Файл: Даулинг С. - Психология и лечение зависимого поведения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 3117

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31

ñêîé óÿçâèìîñòè ïðè àääèêöèè. Â îòíîøåíèÿõ, ñêëàäûâàþùèõñÿ

âî âðåìÿ ëå÷åíèÿ, ïîâòîðÿþòñÿ ìíîãèå îñîáåííîñòè è õàðàêòåðíûå

êà÷åñòâà òåõ ïðîáëåì è òðóäíîñòåé, ñ êîòîðûìè ïàöèåíòû ñòàëêè-

âàþòñÿ íà ïðîòÿæåíèè âñåé æèçíè, âêëþ÷àÿ è òå, ÷òî ñäåëàëè èõ

óÿçâèìûìè äëÿ àëêîãîëüíîé èëè íàðêîòè÷åñêîé çàâèñèìîñòè.

Èç ýòîãî ñëåäóåò, ÷òî ìû ìîæåì èñïîëüçîâàòü êëèíè÷åñêèé êîí-

òåêñò äëèòåëüíûõ ëå÷åáíûõ îòíîøåíèé, ÷òîáû ïîíÿòü ïðîáëåìû

ëþäåé, ñòðàäàþùèõ àääèêöèåé. Íà ïðîòÿæåíèè òðèäöàòè ëåò êëè-

íè÷åñêîé ðàáîòû ñ òàêèìè ëþäüìè ÿ íå íàøåë ïðàêòè÷åñêè íèêà-

êèõ îñíîâàíèé ñ÷èòàòü, ÷òî ýòîò êîíòåêñò ìåíüøå ïîäõîäèò è ìå-

íåå ïîëåçåí äëÿ ïîíèìàíèÿ è ëå÷åíèÿ àääèêòèâíûõ ïàöèåíòîâ, ÷åì

â ñëó÷àå ïàöèåíòîâ ñ èíûìè ñèìïòîìàòè÷åñêèìè è õàðàêòåðîëîãè-

÷åñêèìè ïðîáëåìàìè. Õîòÿ àääèêòèâíûå ïàöèåíòû ÷àùå èñïûòû-

âàþò îñîáóþ ïîòðåáíîñòü â áåçîïàñíîñòè, êîíòåéíèðîâàíèè è êîí-

òðîëå, íî åñëè ýòà ïîòðåáíîñòü óäîâëåòâîðåíà, òî êëèíè÷åñêàÿ

ðàáîòà ñ òàêèìè ïàöèåíòàìè ìîæåò ïðîäâèãàòüñÿ, ïðèîáðåòàÿ íå-

îæèäàííî îñìûñëåííóþ è ïîíÿòíóþ ôîðìó.

Êëèíè÷åñêàÿ ïåðñïåêòèâà

Òåðàïåâòè÷åñêèå îòíîøåíèÿ, êàê èçâåñòíî, âûçûâàþò ó ïàöè-

åíòîâ è òåðàïåâòîâ ñèëüíûå ýìîöèè è ðåàêöèè, õàðàêòåðíûå äëÿ

ýòèõ ëþäåé. Êîãäà ýòè ðåàêöèè íàáëþäàþòñÿ ó ïàöèåíòà, ìû íà-

çûâàåì èõ ïåðåíîñîì, êîãäà ó òåðàïåâòࠗ êîíòðïåðåíîñîì. Â èç-

íà÷àëüíîì, áîëåå ñòðîãîì îïðåäåëåíèè, ðåàêöèÿìè ïåðåíîñà-

êîíòðïåðåíîñà íàçûâàþòñÿ ýìîöèè è ñïîñîáû ðåàãèðîâàíèÿ, êîòî-

ðûå ïðîèñõîäÿò îò ðàííèõ, íåðåøåííûõ êîíôëèêòîâ â îòíîøåíè-

ÿõ “ðåáåíîê-ðîäèòåëü”. Â áîëåå îáùåì ñìûñëå ïîíÿòè堓ïåðåíîñ”

èñïîëüçóåòñÿ øèð堗 äëÿ îáîçíà÷åíèÿ áîëåå èëè ìåíåå æåñòêèõ ïàò-

òåðíîâ ðåàãèðîâàíèÿ íà øèðîêèé ñïåêòð îòíîøåíèé è ñèòóàöèé;

ïîäîáíûì æå îáðàçîì, ïîíÿòè堓êîíòðïåðåíîñ” îòíîñèòñÿ ê òåì

îñîáåííîñòÿì è ïàòòåðíàì ðåàãèðîâàíèÿ, êîòîðûå îïðåäåëåííûå

ïàöèåíòû è òåðàïåâòè÷åñêèå ñèòóàöèè âûçûâàþò ó òåðàïåâòà. Â òî

âðåìÿ, êîãäà Ôðåéä âïåðâûå ïðåäñòàâèë ýòó êîíöåïöèþ, ñóùåñòâî-

âàëà òåíäåíöèÿ ðàññìàòðèâàòü ðåàêöèè ïåðåíîñà è êîíòðïåðåíîñà êàê

ïîòåíöèàëüíûå áàðüåðû äëÿ ëå÷åíèÿ. Îäíàêî åñëè âçãëÿíóòü íà íèõ

ïî-èíîìó, êàê òîëüêî ÷òî ñäåëàëè ìû, ñòàíîâèòñÿ ÿñíûì, ÷òî îáà

ôåíîìåíà äàþò íàì ñåðüåçíûå, åñëè íå îñíîâíûå, ñâåäåíèÿ î òîì,


background image

32

÷òî ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ïñèõîëîãè÷åñêèå äèëåììû ïàöèåíòà, à òàê-

æå î òîì, íàä ÷åì ñëåäóåò ðàáîòàòü, êàêèå òèïè÷íûå ðåàêöèè ñëå-

äóåò ìîäèôèöèðîâàòü èëè èçìåíèòü.

Çà èñêëþ÷åíèåì íåêîòîðûõ çàñëóæèâàþùèõ âíèìàíèÿ ðàííèõ

ïîïûòîê (Freud, 1905; Abraham, 1908; Rado, 1933; Glover, 1932)

ëèøü â ïîñëåäíèå äâàäöàòü ëåò ìû ïðèìåíÿåì ìîùíóþ è ïîëåçíóþ

êîíöåïöèþ ïåðåíîñà è êîíòðïåðåíîñà, à òàêæå ïñèõîäèíàìè÷åñêóþ

òåîðèþ â öåëîì, ê ïîíèìàíèþ àääèêöèè è ïðèðîäû ñòðàäàíèé

ëþäåé ñ ðàçëè÷íûìè çàâèñèìîñòÿìè. Ãëàâíûì îáðàçîì, ê ýòîìó

ïîäòîëêíóëè ðîñò ñëó÷àåâ íàðêîòè÷åñêîé çàâèñèìîñòè è òî, ÷òî

íàðêîòèêè ñòàëè íåîòúåìëåìîé ÷àñòüþ æèçíè îáùåñòâà. Ýòî ïðåäî-

ñòàâèëî ïðàêòèêàì, ïîëó÷èâøèì ïñèõîàíàëèòè÷åñêóþ ïîäãîòîâêó,

ïå÷àëüíóþ âîçìîæíîñòü èññëåäîâàòü è ëå÷èòü áîëüøîå êîëè÷åñòâî

àëêîãîëèêîâ è íàðêîìàíîâ â ñàìûõ ðàçíûõ ñèòóàöèÿõ. Ïîÿâèâøè-

åñÿ â ïîñëåäíåå âðåìÿ ïñèõîäèíàìè÷åñêèå îò÷åòû î êëèíè÷åñêîé

ðàáîòå ñ àääèêòèâíûìè áîëüíûìè ïîä÷åðêèâàþò íàëè÷èå ó íèõ ñå-

ðüåçíûõ ïðîáëåì â ðàçâèòèè è ñòðóêòóðíûé äåôèöèò, ÷òî ïðèâîäèò

ê íåñïîñîáíîñòè óïðàâëÿòü ñâîèìè àôôåêòàìè, ïîääåðæèâàòü çäî-

ðîâûå îòíîøåíèÿ ñ îêðóæàþùèìè, à òàêæå àäàïòèâíî èçìåíÿòü è

êîíòðîëèðîâàòü ñâîå ïîâåäåíèå (Wieder & Kaplan, 1969; Krystal &

Raskin, 1970; Milkman & Frosch, 1973; Wurmser, 1974; Khantzian,

1974, 1978).

Ñîâñåì íåäàâíî ýòè ñîâðåìåííûå ïñèõîäèíàìè÷åñêèå îòêðûòèÿ

áûëè ïðèìåíåíû â ñèñòåìàòè÷åñêîé èíäèâèäóàëüíîé è ãðóïïîâîé

òåðàïèè ñ ëþäüìè, ñòðàäàþùèìè õèìè÷åñêîé çàâèñèìîñòüþ. Áûëî

ïîêàçàíî (Luborsky, Woody, Hole and Velleco, 1977), ÷òî èíäèâè-

äóàëüíûå ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèå îòíîøåíèÿ, à òàêæå ðàçâèâàþùè-

åñÿ ïåðåíîñû ìîãóò ïîìî÷ü òåðàïåâòó è ïàöèåíòó ïîíÿòü çíà÷åíèå

íàðêîòè÷åñêîé çàâèñèìîñòè. Àâòîðû ðàçðàáîòàëè èíäèâèäóàëüíûé

ïñèõîäèíàìè÷åñêèé ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèé ïîäõîä, èñïîëüçóÿ ðó-

êîâîäñòâî ïî ëå÷åíèþ îïèàòíûõ áîëüíûõ, ÷òî ïîçâîëèëî ñôîêóñè-

ðîâàòüñÿ íࠓÿäåðíûõ òåìàõ êîíôëèêòíûõ îòíîøåíè锠(“core

conflictual relationship  themes” — CCRT)  è íà òîì,  êàê ýòè òåìû

òåñíî ñâÿçàíû ñ ïîÿâëåíèåì è ïîääåðæàíèåì íàðêîòè÷åñêîé çàâè-

ñèìîñòè. Òàêèì æå îáðàçîì, íî ðàñøèðèâ öåëü èññëåäîâàíèé,

Õàíçÿí, Õýëëèäåé è Ìàê’Îëèôô (Khantzian, Halliday and McAulif-

fe, 1990) â Êåìáðèäæñêîì ãîñïèòàëå, Ìàññà÷óñåòñ, ðàçðàáîòàëè

ìîäèôèöèðîâàííûé äèíàìè÷åñêèé ãðóïïîâîé òåðàïåâòè÷åñêèé

ïîäõîä ê ëå÷åíèþ êîêàèíîâîé çàâèñèìîñòè. Ïîäîáíûé ïîäõîä


background image

33

ïîçâîëÿåò îáíàðóæèâàòü óÿçâèìîñòü ôóíêöèé ñàìîðåãóëÿöèè, âêëþ-

÷àÿ ïðîáëåìû â àôôåêòèâíîé ñôåðå, â îòíîøåíèÿõ ñ ëþäüìè, â

ñàìîîöåíêå è ïðîÿâëåíèè çàáîòû î ñåáå. Ãðóïïîâîé îïûò äàåò âîç-

ìîæíîñòü ïîíÿòü, êàêèì îáðàçîì óÿçâèìîñòü êàæäîé èç ýòèõ ñôåð

è ñîîòâåòñòâóþùèå çàùèòû ïðåäðàñïîëàãàþò èíäèâèäà ê õèìè÷åñ-

êîé çàâèñèìîñòè è ðåöèäèâàì â õîäå ëå÷åíèÿ. Ïûòàÿñü ñêðûòü èëè

êîìïåíñèðîâàòü ñâîþ óÿçâèìîñòü, àääèêòèâíûå ïàöèåíòû â òî æå

âðåìÿ âûäàþò ñåáÿ õàðàêòåðíûìè çàùèòàìè è ìàíåðîé ïîâåäåíèÿ.

Ýòè ðåàêöèè îòûãðûâàþòñÿ ñ ãðóïïîâûì ëèäåðîì (ëèäåðàìè) è

äðóãèìè ÷ëåíàìè ãðóïïû, ïðè ýòîì ïîÿâëÿåòñÿ âîçìîæíîñòü ðàñ-

ïîçíàòü òàêèå ñàìîïîðàæàþùèå (self-defeating) ïàòòåðíû ó ñåáÿ è ó

äðóãèõ è çàòåì ïðåðâàòü áåñêîíå÷íóþ ÷åðåäó èõ ïîâòîðåíèÿ èëè

ìîäèôèöèðîâàòü èõ, ðàçâèâàÿ áîëåå çðåëûå, ìåíåå ñòåðåîòèïíûå

ðåàêöèè, íå òðåáóþùèå èñïîëüçîâàíèÿ íàðêîòèêîâ è ñîîòâåòñòâó-

þùåãî ñòèëÿ ïîâåäåíèÿ.

Íàø ïîäõîä, íà êîòîðîì ÿ îñòàíîâëþñü ïîäðîáíî, óäåëÿåò îñî-

áîå âíèìàíèå óÿçâèìîñòè ëè÷íîñòíîé îðãàíèçàöèè, ñâÿçàííîé ñ

òðóäíîñòÿìè â àôôåêòèâíîé çàùèòå, ñàìîîöåíêå, â ìåæëè÷íîñò-

íûõ îòíîøåíèÿõ è â ñïîñîáíîñòè ïîçàáîòèòüñÿ î ñåáå. ß îñòàíîâ-

ëþñü íà âñåõ ÷åòûðåõ àñïåêòàõ, îäíàêî õî÷ó íà÷àòü ñ ðàññìîòðåíèÿ

ýìîöèîíàëüíîé ñòîðîíû æèçíè àääèêòà è åãî ñïîñîáíîñòè çàáîòèòü-

ñÿ î ñåáå. Â òå÷åíèå âñåé ìîåé ðàáîòû, íà÷àâøåéñÿ ñ èññëåäîâà-

íèÿ îïèàòíîé çàâèñèìîñòè è çàòðîíóâøåé âïîñëåäñòâèè äðóãèå õè-

ìè÷åñêèå çàâèñèìîñòè, ìåíÿ íåèçìåííî ïîðàæàëî, íàñêîëüêî

çíà÷èìà óÿçâèìîñòü ýòèõ äâóõ ñôåð ëè÷íîñòíîé îðãàíèçàöèè. Íà-

áëþäàÿ çà ïàöèåíòàìè, ÿ ïîíÿë, ÷òî èõ ïîïûòêè èçáàâèòüñÿ îò ñâîèõ

íåâûíîñèìûõ ñòðàäàíèé ñ ïîìîùüþ ëåêàðñòâ è èõ íåñïîñîáíîñòü

ïîçàáîòèòüñÿ î ñåáå ñèëüíî âçàèìîñâÿçàíû è ÷àùå âñåãî ÿâëÿþòñÿ

íåîáõîäèìûì è äîñòàòî÷íûì óñëîâèåì äëÿ âîçíèêíîâåíèÿ çàâèñè-

ìîñòè. Ïî ìîåìó ìíåíèþ, ñóùåñòâóåò äåôèöèò â Ýãî-ß îðãàíèçà-

öèè (ego-self organization), êîòîðûé îòðàæàåòñÿ ïðåæäå âñåãî íà

àôôåêòèâíîé ñòîðîíå æèçíè è ñïîñîáíîñòè çàáîòèòüñÿ î ñåáå; èìåí-

íî îí íóæäàåòñÿ â òåðàïåâòè÷åñêîì ïîíèìàíèè è îâëàäåíèè.

Äèàãíîñòè÷åñêèå è ýìïèðè÷åñêèå ñâåäåíèÿ

Õîòÿ ìîé ïîäõîä ôîêóñèðóåòñÿ íà ðàçëè÷íûõ ñòîðîíàõ ïñèõî-

ëîãè÷åñêîé óÿçâèìîñòè, ìíå õîòåëîñü áû îòìåòèòü äèàãíîñòè÷åñêèå

è ýìïèðè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ, äîïîëíÿþùèå ïñèõîäèíàìè÷å-


background image

34

ñêîå âèäåíèå âîïðîñà, íà÷àòûå â ñåðåäèíå 1970-õ è çàâåðøåííûå

â 1980-õ ãîäàõ. Ðÿä äèàãíîñòè÷åñêèõ ðàáîò ïîêàçàë ñîñóùåñòâîâà-

íèå áîëüøîãî äèàïàçîíà ïñèõîïàòîëîãèé ó îïèàòíûõ ïàöèåíòîâ.

Íåêîòîðûå ñîîáùåíèÿ (Woody, O’Brien and Rickels, 1975; Dorus

and Senay, 1980; Rounsaville, Weisman, Crits-Christoph, Wilber and

Kleber, 1982a, 1982b; Khantzian and Treece, 1985) ñâèäåòåëüñòâó-

þò î øèðîêîì ðàñïðîñòðàíåíèè äåïðåññèé (â îñíîâíîì óíèïîëÿð-

íûõ), î ëè÷íîñòíûõ ðàññòðîéñòâàõ è àëêîãîëèçìå. Ðîóíñàâèëü è

äð. (Rounsaville et al., 1982a,b) ïðèøëè ê âûâîäó, ÷òî èõ äàííûå

ïîäòâåðæäàþò ôîðìóëèðîâêè Â¸ðìñåðà è Õàíçÿíà, à èìåííî, ÷òî

àääèêòû â äåïðåññèâíîì ñîñòîÿíèè èñïîëüçóþò îïèàòû äëÿ ïðåîäî-

ëåíèÿ íåïåðåíîñèìûõ äèñôîðè÷åñêèõ ÷óâñòâ. Èññëåäóÿ ãîìîãåííóþ

ïîïóëÿöèþ èç 99 îïèàòíûõ áîëüíûõ ñ ïîìîùüþ ïðîåêòèâíûõ ìå-

òîäèê è ýãî-øêàëèðîâàíèÿ Áëàòò è äð. (Blatt, Berman, Bloom-

Feshback, Sugarman, Wilber and Kleber, 1984) ïðèøëè ê âûâîäó,

÷òî ýòè áîëüíûå íå ñïîñîáíû ê ìîäóëÿöèè àôôåêòà è ñòðàäàþò îò

ñèëüíûõ ýìîöèé è ýìîöèîíàëüíî çàðÿæåííûõ ìåæëè÷íîñòíûõ îò-

íîøåíèé. Ïîýòîìó îíè èñïîëüçóþò íàðêîòèêè äëÿ èçîëÿöèè è

óõîäà (withdrawal). Ïîçæå Óèëñîí è äð. (Wilson, Passik, Faude,

Abrams and Gordon, 1989) ñðàâíèëè äâàäöàòü ïÿòü îïèàòíûõ áîëü-

íûõ ñ íîðìàëüíîé êîíòðîëüíîé ãðóïïîé, èñïîëüçóÿ øêàëó èçìå-

ðåíèÿ íåóäà÷ â ñàìîðåãóëÿöèè (ïîëó÷åíà íà îñíîâå òåìàòè÷åñêîãî

àïïåðöåïòèâíîãî òåñòà). Áûëî îáíàðóæåíî, ÷òî áîëüíûå, ñòðàäà-

þùèå îïèàòíîé çàâèñèìîñòüþ, èìåþò áîëüøå òðóäíîñòåé, ñâÿçàí-

íûõ ñ ñàìîðåãóëÿöèåé, ÷åì îáû÷íûå ëþäè. Â äàëüíåéøåì âûÿñ-

íèëîñü, ÷òî íàáëþäàåìûå äèñôóíêöèè âîçíèêàëè â ðåçóëüòàòå

îñîáåííîñòåé ðàííèõ ôàç ðàçâèòèÿ. Íàêîíåö, ðÿä äèàãíîñòè÷åñêèõ

èññëåäîâàíèé ïîêàçàë, ÷òî ïàöèåíòû ñ êîêàèíîâîé çàâèñèìîñòüþ

ñòðàäàþò íåñîðàçìåðíîé ñôåðîé äåéñòâèÿ áèïîëÿðíîãî äåôèöèòà

çàáîòëèâîñòè, à òàêæå íàðöèññè÷åñêèìè ðàññòðîéñòâàìè (Gawin &

Kleber, 1984, 1986; Weiss & Mirin, 1984, 1986; Weis, Mirin Griffin

& Michaels, 1988), à àëêîãîëèêè ïîäâåðæåíû òÿæåëûì ìó÷èòåëü-

íûì äåïðåññèÿì è ñîñòîÿíèÿì òðåâîãè (Hesselbrock, Meyer and

Keener, 1985; Weiss and Rosenberg, 1985). Ýòè ðàçíîîáðàçíûå äè-

àãíîñòè÷åñêèå ñâåäåíèÿ î ñîîòíîøåíèè íàáëþäàåìûõ ñèìïòîìîâ è

ïðåäïî÷èòàåìûõ íàðêîòèêîâ ïîäòâåðæäàþò èäåþ î òîì, ÷òî áîëü-

íûå âûáèðàþò ðàçíûå íàðêîòèêè, îñíîâûâàÿñü íà èõ ñïîñîáíîñòè

îñëàáëÿòü îïðåäåëåííûå ÷óâñòâà, ïðè÷èíÿþùèå áîëü.


background image

35

Óÿçâèìîñòü ñàìîðåãóëÿöèè

Ïñèõîïàòîëîãèÿ ïðîòèâ óÿçâèìîñòè

Ñ ñàìîãî íà÷àëà ñâîåé ðàáîòû ÿ ïîä÷åðêèâàë, ÷òî ñåðüåçíàÿ è

îáøèðíàÿ ïñèõîïàòîëîãèÿ, âêëþ÷àþùàÿ â ñåáÿ ñóùåñòâåííóþ äåôè-

öèòàðíîñòü ìîòèâàöèîííî-àôôåêòèâíîé ñôåðû, íåñïîñîáíîñòü çà-

áîòèòüñÿ î ñåáå è êîíòðîëèðîâàòü ñâîè èìïóëüñû, ïðåäîïðåäåëÿåò

âîçíèêíîâåíèå àääèêöèè (Khantzian, 1972, 1974, 1978). Îäíàêî

ìîè íàáëþäåíèÿ è ôîðìóëèðîâêè îñíîâûâàëèñü â ïåðâóþ î÷åðåäü íà

êëèíè÷åñêîé ðàáîòå ñ îïèàòíûìè ïàöèåíòàìè â ðàìêàõ ïðîãðàììû

ëå÷åíèÿ ìåòàäîíîì, â êîòîðóþ âêëþ÷àëèñü ïàöèåíòû, èìåþùèå

ñåðüåçíûå ðàññòðîéñòâà ïñèõèêè è ïîâåäåíèÿ. Âïîñëåäñòâèè, â

÷àñòíîé ïðàêòèêå, ÿ ðàáîòàë ñ áîëåå øèðîêèì êðóãîì êëèåíòîâ è

ïàöèåíòîâ â ðàìêàõ ïðîãðàìì ñàìîïîìîùè è ñàìîñòîÿòåëüíîãî îñ-

âîáîæäåíèÿ îò çàâèñèìîñòè; âñå ó÷àñòíèêè ýòèõ ïðîãðàìì óïîòðåá-

ëÿëè ìàðèõóàíó, àëêîãîëü è/èëè êîêàèí. ß áûë ïîðàæåí âûñîêîé

âàðèàáåëüíîñòüþ òèïîâ ïñèõîïàòîëîãèé è ñòåïåíè èõ òÿæåñòè, à

òàêæå ãèáêîñòè ýòèõ ïàöèåíòîâ è èõ ñïîñîáíîñòè ê âîññòàíîâëåíèþ.

Ïîýòîìó, íå óäåëÿÿ áîëüøîãî âíèìàíèÿ òÿæåñòè ïàòîëîãèè è äèàã-

íîñòè÷åñêèì êàòåãîðèÿì, ÿ ðåøèë âñåðüåç ñîñðåäîòî÷èòüñÿ íà ïñè-

õîëîãè÷åñêîé óÿçâèìîñòè, äåëàÿ îñíîâíîé àêöåíò íà ÷åòûðåõ ñôå-

ðàõ ñàìîðåãóëÿöèè, à èìåííî: ñàìîîöåíêå, îòíîøåíèÿõ ñ îêðóæà-

þùèìè, àôôåêòèâíîé ñôåðå è ïðîÿâëåíèè çàáîòû î ñåáå. Ïîñëå-

äíèå äâà ïóíêòà ÿ áóäó ðàññìàòðèâàòü îñîáåííî òùàòåëüíî.

Ñàìîóâàæåíèå, óäîâëåòâîðåíèå ïîòðåáíîñòåé,

âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ ëþäüìè

Àääèêòèâíûå èíäèâèäóóìû ñòðàäàþò îò òîãî, ÷òî íå ÷óâñòâóþò

ñåáÿ “õîðîøèì蔠è ïîýòîìó íå ñïîñîáíû óäîâëåòâîðèòü ñâîè ïîòðåá-

íîñòè èëè óñòàíîâèòü óäîâëåòâîðÿþùèå èõ îòíîøåíèÿ ñ äðóãèìè

ëþäüìè. Îñíîâíûì ïðåïÿòñòâèåì äëÿ ñòàáèëüíîé ñàìîîöåíêè ÿâ-

ëÿåòñÿ èõ íåîáû÷àéíàÿ íåïîñëåäîâàòåëüíîñòü â õîäå óäîâëåòâîðåíèÿ

ñâîåé çàâèñèìîñòè. Îíè ìå÷óòñÿ ìåæäó ñàìîïîæåðòâîâàíèåì è ýãî-

öåíòðèçìîì; òðåáóþùàÿ è îæèäàþùàÿ ïîçèöèÿ áûñòðî ñìåíÿåòñÿ

ïðåçðèòåëüíûì îòâåðæåíèåì ïîìîùè è îòêàçîì ïðèçíàòü ñâîþ ïî-