Файл: Кохут Х. - Анализ самости. Лечение нарушений личности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 3940
Скачиваний: 154
задача состоит в сохранении активного зеркального
переноса, несмотря на то, что инфантильная
потребность, по существу, снова фрустрируется.
Именно в этой продолжительной фазе пациент
постоянно сталкивается
с
переживаниями,
связанными с процессом переработки. Под
воздействием
новых
фрустраций
пациент
стремится избежать боли, (а) пытаясь воссоздать
равновесие, существовавшее
до
переноса,
посредством вертикального расщепления и/или
установления барьера вытеснения, или (б) с
помощью регрессивного избегания, то есть от-
ступления
к
уровням
психического
функционирования, которые являются более
архаичными, чем уровень патогенной фиксации (см.
диаграмму 2 в главе 4, где приведено схематическое
изображение этих регрессивных колебаний).
Однако интерпретации переноса и генетические
реконструкции позволяют взаимодействующему
сектору психики анализанда заблокировать эти
два
нежелательных
пути
избегания
и
поддерживать
инфантильную
потребность
активированной, несмотря на создаваемый ею
дискомфорт. (Опытный аналитик будет помогать
пациенту, сохраняя
этот
дискомфорт
в
допустимых пределах, то есть будет проводить
анализ в соответствии с принципом оптимальной
фрустрации.)
Ввиду того, что все регрессивные пути
заблокированы, а инфантильная потребность в
зеркальном отражении активирована, но не
может быть удовлетворена в своей инфантильной
форме, психика вынуждена создавать новые
структуры, трансформирующие
и
конкретизирующие инфантильные потребности в
сдержанных в отношении цели реалистичных
направлениях. Выражаясь
на
языке
поведенческих
и
эмпирических
фактов,
происходит постепенное повышение реалистичной
самооценки, удовлетворенности
реальным
успехом, умеренное использование фантазий о
достижении (их слияние с планами возможного
реалистичного действия) и образование в реа-
листичном секторе личности таких сложных
феноменов, как юмор, эмпатия, мудрость и
креативность (см. главу 12).
ЧАСТЬ 3
КЛИНИЧЕСКИЕ И
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ,
ВОЗНИКАЮЩИЕ
ПРИ НАРЦИССИЧЕСКОМ
ПЕРЕНОСЕ
ГЛАВА 8. О
БЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ
НАРЦИССИЧЕСКИХ ПЕРЕНОСОВ
Т
ЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ
Наиболее спорными среди вопросов, возникающих в свя-
зи с последовательной терапевтической мобилизацией
нарциссических структур, являются вопросы теории
и терминологии. Надо ли последовательные реактивации
идеализированного родительского имаго и грандиозной
самости расценивать как перенос в метапсихологическом
или в клиническом смысле слова и можно ли обозначать
их термином «перенос»?
Вопрос о том, можно ли всестороннее включение
аналитика в терапевтическую активацию нарциссически
инвестированной психической структуры называть пере-
носом, в принципе имеет такое же значение при рассмот-
рении различных клинических форм, в которых становит-
ся очевидной активация грандиозной самости, как и при
рассмотрении активации идеализированного родитель-
ского имаго при идеализирующем переносе. Но поскольку
идеализирующий перенос иногда имеет внешние призна-
ки, которые могут напоминать клинические проявления
классических неврозов переноса, имеет смысл подчерк-
нуть существенные моменты, отличающие данную кли-
ническую ситуацию от собственно неврозов переноса,
и осветить тот факт, что внешние трансферентные прояв-
ления при идеализирующем переносе обусловлены моби-
лизацией нарциссического катексиса, а не объектного
либидо. Мобилизация относительно поздних стадий раз-
вития грандиозной самости (зеркальный перенос в узком
значении термина) тоже ведет к появлению клинической
картины, внешне напоминающей перенос при анализе
неврозов переноса, и поэтому здесь также следует под-
черкнуть, что хотя аналитик и воспринимается на когни-
тивном уровне как отдельный и автономный субъект,
тем не менее он имеет значение исключительно в контек-
сте нарциссических потребностей анализанда; он притяга-
телен и вызывает ту или иную реакцию лишь постольку,
поскольку воспринимается как человек, выполняющий
или фрустрирующий потребности анализанда в отклике,
одобрении и подкреплении его грандиозности и эксгиби-
ционизма. Ситуация, однако, является противоположной,
когда речь идет о мобилизации ранних стадий развития
грандиозной самости, то есть о близнецовом переносе
(переносе по типу второго «я») и слиянии посредством
расширения грандиозной самости. В этом случае внутрен-
ние условия и, в частности, клиническая картина, по-
рождаемая включением аналитика в терапевтическую
мобилизацию грандиозной самости, кажутся настолько
отличными от структуры и терапевтических проявлений
неврозов переноса, что становится необходимым прежде
всего сравнить эти два состояния и указать на их сходство.
Только подчеркнув аналогии, можно продемонстриро-
вать, что, несмотря на архаичную природу интерпер-
сональных условий, которые воссоздаются в процессе
терапевтической активации ранних стадий развития гран-
диозной самости, аналитик и в самом деле вступает в ста-
бильные, структурно обоснованные клинические отноше-
ния с анализандом, в значительной мере способствующие
поддержанию аналитического процесса.
При ответе на вопрос, следует ли идеализирующий
и зеркальный перенос классифицировать как переносы,
необходимо (а) учитывать метапсихологическую оценку
клинической аналитической ситуации и (б) определиться
с трактовкой понятия «перенос».
Я не буду здесь принимать чью-либо сторону в поле-
мике по поводу того, является ли нарциссический пе-
ренос таковым в строгом метапсихологическом зна-
чении этого слова. Не отрицая того, насколько важна
строгость используемых понятий, я продолжу говорить
о разных проявлениях терапевтической активации
идеализированного родительского имаго и грандиозной
самости как о переносах. Неоспоримый факт того,
что образ аналитика входит в долговременные, отно-
сительно надежные отношения с мобилизованными
парциссическими структурами, благодаря чему обес-
печивается поддержание систематического процесса
переработки, служит достаточным оправданием для
использования термина «перенос» в (традиционном)
широком клиническом смысле независимо от нюансов
метапсихологической оценки
1
.
Два вида нарциссического переноса будут рассмот-
рены на фоне концептуальных тенденций, которые уже
существуют в этой теоретической области, причем поня-
тия, предложенные в данной монографии, будут срав-
ниваться с прежними понятиями, чтобы более четко
их разграничить. В частности, мы рассмотрим (1) отно-
шение идеализирующего и зеркального переносов к со-
стоянию, которое Фрейд часто называл спонтанно воз-
никающим «позитивным переносом», который является
движущей силой аналитической терапии и эмоциональ-
ной основой эффективности терапевтического вмеша-
тельства аналитика (см., например, Freud, 1912, р. 105-
106), и (2) отношение идеализирующего и зеркального
переноса к проективно-интроективным формам пове-
дения, которым отдельные аналитики отводят важней-
шую роль в клиническом переносе у всех анализандов,
опираясь на гипотезу основоположника «английской
школы» психоанализа М. Кляйн — которой принадлежит
смелая и новаторская (но, к сожалению, теоретически не-
достаточно обоснованная) попытка проникнуть в скры-
тые глубины человеческого переживания — о сущест-
вовании в младенческом возрасте двух универсальных
первичных позиций: «паранойяльной» и «депрессивной»
(см. Е. Bibring, 1947; Glover, 1945; Waelder, 1936).
' Анна Фрейд, комментируя данную работу и личной беседе,
выразила эту мысль следующим образом: «В этих случаях па-
циент использует аналитика не для оживления направленных
на объект стремлений, а для включения его в либидинозное
(то есть нарциссическое) состояние, до которого он регресси-
ровал или на котором остановился. Одни могут называть это
переносом, другие — разновидностью переноса... В действитель-
ности это не имеет никакого значения, поскольку считается,
что данный феномен не вызван катектированием аналитика
объектного либидо».
Что касается базисного «позитивного переноса» (см. ра-
боты Вельдера [Waelder, 1936] и особенно Криса [Kris,
1951], который указывает, что Фрейд «выделяет область
сотрудничества между аналитиком и пациентом»
2
), то я хо-
тел бы повторить ранее предложенную мною формули-
ровку, а именно что мы должны «проводить различие между
(1) нетрансферентным выбором объекта, сформировав-
шимся в соответствии с моделями детства (...зачастую
ошибочно называемым позитивным 'переносом'), и (2) на-
стоящими переносами». Первый состоит «из стремлений
к объектам, возникающих в глубине, но все же не пересе-
кающих барьер вытеснения», и из «тех стремлений Эго,
которые, будучи первоначально переносами, порвали затем
связи с вытесненным и стали, таким образом, автономными
объектными выборами со стороны Эго». Я же афористично
обобщил эти различия в утверждении: «Хотя и верно,
что все переносы суть повторения, но не все повторения —
переносы» (Kohut, 1959, р. 472).
Безусловно, «область сотрудничества между анали-
тиком и пациентом» (Kris, 1951) нужно оберегать, если
аналитическая работа направлена на достижение проч-
ных результатов. Без «вступления в союз с Я пациента»
(Freud, 1937) анализ был бы всего лишь пассивным и ми-
молетным переживанием, сопоставимым с гипнозом.
Кроме того, не вызывает сомнений, что терапевтическое
противопоставление наблюдающего и переживающего
Эго (R. Sterba, 1934) сохраняется прежде всего тогда, когда
наблюдающее Эго содействует аналитику в выполнении
аналитической задачи на основе реалистичных связей,
которые в свою очередь зиждутся на «нетрансферентном
выборе объекта, сформировавшемся в соответствии с мо-
2
«Как известно, аналитическая ситуация состоит в том, что мы
вступаем в союз с Я пациента, чтобы подчинить необузданные
части его Оно, то есть включить их в синтез Я... Я, с которым мы
можем заключить такой пакт, должно быть нормальным. Но по-
добное нормальное Я... — это идеальная фикция... Каждый нор-
мальный человек нормален лишь в среднем, его Я приближается
к Я психотика... а степень удаления от одного конца ряда и при-
ближения к другому будет пока для нас мерой того, что мы...
назвали 'изменением Я'» (Freud, 1937, р. 235).
делями детства», и на «автономных объектных выборах
со стороны Эго» (Kohut, 1959), понимаемых, разумеется,
в смысле «вторичной автономии» (Hartmann, 1950, 1952).
Эти условия являются необходимыми и при психоана-
литическом лечении нарциссических личностей, и при
анализе классических неврозов переноса. Наблюдающая
часть личности анализанда, которая в сотрудничестве
с аналитиком активно берет на себя задачу анализа и при
анализе нарциссических нарушений, и при анализе невро-
зов переноса, в сущности, не меняется. В обоих случаях
адекватная область реалистического сотрудничества,
возникшая благодаря позитивным детским переживаниям
(в объектно-катектированной
и
нарциссической обла-
стях), является предпосылкой сохранения у анализанда
терапевтического расщепления Эго, а также симпатии
к аналитику, обеспечивающей поддержание достаточной
веры в цели и возможности анализа в его напряженные
периоды.
С другой стороны, идеализирующий и зеркальный
переносы являются
объектами
анализа; то есть наблю-
дающая и анализирующая части Эго анализанда в сотруд-
ничестве с аналитиком противостоят им и путем посте-
пенного понимания их в динамическом, экономическом,
структурном и генетическом аспектах пытаются достичь
контроля над ними и отказаться от связанных с ними
требований. Достижение такого контроля является важ-
ной и отдельной терапевтической целью анализа нарцис-
сических нарушений.
«Позитивный перенос» (Фрейд) на основе «нетрансфе-
рентного выбора объекта» (Кохут) в «области сотрудниче-
ства между аналитиком и пациентом» (Крис) представляет
собой лишь инструмент, используемый при выполнении
этой задачи; и именно переработка и конечный отказ
от зеркального переноса или идеализации архаичного
объекта самости, который приводит к специфическим
терапевтическим результатам, характеризует успешное
завершение психоаналитической терапии в этих случаях.
Четкое разграничение нарциссических переносов и реа-
листической связи, которая возникает между аналитиком
и анализандом, является важным не только с теоретической
точки зрения, но и — в еще большей степени — по практи-
ческим, клиническим соображениям. С теоретической точки
зрения, как уже отмечалось, реалистическая связь между
аналитиком и анализандом (позитивный перенос, раппорт,
рабочий альянс, терапевтический альянс и т.д.) в метапсихо-
логическом смысле является не переносом, а отношением,
основанном на ранних благотворных интерперсональных
переживаниях, которые, хотя и были постепенно нейтра-
лизованы и, следовательно, сдержаны в отношении цели,
продолжали влиять на все объектные инвестиции пациен-
том взрослого объекта, включая его взаимодействие с анали-
тиком. В рамках модифицированной структурной модели
психики (Kohut, 1961; Kohut, Seitz, 1963) эта привязанность
к объекту относится не к
области переноса,
а к
области прогрес-
сивной нейтрализации.
Вместе с тем с точки зрения техники, особенно в отно-
шении некоторых аспектов нарциссических нарушений
личности, способность аналитика не вмешиваться в про-
цесс установления нарциссического переноса и не пред-
принимать активных действий, способствующих раз-
витию реалистической терапевтической связи, иногда
может оказаться решающим фактором на пути к терапев-
тическому успеху. Например, гиперкатексис архаичной
грандиозной самости лишает реалистичное самовоспри-
ятие либидинозной подпитки (Rapaport, 1950). Смутные
ощущения своей нереальности, иллюзорности, отсутствия
живости и т.д. существуют на нредсознательном уровне,
однако анализанд, по-видимому, либо вообще не сознает
наличия этих нарушений, либо сознает их нечетко и рас-
плывчато, либо научается их скрывать (не только от внеш-
него мира, но и от себя самого). Аналитик не должен
отвечать на проявления неспособности таких пациентов
сформировать
реалистичную
с ним связь активным вме-
шательством, нацеленным на установление «альянса».
Их необходимо беспристрастно исследовать как признаки
нарушения в сфере катексиса самости и с ним связанного
нарушения способности пациента ощущать себя живым
и воспринимать мир как реальный.
Отдельные симптоматические действия в начале ана-
лиза, которые могут показаться аналитику обусловлен-
ными дефектами Супер-Эго, на самом деле часто пред-
ставляют собой проявления нарциссического нарушения
личности. Неспособный четко осознать фундаменталь-
ное нарушение самовосприятия и потому неспособный
сообщить о нем аналитику, пациент может начать анализ
со лжи, или с какого-либо обмана в оплате, или с чего-то
еще, что выглядит как жульничество. Аналитик не может
игнорировать эти первоначальные проявления отыгры-
вания, но и не должен отвечать на них осуждением или
активным вмешательством. Все, что нужно делать анали-
тику в большинстве таких случаев, — это обратить внима-
ние на случившееся (но не указывать пациенту на него
с неодобрительными интонациями), обсудить, если необ-
ходимо, реалистичные аспекты этого и подчеркнуть,
что он пока еще не может определенно сказать, имеет ли
это некий скрытый смысл, а если имеет, то надо объяс-
нить, в чем он может заключаться. Любое активное вме-
шательство, когда к симптоматическому действию отно-
сятся как к совершенно реальному, может привести
к тому, что основная причина нарушения пациента ока-
жется вне фокуса аналитической работы, поскольку па-
циент будет отвечать на осуждение со стороны аналитика
сначала раздражением и возмущением, а затем угодли-
востью и уступчивостью, — то есть изменение в Эго ана-
лизанда произойдет без мобилизации основополагающих
патогенных нарциссических конфигураций. Эпизоди-
ческие ошибки, которые может допустить аналитик, реа-
гируя на эти первоначальные симптоматические дейст-
вия, будучи неподготовленным к ним, или из-за того,
что поведение анализанда оказалось для него неожи-
данным, не нанесут большого вреда, если впоследствии
аналитик сможет вернуться к первоначальному инциден-
ту и ретроспективно его переоценить. Если же чересчур
реалистическая или морализаторская реакция аналитика
поддерживается системой теоретических убеждений,
в соответствии с которыми аналитик считает себя вправе
отказаться от аналитической установки, столкнувшись
с «действительным жульничеством», «действительным
отсутствием честности» или «действительным наруше-
нием обязательств», то в таком случае доступ к анализу