Файл: Даулинг С. - Психология и лечение зависимого поведения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 3452

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

181

þò ñâîè çàùèòû è â ýòîì ñëó÷àå çàíèìàþòñÿ ñàìîëå÷åíèåì, ÷òîáû

èçáåæàòü ñêëîííîñòè, íàïðèìåð, ê áåññîçíàòåëüíîé æåñòîêîñòè,

ïî÷åìó òîãäà òåðàïåâòû âîçâðàùàþòñÿ ê ðàííèì îøèáêàì Ôðåéäà

è íàñòàèâàþò íà òîì, ÷òîáû ïàöèåíòû ïðèçíàëè Ýãî, è ÷òî îíè êà-

ëå÷àò ñâîè äóøè, èçáåãàÿ ýòîãî?

Ïàöèåíòû Îðíøòåéí è Ìàéåðñà ïîëó÷àþò ñòîëü âïå÷àòëÿþùèå

âòîðè÷íûå âûãîäû îò ñâîèõ ñåêñóàëüíûõ íàâÿç÷èâîñòåé, ÷òî, ïî-

õîæå, çàñëóæèâàþò ïðèñîåäèíåíèÿ ê êëàññó ñåêñóàëüíî çàâèñèìûõ

ëþäåé. Òåì íå ìåíåå, â îòëè÷èå îò ïàöèåíòîâ êëèíèê, ïàöèåíòû

Îðíøòåéí è Ìàéåðñà èìåþò ïîãðàíè÷íûå èëè íàðöèññè÷åñêèå

íàðóøåíèÿ, ÷òî è ÿâëÿåòñÿ ñàìûì çíà÷èìûì è îñíîâíûì â èõ ñëó-

÷àå äèàãíîçîì. Èõ ñåêñóàëüíîå ïîâåäåíèå áûëî èìïóëüñèâíûì,

èìïåðàòèâíûì, áåçóñëîâíûì è âûçûâàëîñü áåññîçíàòåëüíûìè ìî-

òèâàìè, êîòîðûå óäîâëåòâîðÿþò âñåì íàøèì êðèòåðèÿì îïðåäåëå-

íèÿ àääèêöèè (çà èñêëþ÷åíèåì ñàìîäåñòðóêòèâíîñòè).

 òî æå âðåìÿ ñåêñóàëüíàÿ îäåðæèìîñòü âëåêëà ýòèõ ëþäåé íà

ïîèñêè íîâûõ ìåñò è ïàðòíåðîâ, êîòîðûå ìîãëè áûòü êðàéíå îïàñ-

íûìè. Ê íåñ÷àñòüþ, îáñåññèâíîå æåëàíèå íåëüçÿ óäîâëåòâîðèòü íà

äîñòàòî÷íî ïðîäîëæèòåëüíûé ïåðèîä. Ñëåäîâàòåëüíî, îáñåññèâ-

íîñòü ñåêñóàëüíûõ ÷óâñòâ áûëà ïðåïÿòñòâèåì äëÿ ïîääåðæàíèÿ ïðî-

äîëæèòåëüíûõ îòíîøåíèé â ðåàëüíîé æèçíè. Â ýòîì êîíòåêñòå

ïîäîáíîå ïîâåäåíèå óäîâëåòâîðÿåò è ïîñëåäíåìó êðèòåðèþ, à èìåí-

íî êðèòåðèþ íàâÿç÷èâîãî ñàìîðàçðóøåíèÿ.

Ðèãèäíîñòü ñåêñóàëüíîãî ïîâåäåíèÿ ýòèõ ïàöèåíòîâ èìååò òåí-

äåíöèþ ñêðûâàòü áîëåå âàæíûé ôàêò, ÷òî îíî ÿâëÿåòñÿ îáñåññèâ-

íî-ìàíèïóëÿòèâíûì. Ñåêñ è êðàñîòà èìåëè áîëüøîå çíà÷åíèå äëÿ

ìèññèñ Õîëëàíä, îíè ïîçâîëÿëè çàâëàäåòü íà íåêîòîðîå âðåìÿ âíè-

ìàíèåì è ïîääåðæêîé ëþáîâíèêà è òåì ñàìûì ñíèçèòü èíòåíñèâ-

íîñòü åå ñàìîîñóæäåíèÿ è ìó÷èòåëüíîãî ñòðàõà ñàìîóáèéñòâà. Àëåêñà

áîëüøå âñåãî çàáîòèëà íå ñîáñòâåííàÿ ÷óâñòâåííîñòü è íå ñåêñóàëü-

íîñòü åãî ïàðòíåðà. Ñåêñ áûë íà÷àëüíûì øàãîì, ïðîâîäíèêîì,

êîòîðûé îí èñïîëüçîâàë, ïûòàÿñü íåéòðàëèçîâàòü ìó÷èòåëüíîå è

íåïðåêðàùàþùååñÿ íè íà ìèíóòó ñàìîóíè÷èæåíèå. Áàðòîí, êàê è

Àëåêñ, áûë íå â ñîñòîÿíèè äîáèòüñÿ ÷óâñòâà íàñûùåíèÿ, ïîñêîëüêó

åãî ñåêñóàëüíûå òðåáîâàíèÿ íèêîãäà íå ñìîãëè áû óäîâëåòâîðèòü åãî

áåññîçíàòåëüíóþ öåëü — ïîèñê íåèñòîùèìîãî èñòî÷íèêà óòåøåíèÿ,

ñïîñîáíîãî çàùèòèòü îò ïîñòîÿííî æèâóùåãî â íåì ñàìîóíè÷èæå-

íèÿ. Èç âñåõ òðîèõ ×àðëüç áûë íàèìåíåå ñåêñóàëüíûì â ñâîåì áåñ-

ñèëüíîì, ìàñòóðáàòîðíîì èññëåäîâàíèè íîâûõ ïîðíîôèëüìîâ.


background image

Ïîä òàêèìè ïðîÿâëåíèÿìè ñåêñóàëüíîñòè ìàñêèðóþòñÿ àáñîëþò-

íî âðàæäåáíûå àðõàè÷åñêèå òðåáîâàíèÿ. Åùå ðàç âçãëÿíóâ íà ñåê-

ñóàëüíîñòü ýòèõ òðåõ ïàöèåíòîâ áåññòðàñòíûì âçîðîì, ìû ìîæåì

ñïðîñèòü, äåéñòâèòåëüíî ëè îíè â ïîëíîé ìåð堓îïðàâäàë蔠ñâîè

äèàãíîçû. Äðàìàòè÷íåå è ïîíÿòíåå áóäåò ïðèçíàòü, ÷òî â ñëó÷àå

ñòðàñòíîãî âëå÷åíèÿ ñ èìïåðàòèâíîé ïîòðåáíîñòüþ â ñåêñå ìîæíî

ãîâîðèòü î ïàðàíîèäíîé îáñåññèè ñ ñåêñóàëüíîé ìàíèïóëÿöèåé

ñìåíÿþùèìèñÿ îáúåêòàìè, è âñå ýòî ñîçäàíî äëÿ îáëåã÷åíèÿ àðõà-

è÷åñêèõ èëëþçèé ìëàäåí÷åñêîé ðåàëüíîñòè.

Õîòÿ ÿ ñîãëàñåí ñ äèàãíîçî젓àääèêòèâíîå ïîâåäåíè唠â ïåðå-

÷èñëåííûõ âûøå ñëó÷àÿõ, âñå æå îïèñàííûå â íèõ ïàöèåíòû îáíà-

ðóæèâàþò ñâîþ àääèêòèâíóþ ïðèðîäó íå â ÷óâñòâåííîñòè-ñåêñóàëü-

íîñòè, à â ìàíèïóëÿòèâíîì êîíòðîëå íàä äðóãèìè. Ýòî ïîçâîëÿåò

çàêëþ÷èòü, ÷òî îáùèé ýëåìåíò âóëüãàðíîé ñåêñóàëüíîñòè ñïîñîá-

ñòâóåò íåâåðíîé äèàãíîñòèêå àääèêöèè. Âåðîÿòíî, êîððåêòíåå áûëî

áû îáîçíà÷èòü âñå ýòè ñëó÷àè êàê ñàäîìàçîõèñòñêèå àääèêöèè.

Ó ïðåäñòàâëåííûõ çäåñü àâòîðîâ ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî âîçìîæ-

íîñòåé êðèòèêîâàòü òåîðåòè÷åñêèå è òåõíè÷åñêèå ðàñõîæäåíèÿ ñî

ñâîèìè êîëëåãàìè. Íî ïîäîáíûå ïðåíèÿ — ýòî ìàòåðèàë äëÿ íî-

âûõ êíèã. Ìû îáúåäèíèëèñü çäåñü äðóã ñ äðóãîì äëÿ òîãî, ÷òîáû

ïðîáóäèòü èíòåðåñ äðóãèõ êëèíèöèñòîâ è èññëåäîâàòåëåé ê î÷àðî-

âàíèþ íàøåé äèñöèïëèíû.

Íàêîíåö, íè÷óòü íå ìåíåå, ÷åì òðàãè÷åñêàÿ ñèòóàöèÿ ñ óëè÷íû-

ìè íàðêîòèêàìè è èõ æåðòâàìè, à ìîæåò áûòü äàæå áîëüøå, ìåíÿ

áåñïîêîèò áðàâûé íîâûé ìèð íåéðîïñèõèàòðèè è ïñèõîôàðìàêîëî-

ãèè. Òå ôîðìû àääèêòèâíîãî ïîâåäåíèÿ, êîòîðûå ìû íàáëþäàåì è

ëå÷èì, — âñåãî ëèøü ðÿáü íà ïîâåðõíîñòè ìîðÿ ðàçëèâàííîãî àääèê-

òèâíûõ ñóáñòàíöèé õèìè÷åñêîé ïðèðîäû è èíûõ ôîðì çàâèñèìîñòè,

ñóùåñòâóþùèõ â îáùåñòâå, êîòîðûå íàõîäÿò âñå âîçðàñòàþùóþ

ïîääåðæêó ñðåäè íîâîãî ïîêîëåíèÿ ó÷åíûõ è ïîääåðæèâàþòñÿ íîâîé

ìîðàëüþ. ß áîþñü, ÷òî ïîêà ìû âñå èãðàåì íà ñêðèïêàõ, Ðèì ãî-

ðèò; ïîêà â îáùåñòâå ïðàêòè÷åñêè áåñïðåïÿòñòâåííî ðàñïðîñòðàíÿ-

þòñÿ ñòàðûå è íîâûå ôîðìû àääèêòèâíîãî ïîâåäåíèÿ, ìû òåðïèì

ïîðàæåíèå â ïîïûòêå äîáèòüñÿ êëèíè÷åñêîãî êîíñåíñóñà è îðãàíè-

çîâàòü îòêðûòóþ ïðîôåññèîíàëüíóþ äèñêóññèþ, êîòîðàÿ ñìîãëà áû

ïðîèçâåñòè äîñòàòî÷íî ãëóáîêèé ðåçîíàíñ, âîçäåéñòâóÿ íà íàøèõ

çàêîíîäàòåëåé è íà îáùåñòâåííîñòü.


background image

183

9. “ÏÅÐÅÕÎÄÍÛŔ

È “ÀÓÒÈÑÒÈ×ÅÑÊÈŔ ÔÅÍÎÌÅÍÛ

ÏÐÈ ÀÄÄÈÊÒÈÂÍÎÌ ÏÎÂÅÄÅÍÈÈ

Äýâèä Ì. Õåðñò

Àääèêòèâíûå ðàññòðîéñòâà ñåãîäíÿ ïðåäñòàâëÿþò òÿæåëóþ ñîöè-

àëüíóþ ïðîáëåìó; îíè óñòðàøàþò ñâîèì øèðîêèì ðàñïðîñòðàíåíèåì

â îáùåñòâå, ñâîåé äåñòðóêòèâíîñòüþ è ñòîéêîñòüþ. ×òî ìû, ïñè-

õîàíàëèòèêè, óçíàëè ïðî àääèêöèþ çà ïåðâûå ñòî ëåò ñóùåñòâîâà-

íèÿ íàøåé íàóêè è êàêîâî òåêóùåå ñîñòîÿíèå íàøèõ çíàíèé? Ýòîò

âîïðîñ îáðàùåí íå òîëüêî ê ëå÷åíèþ àëêîãîëüíîé è íàðêîòè÷åñ-

êîé çàâèñèìîñòåé, íî è ê îáùåé ïñèõîëîãèè àääèêòèâíîãî ïîâå-

äåíèÿ, è ê ãëóáèííîé ïñèõîëîãèè àääèêöèè êàê òàêîâîé.

Àääèêöèÿ — ýòî ïðîöåññ ïñèõîëîãè÷åñêîãî ïîðàáîùåíèÿ, â ðå-

çóëüòàòå êîòîðîãî ÷åëîâåê ñòàíîâèòñÿ ðàáîì êîãî-òî èëè ÷åãî-òî,

êàêîé-íèáóäü ôîðìû ïîâåäåíèÿ. Ýòî ìîæåò áûòü õèìè÷åñêîå âåùå-

ñòâî, ðàáîòà, õîááè, äåíüãè, àçàðòíûå èãðû, ðåëèãèÿ, ôèçè÷åñ-

êèå óïðàæíåíèÿ èëè ñåêñ — âñå âîçìîæíûå îáúåêòû àääèêöèè ïå-

ðå÷èñëèòü íåâîçìîæíî. Ýôôåêòû ìîãóò áûòü î÷åâèäíûìè èëè ïî÷òè

íåçàìåòíûìè; àääèêòèâíàÿ ëè÷íîñòü ìèíèìèçèðóåò è îòðèöàåò ñâîþ

çàâèñèìîñòü, è îêðóæàþùèå åå ëþäè äåëàþò òî æå ñàìîå. Àääèê-

öèÿ ÿâëÿåòñÿ íåîáû÷àéíî ðàñïðîñòðàíåííûì ÿâëåíèåì; åé ïîäâåð-

æåíî ãîðàçäî áîëüøå ëþäåé, ÷åì ìû â ñîñòîÿíèè ðàñïîçíàòü ñ ïåð-

âîãî âçãëÿäà. Îñíîâíàÿ îñîáåííîñòü àääèêòèâíîãî ïîâåäåíèÿ ÿñíî

âûðàæåíà â ïåðâîì øàãå ïðîãðàììû âîññòàíîâëåíèÿ “Àíîíèìíûõ

Àëêîãîëèêîâ”: “Ìû ïðèçíàåì, ÷òî áåññèëüíû ïåðåä àëêîãîëåì”.

Êàê æå ëþäè ñòàíîâÿòñÿ áåññèëüíûìè ðàáàìè? Áûòü ìîæåò, îíè

ïîïàäàþòñÿ “íà êðþ÷îê”, ïðîáóÿ ÷òî-òî, ÷åìó âïîñëåäñòâèè îêà-

çûâàþòñÿ íå â ñîñòîÿíèè ïðîòèâîñòîÿòü? Äåéñòâèòåëüíî, â ìèðå åñòü

ìíîæåñòâî âåùåé, êîòîðûì ÷åëîâåêó î÷åíü ñëîæíî ïðîòèâîñòîÿòü;

õîðîøî èçâåñòíû íåêîòîðûå õèìè÷åñêèå âåùåñòâà, óïîòðåáëåíèå

êîòîðûõ çàãîíÿåò ÷åëîâåêà â ïñèõîëîãè÷åñêóþ ëîâóøêó. Îäíàêî


background image

184

ïîõîæå, ÷òî ñàì ôàêò “çàãëàòûâàíèÿ êðþ÷êà” â çíà÷èòåëüíîé ñòå-

ïåíè ñâÿçàí ñ ñàìîé àääèêòèâíîé ëè÷íîñòüþ, ñ ïðåäðàñïîëîæåí-

íîñòüþ ÷åëîâåêà ê àääèêöèè.

Áûëî âûñêàçàíî ïðåäïîëîæåíèå, ÷òî ó íåêîòîðûõ ëþäåé ñâÿçü

“ìëàäåíåö-ìàòü” èëè íå äîñòèãëà àäåêâàòíîãî ðàçâèòèÿ, èëè áûëà

ïðåæäåâðåìåííî ðàçðóøåíà â ðàííèé ïåðèîä æèçíè ìëàäåíöà.

Ïîñêîëüêó íàø âèä çàìå÷àòåëåí ñâîèì äëèòåëüíûì, ñèìáèîòè÷åñ-

êèì, êàê ó ñóì÷àòûõ æèâîòíûõ, ïðîòåêàíèåì ïåðèîäà ðàííåãî ðàç-

âèòèÿ, íàì îáÿçàòåëüíî òðåáóåòñÿ çàáîòëèâàÿ ôèãóðà, êîòîðàÿ ñìîã-

ëà áû íàñ íàêîðìèòü, ñîãðåòü, ïîçàáîòèòüñÿ î íàøåì òåëå, à òàêæå

óäîâëåòâîðèòü ïîòðåáíîñòè íàøåé äóøè: â ëþáâè è çàáîòå, â äðó-

ãîì ÷åëîâåêå, — ÷òî íåîáõîäèìî, ÷òîáû ðàçâèòü â íàñ ñïîñîáíîñòü

óñòàíàâëèâàòü îòíîøåíèÿ, çà÷àòêîì êîòîðîé ìû âñå íàäåëåíû îò

ðîæäåíèÿ. Ìàðãàðåò Ìàëåð (Mahler, Pine and Bergman, 1975) íà-

çûâàåò ýòîò ïðîöåññ âçðàùèâàíèÿ (hatching) ýìîöèîíàëüíûì ðîæ-

äåíèå젓÷åëîâå÷åñêîãî äåòåíûøà”.

Èññëåäóÿ ôåíîìåí ãîñïèòàëèçìà, Ðåíå Ñïèö (Rene Spitz, 1945)

ïîêàçàë, ÷òî áåç àäåêâàòíîãî êîíòàêòà ðåáåíêà ñ ÷åëîâåêîì, êîòî-

ðûé çàáîòèòñÿ î íåì ñ äîñòàòî÷íîé òåïëîòîé è ñåðäå÷íîñòüþ, ïðè

îòñóòñòâèè êîãî-òî, ê êîìó ìîæíî ïðèæàòüñÿ, íà êîãî ìîæíî ïî-

ëîæèòüñÿ, ó ìàëûøà ðàçâèâàåòñÿ àíàêëèòè÷åñêàÿ äåïðåññèÿ, áèî-

ïñèõîëîãè÷åñêèé óõîä â ñåáÿ (withdrawal). Ó áðîøåííîãî áåç äîëæ-

íîé îïåêè ðåáåíêà ìîæåò âîçíèêíóòü ñîñòîÿíèå îáùåãî èñòîùåíèÿ

(marasmus), êîòîðîå è ïðèâîäèò åãî ê òÿæåëîé ôîðìå äåïðåññèè,

óõîäó â ñåáÿ, à ïðè íåáëàãîïðèÿòíîì èñõîä堗 ê ñìåðòè.

Äîíàëüä Âèííèêîòò (Winnicott, 1974) ïîøåë ãîðàçäî äàëüøå,

ñêàçàâ, ÷òî ïîòðåáíîñòè ìëàäåíöà íàñòîëüêî âåëèêè, ÷òî åãî êàê

òàêîâîãî ïðîñòî íåò: íå ñóùåñòâóåò òàêîãî ÿâëåíèÿ, êàê ìëàäåíåö,

åñòü ëèøü ìëàäåíåö è ìàòü. Îí ñ÷èòàë ñâÿçêó “ìàòü — ìëàäåíåö”

áèîëîãè÷åñêîé ñèñòåìîé, â êîòîðîé àäåêâàòíîå ðàçâîðà÷èâàíèå

ïðîöåññà ðàçâèòèÿ ðåáåíêà îáÿçàòåëüíî òðåáóåò ôèãóðû, àäåêâàòíî

ïðîÿâëÿþùåé çàáîòó î íåì.

Ìàëåð (Mahler, Pine and Bergman, 1975), ðàçðàáàòûâàÿ òåìó

ñèìáèîçà, ïðîÿñíèëà çíà÷èìîñòü ïîñòåïåííîé ñåïàðàöèè è ïîñëå-

äóþùåé èíäèâèäóàöèè ðåáåíêà, ñ ïðîáíûìè óõîäàìè è âîçâðàùå-

íèÿìè ê çàáîòÿùåéñÿ î íåì ôèãóðå.

Âèííèêîòò îòìå÷àë âàæíîñòü ïåðåõîäíûõ ôåíîìåíîâ äëÿ ýòîãî

ïðîöåññà. Ðåáåíîê ïûòàåòñÿ âîïëîòèòü çàáîòëèâóþ ôèãóðó â íåêî-

òîðûé ïåðñîíàëèçèðîâàííûé îñîáûé ñèìâîëè÷åñêèé îáúåêò, êîòî-

ðûì ìîæåò áûòü, íàïðèìåð, ñòàðîå îäåÿëî. Îäíèì èç ðàííèõ ïå-


background image

185

ðåõîäíûõ îáúåêòîâ ìîæåò áûòü áîëüøîé ïàëåö ðóêè èëè äðóãèå ïàëü-

öû, êîòîðûå ìàëûø ñóåò â ðîò, ÷òîáû îòñðî÷èòü íåïðèÿòíîå îùó-

ùåíèå, ïîêà íå ïðèäåò ìàìà è íå íàêîðìèò åãî.

Ñîçäàíèå ïåðåõîäíîãî îáúåêòà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïîïûòêó âçÿòü

ìàòü ñ ñîáîé òîãäà, êîãäà ìàëûø óäàëÿåòñÿ îò ìàìû, ÷òîáû ñàìî-

ñòîÿòåëüíî èññëåäîâàòü ìèð. Ýòè îáúåêòû ñëóæàò íàïîìèíàíèåì,

óòåøåíèåì èëè òàëèñìàíîì, ïðåäîñòàâëÿþùèì òåïëîòó, óâåðåí-

íîñòü è áåçîïàñíîñòü íà ïðîòÿæåíèè âñåé æèçíè. Ïåðåõîäíûå îáúåê-

òû ïîìîãàþò ïîääåðæèâàòü ñâÿçü ñ çàáîòÿùèìñÿ, ëþáÿùèì îáúåê-

òîì, êîòîðûé äàåò ÷óâñòâî áåçîïàñíîñòè è áëàãîïîëó÷èÿ.

×òî ñëó÷èòñÿ, åñëè ñåïàðàöèÿ ðåáåíêà íå áóäåò ïðîèñõîäèòü

ïîñòåïåííî, åñëè ó ìàëûøà íå áóäåò ïåðåõîäíîãî ïåðèîäà, ïîçâî-

ëÿþùåãî ñîçäàòü ïåðåõîäíûå îáúåêòû? Â ïîäîáíûõ óñëîâèÿõ, ïè-

øåò äîêòîð Êðèñòàë, ðåáåíîê îòâîðà÷èâàåòñÿ îò ìàòåðè è èùåò ÷òî-

òî, ÷òî ìîæåò óòåøèòü åãî, çàõâà÷åííîãî ïîòîêîì áåçûìÿííûõ

àôôåêòîâ. Ìëàäåíåö, åñëè åìó âîîáùå óäàåòñÿ âûæèòü, äåéñòâè-

òåëüíî íàõîäèò íå÷òî â ñâîåì îêðóæåíèè, ÷òî íå íàïîìèíàåò åìó

î ìàòåðè, íî çàìåíÿåò ìàòü. Íå èìåÿ íè÷åãî, ìëàäåíåö èëè ðåáå-

íîê ïîñòàðøå ñàì ñòàíîâèòñÿ êàê áû íè÷åì; îí äîëæåí ïðèñïîñî-

áèòü ÷òî-íèáóäü äëÿ òîãî, ÷òîáû âûæèòü, ÷òî-òî, ÷òî ìîæåò õîòü

íåìíîãî åãî óòåøèòü ïðè îòñòóïëåíèè â åãî ñîáñòâåííûé, ïðèâàò-

íûé ìèð. Ýòîò îáúåêò âíóòðè ñèñòåìû “ÿ”, ÷üè ôóíêöèè íå íàïî-

ìèíàþò ðåáåíêó î ìàòåðè, ëó÷øå îïèñàòü êàê àóòèñòè÷åñêèé îáúåêò

â òðàäèöèÿõ êëÿéíèàíñêèõ ÷àñòè÷íûõ îáúåêòîâ èëè ÿ-îáúåêòîâ,

âíóòð蠓ÿ”, ïî Êîõóòó.

Ìíîãèå êëèíèöèñòû ìîãóò âñïîìíèòü ôèëüì Äæåéìñà Ðîáåðò-

ñîíà (Robertson, 1952), êîòîðûé ïîêàçûâàëè èì âî âðåìÿ îáó÷åíèÿ.

Ðîäèòåëè îñòàâëÿþò áîëüíîãî äâóõëåòíåãî ðåáåíêà â áîëüíèöå.

Ïîñëå òîãî êàê ðîäèòåëè, ñ òðóäîì îòîðâàâøèñü îò ðåáåíêà, âñå æå

óåçæàþò, ìû âèäèì óïîðíûå òðåáîâàíèÿ ìàëûøà, ÷òîáû ïàïà è

ìàìà âåðíóëèñü, åãî ãíåâ, êîãäà ýòîãî íå ïðîèñõîäèò; åãî áóðíûé

ïðîòåñò, âåäóùèé, â êîíå÷íîì ñ÷åòå, ê äåïðåññèè, çàòåì ê îò÷àÿ-

íèþ, áåçûñõîäíîñòè, îùóùåíèþ ñîáñòâåííîé áåñïîìîùíîñòè è,

íàêîíåö, êî ñíó, âûçâàííîìó îáùèì èñòîùåíèåì, áåãñòâó â ñíî-

âèäåíèÿ. Ýíäæåë è Øìàëü (Engel and Schmale, 1967) îõàðàêòåðè-

çîâàëè òàêîå ñîñòîÿíèå îò÷àÿíèÿ êàꠓáåçíàäåæíîå è áåñïîìîùíîå”.

 êîíå÷íîì ñ÷åòå ðåáåíîê â ôèëüìå ïðèñïîñàáëèâàåòñÿ ê îòñóò-

ñòâèþ çàáîòëèâûõ ðîäèòåëåé, ïîäîáðàâ óñïîêàèâàþùèå îáúåêòû èç

îêðóæàþùåãî åãî ìèðà áîëüíè÷íîé ïàëàòû. Âîçìîæíî, îíè íå

ÿâëÿþòñÿ ïåðåõîäíûìè îáúåêòàìè, ïîòîìó ÷òî â ýòîò ìîìåíò ìàòü