Файл: Кохут Х. - Анализ самости. Лечение нарушений личности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3942
Скачиваний: 154
в ошибочном и невыгодном направлении, преодолевая
диффузные, неспецифические и хронические сопротив-
ления со стороны Эго анализанда.
Ограниченные сопротивления, разумеется, сущест-
вуют, и порой они бывают стойкими и труднопреодо-
лимыми. Но, в сущности, они обусловлены прежде всего
специфическими страхами, вызванными необходимостью
раскрыть фантазии и побуждения грандиозной самости,
а не конфликтами, связанными с выражением направлен-
ных на объект либидинозных или агрессивных импульсов.
В любом случае отсутствие обращений к аналитику как
объекту — это не проявление сопротивления, а выражение
того, что патогномоничная регрессия привела к оживле-
нию стадии, на которой объектные отношения являются
нарциссическими. Поэтому точно также неверно (а) объ-
яснять обращения к аналитику (например, требования,
чтобы он служил отражающим, одобряющим и выража-
ющим восхищение зеркалом) как проявление активных
в настоящий момент требований к объекту (на которые
надо отвечать как на оправданные запросы или интер-
претировать как оживление при переносе детских объект-
но-инстинктивных стремлений), как и (б) объяснять их от-
сутствие нежеланием пациента установить текущий
терапевтический раппорт или интерпретировать это как
сопротивление развитию (объектно-инстинктивного)
переноса. В случае нарциссических нарушений личности,
как я уже пытался выразить это в предыдущей работе,
«аналитик является не экраном для проекции внутренней
структуры... а прямым продолжением ранней реально-
сти... [которая не смогла] трансформироваться в прочные
психологические структуры» (Kohut, 1959, р. 470-471).
Однако эта «ранняя реальность» по-прежнему восприни-
мается как сосуществующая с самостью.
З
НАЧЕНИЕ ЗЕРКАЛЬНОГО ПЕРЕНОСА КАК
ИНСТРУМЕНТА ПРОЦЕССА ПЕРЕРАБОТКИ
Терапевтическая регрессия (к патогномоничной точке
фиксации, то есть терапевтическая активация не подверг-
шейся изменениям грандиозной самости), которая ведет
к установлению зеркального переноса, порой сопрово-
ждается тревогой, выражающейся иногда в первые недели
анализа в форме снов о падении. Но после того как дости-
гается патогномоничный уровень регрессии, основные
сопротивления постепенному терапевтическому раскры-
тию грандиозной самости вызываются (1) страхом пациен-
та, что присущая ему грандиозность.станет причиной его
изоляции и долговременной потери объекта, и (2) его же-
ланием избежать дискомфорта, обусловленного втор-
жением нарциссического эксгибиционистского либидо
в Эго, где дефектные паттерны разрядки могут вызывать
состояние тревожной эйфории, чередующееся с перио-
дами болезненной застенчивости, стыда и ипохондрии.
Эго пытается отрицать эти болезненные эмоции громо-
гласными контрфобическими заверениями в бесстрашии
и беззаботности, пытается избежать их за счет повторного
вытеснения и/или усиления вертикального расщепления
психики или пытается связать и разрядить вторгающиеся
нарциссические структуры, формируя критические симп-
томы, главным образом в виде асоциальных действий.
При этом, однако, перенос служит здесь специфиче-
ским терапевтическим буфером. При зеркальном пере-
носе в узком значении термина пациент способен мобили-
зовать свои грандиозные фантазии и эксгибиционизм,
надеясь на то, что эмпатическое участие и эмоциональный
отклик терапевта не позволят нарциссическому напря-
жению достичь чересчур болезненного или опасного
уровня. Пациент надеется, что его реактивированные
грандиозные фантазии и эксгибиционистские требования
не натолкнутся на травматическое отсутствие одобрения,
эхоподобного отклика и отражения, которое ему при-
шлось пережить в детстве, поскольку аналитик сообщит
пациенту о своем принимающем, эмпатическом понима-
нии роли, которую они играли в психологическом разви-
тии пациента, и осознбет существующую у него в данный
момент потребность в их выражении. При близнецовом
переносе или слиянии аналогичная защита обеспечи-
вается продолжительным распространением нарцисси-
ческого катексиса на терапевта, который теперь становит-
ся носителем инфантильного величия и эксгибиционизма
пациента. В этих формах зеркального переноса мобилизо-
ванные нарциссические катексисы направляются на тера-
певта, который — не будучи предметом идеализации, вос-
хищения и любви — становится частью расширенной
самости пациента. Таким образом, зеркальный перенос
во всех его формах создает для пациента ситуацию относи-
тельной безопасности, которая позволяет ему упорно
решать болезненную задачу сопоставления грандиозной
самости и реальности.
В генетическом аспекте позиция аналитика в ситуа-
ции, где можно констатировать наличие состояния, напо-
минающего перенос — в той или иной его форме, — вызван-
ного реактивацией грандиозной самости (в частности,
состояний, названных нами близнецовым переносом или
переносом по типу второго «я»), может быть аналогична
позиции, занимаемой у нарциссических детей вообража-
емыми партнерами по играм (Е. Sterba, I960). Но в какой
бы форме ни установился зеркальный перенос, то есть
к какой бы стадии развития грандиозной самости — ран-
ней или поздней — ни относилась мобилизация нарцис-
сических катексисов, с точки зрения терапии важнее всего
то, что в нарциссической сфере может быть достигнута
реальная константность объекта. Другими словами, важ-
нейшая функция зеркального переноса заключается в том,
что он вызывает состояние, поддерживающее кинетиче-
скую энергию терапевтического процесса.
Разумеется, мы не должны оставлять без внимания
влияние сознательной мотивации пациента — желание
избавиться от своих недостатков и своего недуга. И хотя
анализанд не в состоянии сформулировать глубинные
цели анализа, он может почувствовать, что аналитический
процесс приведет его от ненадежного существования,
где властвуют резкие эмоциональные колебания — между
необузданными амбициями и ощущением неудачи и между
грандиозным тщеславием и жгучим чувством стыда, —
к возросшему самообладанию, внутреннему спокойствию
и уверенности в себе, которые возникают благодаря транс-
формации архаичного нарциссизма в заветные идеалы,
реалистичные цели и устремления и устойчивую само-
оценку. Однако сами по себе рациональные цели терапии
не могут убедить уязвимое Эго нарциссически фикси-
рованного аиализанда отказаться от вытеснения, отвер-
жения и отыгрывания, оказаться лицом к лицу с потреб-
ностями и желаниями архаичной грандиозной самости.
Чтобы привести в действие и поддержать болезненный
процесс, приводящий к конфронтации грандиозных фан-
тазий с реалистичным представлением о себе и к пони-
манию того, что жизнь предлагает лишь ограниченные
возможности для удовлетворения нарциссических эксги-
биционистских желаний,необходимо,чтобы установился
зеркальный перенос в той или иной его форме. Если же
он не развивается или его установлению препятствуют
отвержение со стороны терапевта или преждевременные
интерпретации им переноса, то тогда грандиозность паци-
ента остается сосредоточенной на грандиозной самости,
и терапевт воспринимается как чужой и враждебный
и, таким образом, не имеет возможности стать партнером.
В этих условиях защитная позиция Эго остается ригидной
и не может произойти расширения Эго.
Я завершу обсуждение роли зеркального переноса как
инструмента процесса переработки фрагментом из ана-
лиза одного пациента
16
. В приведенном ниже примере
реактивация грандиозной самости произошла в форме
переноса по типу второго «я».
Пациент В. проходил у меня анализ в течение четырех
лет. Он был человеком интеллектуального труда, в возрасте
около сорока пяти лет и, несмотря на то, что был женат,
имел нескольких детей и добился определенных успехов
в своей работе, во взрослом возрасте неоднократно под-
вергался психотерапии (в том числе психоанализу). Неко-
торые из этих попыток были недолговечными, другие
продолжались около года, но ни одна, по его словам, не бы-
ла успешной и не затронула его основного психического
нарушения. И наоборот, пациент утверждал со все большей
уверенностью по мере продвижения терапии, что на этот
lfi
Более подробное описание зеркального переноса (относяще-
гося к случаю мистера А. [глава 3], которое служит примером
мобилизации идеализированного родительского имаго при
идеализирующем переносе) будет приведено в главе 9.
раз в фокусе анализа оказалась центральная область его
психопатологии, и поэтому она приводила к постоянным,
но ощутимым и прочным результатам. Хотя он жаловался
на некоторые проблемы, связанные с ejaculatio praecox
и недостаточной эмоциональной вовлеченностью во время
полового акта, становилось очевидным, что (как это часто
бывает в подобных случаях) его симптомы были размы-
тыми, неопределенными и их трудно было передать слова-
ми. Они заключались в ощущении пациента, что он не жи-
вет полной жизнью (хотя он не был подавлен), в состояниях
болезненного напряжения, относившихся к пограничной
области между телесными и психическими переживани-
ями, и в тенденции к постоянному беспокойству по поводу
своих физических и психических функций.
Хотя в последующих фазах анализа он по разным пово-
дам выражал свою теплую благодарность за непривычные
для него помощь и понимание, которые он получал от ана-
литика, он его не идеализировал, и хвалебные пациента
не выходили за рамки (окрашенного позитивными чувст-
вами) разумных и реалистичных оценок. Вместе с тем
анализ, основанный на близнецовом переносе (переносе
по типу второго «я»), продолжал развиваться следующим
характерным способом. Каждый раз, когда во время анализа
всплывала новая тема, ассоциации пациента в течение
долгого времени относились сначала не к нему самому,
а к аналитику; тем не менее эта фаза переработки, внешне
относившаяся к аналитику, всегда вызывала у пациента
важные психологические изменения. И только после завер-
шения этой части работы пациент мог фокусироваться
на самом себе, на своих собственных конфликтах, на дина-
мическом и генетическом аспектах своей личности и исто-
рии развития. Если же в первой части этого типичного
цикла я намекал или открыто утверждал, что пациент «про-
ецирует», то он реагировал эмоциональным отчуждением
и чувством того, что его неправильно поняли. Даже в позд-
них фазах анализа, когда он уже предвосхищал, что по-
дошел к разговору о себе, он по-прежнему придерживался
характерной последовательности: сначала в течение долго-
го времени он видел во мне (обычно провоцировавшие
тревогу) аффект, желание, стремление или фантазию,
которые его заботили, и только после того как он подобным
образом прорабатывал активированный комплекс, пере-
ходил к его рассмотрению в отношении себя самого.
Позвольте мне теперь проиллюстрировать процесс
переработки в этом специфическом случае близнецового
переноса с помощью характерных эпизодов, неоднократ-
но возникавших в середине анализа. Пациент, например,
начинал воспринимать меня как человека, лишенного
честолюбия, эмоционально поверхностного, патологи-
чески невозмутимого, отстраненного и пассивного, и — хо-
тя этот образ не совпадал с некоторыми присущими мне
чертами личности и формами поведения, известными
пациенту, — его убежденность в истинности этих фантазий
не была поколеблена даже наличием противоположной
информации. За этим последовал длительный процесс
переработки, в котором моя личность внимательно изуча-
лась и воспринималась как разорванная на части конфлик-
том. Чего боялся аналитик? Действительно ли у него нет
честолюбия? Правда ли, что он никогда не завидовал?
Или ему пришлось избегать своих честолюбивых стремле-
ний и чувства зависти из-за страха, что они могут его
разрушить? После длительного периода подобных сомне-
ний и тревог восприятие меня пациентом постепенно
изменилось, и он вспомнил теперь многие вещи — которые
он всегда знал обо мне, — представлявшие меня в совер-
шенно ином свете. (Непосредственное восприятие анали-
тика пациентом на аналитическом сеансе точно так же
изменилось в соответствии с новым образом, который
появился у пациента.) И только после этих переживаний,
относящихся к аналитику, пациент обратился к себе.
Этому поворотному пункту обычно предшествовало
описание пациентом внешних событий, которые демон-
стрировали то, что он уже достиг существенного прогрес-
са в той конкретной области, в которой он пытался разо-
браться посредством аналитика. Например, он рассказал
о чувстве зависти к своему коллеге, сопровождавшемся
желанием затмить его и получить свою часть признания
за достижения, которые он до сих нор молчаливо припи-
сывал другим. Затем в течение сравнительно короткого
промежутка времени, который, однако, был наполнен
сильными чувствами, пациент не только целиком пережил
в себе этот конфликт, но и сумел связать его с мучитель-
ными воспоминаниями о событиях, произошедшими
в детстве, и детскими эмоциями. Хотя эти события не яв-
лялись генетически детерминирующими факторами в том
смысле, в каком им являются события, которые можно
вспомнить или реконструировать при неврозах переноса,
тем не менее они играли важную роль предшественников
нарушения личности в зрелом возрасте. Таким образом,
он вспомнил свое детское одиночество, причудливые
фантазии о величии и власти, в которые он надолго погру-
жался, и опасения, что он не сможет вернуться из них
в мир реальности. Он вспомнил, как ребенком он стал
бояться эмоционально катектированного соперничества
из-за страха перед (близкими к бредовым) фантазиям
об обладании абсолютной садистской властью и как он сбе-
рег толику человеческого участия и реализма, (а) развивая
фантазии, связанные с воображаемыми товарищами но иг-
рам, особенно в период, когда его страдавшая хрониче-
ской депрессией мать была беременна, и как после рожде-
ния брата, когда пациенту было шесть лет (как и в фан-
тазиях пациента Л. [глава 9], еще не родившийся брат
оказался центральной фигурой его тревог), (б) обратив-
шись взамен эмоционально насыщенных желаний к бес-
страстным и отстраненным интеллектуальным занятиям
и (в) подчиняя все свои цели и устремления сознательной
рациональности, исключая тем самым из своей жизни
эмоции и воображение и отказываясь от любого спонтан-
ного удовольствия.
О
БЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О МЕХАНИЗМАХ
,
ВЫЗЫВАЮЩИХ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС В ПСИХОАНАЛИЗЕ
Эмпирическое содержание и основные свойства объекта
центрального переноса существенно различаются в про-
цессах переработки, вызывающих терапевтический про-
гресс при классических неврозах переноса, с одной сто-
роны, и в случае нарциссических нарушений личности —
с другой. Однако, если рассматривать с психоэкономиче-
ской и динамической позиций, преобладающие меха-
низмы, лежащие в основе движения к психологическому
здоровью, в этих двух классах доступной анализу психо-
патологии одни и те же. Основная констелляция факто-
ров, которыми объясняется терапевтический эффект
анализа неврозов переноса и нарциссических нарушений
личности, заключается в следующем. (1) Аналитический
процесс мобилизует инстинктивные энергии, связанные
с теми детскими желаниями, которые не интегрировались
(например, вследствие вытеснения) с остальной частью
психики и поэтому не оказывали влияния на созревание
и развитие остальной части личности. (2) Аналитический
процесс (а) препятствует удовлетворению детских жела-
ний на инфантильном уровне (оптимальная фрустрация,
аналитическая абстиненция), (б) постоянно противо-
действует (посредством интерпретаций) регрессивному
уклонению от инфантильных желаний и потребностей
(включая попытки их повторного вытеснения или иные
формы их повторного исключения из аналитически
установленного контакта с центрально расположенными
(пред)сознательными областями психики). (3) Таким
образом, для инфантильных влечений, желаний или по-
требностей, которые, с одной стороны, постоянно реакти-
вируются, но не удовлетворяются, а с другой стороны,
лишены возможности регрессивного бегства, остается
единственный путь — возрастающая интеграция со зрелы-
ми и адаптированными к реальности секторами и сегмен-
тами психики посредством добавления новых психоло-
гических структур, которые овладевают влечениями,
контролируют их проявления или трансформируют
их в различные зрелые и реалистичные паттерны мышле-
ния и поведения. Другими словами, аналитический про-
цесс пытается активировать инфантильные потребности,
одновременно перекрывая им все пути, кроме того, что ве-
дет к зрелости и их реалистичному проявлению.
Приведенную динамическую формулировку терапев-
тического воздействия процесса переработки полезно
будет проиллюстрировать на конкретном примере. Хотя
ее можно было бы легко продемонстрировать в контексте
классического невроза переноса, этот пример будет ка-
саться не детских эдиповых желаний, а инфантильных
потребностей
в
зеркальном
отражении,
поддержке или одобрении, особенно часто
встречающихся при анализе нарциссических
нарушений личности. В генетическом аспекте мы
должны понимать, что травматическая фрустрация
желаний или потребностей в родительском при-
нятии, которые соответствуют определенной фазе
развития, немедленно
ведет
к
их
интенсификации, равно как и фрустрация любых
других
обусловленных
процессами
развития
потребностей и желаний. Усилившееся желание в
сочетании
с
сохраняющейся
или
даже
возрастающей внешней фрустрацией (или с
угрозой
наказания) создает
ощутимый
психический дисбаланс, ведущий к исключению
желания или потребности из последующего
аутентичного и последовательного участия во всей
остальной психической деятельности. В дальнейшем
из-за страха нового травматического отвержения
выстраивается стена защит, оберегающая психику
от реактивации инфантильного желания — в
данном примере от развития особого класса
нарциссических
нарушений
личности: от
реактивации
потребности
в
родительском
одобрении. В зависимости от психической
локализации защит возникающий в личности
раскол представляет собой либо (1) «вертикальное»
расщепление, то есть расщепление, которое отделяет
весь сегмент психики от сегмента, относящегося к
центральной
самости, что
проявляется
в
чередовании (а) состояний грандиозности, в
которых
фрустрированная
потребность
в
одобрении отрицается, и (б) состояний, в которых
преобладают ощущения внутренней пустоты и
низкая самооценка, либо (2) «горизонтальное»
расщепление,
то
есть
расщепление,
обусловленное
возникновением
барьера
вытеснения, что проявляется в эмоциональной
холодности пациента и в его настойчивом
стремлении сохранять дистанцию с объектами, от
которых ему хочется получить нарциссическую
подпитку.
Первоочередной задачей процесса переработки
может оказаться преодоление сопротивления
установлению
нарциссического переноса (в
данном примере — зеркального переноса), то есть
реактивация в сознании пациента инфантильного
желания
или
потребности
в
родительском
принятии. В
следующей
фазе
анализа
терапевтическая