

роли

Гибкие

Жесткие

Использован

ие ресурсов

Полное

Неполное

Насилие

Нет

Есть

Употребление 

алкоголя,

наркотиков      Редко

Часто

Наличие

лидера

Один  лидер

либо равенство

Отсутствие

лидера, «паралич
решений»

Совладающее и защитное поведение семьи при стрессе
Далеко  не  всегда  испытывающая  стресс  семья  прибегает  к  ко -пинг-поведению,

предпочитая  поведение  защитное. Под

психологической  защитой

понимают

подсознательную  систему  моделей  поведения, сформированную  на  основе  жизненного


background image

опыта  человека  и  ограждающую  его  от  отрицательных  эмоций  страха, тревоги,
возникающих  на основе  травмирующей  информации  из  внешнего  мира  либо  вследствие
потенциально стрессогенных обстоятельств. Известные психотерапевты А. Я. Варга, А. И.
Захаров, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис описывают условия, при
которых семья в трудных жизненных ситуациях склонна использовать, скорее, механизмы
психологической  защиты, чем  сознательного  совладания. Это  наличие  сильно
мифологизированной  семейной  истории, плохо  осознаваемые  хронические  конфликты,
эмоциональная  зависимость, непроясненные  границы  и  пр. Зачастую  семья  обладает  в
основном  дисфункциональными  стабилизаторами  равновесия  семейной  системы. По
мнению  А. Я. Варги, ими  могут  стать  дети, болезни, нарушения  поведения (например,
цикличность  супружеских измен и физического насилия). В некоторых семьях родители
не  ссорятся  только  тогда, когда  ребенок  болеет. Приступ  астмы  может  возникать  у
ребенка, бессознательно усвоившего эту закономерность, при малейших признаках ссоры.
Если  он  долгое  время  является  стабилизатором  семейной  системы, отделение  от
родителей в подростковом возрасте происходит очень трудно и болезненно (А. Я. Варга,
2001).

Факторы устойчивости семьи к стрессу
Существуют  общезначимые  факторы, стабилизирующие  семейную  систему  и

уменьшающие  уязвимость  семьи  к  стрессу. По  данным  зарубежных  и  отечественных
авторов (Д. Брайт, Ф. Джонс, 2003; Д. Майерс, 1996; А. С. Спиваковская, 1999; Э. Г.
Эйдемил-лер, В. Юстицкис, 1999), к  ним  относятся: социальный  и  профессиональный
статус, решение  проблемы  путем  совладения, взаимная  поддержка  в  семье  и  поддержка
тех людей, с которыми связаны какой-либо деятельностью (супружеские пары без детей).
В  семьях  с  детьми-дошкольниками  и  школьниками  важны  религиозность (вера),
поддержка  окружения  и  приспособление  к  более  широкой  социальной  группе, частью
которой  они  себя  ощущают. Семьи  с  подростками  используют  иные  факторы: статус  и
доход,  взаимная  поддержка  семьи  и  супруга  (супруги),  внутренняя  сплоченность  семьи,
поддержка  более  широкой  социальной  группы.  И  наконец,  семьи  на  стадии  «пустого
гнезда» подчеркивают  защитную  ценность  совладающих  навыков, внутренней
сплоченности  семьи  и  поддержки  окружения, с  которым  их  связывает  какая-либо
деятельность (Н. I. McCubbin, R. D. Thompson, 1989).

По  нашим  данным,

факторами  устойчивости  семьи  к  стрес -су

являются: общие

задачи  по  воспитанию  детей, наличие  работы, удовлетворенность  членов  семьи  своей
деятельностью, совместные  интересы  и  дела, разделение  ценностей, в  том  числе
духовных, любовь  и  верность  друг  другу, ответственность  за  семью, сексуальная
гармония. Кроме того, большое значение имеют: умение членов семьи решать проблемы;
налаженное  общение; удовлетворенность  взаимоотношениями  и  ролевой  структурой  в
семье (наличие  лидера  лучше, чем  ролевое  равновесие  в  нашей  культуре); социальная
поддержка (чаще  всего  идущая «сверху  вниз», в  основном, от  родителей  к  детям);
хорошее здоровье; опора на себя и близких родствен -ников (Н. О. Белорукова, 2003; Е. В.
Кобзева, 2001; Т. Л. Крюкова, 2003).

В  одном  из  исследований  изучались  семьи  в  ситуации  совлада -ния  с  трудными

жизненными  событиями. Оказалось, что  для  семьи  не  важно, являются  ли  они  реально
трудными, или только вос-

                19
принимаются как трудные. В любом случае, они выступают как стрессоры и влияют

на адаптивность функционирования каждого человека и семьи в целом. К

нормативным

стрессорам, или обычным  ежедневным  трудностям, исследуемые  семьи  отнесли  трудно-
сти  в  следующих  сферах (по  значимости  и  частоте  упоминания): материальное


background image

обеспечение; здоровье, воспитание  детей; переездили  смена  жилья; межличностные
отношения.

Успешность 

совладания 

семьи 

с 

трудностями 

связана 

со 

степенью

удовлетворенности  отношениями  в  семье  и  согласованности  ценностных  ориентации
супругов. Это проверялось в исследовании 50 семей (в возрасте от 22 до 39 лет, со стажем
семейной жизни от 3-х до 17-ти лет). Все они оценили свои межличностные отношения
как в  той  или иной степени благоприятные при выраженной удовлетворенности браком.
Измерение копинга проводилось при помощи опросника «Копинг-поведение в стрессовой
ситуации» (Н. ЭндлериД. Паркер, 1990; адаптация Т. Л. Крюковой, 2001). Зафиксировано
значительное  преобладание

проблемно -ориенти -рованного  копинга

по  сравнению  с

эмоционально-ориентирован -ным

и

копингом  избегания

во  всех  сферах  осознаваемых

семьей  трудностей. Оказалось, что  чем  выше  удовлетворенность  взаимоотношениями  в
семье, тем больше выражен активный или ориентированный на решение проблем копинг.
Однако у супругов со значительным сходством ценностных ориентации была установлена
лишь  тенденция  к  выбору  сходных  копинг-стратегий  проблемно-ориентированной
направленности. С  возрастом  супругов  и  стажем  семейной  жизни  увеличивается
выраженность эмоционально - ори -ентированного копинга, а супруги в возрасте до 30 лет
существенно  чаще  совладают  с  трудностями  при  помощи  избегания (социального
отвлечения, в  частности). Интересным  показался  тот  факт, что  в  семьях  испытуемых
выделились две яркие группы — это мужья, либо чрезвычайно успешно совладающие с
трудностями, либо  вовсе  не  справляющиеся  со  стрессом. В  то же  самое  время  их  жены
совладают с жизненными трудностями во всех без исключения сферах на среднем уровне.
Таким  образом, половые  и  тендерные  различия  влияют  на  эффективность  совладания  и
социально-психологической адаптации.

Как  видим, довольно  нелегко  обобщить  влияние  всех  возможных  факторов  риска,

уязвимости  к  стрессу  и  совладания  с  ним, выяснить, как  они  способствуют  или
препятствуют хорошей адаптации и благополучию семьи.

В  заключение  назовем  некоторые  демографические, социальные  и  социально -

психологические общероссийские тенденции, неодноз -начно влияющие на успешность /
неуспешность совладающего со стрессом поведения семьи:

•   уменьшение числа детей, особенно у горожан;
•   длительная  и  сильная  связь  с  родительской  семьей, усиление  зависимости

родителей от  детей  в  позднем  возрасте  в  связи  с  недостаточно  развитыми  социальными
программами в обществе;

•   полная  занятость  обоих  родителей, высокая  занятость  женщин - матерей

(работающая мать проводит с ребенком в сред -нем 1 час 24 минуты в сутки);

•    изменение  приоритетов  семьи  и  работы: в  социалистическом  обществе

предполагалось, что главное происходит не в семье (приоритет работы), теперь значение
семьи возрастает;

•    семейное двоевластие: проблемы с лидерством  в  семье (формальное лидерство

мужа и неформальное жены);

•    распространение «сознательного» родительства в молодых семьях;
•    более сильная включенность молодых отцов в жизнедеятельность семьи;
•   возрождение  интереса  к  семейной  истории, семейному  дереву  не  просто  как

генеалогическое  хобби, а  как  потребность  в  восстановлении  семейной  культуры,
традиций, как обращение к ресурсу.

Сегодня здоровая часть семей в нашей стране не ждет «милости» ни от природы, ни

от  государства, но  активно  ищет  сама  разрешения  своих  проблем, связанных  с  жильем,
здоровьем,  образованием  детей  и  т.  д.  Семья  —  живой  организм,  который  постоянно
«работает» в  меняющемся  мире  и  нестабильном  обществе  переходного  периода,
приспосабливаясь  к  изменениям, изменяя  обстоятельства  своей  жизни. Она  сама


background image

определяет свою судьбу и выбирает путь (Остаться или эмигрировать? Работать по найму
или создать свой бизнес? Обучать детей в государственной или частной школе?).

Конечно, иногда  запаса  прочности  и  гибкости  не  хватает. Однако  специалисты  по

проблемам  семьи  во всем  мире говорят,  что  в  течение  XX  в.  этот  социальный  институт
пережил столько потрясений и кризисов (и сколько в одной только России!), что остается
удивляться невероятной жизнестойкости семьи. И не только удивляться, но и наблюдать,
исследовать, чтобы помогать семье XXI в.

ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
О ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЯХ
КАК ИСТОЧНИКАХ СЕМЕЙНОГО СТРЕССА
И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СУПРУГОВ

Супружеская любовь, которая проходит
через тысячу случайностей, — самое прекрасное
чудо, хотя и самое обыденное.

Ф. Мориак
В  западной  психологической  науке  разработка  данной  темы  осуществляется  уже

давно, накоплен  богатый  теоретический  и  эмпирический  материал, по  результатам
проведенных 

исследований 

внедряются 

программы 

психологической 

и

психотерапевтической помощи семье, супружеским парам, родителям и детям.

Зарубежные  авторы  подчеркивают, что  стресс  играет  все  более  важную  роль  в

современном обществе, при этом семья остается для него открытой и уязвимой в большей
степени, чем  общество  в  целом. Семья  находится  в  сложном  комплексе  различных
влияний  как  внесемейных (политические  реформы, спады  в  экономике, социальные
трансформации  в  обществе), так  и  внутрисемейных (появление/уход  одного  из  членов
семьи, принятие  родительской  роли, уход  детей  из  родительской  семьи), и  в  своем
развитии на фоне этих влияний постоянно формируется и изменяется.

Так, частые  высокие  стрессовые  нагрузки  в  профессиональной  деятельности

накладываются  на  трудности  повседневной  жизни, существующие  в  кругу  семьи  и
ближайшем окружении. Тесное взаимодействие стресса в разных сферах стирает границы
между частным и общественным  жизненным пространством, вследствие чего выявление
уровня  стресса  бывает  затруднительно, так  как  происходят  множественные
взаимопереплетения и взаимовлияния факторов стресса. При этом внешние нормативные
и  ненормативные  стрессоры  и  ежедневные  неприятности  находятся  во  взаимной  со-
гласованности 

с 

внутренними 

стрессорами (конфликты 

личности, дефицит

компетентности) каждого отдельного члена семьи.

В 1990-е  гг. теоретические  и  эмпирические  разработки  семейного  стресса  в

зарубежной психологической науке были представлены

22

такими  учеными, как  Г. Боденманн (1997), П. Босс (1987), П. Вацлавик, Р.

ВиклендиМ. Фиш (1977), С. Р. Картер (1988), М. Перре (1998). Их  исследования
направлены на выявление наиболее значимых для семейной жизнедеятельности стрессов
и  поиск  объяснения  того, как  семье  удается  преодолевать  напряжение  критических
жизненных ситуаций и кризисов.

Стресс  в  последние  десятилетия  понимался  по-разному — и  как  общий

адаптационный  синдром (Г. Селье, 1936), и  как  причина  психических  и  физических
болезней  (Е.  Л.  Филипп,  1990;  С.  Хоб-фолл,  1989;  Т.  Холмс  и  P.  Pare,  1967).  Наиболее
признанным большинством авторов считается следующее определение стресса. Стресс —
это  связь  между  индивидом, его  внутренним  миром  и  окружающей  внешней  средой,
причем  воздействие  среды  превышает  его  собственные  силы  и  возможности. При  этом
появляется  угроза  здоровью  человека, социальному  приспособлению  и  уровню  рабо-
тоспособности. Стресс  представляет  собой  дисбаланс  между  внешними  и  внутренними
требованиями  к  личности  и  ее  возможностями  реагирования  на  них, причем  этот


background image

дисбаланс  не  обязательно  существует  объективно, он  может  переживаться  субъективно,
то есть ситуация воспринимается человеком как критическая.

Формы семейных стрессов

разделяют на две группы:

1) макрострессы  в  семейном  развитии  как  критические  жизнен -ные  события

(например, Е. Л. Филипп, 1990);

2) микрострессы, которые  охватывают  повседневные  требования  и  ежедневные

неприятности (например, Е. Дюваль, 1981).

Г. Боденманн подчеркивает, что

стресс,

с которым сталкивается семья, может быть

следствием:

1)

объективных  физических  неблагоприятных  условий

(например, высокий  уровень

шума и загрязнения атмосферы в городах, плотность застройки, тесное жилье, отсутствие
детских  игровых  площадок, опасность  уличного  движения  для  детей, подростковая
преступность);

2)

инфраструктурных условий

(например, низкое  качество услуг, предоставляемых

семье, высокая стоимость содержания детей, неудовлетворительная семейная политика в
обществе) ;

3)

конфронтации  с  ежедневными  неприятностями

(например, неприятные  соседи,

повседневные неприятности);

               23
4)

критических  жизненных  событий

(например, переезд, начало  обучения  детей  в

школе, выход матери на работу);

5)

проявления  этапа  развития  семейного  цикла

(начало  обучения  детей, их

пубертатный период, выбор профессии и

►   т.д.).

Теоретическую концепцию  стресса  развивает также СР. Картер, который различает

вертикальные,

распространенные  на поколения, стрессоры  и

горизонтальные

стрессоры,

которые, в свою очередь, могут быть нормативными (так называемые «задачи развития»)
и внешними (так называемые «критические жизненные события»).

Горизонтальные стрессоры состоят из изменений в жизненном цикле, нормативных /

ненормативных  стрессоров (таких  как  нео -жиданная  смерть, хроническая  болезнь  или
авария, факты  семейной  биографии). Вертикальные стрессоры имеют в  своем основании
семейные  и  межпоколенные  стереотипы  взаимоотношений, семейные  мифы, семейные
тайны и семейные завещания (послания, наказы), которые относятся как к нуклеарной, так
и к расширенной семье (с бабушками и дедушками, братьями и сестрами).

В конце 1940-х гг. группа зарубежных ученых выдвинула модель семейного стресса,

обусловленного этапами семейного развития. Они выдвинули предположения о том, что:

•   различные  этапы  в  семейном  цикле (например, супружество  без  детей, семья  с

маленькими  детьми, семья  с  детьми  дошкольного  возраста, семья  с  детьми  школьного
возраста, семья  с детьми-подростками, семья  в  процессе  отделения, в  середине жизни, в
старости) характеризуются 

различными 

особенностями 

внутрисемейной

жизнедеятельности;

•    здоровое  развитие  семьи  и  ее  членов  требует  успешного  пре -одоления

последовательных задач развития (Е. М. Duvall, 1948).

При  этом  каждый  этап  характеризуется  типичными  ожиданиями, нормами,

специфическими ролями, а также обязательной структурой власти, структурой аффектов,
структурой  коммуникации (К. Роджерс, 1973), парными  и  общесемейными  системами
взаимодействия (развитие  интимности  и  сексуальности, развитие  детско-родительских
отношений) и  их  распространением  на  широкий  спектр  событий (например, рождение
ребенка, уход из родительского дома) (С. В. Уайт, 1991).

24
Эта  модель  рассматривает  системные  изменения  семьи  на  определенных  этапах  и

связывает наличие обязательных адаптационных способностей семьи с этапами семейного