Файл: Кохут Х. - Анализ самости. Лечение нарушений личности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3957
Скачиваний: 154
уровнем функционального доминирования Эго пациента
может не только затруднить дальнейший прогресс, но и уни-
чтожить то, что уже было сделано.
Эти рассуждения являются особенно важными при
оценке доступности пациента анализу, причем не только
в отношении обычных анализандов, но и при оценке
кандидатур на обучение психоанализу. Если оставить в сто-
роне — ради более наглядного описания — промежуточные
случаи, то здесь существует значительное различие между
(1) теми анализандами, Эго которых не выдержало давле-
ния грандиозной самости и оказалось приучено ко лжи
и прочим формам делинквентного поведения, и (2) теми
анализандами, Эго которых доблестно борется за то,
чтобы соответствовать притязаниям грандиозного пред-
ставления о себе, на котором они зафиксировались, но ко-
торые под сильнейшим давлением грандиозной самости
будут путать — либо в определенных сегментах реальности,
либо в моменты внезапного нарушения равновесия —
грандиозные фантазии с реальностью. Такие люди часто
обладают настоящими дарованиями, поскольку (а) фикса-
ция на исходных фантазиях о себе может быть следствием
преувеличенной и нереалистичной реакции родителей
на их действительные таланты, и (б) настойчивые требо-
вания грандиозной самости вынуждают развивающееся
Эго добиваться выдающихся достижений. В любом случае
важно иметь в виду, что некоторые пациенты начинают
терапевтический или учебный анализ с симптоматической
лжи или соответствующего делинквентного действия,
то есть с формы поведения, представляющей собой пер-
вое, пробное, связанное с переносом проявление скрытой
грандиозной самости. С точки зрения последующего раз-
вития анализа крайне важно то, что терапевт аналити-
чески реагирует на это поведение, то есть распознает его
и честно говорит, что его значение пока еще не известно.
Если такие пациенты (кандидаты) сходу отвергаются
аналитиком — что случается редко — или — что случается
гораздо чаще — если аналитик, оправдываясь мнимой
необходимостью немедленно установить четко определен-
ные реалистичные и нравственные отношения с пациен-
том, открыто выражает свое разочарование или требует
корректировки симптоматического поступка, то тогда
некоторые потенциально творческие люди, имеющие
хороший аналитический прогноз, остаются за дверью.
Как отмечалось выше, сразу же провести четкую диффе-
ренциацию, как правило, невозможно; аналитику нужно
нремя, чтобы проследить за взаимодействием между при-
тязаниями на величие грандиозной самости и реакциями
Эго. Однако нарушения реальности Эго, периодически
возникающие из-за притязаний грандиозной самости,
действительно часто встречаются у талантливых и одарен-
ных людей, а систематический анализ этих давлений,
проводимый в обстановке благожелательного принятия,
как правило, создает подходящую атмосферу. Могу доба-
вить, что, по моему опыту, особенно трудно принять эту
линию поведения тем аналитикам, которые были стар-
шими среди братьев и сестер, поскольку их собственные
ранние фиксации на авторитете (их собственная гран-
диозная самость) часто кристаллизуются вокруг их этиче-
ского превосходства над (делинквентными) младшими.
Пожалуй, было бы полезно исследовать специфиче-
ское влияние, оказываемое личностью старшего брата или
сестры в структуре общества. Канализирование различ-
ных догенитальных и генитальных чувств соперничества,
зависти и ревности в установки морального и интеллек-
туального превосходства особенно ярко проявляется
у девочек, которые в ранний латентный период столк-
нулись с рождением брата. Они пытаются справиться
с: нарциссической травмой, с презрением относясь к ново-
му сопернику и его достижениям в школе, а также занимая
по отношению к нему позицию морального и интеллекту-
ального превосходства, а реакция родителей на их успехи
и области интеллектуальной, спортивной и художествен-
ной деятельности становится для них необычайно важ-
ной. Такие девочки могут впоследствии вырасти в ответ-
ственных, социально ориентированных, честолюбивых
в интеллектуальном и культурном отношении женщин, от-
важно пытающихся преодолеть свое раздражение на моло-
дых мужчин и трансформировать его в покровительствен-
ную установку. Эти женщины в ходе аналитической ра-
боты часто демонстрируют ценные качества, относящиеся
к моральной стойкости и интеллектуальным способно-
стям. Их проблемы, как и следовало ожидать, связаны
с неразрешенной враждебностью к людям, олицетворя-
ющим младшего брата, и они стремятся заменить то,
что кажется им слишком пассивной позицией аналитика
(который пытается помочь пациенту преодолеть пре-
пятствия, стоящие на пути освобождения его личности,
его потенциальных возможностей и собственной инициа-
тивы), более активной позицией воспитателя, руково-
дителя и наставника.
Оставив в стороне детали, мы возвращаемся к нашему
основному вопросу. Последовательная терапевтическая
реактивация грандиозной самости происходит во время
анализа в трех формах; они относятся к специфическим
стадиям развития тех психологических структур, к кото-
рым привела патогномоничная терапевтическая регрес-
сия. Речь идет об (1) архаичном
слиянии посредством расши-
рения грандиозной самости;
(2) менее архаичной форме,
которую мы будем называть
переносом по типу второго Я,
или
близнецовым переносом;
(3) еще менее архаичной форме,
которую мы будем называть
зеркальным переносом
в узком
значении термина.
С
ЛИЯНИЕ ПОСРЕДСТВОМ РАСШИРЕНИЯ
ГРАНДИОЗНОЙ САМОСТИ
В
своей наиболее архаичной форме когнитивная конкре-
тизация нарциссически катектированного объекта менее
всего очевидна: аналитик воспринимается как расширение
грандиозной самости, и к нему относятся лишь как к но-
сителю грандиозности и эксгибиционизма грандиозной
самости аиализанда, а также конфликтов, напряжений и за-
щит, вызванных этими проявлениями активированной
нарциссической структуры. Выражаясь метапсихологиче-
ски, отношение к аналитику представляет собой отношение
(первичной) идентичности. С социологической (или со-
циобиологической) точки зрения мы можем назвать это
слиянием (или симбиозом), если имеем в виду не слияние
с идеализированным объектом (к которому стремится
пациент и которое временно устанавливается при идеали-
зированном переносе), а переживание грандиозной само-
сти, при котором сначала регрессивно становятся диффуз-
ными ее границы и в них включается аналитик, а затем,
когда произошло расширение ее границ, относительная
надежность этой новой обширной структуры используется
для решения определенных терапевтических задач. Имен-
но к этой стадии прежде всего относится не раз приводив-
шаяся аналогия между восприятием нарциссически катек-
тированного объекта и восприятием взрослым своего тела,
психики и их функций (хотя нельзя сказать, что по своему
духу это специфическое переживание нарциссически катек-
тированного объекта полностью отличается от других
форм реактивации грандиозной самости). Поскольку в этом
оживлении ранней стадии первичной идентичности с объ-
ектом аналитик воспринимается как часть самости, анали-
занд — в секторе специфической терапевтически мобилизо-
ванной регрессии — рассчитывает на безоговорочную
класть над ним. Объект этого архаичного по своей форме
парциссического либидинозного инвестирования (в анали-
тической ситуации — аналитик) в целом воспринимает эти
отношения как деспотические и стремится противодейст-
вовать полному абсолютизму и тирании, с которыми паци-
ент надеется его контролировать.
П
ЕРЕНОС ПО ТИПУ ВТОРОГО
«
Я
»,
ИЛИ БЛИЗНЕЦОВЫЙ ПЕРЕНОС
В
менее архаичной форме активации грандиозной самости
нарциссически катектированный объект воспринимается
как тождественный грандиозной самости или очень похо-
жий на него. Этот вариант активации при переносе гран-
диозной самости будет называться переносом по типу вто-
рого «я», или близнецовым. Сны и особенно фантазии,
касающиеся отношений с таким вторым «я», или близнецом
(или осознанные желания установить подобные отноше-
ния), часто встречаются при анализе нарциссических лич-
ностей. Патогномоничная терапевтическая регрессия
характеризуется тем, что пациент предполагает, что по сво-
им психологическим качествам аналитик либо совсем не от-
личается от него, либо во многом на него похож.
З
ЕРКАЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС В УЗКОМ ЗНАЧЕНИИ ТЕРМИНА
В
наиболее зрелой форме терапевтической мобилизации
грандиозной самости аналитик наиболее четко воспри-
нимается как отдельная личность. Однако он важен для
пациента и принимается им только в рамках потребно-
стей, порожденных терапевтически реактивированной
грандиозной самостью. Речь идет о форме аналитической
реактивации грандиозной самости, для обозначения кото-
рой больше всего подходит термин «зеркальный перенос».
В этом узком значении слова зеркальный перенос пред-
ставляет собой терапевтическое восстановление нормаль-
ной фазы развития грандиозной самости, в которой свет
в глазах матери, зеркально отражающий проявление дет-
ского эксгибиционизма, и другие формы материнского
участия и отклика на нарциссическое эксгибиционистское
наслаждение ребенка укрепляют его самооценку, а посте-
пенно возрастающая избирательность этих ответов начи-
нает направлять ее в реалистическое русло. Как и мать
на данной
стадии
развития, аналитик теперь представляет
собой объект, который важен лишь потому, что его пригла-
шают разделить нарциссическое удовольствие ребенка
и тем самым его усилить. Иногда, хотя и очень редко,
в процессе анализа возникают сновидения, в которых
отображаются отношения (самости) с кем-то, кого видят
как в зеркале (с аналитиком как отражением грандиозной
самости). Хотя, вероятно, подобные образы сновидений
могут встречаться и при анализе неврозов переноса и про-
сто-напросто символизировать аналитический процесс
самопознания, я никогда не встречался с ними, кроме тех
случаев, когда значительная часть инстинктивного ка-
тексиса грандиозной самости начинала активироваться
в отношениях с терапевтом. Зеркальные отношения
и их значение иногда так же четко — хотя и косвенно —
отображаются в фантазиях пациента, свободных ассо-
циациях и продуктах сублимации
5
, однако в явном виде
фантазии о том, что кто-то смотрит на отражение в зер-
s
В качестве наглядного клинического примера см. случай мис-
тера Д.
кале, по-видимому, не создаются анализандом даже на пике
терапевтической активации грандиозной самости. Воз-
можно, такие фантазии не возникают из-за того, что ситу-
ация легко может быть проиграна и рационализирована
благодаря реальному действию пациента, когда он смот-
рится в зеркало. (Исчерпывающее обсуждение психологи-
ческого значения зеркала см.: Elkisch, 1957.)
Наиболее важные базисные взаимодействия между
матерью и ребенком обычно относятся к зрительной
сфере: на телесные проявления ребенка мать отзывается
тем, что ее глаза начинают светиться. Однако здесь необ-
ходимо отметить, что во многих случаях зеркального
переноса, когда потребность в отклике, одобрении и под-
держке со стороны аналитика играет главную роль в про-
цессе переработки, открытое желание пациента, чтобы
на него смотрели, обычно проявляется — в более или ме-
нее сексуализированной форме — в качестве временного
регрессивного феномена после того, как были фрустри-
рованы сдержанные в отношении цели потребности в по-
нимании и внимании. Кроме того, у некоторых пациен-
тов, устанавливающих зеркальный перенос, зрительная
сфера часто оказывается перегружена катексисами, кана-
лизируемыми в нее после отказа от других способов взаи-
модействия (например, архаичных оральных и тактиль-
ных) в области нарциссических потребностей ребенка.
При благоприятных условиях принятие тела ребенка
(в частности, оральной и периоральной области [Rangell,
1954]) посредством тактильных реакций ведет к установ-
лению базисного равновесия в сфере нарциссического
катексиса связной телесной самости. Но если мать испы-
тывает отвращение к телу ребенка (или не может предо-
ставить в распоряжение ребенка собственное тело, чтобы
гот испытал нарциссическое наслаждение, распространив
свой нарциссический катексис на материнское тело),
то тогда зрительное взаимодействие становится гиперка-
тектированным, и, глядя на мать и ловя ее взгляд, ребенок
стремится не только получить нарциссическое удовле-
творение, соответствующее зрительной модальности,
но и компенсировать неудачи в сфере физического (ораль-
ного и тактильного) контакта.
Например, пациент Д., мать которого была хрони-
чески больна и на протяжении всего его детства страдала
депрессией, боялся смотреть на аналитика из страха обре-
менить его своим пристальным взглядом. Однако при-
стальный взгляд выражал его желание, чтобы мать взяла
его на руки (а также, скорее всего, чтобы припасть к ее гру-
ди), и он опасался, что исполнение этого желания больной
матерью будет отвергнуто.
С другой стороны, слуховая модальность может преоб-
ладать над зрительной, если в зрительной сфере существует
дефект. Наглядный пример такого развития убедительно
представлен в фильме Барлингем и Робертсон (1966) о сле-
пых детях, содержащихся в детском доме. В нем имеется
трогательная сцена, в которой слепая девочка реагирует
нескрываемым нарциссическим восхищением, когда вдруг
узнает магнитофонную запись исполнения ею самой музы-
кального произведения. В данном случае магнитофонная
запись выполняет функцию зеркала.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что лико-
вание матери как реакция на ребенка (называние его
по имени, когда она получает удовольствие от того,
что он рядом, и от того, что он делает) в соответствующей
фазе подкрепляет развитие от аутоэротизма к нарцис-
сизму — от стадии фрагментированной самости (стадии
ядер самости) к стадии связной самости, — то есть способ-
ствует восприятию ребенком себя как физического и пси-
хического единства, обладающего связностью в простран-
стве и непрерывностью во времени
4
. Однако восприятие
изолированных психических и физических функций,
предшествующее стадии связной самости (стадии нарцис-
сизма), разумеется, следует рассматривать не как патоло-
гическое, а как соответствующее этой ранней стадии
развития. Кроме того, нельзя забывать, что способность
получать удовольствие от отдельных частей тела и их
функций, равно как и от отдельных форм психической
деятельности, появляется после того, как становится
прочным восприятие связности самости. Вместе с тем
4
См. в этой связи работу Якобсон (Jacobson, 1964), где говорится
о «развитии объекта и константности самости» (р. 55).
на этих более поздних стадиях и взрослые, и дети могут
наслаждаться отдельными частями и функциями своего
тела и психики, поскольку ощущают уверенность, что эти
части тела и их функции принадлежат прочно сформиро-
ванной целостной самости, то есть чувствуют, что ей
не грозит фрагментация. Однако мы знаем, что дети полу-
чают удовольствие также от игр, в которых части тела
опять являются изолированными, — например, пересчи-
тывая пальцы ног: «Этот пальчик за водой ходил, этот мыл
ложку, этот поварешку, этот блюдечко. А этот сам мал, круп
не драл, за водой не ходил, ему каши не дадим». Подобные
игры, по-видимому, основаны на оживлении страхов фраг-
ментации в период, когда связность самости еще оконча-
тельно не закрепилась. Это напряжение, однако, имеет
свои пределы (как и страх разлуки в игре в прятки [Klee-
man,1967]), и когда, наконец, доходят до последнего паль-
чика, эмпатическая мать и ребенок устраняют фрагмен-
тацию, соединяясь в смехе и объятиях.
Чувство реальности самости (см. Bernstein, 1963),
которое является выражением ее связности, обуслов-
ленной ее стойким катексисом нарциссическим либидо,
иедет не только к субъективному ощущению благополучия,
но и вторично к улучшению функционирования Эго, кото-
рое можно объективно подтвердить разными способами,
например, констатацией возросшей работоспособности
и эффективности труда пациента после того, как возросла
связность его самовосприятия. С другой стороны, многие
пациенты пытаются противодействовать субъективно
болезненному ощущению фрагментации самости разного
рода насильственными действиями — от физической сти-
муляции и занятий спортом до чрезмерной работы в своей
профессиональной сфере деятельности или бизнесе
5
.
Здесь уместно упомянуть и сексуальную активность, имеющую
диапазон от определенных форм мастурбации, к которым прибе-
гает ребенок, страдающий от хронического нарциссического
истощения, до потребности в беспрестанных, дающих самоуспоко-
ение любовных подвигах донжуанов. Целью этой активности яв-
ляется противодействие чувству истощения самости или предупре-
ждение угрозы фрагментации самости. Большинство сексуальных
Обманчивое впечатление, что психоз провоцируется
переутомлением (см., например, Schreber, 1903), основы-
вается на том, что пациент, ощущая стремительную и угро-
жающе усиливающуюся фрагментацию самости, которая
предшествует вспышке психоза, пытается противодейст-
вовать ей бурной активностью
6
.
Можно добавить, что многие самые тяжелые и хрони-
ческие нарушения работоспособности наших пациентов,
по моему опыту, обусловлены недостаточным катексисом
самости нарциссическим либидо, а также хронической
угрозой фрагментации, сопровождающейся вторичным
снижением эффективности Эго. Такие люди либо хрониче-
ски не способны работать вообще, либо (если их самость
не задействована) способны работать только автоматически
(в форме изолированной активности автономного Эго без
глубокого вовлечения самости), то есть пассивно, без удо-
вольствия и инициативы, просто отвечая на внешние требо-
вания и сигналы. Иногда даже осознание пациентом этого
типа нарушения работоспособности, часто встречающегося
при нарциссических нарушениях личности, происходит
лишь в процессе успешно протекающего анализа. Однажды
пациент может сообщить, что его работа изменилась, что те-
перь она ему нравится, что теперь у него есть выбор — рабо-
тать или нет, что теперь он, скорее, выполняет работу по соб-
ственной инициативе, а не как пассивно подчиняющийся
автомат, и, наконец — но что не менее важно, — что теперь
его подход стал более оригинальным, а не таким банальным
и однообразным, как раньше: сохранившаяся живой где-то
в глубинах психики самость стала
организующим центром
деятельности Эго
(Hartmann, 1939, 1947).
5 (продолжение) действий подростков, которые, особенно в конце этого
переходного периода, подвержены оживлению пугающих детских
переживаний, связанных с истощением и фрагментацией самости,
также служат первичным нарциссическим целям; то есть даже
подростки с относительно стабильной психикой прибегают к ним
прежде всего для того, чтобы повысить самооценку.
(|
Дополнительные замечания по поводу взаимовлияний эффек-
тивности функционирования Эго и связности самости см.: Ко-
hut, 1970a.
Хотя отношения с эмпатически одобряющим и прини-
мающим родителем являются одной из предпосылок ис-
ходного установления прочного катексиса самости и хотя
при анализе нарушений в этой сфере они снова оказы-
ваются доступными для коррекции, противоположную
последовательность событий (движение от связной само-
сти к ее фрагментации) часто можно наблюдать как при
анализе, так и в отношениях ребенка с его патогенными
родителями. Фрагментацию самости можно, например,
изучать у пациентов, которые благодаря присутствию
и вниманию аналитика восстановили чувство связности
и непрерывности самости. Всякий раз, когда невозможно
сохранить зеркальный перенос (в какой бы из трех его
форм он ни возник), пациент ощущает угрозу распада
нарциссического единства самости; он начинает испыты-
вать регрессивно восстановленный гиперкатексис изо-
лированных частей тела и психических функций (при-
нимающий форму ипохондрии) и обращается к другим,
патологическим средствам (например, к извращенным
сексуальным действиям), чтобы сдержать поток регрес-
сии. Иногда пациенты рассказывают о поведении роди-
телей, которое, как им кажется, садистским образом было
нацелено на то, чтобы противодействовать чувству удо-
вольствия, получаемому от интегрированной самости,
и вызывало болезненное ощущение фрагментации.
Например, пациент Б. запомнил из детства следу-
ющую деструктивную реакцию своей матери. Когда
он пытался в ярких деталях рассказать ей о каком-нибудь
своем достижении или переживании, она, по-видимому,
была холодна и невнимательна и вместо того, чтобы
каким-то образом откликнуться на описываемое им собы-
тие, вдруг делала критическое замечание по поводу его
внешнего вида или текущего поведения («Не маши рука-
ми, когда разговариваешь!» и т.д.). Эта реакция восприни-
малась им не только как отвержение — вместо одо-
брения — того, чем он пытался похвастаться, но и как
активное разрушение связности своего самовосприятия
(в результате смещения внимания к
части
его тела) как
раз в наиболее уязвимый момент, когда он предлагал всю
свою самость для одобрения.