ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2020
Просмотров: 5068
Скачиваний: 102
www.NataHaus.ru
– 451 –
пациенту
,
по
моему
мнению
,
являются
обязательным
,
а
не
факультативным
требованием
.
То
же
верно
и
в
отношении
озабоченности
затруднениями
пациента
.
Участие
,
интерес
,
теплота
,
все
в
определенных
пределах
,
жизненно
важны
для
рабочего
альянса
.
Я
полагаю
,
что
многие
,
кто
писал
о
психоаналитической
технике
,
осознавали
эти
два
противоположных
отношения
между
аналитиком
и
пациентом
,
но
не
смогли
концептуализировать
рабочий
альянс
как
дополнение
к
неврозу
переноса
.
Например
,
Фрейд
говорил
о
дружеских
аспектах
переноса
,
которые
являются
«
проводником
успеха
в
психоанализе
...» (1912
а
,
с
. 105).
В
своей
работе
«
Начало
лечения
»
он
утверждает
: «
Можно
поплатиться
первым
успехом
,
если
с
момента
начала
аналитиком
была
принята
какая
-
то
другая
отправная
точка
,
а
не
полное
сочувствие
и
понимание
»
(19136,
с
. 140).
Ференци
обсуждает
вопрос
о
такте
,
т
.
е
.
то
,
что
аналитик
высказывает
свою
«
добрую
волю
»
пациенту
(19286,
с
. 90).
В
своей
работе
«
Принципы
релаксации
и
неокатарсиса
»
Ференци
(1930)
описывает
«
принцип
терпимости
»,
на
который
необходимо
опираться
при
работе
с
фрустрацией
(
с
.
115).
Опрос
,
проведенный
Гловером
(1955,
с
. 308)
среди
британских
психоаналитиков
,
показал
,
что
одна
треть
полагает
,
что
высказывание
позитивного
,
дружеского
отношения
к
пациентам
находится
вне
«
профессионального
интереса
».
Сходные
идеи
можно
найти
в
работах
других
авторов
,
посвященных
вопросам
техники
(
Шарп
, 1930;
Феничел
, 1941;
Лоранд
, 1946;
А
.
Фрейд
, 1954
а
,
см
.
список
литературы
).
4.22.
Черты
личности
и
характера
психоаналитика
То
умение
,
которого
требует
от
аналитика
психоаналитическая
ситуация
,
приобретается
не
только
из
курса
подготовки
и
опыта
,
но
оно
во
многом
зависит
и
от
его
личности
и
характера
,
от
его
темперамента
,
чувствительности
,
отношений
,
привычек
,
ценностей
и
интеллекта
.
Никто
не
рождается
психоаналитиком
,
и
никто
вдруг
не
становится
психоаналитиком
,
как
бы
счастливо
ни
складывались
обстоятельства
.
Личный
опыт
,
полученный
при
прохождении
терапевтического
психоанализа
(
даже
если
он
имеет
и
дидактические
цели
),
является
абсолютно
необходимой
предпосылкой
.
Природные
ка
-
– 452 –
чества
и
богатство
личного
опыта
могут
соединяться
с
особым
талантом
к
профессии
психоаналитика
.
Но
как
бы
ценен
он
ни
был
,
таланта
самого
по
себе
недостаточно
.
Аналитическая
ситуация
предъявляет
такие
серьезные
эмоциональные
требования
к
аналитику
,
что
,
если
талант
не
будет
поддерживаться
анализирующей
структурой
характера
,
он
может
не
выдержать
испытания
временем
.
Яркость
и
виртуозность
не
могут
успешно
светить
на
длинном
пути
психоаналитической
терапии
.
Взаимоотношения
между
аналитическими
навыками
и
личностными
чертами
комплексны
,
а
происхождение
навыков
и
черт
варьирует
от
индивидуума
к
индивидууму
.
В
следующей
секции
я
остановлюсь
на
мотивациях
психоаналитика
,
которые
сложным
образом
переплетаются
с
его
навыками
и
чертами
.
Здесь
я
могу
только
лишь
попытаться
перечислить
то
,
что
я
считаю
основными
способностями
,
и
кратко
отмечу
наиболее
типичные
особенности
прошлой
жизни
.
Один
и
тот
же
ис
-
точник
может
быть
родоначальником
многих
черт
и
навыков
,
и
,
хотя
они
имеют
одно
и
то
же
происхождение
,
эти
черты
и
навыки
могут
быть
неравны
по
силе
.
С
другой
стороны
,
отдельная
черта
или
умение
могут
иметь
множество
дериватов
.
Читателю
рекомендуется
прочесть
в
качестве
модели
таких
исследований
часть
работ
Эрнста
Джонса
по
«
Характеру
и
личности
»
Фрейда
(1955,
с
. 403—434).
4.221.
Черты
,
связанные
с
пониманием
бессознательного
Постоянно
продолжающиеся
поиски
инсайта
и
понимания
,
которые
являются
центральными
в
психоаналитической
терапии
,
являются
дериватами
нескольких
различных
граней
личности
аналитика
.
Прежде
всего
,
он
должен
обладать
жизненным
интересом
к
людям
,
как
способу
жизни
,
эмоциям
,
фантазиям
и
мыслям
.
Ему
следует
иметь
испытующий
ум
,
ищущий
знаний
,
причин
и
происхождений
(
Джонс
, 1955,
с
. 426, 433).
Энергия
,
побуждающая
человека
в
этом
направлении
,
исходит
из
его
любопытства
,
которое
должно
быть
богатым
количественно
и
благожелательным
качественно
.
www.NataHaus.ru
Слишком
маленькое
любопытство
у
аналитика
делает
его
жертвой
скуки
,
слишком
сильное
любопытство
заставит
пациента
испытывать
излишнюю
боль
.
Аналитик
зани
-
– 453 –
мается
поисками
инсайта
для
того
,
чтобы
дать
понимание
своим
пациентам
,
а
не
для
собственного
скоптофилического
и
садистического
удовольствия
(
Шарп
, 1930, 1947).
Это
отношение
возможно
только
тогда
,
когда
любопытство
не
находится
более
под
властью
инстинктов
.
Для
того
чтобы
выслушивать
то
,
как
кто
-
то
провел
день
,
и
не
скучать
при
этом
,
слушание
должно
включать
в
себя
и
удовольствие
от
слушания
(
Шарп
, 1948,
с
. 120).
Особая
чувствительность
,
которая
помогает
аналитику
различать
неявные
комбинации
эффектов
в
модуляции
тона
и
ритма
речи
пациента
,
связана
с
его
пониманием
музыки
.
Как
мне
кажется
,
люди
без
слуха
не
могут
быть
хорошими
терапевтами
.
Аналитик
должен
встречать
незнакомое
в
пациенте
,
странное
и
эксцентричное
,
с
открытым
умом
,
а
не
с
тревогой
или
отвращением
.
Очень
полезно
быть
свободным
от
ограничений
,
которые
накладывает
конвенциальное
общество
,
и
быть
относительно
индифферентным
к
поверхностным
событиям
повседневной
жизни
.
Личная
жизнь
Фрейда
демонстрирует
эти
качества
в
высшей
степени
четко
(
Джонс
, 1955, 1957).
Аналитик
должен
быть
достаточно
знаком
со
своими
собственными
бессознательными
процессами
для
того
,
чтобы
смиренно
принять
то
замечание
,
что
он
также
,
возможно
,
обладает
теми
же
самыми
странностями
,
что
и
пациент
,
эти
странности
часто
оказываются
тем
,
что
было
когда
-
то
близко
,
а
потом
—
репрессировано
.
Первоначальной
реакцией
аналитика
на
продукцию
пациента
должна
быть
восприимчивость
,
даже
если
это
требует
легковерности
.
Только
таким
путем
можно
полностью
получить
материал
пациента
.
Лучше
обмануться
,
углубившись
в
продукцию
пациента
,
чем
поспешно
отвергнуть
ее
как
фальшивую
.
Способность
откладывать
приговор
,
даже
если
это
будет
выглядеть
как
легковерие
,
делает
возможным
эмпатировать
пациенту
,
что
,
в
конце
концов
,
может
привести
к
пониманию
нижележащих
мотивов
.
В
этой
связи
интересно
отметить
,
что
Фрейд
был
известен
как
бедный
«
Меншенкеннер
»
1
(
Джонс
, 1955,
с
.
412, 420).
Подозрительное
,
похожее
на
поведение
детектива
,
отношение
приводит
к
отчуждению
от
пациента
,
мешает
эмпатии
и
рабочему
альянсу
(
в
этом
__________
1
знаток
людей
(
нем
.).
– 454 –
правиле
,
однако
,
есть
и
исключения
.
При
работе
с
преступниками
может
быть
полезно
быстро
показать
,
что
аналитик
осознает
их
поведение
;
см
.
Айчхори
, 1925;
Эсслер
, 1950
а
;
Редл
и
Винеман
, 1951;
Гелеорд
,
1957).
У
аналитика
должна
быть
и
некоторая
доля
скептицизма
,
но
он
должен
быть
и
дружеским
.
Он
должен
уметь
проводить
границу
между
вероятной
и
правдоподобной
реальностью
,
между
возможной
,
но
фантастической
реальностью
,
заблуждением
и
сознательным
обманом
,
не
упуская
из
виду
бессознательных
значений
искажений
.
Способность
и
желание
заниматься
поисками
инсайта
,
даже
когда
это
причиняет
боль
,
любовь
к
правде
берут
начало
в
ранних
оральных
интроективных
,
а
также
фаллических
устремлениях
.
Люди
,
которые
обладают
этим
качеством
,
проявляют
независимость
ума
и
интеллектуальное
мужество
перед
лицом
нового
,
неконвенционального
и
неизвестного
.
У
таких
личностей
желание
понять
стало
уравновешенной
,
автономной
функцией
(
Хартманн
, 1951, 1955).
Если
у
психоаналитика
нет
такой
способности
,
у
него
будут
наблюдаться
тенденции
либо
в
сторону
ограничения
инсайта
,
либо
в
сторону
неправильного
использования
инсайта
,
в
результате
чего
появятся
ошибки
при
выборе
подходящего
времени
,
такта
и
дозировки
интерпретаций
,
что
вызовет
излишнюю
боль
и
унижение
пациента
.
Способность
понимать
бессознательное
другой
личности
исходит
из
различных
умений
.
Намного
важнее
,
как
я
уже
показывал
,
является
способность
к
эмпатии
,
которая
,
в
сущности
,
является
предсознательным
явлением
.
Некоторые
из
клинических
,
динамических
и
структуральных
черт
были
описаны
в
секции
4.211
как
часть
искусства
аналитика
.
Здесь
я
хотел
бы
порассуждать
на
тему
личностных
черт
,
которые
вызывают
эмпатию
.
Эмпатия
является
формой
понимания
другого
человеческого
существа
путем
временной
и
частичной
идентификации
.
Для
того
чтобы
достичь
этого
,
аналитик
должен
на
время
отказаться
от
www.NataHaus.ru
какой
-
то
части
своей
идентичности
,
а
для
этого
он
должен
иметь
свободный
или
гибкий
образ
«
Я
».
Это
не
следует
смешивать
с
игранием
ролей
,
которое
является
более
сознательным
явлением
.
Это
больше
похоже
на
процесс
«
серьезного
воображения
»,
которое
переживается
,
когда
человека
трогает
картина
,
спектакль
или
художественное
произ
-
– 455 –
ведение
(
Херес
, 1960;
Розен
, 1960).
Это
интимная
,
невербальная
форма
установления
контакта
(
Гринсон
, 1960).
Эмпатия
является
регрессивным
явлением
и
проявляется
в
связи
с
более
или
менее
контролируемыми
регрессиями
,
наблюдающимися
у
творческих
личностей
(
Крис
, 1952).
Для
того
чтобы
проявлять
эмпатию
,
аналитик
должен
быть
способен
с
легкостью
использовать
эти
регрессивные
механизмы
в
целях
приобретения
вновь
чувства
эмоциональной
близости
к
пациенту
.
Для
того
чтобы
эмпатия
вознаграждалась
,
аналитику
следует
иметь
богатый
запас
своих
собственных
личных
переживаний
,
которые
он
смог
бы
использовать
для
того
,
чтобы
облегчить
себе
понимание
пациента
.
Это
должно
включать
в
себя
знакомство
с
литературой
,
поэзией
,
театром
,
сказками
,
фольклором
,
играми
(
Шарп
, 1947).
Все
эти
составные
части
способствуют
живости
воображения
и
фантазийной
жизни
,
которые
бесценны
при
аналитической
работе
.
Мир
воображения
человека
,
будь
это
театр
,
музыка
,
живопись
,
сказки
или
сны
наяву
,
дает
ощущение
причастности
к
вселенским
переживаниям
и
связывает
человечество
воедино
.
Мы
ближе
друг
к
другу
в
этом
,
чем
в
наших
сознательных
действиях
или
социальных
институтах
.
Этот
вид
эмоциональной
близости
,
которой
требует
эмпатия
и
которую
эмпатия
дает
,
развивается
у
людей
в
первые
месяцы
жизни
.
Она
вызывается
невербальными
действиями
матери
,
ее
интонациями
,
прикосновениями
,
любовью
и
заботой
(
Олден
, 1953, 1958;
Шафер
, 1959).
Поскольку
эмпатия
берет
свое
начало
в
самых
ранних
взаимоотношениях
матери
и
ребенка
,
она
,
по
-
видимому
,
имеет
феминный
оттенок
(
Катан
,
цит
.
в
Гринсон
, 1960;
Лоевальд
, 1960).
Для
того
чтобы
у
аналитика
не
было
сложностей
с
эмпатией
,
он
должен
прийти
к
миру
со
своими
материнскими
компонентами
.
Джонс
(1955)
называет
это
ментальной
бисексуальностью
аналитика
,
В
этом
смысле
эмпатия
является
способом
установления
контакта
с
утраченным
объектом
любви
с
(
непонятным
)
непонятым
пациентом
.
Частично
это
может
быть
попыткой
восстановления
утраченного
контакта
.
Как
мне
кажется
по
собственному
опыту
,
более
всего
способны
к
эмпатии
те
аналитики
,
которые
преодолели
тенденции
к
депрессиям
(
в
поисках
других
то
-
– 456 –
чек
зрения
см
.
Шарпе
, 1930,
с
. 17—18).
Эмпатия
предъявляет
определенные
эмоциональные
требования
к
аналитику
,
а
также
требует
постоянного
самонаблюдения
.
Аналитик
должен
быть
способен
регрессировать
,
чтобы
эмпатировать
и
затем
возвращаться
в
обычное
состояние
для
того
,
чтобы
анализировать
данные
,
полученные
таким
образом
,
и
удостовериться
в
их
валидности
.
Это
изменение
от
интимности
эмпатии
к
дистанции
,
к
отдалению
,
требующемуся
для
оценки
,
характерно
для
большей
части
работы
психоаналитика
.
Ригидные
обсессивные
характеры
не
позволяют
себе
эмпатировать
,
а
характеры
с
подавленными
побуждениями
будут
иметь
тенденцию
переходить
от
эмпатии
к
идентификации
,
что
приведет
к
отыгрыванию
в
отношениях
с
пациентом
.
Как
правило
,
такие
люди
не
являются
подходящими
кандидатами
для
психоаналитического
тренинга
(
Эйзендорфер
, 1959;
Гринакре
,
1961;
Лангер
, 1962;
Ван
дер
Дееув
, 1962).
4.222.
Черты
,
имеющие
отношение
к
общению
с
пациентом
Когда
аналитик
добивается
успеха
в
понимании
пациента
,
он
встает
перед
проблемой
,
как
эффективно
сообщить
инсайт
пациенту
.
Способность
выбрать
подходящее
для
интерпретации
время
,
проявлять
такт
,
оценивать
дозу
зависит
от
разнообразных
навыков
,
некоторые
из
которых
уже
обсуждались
.
Эмпатия
с
пациентом
,
клинические
данные
,
а
также
жизненный
опыт
вносят
свой
вклад
,
облегчая
передачу
понимания
пациенту
.
В
данный
момент
,
однако
,
я
бы
хотел
ограничить
дискуссию
теми
особыми
чертами
,
которые
важны
при
общении
и
которые
не
были
затронуты
ранее
.
Искусство
беседы
с
пациентом
значительно
отличается
от
социальной
беседы
,
перекрестного
опроса
или
чтения
лекций
.
Ораторское
искусство
,
эрудиция
и
логика
не
имеют
первостепенной
www.NataHaus.ru
важности
.
Наиболее
существенным
элементом
является
нижележащее
отношение
терапевтического
намерения
.
Это
обязательство
помогать
пациенту
может
проявиться
,
а
может
и
остаться
в
латенте
,
но
оно
присутствует
во
всех
взаимодействиях
с
пациентом
от
первого
интервью
до
последнего
.
Я
осознаю
,
что
это
спорный
момент
,
но
хочу
,
чтобы
– 457 –
меня
совершенно
точно
поняли
,
поняли
мою
позицию
:
я
полагаю
,
что
только
большие
люди
,
пациенты
,
которые
испытывают
невротические
страдания
,
могут
быть
успешно
излечены
путем
психоанализа
.
Кандидаты
,
исследователи
,
научные
сотрудники
не
могут
пройти
через
глубокое
аналитическое
переживание
,
несмотря
на
то
,
что
они
способны
стать
и
охотно
стали
бы
пациентами
.
Параллельно
этому
утверждению
,
касающемуся
пациентов
,
я
полагаю
,
что
глубокий
психоанализ
является
первым
и
самым
главным
методом
лечения
и
,
следовательно
,
может
выполняться
только
терапевтами
,
людьми
,
подготовленными
и
обученными
облегчению
или
лечению
невротического
заболевания
.
Я
не
считаю
,
что
медицинская
степень
автоматически
делает
человека
терапевтом
или
отсутствие
ее
говорит
о
нетерапевтическом
отношении
.
По
моему
убеждению
,
желание
аналитика
помочь
пациенту
,
присутствующее
или
находящееся
под
контролем
,
является
наиболее
существенным
элементом
,
который
помогает
аналитику
развить
эти
неявные
сложные
навыки
общения
,
необходи
-
мые
для
психоаналитической
работы
.
Я
отсылаю
читателя
к
обсуждению
этой
проблемы
Лео
Стоуном
(1951),
а
также
к
работе
Гилла
Неймана
и
Редлиха
(1954),
их
мнения
сходны
с
моим
.
В
поисках
других
мнений
можно
обратиться
к
описанию
Джоан
Ривиера
способа
работы
Фрейда
,
цитируемого
Джонсом
(1955),
и
к
работе
Эллы
Шарпе
(1930).
Этот
вопрос
будет
обсуждаться
также
в
секции
4.23,
посвященной
мотивации
аналитика
.
Искусство
передачи
инсайта
пациенту
основывается
на
способности
аналитика
переводить
в
слова
те
мысли
,
фантазии
и
чувства
,
которые
пациент
не
полностью
осознает
,
и
представлять
их
в
таком
виде
,
чтобы
пациент
мог
принять
их
как
свои
собственные
.
Аналитик
также
должен
одновременно
с
этим
осуществлять
перевод
своего
собственного
словаря
на
живой
язык
пациента
.
Или
,
более
точно
,
аналитик
должен
использовать
некоторый
сегмент
языка
пациента
,
если
он
хочет
,
чтобы
пациент
эмоционально
переживал
момент
интерпретации
.
Например
,
я
уже
ранее
ссылался
на
случай
профессора
X.,
который
страдал
некоторой
формой
страха
.
Обычно
его
ежедневный
словарь
был
высокообразован
-
– 458 –
ным
и
культурным
.
На
одном
из
сеансов
его
ассоциации
,
связанные
со
сновидениями
,
показали
мне
,
что
он
борется
с
чувствами
унижения
,
которые
мучили
его
,
когда
он
был
маленьким
мальчиком
,
в
возрасте
4—7
лет
.
На
аналитическом
сеансе
его
чувства
сконцентрировались
,
главным
образом
,
вокруг
его
ощущения
стыда
и
замешательства
,
когда
он
был
приглашен
на
состоявшийся
недавно
вечер
,
где
произнес
короткую
речь
,
и
когда
его
жена
взглянула
на
него
так
,
будто
он
стоит
голый
в
ванной
.
Я
хотел
,
чтобы
он
осознал
специфическое
качество
стыда
,
который
владел
им
во
всех
ситуациях
.
Я
сказал
ему
: «
Когда
вы
были
введены
на
вечер
,
когда
вы
говорили
речь
и
когда
вы
стояли
обнаженным
перед
вашей
женой
в
ванной
,
вы
более
не
были
профессором
X.,
или
даже
Джоном
X.,
вместо
этого
вы
стали
«
пиачар
»*.
Я
использовал
это
слово
потому
,
что
его
мать
имела
привычку
так
называть
его
,
чтобы
выразить
свое
презрение
,
когда
его
штанишки
оказывались
мокрыми
.
Этот
инсайт
попал
в
цель
,
пациент
сначала
был
захвачен
врасплох
,
но
затем
живо
вспомнил
несколько
инцидентов
,
когда
он
чувствовал
себя
как
«
пишер
».
Это
не
было
ни
интеллектуальным
упражнением
,
ни
поверхностной
уступчивостью
.
Пациент
пережил
вновь
тот
ужасный
стыд
быть
«
пишер
»,
а
также
свою
злобу
на
мать
,
которая
так
унижала
его
.
На
этом
сеансе
он
не
чувствовал
никакой
враждебности
ко
мне
,
топ
моего
голоса
,
когда
я
давал
интерпретацию
,
был
особенно
мягким
.
Это
было
так
потому
,
что
я
чувствовал
,
что
слово
«
пишер
»
было
чрезвычайно
болезненным
для
него
.
На
следующих
сеансах
,
когда
он
вспоминал
мою
интерпретацию
,
он
вычеркивал
из
памяти
мой
осторожный
топ
и
действительно
злился
на
меня
.
Если
мы
посмотрим
события
этого
сеанса
,
то
увидим
,
что
у
меня
было
несколько
возможных
путей
для
интерпретации
.
Я
выбрал
слово
«
пишер
»,
потому
что
оно
было
в
тот
момент
для
него
наиболее
заряжено
фантазиями
,
было
наиболее
ярким
и
он
,
казалось
,
был
готов
встать
лицом
к
лицу
с
www.NataHaus.ru
ним
.
Это
было
его
слово
,
унаследованное
от
его
матери
,
теперь
оно
стало
частью
его
личного
языка
;
оно
было
живое
и
реальное
(
см
.
Ференци
, 1911;
Стоун
, 1954
а
).
Мой
мягкий
тон
был
по
-
__________
*
«
пишер
» —
пиписька
(
идиш
).
Англ
,
эквивалент
слова
«
писслер
».
– 459 –
пыткой
смягчить
ту
боль
,
которую
я
мог
причинить
.
Я
был
уверен
,
что
это
будет
ударом
,
но
я
не
хотел
,
чтобы
он
был
чересчур
болезненным
.
Что
может
облегчить
выбор
правильного
слова
или
языка
?
То
же
,
что
облегчает
работу
рассказчика
,
юмориста
или
сатирика
.
Я
бы
подчеркнул
,
что
при
этом
важнее
вербальные
хорошие
способности
,
а
не
литературные
данные
.
Однако
такая
искусность
должна
служить
намерению
помочь
,
а
не
использоваться
в
аналитической
ситуации
для
эксгибиционистского
развлечения
или
замаскированного
садизма
.
Мой
собственный
опыт
говорит
о
том
,
что
среди
психоаналитиков
лучшими
терапевтами
являются
те
,
что
обладают
чувством
юмора
,
готовы
сострить
и
наслаждаться
искусством
рассказывания
историй
.
Способность
использовать
разговорный
язык
живо
и
экономично
является
весьма
ценным
качеством
,
его
можно
сравнить
с
хорошо
разработанными
руками
хирурга
.
Это
не
может
заменить
клинических
данных
и
знания
анатомии
и
патологии
,
но
сделает
возможным
для
умелого
клинициста
выполнить
операцию
искусно
,
а
не
топорно
.
Глубокий
психоанализ
всегда
болезнен
,
но
неумение
вызывает
излишнюю
и
длительную
боль
.
Иногда
это
может
означать
различие
между
удачей
и
неудачей
.
Искусность
в
вербальном
общении
психоаналитика
также
зависит
от
его
компетенции
при
использовании
молчания
.
Следовательно
,
необходимо
,
чтобы
аналитик
был
способен
быть
терпеливым
.
Требуется
время
для
того
,
чтобы
попять
материал
пациента
;
довольно
часто
важный
смысл
раскрывается
только
после
того
,
как
аналитик
позволит
пациенту
нарисовать
свою
собственную
словесную
картину
в
течение
довольно
большого
периода
времени
.
То
,
что
кажется
реально
значимым
в
первые
пятнадцать
минут
,
может
оказаться
отвлекающим
маневром
или
вторичным
элементом
через
тридцать
минут
.
Позвольте
мне
проиллюстрировать
это
.
Профессора
Х
.,
которого
я
описывал
выше
,
временами
также
мучила
идея
о
вовлечении
его
в
гомосексуальный
акт
.
Частично
это
оказалось
выражением
его
эксгибиционистских
и
скоптофилических
побуждений
.
Кроме
того
,
гомосексуальные
стремления
были
следствием
его
чрезвычайно
сильного
страха
перед
женщинами
и
враждебности
к
ним
.
Во
время
одного
из
сеансов
он
снова
заговорил
о
– 460 –
своей
фантазии
,
что
он
делает
нечто
гомосексуальное
с
мальчиком
допубертатного
возраста
.
В
течение
первых
тридцати
минут
сеанса
мне
казалось
ясным
,
что
ему
хотелось
,
чтобы
с
ним
делал
его
отец
(
когда
он
сам
был
в
этом
возрасте
).
Казалось
,
это
было
связано
с
пассивными
и
активными
анальными
импульсами
.
Это
возникло
незадолго
до
обсуждения
момента
,
но
не
было
полностью
тщательно
проработано
.
Я
размышлял
над
этим
материалом
,
обдумывая
,
как
бы
подойти
к
нему
,
когда
заметил
небольшое
перемещение
материала
.
Пациент
теперь
говорил
об
ужасном
чувстве
стыда
,
возникшего
когда
его
приятели
достигли
пубертатного
возраста
,
когда
появились
волосы
на
лобке
,
пенисы
стали
большими
,
а
голоса
низкими
,
а
он
,
единственный
,
оставался
безволосым
,
с
небольшим
пенисом
и
высоким
звонким
голосом
.
Тогда
он
стыдился
раздеваться
в
одной
комнате
с
ними
,
они
высмеяли
бы
его
как
уродца
.
Теперь
я
понял
,
что
одной
из
важнейших
функций
его
гомосексуальных
фантазий
было
уничтожить
боль
,
вызванную
тем
,
что
он
—
маленький
,
взять
реванш
за
прошлые
унижения
,
а
также
доказать
,
что
он
не
уродец
.
Именно
над
этими
моментами
пациент
и
работал
весьма
продуктивно
на
сеансах
следующей
недели
.
Вместе
с
тем
это
осознание
появилось
у
меня
только
к
концу
того
сеанса
.
И
снова
следует
подчеркнуть
,
что
то
,
что
может
казаться
хорошим
качеством
у
аналитика
,
на
деле
может
оказаться
чем
-
то
совершенно
иным
.
Может
обнаружиться
,
что
терпение
является
скрытым
пассивно
-
садистическим
отношением
к
пациенту
или
ширмой
для
обсессивной
нерешительности
.
Оно
может
также
закрыть
собою
скуку
и
психическую
инертность
аналитика
.
Необходимо
быть