Файл: Гринсон Р.Р. - Техника и практика психоанализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2020

Просмотров: 5068

Скачиваний: 102

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

www.NataHaus.ru 

– 451 – 

 

пациенту

по

 

моему

 

мнению

являются

 

обязательным

а

 

не

 

факультативным

 

требованием

То

 

же

 

верно

 

и

 

в

 

отношении

 

озабоченности

 

затруднениями

 

пациента

Участие

интерес

теплота

все

 

в

 

определенных

 

пределах

жизненно

 

важны

 

для

 

рабочего

 

альянса

Я

 

полагаю

что

 

многие

кто

 

писал

 

о

 

психоаналитической

 

технике

осознавали

 

эти

 

два

 

противоположных

 

отношения

 

между

 

аналитиком

 

и

 

пациентом

но

 

не

 

смогли

 

концептуализировать

 

рабочий

 

альянс

 

как

 

дополнение

 

к

 

неврозу

 

переноса

Например

Фрейд

 

говорил

 

о

 

дружеских

 

аспектах

 

переноса

которые

 

являются

  «

проводником

 

успеха

 

в

 

психоанализе

...» (1912

а

с

. 105). 

В

 

своей

 

работе

 

«

Начало

 

лечения

» 

он

 

утверждает

: «

Можно

 

поплатиться

 

первым

 

успехом

если

 

с

 

момента

 

начала

 

аналитиком

 

была

 

принята

 

какая

-

то

 

другая

 

отправная

 

точка

а

 

не

 

полное

 

сочувствие

 

и

 

понимание

» 

(19136, 

с

. 140). 

Ференци

 

обсуждает

 

вопрос

 

о

 

такте

т

е

то

что

 

аналитик

 

высказывает

 

свою

  «

добрую

 

волю

» 

пациенту

 (19286, 

с

. 90). 

В

 

своей

 

работе

 «

Принципы

 

релаксации

 

и

 

неокатарсиса

» 

Ференци

 (1930) 

описывает

  «

принцип

 

терпимости

», 

на

 

который

 

необходимо

 

опираться

 

при

 

работе

 

с

 

фрустрацией

  (

с

115). 

Опрос

проведенный

 

Гловером

 (1955, 

с

. 308) 

среди

 

британских

 

психоаналитиков

показал

что

 

одна

 

треть

 

полагает

что

 

высказывание

 

позитивного

дружеского

 

отношения

 

к

 

пациентам

 

находится

 

вне

 

«

профессионального

 

интереса

». 

Сходные

 

идеи

 

можно

 

найти

 

в

 

работах

 

других

 

авторов

посвященных

 

вопросам

 

техники

 (

Шарп

, 1930; 

Феничел

, 1941; 

Лоранд

, 1946; 

А

Фрейд

, 1954

а

см

список

 

литературы

). 

 

4.22. 

Черты

 

личности

 

и

 

характера

 

психоаналитика

 

 

То

 

умение

которого

 

требует

 

от

 

аналитика

 

психоаналитическая

 

ситуация

приобретается

 

не

 

только

 

из

 

курса

 

подготовки

 

и

 

опыта

но

 

оно

 

во

 

многом

 

зависит

 

и

 

от

 

его

 

личности

 

и

 

характера

от

 

его

 

темперамента

чувствительности

отношений

привычек

ценностей

 

и

 

интеллекта

Никто

 

не

 

рождается

 

психоаналитиком

и

 

никто

 

вдруг

 

не

 

становится

 

психоаналитиком

как

 

бы

 

счастливо

 

ни

 

складывались

 

обстоятельства

Личный

 

опыт

полученный

 

при

 

прохождении

 

терапевтического

 

психоанализа

  (

даже

 

если

 

он

 

имеет

 

и

 

дидактические

 

цели

), 

является

 

абсолютно

 

необходимой

 

предпосылкой

Природные

 

ка

 

– 452 – 

 

чества

 

и

 

богатство

 

личного

 

опыта

 

могут

 

соединяться

 

с

 

особым

 

талантом

 

к

 

профессии

 

психоаналитика

Но

 

как

 

бы

 

ценен

 

он

 

ни

 

был

таланта

 

самого

 

по

 

себе

 

недостаточно

Аналитическая

 

ситуация

 

предъявляет

 

такие

 

серьезные

 

эмоциональные

 

требования

 

к

 

аналитику

что

если

 

талант

 

не

 

будет

 

поддерживаться

 

анализирующей

 

структурой

 

характера

он

 

может

 

не

 

выдержать

 

испытания

 

временем

Яркость

 

и

 

виртуозность

 

не

 

могут

 

успешно

 

светить

 

на

 

длинном

 

пути

 

психоаналитической

 

терапии

Взаимоотношения

 

между

 

аналитическими

 

навыками

 

и

 

личностными

 

чертами

 

комплексны

а

 

происхождение

 

навыков

 

и

 

черт

 

варьирует

 

от

 

индивидуума

 

к

 

индивидууму

В

 

следующей

 

секции

 

я

 

остановлюсь

 

на

 

мотивациях

 

психоаналитика

которые

 

сложным

 

образом

 

переплетаются

 

с

 

его

 

навыками

 

и

 

чертами

Здесь

 

я

 

могу

 

только

 

лишь

 

попытаться

 

перечислить

 

то

что

 

я

 

считаю

 

основными

 

способностями

и

 

кратко

 

отмечу

 

наиболее

 

типичные

 

особенности

 

прошлой

 

жизни

Один

 

и

 

тот

 

же

 

ис

-

точник

 

может

 

быть

 

родоначальником

 

многих

 

черт

 

и

 

навыков

и

хотя

 

они

 

имеют

 

одно

 

и

 

то

 

же

 

происхождение

эти

 

черты

 

и

 

навыки

 

могут

 

быть

 

неравны

 

по

 

силе

С

 

другой

 

стороны

отдельная

 

черта

 

или

 

умение

 

могут

 

иметь

 

множество

 

дериватов

Читателю

 

рекомендуется

 

прочесть

 

в

 

качестве

 

модели

 

таких

 

исследований

 

часть

 

работ

 

Эрнста

 

Джонса

 

по

 «

Характеру

 

и

 

личности

» 

Фрейда

 (1955, 

с

. 403—434). 

 

4.221. 

Черты

связанные

 

с

 

пониманием

 

бессознательного

 

 

Постоянно

 

продолжающиеся

 

поиски

 

инсайта

 

и

 

понимания

которые

 

являются

 

центральными

 

в

 

психоаналитической

 

терапии

являются

 

дериватами

 

нескольких

 

различных

 

граней

 

личности

 

аналитика

Прежде

 

всего

он

 

должен

 

обладать

 

жизненным

 

интересом

 

к

 

людям

как

 

способу

 

жизни

эмоциям

фантазиям

 

и

 

мыслям

Ему

 

следует

 

иметь

 

испытующий

 

ум

ищущий

 

знаний

причин

 

и

 

происхождений

 

(

Джонс

, 1955, 

с

. 426, 433). 

Энергия

побуждающая

 

человека

 

в

 

этом

 

направлении

исходит

 

из

 

его

 

любопытства

которое

 

должно

 

быть

 

богатым

 

количественно

 

и

 

благожелательным

 

качественно


background image

www.NataHaus.ru 

Слишком

 

маленькое

 

любопытство

 

у

 

аналитика

 

делает

 

его

 

жертвой

 

скуки

слишком

 

сильное

 

любопытство

 

заставит

 

пациента

 

испытывать

 

излишнюю

 

боль

Аналитик

 

зани

 

– 453 – 

 

мается

 

поисками

 

инсайта

 

для

 

того

чтобы

 

дать

 

понимание

 

своим

 

пациентам

а

 

не

 

для

 

собственного

 

скоптофилического

 

и

 

садистического

 

удовольствия

  (

Шарп

, 1930, 1947). 

Это

 

отношение

 

возможно

 

только

 

тогда

когда

 

любопытство

 

не

 

находится

 

более

 

под

 

властью

 

инстинктов

Для

 

того

 

чтобы

 

выслушивать

 

то

как

 

кто

-

то

 

провел

 

день

и

 

не

 

скучать

 

при

 

этом

слушание

 

должно

 

включать

 

в

 

себя

 

и

 

удовольствие

 

от

 

слушания

  (

Шарп

, 1948, 

с

. 120). 

Особая

 

чувствительность

которая

 

помогает

 

аналитику

 

различать

 

неявные

 

комбинации

 

эффектов

 

в

 

модуляции

 

тона

 

и

 

ритма

 

речи

 

пациента

связана

 

с

 

его

 

пониманием

 

музыки

Как

 

мне

 

кажется

люди

 

без

 

слуха

 

не

 

могут

 

быть

 

хорошими

 

терапевтами

Аналитик

 

должен

 

встречать

 

незнакомое

 

в

 

пациенте

странное

 

и

 

эксцентричное

с

 

открытым

 

умом

а

 

не

 

с

 

тревогой

 

или

 

отвращением

Очень

 

полезно

 

быть

 

свободным

 

от

 

ограничений

которые

 

накладывает

 

конвенциальное

 

общество

и

 

быть

 

относительно

 

индифферентным

 

к

 

поверхностным

 

событиям

 

повседневной

 

жизни

Личная

 

жизнь

 

Фрейда

 

демонстрирует

 

эти

 

качества

 

в

 

высшей

 

степени

 

четко

  (

Джонс

, 1955, 1957). 

Аналитик

 

должен

 

быть

 

достаточно

 

знаком

 

со

 

своими

 

собственными

 

бессознательными

 

процессами

 

для

 

того

чтобы

 

смиренно

 

принять

 

то

 

замечание

что

 

он

 

также

возможно

обладает

 

теми

 

же

 

самыми

 

странностями

что

 

и

 

пациент

эти

 

странности

 

часто

 

оказываются

 

тем

что

 

было

 

когда

-

то

 

близко

а

 

потом

 — 

репрессировано

Первоначальной

 

реакцией

 

аналитика

 

на

 

продукцию

 

пациента

 

должна

 

быть

 

восприимчивость

даже

 

если

 

это

 

требует

 

легковерности

Только

 

таким

 

путем

 

можно

 

полностью

 

получить

 

материал

 

пациента

Лучше

 

обмануться

углубившись

 

в

 

продукцию

 

пациента

чем

 

поспешно

 

отвергнуть

 

ее

 

как

 

фальшивую

Способность

 

откладывать

 

приговор

даже

 

если

 

это

 

будет

 

выглядеть

 

как

 

легковерие

делает

 

возможным

 

эмпатировать

 

пациенту

что

в

 

конце

 

концов

может

 

привести

 

к

 

пониманию

 

нижележащих

 

мотивов

В

 

этой

 

связи

 

интересно

 

отметить

что

 

Фрейд

 

был

 

известен

 

как

 

бедный

 «

Меншенкеннер

»

1

 (

Джонс

, 1955, 

с

412, 420). 

Подозрительное

похожее

 

на

 

поведение

 

детектива

отношение

 

приводит

 

к

 

отчуждению

 

от

 

пациента

мешает

 

эмпатии

 

и

 

рабочему

 

альянсу

 (

в

 

этом

 

__________ 

 

1

 

знаток

 

людей

 (

нем

.).  

 

– 454 – 

 

правиле

однако

есть

 

и

 

исключения

При

 

работе

 

с

 

преступниками

 

может

 

быть

 

полезно

 

быстро

 

показать

что

 

аналитик

 

осознает

 

их

 

поведение

см

Айчхори

, 1925; 

Эсслер

, 1950

а

Редл

 

и

 

Винеман

, 1951; 

Гелеорд

1957). 

У

 

аналитика

 

должна

 

быть

 

и

 

некоторая

 

доля

 

скептицизма

но

 

он

 

должен

 

быть

 

и

 

дружеским

Он

 

должен

 

уметь

 

проводить

 

границу

 

между

 

вероятной

 

и

 

правдоподобной

 

реальностью

между

 

возможной

но

 

фантастической

 

реальностью

заблуждением

 

и

 

сознательным

 

обманом

не

 

упуская

 

из

 

виду

 

бессознательных

 

значений

 

искажений

.  

Способность

 

и

 

желание

 

заниматься

 

поисками

 

инсайта

даже

 

когда

 

это

 

причиняет

 

боль

любовь

 

к

 

правде

 

берут

 

начало

 

в

 

ранних

 

оральных

 

интроективных

а

 

также

 

фаллических

 

устремлениях

Люди

которые

 

обладают

 

этим

 

качеством

проявляют

 

независимость

 

ума

 

и

 

интеллектуальное

 

мужество

 

перед

 

лицом

 

нового

неконвенционального

 

и

 

неизвестного

У

 

таких

 

личностей

 

желание

 

понять

 

стало

 

уравновешенной

автономной

 

функцией

  (

Хартманн

, 1951, 1955). 

Если

 

у

 

психоаналитика

 

нет

 

такой

 

способности

у

 

него

 

будут

 

наблюдаться

 

тенденции

 

либо

 

в

 

сторону

 

ограничения

 

инсайта

либо

 

в

 

сторону

 

неправильного

 

использования

 

инсайта

в

 

результате

 

чего

 

появятся

 

ошибки

 

при

 

выборе

 

подходящего

 

времени

такта

 

и

 

дозировки

 

интерпретаций

что

 

вызовет

 

излишнюю

 

боль

 

и

 

унижение

 

пациента

Способность

 

понимать

 

бессознательное

 

другой

 

личности

 

исходит

 

из

 

различных

 

умений

Намного

 

важнее

как

 

я

 

уже

 

показывал

является

 

способность

 

к

 

эмпатии

которая

в

 

сущности

является

 

предсознательным

 

явлением

Некоторые

 

из

 

клинических

динамических

 

и

 

структуральных

 

черт

 

были

 

описаны

 

в

 

секции

 4.211 

как

 

часть

 

искусства

 

аналитика

Здесь

 

я

 

хотел

 

бы

 

порассуждать

 

на

 

тему

 

личностных

 

черт

которые

 

вызывают

 

эмпатию

.  

Эмпатия

 

является

 

формой

 

понимания

 

другого

 

человеческого

 

существа

 

путем

 

временной

 

и

 

частичной

 

идентификации

Для

 

того

 

чтобы

 

достичь

 

этого

аналитик

 

должен

 

на

 

время

 

отказаться

 

от

 


background image

www.NataHaus.ru 

какой

-

то

 

части

 

своей

 

идентичности

а

 

для

 

этого

 

он

 

должен

 

иметь

 

свободный

 

или

 

гибкий

 

образ

 «

Я

». 

Это

 

не

 

следует

 

смешивать

 

с

 

игранием

 

ролей

которое

 

является

 

более

 

сознательным

 

явлением

Это

 

больше

 

похоже

 

на

 

процесс

 «

серьезного

  

воображения

», 

которое

 

переживается

когда

 

человека

 

трогает

 

картина

спектакль

 

или

 

художественное

 

произ

 

– 455 – 

 

ведение

  (

Херес

, 1960; 

Розен

, 1960). 

Это

 

интимная

невербальная

 

форма

 

установления

 

контакта

 

(

Гринсон

, 1960). 

Эмпатия

 

является

 

регрессивным

 

явлением

 

и

 

проявляется

 

в

 

связи

 

с

 

более

 

или

 

менее

 

контролируемыми

 

регрессиями

наблюдающимися

 

у

 

творческих

 

личностей

  (

Крис

, 1952). 

Для

 

того

 

чтобы

 

проявлять

 

эмпатию

аналитик

 

должен

 

быть

 

способен

 

с

 

легкостью

 

использовать

 

эти

 

регрессивные

 

механизмы

 

в

 

целях

 

приобретения

 

вновь

 

чувства

 

эмоциональной

 

близости

 

к

 

пациенту

Для

 

того

 

чтобы

 

эмпатия

 

вознаграждалась

аналитику

 

следует

 

иметь

 

богатый

 

запас

 

своих

 

собственных

 

личных

 

переживаний

которые

 

он

 

смог

 

бы

 

использовать

 

для

 

того

чтобы

 

облегчить

 

себе

 

понимание

 

пациента

Это

 

должно

 

включать

 

в

 

себя

 

знакомство

 

с

 

литературой

поэзией

театром

сказками

фольклором

играми

  (

Шарп

, 1947). 

Все

 

эти

 

составные

 

части

 

способствуют

 

живости

 

воображения

 

и

 

фантазийной

 

жизни

которые

 

бесценны

 

при

 

аналитической

 

работе

Мир

 

воображения

 

человека

будь

 

это

 

театр

музыка

живопись

сказки

 

или

 

сны

 

наяву

дает

 

ощущение

 

причастности

 

к

 

вселенским

 

переживаниям

 

и

 

связывает

 

человечество

 

воедино

Мы

 

ближе

 

друг

 

к

 

другу

 

в

 

этом

чем

 

в

 

наших

 

сознательных

 

действиях

 

или

 

социальных

 

институтах

Этот

 

вид

 

эмоциональной

 

близости

которой

 

требует

 

эмпатия

 

и

 

которую

 

эмпатия

 

дает

развивается

 

у

 

людей

 

в

 

первые

 

месяцы

 

жизни

Она

 

вызывается

 

невербальными

 

действиями

 

матери

ее

 

интонациями

прикосновениями

любовью

 

и

 

заботой

 (

Олден

, 1953, 1958; 

Шафер

, 1959). 

Поскольку

 

эмпатия

 

берет

 

свое

 

начало

 

в

 

самых

 

ранних

 

взаимоотношениях

 

матери

 

и

 

ребенка

она

по

-

видимому

имеет

 

феминный

 

оттенок

 (

Катан

цит

в

 

Гринсон

, 1960; 

Лоевальд

, 1960). 

Для

 

того

 

чтобы

 

у

 

аналитика

 

не

 

было

 

сложностей

 

с

 

эмпатией

он

 

должен

 

прийти

 

к

 

миру

 

со

 

своими

 

материнскими

 

компонентами

Джонс

 (1955) 

называет

 

это

 

ментальной

 

бисексуальностью

 

аналитика

 

В

 

этом

 

смысле

 

эмпатия

 

является

 

способом

 

установления

 

контакта

 

с

 

утраченным

 

объектом

 

любви

 

с

  (

непонятным

непонятым

 

пациентом

Частично

 

это

 

может

 

быть

 

попыткой

 

восстановления

 

утраченного

 

контакта

Как

 

мне

 

кажется

 

по

 

собственному

 

опыту

более

 

всего

 

способны

 

к

 

эмпатии

 

те

 

аналитики

которые

 

преодолели

 

тенденции

 

к

 

депрессиям

 (

в

 

поисках

 

других

 

то

 

– 456 – 

 

чек

 

зрения

 

см

Шарпе

, 1930, 

с

. 17—18). 

Эмпатия

 

предъявляет

 

определенные

 

эмоциональные

 

требования

 

к

 

аналитику

а

 

также

 

требует

 

постоянного

 

самонаблюдения

Аналитик

 

должен

 

быть

 

способен

 

регрессировать

чтобы

 

эмпатировать

 

и

 

затем

 

возвращаться

 

в

 

обычное

 

состояние

 

для

 

того

чтобы

 

анализировать

 

данные

полученные

 

таким

 

образом

и

 

удостовериться

 

в

 

их

 

валидности

Это

 

изменение

 

от

 

интимности

 

эмпатии

 

к

 

дистанции

к

 

отдалению

требующемуся

 

для

 

оценки

характерно

 

для

 

большей

 

части

 

работы

 

психоаналитика

Ригидные

 

обсессивные

 

характеры

 

не

 

позволяют

 

себе

 

эмпатировать

а

 

характеры

 

с

 

подавленными

 

побуждениями

 

будут

 

иметь

 

тенденцию

 

переходить

 

от

 

эмпатии

 

к

 

идентификации

что

 

приведет

 

к

 

отыгрыванию

 

в

 

отношениях

 

с

 

пациентом

Как

 

правило

такие

 

люди

 

не

 

являются

 

подходящими

 

кандидатами

 

для

 

психоаналитического

 

тренинга

 (

Эйзендорфер

, 1959; 

Гринакре

1961; 

Лангер

, 1962; 

Ван

 

дер

 

Дееув

, 1962). 

 

4.222. 

Черты

имеющие

 

отношение

 

к

 

общению

 

с

 

пациентом

 

 

Когда

 

аналитик

 

добивается

 

успеха

 

в

 

понимании

 

пациента

он

 

встает

 

перед

 

проблемой

как

 

эффективно

 

сообщить

 

инсайт

 

пациенту

Способность

 

выбрать

 

подходящее

 

для

 

интерпретации

 

время

проявлять

 

такт

оценивать

 

дозу

 

зависит

 

от

 

разнообразных

 

навыков

некоторые

 

из

 

которых

 

уже

 

обсуждались

Эмпатия

 

с

 

пациентом

клинические

 

данные

а

 

также

 

жизненный

 

опыт

 

вносят

 

свой

 

вклад

облегчая

 

передачу

 

понимания

 

пациенту

В

 

данный

 

момент

однако

я

 

бы

 

хотел

 

ограничить

 

дискуссию

 

теми

 

особыми

 

чертами

которые

 

важны

 

при

 

общении

 

и

 

которые

 

не

 

были

 

затронуты

 

ранее

Искусство

 

беседы

 

с

 

пациентом

 

значительно

 

отличается

 

от

 

социальной

 

беседы

перекрестного

 

опроса

 

или

 

чтения

 

лекций

Ораторское

 

искусство

эрудиция

 

и

 

логика

 

не

 

имеют

 

первостепенной

 


background image

www.NataHaus.ru 

важности

Наиболее

 

существенным

 

элементом

 

является

 

нижележащее

 

отношение

 

терапевтического

 

намерения

Это

 

обязательство

 

помогать

 

пациенту

 

может

 

проявиться

а

 

может

 

и

 

остаться

 

в

 

латенте

но

 

оно

 

присутствует

 

во

 

всех

 

взаимодействиях

 

с

 

пациентом

 

от

 

первого

 

интервью

 

до

 

последнего

Я

 

осознаю

что

 

это

 

спорный

 

момент

но

 

хочу

чтобы

 

 

– 457 – 

 

меня

 

совершенно

 

точно

 

поняли

поняли

 

мою

 

позицию

я

 

полагаю

что

 

только

 

большие

 

люди

пациенты

которые

 

испытывают

 

невротические

 

страдания

могут

 

быть

 

успешно

 

излечены

 

путем

 

психоанализа

Кандидаты

исследователи

научные

 

сотрудники

 

не

 

могут

 

пройти

 

через

 

глубокое

 

аналитическое

 

переживание

несмотря

 

на

 

то

что

 

они

 

способны

 

стать

 

и

 

охотно

 

стали

 

бы

 

пациентами

Параллельно

 

этому

 

утверждению

касающемуся

 

пациентов

я

 

полагаю

что

 

глубокий

 

психоанализ

 

является

 

первым

 

и

 

самым

 

главным

 

методом

 

лечения

 

и

следовательно

может

 

выполняться

 

только

    

терапевтами

людьми

подготовленными

 

и

 

обученными

 

облегчению

 

или

 

лечению

 

невротического

    

заболевания

Я

 

не

 

считаю

что

 

медицинская

 

степень

 

автоматически

 

делает

 

человека

 

терапевтом

 

или

 

отсутствие

 

ее

 

говорит

 

о

 

нетерапевтическом

 

отношении

По

 

моему

 

убеждению

желание

 

аналитика

 

помочь

 

пациенту

присутствующее

 

или

 

находящееся

  

под

 

контролем

,  

является

  

наиболее

 

существенным

   

элементом

,   

который

  

помогает

  

аналитику

  

развить

 

эти

 

неявные

 

сложные

 

навыки

 

общения

необходи

-

мые

 

для

 

психоаналитической

 

работы

Я

 

отсылаю

 

читателя

 

к

 

обсуждению

 

этой

 

проблемы

 

Лео

 

Стоуном

 

(1951), 

а

 

также

 

к

 

работе

 

Гилла

 

Неймана

 

и

 

Редлиха

 (1954), 

их

 

мнения

 

сходны

 

с

 

моим

В

 

поисках

 

других

 

мнений

 

можно

 

обратиться

 

к

 

описанию

 

Джоан

 

Ривиера

 

способа

 

работы

 

Фрейда

цитируемого

 

Джонсом

  

(1955), 

и

 

к

 

работе

 

Эллы

 

Шарпе

 (1930). 

Этот

 

вопрос

 

будет

 

обсуждаться

 

также

 

в

 

секции

 4.23, 

посвященной

 

мотивации

 

аналитика

Искусство

 

передачи

 

инсайта

 

пациенту

 

основывается

 

на

 

способности

 

аналитика

 

переводить

 

в

 

слова

 

те

 

мысли

фантазии

 

и

 

чувства

которые

 

пациент

 

не

 

полностью

 

осознает

и

 

представлять

 

их

 

в

 

таком

 

виде

чтобы

 

пациент

 

мог

 

принять

 

их

 

как

 

свои

 

собственные

Аналитик

 

также

 

должен

 

одновременно

 

с

 

этим

 

осуществлять

 

перевод

 

своего

 

собственного

 

словаря

 

на

 

живой

 

язык

 

пациента

Или

более

 

точно

аналитик

  

должен

  

использовать

  

некоторый

 

сегмент

 

языка

 

пациента

если

 

он

 

хочет

чтобы

 

пациент

 

эмоционально

 

переживал

 

момент

 

интерпретации

Например

я

 

уже

 

ранее

 

ссылался

 

на

 

случай

 

профессора

 X., 

который

 

страдал

 

некоторой

 

формой

 

страха

Обычно

 

его

 

ежедневный

 

словарь

 

был

 

высокообразован

 

– 458 – 

 

ным

 

и

 

культурным

На

 

одном

 

из

 

сеансов

 

его

 

ассоциации

связанные

 

со

 

сновидениями

показали

 

мне

что

 

он

 

борется

 

с

 

чувствами

 

унижения

которые

 

мучили

 

его

когда

 

он

 

был

 

маленьким

 

мальчиком

в

 

возрасте

 

4—7 

лет

На

 

аналитическом

 

сеансе

 

его

 

чувства

 

сконцентрировались

главным

 

образом

вокруг

 

его

 

ощущения

 

стыда

 

и

 

замешательства

когда

 

он

 

был

 

приглашен

 

на

 

состоявшийся

 

недавно

 

вечер

где

 

произнес

 

короткую

 

речь

и

 

когда

 

его

 

жена

 

взглянула

 

на

 

него

 

так

будто

 

он

 

стоит

 

голый

 

в

 

ванной

Я

 

хотел

чтобы

 

он

 

осознал

 

специфическое

 

качество

 

стыда

который

 

владел

 

им

 

во

 

всех

 

ситуациях

Я

 

сказал

 

ему

: «

Когда

 

вы

 

были

 

введены

 

на

 

вечер

когда

 

вы

 

говорили

 

речь

 

и

 

когда

 

вы

 

стояли

 

обнаженным

 

перед

 

вашей

 

женой

 

в

 

ванной

вы

 

более

 

не

 

были

 

профессором

 X., 

или

 

даже

 

Джоном

 X., 

вместо

 

этого

 

вы

 

стали

 

«

пиачар

»*. 

Я

 

использовал

 

это

 

слово

 

потому

что

 

его

 

мать

 

имела

 

привычку

 

так

 

называть

 

его

чтобы

 

выразить

 

свое

 

презрение

когда

 

его

 

штанишки

 

оказывались

 

мокрыми

Этот

 

инсайт

 

попал

 

в

 

цель

пациент

 

сначала

 

был

 

захвачен

 

врасплох

но

 

затем

 

живо

 

вспомнил

 

несколько

 

инцидентов

когда

 

он

 

чувствовал

 

себя

 

как

  «

пишер

». 

Это

 

не

 

было

 

ни

 

интеллектуальным

 

упражнением

ни

 

поверхностной

 

уступчивостью

Пациент

 

пережил

 

вновь

 

тот

 

ужасный

 

стыд

 

быть

 

«

пишер

», 

а

 

также

 

свою

 

злобу

 

на

 

мать

которая

 

так

 

унижала

 

его

На

 

этом

 

сеансе

 

он

 

не

 

чувствовал

 

никакой

 

враждебности

 

ко

 

мне

топ

 

моего

 

голоса

когда

 

я

 

давал

 

интерпретацию

был

 

особенно

 

мягким

Это

 

было

 

так

 

потому

что

 

я

 

чувствовал

что

 

слово

 «

пишер

» 

было

 

чрезвычайно

 

болезненным

 

для

 

него

На

 

следующих

 

сеансах

когда

 

он

 

вспоминал

 

мою

 

интерпретацию

он

 

вычеркивал

 

из

 

памяти

 

мой

 

осторожный

 

топ

 

и

 

действительно

 

злился

 

на

 

меня

Если

 

мы

 

посмотрим

 

события

 

этого

 

сеанса

то

 

увидим

что

 

у

 

меня

 

было

 

несколько

 

возможных

 

путей

 

для

 

интерпретации

Я

 

выбрал

 

слово

  «

пишер

», 

потому

 

что

 

оно

 

было

 

в

 

тот

 

момент

 

для

 

него

 

наиболее

 

заряжено

 

фантазиями

было

 

наиболее

 

ярким

 

и

 

он

казалось

был

 

готов

 

встать

 

лицом

 

к

 

лицу

 

с

 


background image

www.NataHaus.ru 

ним

Это

 

было

 

его

 

слово

унаследованное

 

от

 

его

 

матери

теперь

 

оно

 

стало

 

частью

 

его

 

личного

 

языка

оно

 

было

 

живое

 

и

 

реальное

 (

см

Ференци

, 1911; 

Стоун

, 1954

а

). 

Мой

 

мягкий

 

тон

 

был

 

по

__________ 
 

«

пишер

» — 

пиписька

 (

идиш

). 

Англ

эквивалент

 

слова

 «

писслер

». 

 

– 459 – 

 

пыткой

 

смягчить

 

ту

 

боль

которую

 

я

 

мог

 

причинить

Я

 

был

 

уверен

что

 

это

 

будет

 

ударом

но

 

я

 

не

 

хотел

чтобы

 

он

 

был

 

чересчур

 

болезненным

Что

 

может

 

облегчить

 

выбор

 

правильного

 

слова

 

или

 

языка

То

 

же

что

 

облегчает

 

работу

 

рассказчика

юмориста

 

или

 

сатирика

Я

 

бы

 

подчеркнул

что

 

при

 

этом

 

важнее

 

вербальные

 

хорошие

 

способности

а

 

не

 

литературные

 

данные

Однако

 

такая

 

искусность

 

должна

 

служить

 

намерению

 

помочь

а

 

не

 

использоваться

 

в

 

аналитической

 

ситуации

 

для

 

эксгибиционистского

 

развлечения

 

или

 

замаскированного

 

садизма

Мой

 

собственный

 

опыт

 

говорит

 

о

 

том

что

 

среди

 

психоаналитиков

 

лучшими

 

терапевтами

 

являются

 

те

что

 

обладают

 

чувством

 

юмора

готовы

 

сострить

 

и

 

наслаждаться

 

искусством

 

рассказывания

 

историй

Способность

 

использовать

 

разговорный

 

язык

 

живо

 

и

 

экономично

 

является

 

весьма

 

ценным

 

качеством

его

 

можно

 

сравнить

 

с

 

хорошо

 

разработанными

 

руками

 

хирурга

Это

 

не

 

может

 

заменить

 

клинических

 

данных

 

и

 

знания

 

анатомии

 

и

 

патологии

но

 

сделает

 

возможным

 

для

 

умелого

 

клинициста

 

выполнить

 

операцию

 

искусно

а

 

не

 

топорно

Глубокий

 

психоанализ

 

всегда

 

болезнен

но

 

неумение

 

вызывает

 

излишнюю

 

и

 

длительную

 

боль

Иногда

 

это

 

может

 

означать

 

различие

 

между

 

удачей

 

и

 

неудачей

Искусность

 

в

 

вербальном

 

общении

 

психоаналитика

 

также

 

зависит

 

от

 

его

 

компетенции

 

при

 

использовании

 

молчания

Следовательно

необходимо

чтобы

 

аналитик

 

был

 

способен

 

быть

 

терпеливым

Требуется

 

время

 

для

 

того

чтобы

 

попять

 

материал

 

пациента

довольно

 

часто

 

важный

 

смысл

 

раскрывается

 

только

 

после

 

того

как

 

аналитик

 

позволит

 

пациенту

 

нарисовать

 

свою

 

собственную

 

словесную

 

картину

 

в

 

течение

 

довольно

 

большого

 

периода

 

времени

То

что

   

кажется

 

реально

 

значимым

 

в

 

первые

 

пятнадцать

 

минут

может

 

оказаться

 

отвлекающим

  

маневром

 

или

 

вторичным

 

элементом

 

через

 

тридцать

 

минут

.  

Позвольте

 

мне

 

проиллюстрировать

 

это

Профессора

 

Х

., 

которого

  

я

  

описывал

  

выше

временами

 

также

 

мучила

 

идея

 

о

 

вовлечении

 

его

 

в

 

гомосексуальный

 

акт

Частично

 

это

 

оказалось

 

выражением

 

его

 

эксгибиционистских

 

и

 

скоптофилических

 

побуждений

Кроме

 

того

гомосексуальные

  

стремления

  

были

  

следствием

   

его

 

чрезвычайно

 

сильного

 

страха

 

перед

 

женщинами

 

и

 

враждебности

 

к

 

ним

Во

 

время

 

одного

 

из

 

сеансов

 

он

 

снова

 

заговорил

 

о

 

 

– 460 – 

 

своей

 

фантазии

что

 

он

 

делает

 

нечто

 

гомосексуальное

 

с

 

мальчиком

 

допубертатного

 

возраста

В

 

течение

 

первых

 

тридцати

 

минут

 

сеанса

 

мне

 

казалось

 

ясным

что

 

ему

 

хотелось

чтобы

 

с

 

ним

 

делал

 

его

 

отец

 (

когда

 

он

 

сам

 

был

 

в

 

этом

 

возрасте

). 

Казалось

это

 

было

 

связано

 

с

 

пассивными

 

и

 

активными

 

анальными

 

импульсами

Это

 

возникло

 

незадолго

 

до

 

обсуждения

 

момента

но

 

не

 

было

 

полностью

 

тщательно

 

проработано

Я

 

размышлял

 

над

 

этим

 

материалом

обдумывая

как

 

бы

 

подойти

 

к

 

нему

когда

 

заметил

 

небольшое

 

перемещение

 

материала

Пациент

 

теперь

 

говорил

 

об

 

ужасном

 

чувстве

 

стыда

возникшего

 

когда

 

его

 

приятели

 

достигли

 

пубертатного

 

возраста

когда

 

появились

 

волосы

 

на

 

лобке

пенисы

 

стали

 

большими

а

 

голоса

 

низкими

а

 

он

единственный

оставался

 

безволосым

с

 

небольшим

 

пенисом

 

и

 

высоким

 

звонким

 

голосом

Тогда

 

он

 

стыдился

 

раздеваться

 

в

 

одной

 

комнате

 

с

 

ними

они

 

высмеяли

 

бы

 

его

 

как

 

уродца

Теперь

 

я

 

понял

что

 

одной

 

из

 

важнейших

 

функций

 

его

 

гомосексуальных

 

фантазий

 

было

 

уничтожить

 

боль

вызванную

 

тем

что

 

он

 — 

маленький

взять

 

реванш

 

за

 

прошлые

 

унижения

а

 

также

 

доказать

что

 

он

 

не

 

уродец

Именно

 

над

 

этими

 

моментами

 

пациент

 

и

 

работал

 

весьма

 

продуктивно

 

на

 

сеансах

 

следующей

 

недели

Вместе

 

с

 

тем

 

это

 

осознание

 

появилось

 

у

 

меня

 

только

 

к

 

концу

 

того

 

сеанса

И

 

снова

 

следует

 

подчеркнуть

что

 

то

что

 

может

 

казаться

 

хорошим

 

качеством

 

у

 

аналитика

на

 

деле

 

может

 

оказаться

 

чем

-

то

 

совершенно

 

иным

Может

 

обнаружиться

что

 

терпение

 

является

 

скрытым

 

пассивно

-

садистическим

 

отношением

 

к

 

пациенту

 

или

 

ширмой

 

для

 

обсессивной

 

нерешительности

Оно

 

может

 

также

 

закрыть

 

собою

 

скуку

 

и

 

психическую

 

инертность

 

аналитика

Необходимо

 

быть