Файл: Кохут Х. - Анализ самости. Лечение нарушений личности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3958
Скачиваний: 154
Обладающий эмпатией аналитик — сознательно или
интуитивно — обратит внимание на этот пример и поймет,
что в процессе анализа действительно существуют момен-
ты, когда даже самые убедительные и правильные интер-
претации, касающиеся защитных механизмов или других
деталей личности пациента, являются неуместными, на-
пример, оказываются неприемлемыми для пациента, кото-
рый нуждается в отклике на недавние важные события
в его жизни, такие, как новое достижение, и т.п. Можно
добавить, что бесстрастный голос параноика, комменти-
рующего некоторые стороны своего поведения, особен-
ности выражения глаз и т.д., возможно, следует понимать
не только как критику спроецированного Супер-Эго,
но и как спроецированное проявление ощущения фраг-
ментации, возникшей вследствие недостаточно развитой
или снижающейся психической способности поддержи-
вать устойчивый катексис самости.
Какими бы ни были трансформации в процессе разви-
тия инстинктивного инвестирования самости при основ-
ных психотических заболеваниях и какой бы ни была
генетическая и динамическая основа нарушений при этих
тяжелых расстройствах, при лечении группы нарцисси-
ческих нарушений личности, которые мы рассматриваем
в данном исследовании, флуктуации катексиса самости
соотносятся с состоянием нарциссического переноса.
Три формы реактивации при переносе грандиозной само-
сти, которые, как отмечалось выше, соответствуют трем
разным стадиям развития грандиозной самости, можно
идентифицировать по их клиническим проявлениям.
В силу того, что самая ранняя форма представляет собой
восстановление при переносе архаичного единства с объ-
ектом посредством расширения грандиозной самости,
объект переноса практически не отделен, а когнитивная
конкретизация объекта в ассоциативном материале ли-
бо отсутствует, либо весьма ограничена и незаметна.
Поскольку перенос по типу второго «я» (близнецовый
перенос), при котором устанавливается не первичное
единство, а подобие (сходство) с объектом, соответствует
более зрелой фазе развития, чем фаза, к которой восходит
перенос по типу слияния, когнитивная конкретизация
объекта в ассоциативном материале является более оче-
видной, а степень отделения от объекта определяется
анализандом. И, наконец, поскольку отделение от объекта
в когнитивном отношении наиболее четко происходит
при зеркальном переносе в узком значении термина,
когнитивная конкретизация объекта является здесь наибо-
лее сильной. Но даже и здесь объект по-прежнему катекти-
рован нарциссическим либидо, и на него реагируют лишь
постольку, поскольку он способствует (или препятствует)
сохранению нарциссического гомеостаза анализанда.
Однако, несмотря на эти важные различия, я попыта-
юсь определить специфическую форму грандиозной само-
сти, которая мобилизуется и часто относится ко всем ее
проявлениям в качестве зеркального переноса. Так как
проявления зеркального переноса в строгом смысле пред-
ставляют собой наиболее изученные и наиболее легко
идентифицируемые продукты терапевтически мобилизо-
ванной грандиозной самости, этот термин (используемый
a potion)
является наиболее образным, если иметь в виду
целую группу взаимосвязанных соответствующих феноме-
нов. В конце концов, главное в этом вопросе — не специфи-
ческий способ взаимодействия при переносе, посредством
которого аналитик становится включенным в мобили-
зацию грандиозной самости пациента, а то, что перенос
приводит к восстановлению (или установлению) связных
и прочных нарциссических объектных отношений, кото-
рые обычно предшествуют полному развитию объектной
любви ребенка и отнюдь не зависят от стадии развития,
которой он достиг. В общем-то не важно, использует паци-
ент аналитика (при слиянии) как продолжение своего
собственного (отщепленного и/или вытесненного) ар-
хаичного величия и эксгибиционизма или воспринимает
его (при переносе по типу второго «я») как отделенного
от него носителя своего собственного (вытесненного)
совершенства, или требует от него (при зеркальном пере-
носе) отражения и подтверждения своего величия и одоб-
рения своего эксгибиционизма. Главная терапевтическая
выгода, которую можно извлечь из напоминающего пе-
ренос состояния, установленного благодаря активации
грандиозной самости, состоит в том, что оно позволяет
пациенту мобилизовать и поддерживать процесс пере-
работки, в котором аналитик служит терапевтическим
буфером и способствует постепенному обузданию чуждых
Эго нарциссических фантазий и импульсов.
Следующий — и последний — набор аргументов в защи-
ту использования термина «зеркальный перенос» для всей
группы феноменов, возникающих при переносе, которые
являются выражением терапевтической мобилизации гран-
диозной самости: вполне возможно, что зеркальный пере-
нос в узком значении термина является единственным
из тех, которые соотносятся — хотя бы приблизительно —
с распознаваемой фазой развития, тогда как безмолвное
слияние с аналитиком посредством расширения грандиоз-
ной самости анализанда и перенос по типу второго «я»
(близнецовый перенос) представляет собой восстановле-
ние регрессивных позиций, занятых в раннем детстве
(вдоэдипов период) после того, как не удался переход
на стадию зеркала. Хотя, несомненно, существуют нормаль-
ные стадии развития первичной идентичности с объектом
и первичных отношений со вторым «я» или второй са-
мостью (либо возникающих до стадии зеркала, либо час-
тично совпадающих с ее началом), клинический перенос,
по-видимому, восстанавливает не эти первичные формы,
а их вторичные проявления в детстве, возникшие после
того, как выявилась несостоятельность осуществляемых
матерью функций зеркального отражения. (Отношения
во многом похожи на отношения, которые встречаются
при неврозах навязчивости, где анальность, против кото-
рой возникла защита, является не оживлением изначальной
анальной стадии, а реактивацией регрессивного возврата
к анальности раннего латентного периода после отступле-
ния из-за сильнейших эдиповых страхов кастрации.)
Очень сложно реконструировать восприятие ребен-
ком объекта в период первичной идентификации и пер-
вичных отношений с ним как со вторым «я» (близнецом).
Эти стадии очень ранние, то есть настолько ранние,
что вербальная коммуникация не в состоянии помочь
нашей эмпатии. Однако стадия зеркала продолжается
на вербальной стадии, а потому взаимодействия родите-
лей и ребенка оказываются здесь более доступными наше-
му эмпатическому пониманию, даже тогда, когда они еще
были довербальными (см., например, описание Тролло-
ном «культа ребенка», цитируемое в: Kohut, 1966a). Вместе
с тем вторичные, регрессивно возникающие предшествен-
ники последующего слияния и близнецового переноса
более доступны в детском возрасте, а воспоминания о пуга-
ющем одиночестве в детстве с чуть ли не галлюцинатор-
ным растворением в других, и о воображаемых товарищах
по детским играм, и переходных объектах с чертами вто-
рого «я» нередко выявляются при анализе взрослых.
Необходимо отметить, что даже самые чистые формы
зеркального переноса в узком значении термина, встреча-
ющиеся при анализе нарциссических нарушений лично-
сти, не являются точными копиями нормальной фазы
развития. Они также представляют собой регрессивно
измененные варианты потребностей ребенка во внима-
нии, одобрении и подтверждающем отклике в ответ на его
присутствие и всегда содержат примесь тирании и чрез-
мерного стремления обладать, свидетельствующих об уси-
лении орально- и анально-садистских элементов влечения,
порожденных сильнейшей фрустрацией и разочаровани-
ями. Тем не менее зеркальный перенос в строгом значении
слова имеет более близкое отношение к терапевтическому
восстановлению нормальной фазы развития, нежели слия-
ние и близнецовый перенос, и при правильно проведен-
ном анализе последние имеют тенденцию постепенно
превращаться в первый, зеркальный перенос имеет тен-
денцию все больше становиться похожим на нормальную
стадию развития, то есть садистские элементы ослабе-
вают, а потребности в любви, привязанности и отзывчи-
вости становятся более сильными и приносят примерно
такое же удовольствие, которое можно обнаружить в соот-
ветствующих определенной фазе развития взаимодейст-
виях родителя и ребенка.
Таким образом, три типа терапевтической реактивации
грандиозной самости не только соответствуют различным
стадиям развития этой психологической структуры, но и чет-
ко отличаются своими клиническими проявлениями.
И все же, несмотря на генетические и феноменологические
различия, динамические и клинические последствия трех
этих подвидов происходящей при переносе реактивации
грандиозной самости являются одинаковыми: (1) во всех
трех формах аналитик становится фигурой, благодаря кото-
рой может быть достигнута значительная степень констант-
ности объекта в нарциссической сфере, и (2) с помощью
этого более или менее стабильно нарциссически инвестиро-
ванного объекта перенос — во всех трех его формах — спо-
собствует сохранению связности самости анализанда.
Способность привлечь на свою сторону аналитика для
поддержки этой связанно катектированной структуры
является свидетельством того, что: (а) формирование
(зачастую лишь с трудом сохраненной) связной грандиоз-
ной самости в известной степени действительно произо-
шло в детстве, и (б) присутствие слушающего, воспри-
нимающего, зеркально отражающего аналитика теперь
укрепляет психологические силы, поддерживающие связ-
ность этого образа самости, каким бы архаичным и (по мер-
кам взрослого) нереалистичным он ни был.
К
ЛИНИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ
Эффективность зеркального переноса в обеспечении
связности самости лучше всего можно продемонстриро-
вать, приведя клинические примеры, в которых угроза
глубокой психологической регрессии нарушает установ-
ленное при переносе равновесие. Противопоставляя
таким образом зеркальный перенос более примитивным —
в психологическом отношении — регрессивным состоя-
ниям, мне будет проще продемонстрировать их специ-
фическое психологическое содержание и воздействие.
Наряду с обеспечивающими инсайт и, следовательно,
неоценимыми для терапии контролируемыми, времен-
ными смещениями в направлении дезинтеграции идеали-
зированного родительского имаго, возникающей при
нарушении идеализирующего переноса', мы встречаемся
с аналогичными регрессивными состояниями, которые
возникают при нарушении зеркального переноса. Мета-
7
См. обсуждение этой темы в главе 3; см. также случай мистера Ж.
в главе 4.
психологически они объясняются временной фрагмен-
тацией нарциссически катектированной связной (телес-
но-психической) самости и временной концентрацией
инстинктивного катексиса на отдельных частях тела,
отдельных психических функциях и отдельных действиях,
которые затем воспринимаются как опасно оторванные
от едва сохраняющейся или распадающейся самости.
Нарушение равновесия зеркального переноса и возни-
кающая в результате него угроза фрагментирующей ре-
грессии далее будут проиллюстрированы на примере
конкретных случаев.
Мистер Б. в течение трех месяцев проходил анализ
у моей коллеги. Пациент, которому было около тридцати
лет, преподаватель колледжа, обратился за помощью к ана-
литику в связи с сексуальными расстройствами и распадом
своего брака. Однако несмотря на, казалось бы, четко
очерченные предъявляемые симптомы, он страдал диф-
фузным и обширным личностным нарушением, воспри-
нимавшимся то как состояние сильнейшего напряжения,
то как болезненное ощущение пустоты — и в том, и в дру-
гом случае на границе телесных и психологических пере-
живаний. Кроме того, пациент боялся внезапных вспышек
своего безудержного гнева.
В течение нескольких недель после начала анализа
(и без каких-либо особых усилий со стороны аналитика)
пациент стал воспринимать анализ как приносящий
большое успокоение. Он описывал его как «пребывание
в теплой ванне» (выразительное сравнение, основанное
на переживании того, что внешняя, но вместе с тем обво-
лакивающая регуляция температуры, обеспечиваемая
теплой ванной, приводит к восстановлению нарциссиче-
ского равновесия купальщика и благодаря мягкой физи-
ческой стимуляции, которую она оказывает, — к усилению
чувства связности телесной самости). В процессе анализа
с каждой неделей пациент, казалось, аккумулировал эф-
фект от регулярных сеансов, его напряжение и болезнен-
ное ощущение пустоты уменьшились, работоспособность,
по его словам, улучшилась, и он стал работать гораздо
продуктивнее. Однако в выходные дни напряжение зна-
чительно возрастало, он начинал беспокоиться о своих
физических и психических функциях, ему снились сны
о насилии и угрозе разрушения, и он был склонен реаги-
ровать вспышками гнева на самое незначительное раздра-
жение. Однако пациент уже стал понимать, что его напря-
жение возникало из-за разлуки с аналитиком (хотя внешне
его по-прежнему в первую очередь беспокоило то, что его
бывшая жена забудет его или не будет о нем думать).
В этот период во время аналитического сеанса он вне-
запно испытывал интенсивное чувство целостности, благо-
получия, возросшую уверенность в себе, а также снижение
напряжения и уменьшение ощущения внутренней пустоты
после того, как аналитик произносил фразу: «Как вы гово-
рили мне примерно неделю назад...» Пациент выражал
явное удовольствие от того, что аналитик помнил его слова,
сказанные на предыдущем сеансе, и в связи с реакцией
пациента у аналитика сложилось отчетливое впечатление,
что связность его самовосприятия — здесь, в частности,
вдоль временной оси — поддерживалась тем, что его слу-
шали, помнили и на него эмпатически реагировали (то есть
тем, что осуществлявшиеся аналитиком функции зеркала
позволяли пациенту катектировать реактивированную
грандиозную самость нарциссическим либидо).
Здесь можно добавить, что многие пациенты с нарцис-
сическими нарушениями личности жалуются на чувство
фрагментации, состоящее, в частности, из ощущения
оторванности их самовосприятия от различных физи-
ческих и психических функций. Возникающая в процессе
терапии кратковременная фрагментация пока еще недо-
статочно надежно катектированной самости, когда паци-
ент увлекается какими-то внешними делами, чаще всего
встречается на более поздних стадиях успешного анализа
нарциссических нарушений личности. Большая связность
самости, которая достигается в процессе анализа, вызы-
вает улучшение различных функций Эго, приводя к ка-
нализированию интереса в сферу профессиональных
и межличностных отношений. Воодушевленный новыми
переживаниями, пациент может уйти с головой в какое-ли-
бо конкретное дело и вдруг начать испытывать тревожную
ипохондрическую озабоченность по поводу своих физи-
ческих и особенно психических функций. Однако это
напряжение, как правило, быстро проходит, когда — сна-
чала с помощью интерпретаций аналитика, а затем спон-
танно — пациент понимает, что оно вызвано тем, что его
самость временно лишилась связного нарциссического
катексиса, который бесконтрольно оказался перемещен
на его действия.
Например, пациент Н., тридцатилетний мужчина (про-
ходивший анализ у студентки под моим наблюдением),
несмотря на внешние успехи в своей профессиональной
деятельности, считал, что не справляется со своей рабо-
той, и постоянно занимался самыми разными обществен-
ными делами, чтобы избавиться от тягостного ощущения
внутренней пустоты. В процессе анализа он осознал свой
сильный эксгибиционизм, который не нашел отклика
в его детстве. Процесс переработки позволил ему значи-
тельно укрепить свою ядерную грандиозную самость,
и он стал способен не только предаваться эксгибиционист-
ским фантазиям (например, представляя, как он играет
на скрипке перед огромной воображаемой аудиторией),
по и выполнять свою обычную работу (которая на самом
деле давала ему возможность осуществлять свои эксгиби-
ционистские желания в социально приемлемой форме),
проявляя все большую инициативу и интерес. Однако
в переходный период он был подвержен приступам трево-
ги — и когда играл на скрипке, и когда позволял себе
увлечься своей повседневной работой. В каждом случае
детальное исследование его переживаний показывало,
что эта тревога была обусловлена не только угрозой гипо-
маниакальной стимуляции из-за вторжения его пока еще
неприрученного эксгибиционизма, но и — в еще большей
степени — ощущением потери себя (декатексисом самости
с угрозой возобновления ее фрагментации), когда он от-
давался своей деятельности и стремлениям, то есть ин-
вестировал их нарциссическим либидо. Однако эти пе-
реживания тревоги возникали только в ограниченный
переходный период. Позже он научился сочетать нарцис-
сический катексис интересовавших его Эго-синтонных
видов деятельности и Эго-синтонных целей с повышением
связности самости, которым обычно сопровождается
успешное осуществление функций Эго.
Специфические критические ситуации, возникающие
в процессе анализа (подобные той, что возникла при
анализе мистера М.), когда катексис самости оказывается
под угрозой из-за увлечения пациента новыми занятиями,
следует отличать от хронического психологического со-
стояния, которое заставляет людей быть вовлеченными
в какую-либо деятельность постоянно, поскольку только
так они могут испытывать ощущение полноты жизни.
Их действия не кажутся им результатом их планов, стрем-
лений, целей и идеалов (они не основаны на устойчивом
самовосприятии), а являются суррогатами самости. Анало-
гичный симптом, наличие которого часто удается выявить
только в процессе анализа, состоит в том, что пациент
не ощущает себя связным по оси времени. Вначале такие
пациенты часто жалуются, что на следующий день не мо-
гут вспомнить содержание аналитических сеансов. Обыч-
но это впечатление субъективно сохраняется даже тогда,
когда удается продемонстрировать, что объективно оно
неверно, поскольку на самом деле пациент может вспом-
нить предыдущие сеансы. И наоборот, такие пациенты
(например, мистер Б.) начинают субъективно чувствовать
целостность и единство (включая ощущение своей непре-
рывности во времени), когда аналитик приводит свиде-
тельства того, что помнит их прошлые высказывания
и чувства — несомненный признак того, что аналитик
(при зеркальном переносе) начал выполнять важную
(иред)структурную функцию поддержания связности само-
сти пациента.
Эпизод из анализа мистера Б. служит иллюстрацией
той функции, которую выполняет зеркальный перенос
в подкреплении связности реактивированной самости
пациента по оси времени. Следующий эпизод (который
относится к ситуации, также возникающей на ранних
этапах анализа) представляет собой другую, особенно
наглядную иллюстрацию временной регрессивной фраг-
ментации терапевтически реактивированной грандиоз-
ной самости. Однако он демонстрирует не угрозу связному
переживанию самости во времени (то есть переживанию
самости как континуума), а угрозу восприятию ее связ-
ности в пространстве.
Мистер Д., выпускник университета, в возрасте около
тридцати лет, обратился за помощью к терапевту из-за
распада брака. Вскоре, однако, у него обнаружились мно-
гие другие проблемы, в частности склонность к разнооб-
разным извращенным фантазиям и действиям. Мы не бу-
дем здесь обсуждать особенности его психопатологии
и шаткость его личностной структуры. Достаточно будет
сказать, что он пытался избавиться от болезненных состо-
яний нарциссического напряжения с помощью много-
численных извращенных способов, в которых непостоян-
ство различных поверхностно катектированных объектов
и многообразие его сексуальных целей свидетельствовали
о том, что он не мог довериться ни одному источнику
удовлетворения и даже не мог предаваться тем действиям,
с помощью которых надеялся получить удовольствие и уве-
ренность в себе. Однако когда начал устанавливаться
(нарциссический) перенос, стало понятно, что особую
роль в его перверсиях играют вуайеристские и эксгиби-
ционистские цели и что он пытался получить удовлетво-
рение в этой области, если чувствовал угрозу отвержения.
Я не буду вдаваться здесь в обсуждение специфических
генетических детерминант, впечатление о которых можно
получить в процессе анализа (см., однако, главу 1). Я огра-
ничусь кратким описанием переживаний пациента в кон-
кретные выходные дни на ранней стадии его продол-
жительного анализа. Хотя пациент уже начал понимать,
что расставание с аналитиком
8
нарушает его психическое
равновесие, он пока еще не понимал, в чем состояла суть
той особой поддержки, которую обеспечивал ему анали-
тик. Первое время, когда они расставались на выходные,
он пытался справляться со смутно ощущаемой внутренней
угрозой, используя разные средства. Например, он обра-
щался к относительно сохранной сфере интеллектуальных
занятий; у него усиливались гомо- и гетеросексуальные
желания, обычно выливавшиеся в небезопасные вуайе-
ристские действия в общественных туалетах, в результа-
те которых он достигал чувства слияния с мужчиной,
8
Этот анализ под моим постоянным наблюдением проводился
студентом Чикагского психоаналитического института.