Файл: Кохут Х. - Анализ самости. Лечение нарушений личности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3956
Скачиваний: 154
за которым подглядывал. Однако в эти выходные благо-
даря сублимации в художественной деятельности он сумел
не только обойтись без этих грубых средств защиты
от угрожающего распада самости, но и объяснить причину
той уверенности в себе, которую давал ему аналитик. В эти
выходные пациент нарисовал портрет аналитика. Ключом
к пониманию этого художественного произведения яви-
лось то, что на портрете у аналитика не было ни глаз,
ни носа — вместо этих органов чувств был изображен
анализанд. Основываясь на этой улике (существовал также
богатый дополнительный материал из прошлого и насто-
ящего, который подтверждал эту интерпретацию), можно
было сделать вывод, что главная поддержка в сохранении
у пациента нарциссически катектированного образа само-
сти обеспечивалась тем, как он воспринимал аналитика:
при зеркальном переносе аналитик воспринимался па-
циентом как некая (нарциссическая) либидинозная консо-
лидирующая сила, которая обезвреживала и предотвра-
щала тенденцию к фрагментации. Пациент чувствовал
себя целостным, когда думал, что его признает и прини-
мает объект, замещающий его недостаточно развитые
эндопсихические функции: аналитик обеспечивал замену
отсутствующего катексиса самости.
Здесь, пожалуй, есть смысл вернуться к вопросу о раз-
граничении понятий, который уже затрагивался выше
в теоретическом контексте, и вновь рассмотреть его
на фоне имеющегося клинического материала. То есть
необходимо провести различие между (а) связностью
представления пациента о самом себе (целостностью
реактивированной грандиозной самости), которую он мо-
жет поддерживать благодаря присутствию аналитика,
то есть благодаря реальному или воображаемому соеди-
нению восприятия и реакций аналитика, и (б) единством
и связностью Эго пациента с его функцией.
Хотя эти два понятия относятся к разным уровням
абстракции (понятие самости ближе к интроспективному
или эмпатическому наблюдению, а понятие Эго дальше
от него), можно сказать, что переживание единой самости
вследствие надежного нарциссического катексиса пред-
ставления о себе, является важной предпосылкой связно
функционирующего Эго; и наоборот, отсутствие такого
катексиса обычно ведет к нарушению функций Эго; и, на-
конец, нарциссический катексис зеркального переноса
может устранить нарушение Эго, то есть улучшить функ-
ционирование Эго через промежуточную ступень — обес-
печение связности самости. (Обсуждение взаимоотно-
шений Эго и самости см.: Kohut, 1970a.)
ГЛАВА 6. Типы
ЗЕРКАЛЬНОГО ПЕРЕНОСА
:
КЛАССИФИКАЦИЯ В СООТВЕТСТВИИ С
ГЕНЕТИКО-ДИНАМИЧЕСКИМИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ
Предыдущая классификация переносов, возникающих
вследствие терапевтической реактивации грандиозной
самости, основывалась на генетических представлениях.
В этой главе мне бы хотелось обсудить тины зеркального
переноса, связанные не столько с (наследственно обуслов-
ленными?) стадиями созревания грандиозной самости,
сколько с внешними факторами, действовавшими в прош-
лой (детской) и нынешней (терапевтической) ситуации.
В частности, я бы выделил три разных способа — (1) пер-
вичный, (2) вторичный и (3) реактивный, — которыми
в процессе анализа устанавливается зеркальный перенос
(в широком понимании этого термина), и показал, каким
образом эти различные способы его возникновения связа-
ны (а) с трансформациями грандиозной самости в детстве
и (б) с определенными текущими переживаниями при
формировании клинического переноса. Следовательно,
терапевтическая мобилизация грандиозной самости мо-
жет возникать либо непосредственно
(первичный зер-
кальный перенос),
либо временно в качестве отступления
от идеализирующего переноса
(реактивная ремобилизация
грандиозной самости),
либо в виде повторения при пере-
носе специфической генетической последовательности
(вторичный зеркальный перенос).
П
ЕРВИЧНЫЙ ЗЕРКАЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС
Нет необходимости специально подробно обсуждать пер-
вичный зеркальный перенос, поскольку эта форма пред-
ставляет собой обычный способ клинического проявления
реактивированной при переносе грандиозной самости.
Достаточно будет повторить то, о чем уже говорилось
раньше, — что, если аналитик занимает соответствующую
позицию и не вмешивается, первичный зеркальный пере-
нос установится у анализанда спонтанно. Специфическая
форма переноса (будь то слияние, перенос по типу второго
«я» или зеркальный перенос в узком смысле) определяется
патогномоничной точкой фиксации, а специфические
страхи, которые испытывает пациент в процессе уста-
новления переноса (такие, как страх неконтролируемой
регрессии, выражающийся в снах о падении, страх не-
контролируемой гиперстимуляции реактивированным
примитивным эксгибиционизмом, страх потери контакта
с реальностью, вызванный усилением грандиозных фан-
тазий, и т.д.), связаны со специфическим типом возни-
кающего переноса. То же самое, разумеется, относится
и к специфическим сопротивлениям, обусловленным спе-
цифическими опасениями пациента, которые препятству-
ют установлению переноса. Тщательное изучение разно-
образных проявлений переноса, специфических страхов
и связанных с ними сопротивлений имеет большую
ценность для аналитика, поскольку может дать ему ключ
к пониманию не только возникновения патологии, но и спе-
цифического динамического взаимодействия между цент-
ральной грандиозностью и эксгибиционизмом, с одной
стороны, и близлежащими личностными структурами —
с другой, которое на поздних стадиях анализа далеко
не всегда проявляется столь отчетливо.
Если страхи анализанда вызывают у него непозволи-
тельный дискомфорт или если в течение долгого времени
они мешают его попыткам снова привлечь интерес арха-
ичного объекта самости к реактивированной грандиозной
самости, то тогда аналитику следует объяснить пациенту
значение этой возникшей проблемы. Такие объяснения,
разумеется, не должны содержать специфического гене-
тического материала, и аналитику не следует сообщать
о своих интуитивных генетических реконструкциях, по-
скольку пациент склонен воспринимать их как призыв
к установлению неспецифических, защитных, архаичных
отношений со всеведущим объектом. Если же аналитик
ограничится дружеским разъяснением пациенту движу-
щих сил существующей ситуации, то пациент увидит,
что аналитику знакомо нарушение, которое заставляет его
страдать, он почувствует себя в большей безопасности,
а его тревога и с нею связанные сопротивления ослабнут.
Р
ЕАКТИВНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ ГРАНДИОЗНОЙ САМОСТИ
Несмотря на большое практическое значение реактивной
мобилизации грандиозной самости, здесь также нет необ-
ходимости детально обсуждать ее в данном контексте.
Ее положение — как промежуточной позиции или пово-
ротного пункта — в типичных регрессивных колебаниях,
происходящих при анализе нарциссических нарушений
личности, изображено на диаграмме в главе 4 (позиция 2А,
диаграмма 2, с. 116), а ее проявления в процессе лечения
проиллюстрированы клиническими примерами (см. слу-
чаи Ж. в главе 4 и М. в главе 10), в которых показаны
некоторые последствия ошибочных реакций аналитика
в ответ на установление идеализирующего переноса.
Отступление от идеализирующего переноса к (реак-
тивной) мобилизации грандиозной самости связано с так-
тическими особенностями аналитического процесса,
которые, в сущности, не отличаются от известных времен-
ных регрессий, возникающих после определенных фруст-
раций объектного либидо при анализе неврозов переноса.
Эти типичные смещения катексиса происходят в самых
разных условиях нарциссического переноса — термин
«перенос» (и, в частности, «зеркальный перенос») не при-
годен, однако, для обозначения клинических проявлений
реактивной мобилизации грандиозной самости. То, что
получается в данном случае, едва ли можно назвать пози-
тивной терапевтической активацией грандиозной само-
сти — речь скорее идет о стремительном гиперкатексисе
архаичного грандиозного представления пациента о себе,
жестко защищаемого враждебностью, холодностью, над-
менностью, сарказмом и молчанием (позиция 2А на диа-
грамме 2). Во многих случаях регрессия, возникающая
вслед за разочарованием в идеализированном объекте,
не останавливается на уровне архаичного нарциссизма,
а продолжает свое движение в направлении к гиперкатек-
сису аутоэротической, фрагментированной телесно-пси-
хической самости, сопровождающемуся болезненными
переживаниями ипохондрического беспокойства и ар-
хаичным чувством стыда (позиция 3 на диаграмме 2).
Между позициями архаичного нарциссизма (2А) и ауто-
эротизма (3) мы иногда сталкиваемся с кратковременными
проявлениями близких к галлюцинаторным фантазий
о слиянии, связанных с отсутствием четких представ-
лений пациента о своей личности.
Подобного рода примитивные идентификации, сме-
шанные с ипохондрическими беспокойствами, нередко
встречались, например, у мистера Д. (глава 5), которому,
когда он испытывал разочарование в аналитике, казалось,
что лицо и тело аналитика принимают черты его (паци-
ента) умершей матери. Такая примитивизация выражения
его неудовлетворенных орально-тактильных стремлений
и потребности в нежности (сдержанной в отношении
цели) и эмпатии (со стороны человека, воплощавшего
образ матери) происходила даже на более поздних стадиях
анализа, то есть в периоды, когда он уже стал способен
подолгу заниматься сублимированной творческой деятель-
ностью, которая пришла на смену примитивному визуаль-
ному слиянию в его вуайеристской перверсии (см. обсуж-
дение этой фазы анализа мистера Д. в главе 12).
Какими бы зловещими ни казались проявления этих ре-
грессивных состояний, в большинстве случаев ни аналитик,
ни пациент не становятся слишком ими обеспокоенными.
Существуют, правда, редкие исключения (см., например,
в главе 4 краткое описание случая мистера Ж., у которого
тяжесть регрессии, интенсивность элементов анального
влечения и соответствующая паранойяльная установка
действительно внушали тревогу), но в подавляющем боль-
шинстве случаев патологии, рассматриваемой в данной
работе, эти регрессии, несомненно, являются частью тера-
певтического процесса и вскоре принимаются пациентом
как материал; для нацеленной на осознание работы, кото-
рая ведет к постепенному расширению и усилению его Эго.
Эти регрессивные колебания нельзя ни предотвратить,
ни назвать терапевтически нежелательными. Они порож-
даются нарциссической уязвимостью анализанда, и их нель-
зя избежать, поскольку эмпатия аналитика не может быть
совершенной — во всяком случае по сравнению с эмпатией
матери по отношению к потребностям своего ребенка.
И, как уже отмечалось выше, понимание, полученное в ре-
зультате тщательного терапевтического исследования этих
состояний, имеет большую ценность для пациента. Однако
аналитическая работа не фокусируется на регрессивной
позиции как таковой, которая представляет собой отступ-
ление от благоприятного нарциссического переноса, а по-
тому
изолированная
интерпретация содержания проявлений
архаичной грандиозной самости или ипохондрических
беспокойств пациента и переживаний стыда не принесла бы
плодов и была бы технической ошибкой. Как только стано-
вится понятным динамический контекст текущего регрес-
сивного колебания, уже нет больше надобности избегать
эмпатической реконструкции детских чувств, соотнося-
щихся с чувствами, которыми сопровождаются временные
регрессивные отступления в процессе анализа. Таким обра-
зом, можно провести аналогию между ипохондрическими
тревогами пациента и смутным беспокойством о своем
здоровье у одинокого ребенка, не чувствующего себя защи-
щенным и в безопасности, облегчающую понимание пациен-
том глубинного значения своего нынешнего состояния и его
генетических корней. И все же основная задача аналитика
на этой стадии состоит в выявлении общего направления
терапевтического процесса, и его интерпретации прежде
всего должны фокусироваться на травматическом событии,
спровоцировавшем регрессивное отступление.
В
ТОРИЧНЫЙ ЗЕРКАЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС
В большинстве случаев зеркальный перенос постепенно
развивается с самого начала лечения (первичный зеркаль-
ный перенос); в некоторых случаях, однако, ему предшест-
вует кратковременная начальная фаза идеализации. Значе-
ние вторичного зеркального переноса является менее
очевидным, чем значение реактивной мобилизации гран-
диозной самости, и, в частности, здесь необходимо иссле-
довать генетические причины его возникновения.
В ограниченный начальный период анализа центри-
рованных на себе или поглощенных собой нарциссических
личностей возникновение на время идеализирующего пере-
i юса не вызывает сомнений. Даже если эта идеализирующая
установка пациента не разрушается преждевременными ин-
терпретациями или каким-либо другим пассивным или ак-
тивным вмешательством аналитика, как правило, она быст-
ро исчезает, и вместо нее в поведении и в свободных
ассоциациях пациента отчетливо проявляются признаки,
свидетельствующие о том, что произошел переход от мо-
билизации идеализированного объекта к мобилизации
грандиозной самости и установился зеркальный перенос
(в одной из трех генетически детерминированных его
форм). Затем он сохраняется в течение долгого времени,
когда систематический процесс переработки фокусируется
на интеграции реактивированной грандиозной самости.
I Гервоначальную идеализацию аналитика следует понимать
как проявление специфического промежуточного этапа
в пока еще не завершившейся терапевтической регрессии
анализанда. В таких случаях в сновидениях и воспоми-
наниях пациента мы обнаруживаем образы тех людей,
которыми он восхищался и которых идеализировал в дет-
стве, хотя их возникновение тесно связано с его нынешним
отношением к аналитику; или мы сталкиваемся с непосред-
ственным выражением пациентом сознательно пережи-
ваемого восхищения аналитиком.
Клинический пример первого вида идеализации (появ-
ление в сновидениях образов людей, вызывающих восхище-
ние), предшествующий вторичному зеркальному переносу,
будет приведен позже при обсуждении тенденции некото-
рых аналитиков (иногда обусловленной мобилизацией
их контрпереноса) отвечать ошибочными или несвое-
временными интерпретациями, когда пациенты их идеа-
лизируют. Случай мисс М. (глава 10), несомненно, является
примером скоротечной установки к идеализирующему пе-
реносу, косвенно выражавшейся в сновидениях на ранних
этапах анализа. В этом случае идеализация воспроизводила
временную попытку справиться с натиском угрожающих
нарциссических напряжений посредством идеализации
священника, которым пациентка восхищалась в раннем
подростковом возрасте. Патовая ситуация, возникшая из-за
ошибки аналитика, не стала помехой для возобновления
идеализирующего переноса, но воспрепятствовала канали-
зированию эксгибиционистских требований грандиозной
самости в благоприятный зеркальный перенос.
Клинический пример второго типа идеализации (непо-
средственное выражение сознательного восхищения ана-
литиком), предшествующей вторичному зеркальному
переносу, содержится в подробном сообщении (приве-
денном, однако, в другом контексте) об анализе мистера Л.
(глава 9). В течение короткого времени на ранней стадии
анализа этот пациент открыто выражал огромное восхи-
щение аналитиком и идеализировал его внешность, пове-
дение, физические и умственные способности. Эта не-
продолжительная идеализация повторяла безуспешную
попытку пациента (когда ему было примерно три с поло-
виной года) идеализировать своего отца. После рождения
второго сына отношение матери пациента внезапно изме-
нилось от некритичного восхищения на критическое
отвержение его самого и его потребностей во внимании,
и ребенок попытался справиться с интенсивной нарцис-
сической фрустрацией, идеализировав отца и относясь
к нему как к достойному восхищения человеку, к которому
у него могло возникнуть чувство привязанности. Однако
по некоторым причинам эта попытка не удалась, в част-
ности потому, что, несмотря на значительные внешние
успехи, отец пациента, по-видимому, страдал специфиче-
ским серьезным нарушением самооценки, что не позво-
лило ему принять роль, которую отводил ему сын. Таким
образом, вместо того чтобы позволить возвеличить себя
и дать сыну возможность испытать чувство нарциссиче-
ского удовлетворения и равновесия, присоединившись
к человеку, вызывавшему его восхищение, отец отверг,
принизил и раскритиковал желание ребенка установить
с ним связь посредством идентификации.
Поэтому попытки сына создать идеализированное роди-
тельское имаго оказались недолговечными, и он вернулся
к установкам и формам поведения, восстанавливающим
нарциссическое равновесие, которые были характерны для
более раннего периода его жизни. Теперь он пытался повы-
сить свою самооценку через прежнюю грандиозность и экс-
гибиционистские проявления, когда-то поощрявшиеся его
матерью. В частности, он реализовывал свои грандиозные
и эксгибиционистские устремления, занимаясь спортом,
увлечение которым сохранилось у него во взрослой жизни
и который стал средоточием его последующих успехов и не-
удач. Мы не будем здесь подробно останавливаться на разви-
тии личности пациента. Данный эпизод, относящийся к ге-
нетически наиболее важному периоду его детства, приведен
лишь для того, чтобы показать, каким образом специфи-
ческая последовательность установления нарциссического
переноса в процессе анализа (начальный период идеализа-
ции, за которым следует вторичный зеркальный перенос) по-
вторяет последовательность событий в детстве пациента
(кратковременную попытку идеализации, за которой после-
довало возвращение к гиперкатексису грандиозной самости).
Как бы ни выражалась эта мимолетная идеализация —
открыто или завуалированно, направлена ли она непосред-
ственно на аналитика или лишь косвенно указывает на не-
го, — в метапсихологическом отношении она восстанав-
ливает возможность для продвижения в одном из важней-
ших направлений развития нарциссизма, которое не было
успешно завершено в детстве. Речь идет о попытке сформи-
ровать надежное идеализированное родительское имаго,
которое затем будет интроецировано в форме идеализиро-
ванного Супер-Эго. Таким образом, в отличие от временных
колебаний от идеализированного родительского имаго
к грандиозной самости (реактивной мобилизации гран-
диозной самости), происходящих на более поздних стадиях
терапии, переход от мобилизации идеализированного
родительского имаго к мобилизации грандиозной самости в
этих случаях повторяет специфическую последователь-
ность событий детства анализанда: (а) пробную идеализа-
цию детского объекта, (б) (травматическое) прерывание
идеализации и (в) (повторный) гиперкатексис грандиозной
самости. Ни кратковременный период идеализации, ни по-
следующее спонтанное смещение в направлении грандиоз-
ной самости нельзя оставлять без внимания, поскольку при
переносе важнейшие психологические события прошлого
повторяются именно в этой последовательности. Поэтому
аналитик не должен ни отвергать начальную идеализацию,
ни пытаться продлить ее искусственно.